Что означает слово празднословие

ПРАЗДНОСЛОВИЕ

Смотреть что такое «ПРАЗДНОСЛОВИЕ» в других словарях:

празднословие — празднословие … Орфографический словарь-справочник

празднословие — слова, сотрясение воздуха, красивые слова, горлобесие, фразы, пустозвонство, пустословие, краснобайство, трепология, плетение словес, болтовня, фраза, переливание из пустого в порожнее, болтология, словоизвержение, говорливость, языкоблудие, треп … Словарь синонимов

ПРАЗДНОСЛОВИЕ — ПРАЗДНОСЛОВИЕ, я, ср. (книжн.). Пустые, праздные слова, разговоры. Предаваться празднословию. | прил. празднословный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Празднословие — ср. устар. 1. процесс действия по гл. празднословить 2. Пустые, праздные слова; пустословие. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

празднословие — празднословие, празднословия, празднословия, празднословий, празднословию, празднословиям, празднословие, празднословия, празднословием, празднословиями, празднословии, празднословиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов

празднословие — праздносл овие, я … Русский орфографический словарь

празднословие — (2 с), Пр. о праздносло/вии … Орфографический словарь русского языка

празднословие — праздносло/вие, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.

празднословие — я; ср. Книжн. Пустословие. Жена не терпит празднословия мужа. Жажда празднословия. Потоки празднословия … Энциклопедический словарь

Источник

Значение слова «празднословие»

Что означает слово празднословие

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПРАЗДНОСЛО’ВИЕ [зн], я, мн. нет, ср. (церк. и книжн. устар.). Пустые, праздные слова, пустословие. После предобеденной рюмки у него является жажда празднословия. Чехов.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

праздносло́вие

1. книжн. то же, что пустословие; пустая болтовня, бесполезные разговоры

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово празднословиеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова продувка (существительное):

Синонимы к слову «празднословие&raquo

Предложения со словом «празднословие&raquo

Цитаты из русской классики со словом «празднословие»

Понятия, связанные со словом «празднословие»

Афоризмы русских писателей со словом «празднословие&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «празднословие&raquo

Такие почитают говоруна и показливого более учительным и духовным; а молчаливого и блюдущегося от празднословия почитают дикарём, необразованным и безгласным.

Любитель празднословия и многословия не способен ни к какому доброму делу.

Источник

Грех празднословия

Если сегодня подойти к любому прохожему на улице и спросить, что такое празднословие, то далеко не каждый даст верный ответ. Еще меньше людей с уверенностью скажут, что это, на самом деле, грех. Так подробно стоит поговорить о самом понятии «празднословие», узнать его сущность, понять, как от него избавиться и не поддаться.

Что такое «празднословие»

Празднословие — это та речь, которая пуста. Это слова, которые не несут верной информации. Чтобы лучше понять смысл слова достаточно просто разобрать его или разбить на две части. «Праздно» и «словие», то есть несение народу праздных слов или ненужных речей. Этот грех появился тогда, когда человек научился говорить.

По мнению схиигумена Саввы: «Это такие слова, которые мы произносим, как говорится, от нечего делать; слова пустые, без всякого внутреннего достоинства и смысла; слова, ничего незначащие и бесцельные, которые не вызывают никакой необходимости, не имеют никакого полезного употребления. Так… говорим, лишь бы что-нибудь сказать»

Что значит празднословие в православии

В православии этот термин имеет похожее значение. Это слова, которые не благочестивы. Они не способствуют исполнению воли Всевышнего. Если слова эти неверные и пустые, если приносят вред другим людям, духовный или физический, то это грех.

Лучше понять суть этого понятия в православии поможет история о блаженной Феодоре.

Блаженная Феодора — жена византийского императора-иконоборца, мать-регент императора Михаила. Она почитается в христианской, а именно православной церкви, за защиту иконопочитания. Кроме того, женщину восхваляли и за непосредственное восстановление истинной религии. Именно она вернула иконы в Византию в обход убеждений мужа.

Важно! В православной церкви днем почитания блаженной Феодоры является 24 февраля по новому стилю.

Женщина умерла, как и все она отправилась по дороге через мытарства к Богу. Перед тем как попасть в Рай, душа проходит через бесов, которые говорят о грехах человека, совершенных за его жизнь. Всего их 20, а первым является как раз празднословие. Феодора приблизилась к бесам. Там она слышала ужасный шум, гул и смех. Наконец, и сама блаженная предстала перед бесом. Он взял лист и стал громко читать грех празднословия женщины. Бес читал о частушках, беседах, пениях, глупом смехе.

Так можно легко понять, что же такое празднословие. Вообще одним из самых ценных качеств в истинном христианине считается именно умение молчать. Есть люди, которые имеют такую черту характера по своей природе. Есть же и те, кто специально молчат, чтобы не брать греха на душу. Здесь могут быть разные мотивы и разные цели, не стоит их путать.

Что же можно отнести к празднословию?

Все это религиозные специалисты называют пустословием. Также священнослужители относят к этому греху разного рода телевизионные программы. Те, в которых обсуждается то, что не существенно и не важно. Так, сюда можно отнести и программы, обличающие или открывающие личную жизнь человека. Священнослужители относят к этому греху и радиопередачи, слова комментатора во время спортивных игр или соревнований.

Важно! Грех празднословие присутствует в каждом православном человеке. Он же и вокруг нас.

Причины появления

Святые отцы говорят, что источник этого греха таится в самом человеке. А именно в его гордыне, тщеславии, бесстрашии перед Господом, в злой привычке. Наше желание соответствовать нынешнему обществу переступает границы дозволенного. Так, человек ради успеха в той или иной компании может наговорить на другого.

Простое дело — ради поддержания беседы, согласиться с неверными слухами, передать их дальше. А ведь никто и не задумывался, что так можно сломать кому-то жизнь. Человеческая гордыня, неспособность хранить молчание, все это приводит к греху празднословия.

К чему приводит празднословие?

Каждый может заметить, что все грехи цепляются друг за друга. Они связаны и неразрывны. Это можно легко доказать на примере празднословия и лжи. Одно вытекает из другого. Сегодня человек в невинной беседе передал слух, что слышал от знакомого. Он не знает, верна ли эта информация, но все же передает ее. Завтра же, этот человек создаст свой слух. Это уже станет настоящей ложью. А ведь вранье уже является смертным грехом. Оно противно Господу.

Празднословие имеет и другие последствия. Этот грех отравляет человеческую речь, а значит и культуру. То, что говорит человек — это то, о чем он думает. Именно речь отражает внутреннее состояние души, даже когда кажется, что это обман. Бесполезные разговоры уничтожают разум. Если встретятся два мыслителя, то их беседа будет полезной для ума и человечества, а значит и всеобщей культуры. Если же встретятся два глупца, то они только потеряют остатки разума.

Стоит сказать, что празднословие — это грех, который пронизывает все наше общество, все человечество. Порой люди даже не замечают того, что говорят. В беседе друг может легко обидеть друга словами, которые не имеют ничего общего с реальностью. В придачу к этому еще и покрыть ложью, нелепыми слухами другого, а через несколько секунд просто забыть.

С каждым днем, годом, десятилетием все ниже падает цена слова. Разве же это правильно? Всего несколько столетий назад, когда человек произносил фразу: «Я даю тебе честное слово», никто не сомневался в его чести и верности обещанию. Даже самым честным людям никто сейчас не верит. «Что мне твои клятвы и твои слова?» — с каждым днем все чаще звучит именно эта фраза. Вот к чему приводит празднословие — к разложению общества, в котором и без того, не так много верности и чести.

Важно! Священнослужители говорят, что слово было дано человеку не для того, чтобы он нес глупость народу, а чтобы нес волю Божию.

Как избавиться от греха

Если человек признает свой грех, то это уже пройдена половина пути к избавлению. Встает логичный вопрос. Как же избавиться от празднословия, ведь его порождает наш разговор? Приведем ниже несколько советов:

Святые отцы о празднословии

О грехе празднословия говорили священники во все времена и во всех народах. Именно этому греху посвящен отдельный псалом из Псалтыря.

Это интересно! Псалтырь — книга из Ветхого Завета. Она состоит из 150 псалмов или песен. Каждая из них несет в себе обращение к богу в разных формах. Есть жалобные, хвалебные, предсказывающие и другие. Псалтырь был переведен с еврейского языка. Самым известным писателем псалмов считается царь Иерусалима Давид.

Приведем несколько известных изречений известных людей о грехе празднословия:

Грех есть в каждом человеке. Не бывает безгрешных, об этом нам говорил еще сам Иисус. Святым же долгом человека является следование Божьим законам и заповедям. Людям нужно стремиться к избавлению от греха, а в первую очередь именно от празднословия. Не зря именно оно стоит первым в числе всех мытарств. Именно празднословие порождает другие, более тяжкие, а затем и смертные грехи.

Источник

Православная Жизнь

В причинах и последствиях празднословия разбирался Сергей Комаров.

Что означает слово празднословие

Почему мы говорим, говорим, говорим?

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36), – сказал Спаситель. А пробовал ли кто из нас посчитать, сколько вообще слов мы говорим, например, за час или за день? Вы не пытались? Я, признаться, тоже. Как-то неохота тратить время на такие пустяки, правда? А вот святые люди, оказывается, занимались этим. Такую священную арифметику я нашел в записках известного старца, духовника Псково-Печерского монастыря схиигумена Саввы (Остапенко).

«Попробуем произвести небольшой математический подсчет, — предлагает старец. — Для того, чтобы трижды прочитать молитву «Отче наш», причем не спеша, требуется всего-навсего одна минута, то есть за одну минуту мы произносим полторы сотни слов. Значит, за один час мы произносим девять тысяч слов. Но кто из нас такой подвижник, разговор которого за двадцать четыре часа в сутки исчислялся бы одним часом?

…Если мы в сутки разговариваем в общей сложности по десять часов, то значит, что за день мы произносим девяносто тысяч слов; за неделю — шестьсот тридцать тысяч; за месяц — два миллиона семьсот тысяч, а за год — тридцать два миллиона с лишним. Если каждое слово сравним с песчинкой, то за один год нашей жизни на чашу весов будет положено более тридцати миллионов песчинок. Представляешь себе? Это целый мешок! И, конечно, чаша весов сразу опустит нас на дно ада за один только грех празднословия».1)

«А поговорить. », или О «благом» празднословии

В том-то и дело, что чрезмерная говорливость у нас и грехом не считается. Мы ее просто не замечаем. Тут сказал, там сказал, здесь на шутку ответил, с тем разговор поддержал. Вот и выходит — празднословие. Кстати, что это такое? Схиигумен Савва отвечает: «это такие слова, которые мы произносим, как говорится, от нечего делать; слова пустые, без всякого внутреннего достоинства и смысла; слова, ничего не значащие и бесцельные, которые не вызывают никакой необходимости, не имеют никакого полезного употребления. Так. говорим, лишь бы что-нибудь сказать».2)

Интересно, что праздные слова могут произноситься под самым благим видом. Например, как вы считаете, осведомиться о здоровье – это грех, или нет? Постойте, не спешите отвечать. Давайте снова послушаем отца Савву.

«Вот возьми и даже тот случай, когда мы друг друга спрашиваем: «Как здоровье?» — ну, как по-твоему: хорошо это или плохо? На пользу души такой вопрос или во вред? Чтобы правильно ответить на эти вопросы, надо знать намерение вопрошающего. Если человек спрашивает с намерением помочь болящему: принести лекарство, купить необходимые продукты и вещи, сделать уборку в помещении и т. д., то это хорошо; а если спрашивают только с тем намерением, чтобы показать свою любовь и заботу о ближнем, но кроме ахов, охов и покачивания головой ничем не помогает болящему, то это очень плохо. Такое лицемерие противно и Богу, и людям. Сам грешит празднословием и других наводит на грех. А самое главное то, что он, как разбойник, обкрадывает болящего, похищает ту награду, которую Господь приготовил болящему за его терпение. Пороптал на свою болезнь — лишился награды. А кто навел на это горе, тот и в ус не дует. Он весел, радуется: «Вот какой я внимательный!».3)

Празднословие: причины и следствия

Удивительны рассуждения святых людей, не правда ли? Отец Савва заметил такое, о чем мы просто и не задумываемся. Брякнем что-то — и дальше побежим, а через час уже не помним, что сказали. И в такой атмосфере у нас проходит вся жизнь.

«Попробуй… обычный разговор свой проанализировать, как говорится, разобрать по косточкам, и ты убедишься, что чуть ли не каждое слово — грех: то жалоба, то упрек, то ропот, то спор, а то и вовсе брань или осуждение и клевета»4), — советует схиигумен Савва. Спросим себя, друзья. Мы, мотающиеся по монастырям, бегающие за старцами, собирающие дома всякие святыньки; мы, рассуждающие об Афоне и Валааме, – делаем когда-либо такую простую вещь, как этот анализ? А ведь празднословие — это, прямо скажем, грех явный, лежащий на поверхности. Да, не самый страшный. Но — в ад привести может. Как и любой другой грех.

Ах, какое сравнение! Действительно, «в нашей душе не держится ничего». Причем, в отличии от людей древности, сегодняшний день ставит перед нами важную задачу переработки огромного количества информации: что нужно бы обдумать, что пересказать другому, в чем нас наверняка обманывают. Но мы большей частью беззащитны перед таким вызовом времени. Даже выкладывать спичечные пирамидки, как Штирлиц, вместе с соответствующей мысленной работой (помните рассуждающий голос за кадром?) мы не сможем, ибо воспитаны совсем другой культурой. Это культура фаст-фуда: съел информацию, толком не пережевав и не дав организму ни грамма витаминов, извергнул (простите). Такие извергнутые из ума, непереваренные мысли облекаются в соответствующий словесный мусор и заполняют эфир нашего общения.

Неуемная болтливость и культура речи

Наша неуемная говорливость есть прежде всего диагноз состояния ума. Поврежденная мыслительная деятельность выдает ущербный результат. Мы просто-напросто отвыкли думать и не очищаем свой ум, поэтому и не пользуемся даром слова, как должно. Вот что пишет о предназначении и о реальном состоянии нашего ума свт. Феофан Затворник: «…обсуждать окружающие нас вещи, чтоб добыть определенные о них понятия, всем и можно, и должно. Вот этим и следовало быть у всех занятою мыслительной силе. …она всегда должна быть занята серьезным делом обдумывания и обсуждения действительностей. Между тем, что видим в нашей мысленной области? Непрерывное движение образов и представлений без всякой определенной цели и порядка. …не рассуждение, а блуждание и рассеяние мыслей… праздномыслие и пустомыслие. Пристало ли так действовать разумной твари?»6)

Сказанное относится и к культуре речи: как мы говорим, сколько и о чем. Какие мы мыслители, такие и собеседники. Одно бездумное существо встречается с другим, начинается производство словесного навоза, и – нет такого Геракла, какой бы очистил эти Авгиевы конюшни. Миллионы, биллионы предложений, сказанных впустую, постоянно пополняют безразмерные кладбища мертворожденных слов. Уста продолжают молоть, не останавливаясь, высыпая наружу бесчисленные смысловые плевелы.

Дар слова: зачем дан

А ведь священный дар слова не для того дан. Счастливая возможность облекать мысль в слова подарена нам для общения с Богом и с другим человеком, а также для самопознания: заговорив, человек может услышать и понять самого себя. Для чего человек словесен? Для молитвы и поэзии, для богословия и пения. Для того, чтобы постигнуть все в мире и, назвав, владеть им. Для того, чтобы сказать Богу: «Ты Отец мой»; а человеку: «Ты брат мой». Для того, чтобы уподобиться самому Богу, произносящему слово…

Слово – небесный дар, который нужно беречь, понимая его предназначение. Золотым «паркером», подаренным королем или президентом, никто не будет рисовать рожицы на газете. Так же преступно и подарок Божий использовать как футбольный мяч, гоняемый мальчишками по полю. Понять цену нашей словесности и использовать по назначению – вот мысль, открывающая пространство для огромного труда, без которого невозможна православная аскеза. Священного труда, необходимого всякому человеку, называющему себя христианином.
Быть внимательным к каждому слову. Не сказать, пока не обдумал. Подумать, после того как сказал. Словам тесно, а мыслям просторно – этот писательский принцип хорошо помнить всякий раз, когда мы открываем уста, чтобы произнести слово. Слово, которое должно быть приправлено солью (см. Кол. 4,6) и не вызовет гнева Божьего в день Страшного суда.

Литература:
1. Схиигумен Савва (Остапенко). Опыт построения истинного миросозерцания. Празднословие.
2. Там же
3. Схиигумен Савва (Остапенко). Опыт построения истинного миросозерцания. Анализ разговора.
4. Там же
5. Свт.Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Евреям. Беседа 21
6. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь. Письмо 6

Источник

Празднословие

. Бегай людей, и спасешься; потому что беседы не дозволяют уму ни своих согрешений видеть, ни коварств демонов, чтобы человек мог сохранить себя самого, – ниже благодеяний Божиих и действий Его Промысла, чтобы через это приобрел он познание Бога и смирение (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 27).

Исходя на поделие, не празднословьте и не позволяйте себе вольничать; но каждый в страхе Божием да внимает себе и духу своему, также поучению и молитве, в тайне (в клети сердца) (прп. авва Исаия, 89, 292).

Не стыдись лица его и, боясь опечалить его, не потерпи, чтобы тебе говорилось то (прп. авва Исаия, 89, 327).

Не должно произносить праздного слова, от которого нет никакой пользы. Ибо говорить или и делать даже доброе не к созиданию веры значит оскорблять Святаго Божия Духа (свт. Василий Великий, 7, 335).

. Привычка к словам негодным служит некоторым путем и к делам. Посему со всяким охранением надобно оберегать душу, чтобы, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь худого, как иные с медом глотают ядовитые вещества (свт. Василий Великий, 8, 298). Источник.

Будь ленив к празднословию, а благоразумен и сведущ в спасительном слышании Божественных Писаний (свт. Василий Великий, 9, 43). Источник.

Не должно празднословить и говорить что-нибудь такое, что не служит ни к пользе слушающих, ни к необходимому и дозволенному нам Богом употреблению. (свт. Василий Великий, 10, 54).

Всякое вообще слово, которое не клонится к предположенной о Господе потребе, есть слово праздное. И опасность подобного слова такова, что если сказанное и хорошо, но не направлено к созиданию веры, сказавший иное не приводит себя в безопасность добротой слова, но тем самым, что сказанное не к созиданию клонилось, оскорбляет Духа Святаго Божия (свт. Василий Великий, 11, 191). Источник.

Поелику уста отверсты, не имеют ни дверей, ни стражи, то слово наше выходит безразлично, а со словом расхищается и сердце. (прп. Ефрем Сирин, 30, 87). Источник.

. Бывает слово праздным, именно когда человек исповедуется и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит (прп. Ефрем Сирин, 30, 281).

. Худой отзыв о другом есть праздное слово; потому что, как скоро видит очерняемого, умолкает (при. Ефрем Сирин, 30, 281). Источник.

. Кто от себя сложил ложь, тот предается празднословию; потому что пересказывал, что не было сделано и чего не видал (прп. Ефрем Сирин, 30, 281). Источник.

. Что такое праздное слово? – Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос (прп. Ефрем Сирин, 30, 281).

. Только проходящие духовную жизнь услаждаются такими речами, предмет которых добродетель; склонные же к жизни, преданной страстям, не терпят слушать о духовном, но смеются над этим, и кто говорит, того гонят от себя прочь. Беседуя же о страстях и удовольствиях, не знают сытости и согласны лучше лишиться пищи и сна, нежели положить конец такому пустословию (прп. Ефрем Сирин, 30, 492). Источник.

Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергнется сугубому порицанию за то, что отвлекает от молитвы и псалмопения как того, с кем разговаривает, так вместе и тех, которые стоят близ него (прп. Ефрем Сирин, 31, 294–295). Источник.

. Как в детях напечатлеваешь первые правила нравственности для того, чтобы они впоследствии избегали пороков, так и в отношении к слову не должно сказывать дерзости и необузданности даже в суждениях о вещах маловажных, чтобы не приучиться к такому злоупотреблению в суждениях о важнейшем. Ибо легче не поддаться пороку вначале и избежать его, когда он только к нам близок, нежели пресечь и стать выше его, когда он уже сделал в нас успехи; как и камень легче подпереть и удержать в начале, нежели поднять вверх во время его падения (свт. Григорий Богослов, 14, 169).

Лучше спать, чем проводить время в пустословии (прп. авва Евагрий, 89, 611).

. Вместо слов, произнесенных безрассудно, будем произносить молитвы. (свт. Иоанн Златоуст, 45, 707).

Праздное слово есть слово, несообразное с делом, ложное, дышащее клеветой, а также, по изъяснению некоторых, и пустое слово, например, возбуждающее неприличный смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное (свт. Иоанн Златоуст, 50, 445). Источник.

. Неумеренная говорливость предает во власть демонам печали и гнева. (прп. Нил Синайский, 73, 216).

Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств написываются и в нас (прп. Марк Подвижник, 89, 533).

Если случайно кто попадет в круг людей пусторечивых, пусть себя виновным считает в таких речах, если не по поводу настоящего, то по поводу прошедшего (потому что сам прежде с ними болтал) (прп. Марк Подвижник, 89, 533–534).

Да не будет у вас ни смеха неприличного, ни развлечения рассеивающего и разнеживающего, ни долгих праздных бесед. (прп. Феодор Студит, 92, 43).

Не будем любомудры на словах, а когда дойдет до дела, оказываемся чуждыми того, что говорим (прп. Феодор Студит, 92, 122).

Праздное слово не есть только слово бесполезное; но праздным должно называть и такое слово, которое говорим, прежде чем делом сделаем и искусом познаем то, о чем говорим (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 418). Источник.

Если бы кто подвигся на празднословие, то для пресечения сего бесчиния вставай и делай поклон (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 174).

Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разносительница ложных вестей и мнений, сеятельница разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрышкой отсутствия основательного ведения. После многословия, когда пройдет час самодовольства, всегда остается некое чувство тоски и разленения (прп. Никодим Святогорец, 70, 104). Источник.

Авва Сисой однажды сказал: «Поверь, вот уже тридцать лет молюсь я Богу так: «Господи Иисусе! Защити меня от языка моего». Но и доныне каждый день я падаю и согрешаю языком моим» (97, 248).

Авва Макарий Великий однажды в Скиту сказал братиям, распуская собрание: «Бегите, братия!» Один из старцев спросил: «Куда же мы побежим дальше сей пустыни?» Авва, положив перст на уста, сказал: «Сего бегите» (97, 146).

Сказывали об авве Аммое, что когда он шел в церковь, то не позволял ученику своему идти возле себя, но приказывал следовать издали. Если ученик приближался, чтобы спросить о чем-либо, Аммой, дав ответ, немедленно отсылал от себя, говоря: «Не позволяю тебе оставаться близ меня по той причине, чтобы в беседу нашу о душевной пользе не вкралось праздное слово» (106, 66).

Между святыми старцами был муж великий, которому Христос даровал такую благодать, что он, по действию Святаго Духа, видел то, чего другие не видят. Он сказывал, что однажды сидели многие братия и беседовали между собой. Когда шел душеспасительный разговор и приводимы были для назидания изречения из Священного Писания, тогда стояли между братиями святые Ангелы, на лицах их сияла радостная улыбка; они с удовольствием внимали беседе о Господе. Когда же разговор переходил к предметам суетным, Ангелы огорчались и тотчас уходили далеко от беседующих, а среди тех появлялись нечистейшие, покрытые струпами, кабаны. Это были демоны: они принимали вид кабанов и увеселялись пустословием и многословием монахов. Источник.

Увидев это, блаженный старец ушел в свою келью и всю ночь плакал и рыдал; стенания и слезы изливались из сердца его о горестном недуге падения нашего. Он увещевал и наставлял отцов и братий по монастырям, говоря: «Охраняйтесь, братия, от многословия и суетных бесед, от которых рождаются для души вред и погибель. » (106, 456–457). Источник.

Авва Кассиан рассказывал о некоем старце, живущем в пустыне. Старец этот умолял Бога даровать ему, чтобы он никогда не дремал, когда идет духовная беседа, и тот час погружался в сон, если кто станет злословить или пустословить, чтобы это не доходило до слуха его. Он говорил: диавол старается о пустословии (между людьми) и есть враг всякого духовного назидания. При этом приводил такой пример. Когда я беседовал с братиями о пользе, на них нападал такой глубокий сон, что не могли двигать веждами. Желая обнаружить действие демона, я заговорил о пустом предмете. Они обрадовались, и сон тотчас прошел. И сказал я: «Доколе мы рассуждали о духовных делах, очи всех нас отягчены были сном. Когда же вышло от меня праздное слово, все вы с охотой проснулись. Посему прошу вас, замечайте действие лукавого демона, внимайте самим себе, берегитесь дремоты, когда делаете или слушаете что духовное» (98, 36–37).

Однажды братия из Скита вошли на корабль, чтобы отправиться к авве Антонию. Здесь они встретили незнакомого им старца, который плыл в ту же сторону. Братия, беседуя между собой, говорили об изречениях отцев и из Писания, также и о своих рукоделиях. Старец все молчал. Выйдя на пристань, они узнали, что и он также идет к авве Антонию.

Когда пришли они к авве Антонию, он сказал: «Добрых братий ты нашел, авва». «Они хороши, – отвечал старец, – но у них двор не имеет ворот: кто хочет, подходит к стойлу и отвязывает осла», Это сказал он потому, что они говорили все, что ни приходило им на ум (97, 7).

В стране Тавенисийской была инокиня честной жизни, но не воздержная на язык. Когда она скончалась, то как жертвовательница была погребена в церкви. В первую же ночь по ее погребении церковный сторож, по откровению Божию, увидел умершую, выброшенную перед жертвенником. Половина тела ее казалась горевшей, другой же половины тела огонь не коснулся. Утром сторож показал всем, бывшим в храме, место, на котором умершая инокиня казалась ему горевшей, а мрамор на этом месте был опален. Явно отсюда, что умершая в загробной жизни осуждена за свой язык; а потому празднословы не должны говорить, что слова – вода и что им в будущей жизни за празднословие ничего не будет (112, 377–378).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *