Что означает слово патриарх

Значение слова «патриарх»

Что означает слово патриарх

1. Глава, старейшина рода, родовой общины.

2. Высок. Старейший, наиболее почитаемый человек в каком-л. коллективе людей. Слова Тита, который был уважаемым патриархом деревни, запали им в самую душу. Каронин-Петропавловский, Рассказы о парашкинцах. [Дед], как владыка дома, патриарх, блюститель заветов отцов, обязан был охранять чистоту веры и обычаев. Гладков, Повесть о детстве. || кого-чего. Человек, который является старшим и наиболее выдающимся в какой-л. области деятельности. Время и разум решили дело в пользу реформы Карамзина, и Карамзин сделался патриархом русской литературы. Белинский, Речь о критике… А. Никитенко. С глубокой скорбью оплакиваем кончину дорогого, любимого, великого Владимира Николаевича Давыдова — патриарха русского театра. Станиславский, Письмо Малому театру, 23 июня 1925.

3. Титул духовного лица в православной церкви, обладающего высшей церковной властью, а также лицо, носящее этот титул. Патриарх всея Руси.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Патриарх в патриархальном обществе — мужчина, глава семьи, который выполняет роль авторитетной власти, а также член правящего класса или правительства в обществе, контролируемом мужчинами почтенного возраста. «Возраст патриарха» — выражение, обозначающее 72 года.

Библейский патриарх — персонаж Библии: Адам (прожил 930 лет); Енох (365 лет); Ной (950 лет) и др.

Патриарх в иудаизме — один из праотцов еврейского народа: Авраам (прожил 175 лет), Исаак (180 лет), Иаков (147 лет), Иосиф (110 лет) и др.

Патриарх в христианстве — ветхозаветный святой, почитаемый церковью как исполнитель воли Божией до новозаветной эпохи.

Патриарх (церковный сан) — высший иерарх некоторых христианских церквей:

Патриарх Московский и всея Руси;

ПАТРИА’РХ, а, м. [греч. patriarchēs — родоначальник]. 1. Родоначальник, старший член родового общества (см. патриархат в 1 знач.; этнол.). 2. Каждый из 12 сыновей библейского Иакова, родоначальников «колен» еврейского народа (церк.). «Заветы двенадцати патриархов» (название древнерусского апокрифа). Патриархом библейских времен он глядел, завернувшись в рогожу. Некрасов. Еще как патриарх не древен я. Баратынский. 3. В православной церкви — титул духовного лица, обладающего высшей церковной властью.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

патриа́рх

1. старейшина рода, общины

2. религ. сан предстоятеля некоторых поместных Церквей ◆ В XIV веке, благодаря этому, Византия и её императоры продолжали претендовать на номинальное Вселенское владычество и очень крепко за это держались. De-facto, они им не обладали, но Церковь Византийская, Византийский Патриарх продолжал быть центром Православного мира на Востоке и, как вы знаете, продолжал административно руководить Церковью на Руси. Иоанн Мейендорф, «Духовное и культурное Возрождение XIV века и судьбы Восточной Европы», 1992 г. (цитата из НКРЯ) ◆ И я поклонился и поцеловал Патриарху руку. Нельзя сказать, что он её выдергивал, но как-то и не подставлял для поцелуя, как привыкли мы видеть в кино, когда изображают, скажем, кардинала. Может быть, я нарушил какой-то ритуал, может быть, это полагается делать только в соборе, а в миру не стоит, не знаю. Но, во всяком случае, Патриарх сказал приличествующие случаю добрые слова и добрые пожелания мне как артисту, и я вернулся на сцену ― продолжать концерт. И. Э. Кио, «Иллюзии без иллюзий», 1995—1999 гг. (цитата из НКРЯ) ◆ Греческий патриарх во дворе храма Гроба совершает чин омовения ног ― моет ноги священникам рангом пониже. Дина Рубина, «Медная шкатулка», сборник, 2015 г. (цитата из НКРЯ)

3. перен. основоположник и глава какого-либо общественного течения, организации и т. п. ◆ Главный тренер армейского клуба Душан Ивкович делает всё, чтобы этот прогноз сбылся. Виктору Хряпе доверено место в стартовой пятёрке, почти каждую паузу в игре югославский патриарх уделяет тому, чтобы провести с Хряпой учебную беседу. «Виктор Хряпа, нападающий БК ЦСКА, 20 лет», 2002 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ) ◆ Киноманам обязателен к посещению памятник Чарли Чаплину на набережной в Веве (Vevey) недалеко от особняка Мануар де Бан (Manoir de Ban), где 25 лет прожил патриарх немого кино. «Берег комфорта» // «Огонёк», 2014 г. (цитата из НКРЯ)

4. религ. (в христианстве) ветхозаветный святой, почитаемый церковью как исполнитель воли Божией до новозаветной эпохи ◆ Иисус был ожидаем Патриархами.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово патриархПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: красоваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Десять вопросов о патриархе

Что обо­зна­чает слово «пат­ри­арх»?

Слово состоит из двух гре­че­ских корней: отец и гос­под­ство, начало, власть. В обще­ствен­ной жизни слово «пат­ри­арх» служит для обо­зна­че­ния выда­ю­ще­гося в какой-либо про­фес­си­о­наль­ной сфере чело­века и упо­треб­ля­ется в пере­нос­ном смысле. Однако в Церкви этот термин всегда имеет совер­шенно иное зна­че­ние.

Во-первых, так назы­вают неко­то­рых вет­хо­за­вет­ных святых, не только участ­во­вав­ших в исто­рии спа­се­ния, но и бывших пря­мыми пред­ками Спа­си­теля. Древ­них пат­ри­ар­хов назы­вают еще родо­на­чаль­ни­ками или пра­от­цами; среди них осо­бенно известны Авраам, Исаак и Иаков.

А во-вторых, пат­ри­ар­хами назы­вают глав неко­то­рых пра­во­слав­ных помест­ных Церк­вей. В этом зна­че­нии слово «пат­ри­арх» обо­зна­чает вовсе не отдель­ный, наи­выс­ший чин иерар­хии свя­щен­ства, а особый цер­ков­ный статус и титул. Он при­сва­и­ва­ется Цер­ко­вью наи­бо­лее авто­ри­тет­ному епи­скопу, воз­глав­ля­ю­щему, как пра­вило, глав­ную кафедру страны.

Кто был первым пат­ри­ар­хом?

Первым пат­ри­ар­хом при­нято счи­тать свя­того Иакова, апо­стола из числа семи­де­сяти уче­ни­ков Спа­си­теля и пер­вого епи­скопа первой по стар­шин­ству Иеру­са­лим­ской Церкви. По пре­да­нию, Иаков был сыном Иосифа Обруч­ника от пер­вого брака, поэтому в Еван­ге­лии он назы­ва­ется еще братом Гос­под­ним, хотя ника­кого род­ства по крови у Иисуса Христа с Иако­вом нет.

Новый Завет содер­жит одно посла­ние, при­над­ле­жа­щее перу апо­стола Иакова, а поскольку этот апо­стол воз­гла­вил самую первую хри­сти­ан­скую общину, посла­ние это стоит в Библии первым по списку, даже перед посла­ни­ями апо­стола Петра.

Авто­ри­тет Иакова как пер­вого пат­ри­арха был непре­ре­каем, что хорошо видно из опи­са­ния самого пер­вого цер­ков­ного Собора, состо­яв­ше­гося в Иеру­са­лиме ( Деян.15 ). Именно апо­стол Иаков вынес реше­ние по вопросу, более всего вол­но­вав­шему в то время общину первых хри­стиан: сле­дует ли обра­тив­шимся в хри­сти­ан­ство из язы­че­ства испол­нять обряды, кото­рые запо­ве­даны евреям в Ветхом Завете? Пат­ри­арх Иаков посо­ве­то­вал не затруд­нять обра­ща­ю­щихся к Богу из языч­ни­ков ( Деян.15:19 ), и с тех пор прак­ти­че­ски все обря­до­вые поста­нов­ле­ния Вет­хого Завета пере­стали быть для хри­стиан обя­за­тель­ными.

Чего не может пат­ри­арх?

Поскольку пат­ри­арх – это не сте­пень свя­щен­ства, а только почет­ный титул, то, по сути, у его носи­теля не больше прав, чем у любого дру­гого епи­скопа. Пат­ри­арху под­чи­ня­ются не потому, что он «выше» других, а потому, что он обла­дает авто­ри­те­том среди епи­ско­пов. Вся власть пат­ри­арха огра­ни­чена внут­рен­ними кано­нами Церкви и личным авто­ри­те­том пас­тыря. К при­меру, пат­ри­арх не может еди­но­лично постав­лять новых епи­ско­пов или при­ни­мать реше­ния, с кото­рыми не будут согласны другие авто­ри­тет­ные члены архи­ерей­ского собора.

Кто был первым пат­ри­ар­хом на Руси?

Свя­ти­тель Иов, первый пат­ри­арх Рус­ской Церкви, был постав­лен в 1589 году мос­ков­ским Собо­ром под пред­се­да­тель­ством Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха Иере­мии II. До этого вре­мени наша Цер­ковь воз­глав­ля­лась мит­ро­по­ли­тами, причем до сере­дины XV века Рус­ская Цер­ковь отно­си­лась к Кон­стан­ти­но­поль­скому Пат­ри­ар­хату и не имела само­сто­я­тель­ного управ­ле­ния.

Обя­зан­но­сти пат­ри­арха

Пат­ри­арх как пер­во­свя­щен­ник воз­глав­ляет молит­вен­ное слу­же­ние Церкви и прак­ти­че­ски всегда лично совер­шает наи­бо­лее тор­же­ствен­ные бого­слу­же­ния. Он также опре­де­ляет отно­ше­ния Церкви с госу­дар­ством и обще­ствен­ными орга­ни­за­ци­ями, а это озна­чает, что он непре­рывно, иногда бук­вально круг­лые сутки должен испол­нять пред­ста­ви­тель­ские и орга­ни­за­тор­ские функ­ции. Также пат­ри­арх обязан пред­се­да­тель­ство­вать в Свя­щен­ном Синоде, явля­ю­щемся высшей цер­ков­ной вла­стью в период между цер­ков­ными собо­рами. При его уча­стии про­ис­хо­дит назна­че­ние архи­ереев, поэтому он должен вни­кать в подроб­но­сти всех внут­ри­цер­ков­ных дел. Пат­ри­арх обязан брать на себя реше­ние всех основ­ных вопро­сов, как духов­ных, так и вполне земных – вроде финан­си­ро­ва­ния духов­ных ака­де­мий или назна­че­ний на важные посты в Пат­ри­ар­хии.

Кроме того, пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси явля­ется главой сто­лич­ной Мос­ков­ской епар­хии. А еще пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси управ­ляет пат­ри­ар­шими подво­рьями по всей стране, а также так назы­ва­е­мыми став­ро­пи­ги­аль­ными мона­сты­рями, под­чи­нен­ными не мест­ным архи­ереям, а напря­мую Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии.

Может ли Цер­ковь жить без пат­ри­арха?

Поскольку пат­ри­арх не явля­ется носи­те­лем какой-то особой сакраль­ной власти над Цер­ко­вью, а просто обла­дает наи­выс­шим авто­ри­те­том среди епи­ско­пов, то в исто­рии Церкви известны пери­оды, когда пат­ри­арха не изби­рали. Так, после смерти в 1700 году пат­ри­арха Адри­ана царь Петр I, желав­ший под­чи­нить Цер­ковь свет­ской власти, поме­шал про­ве­де­нию неза­ви­си­мых выбо­ров пред­сто­я­теля и назна­чил на место пат­ри­арха «место­блю­сти­теля пат­ри­ар­шего пре­стола». А в 1721 году учре­дил Свя­тей­ший Пра­ви­тель­ству­ю­щий Синод, кото­рый с тех пор являлся высшим госу­дар­ствен­ным орга­ном цер­ковно-адми­ни­стра­тив­ной власти Рос­сий­ской Импе­рии и заме­нял собой пат­ри­арха в части обще­цер­ков­ных функ­ций и внеш­них сно­ше­ний.

Как собра­ние кано­ни­че­ских епи­ско­пов, Синод в каче­стве вер­хов­ного органа цер­ков­ного управ­ле­ния был при­знан всеми Восточ­ными Пат­ри­ар­хами и про­чими авто­ке­фаль­ными Церк­вями. Однако Синод не мог при­ни­мать само­сто­я­тель­ных реше­ний, так как его члены назна­ча­лись лично импе­ра­то­ром, ведав­шим всеми кад­ро­выми вопро­сами. Импе­ра­тор также имел лич­ного пред­ста­ви­теля в Свя­тей­шем Синоде – обер-про­ку­рора, кото­рый фак­ти­че­ски обла­дал всей пол­но­той власти над цер­ков­ной жизнью страны. Номи­нально обер-про­ку­рор являлся госу­дар­ствен­ным чинов­ни­ком, и поэтому мог даже не быть пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном, как порой и слу­ча­лось.

Сино­даль­ный период в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви длился почти двести лет, и только в начале XX века Цер­ковь смогла вновь избрать себе пред­сто­я­теля.

Выхо­дит ли пат­ри­арх на пенсию?

Право реше­ния вопроса об уходе пат­ри­арха на покой, при­над­ле­жит Архи­ерей­скому Собору. Устав РПЦ, гл. IV: «13. В случае кон­чины Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси, его ухода на покой, нахож­де­ния под цер­ков­ным судом или иной при­чины, дела­ю­щей невоз­мож­ным испол­не­ние им пат­ри­ар­шей долж­но­сти, Свя­щен­ный Синод под пред­се­да­тель­ством ста­рей­шего по хиро­то­нии посто­ян­ного члена Свя­щен­ного Синода немед­ленно изби­рает из числа своих посто­ян­ных членов Место­блю­сти­теля Пат­ри­ар­шего Пре­стола».

Богат ли пат­ри­арх?

Уже много веков в пат­ри­архи, как и вообще в епи­скопы, по тра­ди­ции постав­ляют только мона­хов. А монах при постриге дает не только обеты цело­муд­рия и послу­ша­ния, но и обет нес­тя­жа­ния, так что фак­ти­че­ски пат­ри­арху не при­над­ле­жит ничего из того, что его окру­жает. Абсо­лютно все, от рези­ден­ции и пред­ста­ви­тель­ского авто­мо­биля до бого­слу­жеб­ных обла­че­ний, при­над­ле­жит Церкви и всего лишь нахо­дится у него в поль­зо­ва­нии. Един­ствен­ный источ­ник лич­ного дохода Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия – это обыч­ная граж­дан­ская пенсия, кото­рую госу­дар­ство выпла­чи­вает ему по ста­ро­сти, а доро­гие подарки, кото­рые порой ему дарят, как пра­вило, ока­зы­ва­ются в музей­ных кол­лек­циях или пере­да­ются на нужды Церкви. При испол­не­нии пред­ста­ви­тель­ских функ­ций пред­сто­я­тель Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви должен выгля­деть соот­вет­ственно своему сану, а личный быт его устроен гораздо проще.

Испо­ве­ду­ется ли пат­ри­арх, и кому?

Его Свя­тей­ше­ство пат­ри­арх Алек­сий II лично отве­тил на этот вопрос в интер­вью жур­налу «Фома» №7 за 2005 год: «Да, как и любой пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин».

И точно так же, как и любой другой чело­век, пат­ри­арх вправе сове­то­ваться со своим духов­ни­ком. Гово­рить же о том, кто именно явля­ется духов­ни­ком того или иного чело­века, вряд ли уместно, поскольку это – глу­боко личное дело.

Сколько сейчас пат­ри­ар­хов?

До рас­кола 1054 года и отде­ле­ния Рим­ской Церкви титул пат­ри­арха при­сва­и­вался пяти епи­ско­пам Все­лен­ской Церкви: Рим­скому, Кон­стан­ти­но­поль­скому, Алек­сан­дрий­скому, Антио­хий­скому и Иеру­са­лим­скому. В совре­мен­ной Церкви титул пат­ри­арха имеют пред­сто­я­тели

Кон­стан­ти­но­поль­ской,
Алек­сан­дрий­ской,
Антио­хий­ской,
Иеру­са­лим­ской,
Рус­ской,
Гру­зин­ской (като­ли­кос-Пат­ри­арх),
Серб­ской,
Бол­гар­ской и
Румын­ской Церк­вей.

Пат­ри­ар­хами при­нято назы­вать и глав неко­то­рых иных хри­сти­ан­ских непра­во­слав­ных Церк­вей, а также неко­то­рых като­ли­че­ских епи­ско­пов – как пра­вило, глав уни­ат­ских Церк­вей.

Источник

Патриарх

Патриа́рх (греч. πατριάρχης от др.-греч. πατήρ «отец» + ἀρχή «гос­под­ство, власть; начало» — букв.: родо­на­чаль­ник, пра­о­тец) — в узком смысле титул епи­скопа-пред­сто­я­теля авто­ке­фаль­ной Пра­во­слав­ной Церкви в ряде Помест­ных церк­вей. В широ­ком смысле слова титул для обо­зна­че­ния главы хри­сти­ан­ской дено­ми­на­ции, или шире – обо­зна­че­ние главы какого-либо дви­же­ния или орга­ни­за­ции, общины.

Что означает слово патриарх

Помимо обо­зна­че­ния епи­скопа-пред­сто­я­теля авто­ке­фаль­ной церкви поня­тие «пат­ри­арх» в пра­во­слав­ной тра­ди­ции обо­зна­чает кон­крет­ный чин (лик) свя­то­сти – «пат­ри­архи», или «пра­отцы». К ним отно­сят допо­топ­ных пер­со­на­жей: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Енох, Ной, Иафет, Сим и пр. (кото­рых также иногда име­нуют «пра­ро­ди­тели» (правда, термин «пра­ро­ди­тели», в узком зна­че­нии слова, в бого­слов­ской лите­ра­туре обычно при­ме­ня­ется к пред­ста­ви­те­лям первой чело­ве­че­ской четы – к Адаму и Еве)); после­по­топ­ных пер­со­на­жей: Авраам, Исаак, Иаков, Мел­хи­се­дек, Иов и пр. В неко­то­рых (редких) слу­чаях к дан­ному чину отно­сят и неко­то­рых иных пер­со­на­жей Вет­хого Завета.

Обще­при­ня­тая нота­ция при­над­леж­но­сти к дан­ному чину свя­то­сти в совре­менно рус­ском языке: патр. (ед. ч.) и патрр. (мн. ч.). Довольно часто она заме­ня­ется на нота­цию пра­вед­ни­ков: прав. (ед. ч.) и правв. (мн. ч.). При­меры:

Св. патр. Ной, свв. патрр. Авраам, Исаак и Иаков.

Период прав­ле­ния пат­ри­арха в совре­мен­ной пуб­ли­ци­стике обо­зна­ча­ется словом «пат­ри­ар­ше­ство» (в редких слу­чаях словом «пон­ти­фи­кат», от лат. pontifex maximus, то есть «вер­хов­ный жрец»). Пример:

Пат­ри­ар­ше­ство Свя­тей­шего Пат­ри­арха Кирилла, пон­ти­фи­кат свя­тей­шего пат­ри­арха Алек­сия II.

В пись­мен­ной речи при офи­ци­аль­ном титу­ло­ва­нии и в офи­ци­аль­ных цер­ков­ных доку­мен­тах пра­вильно писать титул дей­ству­ю­щего пат­ри­арха с про­пис­ной буквы: Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси.

Вне офи­ци­аль­ного титу­ло­ва­ния слово «пат­ри­арх» пишется со строч­ной буквы: прием у пат­ри­арха Кирилла.

Исто­рия поня­тия

Име­но­ва­ние «пат­ри­арх» по отно­ше­нию к епи­ско­пам упо­треб­ля­лось с конца IV в. Как Первым офи­ци­аль­ным цер­ков­ным доку­мен­том, в кото­ром слово «пат­ри­арх» исполь­зу­ется для обо­зна­че­ния выс­шего иерарха, стала Кон­сти­ту­ция импе­ра­тора Зинона (477 г.). Утвер­жда­ется, что в кано­ни­че­ских источ­ни­ках этот титул был отме­чен ещё позже, напри­мер, в 7‑м пра­виле Трулль­ского Собора.

К VI веку скла­ды­ва­ется поня­тие «пен­тар­хии» — до рас­кола хри­сти­ан­ских Церк­вей в 1054 году данный титул при­пи­сы­вался пяти епи­ско­пам древ­них греко-рим­ских мит­ро­по­лий: Рима, Кон­стан­ти­но­поля, Алек­сан­дрии, Антио­хии, Иеру­са­лима. Упо­ми­на­ния пен­тар­хии встре­ча­ется и в рус­ской «Корм­чей книге» в 40-ой главе, хотя для XIII века, когда и был напи­сан данный вари­ант Корм­чей, кон­цеп­ция пен­тар­хии уже уста­рела.

После рас­кола 1054 года титул «пат­ри­арх» закреп­ля­ется за пред­сто­я­те­лями восточ­ных пра­во­слав­ных Помест­ных церк­вей, а затем за всеми пред­сто­я­те­лями пра­во­слав­ных авто­ке­фаль­ных церк­вей. Так, напри­мер, при царе Симеоне в 919 году бол­гары на соборе в Пре­славле объ­явили авто­ке­фа­лию, Пре­слав­ский собор также возвел бол­гар­скую авто­ке­фа­лию в ранг пат­ри­ар­хата, с пра­вя­щим епи­ско­пом-пат­ри­ар­хом.

Пат­ри­ар­шее досто­ин­ство не явля­ется отдель­ной сте­пе­нью свя­щен­ства. В отно­ше­нии осталь­ных епи­ско­пов «пат­ри­арх» высту­пает как пер­вен­ству­ю­щий епи­скоп, пер­во­и­е­рарх, но равный по сте­пени свя­щен­ства.

Исто­рия пат­ри­ар­ше­ства в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Пат­ри­ар­ше­ство на Руси берет начало с XVI века, когда пат­ри­ар­шее досто­ин­ство было при­сво­ено мит­ро­по­литу Мос­ков­скому Иову Все­лен­ским (Кон­стан­ти­но­поль­ским) пат­ри­ар­хом Иере­мией II в 1589 году. В 1590 году в Москву прибыл мит­ро­по­лит Тыр­нов­ский Дио­ни­сий и привез из Кон­стан­ти­но­поля Собор­ную гра­моту, кото­рая при­зна­вала мит­ро­по­лита Иова пат­ри­ар­хом и закреп­ляла за Моск­вой 5‑е место в диптихе Помест­ных Пра­во­слав­ных церк­вей. После собора восточ­ных иерар­хов в Кон­стан­ти­но­поле 12 фев­раля 1593 года, 5‑е место за Моск­вой было в оче­ред­ной раз под­твер­ждено и закреп­лено в собор­ном акте и, в конеч­ном итоге, при­нято мос­ков­ским пра­ви­тель­ством во главе с Бори­сом Году­но­вым.

После смерти в 1700 году пат­ри­арха Адри­ана царь Петр I Вели­кий упразд­няет пат­ри­ар­ше­ство и в 1721 году учре­ждает Духов­ную кол­ле­гию, кото­рая вскоре станет Свя­тей­шим Пра­ви­тель­ству­ю­щим Сино­дом, высшим орга­ном цер­ков­ного управ­ле­ния в Рос­сий­ской импе­рии.

Пат­ри­ар­ше­ство было вос­ста­нов­лено на Все­рос­сий­ском Помест­ном соборе 1917–1918 годов, а первым избран­ным пат­ри­ар­хом стал мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Тихон (Бел­ла­вин).

Всего в России было 15 пат­ри­ар­хов, и 16‑й осу­ществ­ляет свое слу­же­ние в наше время:

Статус пат­ри­арха в совре­мен­ном Уставе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Согласно Уставу Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (см. отдель­ная IV глава Устава) пред­сто­я­тель Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви носит титул: «Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси». Он имеет «пер­вен­ство чести» среди епи­ско­пата и под­от­че­тен Помест­ному и Архи­ерей­скому собо­рам. Имя пат­ри­арха воз­но­сится во всех храмах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви за бого­слу­же­нием по сле­ду­ю­щей фор­муле:

О Вели­ком Гос­по­дине и Отце нашем (имярек), Свя­тей­шем Пат­ри­архе Мос­ков­ском и всея Руси

Седь­мой пункт Устава Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви опре­де­ляет 31 обя­зан­ность, кото­рые входят в ответ­ствен­ность Свя­тей­шего Пат­ри­арха:

Согласно Уставу Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, «Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси явля­ется епар­хи­аль­ным архи­ереем Мос­ков­ской епар­хии, состо­я­щей из города Москвы и Мос­ков­ской обла­сти». «Пат­ри­арху Мос­ков­скому и всея Руси в управ­ле­нии Мос­ков­ской епар­хией помо­гает Пат­ри­ар­ший Намест­ник на правах епар­хи­аль­ного архи­ерея с титу­лом мит­ро­по­лита Кру­тиц­кого и Коло­мен­ского». Свя­тей­ший Пат­ри­арх также явля­ется Свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­том Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавры и ряда других мона­сты­рей, и управ­ляет всеми цер­ков­ными став­ро­пи­ги­ями. Обра­зо­ва­ние став­ро­пи­ги­аль­ных мона­сты­рей в пре­де­лах Мос­ков­ской епар­хии осу­ществ­ля­ется ука­зами пат­ри­арха, в иных епар­хиях по согла­со­ва­нию с пра­вя­щими архи­ере­ями.

Устав гласит: «Сан Пат­ри­арха явля­ется пожиз­нен­ным». Право рас­смот­ре­ния вопроса об уходе пат­ри­арха на покой оста­ется за Помест­ным собо­ром. Право суда над пат­ри­ар­хом оста­ется за Архи­ерей­ским собо­ром. После смерти, ухода или отстра­не­ния пат­ри­арха Свя­щен­ный Синод немед­ленно изби­рает из своей среды Место­блю­сти­теля Пат­ри­ар­шего Пре­стола. Для избра­ния нового пат­ри­арха Свя­щен­ный Синод обязан созвать Помест­ный собор.

Пат­ри­арх имеет внеш­ние отли­чи­тель­ные знаки в срав­не­нии с осталь­ными архи­ере­ями: белый куколь (голов­ной убор), зеле­ную мантию, две пана­гии (нагруд­ные иконы), вели­кий пара­ман и пред­носной крест.

К кан­ди­дату в пат­ри­архи выдви­га­ются сле­ду­ю­щие тре­бо­ва­ния:

Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл

Пред­сто­я­те­лем Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви с 1 фев­раля 2009 года явля­ется Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл (в миру Влади́мир Миха́йлович Гундя́ев; род. 20 ноября 1946, Ленин­град, СССР); с 1995 года по 2000 год мит­ро­по­лит Кирилл являлся пред­се­да­те­лем Сино­даль­ной рабо­чей группы по выра­ботке кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви по вопро­сам цер­ковно-госу­дар­ствен­ных отно­ше­ний и про­бле­мам совре­мен­ного обще­ства, в част­но­сти, именно под его руко­вод­ством был раз­ра­бо­тан доку­мент «Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», при­ня­тый на Архи­ерей­ском соборе 2000 года, а 6 декабря 2008 года избран Пат­ри­ар­шим Место­блю­сти­те­лем. 27 января 2009 года Помест­ным собо­ром мит­ро­по­лит Кирилл был избран Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси, интро­ни­за­ция состо­я­лась 1 фев­раля 2009 года.

Совре­мен­ная титу­ла­тура пат­ри­ар­хов

Совре­мен­ное поня­тие «пат­ри­арх» исполь­зу­ется в совре­мен­ных пра­во­слав­ных Помест­ных церк­вях в сле­ду­ю­щей титу­ла­туре:

Также титул «пат­ри­арх» исполь­зу­ется в неко­то­рых непри­знан­ных «пра­во­слав­ных» сооб­ще­ствах: Укра­ин­ской пра­во­слав­ной церкви Киев­ского Пат­ри­ар­хата (УПЦ КП), Укра­ин­ской авто­ке­фаль­ной пра­во­слав­ной церкви кано­ни­че­ской (УАПЦ‑К), Турец­кой пра­во­слав­ной церкви, Рус­ской Древ­ле­пра­во­слав­ной Церкви.

Титул «пат­ри­арх» исполь­зу­ется в като­ли­цизме в отно­ше­нии глав Восточ­ных като­ли­че­ских церк­вей, глав Вене­ци­ан­ской и Лис­са­бон­ской архи­епар­хий, главы Латин­ского Пат­ри­ар­хата Иеру­са­лима, архи­епи­скопа Гоа и Дамана, при­маса Востока, а также титу­ляр­ного пат­ри­арха Запад­ной Индии (вакант­ная кафедра). На 2020 год в като­ли­цизме суще­ствует пять епи­ско­пов латин­ского обряда, нося­щих данный титул и шесть пред­сто­я­те­лей восточ­ных церк­вей своего права. Восточ­но­ка­то­ли­че­ские церкви воз­глав­ля­ются пат­ри­ар­хами или вер­хов­ными архи­епи­ско­пами. Отли­чие пат­ри­ар­хов от послед­них заклю­ча­ется в том, что рим­ский епи­скоп согла­сует его избра­ние после, а не до интро­ни­за­ции. В обоих слу­чаях пред­сто­я­тель изби­ра­ется епи­ско­па­том кон­крет­ной церкви, а не назна­ча­ется из Рима, как это бывает в отно­ше­нии пат­ри­ар­хов, при­над­ле­жа­щих к Латин­ской церкви.

Титул «пат­ри­арх» также харак­те­рен для глав Древ­них восточ­ных церк­вей: Армян­ской апо­столь­ской церкви, Сиро-яко­вит­ской пра­во­слав­ной церкви, Асси­рий­ской церкви Востока, Копт­ской пра­во­слав­ной церкви, Эфи­оп­ской пра­во­слав­ной церкви, Эритрей­ской пра­во­слав­ной церкви, Древ­ней Асси­рий­ской церкви Востока (не путать с Асси­рий­ской цер­ко­вью Востока, от кото­рой послед­няя отко­ло­лась в 1964 году).

Нако­нец, титул «пат­ри­арх» иногда исполь­зу­ется для обо­зна­че­ния глав орга­ни­за­ций нетра­ди­ци­он­ными хри­сти­ан­скими дено­ми­на­ци­ями, напри­мер: пат­ри­арх Чехо­сло­вац­кой гусит­ской церкви, пат­ри­арх Като­ли­че­ской Апо­столь­ской церкви Антио­хии и пр.

Чем папа рим­ский отли­ча­ется от пат­ри­арха?

«Папа — еди­но­власт­ный началь­ник всех епи­ско­пов и свя­щен­ни­ков, может всех их ста­вить и сни­мать с долж­но­сти. Пат­ри­арх — еди­но­власт­ный началь­ник только для свя­щен­ни­ков своей епар­хии (напри­мер, Москвы и обла­сти). Для епи­ско­пов он первый среди равных, никого из них он снять и поста­вить еди­но­лично не может — только кол­ле­ги­ально (через Собор или Синод).
Папу никто не может судить и лишить долж­но­сти. Пат­ри­арх под­су­ден собору епи­ско­пов и может быть низ­ло­жен. Папа — намест­ник Христа, не име­ю­щий равных на земле. Пат­ри­арх — обыч­ный епи­скоп (хотя и с боль­шими полномо­чиями), каких сотни».
Павел Кузен­ков, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, доцент ист­фака МГУ, пре­по­да­ва­тель Сре­тен­ской духов­ной семи­на­рии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *