Что означает слово орда у монголов
Значение слова «орда»
1. Ист. Название крупных тюркских и монгольских феодальных государств в эпоху средневековья, а также ставка, местопребывание их правителей. Золотая орда. Крымская орда. || Название союзов кочевых племен.
2. перен.; с определением. Пренебр. Вражеское войско; полчище. Фашистские орды.
3. перен.; кого или какая. Разг. Многолюдная, беспорядочная и шумная толпа, сборище кого-л. [Солдат] плотно окружала орда мастеровых в изодранных армяках. Григорович, Петербургские шарманщики. Орда немытых казачат улюлюкала Прокофию вслед. Шолохов, Тихий Дон.
[От тюрк., монг. ordu — лагерь, дворец хана]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Позднее в европейской исторической литературе в связи с созданием негативного образа древних степных народов Азии это слово приобретает негативное значение (нечто вроде «войско-стая врагов-кочевников-захватчиков»).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
орда́
1. истор. разновидность государственного объединения, первоначально — нескольких кочевых племен, — под властью одного хана (в древности и средневековье у тюркских и монгольских кочевых народов) (средневековое государство в Евразии) ◆ Золотая орда
3. перен. вражеское войско; полчище (обычно с оттенком пренебрежительности)
4. перен. разг. беспорядочное, неорганизованное скопище людей (обычно настроенных агрессивно или принимающих агрессивные решения)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вензаболевание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Золотая Орда: почему монголо-татары так называли свою империю
Феномен Золотой Орды до сих пор вызывает серьезные споры среди историков: одни считают ее мощным средневековым государством, по мнению других она была частью русских земель, а для третьих ее вообще не существовало.
Почему Орда Золотая?
В русских источниках термин «Золотая Орда» появляется только в 1556 году в «Казанской истории», хотя у тюркских народов это словосочетание встречается гораздо раньше.
Автор «Казанской истории», по-видимому, черпал свои сведения у казанских татар, которые некогда были частью Орды. Сохранилось предание, что потомков Чингисхана именовали «золотым родом».
Однако историк Г. В. Вернадский утверждает, что в русских летописях термином «Золотая Орда» первоначально назывался шатер хана Гуюка. Об этом же писал арабский путешественник Ибн-Баттута, отмечая, что шатры ордынских ханов были покрыты пластинами из позолоченного серебра.
Но есть еще одна версия, по которой термин «золотая» является синонимом словам «центральная» или «серединная». Именно такое положение занимала Золотая Орда после распада Монгольского государства.
Что касается слова «орда», то в персидских источниках оно означало передвижной лагерь или ставку, позднее его употребляли по отношению к целому государству. В Древней Руси ордой обычно называли войско.
Границы
Золотая Орда – осколок некогда могущественной империи Чингисхана. Великий хан к 1224 году разделил свои огромные владения между сыновьями: один из самых крупных улусов с центром в Нижнем Поволжье достался старшему сыну – Джучи.
Границы улуса Джучи, позднее Золотой Орды, окончательно сформировались после Западного похода (1236-1242), в котором участвовал его сын Бату (в русских источниках Батый). На востоке Золотая Орда включала Аральское озеро, на Западе – Крымский полуостров, на юге она соседствовала с Ираном, а на севере упиралась в Уральские горы.
Устройство
Суждение о монголах, исключительно как о кочевниках и скотоводах, наверное, должно уйти в прошлое. Обширные территории Золотой Орды требовали разумного управления. После окончательного обособления от Каракорума, центра Монгольской империи, Золотая Орда разделяется на два крыла – западное и восточное, и в каждом возникает своя столица – в первом Сарай, во втором Орда-Базар. Всего же, по мнению археологов, число городов в Золотой Орде доходило до 150!
После 1254 года политический и экономический центр государства полностью переходит в Сарай (располагался возле современной Астрахани), население которого в пору расцвета достигало 75 тысяч человек – по средневековым меркам довольно крупный город. Здесь налаживается чеканка монет, развивается гончарное, ювелирное, стеклодувное ремесло, а также выплавка и обработка металла. В городе были проведены канализация и водоснабжение.
Сарай был многонациональным городом – здесь мирно уживались монголы, русские, татары, аланы, булгары, византийцы и другие народы. Орда, будучи исламским государством, терпимо относилась к другим вероисповеданиям. В 1261 году в Сарае появляется епархия Русской Православной Церкви, а позднее и католическое епископство.
Орда и Русь
В отечественной историографии долгое время основным понятием, характеризующим отношения Руси и Золотой Орды, было «иго». Нам рисовали страшные картины монгольской колонизации русских земель, когда дикие орды кочевников уничтожали на своем пути всех и вся, а оставшихся в живых обращали в рабство.
Однако в русских летописях термина «иго» не было. Впервые он появляется у польского историка Яна Длугоша во второй половине XV века. Более того, русские князья и монгольские ханы, по мнению исследователей, предпочитали договариваться нежели подвергать земли разорению.
Л. Н. Гумилев, к слову, считал взаимоотношения Руси и Орды выгодным военно-политическим союзом, а Н. М. Карамзин отмечал важнейшую роль Орды в возвышении Московского княжества.
Известно, что Александр Невский, заручившись поддержкой монголов и застраховав свои тылы, смог выдворить с северо-западной Руси шведов и немцев. А в 1269 году, когда крестоносцы осаждала стены Новгорода, монгольский отряд помог русским отбить их нападение. Орда встала на сторону Невского в его конфликте с русской знатью, а тот в свою очередь помогал решать ей междинастические споры.
Безусловно, значительная часть русских земель монголами была завоевана и обложена данью, однако масштабы разорения вероятно сильно преувеличены.
Князья, желавшие сотрудничать, получали от ханов так называемые «ярлыки», становясь, по сути, ордынскими наместниками. Бремя повинности для подконтрольных князьям земель существенно снижалось. Какой бы унизительной ни была вассальная зависимость, она все-таки сохраняла автономию русских княжеств и предотвращала кровопролитные войны.
Церковь и вовсе была освобождена Ордой от выплаты дани. Первый ярлык был выдан именно духовенству – митрополиту Кириллу ханом Менгу-Темиром. История нам сохранила слова хана: «Мы жаловали, попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за нас Бога, и за наше племя без печали, благословляют нас, да не клянут нас». Ярлык обеспечивал свободу вероисповедания и неприкосновенность церковного имущества.
Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко в «Новой хронологии» выдвигают весьма смелую гипотезу: Русь и Орда одно и то же государство. Батыя они легко превращают в Ярослава Мудрого, Тохтамыша в Дмитрия Донского, а столицу Орды Сарай переносят в Великий Новгород. Впрочем, официальная история к такой версии настроена более чем категорично.
Войны
Без сомнения лучше всего у монголов получалось воевать. Правда, брали они большей частью не умением, а числом. Завоевать пространство от Японского моря до Дуная армиям Чингисхана и его потомков помогали покоренные народы – половцы, татары, ногайцы, булгары, китайцы и даже русские. Золотая Орда не смогла сохранить империю в прежних пределах, однако в воинственности ей не откажешь. Маневренная конница числом в сотни тысяч всадников заставляла капитулировать многих.
До поры до времени удавалось поддерживать хрупкий баланс в отношениях между Русью и Ордой. Но когда не на шутку разыгрались аппетиты темника Мамая, противоречия между сторонами вылились в ставшее легендарным сражение на Куликовом поле (1380). Его итогом было поражение монгольского войска и ослабление Орды. Это событие завершает период «Великой замятни», когда Золотую Орду лихорадило от междоусобиц и династических передряг.
Прекратилась смута и укрепилась власть с восшествием на престол Тохтамыша. В 1382 году он снова идет на Москву и возобновляет выплату дани. Однако изнурительные войны с более боеспособной армией Тамерлана, в конце концов, подорвали былую мощь Орды и надолго отбили желание совершать завоевательные походы.
В последующее столетие Золотая Орда постепенно стала «рассыпаться» на части. Так одно за другим в ее границах появись Сибирское, Узбекское, Астраханское, Крымское, Казанское ханства и Ногайская Орда. Ослабевающие попытки Золотой Орды осуществлять карательные акции пресек Иван III. Знаменитое «Стояние на Угре» (1480) не переросло в масштабное сражение, однако окончательно сломило последнего ордынского хана Ахмата. С этого времени Золотая Орда формально перестала существовать.
Почему Орда “золотая”? (6 фото)
Автор «Казанской истории», по-видимому, черпал свои сведения у казанских татар, которые некогда были частью Орды. Сохранилось предание, что потомков Чингисхана именовали «золотым родом».
Однако историк Г. В. Вернадский утверждает, что в русских летописях термином «Золотая Орда» первоначально назывался шатер хана Гуюка. Об этом же писал арабский путешественник Ибн-Баттута, отмечая, что шатры ордынских ханов были покрыты пластинами из позолоченного серебра.
Но есть еще одна версия, по которой термин «золотая» является синонимом словам «центральная» или «серединная». Именно такое положение занимала Золотая Орда после распада Монгольского государства.
Что касается слова «орда», то в персидских источниках оно означало передвижной лагерь или ставку, позднее его употребляли по отношению к целому государству. В Древней Руси ордой обычно называли войско.
Золотая Орда – осколок некогда могущественной империи Чингисхана. Великий хан к 1224 году разделил свои огромные владения между сыновьями: один из самых крупных улусов с центром в Нижнем Поволжье достался старшему сыну – Джучи.
Границы улуса Джучи, позднее Золотой Орды, окончательно сформировались после Западного похода (1236-1242), в котором участвовал его сын Бату (в русских источниках Батый). На востоке Золотая Орда включала Аральское озеро, на Западе – Крымский полуостров, на юге она соседствовала с Ираном, а на севере упиралась в Уральские горы.
Суждение о монголах, исключительно как о кочевниках и скотоводах, наверное, должно уйти в прошлое. Обширные территории Золотой Орды требовали разумного управления.
После окончательного обособления от Каракорума, центра Монгольской империи, Золотая Орда разделяется на два крыла – западное и восточное, и в каждом возникает своя столица – в первом Сарай, во втором Орда-Базар. Всего же, по мнению археологов, число городов в Золотой Орде доходило до 150!
После 1254 года политический и экономический центр государства полностью переходит в Сарай (располагался возле современной Астрахани), население которого в пору расцвета достигало 75 тысяч человек – по средневековым меркам довольно крупный город. Здесь налаживается чеканка монет, развивается гончарное, ювелирное, стеклодувное ремесло, а также выплавка и обработка металла. В городе были проведены канализация и водоснабжение.
Сарай был многонациональным городом – здесь мирно уживались монголы, русские, татары, аланы, булгары, византийцы и другие народы. Орда, будучи исламским государством, терпимо относилась к другим вероисповеданиям. В 1261 году в Сарае появляется епархия Русской Православной Церкви, а позднее и католическое епископство.
В отечественной историографии долгое время основным понятием, характеризующим отношения Руси и Золотой Орды, было «иго». Нам рисовали страшные картины монгольской колонизации русских земель, когда дикие орды кочевников уничтожали на своем пути всех и вся, а оставшихся в живых обращали в рабство.
Однако в русских летописях термина «иго» не было. Впервые он появляется у польского историка Яна Длугоша во второй половине XV века. Более того, русские князья и монгольские ханы, по мнению исследователей, предпочитали договариваться нежели подвергать земли разорению.
Л. Н. Гумилев, к слову, считал взаимоотношения Руси и Орды выгодным военно-политическим союзом, а Н. М. Карамзин отмечал важнейшую роль Орды в возвышении Московского княжества.
Известно, что Александр Невский, заручившись поддержкой монголов и застраховав свои тылы, смог выдворить с северо-западной Руси шведов и немцев. А в 1269 году, когда крестоносцы осаждала стены Новгорода, монгольский отряд помог русским отбить их нападение. Орда встала на сторону Невского в его конфликте с русской знатью, а тот в свою очередь помогал решать ей междинастические споры.
Безусловно, значительная часть русских земель монголами была завоевана и обложена данью, однако масштабы разорения вероятно сильно преувеличены.
Князья, желавшие сотрудничать, получали от ханов так называемые «ярлыки», становясь, по сути, ордынскими наместниками. Бремя повинности для подконтрольных князьям земель существенно снижалось. Какой бы унизительной ни была вассальная зависимость, она все-таки сохраняла автономию русских княжеств и предотвращала кровопролитные войны.
Церковь и вовсе была освобождена Ордой от выплаты дани. Первый ярлык был выдан именно духовенству – митрополиту Кириллу ханом Менгу-Темиром. История нам сохранила слова хана: «Мы жаловали, попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за нас Бога, и за наше племя без печали, благословляют нас, да не клянут нас». Ярлык обеспечивал свободу вероисповедания и неприкосновенность церковного имущества.
Без сомнения лучше всего у монголов получалось воевать. Правда, брали они большей частью не умением, а числом. Завоевать пространство от Японского моря до Дуная армиям Чингисхана и его потомков помогали покоренные народы – половцы, татары, ногайцы, булгары, китайцы и даже русские.
Золотая Орда не смогла сохранить империю в прежних пределах, однако в воинственности ей не откажешь. Маневренная конница числом в сотни тысяч всадников заставляла капитулировать многих.
До поры до времени удавалось поддерживать хрупкий баланс в отношениях между Русью и Ордой. Но когда не на шутку разыгрались аппетиты темника Мамая, противоречия между сторонами вылились в ставшее легендарным сражение на Куликовом поле (1380).
Его итогом было поражение монгольского войска и ослабление Орды. Это событие завершает период «Великой замятни», когда Золотую Орду лихорадило от междоусобиц и династических передряг.
Прекратилась смута и укрепилась власть с восшествием на престол Тохтамыша. В 1382 году он снова идет на Москву и возобновляет выплату дани. Однако изнурительные войны с более боеспособной армией Тамерлана, в конце концов, подорвали былую мощь Орды и надолго отбили желание совершать завоевательные походы.
В последующее столетие Золотая Орда постепенно стала «рассыпаться» на части. Так одно за другим в ее границах появись Сибирское, Узбекское, Астраханское, Крымское, Казанское ханства и Ногайская Орда. Ослабевающие попытки Золотой Орды осуществлять карательные акции пресек Иван III.
Знаменитое «Стояние на Угре» (1480) не переросло в масштабное сражение, однако окончательно сломило последнего ордынского хана Ахмата. С этого времени Золотая Орда формально перестала существовать.
Новое в блогах
Этимология. Хан, орда, Алаш Орда
АЛАШ. Лат. ala 1) крыло; 3) крыло войска, фланг, фланговые части войска; 4) всадники; alatus крылатый [3, с. 50–51]. Ala* milliaria состояла из 24 турм**, всадник алы назывался alaris (alarius).
* Ала (римская армия).
А́ла (от лат. ala – букв. «крыло», название происходит от традиционного применения легионной конницы на флангах) – конное вспомогательное подразделение римской армии, позднее состоявшее обычно из союзников (ala sociorum). Прототипы ал появились при Цезаре во время его галльских кампаний, когда, видимо, каждую алу составляли 10 турм. Ала номинальной численностью в 500 всадников (всего коней – 504, без префекта) называлась quingenaria, в 1000 всадников (всего коней – 1090, без префекта) – milliaria.
Ala quingenaria изначально делилась на 16 турм по 3 декурии (десятка) в каждой, включавшей 10 всадников и одного офицера. Ala milliaria состояла из 24 турм под начальством префекта (praefectus alae). По Гигину, в укреплённом лагере могли находиться 4 alae milliariae и 5 alae quingenariae.
Всадник алы назывался alaris (alarius). Существовали и алы, состоящие из боевых верблюдов (alae dromedariae). См. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B0_(%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%8F)
** Лат. turma 1) конный отряд из 30–32 человек, десятая часть отряда римской конницы; 2) толпа, множество, группа [3, с. 880].
Фонетическое преобразование лат. ala в значении «фланговые части войска, всадники» в алаш: а́ла → а́лач → ала́ч → алаш.
Примечания. 1. В двусложных латинских словах ударение падает на первый слог. 2. В сложных словах возможны словообразовательные элементы из разных языков. «…смешение даже греческого с латынью считается дурным тоном. Но правило это знает немало исключений и в научной лексике, и в обыденной речи» [1].
Некоторые казахские историки, в частности Радик Темиргалиев, идентифицируют Урус-хана и Алаша-хана одним человеком [8]. Язык косвенно подтверждает это предположение: алаш — всадник-воин, Алаш Орда — конное войско, Алаш-хан — командир конницы. На узб. и туркм. языках урус — русский; каз. орыс — русский; был в 1374 г. и Черкес-хан, который стал ханом на короткое время после Урус-хана; известен также хан Узбек. Настоящие имена этих ханов неизвестны.
ХАН. Учтём характерное для многих языков чередование согласных к/х: кан – хан. В. Радлов записал песню казахского баксы, зафиксировав слово «кан» в значении «хан»: «Ты, святой Чингиз Кан!» [5, с. 403].
Лат. candeo быть белым, сиять; candidus ослепительно белый; яркий, ясный; честный, счастливый [2, с. 56]. Кандео → кан → хан – сиятельный, светлейший. Аналоги в русском языке: ваше сиятельство, ваша светлость, светлейший князь. Производные от хан – каган, каганат, коган, укр. коханый, где приставки ка-, ко- соответствуют приставкам с-, со-, означающим совместность, общность, взаимосвязь (ср. сбор и собор, лат. co-auctor соавтор, англ. coauthor соавтор, co-producer сопродюсер ). В ряде источников IX века правители русов, в т. ч. Владимир Красно Солнышко, назывались каганами (хаканами).
В труде В. Рассадина «Тюркские элементы в языке «Сокровенного сказания монголов»» алашас – кони, алаша – мерин, кляча, лошадь [6].
Таким образом, алаш – всадник-воин, Алаш Орда – конный отряд, крыло войска, эскадрон; Алаш (Алача́, Алаша́)-хан, Орда (Орду)-хан – командиры конницы (воинские должности без указания личных имён командиров); Орда (Орду) Ежен – эскадрон Ежена (ср. дивизия Чапаева, армия Жукова).
От лат. ala происходят: этноним аланы; Алаколь, где каз. коль – озеро, т. е. озеро Всадников/Казачье озеро; Алатау, где тюрк. тау – гора (горы Всадников/Казачьи горы); Алатау → Алтау → Алтай – Казачьи горы. Курорт Алания находится в Турции, Республика Северная Осетия – Алания на Кавказе, в столице Ингушетии Магасе возведены Аланские ворота.
Имя А́лан в англ. яз. с латинским ударением на первом слоге и Ала́н в каз. яз. означает Всадник, каз. фамилия Алаев, рус. фамилии Алов, Алин, Аленин и Аленичев переводятся как Всадниковы.
Ярко-красный цвет и его оттенки, особенно оттенки пурпурного, высоко ценились в Римской империи. Красный цвет в одежде, кроме того, был цветом удачи и вызова, поэтому такую одежду часто носили римские солдаты. С I в. н. э. имперские легионеры, как правило, изображались в туниках алого, ярко-красного цвета, иногда с оттенками ярко-розового. Ярко-красный, алый, малиновый, розовый цвета получали из особых червей (kermès, или дубовый червец; червец-кошениль).
Таким образом, наименование алого цвета этимологически происходит от названия римских ал.
Сейчас слова алач, алаш (алача́, алаша́), Алатау и Алаколь производят от каз. алá – пёстрый. Латинское ударение в ala с первого слога переместилось на второй и изменило значения вышеприведённых слов, что привело к народному мифотворчеству. Шокан Валиханов записал один из таких мифов: «Давно, очень давно, был в Туране государь по имени Абдулла, а по другим Абдул — Азис-хан, у этого государя был прокажённый сын, названный потому Алача — пёстрый».
Алый костюм римского легионера
История Алаш Орды неотделима от казахских жузов: Старший жуз, Средний жуз и Младший жуз.
Жуз – исторически сложившееся военно-политическое объединение казахов. Каз. жүз – сто, сотня. Сотенные эскадроны-жузы со временем разрастались по численности и брали на себя управленческие функции, подобно тому, как сотенные центурии-орды разрастались до государства. (Центурия означает «сотня» от лат. centum сто.) В древности центурия, орда, отряд и жуз означали одно и то же количество воинов – сто.
Три жуза должны были быть равными во всём и различались только по времени образования, как, например, Первая и Вторая конные армии РККА. Сначала образовалась первая (старшая) сотня, затем были сформированы вторая (средняя) сотня и третья (младшая) сотня. К ним одна за другой, как ячейки объединённого войска, присоединялись новые и такие же равные в воинских правах сотни под единым командованием хана.
Ақ (белая) Орда, Көк (синяя, голубая) Орда, скорее всего, назывались по цвету поясов или башлыков, т. к. у степняков не было мундиров и воинских знаков различия, таких как погоны, лычки, звёздочки. Ткань любого цвета можно было легко приобрести и повязать на теле всадника. По цвету широких поясов-кушаков издалека отличали одну сотню от другой.
1. Быков, А. А. Анатомия терминов. 400 словообразовательных терминов из латыни и греческого: Учебное пособие.
2. Латино-русский словарь / Сост. В. И. Фомицкий. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001. – 704 с.
3. Латинско-русский словарь / Авт.-сост. К. А. Тананушко. – Минск: Харвест, 2008. – 1040 с.
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1986. – 797 с.
5. Радлов, В. В. Из Сибири: страницы дневника. – М.: Наука, 1989. – 749 с.
Происхождение названия «Золотая Орда». При том, что сами монголы и тюрки «Золотой Ордой» ее не называли, именуя по-другому
Обзор о названии «Золотой Орды», государства, которое и осуществляло над русскими княжествами то самое «монголо-татарское иго».
Передвижные юрты периода Монгольской империи и «Золотой орды», и такая юрта имела прямое отношение к происхождению названия «Золотая орда».
Монголы при вторжении в Кыпчак (т.е. в т.н. «половецкую степь»), где и возникла «Золотая орда», привезли с собой юрты — свои традиционные и отвечавшие их образу жизни жилища, имевшие в Монголии повсеместное распространение. Юрты строились один раз и больше не разбирались. Для перевозки их просто ставили на повозки, запряженные быками (как здесь на иллюстрации). Когда повозки прибывали на место, где планировалось оставаться подольше, то юрта снималась с повозки и ставилась на землю. Как напоминал немецкий монголовед Бертольд Шпулер (годы жизни: 1911-1990), на книгу которого о «Золотой орде» мы будем ссылаться, среди прочего, в нашем обзоре, от ханской ставки – юрты правителя «Золотой орды», которая по описаниям современников была поистине впечатляющих размеров и издали напоминала холм, сверкавший своими золотыми пластинами, и получило название у иностранцев золотоордынское государство. Однако название «Золотая орда» сами власти и жители этого государственного образования не использовали.
Передвижные юрты периода Монгольской империи и «Золотой орды», и такая юрта имела прямое отношение к происхождению названия «Золотая орда».
Монголы при вторжении в Кыпчак (т.е. в т.н. «половецкую степь»), где и возникла «Золотая орда», привезли с собой юрты — свои традиционные и отвечавшие их образу жизни жилища, имевшие в Монголии повсеместное распространение. Юрты строились один раз и больше не разбирались. Для перевозки их просто ставили на повозки, запряженные быками (как здесь на иллюстрации). Когда повозки прибывали на место, где планировалось оставаться подольше, то юрта снималась с повозки и ставилась на землю. Как напоминал немецкий монголовед Бертольд Шпулер (годы жизни: 1911-1990), на книгу которого о «Золотой орде» мы будем ссылаться, среди прочего, в нашем обзоре, от ханской ставки – юрты правителя «Золотой орды», которая по описаниям современников была поистине впечатляющих размеров и издали напоминала холм, сверкавший своими золотыми пластинами, и получило название у иностранцев золотоордынское государство. Однако название «Золотая орда» сами власти и жители этого государственного образования не использовали.
Происхождение «Золотой Орды»
Длительный период золотоордынские ханы считались подчиненными по отношению к великим ханам в Монголии. Улус Джучи. А распалась «Золотая Орда» к первой половине XV века, когда на его месте образовались Большая Орда, Ногайская Орда, Казанское, Крымское, Сибирское, а впоследствии частично на его территории расположилось и Казахское ханство. Правопреемниками золотоордынских ханов после падения Большой Орды стали считаться крымские ханы.
«Золотая Орда» была государством, основанным монгольскими завоевателями, но основным населением в ней были не монголы, а тюрки, а также финно-угорский элемент. Население «Золотой орды» также именовали татарами. Как пишет Бертольд Шпулер «под татарами в данном случае следует понимать народ, состоявший из монголов и тюрков, продвинувшийся при Чингисхане на Запад, смешавшийся с проживавшими там тюркоязычными и финно-угорскими народами и образовавший новую тюркоговорящую общность. Татарами ныне называет себя и народ, столица которого расположена в Казани. Верхние слои его сначала составляли монголы». Также заметную роль в «Золотой орды» играли кипчаки (в древнерусских летописях — половцы, в европейских источниках — куманы) — еще один тюркоязычный народ, занимавшийся преимущественно кочевым скотоводством и ремеслами; войдя в «Золотую Орду», они смешались там с татарами Чингисхана.
Бертольд Шпулер напоминает: «правом на наследство власти в «Золотой Орде» обладали только потомки Чингисхана по линии Джучи. (При этом) народы, пришедшие в Кыпчак (в русских источниках эта местность была известна как «Поле Половецкое», также именовали впоследствии и регион, где расположилась «Золотая Орда»), разговаривали на двух языках — монгольском и тюркском. Поэтому можно сказать, что явный количественный перевес тюркоговорящих людей над монголами вызвал процесс постепенного растворения монгольского языка в тюркском. Собственно только первые ханы Золотой Орды, родившиеся еще в Монголии, владели этим языком в совершенстве, поскольку он был их родным языком».
Как сами монголы и тюрки называли «Золотую Орду»
На иллюстрации (при нажатии ее можно увеличить): Выдержки со страниц, цитируемого в нашем обзоре среди прочего, современного издания «История Казахстана» Аманжола Кузембайулы и Еркина Абиля, вышедшего в Казахстане и рекомендованному там для студентов вузов этой страны (2006 г.). На данных страницах говорится, что «Золотая орда» никогда не использовала это название для самонаименования, но предпочитала называть себя Улуг Улусом («Великим Улусом»).
На иллюстрации (при нажатии ее можно увеличить): Выдержки со страниц, цитируемого в нашем обзоре среди прочего, современного издания «История Казахстана» Аманжола Кузембайулы и Еркина Абиля, вышедшего в Казахстане и рекомендованному там для студентов вузов этой страны (2006 г.). На данных страницах говорится, что «Золотая орда» никогда не использовала это название для самонаименования, но предпочитала называть себя Улуг Улусом («Великим Улусом»).
И теперь собственно о названии «Золотой Орды». Вышеупомянутая «История Казахстана» замечает: «Улуг Улус — государство, получившее в восточных источниках название Ак (Белой) Орды, в русских летописях — Золотой Орды». Отметим, что Белая Орда считалась одним из двух крыльев («районов») улуса Джучи, наряду с Кок Ордой (Синей Ордой). Белая Орда охватывала западную часть современного Казахстана, Поволжье, Северный Кавказ, донские и днепровские степи, Крым. Кок Орда включала территорию современного центрального Казахстана с Сырдарьей.
Государство «Золотая Орда» не именовало себя ни «Золотой Ордой», ни «Белой Ордой» — первое наименование было принято у иностранцев и уже в гораздо более поздний период, а «Белая Орда» было названием не государства, а только его части, как уже было сказано «Белая Орда» — это обозначение одного из крыльев — районов улуса Джучи.
Цитируемое здесь издание «История Казахстана» пишет: «Ак Орда» и «Кок Орда» обозначали только политические центры, ставки ханов, а само государство называлось Улуг Улусом. Название «Золотая Орда» искусственно, поэтому не используется нами. во всех ярлыках Золотая Орда называется Улуг Улусом («Великим Улусом», на монгольском Улс означает государство, сообщество людей; отметим попутно, что современная Монголия называется Монгол Улс — т.е. буквально государство Монголия. Прим. Portalostranah.ru) и у тюркских историков и в преданиях народных. никогда не называется ордой. Название «Золотая Орда» стало применяться лишь с конца XVI века», указывает издание «История Казахстана» ( 2006 г .).
Также заметим, что считается, что первое известное использование «Золотая Орда» для данного государственного монголо-татарского государственного образования в русских хрониках относится к 1565 году — оно появляется в русской хронике «История Казани» для описания «Улуса Батыя».
До этого иностранцы именовали «Золотую Орду» улусом Джучи, ордой, улусом, кипчацкой или половецкой степью, улусом Батыя и дли др. правивших в тот или иной период там ханов, Куманией (куманы, как уже говорилось, др. название половцев).
«Золотая Орда». Откуда название
Но почему же иностранцы стали именовать Улуг Улус, или улус Джучи, «Золотой Ордой»?
Бертольд Шпулер пишет в упоминавшейся выше книге «Золотая Орда. Монголы в России 1223-1502», что таким названием золотоордынское государство было обязано великолепию ханской ставки, а точнее ханской юрты. При том, что само по себе, без приставки «золотая», как в случае «Золотой Орды», словечко «орда» или «орду», «урда» — в переводе с тюркского означает ставку хана или иного владетельного лица.
Итак, Бертольд Шпулер пишет о ханской юрте, давшей наименование «Золотая Орда»:
«Монголы при вторжении в Кыпчак (т.е. в т.н. «половецкую степь») привезли с собой юрты — свои традиционные и отвечавшие их образу жизни жилища, имевшие в Монголии повсеместное распространение и отличавшиеся характерной формой. Основу юрт составляли сплетенные по кругу ивовые прутья различной величины, служившие, правда, не всегда полом. От пола или прямо от земли возводился каркас из переплетенных друг с другом ивовых палок. Он строился в форме купола так, чтобы наверху оставалось круглое отверстие для отвода дыма, накрывавшееся специальным наконечником.
Внутри юрты имелись деревянные подпорки, поддерживавшие каркас из ивовых прутьев, служивший внешней стенкой. Его обтягивали белым или черным войлоком, который герметизировали известью, белой глиной или костной мукой, чтобы обеспечить водонепроницаемость жилища. Затем стенки разукрашивали различными рисунками.
Юрты строились один раз и больше не разбирались. Для перевозки их просто ставили на повозки, запряженные быками. (Между прочим, их дорожные кареты по форме очень напоминали повозки с водруженными на них юртами.) Таким образом, монголо-татары не испытывали трудностей при переезде с одного пастбища на другое.
Когда они прибывали на место, где планировали оставаться подольше, то юрта снималась с повозки и ставилась на землю. При этом вход в нее, прикрытый войлочной занавеской, был ориентирован на юг. Внутреннее помещение разделялось стационарными перегородками так, что мужская половина располагалась напротив входа, то есть в северной части. Слева от нее, если смотреть на юг, то есть в восточной части юрты, находилась женская половина.
Вблизи от юрты ставилась транспортные повозки с припасами на них. У вельмож таких повозок было очень много, а у жен правителей их насчитывалось свыше двухсот.
Размеры юрты зависели от благосостояния ее хозяев и от их потребностей. Наибольшие габариты имела юрта правителя, предназначавшаяся для государственных дел. В ней проходили аудиенции послов и покоренных князей, а также приемы собственного народа.
Внутреннее убранство ханской юрты было воистину роскошным: крышу поддерживали четыре деревянные колонны, облицованные серебром и золотом. Резные деревянные капители, украшавшие колонны и покрытые тем же металлом, приковывали к себе внимание всех посетителей. Трон правителя, возвышавшийся на пьедестале, выполненный из дерева, также покрывало позолоченное серебро. Ножки, сделанные из золота, так же как и другие части трона, украшали драгоценные камни и жемчуг.
Вокруг трона группировались стулья жен, сыновей и других родственников правителя. Да и сама «золотая юрта» была окружена небольшими юртами, обтянутыми тканью из хлопка или льна. Юрта жен хана имела наверху купол из позолоченного серебра».
Титулы ханов «Золотой Орды»
Саму государственность «Золотой Орды» олицетворяя ее владетель. Напомним, возникла она под названием улус Джучи, а затем обычно именовалась улусом, или Улуг улусом (великом улусом) с добавлением имени правящего на тот момент там хана. Поэтому важно сказать несколько слов о титуле владетелей — ханов «Золотой Орды».
Бертольд Шпулер пишет в своей цитируемой здесь книге: «Истинным титулом всех владык «Золотой Орды» является обозначение «хан», и оно имеется на любой, в том числе и самой мелкой, монете, даже если на ней отчеканено имя не правителя Кыпчака, а великого хана, т.е. владетеля не «Золотой орды», а всей Монгольской империи. Титул владыки всей объединенной империи монголов обозначался как «ка ан» («хаган», «великий хан»), а правитель «Золотой Орды» имел титул, как уже отмечалось выше, просто «хан».
Однако очень скоро к нему стали добавлять эпитет «законный» («аль-адил», аль-адил — в переводе с арабского «законный» или «справедливый». Отсюда происходит мужское имя Адил (от «адала» — «справедливое действие»), которое считается одним из наиболее почитаемых мусульманских имен, поскольку оно являлось лакабом («эпитетом») пророка Мухаммеда). В частности, ханы «Золотой Орды» Менгу-Тимур, Тохта, Хизр и Орду-Мелек1 именовались именно так — «хан аль-адил». Многие золотоордынские правители ограничивались в своем титуле просто эпитетом «аль-адил» (Менгу-Тимур и Тохта) или «аль-азам», то есть «самый могущественный», как, например, Менгу-Тимур. Но обычно эти эпитеты следовали друг за другом, обозначая, что этот хан является самым законным, справедливым и могущественным.
Начиная с 1310–1311 годов (710 года хиджры) в титуле ханов «Золотой Орды» (в том числе и на монетах) появляется такое обозначение правителя, как «султан». Оно имеется в титуле ханов «Золотой Орды» Тохты, Узбека, Джамбека и Булата (Пулада) обычно с эпитетом «аль-адил» и реже «аль-азам».
Титул «аль-малик аль-адил» вместо «ас-султан аль-адил» применялся только ханом «Золотой Орды» Джамбеком и наряду с ним в 1371 — 1372 годах (773 году хиджры) Тулук-беком.
Первым, кто при чеканке монет в титуле (лакабе) использовал приставку «Дин», был умерший в 1313 году хан «Золотой Орды» Тохта, что послужило примером для многих последующих правителей. Указание имени отца (отчества) на монетах появилось лишь в XV столетии. Так, в 1424 году хан «Золотой Орды» Кучук-Магомед именовал себя Магомед ибн Тимур ас-султан аль-арам хан, то есть Магомед, сын Тимура. Титул «падишах» на монетах едва ли можно найти. Он встречается лишь на монетах без указания конкретного времени, отчеканенных в 1310–311 годах (710 году хид-ры), а также в 1315–1316 годах (715 году хиджры), и употребляется почти только в письменных источниках как общее обозначение правителя. Здесь можно найти титул «падишах нику» («хороший владыка»), что является дословным переводом старинного монгольского титула», пишет Бертольд Шпулер.