Что означает слово пергамент в истории
Пергамен
Содержание
Этимология
Происхождение
С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы (Сефер Тора). На более распространённом виде пергамента «клаф» (лат. vellum ) пишутся также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных.
По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» (διφθέρα) рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.
По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. египетские цари, желая поддержать книжное богатство александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — membrana, с IV в. до н. э. — pergamena). Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).
Популярности пергамента способствовал тот факт, что с него (в отличие от папируса) возможно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами (см. палимпсест), и написать новый. Кроме того, на пергаменте можно писать с обеих сторон листа.
Изготовление
В монастырском книжном обиходе средних веков пергаменные кодексы постепенно вытеснили папирусные свитки. С IV в. н. э. уже был распространён обычай писать богослужебные книги на пергамене, и в средние века для этой цели папирус почти не употреблялся.
Средние века знали два основных сорта пергамена: собственно пергамен (лат. pergamen) и веллум (лат. vellum, также велен, от франц. velin). Для изготовления пергамена употреблялись шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На велен шли шкуры новорожденных и особенно мертворождённых ягнят и телят. На юге Европы в средние века употребляли козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно телячьими. Из ослиной кожи пергамент не выделывался.
Пергамен был толще и грубее велена, но раннее средневековье практически не знало велена, поскольку его начали широко применять в производстве книг только с конца XII в.
Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаменщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.
После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.
При последней операции в пергамен втирался меловой порошок, впитывающий жир, не удалённый при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамен более светлым и однородным по цвету. К писцам и художникам пергамен поступал разрезанным и, как правило, собранным в тетради.
В Российской национальной библиотеке хранится рукопись святого Августина, писанная на превосходном, мягком и тонком, почти белом пергамене, выделка которого представляет своего рода совершенство. Кроме белого, употреблялся иногда для особенно роскошных рукописей цветной, всего чаще фиолетовый пергамен, на котором писали серебром и золотом. Таков, например, Codex argenteus — рукопись перевода Библии на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном пергамене серебром и хранится в Швеции, в Упсале. Также в Российской национальной библиотеке хранится греческое четвероевангелие, писанное золотом по фиолетовому пергамену — по преданию, рукой византийской императрицы Феодоры. Реже употреблялся жёлтый пергамен (codex crocatus; от crocus — шафран) или чёрный.
Пергамент
Содержание
Этимология
История
По свидетельству греческого историка V в. до н. э. Ктесия, кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» (διφθέρα) рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.
По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — membrana, с IV в. до н. э. — pergamena). Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).
В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо, хотя большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, сохранились и пергаментные версии.
Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях.
Изготовление
В монастырском книжном обиходе средних веков пергаменные кодексы постепенно вытеснили папирусные свитки. С IV в. н. э. уже был распространён обычай писать богослужебные книги на пергаменте, и в Средние века для этой цели папирус почти не употреблялся.
Средние века знали два основных сорта пергамена: собственно пергамен (лат. pergamen ) и веллум (фр. velin от vellum ). Для изготовления пергамена употреблялись шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На велень шли шкуры новорождённых и особенно мертворождённых ягнят и телят. На юге Европы в Средние века употребляли козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно телячьими. Из ослиной кожи пергамент не выделывался.
Пергамен был толще и грубее велени, но раннее Средневековье практически не знало велени, поскольку его начали широко применять в производстве книг только с конца XII в.
Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаменщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.
После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.
При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету, и предотвращал растекание туши. Для отбеливания пергамента в него втирали муку, белки или молоко.
В Российской национальной библиотеке хранится рукопись святого Августина, писаная на превосходном, мягком и тонком, почти белом пергаменте, выделка которого представляет своего рода совершенство.
К писцам и художникам пергамент поступал разрезанным и, как правило, собранным в тетради. Преимущество пергамента над папирусом заключается в том, что на пергаменте можно писать с обеих сторон листа, а кроме того, его можно использовать повторно.
Переработка
В период с VII по IX века множество пергаментных манускриптов были соскоблены и смыты, чтобы использовать их повторно, хотя первоначальный текст можно прочесть и сейчас. Переработанные пергаменты получили название палимпсест. С развитием процесса переработки и появлением более совершенных технологий скобления первоначальный текст пропал.
Милиора ди Курки в работе «История и технология изготовления пергамента» писала, что пергамент не всегда белый: «Ченнини, мастер XV века, даёт рецепты окраски пергамента в различные цвета, включая пурпурный, индиго, зелёный, красный и персиковый».
В раннем Средневековье, подражая византийским манускриптам, таким как Россанский и Синопский кодексы или Венский Генезис, для особо роскошных рукописей мастера, кроме белого, использовали цветной, чаще всего фиолетовый пергамент, на котором писали серебром и золотом. Реже употреблялся жёлтый пергамент (лат. codex crocatus ; от crocus — шафран) или чёрный.
К таковым относится, например, «Серебряный кодекс» (лат. Codex argenteus ) — рукопись перевода Библии на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном пергаменте серебром и хранится в Швеции, в Уппсале. В Российской национальной библиотеке хранится греческое четвероевангелие, написанное золотом на фиолетовом пергаменте — по преданию, рукой византийской императрицы Феодоры.
Значение слова пергамент
Словарь Ушакова
перг а мент, пергамента, муж.
1. только ед. Кожа животных, обработанная особым образом, употребляемая для изготовления барабанов и труб, в древности, до распространения бумаги, широко применявшаяся как материал для письма.
2. Древняя рукопись, написанная на этом материале (филол.). Древние пергаменты.
3. То же, что пергаментная бумага (см. пергаментный). Завернуть в пергамент. (По названию древнего города Пергама в Малой Азии, где изготовление пергамента было усовершенствовано.)
Античный мир. Словарь-справочник
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
и ПЕРГАМЕН, а, м. (спец.).
1. Особо обработанная кожа животного, служившая материалом для письма до изобретения бумаги.
2. Древняя рукопись.
* ► И там, как знать, найдет пришелец Пергамент пыльный. Он увидит, Как сердце любит под конец И бесконечно ненавидит. // Лермонтов. Стихотворения // / *
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Материал для письма из телячьей кожи, использовавшийся до изобретения бумаги.
2. Бумага, не пропускающая жир и влагу.
* Завернуть в пергамент. *
Античность от А до Я. Словарь-справочник
Словарь Богословских Терминов (Майерс)
• Parchment
Материал для письма, более прочный, чем папирус. Пергамент делался из подготовленных особым образом шкур животных. Во времена Нового Завета евреи использовали пергамент для записи Ветхого Завета, и во 2 Тимофею 4:13 ссылка делается по-видимому именно на это.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ПЕРГАМЕНТ, а, м.
1. Писчий материал из телячьей кожи, распространённый до изобретения бумаги, а также рукопись на таком материале.
2. Особо обработанная кожа молодых животных, применяемая в технике и для изготовления музыкальных инструментов. Животный п.
3. Специально обработанная бумага, не пропускающая жиров и влаги.
| прил. пергаментный, ая, ое. П. свиток.
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
телячья и другая кожа, приготовленная для письма; она заменяла бумагу, а ныне идет на грамоты и пр. Пергаментный свиток, из пергамента, харатейный. Пергаментщик, выделыватель пергамента.
Большая Советская Энциклопедия
Различают следующие виды П.: кожу для деталей ткацких станков (гонков, бесшумных неискрящих шестерёнок), сшивку для приводных ремней и музыкальный П. (для барабанов). П. для гонков и шестерён вытесняется полимерными материалами.
Что означает слово пергамент в истории
При производстве пергамента кожи не дубили, а тщательно вычищали, скоблили и высушивали под напряжением, получая листы тонкой и прочной кожи белого или желтоватого цвета.
Хотя выделанная кожа животных употреблялась для письма и раньше, изобретение пергамента обычно связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго (197-159 до н. э.). По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. до н. э. вывоз папируса за пределы Египта, и Пергамской библиотеке, второй по величине библиотеке древнего мира пришлось развивать альтернативный вариант производства материала для письма и усовершенствовать древние способы обработки кожи.
Фактически же поставки папируса были прерваны из-за вторжений в Египет сирийского царя Антиоха IV Епифана, который в 170-168 гг. до н.э. временно захватил практически всю территорию Египта.
Так пергамент стал альтернативой папирусу не только в Пергаме, но и во всём Средиземноморье, основным материалом для книг в средневековье, и продолжал использоваться даже после изобретения печати в середине пятнадцатого века.
Для письма на пергаменте потребовался другой тип чернил. Чернила для папируса, основанные на саже, также продолжали использоваться, но они легко смывались и даже стирались с пергамента, потому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было стереть, только соскоблив их.
Долгое время пергаментные свитки существовали совместно с папирусными. Несмотря на очевидные достоинства пергамента: прочность, долговечность, возможность многократного использования, смывая или соскабливая ранее написанный текст, у него были существенные недостатки: сложность изготовления и дороговизна.
В конце I в.н.э. появляются первые упоминания о пергаментных кодексах – фактически книгах, состоящих из страниц. Несмотря на очевидное их преимущество перед свитками, широко распространены они стали только к 3 в.н.э.
В позднем средневековье пергамент повсеместно заменяется бумагой, и используется только для написания традиционных и официальных документов (оригиналы королевских указов, соглашений, дипломов и т.п.).
К этому времени меняется и способ чтения свитков: если античные рукописи сворачивались в горизонтальный свиток, то в позднем средневековье и впоследствии свитки стали вертикальными. Это напрямую связано с тем, что свитки более не являлись книгами, а предназначались для записи небольших по объему текстов.
В настоящее время пергаментные свитки являются единственным признаваемым религиозными евреями способом записи Торы и священных текстов иудаизма. Производством пергамента в Израиле занимаются крупные компании, под наблюдением квалифицированных раввинов. В частности, раввины следят, чтобы на пергамент шли шкуры только кошерных животных.
Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Технология обработки бумаги построена так, что растворившаяся целлюлоза затем осаждается в порах бумаги и закупоривает их.
Такая бумага прочна, не пропускает влаги и жиров и используется главным образом при приготовлении пищи. К собственно пергаменту она не имеет отношения, исключая название.
Пергамент
Библиотеки и музеи могут назвать его мембраной животного, которые хотят избежать различия между «пергаментом» и более узким термином «пергамент» (см. Ниже).
Содержание
Пергамент и пергамент [ править ]
Гамлет. Не из овчины ли пергамент?
Горацио. Да, милорд, и из телячьих шкур тоже. [5]
Ли Атик в 1936 году писал:
История [ править ]
Ранние исламские тексты также встречаются на пергаменте.
Пергамент также сильно зависит от окружающей среды и изменений влажности, что может вызвать коробление. Книги с пергаментными страницами были переплетены прочными деревянными досками и плотно зажаты металлическими (часто медными) застежками или кожаными ремнями; [16] это помогало держать страницы прижатыми, несмотря на изменения влажности. Подобная металлическая фурнитура продолжала использоваться в книгах как декоративный элемент даже после того, как использование бумаги сделало их ненужными. [16]
Некоторые современные художники ценят переменчивость пергамента, отмечая, что материал кажется живым и активным участником создания произведений искусства. Чтобы поддержать потребность в возрождении использования художниками, возрождение искусства изготовления индивидуальных скинов также продолжается. Художники обычно предпочитают обработанные вручную шкуры, потому что они более однородны по поверхности и имеют меньше масляных пятен, которые могут вызвать длительное растрескивание краски, чем пергамент массового производства, который обычно делают для абажуров, мебели или другого дизайна интерьера. целей. [17]
Производство [ править ]
Пергамент получают из шкуры, то есть из влажной, необрезной и покрытой известью кожи, путем сушки при обычных температурах под натяжением, чаще всего на деревянном каркасе, известном как растягивающийся каркас. [20]
Снятие шкур, замачивание и удаление волос [ править ]
Растяжка [ править ]
Лечение [ править ]
Использовать повторно [ редактировать ]
Еврейский пергамент [ править ]
Дополнительные варианты использования термина [ править ]
Пергамент на растительной основе [ править ]
Ремесло из пергамента [ править ]
Историки считают, что пергаментное ремесло возникло как вид искусства в Европе в пятнадцатом или шестнадцатом веках. [ необходима цитата ] Пергаментное ремесло в то время происходило главным образом в католических общинах, где ремесленники создавали подобные кружевам предметы, такие как религиозные изображения и открытки для причастия. Ремесло развивалось со временем, добавлялись новые техники и усовершенствования. До XVI века пергаментное ремесло было европейским видом искусства. Однако миссионеры и другие поселенцы перебрались в Южную Америку, взяв с собой пергаментные изделия. Как и прежде, ремесло появилось в основном среди католических общин. Часто молодые девушки, впервые причащающиеся, получали в подарок поделки из пергамента ручной работы.
Хотя изобретение печатного станка привело к снижению интереса к открыткам и предметам, сделанным вручную, к восемнадцатому веку у людей снова появился интерес к детальной ручной работе. Пергаментные карты стали больше в размерах, и мастера начали добавлять волнистые границы и перфорацию. В девятнадцатом веке, под влиянием французского романтизма, мастера по пергаменту начали добавлять цветочные мотивы, херувимов и ручное тиснение.
Сегодня пергаментное ремесло включает в себя различные техники, в том числе нанесение рисунка белыми или цветными чернилами, тиснение для создания рельефного эффекта, точечную печать, перфорацию, окраску и вырезание. Ремесло из пергамента появляется в сделанных вручную открытках, в качестве украшений для альбомов, в виде закладок, абажуров, декоративных коробочек, гобеленов и многого другого.