Что означает слово предтечи в православии

Предтеча Господа

Он был аскетом, круглый год ходил в одежде, сделанной из грубой верблюжьей шкуры, и, подпоясавшись кожаным поясом, питался диким медом и акридами. Он обличал грешников и призывал их к покаянию. Первым увидел в Иисусе Сына Божиего и объявил об этом народу. В нем верующие видели воплощение пророка Илии. Как вы догадались, речь пойдет об Иоанне Крестителе.

Что означает слово предтечи в православии

…Иоанн был истинным подарком Господа своим родителям – священнику Захарии и его жене Елисавете Праведной. Ведь он родился тогда, когда им казалось, что они до конца дней своих останутся бездетными.

Однажды, когда священник Захария служил в Иерусалимском Храме, ему явился Архангел Гавриил и сообщил, что его престарелая жена скоро родит ему сына. И сын его «будет велик пред Господом… И предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 15–17). Захария слова Архангела услышал, но не поверил ему, и за свое неверие был наказан немотой…

А когда у Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа назвала его Иоанном, хотя у нее в роду не было ни одного родственника с таким именем. И когда немого Захарию спросили, как он хочет назвать своего сына, тот тоже написал на дощечке имя: Иоанн. И в тот же миг вновь обрел дар речи.

Слуги царя Ирода, не найдя Иоанна, ворвались в Иерусалимский Храм и стали пытать священника Захарию, пытаясь через него выведать, где скрывается Иоанн. Захария ничего им не сказал и по приказу Ирода был убит в храме у алтаря… Через 40 дней после его смерти скончалась и его супруга – Елисавета.

Что означает слово предтечи в православии

…Иоанн остался без родителей. Возможно, его вырастили родственники – члены религиозной суровой и аскетичной секты ессеев. Ясно одно: Господь хранил Иоанна для великой, предначертанной только ему одному миссии. Постом и молитвой, суровой аскезой, питаясь лишь диким медом и акридами (плодами хлебного, или рожкового, дерева; его ели лишь одни бедняки и аскеты, его добавляли в корм скоту – Ред.), готовил себя Иоанн к великому служению.

И наконец пришло его время. Служение, выпавшее на долю Иоанна от Господа, включало в себя, если так можно выразиться, три составляющие. Первая – обличать грехи людские, призывая людей к покаянию: «И он походил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3, 3). Второй элемент служения как бы вытекал из первого: раскаявшихся грешников Иоанн крестил, погружая их в воды реки Иордан. Омовение являлось символом очищения от грехов: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 5).

Что означает слово предтечи в православии

Недаром Иоанна назвали Предтечей. Он был послан предварить приход Спасителя мира, подготовить народ к Его появлению, как первые лучи зари предвосхищают солнечное утро. Неслучайно в Евангелии от Иоанна сказано об Иоанне Крестителе: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1, 8).

Велико для Церкви и всех верующих значение Иоанна Крестителя. Ведь благодаря ему возникло Таинство Крещения как необходимое условие вхождения в христианскую Церковь. Именно Иоанн был тем первым человеком, кто увидел в Иисусе Мессию и указал на него всему народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; Сей есть, о Котором я сказал: За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня; Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29–31). Кстати, услышав эти слова Иоанна, двое его учеников присоединились к Иисусу Христу и пошли за Ним. Это были апостолы Иоанн Богослов и Андрей, брат Симона Петра.

Сам же Христос, говоря об Иоанне Крестителе, особо выделил его: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. Он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11, 11–14).

Иоанново Крещение стало прообразом Крещения христианского. Это первое и очень значимое в жизни христианина Таинство. Интересно, что в греческих текстах Евангелия слово «крещение» буквально означает «погружение». Но, когда Священное Писание переводилось на славянский, святые Кирилл и Мефодий выбрали для определения этого таинства иное слово – с корнем «крест», тем самым наполнив его особенным смыслом и напоминая нам о жертве на Кресте, которую Христос принял, искупая грехи всего человечества.

Что означает слово предтечи в православии

Вот как Евангелие описывает Крещение Спасителя: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды – и се отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17).

К сожалению, это была первая и, возможно, единственная встреча Иисуса с Иоанном в их земной жизни. Иоанн выполнил свою миссию, и вскоре Господь призвал его к себе. Его кончина и события, предшествовавшие ей, подробно представлены и в литературе, и в живописи.

Известно, что и после Крещения Иоанн продолжал обличать грехи людей, призывая их покаяться. В частности, он обвинил одного из правителей Галилеи – Ирода Антипу – в нарушении заповедей Моисея: Антипа отнял у своего брата Ирода Филиппа жену Иродиаду и стал сожительствовать с ней в грехе. Иоанн призвал Ирода Антипу покаяться и вернуть жену своему брату. За это Ирод приказал схватить Крестителя и заключить его в тюрьму.

Что означает слово предтечи в православии

Там он и находился, когда однажды Саломея, дочь Иродиады, в день рождения Ирода Антипы танцевала перед ним и его гостями и так угодила правителю, что Ирод пообещал в награду выполнить любую ее просьбу. По наущению своей матери Иродиады, ненавидевшей Крестителя, Саломея попросила голову Иоанна. Говорят, Ирод опечалился этой просьбе, потому как уважал Иоанна как пророка и философа. Но побоялся на глазах у гостей нарушить собственную клятву и послал своего оруженосца в тюрьму. Тот исполнил приказание повелителя: отрубил Иоанну Крестителю голову и принес ее на блюде Саломее. А та передала голову своей матери…

…Непросто быть первым. Для этого требуется особое мужество и сила духа. И потому на долю тех, кто идет впереди, выпадают тяжкие испытания и трагическая судьба.

Кстати, на долю мощей Иоанна Крестителя выпало не меньше испытаний, чем на долю Иоанна Предтечи-человека. Рассказ о них, несомненно, заслуживает отдельной статьи. Здесь же о судьбе мощей Иоанна Предтечи скажем лишь вкратце.

Что означает слово предтечи в православии

Цепь тяжких испытаний, обретений и таинственных исчезновений выпала на долю отрубленной головы Иоанна Крестителя. Известно, что питавшая дикую ненависть к Иоанну живому, Иродиада надругалась над его головой: она колола ее кинжалом, а потом закопала где-то в «безчестном месте» на территории своего дворца. Но жена царского управителя благочестивая христианка Иоанна подсмотрела за Иродиадой, а затем тайком в ночи вырыла голову Иоанна, поместила ее в глиняный сосуд с елеем и закопала в тайном месте на Елеонской горе.

Через много лет сосуд с головой Иоанна был найден, когда благочестивый вельможа Иннокентий решил построить на этой части Елеонской горы церковь. Когда стали рыть землю под фундамент, тогда и наткнулись на сосуд с головой Крестителя.

Что означает слово предтечи в православии

С тех пор глава Иоанна на протяжении тысячелетия то исчезала, то появлялась вновь. Она переходила из рук в руки, ее прятали, перевозили с места на место. Где только она ни побывала: в сирийском городе Емесе, Константинополе, в турецком городе Команы…

Считается, что в итоге глава Иоанна Предтечи была разделена на несколько частей и теперь хранится в разных городах. Большая ее часть находится в главном соборе французского городка Амьен на севере Франции. Реликвия представляет собой человеческое лицо, только без нижней челюсти, лежащее на серебряном блюде и прикрытое стеклянным защитным колпаком.

Правда, католики пытаются доказать, что глава Иоанна Предтечи находится у них и хранится в Риме в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капито. А мусульмане столь же горячо доказывают, что глава Иоанна Крестителя хранится в мечети Омейядов в Дамаске. На обладание главой Иоанна Предтечи претендует и коптский монастырь Святого Макария в Вади Натруне. И, наконец, сообщалось, что в августе 2010 года в Болгарии, на острове Святой Иван близ Созополя, в ходе археологических раскопок найден ящичек с восемью лицевыми костями, по краю которого шла надпись: «Господи, спаси раба твоего Фому. Святому Иоанну, июнь, 24». Болгарские археологи и священники утверждают, что эти кости – часть главы Иоанна Крестителя.

Что означает слово предтечи в православии

Святой Лука, как и планировал, привез десницу Крестителя в Антиохию, где она мирно хранилась тысячу лет. После падения города реликвию сначала переправили в древнегреческий город Халкидон, а позже – в Константинополь. Вероятно, немало священных реликвий рано или поздно собралось бы в стенах Великого города, если бы в 1453 году Константинополь не захватили турки-османы султана Мехмеда II. Десницу Крестителя спешно переправили на остров Родос, но, когда и он пал под турецким напором, святыня нашла себе убежище на Мальте, где и находилась почти три века.

Позже, уже в конце XVII столетия, мальтийские рыцари подарили десницу Иоанна российскому императору Павлу I, который к тому моменту стал великим магистром Мальтийского ордена. По приказу императора для десницы Крестителя изготовили специальный золотой ковчег, и она хранилась в царской семье – сначала в Гатчине, потом в Санкт-Петербурге.

Когда в 1917 году в России началась кровавая смута, священную реликвию поспешно вывезли за пределы страны: сначала в Скандинавию, потом в Сербию и наконец в Черногорию. Почти десять лет, с 1941 по 1951 годы, десница Иоанна Крестителя тайно хранилась в монастыре Святого Василия Острожского, пока однажды за ней не явились югославские чекисты. Какое-то время считалось, что десница Предтечи пропала, но в 1993 году Цетинский игумен Марк (Каланья) и епископ Даниил отыскали ее в Государственном хранилище исторического музея города Цетинье.

С тех пор десница Иоанна Крестителя хранится в Цетинском мужском монастыре. На реликвии отсутствуют два пальца – средний и мизинец. У них своя история. Мизинец сначала хранился в храме Святого Пророка Иоанна Крестителя в Студийском монастыре, но, когда турки захватили Константинополь, мизинец оказался в собрании святынь султана и ныне хранится в Оттоманском музее в Стамбуле. Средний палец тоже попутешествовал немало: сначала его преподнесли в подарок никейскому императору Феодору I Ласкарю, затем какое-то время он находился в сербском монастыре Жича, пока не оказался в Риме у Папы Пия II. А тот отправил его в свой родной город Сиену, где палец Крестителя и сейчас хранится в храме Святой Марии Сиенской.

Источник

Иоанн Предтеча и Креститель Господень

Начало проповеди Иоанна Крестителя, по словам евангелиста Луки, относится к 15 г. царствования Тиверия, в прокуратурство над Иудеей Понтия Пилата и в правление Галилеей Ирода Антипы. Первоначальным местом проповеди Иоанна была пустыня Иудейская, впоследствии берега Иордана, преимущественно Вифавара и Еннон. Увещевая народ к покаянию и исправлению греховной жизни, Иоанн проповедовал ему, что крещение водой, совершаемое им, есть только приготовление к принятию Мессии и что Мессия, имеющий вскоре явиться, есть больший его, Иоанна Крестителя. И вот Господь Иисус Христос, Агнец Божий, хотя и безгрешный, но берущий на Себя грехи мира, приходит вместе с другими на берег Иордана и требует крещения от руки Иоанновой, дабы, как сказал Он, исполнить всякую правду ( Мф. III, 15 ). Суровый проповедник пустыни, видя грядущего к нему Иисуса, указал на него народу и ученикам своим как на Агнца Божия, вземлюшрго грехи мира.

Евангелисты Матфей ( Мф.III, 13–17 ) и Марк ( Мк.I, 9–11 ) подробно передают обстоятельства, предшествовавшие крещению Господа от Иоанна в Иордане и последовавшие за оным. Засвидетельствовав затем о Христе, как об истинном Сыне Божием и Спасителе мира и пред народом ( Ин. I, 15–18 ), и перед священниками и левитами ( Ин.I, 19–28 ), и перед учениками своими ( Ин.I, 35–37 ), Иоанн продолжал свое высокое служение в духе и силе Илии ( Лк. I, 17 ), являя при сем глубочайшее смирение. Он до того проникся смирением, что считал себя недостойным развязать ремень у обуви Его ( Ин. I, 27 ).

О посольстве от Иоанна из темницы двух учеников к Иисусу Христу мы читаем в Евангелии от Матфея ( Мф.XI, 2–6 ) и от Луки ( Лк.VII, 18–23 ), и по отшествии посланных Господь назвал его большим, чем были все пророки во Израиле: из рожденных женами, сказал Он, нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя ( Лк. VII, 28 ).

Память великого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна св. Церковь совершает семь раз в году, а именно: 23 сентября – в честь его зачатия, 24 июня – в день его рождения, 29 августа – в день усекновения его главы, 7 января – на другой день Крещения Господня, 24 февраля – в память первого и второго обретения его главы, 25 мая – в память третьего обретения его главы и 12 октября – в память перенесения из Мальты в Гатчину, в 1799 г., десной руки его.

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Источник

Что означает слово «предтеча», и как оно связано с параллельными мирами Вселенной

Что означает слово предтечи в православии

Каждый человек, имеющий какое-либо отношение к православию или католичеству, слышал об Иоанне Предтече, крестившем Иисуса Христа в священных водах реки Иордан.

И все же само понятие «предтеча» используется в нашей речи крайне редко, и мало кто знает, что оно означает. Некоторые трактовки способны удивить.

Известно, что само слово произошло от старославянского глагола «пръдътечи», который обозначает «течь впереди, предварять», и греческого prodromos – двигаться перед чем-либо. Таким образом, бабка, пролезшая вперед без очереди, вполне может зваться «предтечей». Так же, как и «тумаки», щедро розданные шефом в преддверии отпуска. Но забудем про «бытовуху».

Книжная интерпретация характеризует это существительное как лицо или явление, послужившее началом или предвестием определенного события.

У всех христиан термин ассоциируется непосредственно с именем Иоанна Крестителя – ближайшего предшественника Сына Божьего. Это толкование до сих пор является основным.

Кто такой Иоанн Креститель

В христианстве Иоанн Креститель признан одним из самых чтимых святых после Богородицы. Это, прежде всего, связано с благоговейным и уважительным отношением Христоса, который указывал на него не только, как на своего предтечу, но и отмечал удивительную чистоту его души и помыслов.

Отказывая себе во всем, соблюдая строгий пост и умеренность в мыслях и словах, он стал образом идеального аскета и скитника. Явление миру на рубеже Ветхого и Нового Заветов определило его величие с точки зрения православия.

Невзирая на подвижнический путь и вклад в развитие христианства, о жизни Предтечи известно немного. Основная информация содержится в канонических изданиях Евангелия, а также в сочинениях легендарного историка Иосифа Флавия.

Согласно рассказам евангелиста Луки, святой появился в простой и довольно бедной семье священника Захарии и праведницы Елисаветы. Она, правда, приходилась родственницей той самой Деве Марии. По легенде, архангел Гавриил предстал перед священнослужителем в храме, возвестив о появлении у него сына, которому уготовано великое будущее. Захария не поверил ему – ведь пара долгие годы оставалась бесплодной – за что был наказан немотой. К мужчине вернулся дар речи лишь после письменного согласия назвать младенца Иоанном. Это шло вразрез с устоявшимися семейными традициями. Предполагается, что местом рождения пророка является Эйн-Карем – предместье Иерусалима. Сейчас там находится церковь, возведенная в его честь.

Захария трагически погиб во времена печально известного избиения младенцев в Вифлееме, отказавшись выдать местонахождения своего наследника. В итоге Елисавета убежала в горы. Предание гласит, что горный массив разверзся перед путниками, как только женщина обратилась к нему за помощью.

Детские и юношеские годы Креститель провел в пустыне, ведя монашеский образ жизни. Питался он акридами (вид растительной пищи, которая была в почете у самых бедных слоев населения) и диким медом, носил грубое одеяние из верблюжьей шерсти, подпоясанное кожаным ремнем.

Начиная с тридцатилетнего возраста, праведник нес в народ Слово Божье, призывая людей покаяться в своем грехопадении и следовать добродетельной жизни. За отпущение грехов путем омовения в реке, а также как человека, крестившего таким образом Иисуса Христа, провидца нарекли «Крестителем».

«Предтечей» (предвестником Богоизбранника) Иоанна впервые назвал гностик Гераклеон, интерпретировавший в своих трудах Евангелие от Луки и Иоанна. Позже, христианский писатель Климент Александрийский и греческий ученый Ориген Адамант согласились с таким обозначением. Так, имя «Иоанн Предтеча» стало популярным среди почитателей. На Западе чаще всего используется первый вариант, на Руси же пророка называли Иваном Самокрестителем.

На территории Москвы до сих пор действует Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Он был основан в XV веке как мужской скит и признан самой старинной обителью столицы.

История усекновения главы святого

Пресекая на корню любое проявление пороков, присущих человеку, Иоанн порицал тетрарха Галилеи (тот, кто наследует часть государства и является одним из четырех полноправных правителей) Ирода Антипу. Кроме того, избранник обличил жесткое нарушение еврейского обычая, во время которого Ирод Антипа отнял жену Иродиаду у своего брата Ирода Филиппа. Хотя кто в данном случае стал инициатором грехопадения – большой вопрос. История показывает, что строптивая красавица была далеко не благочестивой.

Не примирившись с открытой критикой в свой адрес, злопамятная женщина вынудила нового супруга заключить Крестителя в крепость Махерон. Впрочем, казнить праведника Ирод Антипа побоялся, поскольку Иоанн Предтеча уже успел стать одним из самых почитаемых пророков Иерусалима.

Затаив обиду, дама все-таки дождалась подходящего случая для мести. В один из дней рождения правителя было организовано пышное празднество для представителей знати. Во время пира, желая угодить чиновнику, перед гостями выступила ее дочь Саломея. Волнующий танец настолько пришелся по вкусу вельможам, что государь пообещал исполнить любое желание девушки. Уступая просьбе матери, девица попросила доставить ей голову Иоанна Крестителя на серебряном блюде. Как на беду, именно в этот раз Ирод Антипа решил сдержать свое слово. Не прошло и дня, как в темницу к святому был направлен палач, который и совершил усекновение.

Справедливости ради следует сказать, что коварная Иродиада закончила свои дни вместе с мужем в Галлии в нищете и безвестности.

Современное значение понятия

На данный момент существует диаметрально противоположная трактовка этого слова, не имеющая никакого отношения к известному постнику.

Вопрос, кто же такие предтечи, связан с параллельными мирами. Некоторые искренне верят в то, что они были населены некой древней цивилизацией. Она, конечно же, превосходила человечество не только уровнем развития технологий, но и восприятия Вселенной и всего Сущего.

Считается, что они есть не что иное, как само необъятное Космическое Пространство, которое, в свою очередь, называют Хаосом. Здесь совершенно другое понимание Добра и Зла. Задачей ее посланников является создание красоты окружающего мира с помощью своего сознания. Эта мысль для нас не нова, но так называемые «предтечи» могли еще и новые Души из Макромира привлекать. Каким образом они это осуществляли – остается загадкой. Речь же цивилизации была построена на произношении гласных звуков и вибраций, связанных с различной тональностью.

Говорят, что эту область изучают с помощью научных и метафизических исследований, которые, в основном, зиждутся на попытках уловить определенный «шум» для последующего его объяснения.

Однако не стоит пытаться поймать «странные помехи» посредством радио или телевизора в надежде связаться с гостями «по ту сторону». Помните, что пока это лишь досужие вымыслы: что-то вроде очередной виртуальной Вселенной, созданной поклонниками фэнтези. Ведь никаких академических доказательств или хотя бы экспериментов в этом направлении представлено не было.

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

Иоанн Креститель

I) Детство и юношеские годы Иоанна Крестителя. Сведения об этом периоде жизни передает нам один св. Лука, который, надобно заметить, даже и начинает свое Евангелие с Иоанна Крестителя, как предтечи Господня. В первых стихах первой главы он подробно говорит о явлении Ангела Захарии с радостною вестью о том, что престарелая жена его Елисавета родит ему сына, которого он назовет Иоанном (с еврейского – малость Божия) и который будет велик пред Господом. От чрева матери он исполнится Духа Святого обратит многих из сынов Израилевых ко Господу Богу их, предыдет пред Ним (Спасителем) в духе и силе Илии, чтобы приготовить Ему путь ( Лк.1:5–17 ). Также подробно говорит он потом о его рождении и обрезании ( Лк.1:57–66 ст.), причем приводить хвалебную песнь Захарии, в которой он – Захария – прославляет величие нашего спасения чрез обетованного Мессию и указывает назначение сына своего – быть предтечею Господа ( Лк.1:67–79 ст.). Повествование оканчивается хотя и кратким, но весьма важным замечанием Евангелиста о развитии и жизни Иоанна до времени общественного служения его в качестве предтечи Господня: отроча же растяше и крепляшеся духом: и бе в пустынях, до дне явления своего ко Израилю (ст. Лк.1:80 ). Из этих слов видно, что жизнь и развитие Иоанна шли не обычным путем: он жил в пустынях. Но где же были эти пустыни? Когда Иоанн поселился в них и не находился ли он там под чьим-либо влиянием?

Когда Иоанн удалился в пустыню, – ничего нельзя сказать определенно. Ориген (horn. 11), Амвросий и другие относят это к самому раннему детству. Никифор Каллист (Церк. Ист. 14, 1) и Бароний сообщают, будто Елисавета бежала в пустыню с Иоанном от преследования Ирода; но ни эти старинные писатели, ни позднейшие ученые исследователи не придают этому легендарному преданию никакого значения. Что же касается того мнения, будто Иоанн сблизился с жившими в этой пустыне (Plin. Hist. nat. 5, 17) ессеями и учился у них (Paulus Exeg. Handb. I, 136; Gfr&#246rer, Gesch. d. Urchrist. III; Haupt Meyer), то это мнение прямо опровергается евангельским текстом, по которому духовное развитие Предтечи исключительно приписывается непосредственному воздействию на него Самого Бога. Но если даже и допустить правдивость такого мнения, все-таки надобно будет согласиться, что он ничему от них не научился, потому что представляет собою совершенную противоположность ессеям. Последние, как известно, не верили в пришествие Мессии, между тем жизнь и душу Иоаннова учения составляло ожидание Мессии и приготовление людей к принятию Его. На тело ессеи смотрели, как на темницу души и причину всякого греха; Иоанн же своим призывом к покаянию ясно даст видеть, что причина греха в злой воле человека. Ессеи держались платоновских идей (ср. Иос. Флавия, О войн. иуд. 2, 8); – у Иоанна, напротив, все иудейское. Ессеи жили вдали от человеческих обществ и предавались мечтательности; – Иоанн смело идет в народ и до самого конца деятельности своей проводит жизнь среди него. Аскетическая жизнь св. Иоанна всего ближе и естественнее объясняется тем, что он был назорей, от чрева матери своей посвященный Богу ( Лк.1:15 ), а не из ессейства. По близости места обитания, св. Иоанну только не могла быть неизвестною уединенная жизнь ессеев, их обычаи, точно так же, как известны ему были и другие религиозные иудейские толки с их особенностями; но он ни от кого и ничего не заимствовал. Промыслу угодно было, чтобы он возрос вдали от мира, вне всякого влияния. Покорный одному водительству промысла Божия, Иоанн провел юные годы свои в пустыне до дне явления своего Израилю ( Лк.1:80 ), – дабы свидетельство его о Христе, как Агнце Божием, было подобно благочестию Ангела и было принято народом за откровение свыше, каковым оно и оказывалось в действительности, по словам самого же Иоанна ( Ин.1:31–34 ).

Но, будучи вполне самостоятельным по отношению к иудейским омовениям, крещение Иоанново не имело само по себе оправдывающего значения для человека; оно выражало собою только общий смысл всего служения Предтечи, и как цель последнего состояла в том, чтобы нравственно приготовить людей к принятию грядущего Искупителя, так и крещение имело только приготовительное нравственное значение, приводя людей к другому высшему духовному крещению Христову. Предтеча должен был только предначать то, совершение и окончание чего принадлежало уже Иисусу Христу ( Мф.3:11 ). Так как в крещении Иоанна недоставало возрождающей силы Духа Св., то в параллель с ним может быть справедливо поставлено крещение учеников Господа ( Ин.4:1–2 ) до установления Им таинства; или же его можно уподобить христианским оглашениям, предваряющим таинство крещения: как чрез эти оглашения верующие убеждаются в своей нравственной нечистоте и необходимости благодатного возрождения для нравственно доброй жизни, так и в крещении Иоанновом человек глубоко сознавал свою греховность и желал нравственная исправлен ее. Вот почему отцы и учители церкви, рассуждая о силе и значении крещения Иоаннова, называют его вообще приготовительным крещением – βα’ππισμα ᾿εισμαγω’γικον (бл. Августин, Contra Donat. 5, 10; св. Кирилл ал. in Johan. 2, 57; св. Иоанн Злат. в 24й беседе).

Проповедь Иоанна о крещении покаяния составляла только начало проповеди, лучше сказать, одну сторону ее. Самое же главнее в его проповеди – это учение о приближены царства Божия, царства небесного ( Мф.3:2 ). Иудеи давно уже ожидали восстановления теократии, давно уже хотели видеть на престоле Давыдовом царя-освободителя от ига иноземного, царя-завоевателя, с которым они думали господствовать над всем миром. Они надеялись видеть в Мессии земного царя. Иоанн, как бы отвечая на эти думы, взывает к покаянию к побуждает переменить мысли земные на небесные, потому что приблизилось царство небесное, царство духовное, а отнюдь не земное. Иудеи думали, что для вступления в царство Мессии достаточно одного происхождения от Авраама. Иоанн разрушает и эту гордую мысль ( Мф.3:9–10 ).

Властное, запечатленное вышечеловеческим достоинством слово Предтечи, его новое, отвечающее на самые святые запросы души учение, в соединении с внешним его необычайным видом и самою безыскусственною простотой проповеди, производили до такой степени сильное впечатление на народ, что многие недоумевали и размышляли в себе, не это ли и есть Мессия, обещанный Израилю. Но, – строго верный своему призванию, – не желая не принадлежащей себе славы, Иоанн предупреждает возможность такого крайнего увлечения и разъясняет недоумевающим людям в кратких, но сильных выражениях истинный смысл своего служения и своего отношения к Мессии. Аз убо крещаю вы водою в покаяние, – говорил он недоумевающим, – грядый же по мне, креплий мене есть, ему же несмь достоин отрешити ремень сапогу его: той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф.3и Лк.3:16 ).

И вот в то самое время, когда путь Господу был уже уготован, когда ожидание Мессии достигло самой высшей степени, среди множества народа приходит на Иордан креститься от Иоанна и Иисус из Назарета.

Такое значение Иоанна Крестителя подтверждается и свидетельствами Самого Христа, Который в Своих беседах с учениками не раз говорил о нем, как о посланнике Божием ( Мф.11:10 ), пророке, большем в рожденных женами (ст. Мф.11:11 ), и, наконец, как самом блестящем светильнике ( Ин.5:35 ), который, однако, подобно утренней звезде, не долго горел и скоро угас.

Праздники в честь Иоанна Крестителя: 23 сентября в день его зачатия, 24 июня в день его рождения; 29 августа в день усекновения его главы; 7 января на другой день крещения Господня; 24 февраля в память первого и второго обретения его главы; 25 мая в память третьего обретения его главы; 12 октября в память перенесения с о. Мальты в Гатчину, в 1799 г., его правой руки.

Специально о месте (местах) крещения Иоанном Предтечей см. из новейшего времеии Dr. Carl Mommert, Ritter des heil. Grabes und Pfarrer zu Srhweiuitz (в прусской Силезии), Aenon und Bethania, die Taufstatte des T&#228ufers, nebst einer Abhandlung &#252ber Salem, die K&#246nigsstadt des Melchised k, Lpzg 1903; ср. еще разъяснения в «Theulogische Revue» 1905, Nr. 3, Sp. 86–87.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *