Что означает слово органический продукт
Эко, био и органик: что означает маркировка
В наше время здоровый образ жизни стал одним из главных трендов. Все больше людей занимаются разными видами спорта, корректируют свою диету, стремятся употреблять только полезные продукты. А прилавки продуктовых магазинов только способствуют этому желанию – так и манят к себе товары с зелеными маркировками: «эко», «био», «органик». Вот только стоит ли верить этим надписям? Как свидетельствуют данные опросов, более чем половина потребителей не доверяют маркировке о натуральности и эко-безопасности продукции. Одной из причин столь высокого процента недоверия является то, что потребители просто не понимают, что стоит за маркировками и какая разница между всеми этими «био» и «эко».
Что стоит за зеленой маркировкой
Органик
Маркировка «Органик» привлекает прежде всего тех потребителей, для которых важен принцип «ничего лишнего». Покупая органическую курицу, можно быть уверенными, что ее не пичкали гормонами и антибиотиками, а овощи с такой маркировкой не обрабатывались химикатами и не росли в экологически опасных зонах. Продукция органик больше всего напоминает те самые овощи и мясо, которые выращивают люди в деревнях – все чистое и полностью натуральное.
Кстати, в мировой практике производитель не имеет права наносить на свой товар маркировку «Органик» и «Экологически чистый продукт» без научного основания и документов, подтверждающих этот факт. Желающий нанести на упаковку своего товара пометку «Органик» должен пройти специальную сертификацию. Подтверждающий документ, как правило, выдают только на год, после чего производителю снова предстоит проходить проверку. В разных странах действуют свои стандарты органической продукции. Например, на американской продукции об органичности свидетельствует маркировка USDA Organic Seal, в Евросоюзе – Euro Leaf и Bio-Siegel (преимущественно в Германии), в Швейцарии – Bio Suisse, а в Японии – JAS.
Логику такой классификации легко понять, если вспомнить, что слово «биос» с древнегреческого переводится как «жизнь». То есть если говорить буквально, то био-продукт – это тот, в котором есть жизнь (живые организмы). Это, например, любимые многими йогурты и кефиры, обогащенные микроорганизмами (например, бифидо-, лактобактериями) для улучшения работы пищеварительной системы.
Для покупателя, знакомого с данной классификацией, наличие такого знака, например, на соках или овсянке будет выглядеть как минимум странно. Однако в настоящее время БИО сертификация может применяться и к другим видам товаров, если продукция выращена (изготовлена) без добавления вредных химических веществ (типа нитратных удобрений).
Натурпродукт – это еще одно любимое слово маркетологов, которым характеризуют разные группы товаров. Говорить о нормативно-правовой базе, регламентирующей употребление этого знака, не приходится, так как на данное время она попросту отсутствует. Можно только догадываться, что имеет в виду производитель, указывая на этикетке продукта – «натур». Исходя из общепринятого понимания термина «натуральный продукт», можно предположить, что это товар из сырья природного происхождения, в котором не содержатся химические добавки, а в ходе производства применяются технологии, позволяющие максимально сохранить полезные свойства продукции.
По большому счету, натурпродуктом может быть как пища, так косметика и средства бытовой химии. Вопрос только в степени натуральности этой продукции. Скажем, если сравнивать цельное коровье молоко и обезжиренное стерилизованное, то первый вариант можно считать более натуральным, нежели второй. Также вопросы остаются к продукции, содержащей консерванты, усилители вкуса, ароматизаторы и другие добавки. Можно ли их маркировать «натур»?
В целом без соответствующей законодательной базы трудно определять четкие критерии и стандарты натуральности продукции, а правдивость маркировки зависит только от совестливости производителя.
Функциональные продукты
Продукты здорового питания
Фермерские продукты
Маркировка такого типа на наш продовольственный рынок пришла сравнительно недавно и пока не существует нормативно-правовой базы, определяющей особенности данной продукции. Формально в эту категорию товаров должна входить только продукция крестьянских фермерских хозяйств, но на деле маркировку «Фермерское» часто используют крупные молокозаводы и мясокомбинаты. Качественная фермерская продукция обычно имеет много общего с органической, но следует различать эти два вида товаров.
Зачем понимать эту маркировку
Врачи говорят, что почти на 80% наше здоровье зависит от того, что мы едим. Но вот беда: далеко не все понимают, как правильно выбирать продукты, как отличать качественную пищу от напичканной химикатами. Если знать, что обработка овощей агрохимикатами ухудшает их биологическую ценность примерно на 16%, а за сезон сельхозкультуры обычно обрабатывают химикатами до 20 раз, то становится понятно, какого качества пищу мы покупаем в супермаркетах. В Союзе органического земледелия подсчитали, что в современной аграрной промышленности используют свыше 200 тысяч разных химикатов, хотя официальное тестирование прошло только 200 из них. А знаете, сколько химии мы съедаем вместе с сельхозпродукцией? Исследователи считают, что за год ее общее количество дотягивает до 9 килограммов.
Исходя из этого, становится понятно, почему люди во всем мире столь требовательны к выбору пищевой продукции и всегда обращают внимание на маркировку еды. В наше время большим спросом пользуются продукты из групп эко, органик и био – те, в которых нет химических добавок. Правда, если на Западе требования к маркировке пищи очень строгие и потребитель всегда точно знает, что покупает, то у нас с этим пока еще проблемы.
Органическая продукция — что это?
Популярность продуктов для здорового образа жизни со множеством названий, таких как «эко», «био», «органический» все больше пользуется спросом. Давайте разберемся, какие продукты действительно могут называться «органическими», и какая от них польза?
«Organic food» — так называемые органические продукты — за последние тридцать лет стали очень популярны в мире. Сегодня и в нашей стране все больше внимания уделяется натуральности продуктов, их способу производства и воздействию на окружающую среду в ходе этого производства. Где же получить достоверную информацию об этом? Что такое «органик»? Почему такие продукты становятся все более и более популярными? Все эти вопросы волнуют многих покупателей. Законодательной базы и практики применения принципов органического сельского хозяйства и производства органической продукции пока нет, как нет и официальной системы сертификации органических продуктов, официального контролирующего органа и четких правил маркировки, несмотря на наличие описанного понятия «органического продукта» в СанПиН. Тем не менее, уже сейчас тема органических продуктов обсуждается все чаще и чаще. Так, закон «О производстве органической сельскохозяйственной продукции» уже разработан и будет обсуждаться в Государственной Думе.
Пока же мы смотрим в сторону Европы. В ЕС производство органических продуктов регулируется давно (в подтверждение этого существуют два постановления Совета ЕС № 834/2007 и Комиссии EC № 889/2008). Символ маркировки также неизменен на всей территории Союза — «Зеленый листок» из звезд, как на флаге Евросоюза. Такие листочки, символизирующие чистоту и натуральность, являются обязательным компонентом любой упаковки органического продукта. Будь то молочная продукция, шоколад или мясо.
Компания Valio, родом из Финляндии, кроме обычных полезных и натуральных продуктов, также производит органические товары, следуя за тенденциями рынка и желаниями покупателей заботиться об окружающей среде. Особенностью производства абсолютно всей продукции Valio является приверженность компании принципам заботы об окружающей среде, бережливого производства, заботы о животных и особые дополнительные стандарты качества молока и конечной продукции, которым следует Valio. Например, несмотря на жаркие споры вокруг целесообразности применения ГМО в сельском хозяйстве, компания Valio во всех станах, где производит свою продукцию — в том числе в России — отказывается от любых форм использования ГМО, в том числе от использования кормов, содержащих генномодифицированные добавки и компоненты. Эта практика уникальна для всего мира.
Кроме того, финское молоко Valio одно из самых чистых в Европе по показателям качества, в том числе микробиологическим. А рецептура каждого продукта основана на тщательных исследованиях собственного центра Valio R&D — одного из самых крупных и авторитетных в мире.
Тем не менее, производство органической продукции — это не только производство натуральных продуктов и отказ от ГМО: это серьезная и сложная система принципов, охватывающая все стадии производства продукции и сырья. Далеко не всякий продукт, выращенный на собственном дачном участке, может считаться органическим. О том, какой может, — читайте далее.
Что такое «органические продукты»?
Скорее всего, этот вопрос приходил в голову многим не раз. Производители без труда именуют свои продукты «эко», «натуральный», «био», запутывая покупателей большим количеством формулировок, к которым присоединяется и «органик». Так что же такое эти органические продукты?
Органическим считается продукт, произведенный с использованием таких технологий, которые обеспечивают его создание из сырья, полученного без применения синтетических удобрений и пестицидов (химических средств защиты растений), ГМО, не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения. Иными словами, технологии производства органических пищевых продуктов не должны приносить вреда окружающей среде, здоровью и самочувствию людей, растений и животных. Таким образом, органические продукты — не просто натуральные продукты, в ходе производства которых не использовались никакие искусственные заменители, но и такие, которые способствуют благоприятному состоянию окружающей среды.
Такие модные громкие слова, как «биологически чистый» или «экологически чистый», совсем не относятся к понятию organic. На самом деле, использование фразы «экологически чистый» на упаковке пищевого продукта недопустимо (согласно ГОСТ Р 51074-2003), поскольку данное понятие законодательно и научно не определено. Использование приставок «эко» и «био» (и производных от них) только в имени или на изображении продукта основано лишь на рекламных интересах той или иной компании. На сегодняшний день использование приставки «био» возможно только в формулировке «биопродукт», согласно российскому законодательству (Технический Регламент Таможенного Союза 033/2013), что означает, что этот молочный продукт был произведен с использованием заквасочных микроорганизмов и обогащен пробиотиками или пребиотиками. В таком случае термин «биопродукт» будет использован в техническом тексте на обороте или на боковой стороне упаковки. Понятие же «натуральный» является общеупотребительным, но, по сути представляет собой субъективную оценку продукта (как, например, характеристика «вкусный» или «нежный»), законодательно этот термин никак не определяется.
А вот определение «органических продуктов» в России существует и представлено в требованиях СанПиН 2.3.2.2354-08. Эти требования на сегодняшний день гармонизированы с требованиями Европейского Союза и международных организаций, что говорит о том, что именно это определение можно принимать как реально обоснованное.
Покупая органический продукт, вы вносите свой вклад не только в заботу о собственном здоровье, но и в более безопасную окружающую среду и заботу о животных.
Требования к органической продукции. Общий свод правил
Вот свод правил, по которым изготавливается европейская органическая продукция, ну и, конечно, Valio:
Органическое животноводство
При производстве свое продукции, особое внимание финские фермеры уделяют тому, как живут и чем питаются коровы. Это регламентировано правилами органического животноводства:
В производстве органической продукции Valio следует всем этим правилам.
Органические продукты: так ли они полезны?
Органические продукты — один из новых трендов последних лет. Полки с ними в супермаркетах становятся все обширнее, а ценники — все выше. Однако стоит ли овчинка выделки и нужно ли переплачивать за органическую гречку или яблоки? Или все это — лишь выдумка маркетологов, помогающих производителям нажиться на естественном желании людей вести здоровый образ жизни? Так ли полезна органика на самом деле? Разберемся в нашем материале.
Что такое органические продукты?
Красивых надписей на этикетках может быть сколько угодно, но прежде всего нужно разобраться, что же представляют собой органические продукты. Если мы говорим об овощах или фруктах, то слово «органический» на этикетке означает, что их вырастили без использования синтетических пестицидов и удобрений. Органическое же мясо получено от животных, которым давали натуральные корма, не кололи антибиотики и гормон роста и позволяли пастись на свежем воздухе. Звучит прекрасно! Но не все так просто.
Органический = без пестицидов?
Один из главных козырей производителей органических продуктов — то, что их товар не загрязнен пестицидами. Так сложилось, что пестициды — одна из главных «пугалок» для покупателей практически любых овощей и фруктов. Однако далеко не каждый представляет, что скрывается под этим термином. Если сильно упрощать, то это — яды, которые используются для того, чтобы предотвратить порчу урожая различными вредителями или его болезни. Однако пестициды и удобрения бывают не только синтетическими.
И вот он, сюрприз: натуральные пестициды в органическом сельском хозяйстве не запрещены. То есть растения точно так же могут обрабатывать различными ядовитыми веществами в процессе выращивания, только происхождение этих ядов будет натуральным. И если плохо помыть такое яблоко, то особой разницы между фруктом, загрязненным синтетическим или натуральным пестицидом, не будет. Все зависит от концентрации и количества того или иного вредного вещества. Так что мыть органические овощи и фрукты нужно не менее тщательно, чем все остальные.
Органический = безопасный?
Пестициды, которые уже несколько десятилетий очень активно демонизируют, не единственная опасность. Никто не спорит с выводами ученых о том, что, накапливаясь в организме, пестициды способны увеличивать риск раковых заболеваний. И в этом смысле органические продукты действительно безопаснее: употребляя их, человек снижает поступление пестицидов в организм и, следовательно, убирает этот фактор риска. Некоторые исследования говорят о том, что, употребляя органические продукты, даже можно несколько снизить риск рака. Однако если производитель добросовестен, то и в обычных продуктах уровень содержания пестицидов намного ниже той планки, при превышении которой можно говорить о реальной опасности для человеческого организма.
К тому же потребительские проверки нередко обнаруживают, что даже в органических продуктах синтетические пестициды встречаются, хоть и не в таких количествах, как в обычной еде. Это объяснимо: невозможно вычленить одно-единственное поле из всей экосистемы и создать на нем «идеальный мир». Воздух, грунтовые воды, осадки — все это способно переносить вредные вещества на большие расстояния, и защиты от этих факторов, увы, нет. Иногда пестициды попадают во фрукты и овощи при перевозке: в идеале органические продукты стоит перевозить отдельно от произведенных стандартным способом, но возможно ли уследить за этим на сто процентов? Также не стоит забывать о бактериях, которые с большей вероятностью могут поражать почвы, не обработанные против них современными средствами, а также проникать в выращенный на этой земле урожай.
К тому же дело не только во внешнем влиянии: когда растения не обрабатывают средствами против вредителей или болезней, они пытаются защититься от угрозы самостоятельно. Некоторые из них способны вырабатывать собственные токсины, которые также могут быть вредны для организма человека, и порой не менее, чем синтетические удобрения.
Если говорить о животной пище, то, хоть в органическом мясе и отсутствуют гормоны или антибиотики, такие животные гораздо больше подвержены болезням — а значит, существует хоть и очень небольшой, но реальный риск заражения различными заболеваниями, которые способны передаться человеку от животного. Этот риск есть и в случае с неорганическим мясом и птицей, но нередко на фермерских хозяйствах контроль за состоянием здоровья животных не такой тщательный, как на больших производствах, где материальные убытки от эпидемий могут быть катастрофическими.
Что на самом деле означают слова «БИО», «ЭКО», «ОРГАНИК», «НАТУР»
Андрей Мосов, Научный консультант Экспертного центра Союза Потребителей, Р.О.С.Контроль
Очень часто производители стремятся привлечь внимание к своей продукции и повысить продажи путем маркировки товаров различными названиями, дающими основания предполагать, что их еда или косметика является «натуральной и экологичной».
При этом, например, опрос, проведенный не так давно в нашем сообществе, показал, что почти половина потребителей не верит в достоверность информации, относящейся к натуральности и экологической безопасности товаров.
В таких условиях очень важно, чтобы покупатели могли самостоятельно делать выводы и понимать, что на самом деле скрывается за красивыми словами про близость к природе и защиту окружающей среды. В этом материале мы не будем рассматривать варианты, при которых производитель идет на заведомые обман, и лепит значки «эко», «био» безо всяких оснований.
Но покупатели должны знать: для каждого такого термина существуют совершенно четкие условия — в каких случаях он может применяться и в отношении какой продукции использоваться. И зачастую оказывается, что все эти красивые и такие привлекательные в маркетинговом смысле слова – не несут никакой практической пользы для потребителя.
Итак, 7 самых распространенные терминов, и что на самом деле скрывается за ними
1. ЭКО
Данная маркировка означает, что в течение всего жизненного цикла товара (при производстве, транспортировке, хранении, использовании, утилизации) риски ущерба для окружающей среды минимизированы по сравнению с аналогичными товарами.
То есть в данном случае можно говорить только о том, что «эко»-продукция наносит меньше вреда окружающей среде. К качествам самих продуктов — к тому, насколько они полезны, натуральны и безопасны именно для потребителя – данная маркировка никакого отношения не имеет!
2. ОРГАНИК
Санитарные правила СанПиН 2.3.2.1078-01 устанавливают, что информация «Органический продукт» может указываться в маркировке продукции, полученной из растительного сырья, продуктов животноводства, птицеводства и пчеловодства, полученных без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО и не подвергнутых обработке с использованием ионизирующего излучения.
В отличие от маркировки «эко», при производстве органической продукции минимизированы риски именно для потребителя. В этом главное отличие этих двух видов маркировки.
То есть органическую морковь не поливали пестицидами, органическую курицу не лечили антибиотиками и гормонами, и при этом эти организмы не являются генетически-модифицированным, а продукция не подвергалась обработке радиацией. Никаких особо чистых альпийских лугов. Просто еда, произведенная с использованием преимущественно традиционных технологий, без ГМО, радиации и антибиотиков. Все условия органического производства перечислены в вышедшем недавно ГОСТ Р 56104-2014.
3. БИО
Теперь одно из самых интересных. Приставка БИО! Казалось бы, сейчас ее можно найти на множестве разнообразных продуктов питания, косметике и бытовой химии. Однако читаем ГОСТ Р 52738-2007, который регламентирует БИО строго как «Продукт переработки молока, обогащенный пробиотиками и/или пребиотиками». Все остальное — фантазии производителей, не основанные на каких-либо внятных критериях.
То есть только обогащенные полезными микроорганизмами (или специальными веществами, стимулирующими собственную микрофлору) молочные продукты могут маркироваться словом «БИО». Все остальные случаи использования данного термина неправомерны! Если вспомнить, что «БИО» — означает «жизнь», то смысл такой маркировки на соке или мюсли действительно покажется странным.
4.НАТУР
В данном случае отсутствует сформированная нормативно-правовая база, на которую можно было бы сослаться, но в рамках общеупотребимого значения словосочетания «натуральные продукты» это:
– Продукты, произведенные с использованием сырья природного происхождения, без пищевых добавок, с использованием технологий, максимально сохраняющих пищевую ценность или другие природные свойства. По происхождению все пищевые продукты, средства косметики и даже бытовая химия в конечном счете являются натуральными — различается только степень переработки сырья. Поэтому, вероятно, обезжиренное молоко можно считать менее натуральным, чем цельное молоко из-под коровы. Точно так же вряд ли правомерно назвать натуральными пищевые продукты или косметику, содержащие разнообразные консерванты, ароматизаторы или улучшители вкуса.
Однако четких критериев натуральности в нормативах и стандартах нет, поэтому маркировка таким термином — всегда на совести производителя! И натуральность продукта никак не гарантирует его полезности или безопасности для здоровья.
5. Функциональные продукты
Очень популярный сейчас термин, значение которого для большинства простых потребителей не слишком понятно, но явно продукт полезный, «надо брать».
Определение таким продуктам дается в ГОСТ Р 52349-2005 — это «специальные пищевые продукты, снижающие риск развития заболеваний, связанных с питанием, предотвращающие или восполняющие дефицит питательных веществ, сохраняющие и улучшающие здоровье».
И такая маркировка уже ко многому обязывает производителя. Функциональные продукты действительно могут помочь при определенных проблемах со здоровьем. Конечно, не стоит сравнивать действенность такой пищи с лекарствами, но хуже точно не будет!
6. Продукты здорового питания
Такой маркировкой производители тоже пытаются выразить заботу о здоровье потребителя, но если функциональные продукты рекомендуются при определенных заболеваниях, продукты здорового питания полезны всем. К сожалению, четких критериев для такой маркировки пока не существует.
Но чтобы понять смысл этих слов мы можем обратиться к распоряжению Правительства РФ от 25.10.2010 №1873-р, из смысла которого следует, что продукты здорового питания — это продукты с оптимизированной пищевой ценностью, в т. ч. обогащенные микронутриентами (витаминами, минеральными веществами), а также продукты со сниженным содержанием жира.
7. Фермерские продукты
Такую маркировку мы тоже очень часто видим на продовольственных товарах. И опять-таки не существует четких критериев, которые позволяли бы ее наносить. Иногда под видом фермерской продукции продают продукцию крупных молочных заводов или мясокомбинатов.
Однако формально, фермерская продукция — это только продукция, произведенная крестьянским фермерским хозяйством (КФХ). Как правило, такая продукция произведена с отдельными элементами органического производства. Но путать ее с органической продукцией все же не стоит!
Органические продукты: польза, особенности, правила выбора
Об органических продуктах говорят и пишут много. Внесём и мы свою лепту: расскажем, что это такое и дадим практические советы по выбору биопитания
Что такое биопитание
Биопитание — это употребление в пищу органических продуктов (биопродуктов), которые изготовлены без использования (либо с минимальным использованием) синтетических пестицидов, синтетических минеральных удобрений, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок и без использования генетически модифицированных продуктов (ГМО).
Как правильно выбирать органические продукты
Альтернатива органическими продуктам: продукты с дачи
Как вариант биопитания многие из нас рассматривают овощи, фрукты, ягоды, выращенные своими руками на даче. Это считается неплохой альтернативой биопродуктам массового производства, но не идеальной:
Исследователи из Корнельского университета (США) выяснили, что органические продукты могут приводить к ожирению! Всё потому, что люди начинают забывать, что даже самый полезный продукт питания имеет определенную пищевую ценность и несёт некоторое количество килокалорий, и начинают есть его, не руководствуясь чувством меры. Так, согласно представленным на конференции по экспериментальной биологии в Аннахейме (Калифорния, США) данным, органическую еду в среднем считают на 40% менее калорийной, чем обычную.