Что означает слово осанна
Значение слова «осанна»
[Греч. ’ωσαννά из др.-евр.]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОСА’ННА, ы, мн. нет, ж. [греч. osanna из др.-евр. hōšīa’na — спаси же!] (церк.). Молитвенный возглас, славословие. <>
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
оса́нна
1. мн. нет религ. молитвенный возглас, славословие ◆ Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! Евангелие от Марка: синодальный перевод, «1816-1862» (цитата из НКРЯ) ◆ Не дрогнет же у меня рука отправить на тот свет хоть одного из тех идиотов, которые, корчась от боли, вопиют — осанна тебе, жизнь прекрасная! М. П. Арцыбашев, «У последней черты», 1910-1912 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Святой Косьма расскажет вам, как явишася источницы бездны, влаги непричастны; он же уверит вас своим каноном и в том, что спасутся от вечных бед изрядные церковные люди поющие — осанна, благословен еси, Грядый! монахиня Игнатия (Петровская), «О Святейшем Патриархе Алексии I», 1945-1957 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: щепетильность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ОСАННА
осанна ж. Молитвенный возглас, славословие.
осанна
ж. церк.
hosanna
♢ петь, восклицать осанну кому-л. — sing* smb.‘s praises
Осанна (от еврейского гошианна — спаси же!) — молитвенный возглас древних евреев, употреблявшийся при торжествах и молитвах, например во время праздника кущей. Такими возгласами народ встречал Иисуса Христа при торжественном входе Его в Иepyсалим. Это был вообще возглас благословения по отношению к событиям и лицам, от которых народ ожидал особенного блага и счастья, или, по древнебиблейскому выражению — спасения. А. Л.
СЛА́ВА (загальне визнання кого-, чого-небудь як знаменитого, авторитетного і т. ін.), ІМ’Я́ з означ.; ЗНАМЕНИ́ТІСТЬ, СЛАВНОЗВІ́СНІСТЬ, ПРОСЛА́ВА (широка, особлива популярність); ЛА́ВРИ мн. (як символ слави); БЕЗСМЕ́РТЯ уроч. (вічне існування в пам’яті людей як знак загального визнання кого-, чого-небудь); ЛУНА́ розм. (відзвук слави); ХВАЛА́, ПОХВАЛА́ заст., ОСА́ННА заст. (кому, чому — уславлення кого-, чого-небудь). Багатьом з них (бійців) ніколи вже не повернутись до рідної хати.. Пронесуть вони славу Вітчизни своєї по багатьох містах і поляжуть навіки (О. Довженко); Запорука його (А. Бучми) славнозвісності — у народності (П. Тичина); Про козака Мамая не одну вже сотню літ ішли слава й прослава (О. Ільченко); Вам (борцям) спліта побідні лаври Наша збурена доба, Бо то ви у ній створили Громадянина з раба (М. Чернявський); Я син землі, що родить хліб і мрію. Вона безсмертя кожному дала — Поету, космонавту, гречкосію (Д. Павличко); Робила як могла, щоб таки добра луна дійшла до того, кого мені треба (Ганна Барвінок); Моя книжка — осанна вічному, творчому життю (Уляна Кравченко).
СЛА́ВА вигук, ХВАЛА́, ОСА́ННА церк. (виражає схвалення, визнання і т. ін.). (Єпископ:) Що Бог тобі показує? (Парвус:) Вогненний круг спускається на мене і голоси мені співають «слава»! (Леся Українка); Хвала руці трудівника І розуму невтомі! Хай разом розум і рука живуть у нашім домі! (М. Рильський); Збулось! У нас, у пастирів, месія Родився вчора! — Загуло у Віфлеємі на майдані: — Месія! Іісус! Осанна! (Т. Шевченко).
ОСА́ННА, и, ж.
1. церк. Молитовний вигук стародавніх євреїв і християн; спаси!, порятуй!
[Валент:] Юрба народу незчисленна “Осанна Сину Божому!” кричала (Леся Українка).
2. перен., заст. Уславлення кого-, чого-небудь; слава, хвала.
Земля ця – сад у квітах і плодах, Де все злилося в радісній осанні Змаганням творчим (Є. Плужник).
Значение слова осанна
Словарь Ушакова
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(спасение; Мф 21:9, 15, Мк 11:9,10, Ин 12:13). Это слово в первый раз встречается в Пс 117:25, именно в одном из псалмов, которые были певаемы при праздновании Пасхи. По мнению некоторых, оно было обычным приветствием и ответом пилигримов, приходящих в Иерусалим на дни Пасхи, а равно также употреблялось священниками при принесении ими жертв. В праздник Кущей означенное слово неоднократно восклицалось толпами народа, проходившего во множестве вокруг жертвенника и сплетавшего ветви для кущей. Этим же восклицанием евреи выражали радость, свое благожелание, свою любовь и преданность Спасителю, во время торжественного шествия Его в Иерусалим (Мф 21:9).
Православие. Словарь-справочник
молитвенный возглас древних евреев, употреблявшийся при торжествах и молитвах. Такими возгласами народ встречал Иисуса Христа, когда Он въезжал на ослице в Иерусалим (см. Вход Господень в Иерусалим).
Фразеологический словарь (Волкова)
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Православный энциклопедический словарь
Православная энциклопедия
в Священном Писании это слово впервые встречается в Псалтири, в одном из псалмов, который принято петь на Пасху.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG hosanna)
греческая форма иудейского возгласа, выкрикиваемого во время процессий на празднике Кущей (Пс. 117:25-26). В Новом Завете связан с триумфальным въездом в Иерусалим Иисуса в Пальмовое (Вербное) воскресенье (Мф. 21:9, 15; Мк. 11:9, 10; Ин. 12:13).
Словарь Ожегова
ОСАННА, ы, ж. (устар.). Восторженное славословие [ первонач. хвалебный возглас в древних молитвах]. Петь или восклицать осанну комун. (крайне превозносить, восхвалять когон.).
Осанна
Смотреть что такое «Осанна» в других словарях:
ОСАННА — (евр. gochiana спаси же). Спаси, помоги, благослови, Боже! Молитвен. возглас древн. евреев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОСАННА (еврейск. «спасение») приветствие у древн. евреев, означающее:… … Словарь иностранных слов русского языка
осанна — слава, славословие, восхваление Словарь русских синонимов. осанна сущ., кол во синонимов: 3 • восхваление (27) • … Словарь синонимов
ОСАННА — ОСАННА, осанны, мн. нет, жен. (греч. osanna из др. евр. спаси же!) (церк.). Молитвенный возглас, славословие. ❖ Петь или восклицать осанну кому (книжн. устар.) перен. выражать полную преданность, покорность кому нибудь; превозносить кого нибудь.… … Толковый словарь Ушакова
ОСАННА — ОСАННА, ы, жен. (устар.). Восторженное славословие [первонач. хвалебный возглас в древних молитвах]. Петь или восклицать осанну кому н. (крайне превозносить, восхвалять кого н.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОСАННА — церк., евр. радостное восклицание: спаси, охрани! Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
осанна — см. осана … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
Осанна — Вход Господень в Иерусалим (русская икона) Осанна (ивр. הושיע נא, hôšî‘â nā’ … Википедия
осанна — др. русск., ст. слав. осанна ὡσαννά (Зогр., Мар., Остром., Супр.) Из греч. ὡσαννά от др. еврейск. hōšаΏnā помоги же ; см. Литтман 27; Гуте, Bibelwb. 278 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Осанна — (евр. – спаси же!) – возглас, употребляемый древними евреями во время молитв, как просьба к Богу о помощи. Этим же возгласом евреи встречали Иисуса Христа при Его торжественном входе в Иерусалим, ожидая от Него благ, счастья, прощения и спасения… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Осанна — (от еврейского гошианна спаси же!) молитвенный возглас древних евреев, употреблявшийся при торжествах и молитвах, напр. во время праздника кущей. Такими возгласами народ встречал Иисуса Христа при торжественном входе Его в Иерусалим. Это был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
От «Осанна» — к «Распни»
Иисус Христос въезжает во Иерусалим как обычный простолюдин, сидя на ослике, но народ приветствует Его как своего царя, восклицает: «Осанна!». И кажется, посрамлены все противники Христа — Его народ, прозрев, принимает своего Мессию, своего долгожданного Спасителя. Но меньше, чем через неделю, столь же единогласно этот народ будет кричать: «Распни, распни Его!», «Кровь Его на нас и на чадах наших!». Откуда такая быстрая перемена? В чем причина ненависти ко Христу? И, главное, почему каждый из нас также способен «переложить» свое сердце на сто восемьдесят градусов от «Осанна» — к «Распни»? Об этом размышляет игумен Нектарий (Морозов).
Разве можно не любить?
Может показаться странным, что Воплотившегося Бога, пришедшего спасти мир, мог кто-то не взлюбить. Но дело в том, что Господь пришел обличить мир, лежащий во грехе, поэтому вряд ли вот этот самый, от Бога бегущий, мир мог радоваться и торжествовать Его появлению на земле. И разве могли те люди, в которых Господь самим фактом Своего существования обличал самые сокровенные их страсти, любить Его, принимать Его? Христос не столько даже Своим учением, сколько самой жизнью Своей опровергал все то, что привычно было считать в жизни основополагающим и незыблемым. Человек стремится к власти, к первенству, господству — а Христос вдруг говорит о том, что тот, кто хочет быть бОльшим среди людей, должен быть им слугой. И наоборот: тот, кто хочет быть всем, порою становится ничем… Конечно же, это вызывало страшное раздражение и отторжение, и поскольку никто из этих людей не хотел меняться, становиться лучше, то единственный путь, который они видели для себя в этой ситуации,— это заставить Христа молчать, а это было возможно, только лишь умертвив Его. Собственно, поэтому ненависть эта дошла до состояния богоборчества, которое привело к богоубийству.
Иногда бывает сложно осознать, почему простой народ, который встречал въезжающего на ослике в Иерусалим Христа, как Царя, криками «Осанна!», меньше чем через неделю с таким же рвением кричал: «Распни, распни Его!». Но ведь мы в своей жизни достаточно регулярно сталкиваемся с подобными примерами, когда люди сначала превозносят кого-то, а потом ниспровергают ими превознесенного со всей жестокостью и бесчеловечностью, на которую только способны. Человек склонен возвышать того, на кого он возлагает надежды, причем надежды не на блаженство в вечной жизни, не на саму эту вечную жизнь, а надежды земные, мирские. На самом деле, очень мало людей способно думать о вечности — большинство ищет благополучия, радости, счастья (в своем собственном понимании) именно в этой жизни. И большинство почитает того, кто, как кажется, может все это дать сейчас. И как только люди видят, что на самом деле они очередной раз обманулись, то место любви занимает ненависть, восхваление сменяется поношением.
Большая часть людей, которые окружали Христа в Его земной жизни, чаяли утешения Израилева, то есть надеялись, что вот пришел Тот, Кто вернет народу иудейскому его славу. А все оказалось не так: никто не дал им ни земного господства, ни превосходства над другими народами. Оказалось, что Царство Христа — не от мира сего, и поэтому оно не было никому в тот момент нужно…
Тайна сердца
Мне вспоминается эпизод из жития священномученика Поликарпа, епископа Смирнского: когда его, глубокого старца, привели на судилище и потребовали похулить Христа, он ответил: «Я уже много десятилетий служу Ему — никогда ничего плохого от Него не видел. Как же я могу Его похулить?». Народ израильский тоже ничего плохого от Христа не видел, зато тысячи людей были свидетелями того, как Он исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал умерших, были свидетелями Его любви, милосердия, сострадания к ним. И тем не менее Спасителя возненавидели. Почему? Как говорит апостол Иоанн Богослов, их сердца более возлюбили тьму, нежели свет (Ин. 3, 19). И это тайна, это какой-то страшный выбор, который совершается в глубине человеческого сердца. Постигнуть это можно только лишь опытным путем. Кто это осознает во всей полноте, тот и способен вместо «Осанна!» кричать: «Распни Его!» — понимая, о Ком он это кричит.
Преподобный Силуан Афонский говорил, что каждый человек в своей земной жизни уподобляется либо Ангелам, либо демонам, и даже внешне порой становится похож на тех или на других, а следовательно, и сердце человеческое наполняется либо любовью ко Христу — той любовью, которой живы Ангелы, либо ненавистью, которая является содержанием жизни падших сил. В сердцах тех людей, которые ненавидели Христа и которые ненавидят Его сегодня, уже воцарился ад как область забвения о Боге и невозможность быть с Ним. К сожалению, путь к предательству открыт для каждого из нас — и по нему очень легко пройти, не заметив этого. Каждый случай, когда мы поступаем против совести, каждый раз, когда понимаем, что Господь ждет от нас сейчас определенного поступка, а мы совершаем иной, удаляет нас от Бога — так мы вступаем на этот путь предательства.
Обязательно нужно смотреть и за тем, как мы поступаем по отношению к людям. Потому что можно много всякого напридумывать: запутаться в помыслах, чувствах, переживаниях, в расположении своего сердца. Но есть конкретные, окружающие нас люди, нуждающиеся в нашей помощи, защите, поддержке, которые никогда не должны стать для нас второстепенным фактором жизни. И от того, как мы поступаем в отношении них, зависит, по большому счету, некий истинный суд о том, христиане мы или же нет.
Веление сердца
Мы знаем, что ученики Христа, как говорит Евангелие, оставив Его, бежали (Мф. 26, 56). Но это нельзя назвать предательством в прямом смысле слова, скорее, нужно говорить о том, что в какой-то момент апостолы проявили малодушие, потому что увидели, как на их глазах происходит ниспровержение того, во что они уже, казалось бы, уверовали, в чем они, казалось бы, убедились. И мысль о том, что Сын Божий может быть предан в руки грешников, и пострадать, и быть ими судимым и убитым, была невместима для их сознания. Ведь до того, как знаем из Евангелия, ученики Христовы хоть боялись, но были готовы пойти до конца. Однако поражен Пастырь — и рассеялись овцы…
Что же касается Матери Божией, Марии Магдалины и прочих праведных жен, следовавших за Христом в дни Его земной жизни и не отступивших от Него на Голгофе, то здесь все просто объясняется: они не пытались понять происходящее умом, а действовали по велению сердца. Ими владела в этот момент боль, вызванная их любовью к Тому, Кто подвергался опасности, Кто умерщвлялся, и поэтому они больше ни о чем не думали. Они шли просто за своим чувством. А апостолы, как мне представляется, размышляли, рассуждали, и это породило в них малодушный страх. Поэтому в некоторых ситуациях это веление сердца приводит человека к гораздо более правильному решению. Притом что и здравый смысл необходим, и рассуждение крайне важно, все-таки нужно слушаться и своего сердца. В какой-то ситуации, когда кто-то рядом с нами подвергается опасности, или несправедливым притеснениям, или гонениям, мы обязательно должны увидеть в этом человеке Христа — и либо оказаться вместе с Ним, либо в далеко отстоящей от Него толпе, молчащей, а может быть, и кричащей: «Распни!».
Нужно здесь сказать еще и о праведном Иосифе с Никодимом. В течение всего времени земного служения Христа Спасителя они были Его тайными учениками, именно «страха ради иудейска». То есть они боялись себя обнаружить и поставить в уязвимое положение среди своих соотечественников, в то время как апостолы следовали за Христом без страха, прекрасно замечая злобные взоры, обращенные к их Учителю, готовые испепелить и их. А потом происходит такая удивительная вещь: ученики бегут, а Иосиф и Никодим, забыв страх, забыв любую конспирацию, идут к Пилату и просят отдать им тело Христа. И понятно, что они обрекают себя в этот самый момент на то, чтобы стать изгоями в своем роде, людьми второго сорта, гонимыми, а может быть, даже и погибнуть сразу… Мы знаем, что их поступок решил их судьбу: они действительно стали ненавидимы всеми теми, кто ненавидел Христа. Но Иосиф и Никодим об этом совершенно не думали. Почему? Потому что они переживали самую страшную потерю, лишившись Того, Кто был для них дороже всех на этой земле… И порою человек бывает вынужден чтото подобное пережить в своей жизни, но после этого он становится совершенно бесстрашным, готовым на что угодно, только бы быть вместе со Христом.
Моя мера тяжести
Здесь, в земной жизни, мы, наверное, никогда не сможем во всей полноте понять того, что произошло на Голгофе,— только в вечности эта тайна откроется для нас. Мы знаем, насколько бывает тяжело отвечать за другого человека, нести ответственность за то, что он делает,— то есть хотя бы одного человека в полном смысле этого слова на себе понести. Себя-то самого нести сил не хватает. А Господь подъемлет на Себя грехи всех людей — и тех, кто был прежде, и тех, кто будет потом. Понять, как это совершается, мы не можем, не можем даже представить всю неимоверную тяжесть физических и душевных страданий, которые Христос претерпел, но они и есть результат подъятия на плечи столь огромного количества заблудших овец. Мы можем лишь всматриваться в это и опять-таки чувствовать сердцем — насколько нам дано чувствовать. Но очень важно понимать, что в этом огромном грузе присутствует тяжесть и каждого из нас — от каждого зависит мера тяжести Господней ноши. Вроде бы об этом странно говорить, ведь Крестная жертва произошла столько столетий назад, но время — это категория здешнего бытия. А Бог и тогда видел нашу жизнь нынешнюю, и тогда страдал за нас нынешних, и мы нынешние неким образом имеем свободу выбирать, готовы ли мы Его страдания уменьшить там, на Кресте, или нет.
Газета «Православная вера» № 06 (506)