Что означает слово перуном

Значение слова перун

Что означает слово перуном

Что означает слово перуном

Что означает слово перуном

Что означает слово перуном

Перун в словаре кроссвордиста

перун

2.Употребляется как поэтический символ грозы.

Большой современный толковый словарь русского языка

м.
1) Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии).
2) Употр. как поэтический символ грозы.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

м.
1) Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии).
2) Употр. как поэтический символ грозы.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

муж. в Великой Руси осталось мало следов этого бога грома и молнии, грозы; в Белоруссии более, там его опнсывают; это высокий, плечистый головач, черноволос, черноглаз, борода золотая, в правой руке лук, в левой колчан со стрелами; он ездит по небу в колеснице, пускает огнеиные стрелы. Ка’б цебя пярун треснув! брань. Який там перун ляскае! что за шум, стук, грохот. | В смол. в знач. вихря. Иж яго пяруном носиць! | твер.-ржев. бранное в знач. болезни, припадка. Схваци цебя пируном! | Иносказательно молния, громовая стрела. Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут, Ломоносов. Если перун одного корня с прах, перхоть, персть, то означает истре бителя, испрашителя; если от переть, пря, то попирателя или воителя; у Шимкевича, от прать; менее вероятно от перо.

Словарь русского языка Лопатина

Современный толковый словарь, БСЭ

Перун м.
1) Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии).
2) Употр. как поэтический символ грозы.

Толковый словарь Ефремовой

глава древнеславянского пантеона, бог грома и молнии, аналогичный древнегреческому Зевсу и древнеримскому Юпитеру. В Киеве и Новгороде статуи П. стояли в посвященных ему святилищах. Они были уничтожены с принятием христианства в конце 10 в.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

стрела, молния, низвергаемая богом грома и войны символическое обозначение воинов, сражения, звуков сражения золотая монета, которую планировал ввести в качестве денежной единицы Черногории князь Пётр II Петрович Негош в 1851 году

имя славянского бога-громовержца село на Украине гора в Хорватии

По мнению этих исследователей, Перун происходит не от славянского » перун » и, тем более, не от пра-индоевропейского » Перун (т)», а от готского «фьергу-ни», что означает «гора».

Российские ведуны считали, что Перун (Юпитер) — планета, покровительствующая Земле.

Транслитерация: perun
Задом наперед читается как: нуреп
Перун состоит из 5 букв

Источник

Значение слова «перун»

Что означает слово перуном

Перу́н

1. имя славянского бога-громовержца ◆ Может быть, поэтому языческий Перун жив и по сей день в подсознании непросвещённой части паствы христианско-православной русской церкви. Михаил Козаков, «[http://archive.fo/xf7Au#selection-1445.1282-1445.1417 Актёрская книга]», 1995 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Игрища и празднества в честь Перуна проводились с 20 июля по 4 августа, на это же время приходится и день почитания Ильи Пророка — 2 августа. Владимир Епифанцев, «По следам поверженных идолов» // «Зеркало мира», 2012 г. (цитата из НКРЯ)

перун

1. устар. поэт. стрела, молния, низвергаемая богом грома и войны ◆ Ты видел, как Орлов, // Румянцев и Суворов, // Потомки грозные Славян, // Перуном Зевсовым победу похищали. Пушкин, «Воспоминания в Царском Селе(«Навис покров угрюмой нощи…»)» ◆ Не стало Пушкина — перуном // Разбитый, лавр его завял. Вяземский, «Заметки» ◆ Орёл! Какой перун враждебный // Полёт твой смелый прекратил. Д. В. Веневитинов, «Смерть Байрона»

2. мн. ч. устар. поэт. символическое обозначение воинов, сражения, звуков сражения ◆ Геройской кровью уж земля намокла // И трупами врагов удобрена! // Проснулися вздремавшие перуны, // Отвсюду храбрые текут! Рылеев, «П. П. Ермолову» ◆ Недавно с запада как тучи громоносны // Стремилися враги россиян поразить; // Шагнули в их предел — гремят перуны грозны, // И зарево Москвы багровое горит. Дельвиг, «Дщерь хладна льда» ◆ Так мне ли ударять в разлаженные струны // И петь любовь, луну, кусты душистых роз? // Пусть загремят войны перуны, // Я в этой песне виртуоз! Д. В. Давыдов, «В альбом» ◆ Минувших лет преемник юный // С печатью рока на челе, // Несёт он [новый год] в недрах битв перуны, // Народов жребий, суд земле. Вяземский, «1854 год»

3. золотая монета, которую планировал ввести в качестве денежной единицы Черногории князь Пётр II Петрович Негош в 1851 году

Источник

Значение слова перун

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

1. Главное божество у древних восточных славян; бог грома и молнии, покровитель воинов.

* Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник. // Пушкин. Песнь о вещем Олеге // *

2. Стрела, молния, низвергаемая богом.

* Я издали смотрел на милый рой; Но вдруг, как бы летучие перуны, Мои персты ударились о струны. // Лермонтов. Стихотворения // / *

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Источники:

Словарь языческих понятий и богов

Энциклопедический словарь

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— главное божество восточных славян, бог грома и молнии, отождествляемый с Зевсом и Юпитером. Слово П. производят от санскритского корня «par» и сопоставляют с прозванием индийского божества Индры — Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, П. в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал мир. Отсюда П.-производитель, творец. В то же время П. — божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. В Псковской губернии и в Белоруссии еще недавно слышались клятвы: «сбей тебя П.», «как цябе П. узяв». П. — божество воинственное, победоносное. В Киеве на Перуновом холме был поставлен изображавший Перуна деревянный истукан с серебряной головой и золотыми усами (летопись Нестора под 980 г.). Подобный истукан П. был и в Новгороде Великом (см. Софийскую летопись под 991 г.). Русское предание наделяет П. палицей («Полн. собр. рос. летоп.», II, 258), плетью (в обрядовом причитании на Васильев день — 1 января), луком и стрелами (в белорусских преданиях). Ему приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. После своего крещения Владимир святой, до того времени высоко чтивший П., приказал привязать его идола к хвосту лошади и «влещи с горы по Боричеву на Ручей» в Днепр, приставив «12 мужи бити жезлем»; народ, продолжает летописец, «плакахуся, аще бо не бяху прияти св. крещения». На Перуновом холме Владимиром была воздвигнута церковь во имя св. Василия. Древнее поклонение П. перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка и Юрия Храброго. Ср. Афанасьев, «Поэтические воззрения славян на природу» (М., 1865); А. Фаминцын, «Божества древних славян» (СПб., вып. I, 1884).

Источник

Словари

1. Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии).

2. Употребляется как поэтический символ грозы.

| В смол. ·в·знач. вихря. Иж яго пяруном носиць!

| твер.-ржев. бранное ·в·знач. болезни, припадка. Схваци цебя пируном!

| Иносказательно молния, громовая стрела. Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут, Ломоносов. Если перун одного корня с прах, перхоть, персть, то означает истре бителя, испрашителя; если от переть, пря, то попирателя или воителя; у Шимкевича, от прать; менее вероятно от перо.

В славянской мифологии: бог грозы (дождя, молнии и грома), главное божество древнеславянского пантеона.

Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения («Повесть временных лет»).

Современная форма восходит к общеславянскому * Perunъ.

 громовая стрела. Григ. Наз. 29 об.; имя древнего славянского языческого бога грома и молнии. Мин. мес. сент. 30.

1. Главное божество у древних восточных славян; бог грома и молнии, покровитель воинов.

Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник. // Пушкин. Песнь о вещем Олеге //

2. Стрела, молния, низвергаемая богом.

Я издали смотрел на милый рой; Но вдруг, как бы летучие перуны, Мои персты ударились о струны. // Лермонтов. Стихотворения // /

Каб тебя (его и т. п.) перун треснул! Народн. Бран. То же, что перун тебя забей! СРНГ 26, 234.

Какой там перун ласкает? Народн. Неодобр. Что за шум, что за грохот? СРНГ 26, 234.

Перун тебя (его и т. п.) забей (возьми, сбей)! Пск., Смол. Восклицание, выражюащее гнев, негодование, возмущение кем-л. СПП 2001, 60; СРНГ 26, 294; Мокиенко 1986, 159.

Сгореть с перуна. Латв. Загореться, сгореть от удара молнии. СРНГ 26, 294.

Ударить с перуна. Латв. Об ударе молнии. СРНГ 26, 294.

Схвати тебя перуном! Твер. Пожелание болезни кому-л. СРНГ 26, 294.

Чтоб тебя перуном убило! Смол. Бран. То же, что перун тебя забей! СРНГ 26, 294.

Метать перуны. Книжн. Сердиться, сильно ругать кого-л., неистовствовать. ФСРЯ, 318; БМС 1998, 440; Мокиенко 1986, 158.

(с прописной буквы: бог грозы в славянской мифологии; со строчной буквы: трад.-поэт. молния)

Овсянки, явственны ль в стихах

Вам соловьиные раскаты,

И пал ли Клюев бородатый,

С дуплом, где Сирин* огневейный

Н. А. Клюев, Клеветникам искусства

сущ., кол-во синонимов: 3

ПЕРУН (от санскр.). Главное божество восточн. славян, грозное и карающее; бог грома и молнии, вместе с тем он производитель, творец.

— Эквивалент Зевса на Руси.

— Бог, чьими атрибутами на Руси считались гром, молния и дубовое полено.

— При заключении договоров с Византией после походов X века князь Игорь и остальные русичи-язычники клялись именем этого божества.

— Имя этого бога языческого пантеона означало «Тот, кто больно бьёт», но некоторые учёные усматривают в нём связь со словами «первый», «правый».

— Сборник стихов русского поэта Сергея Городецкого.

— В славянской мифологии считалось, что тот, кого коснулась радуга, становится Планетником и находится во власти его молний.

Пск., Смол. Восклицание, выражюащее гнев, негодование, возмущение кем-л. СПП 2001, 60; СРНГ 26, 294; Мокиенко 1986, 159.

Источник

Перун

Содержание

Происхождение имени

Некоторые исследователи радикально разделяют пра-и.е. *perō(ṷ)nos «гром, бог-громовержец» и пра-и.е. *perūn(V) «гора», протестуя против всякого их родства. Сближение между ними, как они считают, могло произойти лишь вторично, в результате народного переосмысления. [5]

Перун по данным письменных источников

О культе Громовержца у славян сообщал ещё Прокопий Кесарийский (VI век):

…Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. [6]

Апокрифическая «Беседа трёх святителей» называет Перуна, наряду с Хорсом, ангелом грома и молнии, что ещё раз подтверждает его сущность громовержца.

Первые сведения о Перуне с упоминанием его имени появляются в «Повести временных лет». В частности, клятвы Перуном содержатся в договорах Руси с византийцами, заключённых после походов в 907, 945 и 971 годах.

Вот фрагмент договора 945 года:

Из договора 971 года мы узнаём следующее:

Аще ли тѣхъ самѣхъ преже реченыхъ не съхранимъ. да имѣемъ клятву отъ Бога, в ньже вѣруемъ, отъ Перуна и отъ Волоса, скотия бога, и да будем злати, якоже злато се, и своимь оружиемь да исѣчени будемъ. [10]

Что означает слово перуном

Что означает слово перуном

Перун упоминается в летописном рассказе о так назваемой «языческой реформе» князя Владимира Святославича, когда он установил в Киеве идолы шести важнейших божеств:

И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.

«Языческая реформа» Владимира не принесла ожидаемых результатов, и насущной необходимостью стало крещение Руси. В связи с этим и в Киеве, и в Новгороде идолы Перуна были свержены и «изгнаны». В Новгороде это произошло так:

В год 6497 (989). Крестился Владимир и вся земля Русская. И поставили в Киеве митрополита, а в Новгороде — архиепископа… И пришёл в Новгород архиепископ Аким Корсунянин, и разрушил капища, идол Перуна посёк и велел его волочить к Волхову. Обвязали его верёвками, и поволокли по грязи, избивая палками. И заповедал никому нигде его не принимать.

В лѣта шесть тысящь четырѣста деветьдесятъ седмаго. Крѣстися Володимеръ и вся земля Руская. И поставиша в Киеве митрополита, а Новугороду архиепископа. И приидѣ Новугороду Акимъ архиепископъ Коръсунянинъ, и требища раздруши, и Перуна посече, и повеле волочи Волховомъ, поверзавше оужи, волочаху по калу, бьюще жезьлиемъ; и заповѣда никомуже нигдѣже не приати. [24]

С проводами Перуна связаны также два «анекдота», встречающиеся в летописных вставках. Один из них рассказывает о «пидьблянине» — жителе новгородского села Пидьба:

Рано утром пришёл пидьблянин на реку, собираясь везти в город горшки. В это время к берегу подплыл идол Перуна, и пидьблянин оттолкнул его шестом, говоря: «Ты, Перушице, досыта пил и ел, а теперь же плыви прочь», и уплыло со свету нечестивое.

Идѣ пидьблянинъ рано на реку, хотя горонци вести в городъ; оли Перунъ приплы ко берви, и отрину и шесътомъ: «ты, рече, Перушиче, досыть еси пилъ и ѣлъ, а нынѣ поплови прочь»; и плы съ свѣта окошное. [27]

вошёл бес в (идол) Перуна и начал кричать: «О горе мне! Достался немилостивым сим рукам!». И скинули его в Волхов. Он же, проплывая под большим мостом, бросил палицу на мост и сказал: «На этом да поминают меня новгородцы». Безумные дерутся ею и ныне, творя утеху бесам.

вшелъ бѣаше бѣсъ въ Перуна и нача кричати: «О горѣ! Охъ мнѣ! Достахся немилостивымъ симъ рукамъ». И вринуша его въ Волховъ. Онъ же поплове сквозѣ Велии мостъ, верже палицю свою на мостъ и рече: «На семъ мя поминаютъ Новгородьскыя дѣти». Еюже нынѣ безумнiи убивающиеся утѣху творять бѣсом. И заповѣда нiкомуже нигдѣже не переяти его. [29]

…в определенные дни в году раздается Перунов глас, заслышав который граждане того места тотчас же сбегаются и избивают друг друга палками и кулаками, отчего возникает столь сильное смятение, что начальникам стоит великих усилий усмирить его. [32]

Вывод о том, что Перун соотносится именно с «заложными», неупокоенными умершими, можно сделать и из книжной легенды в «Сказании о Словене и Русе», которая, хоть и практически не отражает живой традиции, но всё же весьма интересна:

Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник и чародей и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты творя многи, и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила, и залегаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющих же ся ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя. Сего же ради людие, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицая и Грома его, или Перуна, рекоша, руским бо языком гром перун именуется. Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний и собирания бесовскаго градок мал на месте некоем, зовомо Перыня, иде же и кумир Перунов стояше. И баснословят о сем волхве невегласи, глаголюще, в боги сел окаяннаго претворяюще. Наше же християнское истинное слово с неложным испытанием многоиспытне извести о сем окаяннем чародеи и Волхове, яко зле разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтаньми бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег противу волховнаго его градка, иде же ныне зовется Перыня. И со многим плачем тут от неверных погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, яко же обычай есть поганым. И по трех убо днех окаяннаго того тризнища проседеся земля и пожре мерзкое тело коркодилово, и могила его просыпася с ним купно во дно адово, иже и доныне, яко ж поведают, знак ямы тоя не наполнися. [33]

Таким образом, Перун в произведениях древнерусских книжников превращается в демона, поверженного в момент крещения Руси. Это совершенно неудивительно, поскольку весь пафос церковных поучений был направлен против языческих пережитков. Однако в народной религии образ Громовержца не исчез, а сохранялся вплоть до последнего времени.

Упоминания Перуна за пределами Руси

В Польше около Перемышля, в 1302 году епархиальным документом упомянут Перунов Дуб. [источник не указан 417 дней]

Такие авторы, как Адольф Петер Затурецкий («Словацкие пословицы и поговорки»), Ян Колер, Сретен Петрович («Сербская мифология») приводят массу словацких народных поговорок и заклятий, в которых фигурирует Перун. Например: «Хочешь попасть к Перуну?», «На кой Перун это тебе?», «Перун в тебя попал!», «Перун тебя побрал!», «Перун тебя побей!», «Перунова стрела», «Перунова стена», «Перунов гром», «Перунов блеск», «Перунов путь», «Перуново вино», «Если ты Перун, громыхающий Перун, — покажи свои зубы!», «Бог Перун в облаках!» и т. д.

Перун по данным фольклора

Пеперуда летяла,
Над вода се и мятала,
И се Богу молила:
Дай ми, Боже, дребен дъжд…

Что означает слово перуном

Атрибуты Перуна

Что означает слово перуном

Что означает слово перуном

Константин Багрянородный (сер. X века) оставил описание ритуала, связанного с дубом, производившегося на острове Хортица, на пути из варяг в греки. В данном случае речь идёт не столько о славянах, сколько о «русах» — скандинавах, перенявших славянские обычаи:

На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай.

В грамоте галицкого князя Льва Даниловича 1302 года, в которой определяются границы владений епископа Перемышльского, упоминается Перунов дуб как одна из границ: «…а отъ той горы до Перунова Дуба горѣ склонъ».

Свидетельствуют о культе дубов и данные археологии. Б. А. Рыбаков пишет:

Что означает слово перуном

Что означает слово перуном

Что означает слово перуном

Что означает слово перуном

Что означает слово перуном

Что означает слово перуном

Важным атрибутом Перуна считался и топор. С данным фактом связываются многочисленные амулеты-«топорики», находимые археологами на древнерусских землях и связываемые с дружинной средой (ведь Перун — покровитель князя и дружины). Считается, что амулеты-«топорики» выдавались отрокам во время постригов, и сначала носились ими как обереги, а по мере входа в дружину — как престижный символ принадлежности к ней. [50]

Из дней недели Перуну был несомненно посвящён четверг. Об этом свидетельствует, во-первых, индоевропейская традиция, связывающая с богом-Громовержцем именно этот день недели (ср. нем. Donnerstag «день Донара», англ. Thursday «день Тора» и т. д.). Далее, в пользу этого говорит название четверга у полабов — Peräunedån «день Перуна» (хотя вполне вероятно, что это название может быть калькой от нем. Donnerstag ). У восточных славян равным по значимости с Ильиным днём считался четверг перед этим праздником. Четверг в славянской традиции считался днём «мужским» и удачным для начинаний. Наконец, именно о связи громовержца с четвергом говорит русская пословица «после дождичка в четверг», в которой идёт речь об исполнении желания (скепсис её, видимо, позднего происхождения). [51]

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Волос • Дабог • Даж(д)ьбог • Девана • Жива • Лада 1 • Леля 1 • Марена • Мать — Сыра Земля • Мокошь (Макошь) • Переплут • Перун • Поревит • Поренут • Прове • Радегаст 1 • Род 2 • Рожаницы 2 • Ругевит • Сварог 1 • Сварожич • Святовит • Семаргл (Симаргл) • Стрибог • Триглав • Троян • Хорс • Чернобог • Ярило 2 • ЯровитМифические существаАлконост • Анчутка • Асилки • Баба Марта • Баба-Яга • Бабай • Банник • Берегиня • Бес • Болотник • Бука • Ведьмак • Верлиока • Вечорка • Вий • Вила • Водяной • Волколак • Гамаюн • Герман • Денница • Доля • Дворовой • Домовой • Заложные покойники • Заря • Злыдни • Змей Горыныч • Иван-да-марья • Кикимора • Коляда • Коргоруши • Кострома • Кострубонька • Кощей • Купала • Лель 1 • Леший • Лихо • Лихорадка • Мавка • Мороз • Овинник • Огненный змей • Полевой • Полудницы • Пятница • Рарог • Русалка • Сирин • Соловей-разбойник • Упырь • Чёрт • Чугайстер • Чудо-юдо • Чур • Шишига • Юда • ЯщерМифические землиАлатырь • Беловодье • Буян • Ирий • Калинов мост • Китеж • Лукоморье • Лысая гора • Смородина Река • Тридевятое царствоПримечания: 1 историчность божества спорна; 2 божественный статус спорен.

Согласно ПВЛ, год 6488 (980):

Перун — бог грома • Волос — бог домашнего скота • Позвизд — бог ветра и погоды • Ладо — бог веселия • Купало — бог земных плодов • Коляда — бог праздничный

Что означает слово перуном Пантеон князя Владимира

По «Славянской хронике» Гельмольда, 1167–1168 гг.:

По «Grundtræk til En Nord-Slavisk og Vendisk Gudelære» датского поэта Б. С. Ингемана. (Copenhagen, 1824):

Хорошие боги: Триглав (Бог), Святовит, Радегаст, Прове, Sieba, Siebog, Schwayxtix, Числобог, Подага, Ругивит, Каревит, Juthrbog, Девана, Woda или Waidawut (Один), Balduri (Бальдр).

Плохие боги: Чернобог (Pya), Перун, Flins, Zirnitra (Zir), Berstuk, Маровит (Домовой), Hela (Хель).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *