Что означает слово паволоки 4 класс литературное чтение
Паволока — это устаревшее слово из русского языка, значение которого имеется в словарях различных авторов. Оно было в употреблении на Руси еще при Олеге и много раз упоминается в «Слове о полку Игореве». Так что же это такое — паволока?
Значение слова
Паволокой называли на Руси любую шелковую привозную или хлопчатобумажную ткань. Так же могли называть и легкие дорогие покрывала. Отсюда пошло выражение «паволочный» — сшитый из этой ткани.
Вам будет интересно: Жизнь после смерти. Олеко Дундич: биография, подвиг
В основном же паволокой называли холст, предназначенный для обтяжки икон.
Применение паволоки
В изготовлении икон паволока — это тонкая бумага или специальная ткань, которую клеили на иконную доску. Она предотвращала растрескивание специального состава — левкаса, которым грунтовали поверхность иконы перед росписью.
Таким образом, паволока — это своего рода армирующая сетка, выполняющая соединительную функцию между деревом и меловым грунтом, на котором после его высыхания пишется образ Бога или святых.
В отсутствие этого материала у иконы будет недолгий срок службы, потому что левкас очень быстро начнет растрескиваться и отслаиваться.
Паволока могла быть сплошная или частичная, наложенная только на определенный фрагмент иконы. Чаще ей покрывали только стыки или дефекты (трещины или сучки).
В Древней Руси материалом для изготовления икон чаще всего служила кипарисовая доска. В этом случае в качестве паволоки использовалась дорогая ткань плотного переплетения.
Для недорогих икон брали простую ткань с редким плетением, например серпянку. Паволокой могли быть и остатки старых тканей. Иногда на одну доску наклеивали слой из совершенно разных тканей. Главное условие, чтобы они были однотонные.
В массовом производстве икон паволока — это просто тонкая бумага, а сегодня в ее качестве используется обычная марля.
Даже при сильных повреждениях паволока предохраняла изделие от разрыва.
План конспект урока по литературному чтению 4 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий»
Цели : обобщить знания по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мышление и творческие способности.
Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.
Оборудование: табло на доске.
П амятники культуры
I. Организационный момент
Сегодня мы поиграем в «Свою игру». Играть вы будете командой. Прежде чем назвать ответ, вы должны обсудить его в команде. Для того чтобы игра прошла организованно, выберите капитана команды. Он будет называть тему, которую выбирает команда, а затем после обсуждения давать ответ.
Заработанные командами очки подсчитываются. Так выявляется команда-победительница. Также мы проверим, как вы усвоили тему.
II . Работа по теме урока
10 В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? (В XI веке.)
20 Одним из первых русских летописцев был. (монах Киево- Пе черского монастыря Нестор, одаренный человек).
30 В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли? (В 1224 г.)
40 Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике. Назовите её. (В лето 6415(907).)
50 Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)
10 Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Все судьбой сие предписано!
— Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки».)
20 «Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин и кто на них изображен? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец — герои русских былин.)
30 В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен? (Русский народ.)
— Как называется такой прием в литературе? (Аллегорией, или иносказанием.)
40 Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (В 822 г. большинство племен объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 г. совершил поход в Византию, в 907 и 911 гг. заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство.)
50 Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они различаются?
10 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.
20 Однажды мальчик Варфоломей встретил старца-монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергий Радонежский.)
40 Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей, взятых в плен, и сказал. Что он сказал? («Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!»)
50 Перед Куликовской битвой к нему прибыл князь Дмитрий за советом. Кто это был? И что он князю сказал? (Это был Сергий Радонежский. Он благословил на этот подвиг и отправил с князем двух монахов-богатырей — Пересвета и Ослябю.)
10 Объясните, что такое былина. (Былина — один из видов устного народного творчества, где рассказывается о подвигах богатырей — бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, богатырской удивительной силе, мужестве и доброте.)
20 Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?
30 Ту дороженьку расчистил я,
Вырыл клад, да без клада назад
Воротился и опять небогат!
А судьбу я за гриву ловлю,
И судьбина для меня — за коня!
— Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец сделал новую надпись на камне.)
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших пор живет.
— Как прозвали князя Дмитрия? (Донским.)
Тема «Памятники культуры»
10 Первая отпечатанная книга. (Библия.)
20 Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)
30 Так называют изображения, сделанные красками на сырой штукатурке стены храма. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (Стены храма покрывались фресками.)
40 Он основал монастырь во славу Святой Троицы. Кто этот человек? Назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)
50 Назовите автора иконы «Троица». (Ее создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.)
( На табло остается пустая ячейка. Это подарок участникам игры. Можно включить аудиозапись «Богатырской симфонии» А.П. Бородина или вручить заранее приготовленные призы. Подсчитывают количество очков, команду-победительницу награждают.)
А1. Когда в летописях стали записывать сведения о важных событиях?
Л) многие тысячи лет назад
2) когда появилось устное народное творчество
3) с появлением письменности
4) когда стали печатать первые книги
А2. Почему Олег не принял вина от греков?
1) оно было отравлено
2) оно было разбавлено
3) оно прокисло на солнце
4) Олег не любил вино
A3. Что означает слово «паволоки»?
1) драгоценности, наряды
2) шелковые ткани, покрывала
3) деньги в Древней Руси
А4. Как долго Олег не видел своего коня?
1) четыре года 3) пять лет
2) шесть лет 4) три года
В1. Что такое былина?
1) сказка о богатырях
2) летопись о богатырях
В2. Вставьте пропущенные слова.
Выгружал те сокровища Илья,
Раздавал без остатка все,
1) отцов, гроша 3) сирот, всего
2) сирот, гроша 4) отцов, всего
В3. Каким именем был назван в святом крещении Сергий Радонежский?
2) Стефан 4) Варфоломей
1) из-за частых хождений с князем в Орду
2) из-за частых набегов татар на Русь
3) из-за многих даней тяжких и сборов ордынских
4) из-за переезда с родной земли
С2. Что пытался сделать враг с Ильей Муромцем?
1) превратить в своего друга
2) в свою веру склонить
А1. От какого слова произошло название «летопись»?
1) от слова «запись» 3) от слова «лето»
2) от слова «год» 4) от слова «летать»
А2. Сколько кораблей составляло войско Олега?
2) две тысячи кораблей
3) три тысячи кораблей
4) четыре тысячи кораблей
A3. Что означает слово «узорочье»?
1) драгоценности, наряды
2) шелковые ткани, покрывала
3) старинные монеты
А4. Сколько княжил Олег?
1) тридцать три года
3) двадцать три года
4) тридцать два года
В1. Кто такой богатырь?
4) воин, защитник своей Родины, наделенный чувством совет венного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью
В2. Вставьте пропущенные слова.
Богатырь Илья Муромец,
. клад, да без клада назад
Воротился и опять небогат!
4) расчистил, отыскал
ВЗ. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого, удивил неизвестного, благообразного и подобного ангелу?
1) гулял по лесу 3) искал скот (лошадь)
2) пастушил 4) играл с детьми
С1. Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?
1) хотели, чтобы сын поухаживал за ними и похоронил
3) сыновья Стефан и Петр женились и думали, как угодить женам, а не родителям
4) родители боялись жить одни
С2. Зачем нам нужны летописи?
1) чтобы мы могли лучше понять окружающий мир
2) летописи могут многое объяснять из происходящего в мире при помощи исторической памяти
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Летописи. Былины. Жития
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Летописи. Былины. Жития
Воспитание нравственных качеств и патриотических чувств на основе изучения былин Киевского цикла. ( На примере героического образа Ильи Муромца.)
Ход урока.
1. Организационный момент
Доброе утро (руки в стороны)
Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И тогда весь день будет веселее.
Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)
А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Будьте все здоровы! (руки в стороны)
Урок сейчас пойдёт,
В мир знаний поведёт.
— Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.
— Долгожданный дан звонок,
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа со скороговоркой:
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
— О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?
— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
2. Речевая разминка.
— Ребята, вспомним главное правило.
Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
• Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.
— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)
— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
1. О чём повествуется в прочитанных былинах? Помогут ли ответить на этот вопрос названия?
В былинах повествуется о поездках Ильи Муромца. Название «Три поездки Ильи Муромца» помогает ответить на вопрос, но не рассказывает, какие испытания ждут Илью Муромца.
2. Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи сделал он на камне?
Илья Муромец хотел узнать свою судьбу, но был готов и «с судьбиной на бой».
Он сделал на камне новые надписи: «Богатырь Илья Муромец там был, да убит не бывал», «Прямо ездил — женатым не бывал», «Влево ездил богат не бывал».
3. Перечитай последние строчки былины в пересказе И. Карнауховой. Как они помогают понять характер героя?
«Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.»
Эти строки говорят о том, что Илья Муромец ответственный, трудолюбивый, бесстрашный богатырь, добрый и благородный, за это он заслужил славу и честь.
10 В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? (В XI веке.)
20 Одним из первых русских летописцев был. (монах Киево- Печерского монастыря Нестор, одаренный человек).
30 В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли? (В 1224 г.)
40 Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике. Назовите её. (В лето 6415(907).)
50 Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)
10 Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Все судьбой сие предписано!
— Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки».)
20 «Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин и кто на них изображен? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец — герои русских былин.)
30 В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен? (Русский народ.)
— Как называется такой прием в литературе? (Аллегорией, или иносказанием.)
40 Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (В 822 г. большинство племен объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 г. совершил поход в Византию, в 907 и 911 гг. заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство.)
50 Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они различаются?
10 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.
20 Однажды мальчик Варфоломей встретил старца-монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергий Радонежский.)
40 Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей, взятых в плен, и сказал. Что он сказал? («Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!»)
50 Перед Куликовской битвой к нему прибыл князь Дмитрий за советом. Кто это был? И что он князю сказал? (Это был Сергий Радонежский. Он благословил на этот подвиг и отправил с князем двух монахов-богатырей — Пересвета и Ослябю.)
10 Объясните, что такое былина. (Былина — один из видов устного народного творчества, где рассказывается о подвигах богатырей — бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, богатырской удивительной силе, мужестве и доброте.)
20 Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?
30 Ту дороженьку расчистил я,
Вырыл клад, да без клада назад
Воротился и опять небогат!
А судьбу я за гриву ловлю,
И судьбина для меня — за коня!
— Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец сделал новую надпись на камне.)
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших пор живет.
— Как прозвали князя Дмитрия? (Донским.)
Тема «Памятники культуры»
10 Первая отпечатанная книга. (Библия.)
20 Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)
30 Так называют изображения, сделанные красками на сырой штукатурке стены храма. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (Стены храма покрывались фресками.)
40 Он основал монастырь во славу Святой Троицы. Кто этот человек? Назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)
50 Назовите автора иконы «Троица». (Ее создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.)
(На табло остается пустая ячейка. Это подарок участникам игры. Можно включить аудиозапись «Богатырской симфонии» А.П. Бородина или вручить заранее приготовленные призы. Подсчитывают количество очков, команду-победительницу награждают.)
III. Оценка достижений
А1. Когда в летописях стали записывать сведения о важных событиях?
Л) многие тысячи лет назад
2) когда появилось устное народное творчество
3) с появлением письменности
4) когда стали печатать первые книги
А2. Почему Олег не принял вина от греков?
1) оно было отравлено
2) оно было разбавлено
3) оно прокисло на солнце
4) Олег не любил вино
A3. Что означает слово «паволоки»?
1) драгоценности, наряды
2) шелковые ткани, покрывала
3) деньги в Древней Руси
А4. Как долго Олег не видел своего коня?
1) четыре года 3) пять лет
2) шесть лет 4) три года
В1. Что такое былина?
1) сказка о богатырях
2) летопись о богатырях
В2. Вставьте пропущенные слова.
Выгружал те сокровища Илья,
Раздавал без остатка все,
1) отцов, гроша 3) сирот, всего
2) сирот, гроша 4) отцов, всего
В3. Каким именем был назван в святом крещении Сергий Радонежский?
2) Стефан 4) Варфоломей
1) из-за частых хождений с князем в Орду
2) из-за частых набегов татар на Русь
3) из-за многих даней тяжких и сборов ордынских
4) из-за переезда с родной земли
С2. Что пытался сделать враг с Ильей Муромцем?
1) превратить в своего друга
2) в свою веру склонить
А1. От какого слова произошло название «летопись»?
1) от слова «запись» 3) от слова «лето»
2) от слова «год» 4) от слова «летать»
А2. Сколько кораблей составляло войско Олега?
2) две тысячи кораблей
3) три тысячи кораблей
4) четыре тысячи кораблей
A3. Что означает слово «узорочье»?
1) драгоценности, наряды
2) шелковые ткани, покрывала
3) старинные монеты
А4. Сколько княжил Олег?
1) тридцать три года
3) двадцать три года
4) тридцать два года
В1. Кто такой богатырь?
4) воин, защитник своей Родины, наделенный чувством совет венного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью
В2. Вставьте пропущенные слова.
Богатырь Илья Муромец,
. клад, да без клада назад
Воротился и опять небогат!
4) расчистил, отыскал
ВЗ. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого, удивил неизвестного, благообразного и подобного ангелу?
1) гулял по лесу 3) искал скот (лошадь)
2) пастушил 4) играл с детьми
С1. Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?
1) хотели, чтобы сын поухаживал за ними и похоронил
3) сыновья Стефан и Петр женились и думали, как угодить женам, а не родителям
4) родители боялись жить одни
С2. Зачем нам нужны летописи?
1) чтобы мы могли лучше понять окружающий мир
2) летописи могут многое объяснять из происходящего в мире при помощи исторической памяти
3) читая их, интересно проводить время
Подведение итогов урока
(Учитель объявляет отметки.)
Выполнить задание 9 на с. 34 учебника.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.