Что означает слово пестушка в литературе

Что означает слово пестушка в литературе

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Известно, что у детей очень рано появляется интерес к подвижным играм. В данном периоде народная педагогика использовала поэзию пестования – потешки, пестушки, приговоры. Этот этап развития ребенка в народе было принято называть пестованием. Слово «пестун» встречаем в одном из самых древних памятников русской письменности — «Остромировом евангелии» (1056–1057). Существование слова «пестун» в древнерусском, болгарском, словацком, словенском, польском, чешском языках свидетельствует о бытовании его еще в общеславянский период, где оно было равнозначно более позднему термину «воспитатель». На ответственность пестуна за воспитание ребенка указывает поговорка: «Словно пестун, привязался, так следом и ходит».

Анализ текстов пестушек позволяет выделить главные их особенности: быстрый ритм, шуточно-юмористическое содержание, связанное с различными движениями детей: протягиванием рук, первыми шагами, движением, беганием.

Пестушки являлись средством развития у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентировочной особенности детского сознания и самосознания.

Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Пестушки незаметно переходят в потешки-песенки, которые поет мать, играя с ребенком.

Потешка

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

«Сорока»
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?

Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Он развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые «Ладушки» и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.

Источник

Это забытое слово — пестовать

Что означает слово пестушка в литературе

Что значит пестовать? Русские народные пестушки.

Пестовать — что это означает

Наши дедушки и бабушки не занимались воспитанием детей в общепринятом смысле этого слова. Детей пестовали. У славянских народов, да и у большинства других есть колыбельные, потешки, прибаутки, всевозможные игры с ручками, ножками, ладошками. А пальчиковые игры это вообще — народная мудрость. Раньше, эта традиция – пестовать, передавалась из поколения в поколение.

Оказывается, всем знакомые игры «Сорока», «Ладушки» и есть пестование. Соединение ребёнка с мамой с её положительной энергией.
Игра «Сорока» помогает пробудить все функции организма малыша. При ведении своим пальцем или пальцем ребёнка по его ладошке, по кругу, нормализуется работа желудочно-кишечного тракта. В этой песенке – игре массируется каждый пальчик. А они, как известно, отвечают за работу того или иного органа:
Мизинец – сердце;
Безымянный палец – нервная система и мочеполовая система;
Средний палец – печень;
Указательный палец – желудок;
Большой палец – лёгкие, голова.
Не случайно большой палец не накормили, а побили его и поругали. Тем самым стимулировали работу лёгких и головного мозга.

Игра «Ладушки» активизирует работу мозга. От мелкой моторики улучшается его деятельность. Как лучше раскрыть ладошки малышу? Да, просто, хлопнув об другую ладошку или положив, обе ладошки на голову. Происходит раскрытие ладони. Ребёнок настраивается на определённый лад, как инструмент. Выпестованный ребёнок растёт крепким, здоровым и сильным.

Пестушки

Умывая ребёнка или споласкивая волосы, нужно с любовью и нежностью проговаривать пестушки. Это нужно делать при каждодневных заботах о малыше. Словами настраивается организм ребёнка в нужном энергетическом поле. Реагируя на посыл слов, каждая его клеточка будет отвечать.

Ещё немаловажная деталь пестования — это прикосновения. Каждый знает, что прикосновениями передаётся, как отрицательная энергия, так и положительная. Многим знахарям и целителям обязательно нужно было прикасаться к больному. Учёные не могут объяснить это явление, но опыты и результаты показывают положительную динамику в заживлении ран, снимании болезненных симптомов прикосновениями. Не все люди могут лечить, притрагиваясь и поглаживая. Они должны обладать доброй позитивной энергией и положительным полем.

Примеры русских пестушек для детей

Кошка и курочка

Курочка в сапожках

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька-кот,

Разобьёт весь хоровод.

«Сено для лошади. »

«Ты пирог съел. »

Петушок

Что ты рано встаёшь,

Ване спать не даёшь?

«Андрейка, детка, о сём плачешь?…»

-Андрейка, детка, о чём плачешь?

-Об ворота ударился головой.

— Ну-ка, скажи, когда это случилось?

-Почему же ты плачешь сегодня?

-Так ведь вчера дома никого не было!

«Здравствуй, кум! Ты куда. »

-Здравствуй, кум! Ты куда?

-Да по дрова поехал.

-Какое сено, ведь это дрова?!

-А коли видишь, так что спрашиваешь?

«Что делаешь. »

Прикосновение

Был один такой случай в больнице, зафиксированный медиками. В послевоенные годы, когда очень много младенцев осталось без родителей, их размещали в больницах. Оказывалась вся необходимая медицинская помощь, но всё равно детская смертность была велика. Медики заметили, что в одной из палат дети не умирали, а наоборот, росли крепкими и здоровыми. Оказалось, что санитарка, работавшая в этой палате, брала детей на руки, баюкала, поглаживала, то есть пестовала.

Можно очень много примеров найти пестования и в других народностях, ведь этот не только выполнение действий с младенцем, приговаривая слова, но и любой контакт с мамой. Женщины древних африканских племён носили детей всегда с собой. Только одни сзади в коробе с крышкой, а другие спереди подвязывали ребёнка большим платком. И путешественники, и учёные заметили, что племена, где дети находятся в коробе, враждебные и кровожадные. А племена, где дети находились спереди и видели лицо мамы, дружелюбные и мирные. Всё просто, ребёнок, находящийся спереди видел эмоции и реакцию мамы на мир и действия происходящие вокруг. А ребенок сзади не имел постоянного зрительного контакта с мамой, и знакомство с окружающим миром было неполноценным.

Вообще развитие ребёнка до года – это телесный контакт, который понятен младенцу, и он чутко его ждёт, и отвечает эмоциями.

Обереги

При рождении каждый ребёнок гениальный. И родители несут полную ответственность за новую жизнь, которую они создали. Наши предки соблюдали большое количество оберегов, обрядов и привычек, способных защитить, и вырастить здорового ребёнка. К сожалению, многие обряды забылись, и молодые мамы просто теряются в разнообразии методик и рекомендаций.

Конечно же, в наше время нет чистого воздуха, экологических материалов, из которых раньше строили дома, природной пищи, но кое-что можно вспомнить и использовать.

Первая пелёнка мальчика – старая отцовская рубашка, первая пелёнка девочки – материнская ночная сорочка. Энергия родителей в ткани, бережно укутывает младенца и защищает его.
Детскую кроватку лучше выбирать из берёзы, она тотем богини Лады.
Звуки, предлагаемые малышу должны быть природного происхождения, а не электрического. Железные, медные колокольчики, коробочки наполненные семенами.
И самый важный оберег – гладить, целовать, напевать.

Русские традиции

До трёх лет происходит становление характера, мышления и отношения к жизни. Семья – главный приоритет русского народа. А для малыша семья – это мама, папа, братья, сестры, бабушки и дедушки. И чем больше он от них получит любви и ласки, тем уверенней будет в будущем. Мама, поглаживая и массируя каждый пальчик, «знакомит» ребёнка с семьёй. Ребёнок чувствует при этом себя в центре семьи, в центре внимания. Младенец чувствует защиту и расслабляется, впитывая положительную энергию своих родных.

Педагоги, учёные, психологи всё чаще обращаются к народной педагогике, к фольклору, к пестованию. Научно доказано, что ребёнок выпестованный, физически и психологически сильнее современного ребёнка, которого по новейшим методикам оставляют играть одного в кроватке, не поют колыбельных, не «гукают», заменяют любовь и ласку игрушками, радионянями.

Сложно быть мудрыми родителями. Нужно подарить ребёнку радость общения, любовь и ласку в раннем возрасте. Ребёнок благополучный и счастливый тогда, когда с ним играют, любят, ласкают, пестуют.

Источник

Пестушки :: Общие сведения

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребёнке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребёнок не понимает ещё смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приёмов, в чём-то напоминающих физзарядку. Распеленав ребёнка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста. Не каждая мать осознаёт необходимость этой процедуры, из сотни одна объяснит ли её физиологическое значение, но народная педагогика эмпирическим путём пришла к убеждению в безусловной полезности этого приёма и закрепила его в поэтических произведениях, передающихся из поколения в поколение. Мать забыла бы, когда и как необходимо проделывать эту процедуру, как дозировать время, если бы на помощь ей не пришла незамысловатая песенка:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в руки фатунюшки,
А в роток говорок,
А в голову разумок.

Стишок прост. Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нём есть всё: понимание значения этого приёма и для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки, Поперёк толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребёнка («А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки»), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закреплённые в поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье.

Для упражнения мышц рук и закрепления двигательных навыков применяется приём медленного разведения рук ребёнка, как бы имитация плавания. Упражнение весьма полезное и нужное. И снова оно закрепляется в народной жизни не в виде отвлечённого вывода, а воплотившись в примитивную песенку, сообразуясь с тактом которой, и производятся необходимые движения:

Лунь плывёт,
Лунь плывёт.

По мере подрастания ребёнка упражнения усложняются. Это закрепляется в более сложном тексте пестушки:

Тятеньке – сажень,
Маменьке – сажень,
Дедушке – сажень,
Бабушке – сажень,
Брату – сажень,
Сестрице – сажень,
А Колюшке –
Большую, набольшую.

Заботясь об укреплении мышц торса, о развитии смелости у ребенка, его часто «тютюшкают», то есть, посадив на ладонь одной руки и поддерживая другой рукой грудь, ребёнка подбрасывают вверх, удерживая одной рукой, а затем подхватывают второй. Этот приём закреплён в целом ряде ритмически чётко построенных стишков. Некоторые из них достигают хорошей художественной формы:

Чук, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.

Ребёнок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определённое смысловое значение, и мать уже использует это: она не просто берёт ребёнка на руки, а протягивает к нему руки и приговаривает или припевает: «Ручки, ручки, дай рученьки. »

Приговоры эти не отличаются ни поэтическими достоинствами, ни оригинальностью, ни разнообразием, но ребёнок всегда стремится на руки к матери, делает отчаянные движения ручонками, чтобы коснуться материнских рук, постепенно вырабатывает умение управлять движением своих рук. Слово матери (пестуньи), отразившись в сознании ребёнка, вызывает определенное представление о материнской ласке, волевой сигнал даёт команду органам движения, ребёнок делает хватательные или иные движения руками. Таким образом, примитивная поэтическая схема закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребёнка, так и для развития второй сигнальной системы педагогический приём.

У ребёнка очень рано проявляются стремления к движению, и мать, идя навстречу его желаниям, ставит его на ножки, поддерживая за грудку или ручки, и приговаривает:

Дыбки, дыбок,
Скоро Сашеньке – годок!

Эти упражнения укрепляют мышцы ног, учат ребёнка держаться в вертикальном положении, управлять движениями ног и т.д.

Во всех этих произведениях заложены выработанные многовековой педагогической практикой народа знания по физическому воспитанию детей. Но собственно учительный элемент их весьма скуден. Произведения этого рода призваны привести в определённую систему правила физического воспитания, пестования и, хотя не очень многочисленны, составляют жанр пестушек. «Пестовать. – по словарю В. И. Даля, – (от питать? или не от пясть ли, от носки на руках?), нянчить, носить, вынашивать на руках ребёнка, воспитывать, растить, холить, ходить за ним, быть дядькою, дядьковать. Не смешивать, в производных, с пест, толкач. »

Наиболее правильно поняла специфику произведений этого рода О.И. Капица и выделила их в особую группу. Её точку зрения разделил и В.П. Аникин.

Пестушкам присущи все жанровые черты. Произведения этой группы имеют строго определённую бытовую функцию: они являются сводом приёмов физического воспитания, разработанных народной педагогикой. Им присуще своеобразное построение, определяемое характером и кратностью физических упражнений, необходимых ребёнку в тот или иной момент. Они имеют отличное от родственных жанров содержание. В колыбельных песнях или забота о судьбе ребёнка, о его настоящем и будущем, или раздумья, переживание матери; в потешках значительное место занимают учительный и развлекательный элементы. Ни то, ни другое не свойственно пестушкам. Содержание пестушек конкретно и касается только вопросов физического воспитания, только тех действий, которые производятся, их ожидаемых результатов.

Пестушки не всегда рифмованы, но если имеется рифма, то она, как правило, парная («дыбок – годок», «ходунюшки – фатунюшки»). В смежных, не рифмованных между собой стихах применяется внутренняя рифма («В лесок по мошок»). Поэтизация текста достигается средствами повтора («Лунь плывёт, лунь плывёт»). Иногда с помощью многократного повтора одного и того же слова достигается музыкально-звуковая орнаментовка текста, например в пестушке «Тятеньке – сажень» повтором слова «сажень».

Пестушки кратки. Обычно это одно простое распространенное или сложносочиненное предложение. Диалогическая форма встречается редко и является исключением («Ножки, ножки, куда вы бежите? – В лесок но мошок. »).

К пестушкам примыкают полные наивной простоты и обаяния заговоры-шутки. Купают ребёнка и, чтобы он не плакал при окачивании водой, весело приговаривают:

С гуся вода,
С Пети худоба,
С гуся вода,
С Пети худоба.

Если ребёнок ушибся, что бывает почти ежедневно, он ищет защиты, спасения от боли у матери. И мать, дуя на больное место или поглаживая его, приговаривает!

У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи.

Все эти заговоры носят подчёркнуто шуточный характер, но в силу веры ребёнка в могущество матери помогают, успокаивают его.

Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

Пестушки русского фольклора

Пестушки – что это такое в литературе? Определение пестушки (не из википедии).

Почему пестушку назвали пестушкой? Этимология слова «пестушка».

Когда появились пестушки на Руси?

Пестушки как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация пестушек.

Чем пестушка отличается от считалки и в чём их сходства.

Какие пестушки были в старину на территории Вологодской, Вятской, Орловской области и Алтайского края?

Источник

Пестушки

ПЕ́СТУШКИ (от пестовать — нянчить, растить, холить) — один из видов устной поэзии для детей младенч. возраста: короткие стишки и песенки, к-рыми мать, бабушка, нянька сопровождают физич. движения, упражнения, способствующие развитию ребенка, элементарные игры с ним, убаюкивают проснувшегося ребенка, разводят ему руки или машут кистями, переваливают головку с ладони на ладонь, во время купания или когда хотят успокоить при ушибе и др. Одна из распространенных забав с маленькими — подбрасывание их на руках и качание на коленях под П. В П. много слов уменьшит., ласкат., звукоподражаний, шуточных мотивов («Потягунюшки, порастунюшки. «; «тюшки, тютюшки. «; «Чук, чук, чук, чук, наловил деди щук…»), создающих особенный эмоц. настрой — сочетание ласковой мягкости и здоровой жизнерадостности.

Смотреть что такое «Пестушки» в других словарях:

Малые жанры фольклора — Малые жанры фольклора это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.… … Википедия

Фольклор детский — область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. История происхождения и развития Ф.д. не вполне изучена, но мн. исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в которую ребёнок… … Педагогический терминологический словарь

ФОЛЬКЛОР ДЕТСКИЙ — область нар. культуры, своеобразный инструмент социализации ребенка Генетически связанный с фольклором взрослых, Ф д вместе с ним прошел длительную историю развития, глубоко обусловленную бытом, образом жизни, пед. взглядами народа, уровнем и… … Российская педагогическая энциклопедия

ХВОЩ — муж. безлистое растенье Equisetum разных видов: E. arvense, пестышки, пестушки, пупыши; E. hyemale, щеть; Е. limasum, хвощевник; E. sylvaticum, ёлка, пестик; E. pratense, пестовник, железник, скрыпун, толкашка, сосенник, земляные орешки. Тощ как… … Толковый словарь Даля

русский фольклор — совокупность текстов русской народной культуры, передаваемых преимущественно изустно, имеющих статус безавторских, анонимных и не принадлежащих определённым отдельно взятым исполнителям, хотя известны имена некоторых ярких мастеров исполнителей:… … Литературная энциклопедия

Кумуляция (литературоведение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кумуляция. Кумуляция (в литературоведении и фольклористике) (лат. cumulatio–увеличение, скопление) термин, используемый в разных значениях: Способ построения композиций хроникальных и… … Википедия

Науменко Г.М. — Науменко Г.М. Георгий Маркович Науменко (род. 5 ноября 1945, Москва) русский фольклорист музыковед, этнограф, писатель. Член Союза композиторов России и Союза московских литераторов. Имеет музыкальное и педагогическое образование. Всю… … Википедия

Фольклор музыкальный Урала — многонац. по характеру, что обусловлено пестротой нац. состава нас. региона. Ареалы расселения народов на тер. У. переплетены между собой, это способствует возникновению разл. этнических контактов, проявляющихся и в муз. фольклоре. Наиб.… … Уральская историческая энциклопедия

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА — совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, нар. поэтич. и худож. творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру… … Российская педагогическая энциклопедия

Детский фольклор — специфич. область устной традиц. культуры, включающая 2 осн. пласта. 1) Фольклор, исполняемый взрослыми для детей (колыбельные песни, пестушки, потешки), 2) Фольклор, функционирующий непосредственно в дет. среде, в нек рой своей части… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Источник

Я куплю тебе калач: примеры русских народных пестушек

Что означает слово пестушка в литературеПестушки – это короткие стишки, один из жанров устного народного творчества. Именно пестушками наши предки сопровождали жизнь самых маленьких: их рассказывали или напевали детям с рождения.

Есть специальные пестушки для пробуждения, потягивания, плача и так далее. Самые интересные мы собрали в новом материале.

Пестушка: определение жанра

» От потешки пестушка отличается тем, что потешка сопровождает игровые действия (ребенок хлопает в ладоши, скачет на коленях и так далее), а пестушка – неигровые, чаще действия взрослого.

Пестушки много веков использовали для развития младенца. Они дают эмоциональный контакт с мамой, развивают у ребёнка двигательную активность и тактильные ощущения, стимулируют развитие речи.

Примеры пестушек

Когда ребенок просыпается, приговаривают:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?

Когда ребенок проснется и потягивается, его поглаживают по животику и говорят:

Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись.

Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай.
Это мамин холст, этот папин холст,
А Мишин холст с мышиный хвост.

На кота потягушки,
На дитя порастушки.

Что означает слово пестушка в литературе

Распеленав ребёнка, пестуют:

Куй, куй, ковалек,
Подкуй чеботок:
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Подай молоток
Подковать чеботок.

Кую, кую ножку,
Поеду в дорожку.
Надо ножку подковать,
Чтобы дома ночевать!

Приговаривают, когда моют ребенка:

Когда ребенок гулит, приговаривают:

Ах, поет, поет соловушка!
Ах, поет, поет молоденький;
Молоденький, хорошенький, пригоженький!

Говорят, когда ребенок начинает делать первые шаги:

Ногами топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.

Топ, топ, топ, топ,
Ходи-ходи ножкой
Твердо по дорожке.

— Ножки вы, ножки!
Куда вы бежите?
— Побегу по бору,
Тебе ягод наберу:
Черну черничку,
Алу земляничку.

— Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
— В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.

***
Наша Катя маленька,
Катенька удаленька
Пройди, Катя, по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!

Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Вот какая Танечка.

Ножки, ножки
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.

Приговаривают, когда ребенок встает на ноги:

Дыбки-дыбок,
Скоро Танечке годок.

Приговаривают, когда расчесывают ребенку волосы:

Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

Ребенка кормят:

В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого калачи?
Для Галочки калачи,
Для Галочки горячи.

При ушибе ребёнка:

У кошки боли́,
У собаки боли́,
У лошадки боли́,
А у Ванюшки не боли́.

Когда ребёнку пора спать и он начинает зевать:

— Один зевок — на потолок,
Другой — на спинку,
Третий — на постельку!

Говорят, когда ребенок плачет:

Ты, Катюшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач,
На шею повешу,
А потом утешу.

***
Ой, ну-ка, ну-ка, ну-ка,
Бай, бай, бай, бай,
Моя внучечка,
Золотая,
Спи, спи, спи, спи,
Успокойся,
Бабушку не тревожь,
Бабушку не беспокой.

Ой, унуненка, ой, унуненка,
Унучаточка, моя милая,
Ах, серденько моя жалкая,
Моя сладкая,
Моя ягодка ох, вкусная.
А дили, дили, дили,
На поличике блины.
Блины мазаные, не показанные.
Завтра праздник воскресенье,
Бабы пышек напекут,
И помажут и покажут,
А покушать не дадут.

Будешь плакать —
куплю лапоть!

***
Тише, тише, голубок,
Спи, мой маленький сынок.
Прилетит к тебе голубок,
Даст тебе сонок.

Спи дитя до вечера —
Тебе делать нечего.
Придет времечко-пора,
Разбужу тебя тогда.

Ласково обращаются к ребенку:

Наташенька,
Да ты, Машенька,
Да ты, хорошенька,
Да ты, пригоженька!

У нас Саша сын один,
Мы в обиду не дадим.
Пиджак сошьем
И гулять пошлем.

Ах ты деточка,
Золотая кветочка!
Виноградная веточка,
Сладкая конфеточка!

Ребёнок сидит на коленях у матери или у няни, которая берёт его ручки и, расправляя их горизонтально, приговаривает следующие стихи:

— Это — мамы сажень,
Это — папы сажень,
Это — бабушки сажень,
Это — дедушки сажень,
А это — нам пополам!

Как на Шуркиных мянинах
Пирогов напёкли.
Рострескавши,перековеркавши!
Этакой ширины!
Этакой узины!

Помахивают ручками ребенка, подражая движению крыльев:

Гулюшки летели,
На головку сели
Шшш.
Опять полетели!

Учат поднимать ручки и головку кверху:

Галки, галки, галки,
На головушку!

Медленно разводят ручки малыша в стороны и певуче приговаривают:

Лунь плывёт,
Лунь плывёт,
Лунь плывёт.

Подбрасывая ребёнка, приговаривают:

Чук, чук, чучки,
На горе — стручки,
Под горой — лопатки:
Вырвали ребятки.

***
Чук, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.

Что означает слово пестушка в литературе

Учат ребёнка прыгать или плясать:

Та, та, та, та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки;
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.

***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!

***
Трататушички,
Да брякотушички.
Пошли плясать
Колобушички!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *