Что означает слово палицей 4 класс литературное чтение
Значение слова «палица»
Что означает слово «палица»
Словарь Ожегова
Православие. Словарь-справочник
Палица
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Палица
Словарь Ефремовой
Палица
Энциклопедический словарь
Палица
Православная энциклопедия
Палица
одна из принадлежностей богослужебного облачения архиереев, архимандритов и священников. Последним она дается в качестве награды. Палица представляет собой матерчатый ромб, который подвешивают на ленте за один их углов и помещают у правого бедра. Символически палица изображает духовное оружие: Слово Божье.
Словарь церковных терминов
Палица
Словарь Ушакова
Палица
п а лица, палицы, жен.
2. Деревянный валек для отбивания белья при полоскании (обл.).
3. Часть сохи, служащая для отвала земли при пахании (обл.).
4. Часть церковного облачения в виде парчевого квадрата (церк.).
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Палица
1. Тяжелая дубинка с утолщенным концом.
* ► Недвижим на костре, он в небо взор возводит; под мышцей палица. // Пушкин. Стихотворения //; От гневу вспыхнув, тут Алкид, Тяжелой палицей своей его разит. // Крылов. Басни //; Забравшись на сосну большую, По веточкам палицей бьет. // Некрасов. Мороз, Красный нос // *
2. Часть сохи или плуга, служащая для отвала земли при вспашке.
3. Символ власти кошевого в Запорожской Сечи.
* ► Все собрались в кружок и после третьего боя показались наконец старшины: кошевой с палицей в руке, знаком своего достоинства, судья с войсковой печатью, писарь с чернильницею и есаул с жезлом. // Гоголь. Тарас Бульба // *
4. Часть церковного облачения высшего духовенства в виде парчового квадрата (церк.-слав.).
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»
Морфологический разбор слова «палица»
Фонетический разбор слова «палица»
Значение слова «палица»
Синонимы «палица»
Карточка «палица»
Словари русского языка
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Словарик
Аяк-Ага — знатный господин.
Балага́н — здесь, устаревшее: деревянная постройка.
Бизо́н — дикий североамериканский бык.
Бурми́цкий же́мчуг — крупный жемчуг восточного происхождения.
Верши́ть — решить, совершить, распорядиться.
Воро́ты — ворота.
Всеча́сно — каждый час, постоянно.
Го́лбчик — голбец — здесь: приступок для всхода на печь.
Городни́чий — в России до середины 19 века — начальник города.
Го́рница — парадная половина крестьянской избы.
Гри́вна — здесь: денежная единица в Древней Руси в виде серебряного слитка.
Дать в прика́з — отдать под надзор.
Два-пять — старинная форма числа десять.
Деви́чник — предсвадебный вечер невесты с подругами.
Живо́т — здесь, устаревшее: жизнь.
Жо́мы — тиски.
Зо́лото черво́нное — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.
Зы́чный — громкий, звонкий.
Изразцо́вая лежа́нка — украшенная изразцами — плитками из обожжённой глины, покрытыми глазурью.
И́нда — так что даже.
Кармази́нное сукно — тонкое сукно красного цвета.
Клепа́ть — здесь: зря обвинять, клеветать. Загребь — горсть.
Кра́сно пла́тье — устаревшее: красивая одежда.
Лубо́к — народная ярко раскрашенная картинка.
Молоди́ца — молодая замужняя женщина.
Моски́т — мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран.
Мы́кать век — доживать как-нибудь.
Ни пя́ди —здесь: ни на шаг.
Огла́н — мальчик, парень.
Па́волока — дорогая шёлковая ткань.
Парча́ — шёлковая ткань, расшитая золотыми и серебряными нитями.
Панихи́ды и литурги́и — церковные богослужения.
Пеня́ть — упрекать, укорять.
Перст — палец.
Пла́стью — пластом.
Подво́рье — усадьба — дом, двор с хозяйственными постройками.
Позвоно́к — здесь, устаревшее: бубенчик.
Пола́ти — устаревшее: место для спанья, которое находится между печью и стеной.
Поме́рить — здесь: вдумываться.
Приго́рок мура́вчатый — холмик, поросший мягкой и сочной травой.
По́прище — здесь: область деятельности (например, науки).
Псало́м — религиозное песнопение.
Пядь — старинная мера длины, расстояние между растянутыми пальцами: указательным и большим.
Ра́ди — рады.
Ро́звальни — низкие широкие сани.
Ро́сстань — перекрёсток двух или нескольких дорог, распутье.
Сафья́нный бич — длинная плеть из тонкой кожи.
Светли́ца — устаревшее: помещение для женских работ. (То же, что и горница.)
Седми́ца — неделя.
Сенна́я де́вушка — устаревшее: служанка.
Середо́вич — мужчина средних лет.
Сорочи́н — сарацин — чужестранец с Востока.
Спе́шить — здесь: сбить с коня.
Соче́льник — день перед Рождеством.
Терми́т — насекомое жарких стран, вредитель древесины.
Тувале́т — туалет — здесь: столик с зеркалом.
Чернори́зец — устаревшее: монах.
Ча́уш — здесь: рассыльный.
Че́лядь — устаревшее: слуга.
Хорони́ть па́че зени́цы ока — здесь: сохранять, беречь больше, чем глаза.
Узо́рочье — драгоценные, узорчатые ткани, украшения.
Что означает слово палицей 4 класс литературное чтение
Нажмите Ctrl+D , чтобы добавить сайт в избранное.
Стр. 96 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. О каких великих людях и событиях рассказывается в произведениях этого раздела? Расскажите о самых сильных впечатлениях. Подтвердите примерами из текстов.
В произведениях этого раздела рассказывается о военных годах России. О Куликовской битве, войне с Наполеоном в 1812 году, о войне 1941-45 года. Меня больше всего впечатлил рассказ Фронтовое детство, потому что это реальная жизнь автора в военные годы. Он остался сиротой и стал сыном полка.
2. Как мы называем нашу Родину сейчас? А в старину? Вспомните, что рассказал о значении этого слова С. Романовский.
3. Прочитайте заключительные строки текста В. Пескова «Отечество». Объясните, почему писатель хотел, чтобы мы помнили о прошлом, ценили настоящее и не забывали заветы наших предков. Почему это важно для каждого человека?
«Старое. Новое. Вечное.» Потому что понятие Родины — это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней.
4. Какими великими ценностями, кроме большой территории и богатых недр, одарила нас Россия? Прочитайте ещё раз текст И. Ильина на с. 58. Подумайте и сформулируйте свой ответ.
Коме территорий и богатых недр у России есть мудрость и доблесть в нашей истории… Есть ещё культура сердца, совести и чувства; есть культура служения, храбрости и подвижничества. Россия есть страна древней и самобытной духовной культуры. И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.
5. Обратитесь к репродукциям картин И. Глазунова и П. Корина. Кто изображён на них? Какие чувства и мысли вложили художники в свои картины? Что изобразил А. Дейнека на своей картине? Расскажите, какие чувства она вызывает у вас.
Дмитрий Донской и Александр Невский. Они хотели показать миру героев.
Дейнека изобразил оборону Севастополя. Идет ожесточенный бой, картина вызывает переживание за русских солдат.
6. Выберите картину, которая вам больше всего понравилась. Составьте по ней рассказ.
Мне понравилась картина В.Лактионова «Письмо с фронта». Она очень солнечная и вызывает улыбку и радость за героев картины, которые получили долгожданную весточку с фронта. Они улыбаются читая письмо, значит новости хорошие. Может быть в письме солдат пишет о том, как враг отступает и вот уже близка наша Победа.
7. Какие стихи, прочитанные по теме, вы отобрали бы для выразительного чтения? Прочитайте их друг другу и оцените качество чтения. Какие правила культуры общения вы должны помнить?
Выбираем понравившиеся стихи и читаем друг другу. Не перебиваем друг друга, критику высказываем только обоснованную.
8. Прочитайте строки из стихотворения В. Шефнера. Подумайте, какие важнейшие слова горячо произносит поэт? Почему среди этих слов есть слово «Родина»?
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
9. Подготовьте материал к читательской конференции по теме «Моя Родина». Организуйте выставку книг. Найдите в библиотеке пословицы и поговорки, стихи и рассказы о Родине.
Идем в библиотеку и берем книги о Родине.
Что означает слово палицей 4 класс литературное чтение
Нажмите Ctrl+D , чтобы добавить сайт в избранное.
Стр. 107 Детство Никиты, А.Н.Толстой. Вопросы и задания
1. Как вы думаете, писатель рассказал о современной жизни или об уже давно прошедших днях? Обоснуйте ваше мнение.
Как я считаю, Алексей Толстой писал «Детство Никиты», как повесть о давно прошедших днях. Повесть отличается от других автобиографических произведений тем, что она написана от третьего лица.
Я думаю, что автор писал о давно прошедших днях потому, что в конце повести есть фраза: «Этим событием кончается его детство», что означает, что событие происходило довольно давно.
2. Вам интересно было узнать о жизни Никиты? Проследите по тексту, какие отношения были у мальчика с учителем, мамой. Как относился учитель к Никите: наказывал, обижал, заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения?
Отношения Никиты с учителем и мамой были доброжелательными. Они воспитывали в мальчике здравый ум, прямоту и честность. Семья Никиты и домашняя обстановка в доме была всегда очень доброй и родной, было видно, как все члены семьи заботятся о Никите и каждый пытается дать частичку своей любви мальчику, воспитать его хорошим человеком. Учитель терпеливо объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения.
3. Опишите учителя Никиты, используя слова из текста. Почему Никите приходилось «держать ухо востро»?
Учитель Никиты был «удивительно расторопный и хитрый», «человек с рыжей бородкой», «все пронюхал ещё вчера и нарочно встал пораньше», «посмеиваясь, остановился у окна», «бросил в рот кусочек сахару, схватил его белыми зубами и подмигнул Никите через очки».
Никите приходилось «держать ухо востро», потому что учитель Аркадий Иванович был очень пронырливым и всезнающим человеком, и он наперед мог предугадать будущие действия своего подопечного. Учитель пытался предостеречь его от всего плохого.
4. Каким человеком был Пахом? Каким ценным качеством он обладал? А ваше слово — закон («сказал — сделал»)?
5. Кто из героев произведения вам больше всего понравился? Почему?
Мне понравилась мама Никиты, потому что она очень заботилась о сыне, всегда боялась за него. Например, эпизод с Клопиком. Мать очень боялась, что Никите рано еще самостоятельно ездить на лошади: может разбиться, может не справиться с необъезженным конем.
6. Похож ли Никита на вас, ваших друзей? Обсудите с другом, какие черты характера вы цените в людях.
Никита был не очень послушным ребенком, упрямым, не любил мыться, впрочем, как и все детишки. Он любил фантазировать, хотел больше веселых приключений, чем нудных и скучных уроков. Никита очень сильно любил гулять. Он был довольно умным мальчишкой, придумал идти по снегу, наступая на чужие следы, зачет хитрить он умел. Никита просто был веселый и озорной ребенок.
7. Напишите на эту тему сочинение-рассуждение.
8. Текст разделён на части. Постарайтесь кратко передать содержание каждой части. Отметьте положительные стороны пересказа друг друга. Посоветуйте, как исправить ошибки, если они были допущены. Помните о культуре общения. Прочитайте пословицы, которые вам помогут в этом. Петь хорошо вместе, а говорить — порознь. Одно тёплое слово и в мороз согреет. Слова хороши, если они коротки. Когда говоришь — думай.
9. Выберите из текста диалоги, распределите роли, отработайте выразительное чтение.
10. Возьмите в библиотеке книгу А. Н. Толстого «Детство Никиты» и прочитайте её.
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
В. Жуковский. Славянка. Литературное чтение. 4 класс. ПНШ
Ответы к стр. 92 — 96
? с. 94
— Трудно ли было читать текст стихотворения? — спросила Евдокия Васильевна. — Какие слова и какие формы слов подтверждают, что стихотворение было написано почти 200 лет назад?
Можешь ответить на этот вопрос?
Каковы их впечатления от стихотворения, легко ли его читать? По каким признакам (словам, формам слов) можно предположить, что произведение написано не нашим современником? Поэт описывает работу крестьян в поле 200 лет назад, употребляя такие слова, как «овины», «нива», «звон цепов на току»; многие слова являются устаревшими или редкими: «клубяся», «по браздам ложится»; «скрыпя», «тащи́тся воз», «окрест», «дол», «дерев» и т. д.
— Я многое не понял! — признался Миша. — Что значит «беззнойное солнце»? Почему «брег противный»?
Евдокия Васильевна объяснила:
— «Беззнойное солнце» — это предзакатное солнце, от которого уже нет жара, зноя. А «противный» — это противоположный.
А тебе нужно было объяснять значения этих слов?
Миша не понимает двух вещей: то, что поэт называет вечернее солнце «беззнойным» и берег — «противным» (то есть противоположным). В современном языке мы говорим «в противном случае», «доказательство от противного».
Перечитай текст и найди звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении. А как они изменились в самом конце текста?
Можете ли вы «увидеть» и «услышать» то, что столь сильно впечатлило Василия Жуковского? Какое настроение было у поэта — героя стихотворения: умиротворенное или беспокойное, тревожное — ведь день гаснет, природа окутана вечерней темнотой. Поэт восхищён красотой того, что видит, или этот вечер оставляет его равнодушным? Сможете ли вы подтвердить свои мысли цитатами из текста? Как вы считаете, удалось ли поэту передать нам свои впечатления? Внимательно перечитайте текст. Найти звуковые впечатления помогут слова, выделенные жирным шрифтом: темен — тени — в тени — темнотою — тихим — тишина — в… тьме (строфы 4, 5, 6). Звучат ли все эти тем — тен — ти активно, бодро, весело или тихо, успокаивающе, даже убаюкивающе?
Как ты думаешь, слово «там» во второй строфе указывает на одно и то же место или на разные?
Обратите внимание на вторую строфу: слово «там» начинает три строки подряд и придаёт стихотворению напевно-народное, былинное звучание.
? с. 95
А ты чьё мнение разделяешь? С разными ли интонациями нужно читать это слово?
Подтверди своё мнение чтением вслух!
Прочитайте ещё раз вторую строфу. Сходство с былиной («там» в значении «где-то в той стороне, не здесь») лишь внешнее. Жуковский описывает и работу крестьян в поле («Там слышен на току согласный звук цепов»), и песню пастуха, и шум стада (очевидно, в другой стороне — ведь стадо не станут пасти там же, где идут сельскохозяйственные работы); где-то слышен скрип возов.
Чьё мнение — Петино или Костино — ты разделяешь? Прочитайте вторую строфу, с помощью интонации выделяя слово «там».
А теперь прочитай ту строфу, где поэт рисует картину спускающегося на поля дыма.
— Вы заметили, что именно дым создаёт впечатление ожившего поля, которое то темнеет («померкает»), то светлеет? —
спросила Евдокия Васильевна.
А ты это заметил(а)? Как же дым преображает вид поля?
Картину спускающегося на поля дыма поэт рисует в первой строфе:
«Всё здесь оживлено: с овинов дым седой,
Клубяся, по браздам ложится и редеет,
И нива под его прозрачной пеленой
То померкает, то светлеет».
Дым то густо клубится над полем, то редеет, создавая игру света и тени, отчего появляется ощущение движения, ожившего, как будто дышащего поля.
Прочитай подряд три строфы, которые имела в виду Евдокия Васильевна: третью, четвёртую и пятую.
Есть ли ощущение, что картина неба стремительно меняется?
Перечитай самую первую строчку отрывка, а затем третью строфу.
Подтверди, что взору поэта (или его героя) открыто всё небо – от запада до востока.
Красоту заката Жуковский описывает в трёх строфах — 3-й, 4-й и 5-й. Ещё раз прочитайте их. Найдите те строки, которые позволяют увидеть стремительное изменение красок закатного неба («закат … пламенеет» и «завесой огненной подёрнут дальний лес», тогда как «восток … синеет», берег реки «тёмен», на воде — «дерев кудрявых тени», а противоположный берег «горит, осыпанный зарёй». И вот, всего лишь несколько мгновений спустя, — «древа облечены … темнотою», а заря простирается «багряной полосою» лишь «по тихим их верхам»).
Чтобы понять, что поэт описывает большое пространство, обратите внимание на первую строку отрывка («И вдруг — открытая равнина предо мной…») и далее — на третью строфу («Завесой огненной подёрнут дальний лес; // Восток безоблачный синеет»). Солнце садится на западе, поэтому дальний лес и подёрнут «завесой огненной» заката, тогда как на востоке небо продолжает синеть.
Каким же поэт (или его герой) видит небо: какие цвета создают картину заката?
Миша обнаружил только синий цвет.
А какие цвета видишь ты?
Миша обнаружил лишь синий цвет («Восток … синеет»). Сколько цветов увидите вы: «закат … пламенеет», лес подёрнут «завесой огненной» (3-я строфа); берег «тёмен», на воде — «дерев кудрявых тени», противоположный берег «горит, осыпанный зарёй» (4-я строфа); деревья «облечены … темнотою», заря простирается «багряной полосою» (5-я строфа).
Какими красками воспользовались бы вы, чтобы нарисовать этот закат? (Красной, оранжевой, розовой, малиновой, жёлтой и т. д.) Какими красками можно изобразить тёмный берег, тени деревьев в темноте? (Синей, фиолетовой, серой, чёрной и т. д.) А какими бы красками вы изобразили «беззнойное солнце»? («Знойное» солнце — ярко-жёлтое, почти белое; а «беззнойное» — спокойно-оранжевое, или розовое, или красное).
? с. 96
— Почему поэт использует слово «пламенеет», а не слово «краснеет» или «желтеет»? Почему он называет закат завесой
«огненной», а не «красной» или «жёлтой»? — спросила Евдокия Васильевна. — У кого какие предположения?
А у тебя есть предположение? Если пока нет, прочитай следующую, четвёртую строфу.
Какие слова поэт использует для того, чтобы мы представили необычное закатное освещение?
Так почему же поэт выбирает слова «пламенеет», «огненный», «горит», «блестят», чтобы передать своё впечатление от заката?
Поэту важно передать не только цветовое впечатление от необыкновенного заката (то, в какие цвета окрашивается небо), но и световое (то, насколько необычным, огненным, пламенеющим является закатное освещение). Именно поэтому поэт выбирает слова, передающие скорее светозарность закатного неба, а не его цветовые нюансы. Ему важно создать впечатление яркого, пламенеющего заката, а лишь перечислением цветовых оттенков этого не добиться.
Вспомните, как это пытался сделать Петя Захаров, описывая закат, который он наблюдал вместе с Машей Ивановой (с. 91).
Чтобы добиться своей цели, Василий Жуковский использует яркие, пронзительно точные слова: «пламенеет», «огненный», «горит».
Подтверди, что картина, которую создаёт поэт в четвёртой строфе, основана на контрасте.
Спускаюсь в дол к реке: брег тёмен надо мной,
И на воды легли дерев кудрявых тени;
Противный брег горит, осыпанный зарёй;
В волнаx блестят прибрежны сени.
Четвертая строфа построена на контрасте освещения двух противоположных берегов реки. Берег, на который спустился поэт или его герой, уже покрывает тьма: «брег тёмен надо мной», на воде видны тёмные тени деревьев. А противоположный берег ещё ярок, освещн закатным светом: «Противный брег горит, осыпанный зарёй».
А теперь перечитай подряд пятую и шестую строфы. Подтверди, что в том пейзаже, который создал поэт, с наступлением ночи вместе с красками уходят и звуки.
Вновь перечитайте 5-ю и 6-ю строфы. Действительно, в 6-й строфе наступила ночь: «Всё спит… в далёкой тьме» // «сонный лист». Стихают ли ночью звуки? (Да: «Тихие верха» деревьев; «повсюду тишина»; «всё спит»; «невнятный глас»; «сонный лист».)
Чтение по цепочке.
Прочитайте стихотворение Жуковского по цепочке, пользуясь советом «читать медленно, не торопясь, делая паузы». После прочтения обсудите, легко ли было передавать интонационно (выразительным чтением) впечатления поэта, которые он описал в этом стихотворении?