Что означает слово помилуй
Словари
1. Простить кому-либо вину, проявить снисхождение к кому-либо.
отт. Избавить или предохранить от чего-либо неприятного; не причинить вреда кому-либо.
2. Отменить или смягчить наказание, к которому приговорили обвиняемого.
Морфология: я поми́лую, ты поми́луешь, он/она/оно поми́лует, мы поми́луем, вы поми́луете, они поми́луют, поми́луй, поми́луйте, поми́ловал, поми́ловала, поми́ловало, поми́ловали, поми́ловавший, поми́лованный, поми́ловав
1. В судебной практике помиловать значит отменить или смягчить наказание, к которому приговорили обвиняемого.
Помиловать преступника. | Помилован по амнистии. | Других расстреляли, а меня, как раненого, помиловали.
2. Помиловать значит простить кому-либо вину, проявить снисхождение к кому-либо.
Помиловал сына за проступок.
3. Помиловать значит пощадить, не причинить вреда кому-либо.
4. Когда кто-то начинает свою реплику со слова помилуй (помилуйте), он выражает несогласие со словами, действиями собеседника, возражает ему.
Помилуй, что за вздор! | Помилуйте, какой же из него писатель!
ПОМИ́ЛОВАТЬ, помилую, помилуешь, совер., кого-что.
1. Простить кого-нибудь, оказать или проявить снисхождение к кому-нибудь. «Решилась помиловать преступного сына.» Пушкин.
2. Отменить или ослабить наказание, оказать помилование кому-нибудь (офиц. юр.). Помиловать преступника.
3. повел. помилуй(те) употр. также как выражение несогласия, возражения, желания убедить, в знач. да что ты (вы)!; срн. постой (те), послушай(те). «Помилуй, что ты делаешь?» А.Тургенев. «Помилуйте, мы с вами не ребята.» Грибоедов. «Как же не понять, помилуйте!» Писемский.
2. Отменив приговор, освободить (частично или полностью) от судебного наказания (офиц.). П. заговорщиков.
3. помилуй(те), вводн. Выражает несогласие, возражение (разг.). Помилуй, что за вздор!
Помилуй бог (разг.) выражение опасения. Опять дождь пойдёт. Помилуй бог!
1. Офиц. Отменить или смягчить наказание, к которому приговорили обвиняемого. П. преступника. Прикажи казнить или п. Помилован по амнистии.
◁ Поми́луй; поми́луйте, в зн. вводн. сл. Разг. Выражает несогласие, возражение; да что ты (вы), как можно. Помилуй, что за вздор! Помилуйте, какой же он писатель! Поми́луй бог; господи поми́луй,
1. (несов. ми́ловать). устар.
Простить кого-л., проявить снисхождение к кому-л.
Почему же его Старик помиловал да еще отпустил в Москву? Неправильно. Надо было бы шкуру с него спустить. Б. Полевой, Саянские записи.
2. Отменить или смягчить наказание, к которому присудили обвиняемого.
В прошлое восстание испанцы взяли его в плен и приговорили к смерти, но затем, по прихоти чьего-то милосердия, он был помилован. Короленко, Мгновение.
Употребляется как выражение несогласия, возражения в значении: да что ты (вы), как можно.
то же, что помилуй(те).
поми́ловать, поми́лую, поми́луем, поми́луешь, поми́луете, поми́лует, поми́луют, поми́луя, поми́ловал, поми́ловала, поми́ловало, поми́ловали, поми́луй, поми́луйте, поми́ловавший, поми́ловавшая, поми́ловавшее, поми́ловавшие, поми́ловавшего, поми́ловавшей, поми́ловавших, поми́ловавшему, поми́ловавшим, поми́ловавшую, поми́ловавшею, поми́ловавшими, поми́ловавшем, поми́лованный, поми́лованная, поми́лованное, поми́лованные, поми́лованного, поми́лованной, поми́лованных, поми́лованному, поми́лованным, поми́лованную, поми́лованною, поми́лованными, поми́лованном, поми́лован, поми́лована, поми́ловано, поми́лованы
/ приговорённого к смерти: даровать жизнь кому
Значение слова «помиловать»
1. (несов. ми́ловать). Устар. Простить кого-л., проявить снисхождение к кому-л. — Да вот что, Феня, — крикнул он ей, уже усевшись, — обидел я тебя давеча, так прости меня и помилуй, прости подлеца. Достоевский, Братья Карамазовы. Почему же его Старик помиловал да еще отпустил в Москву? Неправильно. Надо было бы шкуру с него спустить. Б. Полевой, Саянские записи.
2. Отменить или смягчить наказание, к которому присудили обвиняемого. Помиловать преступника. □ В прошлое восстание испанцы взяли его в плен и приговорили к смерти, но затем, по прихоти чьего-то милосердия, он был помилован. Короленко, Мгновение.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОМИ’ЛОВАТЬ, лую, луешь, сов., кого-что. 1. Простить кого-н., оказать или проявить снисхождение к кому-н. Решилась помиловать преступного сына. Пушкин. 2. Отменить или ослабить наказание, оказать помилование кому-н. (офиц. право). П. преступника. 3. Пов. накл. помилуй(те) употр. также как выражение несогласия, возражения, желания убедить, в знач. да что ты (вы)!; ср. постой(те), послушай(те). Помилуй, что ты делаешь? Тургенев. Помилуйте, мы с вами не ребята. Грибоедов. Как же не понять, помилуйте! Писемский.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
поми́ловать
2. избавить или предохранить от чего-либо неприятного; не причинить вреда кому-либо
3. юр. отменить или смягчить наказание, к которому приговорили обвиняемого
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: магний — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
помиловать
Помиловать преступника. | Помилован по амнистии. | Других расстреляли, а меня, как раненого, помиловали.
Помиловал сына за проступок.
Война меня помиловала — жив. | Судьба меня помиловала.
Помилуй, что за вздор! | Помилуйте, какой же из него писатель!
Полезное
Смотреть что такое «помиловать» в других словарях:
ПОМИЛОВАТЬ — кого, простить, отдать вину его, не карать: оказать милосердие, пожалеть, внять раскаянью. Злодея помиловать доброго человека покарать. Бог помилует, свинья не съест. Господи помилуй! в виде молитвы, а в церк. службе, как заключение молитв.… … Толковый словарь Даля
помиловать — См … Словарь синонимов
ПОМИЛОВАТЬ — ПОМИЛОВАТЬ, помилую, помилуешь, совер., кого что. 1. Простить кого нибудь, оказать или проявить снисхождение к кому нибудь. «Решилась помиловать преступного сына.» Пушкин. 2. Отменить или ослабить наказание, оказать помилование кому нибудь (офиц … Толковый словарь Ушакова
ПОМИЛОВАТЬ — ПОМИЛОВАТЬ, лую, луешь; анный; совер., кого (что). 1. см. миловать. 2. Отменив приговор, освободить (частично или полностью) от судебного наказания (офиц.). П. заговорщиков. 3. помилуй(те), вводн. Выражает несогласие, возражение (разг.). Помилуй … Толковый словарь Ожегова
помиловать — ПОМИЛОВАТЬ, арх. – Полюбить. Ох, и побардашничали, браты! Помиловали чужих баб (2. 60) … Словарь трилогии «Государева вотчина»
Помиловать — сов. перех. 1. Простить кому либо вину, проявить снисхождение к кому либо. отт. Избавить или предохранить от чего либо неприятного; не причинить вреда кому либо. 2. Отменить или смягчить наказание, к которому приговорили обвиняемого. Толковый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
помиловать — помиловать, помилую, помилуем, помилуешь, помилуете, помилует, помилуют, помилуя, помиловал, помиловала, помиловало, помиловали, помилуй, помилуйте, помиловавший, помиловавшая, помиловавшее, помиловавшие, помиловавшего, помиловавшей,… … Формы слов
помиловать — пом иловать, лую, лует … Русский орфографический словарь
помиловать — (I), поми/лую, луешь, луют … Орфографический словарь русского языка
помиловать — Syn: см. простить … Тезаурус русской деловой лексики
«Господи, помилуй»: как сострадание поменяло знак
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Наверно, многие верующие слышали выражение «Ки́рие эле́исон (или эле́йсон)». Это молитвенное призывание в качестве песнопения часто используется при богослужениях в Греческой, а порой и в других Поместных Православных Церквях. С греческого оно переводится как «Господи, помилуй»: Κύριε ἐλέησον. Так по-гречески и звучит эта самая короткая и в то же время очень емкая молитва.
Второе слово в этом обращении к Богу – древнегреческий глагол ἐλεέω (eleeō), который означает «иметь сострадание», «сочувствовать», «жалеть». Однокоренное с ним слово – существительное ὁ ἔλεος (eleos), которое означает «сострадание», «сочувствие», «жалость». Между прочим, это слово ὁ ἔλεος обладает богатой историей. Например, оно употребляется в знаменитом фрагменте «Поэтики» великого древнегреческого философа Аристотеля про трагедию и катарсис: трагедия совершает «посредством сострадания (ὁ ἔλεος) и страха очищение (κάθαρσις) подобных страстей».
Обратите внимание, что Аристотель здесь ставит в один ряд страх и сострадание. Дело в том, что античные философы (как греки, так и римляне) к состраданию и жалости относились, как это ни странно, скорее негативно. И в этом смысле античность представляет яркий контраст с христианством.
Для Аристотеля или Сенеки, или Цицерона сострадание было страстью, в принципе такой же как, например, гнев, а любая страсть по их представлениям искажает разум и препятствует правильному восприятию действительности. Вот в какой ряд страстей ставит сострадание Аристотель в другом своем трактате, в «Риторике»:
«Страсти – все то, под влиянием чего люди изменяют свои решения, с чем сопряжено чувство удовольствия или неудовольствия, как, например, гнев, сострадание, страх и все этим подобные и противоположные им чувства».
Rhet. II 1, 1378 а 22,
Кроме того, сострадание часто противоречит справедливости, а в общественных отношениях, как считали древние философы, только справедливость и можно брать в качестве исходного принципа. Милосердие же, если оно вступает с ним в противоречие, следует отбрасывать. Действительно, Аристотель, например, считал, что некоторые люди рабы «по природе», и поэтому держать их в рабстве справедливо и законно. Какое уж тут тогда милосердие или сострадание к этим несчастным?
Да и вообще, со-страдание – это вот именно что страдание, а всякое страдание – это ведь зло. Поэтому, говорили также некоторые мыслители, сострадание или милосердие не является добродетелью, а лишь увеличивает количество зла в мире. Кстати, гораздо позже похожие мысли о сострадании как лишь увеличении зла в мире будет высказывать другой великий философ – Иммануил Кант, который тоже упрекал сострадание за его неразумность (как ему это казалось) и ставил его в целом очень невысоко.
Мне представляется, что в этом вопросе очень ярко видно отличие христианства как от античности и ее духа, так и от множества различных философских систем. Ведь в христианстве, напротив, милосердие стоит выше справедливости. Как говорит в своем Послании брат Господень апостол Иаков, «суд без милости не оказавшему милости (ἔλεος). Милость торжествует над судом» (Иак. 2,13).
Милосердие или сострадание, деятельная любовь к ближнему – это те самые дела, без которых по апостолу Иакову будет мертва вера:
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “Идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: “Ты имеешь веру, а я имею дела”: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2, 14-20).
Впрочем, мне кажется, в этих широко известных словах нужно обратить внимание и на то, что обычно остается «за кадром». На то, что в начале дел любви и милосердия, о которых говорит апостол Иаков, стоит все-таки вера. Дела скорее вытекают из истинной веры и ее дополняют, увенчивают. Однако без веры, без страха Божия и истинной любви к Богу одни только отдельно взятые поступки, которые другим приносят те или иные блага, легко могут превратиться (да и превращаются с неизбежностью) в повод для тщеславия, самомнения и гордости. Тогда парадоксальным образом то, что может послужить к верному спасению, напротив, оказывается путем к гибели души. Деятельное добро, добрые поступки – это словно крона дерева, которое имеет свои корни в почве веры. Но эта крона может быть здоровой только в том случае, если дерево укоренено в правильной почве. В этом контексте получается, что главное – это правильная забота о прежде всего своем спасении, о своей душе. И если она будет действительно христианкой (как говорил Тертуллиан, «душа по природе христианка»), то и дела ее будут христианскими и милосердными. Собственно, именно об этом говорил Серафим Саровский: «Стяжи дух смирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».
Напоследок я хочу привести цитату из одного письма русского мыслителя К.Н. Леонтьева (1831-1891) своему ученику Анатолию Александрову. Как известно, Леонтьев был в послушании у оптинских старцев, в том числе у знаменитого Амвросия Оптинского, а под конец жизни и сам стал монахом. Вот что он писал о своем учителе и духовнике:
«Если бы покойный старец Амвросий 25-летним юношей не думал бы исключительно о спасении своей души; если бы не вдохновлялся бы тогда тем, что я зову – трансцендентным эгоизмом, а думал бы о том, чтобы улучшать земную жизнь другим, то из него вышел бы или гордый и раздраженный, или пустой человек; – но думая 10-ки лет лишь о своем спасении, – он стал великим спасителем других; – он спас Федора Павловича Чуффрина от самоубийства; – он меня окаянного и многогрешного поддерживал на правом пути в течение 17 лет; – он многое множество других людей обращал, утешал, исправлял и т.д.».
Что означает слово помилуй
святитель Симеон Солунский
«ИСТОЛКОВАНИЕ МОЛИТВЫ – ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ!»
«Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» и сокращеннейше: «Господи помилуй!» от Апостольских времен даровано христианам, и определено, чтоб они непрестанно возглашали сие, как и возглашают. Впрочем, делая так, весьма не многие ныне знают, что значит: «Господи помилуй!» Потому взывают бесплодно; вопиют: «Господи помилуй!» а милости Господней не получают, потому что не ведают сами, чего ищут. Сего ради надлежит нам знать: какая это милость Господа Иисуса? – Какая?! – Всякая: все, что нам потребно в настоящем нашем падшем состоянии, в Его деснице есть. Ибо Он, с тех пор, как воплотился и сделался человеком, как пострадал такие страсти, и излиянием всесвятой крови Своей искупил человека из рук дьявола, – с этих пор стал Господом и Властителем человеческого естества особенным неким образом. Все наше и стало таким образом в Его руках. Господь и прежде воплощения искони был Господом всех тварей, видимых и невидимых, как Создатель их и Творец.
По бытию так это и есть и будет, но не по свободной деятельности разумных тварей. Бесы, а за ними и люди не восхотели сами от себя иметь Его Господом и Властителем своим, и отторглись от Него, сущая Владыки всяческих. Ибо всеблагой Бог, создавши людей и Ангелов самовластными и одарив их разумом, не хочет нарушать сего их самовластия и господствовать над ними насильно, против их воли. Почему, которые из них хотят быть под властью и управлением Божиим, над теми Он господствует и тех защищает, а которые не хотят, тех оставляет творить волю свою как самовластных. Посему и Адама, когда он, прельщенный Богоотступником дьяволом, сделался и сам отступником от Бога и не восхотел слушаться заповеди Его, оставил Он произволению его, не желая властительски господствовать над ним. Но завистливый дьявол, прельстивший его в начале, не перестал и далее прельщать его, пока не сделал его по неразумию его подобным скотам несмысленным, и он стал жить подобно неразумным животным.
Что говорит он, пришедши к богатому? – Ничего, как помилуй мя! Сжалься над моею бедностью, и благоустрой мою жизнь. – Или долг кто имеет на себе и не имеет чем уплатить его; желая же избавиться от тяготы сей, приходит к решению – упросить того, кому должен, простить ему долг. Приходит к нему, и что говорит? – Тоже только: помилуй мя! сжалься над моею бедностью и прости мне долг, каким я должен тебе. Равным образом, когда кто провинится в чем-либо пред другим, и желает получить от него прощение; что делает? Приходит к тому, против кого погрешил и говорит: помилуй мя! Прости мне, в чем я погрешил пред тобою. Все такие знают, о чем просят и для чего просят, и получают по прошению, соответственно обстоятельствам, и полученное обращают во благо себе. – Поставь теперь с другой стороны грешника, который и беден духовно, и должен пред Богом, и оскорблял Его многократно. Если он вопиет будто к Богу: помилуй мя! А между тем не понимает, что такое говорит и для чего говорит, даже и того не знает, в чем та милость, которую желает получить от Бога, и к чему она ему благопотребна, а просто по привычке взывает: Господи помилуй! – как Бог подаст ему милость, когда тот не может даже узнать, что получил, потому внимания на то не обратит и злоупотребит тем, или сгубит то, и тем паче еще прежнего сделается грешником? Милость Божия не другое что есть, как благодать Святого Духа, которую должны испрашивать у Бога мы грешные, непрестанно вопия к Нему: Помилуй мя! Яви милость Свою, Господи мой, ко мне грешному, в жалком состоянии, в каком я нахожусь, и прими меня опять во благодать Твою: дай мне дух силы, чтоб он укрепил меня в противостоянии искушениям дьявола и худым навыкам моим греховным; дай мне дух совета, чтоб я уцеломудрился, пришел в чувство и исправился; дай мне дух страха, чтоб я боялся Тебя оскорблять, и исполнял заповеди Твои; дай мне дух любви, чтоб я любил Тебя и не удалялся более отблиз Тебя; дай мне дух мира, да соблюду мирной душу мою, соберу все помышления мои и пребуду безмолвен и не мучим мыслями; дай мне дух чистоты, да хранит он меня чистым от всякого осквернения; дай мне дух кротости, да буду тихонравен в обращении с братиями моими христианами и воздержан от гнева; дай мне дух смирения, да не помышляю о себе высокая и да не буду горд. Кто знает и чувствует, сколь потребно все сказанное и, прося того у многомилостивого Бога, взывает: Господи помилуй! тот наверное получит то, о чем просит, и сподобится милости Божией и благодати Его. Но кто не знает ничего из того, что мы сказали, и только по привычке взывает: Господи помилуй! тому нет возможности получить когда-либо милость от Бога. Ибо и прежде он уже получил много милостей от Бога, но не познал того и не возблагодарил Бога, даровавшего ему их. Получил он милость Божию, когда создан был и стал человеком; получил милость, когда воссоздан был в крещении и стал православным христианином; получил милость, когда избавился от стольких бед, душевных и телесных, испытанных им в жизни; получал милость Божию, всякий раз, как сподоблялся причащаться пречистых тайн; получал милость Божию всякой раз, как согрешал пред Богом и огорчал Его грехами своими, а не был погублен и не наказан, как подобало; получал милость Божию, когда многообразно благодетельствован был от Бога, но или не сознавал того, или забывал.
Такому христианину как еще получить милость от Бога, когда он не знает и не чувствует, что получил столько милостей от Него? – И теперь если и взывает: Господи помилуй, то не знает, что говорит, и произносит слова сии, без всякой мысли и цели, по одному лишь обычаю.