Что означает слово прага
Прага
A (старые AB, AC, AD, AE, AH, AJ, AK, AL, AM,
AN, AO, AP, AR, AS, AT, AU, AV, AY, AZ)
Пра́га (чеш. Praha [ˈpraɦa] ) — столица и крупнейший город Чехии, с 1918 по 1992 — Чехословакии.
С X века является столицей Чешского государства. В 1918 году стала столицей Чехословацкой Республики. С 1960 по 1992 год — столица ЧССР, с января 1993 года — столица Чешской Республики.
Кроме того, Прага является административным центром Среднечешского края, а также двух его районов — Прага-Восток и Прага-Запад, причём ни в состав районов, ни в состав края не входит — в ней размещены лишь их административные органы.
Приматор города — Богуслав Свобода, избран от партии ГДП в 2010, сменив на этом посту Павла Бема.
Содержание
Природные условия
Прага раскинулась вдоль обоих берегов реки Влтавы. Протяжённость реки в черте города — 29,8 км, средняя глубина — 2,75 м, максимальная — 10,5 м. В неё на территории Праги впадает одна река (Бероунка, левый приток), пять ручьёв на левом берегу и четыре — на правом. Город расположен на пяти холмах (по данным PIS — пражской информационной службы — на девяти), разделённых рекой. На Влтаве девять островов.
Климат Праги — мягкий умеренно континентальный, зимы относительно мягкие, малоснежные, а лето обычно дождливое и тёплое. Весна приходит с марта, а осень оканчивается в начале декабря.
Климат Праги | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, °C | 17,4 | 19,2 | 22,5 | 28,8 | 32,5 | 37,2 | 37,8 | 37,4 | 33,1 | 27,0 | 19,5 | 17,4 | 37,8 |
Средний максимум, °C | 1,3 | 3,0 | 8,1 | 14,3 | 19,2 | 21,8 | 24,4 | 23,8 | 18,9 | 13,1 | 6,0 | 2,0 | 13,0 |
Средняя температура, °C | −1,4 | −0,4 | 3,6 | 8,4 | 13,4 | 16,1 | 18,2 | 17,8 | 13,5 | 8,5 | 3,1 | −0,3 | 8,4 |
Средний минимум, °C | −4 | −3,6 | 0,0 | 2,9 | 8,2 | 10,8 | 12,7 | 12,6 | 8,8 | 4,7 | 0,6 | −2,7 | 4,3 |
Абсолютный минимум, °C | −27,5 | −27,1 | −27,6 | −8 | −2,3 | 1,9 | 6,7 | 6,4 | 0,7 | −7,5 | −16,9 | −24,8 | −27,6 |
Норма осадков, мм | 22 | 23 | 28 | 28 | 73 | 66 | 79 | 65 | 42 | 27 | 30 | 28 | 509 |
Источник: Погода и Климат |
Территория и административное деление
Общая площадь территории Праги в административных границах города составляет 496,07 км², при этом на долю застройки приходится всего лишь 48,71 км². Основную часть, как ни странно, занимают земли сельскохозяйственного назначения — 209,84 км² (в том числе пашня — 154,30 км², фруктовые сады и огородные участки — 46,81 км², луга — 8,68 км² и даже виноградники — 0,10 км²). Кроме того, в черте города находится 49,20 км² лесов.
Прага в настоящее время подразделяется на 22 административных округа (чеш. obvod ) и 57 городских частей (основной субъект местного самоуправления) в их составе. Однако с точки зрения почтового, избирательного, судебного и полицейского административного законодательства она по-прежнему (с 1960 года) делится на 10 городских округов.
Население, язык, вероисповедание
На 31 декабря 2006 численность жителей города составляла 1188,1 тыс. человек (преобладает женское население: на 48 мужчин приходится 52 женщины). За последний год население Праги возросло на 6,5 тыс. человек, в том числе на 0,25 тыс. за счёт естественного прироста, который впервые с конца 70-х годов оказался положительным, и на 6,25 тыс. за счёт миграции. При этом численность населения города чешской национальности вследствие миграции уменьшилась на 4,5 тыс. человек (явление субурбанизации), а лиц иностранного происхождения увеличилась на 10,75 тыс. человек. Максимальный прирост численности отмечен среди граждан Украины (чуть менее половины всего прироста), России и Вьетнама. В результате общее число иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в Праге, превысило 100 тыс. человек, в том числе граждане Украины около 35 тыс., Словакии — около 15 тыс., России — около 10 тыс. и Вьетнама — около 6 тыс.жителей. Примерно 28 % из иностранных жителей Праги имеют постоянное место жительства в Чехии, остальные находятся в стране на основании долгосрочных виз.
Государственным языком является чешский, им владеет практически всё население города, широкое распространение также имеют словацкий (его понимает абсолютное большинство чехов), немецкий, русский и английский. Здесь до сих пор можно услышать идиш.
История
Первые исторические сведения о поселениях славян на территории современной Праги относятся к VI веку н. э. В X веке Прага стала столицей Чешского государства, в конце этого же столетия в городе была выстроена рыночная площадь. В первой половине XIII века вокруг каменных построек в районе площади стали возводить крепостные стены. К середине XIX века Прага представляла собой в экономическом плане хорошо развитый город, который вёл оживлённую торговлю с соседями.
После распада осенью 1918 года Австро-Венгерской империи и образования независимой Чехословацкой Республики Прага стала её столицей. Город существовал относительно спокойно до начала Второй мировой войны в 1939 году. Освобождена Прага была 9 мая 1945 года советскими войсками в ходе Пражской операции. К счастью, война не оставила в городе серьёзных разрушений. В 1960 году Прага стала столицей ЧССР и пробыла таковой до 1993 года, когда после «бархатного развода» Чехословацкой федерации стала столицей Чехии. Прага стала основным местом событий Пражской весны 1968 г. когда была предпринята попытка внутреннего реформирования КПЧ, её вооружённого подавления силами Варшавского договора в августе 1968 года, а затем бархатной революции 1989 г.
Происхождение слова «Прага»
Полицентричность Праги
На сегодняшний день Прага состоит из районов, которые долгое время считались отдельными городами (Старе Место, Нове Место, Градчаны, Мала Страна, Вышеград). В прошлом они не только имели различный статус, систему подчинения, управления, финансов и т. д., но зачастую и враждовали между собой, иногда доходя до настоящих военных действий. Первая попытка объединения пражских городов относится к 1518 г., когда горожане Старого Места объединились с Новым Местом, и в 1523 г. это событие было подтверждено королевским указом Людовика Ягеллонского. Однако уже спустя десять лет, после избрания чешским королем Фердинанда Габсбурга, противоречия между горожанами в отношении его политики привели к их повторному разъединению. Окончательно объединить отдельные города на территории Праги удалось только в 1784 во время правления императора Иосифа II, известного реформатора. История Праги до 1784 г. — это история каждого из этих городов, на сегодняшний день её кварталов.
Пражский Град
Старый город
Старый город (чеш. Staré Město ) расположен на правом берегу Влтавы. Он вырос из мелких поселений, которые возникли на важном перекрёстке торговых путей между западом и востоком и вдоль берега Влтавы в X веке.
Мала Страна
На том же берегу Влтавы, что и Градчаны, находится Малая Сторона. В IX—X вв. на этих землях возникло торговое поселение. «Король золотой и железный», Пршемысл Отакар II в 1257 г. решил основать здесь город. Выбранная им территория была обнесена крепостной стеной и заселена немецкими колонистами. В 1360—1362 гг. Карл IV воздвиг новую крепостную стену и в Малой Стороне, одновременно со строительством оборонительных укреплений в Градчанах.
Градчаны
Прилегают к Пражскому Граду и первоначально представляли собой ничем не защищённое поселение подданных Града приблизительно до 1320 г. Тогда они получили статус города, и были обнесены крепостной стеной.
Новый Город
В 1348 году по соседству со Старым Городом император Карл IV основал Новый Город — самую новую часть Праги. Существовавшие здесь древние поселения и новые постройки охватило кольцо укреплений. Новый город стал первым в Европе городом, построенным по заранее разработанному плану. Здесь селилось купечество, а также ремесленники и мелкие торговцы, что было отражено в названиях улиц и площадей (Житная, Ячменная, Мясницкая, Сенной рынок и улица, Скотопригонный рынок — в настоящее время Карлова площадь, Конский рынок — современная Вацлавская площадь и др.). Вскоре он стал самым большим из пражских городов. В состав Праги Новый Город вошел в 1784 году. Большинство жилых кварталов старой застройки было снесено в конце XIX века, наиболее ценные архитектурно-исторические памятники реставрированы или реконструированы. Возникшие оригинальные современные здания сохранили характер первоначальной планировки.
Прага в XIX—XX веках
После поражения Австрии в австро-прусской войне 1866 г., когда Прага была оккупирована прусскими войсками, австрийское командование пришло к выводу, что город окончательно утратил своё оборонное значение. Это привело к решению о сносе большей части городских укреплений, прежде всего вокруг Нового Места и Малой Страны. Результатом этого явилось бурное развитие пригородов Праги: Краловске-Винограды, Жижков, Карлин, Вршовице, Нусле, Смихов, Коширже, Подоли, Височани и многих других, где, в отличие от плотно застроенных старых кварталов, возникли десятки и сотни новых заводов и фабрик, привлекавших рабочую силу из сельской местности. Пражская агломерация становилась наиболее важным промышленным центром всей империи. Особую роль играли предприятия машиностроения и металлообработки, используя недалеко расположенный угольный бассейн и металлургические предприятия города Кладно. Вместе с тем, боясь дальнейшего усиления Праги и Чехии в целом и, как следствие, требования ею особой политической роли, венское правительство препятствовало слиянию пригородов с Прагой: до падения монархии в 1918 году такое разрешение получили только Иозефов, Вышеград, Голешовице-Бубни и Либень. Отдельные пригороды разрослись настолько, что получили статус города, при этом достигая внушительных размеров: например, Краловске-Винограды перед Первой мировой войной насчитывали около 100 тыс. жителей, что выводило их на третье место среди всех чешских и моравских городов, после собственно Праги и Брно.
После образования в 1918 г. независимого чехословацкого государства и провозглашения Праги его столицей уже ничто не мешало её развитию в качестве метрополии. В 1922 г. к Праге было присоединено 37 окружающих её городов и местечек, так что население города выросло почти втрое до 677 тыс. жителей, а территория с 21 км² увеличилась до 171.5 кв.км, выведя её тем самым на уровень крупных европейских столиц своего времени. Быстрый рост Праги как результат её центральной роли в стране и дальнейшего развития промышленности привёл к росту населения до 850 тыс. к 1930 г. и одного миллиона к 1939 г. В эти годы также большое развитие претерпела транспортная инфраструктура города: трамвайная сеть охватила почти всю её территорию, окраины получили автобусное сообщение, началось строительство линий троллейбуса. В середине 30-х гг. было принято решение о строительстве в Праге метрополитена, однако начавшиеся работы были прерваны в связи с немецкой оккупацией и Второй мировой войной. На периферии возникали новые жилые районы как вилловой застройки (Оржеховка, Ганспаулка, Баба, Бубенеч, Заградни-Место), так и многоэтажных домов (Голешовице, Дейвице, Вршовице, Страшнице, Подоли и др.), отличавшиеся значительным для своего времени уровнем благоустройства, а также детские сады, школы, рабочие общежития, дома культуры, спортивные объекты, например, стадион на Страгове. Чешские архитекторы своими известными творениями в стиле модерн, кубизм (уникальное явление в мировой архитектуре) и функционализм подняли зодчество Праги на самый передовой уровень. 30-е годы отмечены также взрывным развитием театральной и кинематографической жизни.
Аннексия Судет, немецкая оккупация Чехии и её последующее освобождение Красной армией привели к тому, что Прага, в которой в течение многих веков вместе проживали чехи, немцы и евреи, фактически стала моноэтничным городом. Многие видные политические и культурные деятели подверглись репрессиям как от нацистского, так и коммунистического режима и были казнены, брошены в тюрьмы либо вынуждены эмигрировать. Две наиболее массовые волны эмиграции связаны с коммунистическим переворотом в феврале 1948 г. и вторжением войск стран-членов Варшавского договора во главе с СССР в августе 1968 г. Военные потери населения привели к тому, что предвоенная численность была восстановлена только к 1960 г. Впоследствии территориальный и демографический рост Праги происходил, главным образом, за счёт дальнейшего присоединения окрестных населённых пунктов в 1968 и 1974 гг., в результате число жителей одно время превышало 1200 тыс. человек (в последние годы наблюдается его уменьшение вследствие переселения жителей из скученных центральных районов в пригородные посёлки).
В послевоенный период продолжилось развитие инфраструктуры и благоустройства Праги.
Вместе с тем стремление к скорейшему решению жилищной проблемы, как и в других социалистических странах, привело в 50-80 годы к появлению на окраинах города доступного жилья — невыразительных микрорайонов из панельных домов повышенной этажности, отличавшихся скромными размерами жилой площади квартир, невысоким уровнем коммунальных удобств и низкой эксплуатационной экономичностью. При этом многие ценные исторические здания в центре города оказались обделены вниманием и подвергались медленной деградации. Положение удалось исправить только в последнее время, когда большинство зданий обрело хозяина (часто в лице наследников прежних владельцев). Многие жилые районы, включая находящиеся в непосредственной близости к центру города (в частности, Жижков, Карлин, Смихов, Винограды), были почти целиком реконструированы, а располагающееся в них жилье приобрело престижный статус.
В августе 2002 года Прага сильно пострадала от катастрофического наводнения Влтавы, в результате которого была затоплена значительная часть города и на несколько месяцев выведен из строя метрополитен.
В последние годы Прага испытывает бурный рост жилищного, торгового и коммерческого строительства, при этом многие здания отличаются высоким архитектурным и техническим уровнем.
Экономика
Промышленность
Из отраслей промышленности в Праге развиты машиностроение (станкостроение, транспортное, электротехническое и др.), химическая, текстильная, швейная, полиграфическая, пищевая.
Сфера услуг
Торговля
Транспорт
Прага является также важным узлом международного автомобильного транспорта. В ней сходятся автомагистрали Брно (— Братислава) — Острава (— Катовице — Варшава), Пльзень (— Нюрнберг), Усти-над-Лабем (— Дрезден — Берлин) и Градец-Кралове (в дальнейшем планируется её продолжение до Щецина и Оломоуца), а также несколько скоростных шоссе; в настоящее время ведётся строительство магистрали D3 Прага — Ческе-Будеёвице (— Линц). Вместе с тем отсутствие полноценной окружной трассы вокруг города в условиях многократно возросших международных транзитных автоперевозок приводит к повышенной нагрузке на внутригородские коммуникации, загрязнению окружающей среды и транспортным пробкам. Ввод в строй кольцевой автострады на всем её протяжении ввиду сложного рельефа в окрестностях Праги (необходимость в сооружении нескольких туннелей общей протяжённостью более 6 км) и спорам, связанным с землевладением, запланирован на срок не ранее 2013 г.
Междугородные и международные автобусные рейсы в Праге направляются не на один автовокзал, а распределены по нескольким автобусным станциям: центральная станция Флоренц, станции Прага-Голешовице, Прага-Черный мост, Прага-Зличин и другим.
Городской транспорт
Схема линий метрополитена
Трамвай Škoda 14T в центре Праги
Городской транспорт Праги включает в себя систему метрополитена, трамваев и автобусов. Пражский метрополитен состоит из трёх линий общей протяжённостью 59,3 км, различаемых буквами и цветом: зелёная «А» (станция Депо Гостиварж (чеш. Depo Hostivař ) — станция Дэйвицка (чеш. Dejvická ), жёлтая «В» (станция Черны Мост (чеш. Černý Most ) — станция Зличин (чеш. Zličín )), красная «С» (станция Летняны (чеш. Letňany ) — станция Гайе (чеш. Háje ) — и 57 станций. В настоящее время в стадии подготовки находятся проекты продолжения линии «А» до аэропорта в Рузине и строительства четвёртой линии «D», соединяющей Главный вокзал с южными районами Либуш и Писнице.
Город обладает развитой сетью трамвайных линий общей длиной 136 км. После нескольких десятилетий стагнации, когда раздавались голоса за полную ликвидацию трамвая в чешской столице, в последнее время положение меняется к лучшему — построены новые современные линии скоростного трамвая в районы Модржани и Баррандов, есть планы его возвращения на Вацлавскую площадь и дальнейшего расширения сети в новых районах. Трамвайная сеть покрывает большую часть города, многие маршруты — диаметральные, соединяющие противоположные окраины через центр. Существуют трамвайные и автобусные маршруты, которые работают только ночью и соединяют центр с окраинами, покрывая практически весь город.
Всего в городе на 31 декабря 2007 года, включая ночные, насчитывается 35 трамвайных маршрутов, 191 автобусных и 3 линии метро, на которых работают 987 трамваев, 1207 автобусов и 744 вагона метро. Помимо этого, в городе есть фуникулёр, поднимающий туристов на Петршинский холм, и две паромные переправы через Влтаву. Кроме того, в систему интегрированного общественного транспорта Праги включены также участки пригородных железных дорог внутри города, позволяющие пользоваться едиными проездными документами. Планом развития Праги предусмотрено превращение довольно развитой железнодорожной сети в цельную систему городского рельсового транспорта наподобие берлинской S-Bahn со строительством новых станций и остановочных пунктов.
В прошлом (1936—1972 гг.) Прага имела сеть троллейбусных линий с 11 маршрутами, однако в ходе строительства метро и развития автомобилизации в условиях невысоких цен на бензин их сохранение было признано нецелесообразным. Неоднократно предлагавшиеся в последнее время проекты её восстановления пока не нашли положительного отклика руководства города.
В настоящее время все большее значение приобретает автомобильный транспорт, включая личный легковой. Прага стала первым городом в Восточной Европе, превысившим уровень 500 автомобилей на 1000 человек населения. Это приводит к значительной нагрузке на дорожную и уличную сеть города и ведёт к длительным заторам и пробкам на основных коммуникациях. Положение предполагается исправить посредством полного запрета на въезд личного транспорта в исторический центр города, взиманием платы за въезд в центральные районы, дальнейшим развитием и повышением комфортности общественного транспорта с устройством доступных накопительных стоянок у важнейших транспортных узлов и станций метро, а также строительством внутригородского и внешнего транспортного кольца.
Статистика
Образование
По состоянию на начало 2005—2006 учебного года в Праге насчитывается 302 детских сада (в том числе 12 частных), 215 базовых школ с 9-летней программой обучения (10 частных), 137 специальных школ (в основном, для учащихся с теми или иными отклонениями или серьёзными нарушениями здоровья), 35 музыкально-художественных школ, 60 гимназий (дают полное среднее образование, позволяющее поступать в университет; 25 частных), 95 средних технических школ (аналог техникума; 46 частных), 50 средних специальных школ (по нетехническим специальностям; 20 частных) и 36 высших специальных школ, как правило, с 3-летним курсом обучения, дающих неполное высшее образование (соответствует уровню бакалавра; 22 частные).
Прага является признанным центром высшего образования Чехии и всей Восточной Европы. В настоящее время в городе насчитывается 8 высших учебных заведений, финансируемых из государственного бюджета:
Кроме того, в Праге насчитывается 21 высшее учебное заведение, принадлежащих частным компаниям или фондам, которые, в основном, готовят специалистов в области коммерции, менеджмента и юриспруденции. Наиболее крупными из них являются Университет им. Я. А. Коменского, Высшая школа финансов и административного дела и Институт банковского дела (все — более 3 тысяч студентов). Общее число студентов в университетах и высших школах Праги составляет более 130 тыс. человек, или почти 12 % её населения.