Что означает слово пестушка в литературе кратко и понятно

Это забытое слово — пестовать

Что означает слово пестушка в литературе кратко и понятно

Что значит пестовать? Русские народные пестушки.

Пестовать — что это означает

Наши дедушки и бабушки не занимались воспитанием детей в общепринятом смысле этого слова. Детей пестовали. У славянских народов, да и у большинства других есть колыбельные, потешки, прибаутки, всевозможные игры с ручками, ножками, ладошками. А пальчиковые игры это вообще — народная мудрость. Раньше, эта традиция – пестовать, передавалась из поколения в поколение.

Оказывается, всем знакомые игры «Сорока», «Ладушки» и есть пестование. Соединение ребёнка с мамой с её положительной энергией.
Игра «Сорока» помогает пробудить все функции организма малыша. При ведении своим пальцем или пальцем ребёнка по его ладошке, по кругу, нормализуется работа желудочно-кишечного тракта. В этой песенке – игре массируется каждый пальчик. А они, как известно, отвечают за работу того или иного органа:
Мизинец – сердце;
Безымянный палец – нервная система и мочеполовая система;
Средний палец – печень;
Указательный палец – желудок;
Большой палец – лёгкие, голова.
Не случайно большой палец не накормили, а побили его и поругали. Тем самым стимулировали работу лёгких и головного мозга.

Игра «Ладушки» активизирует работу мозга. От мелкой моторики улучшается его деятельность. Как лучше раскрыть ладошки малышу? Да, просто, хлопнув об другую ладошку или положив, обе ладошки на голову. Происходит раскрытие ладони. Ребёнок настраивается на определённый лад, как инструмент. Выпестованный ребёнок растёт крепким, здоровым и сильным.

Пестушки

Умывая ребёнка или споласкивая волосы, нужно с любовью и нежностью проговаривать пестушки. Это нужно делать при каждодневных заботах о малыше. Словами настраивается организм ребёнка в нужном энергетическом поле. Реагируя на посыл слов, каждая его клеточка будет отвечать.

Ещё немаловажная деталь пестования — это прикосновения. Каждый знает, что прикосновениями передаётся, как отрицательная энергия, так и положительная. Многим знахарям и целителям обязательно нужно было прикасаться к больному. Учёные не могут объяснить это явление, но опыты и результаты показывают положительную динамику в заживлении ран, снимании болезненных симптомов прикосновениями. Не все люди могут лечить, притрагиваясь и поглаживая. Они должны обладать доброй позитивной энергией и положительным полем.

Примеры русских пестушек для детей

Кошка и курочка

Курочка в сапожках

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька-кот,

Разобьёт весь хоровод.

«Сено для лошади. »

«Ты пирог съел. »

Петушок

Что ты рано встаёшь,

Ване спать не даёшь?

«Андрейка, детка, о сём плачешь?…»

-Андрейка, детка, о чём плачешь?

-Об ворота ударился головой.

— Ну-ка, скажи, когда это случилось?

-Почему же ты плачешь сегодня?

-Так ведь вчера дома никого не было!

«Здравствуй, кум! Ты куда. »

-Здравствуй, кум! Ты куда?

-Да по дрова поехал.

-Какое сено, ведь это дрова?!

-А коли видишь, так что спрашиваешь?

«Что делаешь. »

Прикосновение

Был один такой случай в больнице, зафиксированный медиками. В послевоенные годы, когда очень много младенцев осталось без родителей, их размещали в больницах. Оказывалась вся необходимая медицинская помощь, но всё равно детская смертность была велика. Медики заметили, что в одной из палат дети не умирали, а наоборот, росли крепкими и здоровыми. Оказалось, что санитарка, работавшая в этой палате, брала детей на руки, баюкала, поглаживала, то есть пестовала.

Можно очень много примеров найти пестования и в других народностях, ведь этот не только выполнение действий с младенцем, приговаривая слова, но и любой контакт с мамой. Женщины древних африканских племён носили детей всегда с собой. Только одни сзади в коробе с крышкой, а другие спереди подвязывали ребёнка большим платком. И путешественники, и учёные заметили, что племена, где дети находятся в коробе, враждебные и кровожадные. А племена, где дети находились спереди и видели лицо мамы, дружелюбные и мирные. Всё просто, ребёнок, находящийся спереди видел эмоции и реакцию мамы на мир и действия происходящие вокруг. А ребенок сзади не имел постоянного зрительного контакта с мамой, и знакомство с окружающим миром было неполноценным.

Вообще развитие ребёнка до года – это телесный контакт, который понятен младенцу, и он чутко его ждёт, и отвечает эмоциями.

Обереги

При рождении каждый ребёнок гениальный. И родители несут полную ответственность за новую жизнь, которую они создали. Наши предки соблюдали большое количество оберегов, обрядов и привычек, способных защитить, и вырастить здорового ребёнка. К сожалению, многие обряды забылись, и молодые мамы просто теряются в разнообразии методик и рекомендаций.

Конечно же, в наше время нет чистого воздуха, экологических материалов, из которых раньше строили дома, природной пищи, но кое-что можно вспомнить и использовать.

Первая пелёнка мальчика – старая отцовская рубашка, первая пелёнка девочки – материнская ночная сорочка. Энергия родителей в ткани, бережно укутывает младенца и защищает его.
Детскую кроватку лучше выбирать из берёзы, она тотем богини Лады.
Звуки, предлагаемые малышу должны быть природного происхождения, а не электрического. Железные, медные колокольчики, коробочки наполненные семенами.
И самый важный оберег – гладить, целовать, напевать.

Русские традиции

До трёх лет происходит становление характера, мышления и отношения к жизни. Семья – главный приоритет русского народа. А для малыша семья – это мама, папа, братья, сестры, бабушки и дедушки. И чем больше он от них получит любви и ласки, тем уверенней будет в будущем. Мама, поглаживая и массируя каждый пальчик, «знакомит» ребёнка с семьёй. Ребёнок чувствует при этом себя в центре семьи, в центре внимания. Младенец чувствует защиту и расслабляется, впитывая положительную энергию своих родных.

Педагоги, учёные, психологи всё чаще обращаются к народной педагогике, к фольклору, к пестованию. Научно доказано, что ребёнок выпестованный, физически и психологически сильнее современного ребёнка, которого по новейшим методикам оставляют играть одного в кроватке, не поют колыбельных, не «гукают», заменяют любовь и ласку игрушками, радионянями.

Сложно быть мудрыми родителями. Нужно подарить ребёнку радость общения, любовь и ласку в раннем возрасте. Ребёнок благополучный и счастливый тогда, когда с ним играют, любят, ласкают, пестуют.

Источник

Что означает слово пестушка в литературе кратко и понятно

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Известно, что у детей очень рано появляется интерес к подвижным играм. В данном периоде народная педагогика использовала поэзию пестования – потешки, пестушки, приговоры. Этот этап развития ребенка в народе было принято называть пестованием. Слово «пестун» встречаем в одном из самых древних памятников русской письменности — «Остромировом евангелии» (1056–1057). Существование слова «пестун» в древнерусском, болгарском, словацком, словенском, польском, чешском языках свидетельствует о бытовании его еще в общеславянский период, где оно было равнозначно более позднему термину «воспитатель». На ответственность пестуна за воспитание ребенка указывает поговорка: «Словно пестун, привязался, так следом и ходит».

Анализ текстов пестушек позволяет выделить главные их особенности: быстрый ритм, шуточно-юмористическое содержание, связанное с различными движениями детей: протягиванием рук, первыми шагами, движением, беганием.

Пестушки являлись средством развития у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентировочной особенности детского сознания и самосознания.

Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Пестушки незаметно переходят в потешки-песенки, которые поет мать, играя с ребенком.

Потешка

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

«Сорока»
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?

Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Он развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые «Ладушки» и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.

Источник

Что означает слово пестушка в литературе кратко и понятно

Что означает слово пестушка в литературе кратко и понятно

Очень часто рутинные занятия, повторяющиеся изо дня в день, утомляют родителей. Безусловно, можно пригласить на дом массажиста или прогуляться с малышом на массаж, но ничто не заменит маминых рук. Чтобы это приносило радость обоим, мы предлагаем делать зарядку с пестушками. Слово «пестушки» образовано от глагола «пестовать» – то есть нянчить, носить на руках, заниматься.

Пестушки – это короткие ритмизированные песенки, сопровождающие действия взрослого по уходу за ребенком. И если колыбельная песня поется перед сном для успокоения ребенка, то пестушка – в момент пробуждения, дневного бодрствования и предполагает активное взаимодействие взрослого и малыша.

При пестовании чудесным образом соединяется тактильный и эмоциональный контакт со словом и передаваемым им эмоциональным образом. Самое важное, что ребёнок ощущает части своего тела в живом контакте с руками матери, в тесном эмоциональном взаимодействии с ней. Дети, не получившие этот опыт телесно-тактильного взаимодействия, впоследствии испытывают «тактильный голод», ластятся к педагогам, обнимают мягкие игрушки и пр.

Начнем с общих движений

Малыш проснулся или, напротив, залежался и раскапризничался, а мы ему поможем, положим его на спинку, поймаем его взгляд глаза в глаза, улыбнемся и начнем зарядку. Погладим его вдоль всего тельца сверху вниз, приговаривая:

Потягунушки,
Потягунушки,
Поперёк толстунушки,
А в ножки – ходунушки, (постукиваем по стопам)
А в ручки – хватунушки, (даем малышу схватиться за пальчики и потягиваем к себе)
А в роток – говорок, (дотрагиваемся до ротика малыша)
А в головку – разумок (поглаживаем по голове).

Так в игре с мамой ребёнок впервые узнает о том, что у него есть ручки и ножки, и о том, зачем они ему нужны. Взрослый объясняет, что ручки – «хватунюшки», а ножки – «ходунюшки», что в роток – «говорок», а в головку – «разумок». Схватившись инстинктивно за ваши пальцы, малыш поймет, что это его ручки, если вы потяните их слегка к себе. Для становления осмысленного образа собственного тела очень важно, что в пестушках отдельные части тела называются и связываются с определенным местом на теле ребёнка.

Берем ручки малыша в свои и нежно разводим их широко в стороны и сводим, приговаривая: «Батюшке – сажень! Матушке – сажень! Братцу – сажень! Сестрице – сажень! А Ванечке – долга, долга, долга!». Сводим и разводим ручки столько раз, сколько это приятно и полезно ребенку. Поэтому мы успеем перечислить всех членов семьи, которых знает и любит малыш.

Эта очень простая пестушка на самом деле полна самыми разными смыслами и помогает развивать ребенка в самых разных областях.

Познавательное развитие. Действие разведения рук в стороны связывается с процессом измерения воображаемой длины холста, каждый размах рук сопровождается приговором «сажень». Старинная мера длины сажень равняется полному размаху рук взрослого человека. То есть ребенку дается знание и о мере длины, и о способе ее отмеривания.

Социально-коммуникативное развитие. В пестушке последовательно перечисляются все члены семьи ребенка: мама, папа, бабушка, дедушка, братец, сестрица и даже крестные. Но отмеренную «сажень» ребёнок как бы раздаёт отцу, матери и другим членам семьи в благодарность за уход. Последовательное перечисление, именование всех родственников связано с действием одаривания. А это уже можно отнести к становлению начал нравственного поведения ребенка. А то, что остальное множество холста («долга, долга, долга») отдаётся ребёнку, вновь ставит его в смысловой центр семьи, а метод быстрого переключения внимания ребёнка (щекотка, смех) позволяет избежать прямого наставления.

Речевое развитие. Очевидно, что, если бы данные движения проходили в полной тишине или под счет, о речевом развитии речь бы не велась. Здесь же ребенок осваивает словарный запас, обогащая его словами, означающими меры длины и пр. Особое внимание необходимо уделить способам словообразования – уменьшительно-ласкательными суффиксами, многие из которых значительно обогащают нашу речь.

Художественно-эстетическое развитие. Любая пестушка проговаривается ритмизировано, слегка нараспев, что влияет на развитие музыкальности ребенка.

И, наконец, физическое развитие, – та область, на которую, собственно, и направлены основные действия в этом упражнении.

Делая простейший массаж, взрослый приговаривает ритмические стишки, в которых действию даётся образное объяснение. Каждое действие сопрягается с образом. Например, при разведении и сведении ручек ребёнка приговаривают: «Лунь плывет, лунь плывет» или «Уточки, уточки плавали, плавали; полетели, полетели, на головушку сели». Ребёнок ещё не представляет себе ни луня, ни уточек, ни птичек, но его уже учат мыслить образами, соотносить себя, свои действия с природой, окружающим миром.

А мы начнем поклоны. Их можно делать в положении лежа на спинке с младенцами или стоя, с детьми постарше, на столе. Ребенка крепко прижимаем к себе, спиной к маминому животу, одной рукой фиксируем его ножки, и осторожно делаем поклоны, приговаривая:

Дедушке – поклон,
Бабушке – поклон,
Папе – поклон,
Маме – поклон,
Братцу – поклон,
Сестрице – поклон,
А нашему/нашей деточке – расти большой!

Если малыша нельзя пока ставить на ножки, то это упражнение выполняется как присаживание. Берем его за ручки и осторожно поднимаем до положения сидя и опускаем опять на спинку.

Теперь тянем холсты – сводим перекрестными движениями правую ножку с левой ручкой и наоборот, приговаривая:

Тяни холсты, потягивай!
В коробочку покладывай!
Тяни холсты на рубашечку!
Тяни холсты на столешничек!

Если малыш уже сидит, то самое время слегка расслабиться.

Посадите малыша на подушку.

С этими словами завалите малыша и покачайте, поваляйте, чтобы он рассмеялся и расслабился.

Малыша, который осваивает переворачивание, тоже можно поддержать пестушкой.

Толкачики-рогачики,
Толкачики-рогачики,
Перевертушки!

Малыш лежит на спине. На первые две строки мы упираем и слегка подталкиваем ножки малыша, чтобы он почувствовал ладонь взрослого. На третьей строке – «Перевертушки!», заводим правую ножку над левой и, поддерживая малыша, стимулируем переворот на живот. Возвращаемся на спинку и повторяем упражнение в левую сторону.

Эта же пестушка поможет нам сделать упражнение «велосипедик».

Готовимся к ходьбе

Делаем легкий массаж стоп. Постукиваем пальчиком или ребром ладони по стопам малыша и приговариваем:

Коваль, коваль, ковалек,
Подкуй Мане сапожок.
А мне некогда ковать,
Мне мосточки мостить,
Серебром гвоздить.

Коваль, коваль, ковалек,
Подай, баба, молоток.
Не подашь молоток,
Не подкуешь чеботок.

Теперь можно ножки опробовать на крепость. Поставим малыша на ножки, поддерживая под мышки или за ручки, водим малыша по лавочке или пеленальному столику, на котором и делаем зарядку.

Рита-рита-рита-та,
Вышла кошка за кота.
За кота-котовича,
За Петра Ивановича!
Ходит кот по лавочке,
Ведет кошку за лапочки!
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки!

Если у малыша есть силы и желание, можно с ним попрыгать.

Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Целовал, миловал,
Да к себе прижимал.

Теперь можно приобнять малыша и понежиться с ним.

Для самых маленьких

Если же младенец еще мал для хождения, то завершить зарядку и массаж можно лежа на животе, поглаживая спинку, постукивая по ней согнутыми пальцами.

Идет Бай по стене,
Несет короб на спине.
В коробе сапожки –
На маленькие ножки (лучше назвать имя малыша),
Топать по дорожке.
Эти-то сапожки
Ни малы, ни велики,
На ножки не лезут.
В лес Бай побежал,
Себе лык надрал,
Нашим ребятишкам
Наплел по лаптишкам,
И за каждый лапоток
Просит грошиков пяток.
Мы дадим ему пятак,
Он отдаст нам лапти так!

Переверните малыша на спинку и опять установите эмоциональный контакт глаза в глаза. Можно завершить зарядку бодалкой:

И свои лбом коснитесь лобика малыша.

Зарядка закончена. Но можно еще много раз за день развлекать малыша потешками и пестушками, осваивая удивительный мир родной культуры.

Автор: Анна Борисовна Теплова,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО

© 2021 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Источник

Что такое пестушка?

Что означает слово пестушка в литературе кратко и понятно

Пестушка – это жанр устного народного творчества, предназначенный исключительно для самых маленьких детей. Пестушка представляет собой небольшой стишок или песенку, понятную и интересную для ребёнка. От этого слова произошло понятие «пестовать», которым правда в наши дни уже никто не пользуется. Да и пестушками такие маленькие простые стишки не называют, хотя они остались, и их не перестают использовать родители. В старину считалось, что пестушка не только способствует развитию ребёнка, но и укрепляет его здоровье и даже синхронизирует биоритм ребенка с биоритмом матери и самой Природы.

Многие родители постоянно путают пестушку с потешкой или прибауткой. В чём же здесь различия? Всё просто – в потешках и прибаутках заложен элемент обучения, а пестушки предназначены и придуманы только для самых маленьких детей возрастом до одного года. А что особенно важно в первый год жизни? Конечно, физическое развитие. Огромную роль в развитии ребёнка играет нежный голос матери и, обязательно, её ласковые прикосновения – это и есть глубокий смысл пестушек. Это народная, хорошо отработанная система упражнений, способствующая физическому развитию ребёнка.

Молодые мамы, делая массаж любимому чаду, часто приговаривали знакомые всем «потягушки, порастушки», особо не обращая на это внимания, но в действительности неосознанно знакомя ребёнка с первыми в его жизни стихотворениями.

Пестушками сопровождалось и обучение ребёнка ходьбе:

Несмотря на древность своего происхождения, пестушки не потеряли своей актуальности и в наше время. Они очаровательны, содержательны и наполнены мудростью наших предков. Пестушки относится к малым формам народного фольклора, но они способны оказать огромное влияние на развитие Вашего малыша.

Вместе со статьёй «Что такое пестушка?» читают:

Источник

Пестушки :: Общие сведения

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребёнке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребёнок не понимает ещё смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приёмов, в чём-то напоминающих физзарядку. Распеленав ребёнка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста. Не каждая мать осознаёт необходимость этой процедуры, из сотни одна объяснит ли её физиологическое значение, но народная педагогика эмпирическим путём пришла к убеждению в безусловной полезности этого приёма и закрепила его в поэтических произведениях, передающихся из поколения в поколение. Мать забыла бы, когда и как необходимо проделывать эту процедуру, как дозировать время, если бы на помощь ей не пришла незамысловатая песенка:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в руки фатунюшки,
А в роток говорок,
А в голову разумок.

Стишок прост. Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нём есть всё: понимание значения этого приёма и для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки, Поперёк толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребёнка («А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки»), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закреплённые в поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье.

Для упражнения мышц рук и закрепления двигательных навыков применяется приём медленного разведения рук ребёнка, как бы имитация плавания. Упражнение весьма полезное и нужное. И снова оно закрепляется в народной жизни не в виде отвлечённого вывода, а воплотившись в примитивную песенку, сообразуясь с тактом которой, и производятся необходимые движения:

Лунь плывёт,
Лунь плывёт.

По мере подрастания ребёнка упражнения усложняются. Это закрепляется в более сложном тексте пестушки:

Тятеньке – сажень,
Маменьке – сажень,
Дедушке – сажень,
Бабушке – сажень,
Брату – сажень,
Сестрице – сажень,
А Колюшке –
Большую, набольшую.

Заботясь об укреплении мышц торса, о развитии смелости у ребенка, его часто «тютюшкают», то есть, посадив на ладонь одной руки и поддерживая другой рукой грудь, ребёнка подбрасывают вверх, удерживая одной рукой, а затем подхватывают второй. Этот приём закреплён в целом ряде ритмически чётко построенных стишков. Некоторые из них достигают хорошей художественной формы:

Чук, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.

Ребёнок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определённое смысловое значение, и мать уже использует это: она не просто берёт ребёнка на руки, а протягивает к нему руки и приговаривает или припевает: «Ручки, ручки, дай рученьки. »

Приговоры эти не отличаются ни поэтическими достоинствами, ни оригинальностью, ни разнообразием, но ребёнок всегда стремится на руки к матери, делает отчаянные движения ручонками, чтобы коснуться материнских рук, постепенно вырабатывает умение управлять движением своих рук. Слово матери (пестуньи), отразившись в сознании ребёнка, вызывает определенное представление о материнской ласке, волевой сигнал даёт команду органам движения, ребёнок делает хватательные или иные движения руками. Таким образом, примитивная поэтическая схема закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребёнка, так и для развития второй сигнальной системы педагогический приём.

У ребёнка очень рано проявляются стремления к движению, и мать, идя навстречу его желаниям, ставит его на ножки, поддерживая за грудку или ручки, и приговаривает:

Дыбки, дыбок,
Скоро Сашеньке – годок!

Эти упражнения укрепляют мышцы ног, учат ребёнка держаться в вертикальном положении, управлять движениями ног и т.д.

Во всех этих произведениях заложены выработанные многовековой педагогической практикой народа знания по физическому воспитанию детей. Но собственно учительный элемент их весьма скуден. Произведения этого рода призваны привести в определённую систему правила физического воспитания, пестования и, хотя не очень многочисленны, составляют жанр пестушек. «Пестовать. – по словарю В. И. Даля, – (от питать? или не от пясть ли, от носки на руках?), нянчить, носить, вынашивать на руках ребёнка, воспитывать, растить, холить, ходить за ним, быть дядькою, дядьковать. Не смешивать, в производных, с пест, толкач. »

Наиболее правильно поняла специфику произведений этого рода О.И. Капица и выделила их в особую группу. Её точку зрения разделил и В.П. Аникин.

Пестушкам присущи все жанровые черты. Произведения этой группы имеют строго определённую бытовую функцию: они являются сводом приёмов физического воспитания, разработанных народной педагогикой. Им присуще своеобразное построение, определяемое характером и кратностью физических упражнений, необходимых ребёнку в тот или иной момент. Они имеют отличное от родственных жанров содержание. В колыбельных песнях или забота о судьбе ребёнка, о его настоящем и будущем, или раздумья, переживание матери; в потешках значительное место занимают учительный и развлекательный элементы. Ни то, ни другое не свойственно пестушкам. Содержание пестушек конкретно и касается только вопросов физического воспитания, только тех действий, которые производятся, их ожидаемых результатов.

Пестушки не всегда рифмованы, но если имеется рифма, то она, как правило, парная («дыбок – годок», «ходунюшки – фатунюшки»). В смежных, не рифмованных между собой стихах применяется внутренняя рифма («В лесок по мошок»). Поэтизация текста достигается средствами повтора («Лунь плывёт, лунь плывёт»). Иногда с помощью многократного повтора одного и того же слова достигается музыкально-звуковая орнаментовка текста, например в пестушке «Тятеньке – сажень» повтором слова «сажень».

Пестушки кратки. Обычно это одно простое распространенное или сложносочиненное предложение. Диалогическая форма встречается редко и является исключением («Ножки, ножки, куда вы бежите? – В лесок но мошок. »).

К пестушкам примыкают полные наивной простоты и обаяния заговоры-шутки. Купают ребёнка и, чтобы он не плакал при окачивании водой, весело приговаривают:

С гуся вода,
С Пети худоба,
С гуся вода,
С Пети худоба.

Если ребёнок ушибся, что бывает почти ежедневно, он ищет защиты, спасения от боли у матери. И мать, дуя на больное место или поглаживая его, приговаривает!

У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи.

Все эти заговоры носят подчёркнуто шуточный характер, но в силу веры ребёнка в могущество матери помогают, успокаивают его.

Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

Пестушки русского фольклора

Пестушки – что это такое в литературе? Определение пестушки (не из википедии).

Почему пестушку назвали пестушкой? Этимология слова «пестушка».

Когда появились пестушки на Руси?

Пестушки как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация пестушек.

Чем пестушка отличается от считалки и в чём их сходства.

Какие пестушки были в старину на территории Вологодской, Вятской, Орловской области и Алтайского края?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *