Что означает слово олигофрения
Значение слова олигофрения
Педагогический терминологический словарь
Психопатологическая структура нарушения при О. характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития интеллекта и психики в целом. По структуре клинической картины выделяют неосложнённые и осложнённые формы О. Осложнённые формы О. обусловлены сочетанием недоразвития мозга с его повреждением. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации детей, страдающих О., разрабатывает олигофренопедагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 178-179)
См. также Дебильность, Заззо, Рене, Идиотия, Имбецильность, Слабоумие
Дефектология. Словарь-справочник
недоразвитие сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития (возникновение интеллектуальной недостаточности на более поздних этапах жизни, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает отличную от О., структуру дефекта). При О. органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер. Поэтому дети-олигофрены способны к развитию, которое подчинено общим закономерностям психического развития ребенка, но имеет специфические особенности, обусловленные типом нарушения ЦНС. При тяжелых формах О. отмечается ряд анатомических изменений мозга: малое количество нервных клеток, недостаточное развитие извилин, утолщение оболочек мозга и т. д. Часто наблюдается остаточная гидроцефалия, приводящая к патологическому развитию нервных клеток. При О. нарушается высшая нервная деятельность, особенно подвижность нервных процессов: временные связи становятся инертными и их переделка, а также выработка новых затрудняются. Нарушения познавательной деятельности проявляются в узости и недифференцированности восприятия окружающих предметов и пространственных отношений, в трудности логического запоминания и воспроизведения воспринятого и заученного. Недоразвито наглядно-образное и словесно-логического мышление, затруднены сложные формы анализа и синтеза.
Энциклопедия «Биология»
, психическое недоразвитие, врождённое или возникшее в раннем детском возрасте (до 3 лет). Сопровождается отклонениями в физическом развитии (отставание в росте, неправильное телосложение), пороками развития внутренних органов, органов чувств (слух, зрение), преждевременным половым созреванием. Причины олигофрении различны – хромосомные аномалии, врождённые нарушения обмена веществ, действие вредных факторов (алкоголь, наркотики, табак, инфекционные болезни, некоторые лекарства и др.) на половые клетки родителей, зародыш, плод или на ребёнка в первые месяцы жизни. Выделяют три степени недоразвития психики – дебильность, имбецильность, идиотия. Наиболее лёгкая степень олигофрении – дебильность. Дебилы могут учиться в специальных школах, т. к. для усвоения и запоминания учебной информации им необходимы медленный темп обучения, частое повторение пройденного. У них имеется достаточный запас знаний и слов, однако речь их состоит из заученных фраз, смысл которых они не всегда понимают. Они овладевают простыми профессиями – слесаря, токаря, шофёра, парикмахера и др. Будучи наивными и доверчивыми, часто становятся жертвами мошенников. Попадая в неблагоприятную социальную среду, становятся исполнителями. Средняя степень олигофрении – имбецильность. Дети могут говорить, но их речь крайне бедна словами, косноязычна. Они очень эмоциональны, привязаны к близким людям, благодарны, отзывчивы на добро. Способны обслужить себя, осваивают простейшие виды ручного, механического труда (дворники, посудомойки, уборщики). Очень трудно приспосабливаются к любым изменениям жизни и работы. Они крайне внушаемы, не могут отличить хорошее от плохого, нуждаются в постоянном надзоре. Идиотия – тяжёлая форма олигофрении. Дети не могут говорить, издают нечленораздельные звуки. Эмоции проявляют в бессмысленном смехе, визге, возбуждении. Часто наблюдается недержание мочи и кала. Полностью отсутствуют навыки самообслуживания. Дети требуют постоянного ухода за собой и бдительного надзора.
Энциклопедический словарь
Олигофрения
Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Диагностика и оценка степени олигофрении осуществляется с учетом специальных критериев. Для выявления причины развития олигофрении проводится всестороннее обследование. Необходима терапия основного заболевания, реабилитация и социальная адаптация.
Общие сведения
У мальчиков олигофрения развивается в 1,5-2 раза чаще, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6-7 лет (начало обучения в школе) и 18 лет (окончание школы, выбор специальности, служба в армии). Тяжелые степени олигофрении обычно выявляют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика затруднена, поскольку существующие методики оценки мышления и способностей к социальной адаптации лучше подходят для достаточно «зрелой» психики. При постановке диагноза в раннем возрасте жизни речь идет, скорее, о выявлении предпосылок к диффузной задержке психического развития и определении прогноза. Лечение олигофрении осуществляют психиатры и психоневрологи в сотрудничестве с врачами других специальностей, психологами, логопедами и дефектологами.
Причины и классификация олигофрении
Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.
Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).
Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.
Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.
Симптомы олигофрении
Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.
Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.
Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.
Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.
Олигофрения у детей
Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.
При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).
Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.
Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.
Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны. Нередко наблюдается неадекватность, преувеличенность эмоций, их несоответствие ситуации. Отличительной чертой олигофрении является не только общее отставание, но и своеобразие развития: неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».
Диагностика олигофрении
Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстрактному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.
В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.
Лечение и реабилитация при олигофрении
Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.
Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.
Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.
Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.
Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.
Олигофрения
Общие сведения
Психическое развитие ребенка является сложным процессом, при котором последовательно развиваются высшие психические функции — узнавание, речь, память, целенаправленные действия, чтение, письмо, внимание, мышление, счет, эмоции и в целом поведение. Педиатр, наблюдающий за развитием ребенка, и родители могут заподозрить нарушения психомоторного развития, которое проявляется умственной отсталостью.
Умственная отсталость — это различные наследственные, врожденные или приобретенные в первые годы жизни ребенка состояния, характеризующиеся общим психическим недоразвитием. Синонимы умственной отсталости — «олигофрения» и «психическое недоразвитие». Умственная отсталость понятие более широкое, чем олигофрения и более принят в психиатрии, вытесняя постепенно термин «олигофрения».
Что это за болезнь? Википедия дает следующее определение: «… врождённая или приобретенная задержка развития психики, вызванная патологией головного мозга и проявляющаяся снижением интеллекта». К олигофрении относят только врожденные и рано приобретенные случаи недоразвития психики, при которых дефект интеллекта преобладает. Психическое недоразвитие в данном случае носит диффузный характер, и оно необратимое. При олигофрении страдают не только интеллект, а также поведение больного, эмоции, его воля и физическое развитие. Все эти нарушения связаны с органическим поражением мозга, в связи с этим олигофрения — это стойкое и необратимое состояние. Однако, характерным является то, что уровень недоразвития интеллекта не прогрессирует со временем, а при правильном подходе (медикаментозное лечение и коррекционная работа) олигофрен развивается, его интеллект даже может повыситься и он становится социально адаптированной личностью. В зависимости от степени тяжести код умственной отсталости по МКБ-10 обширный — F 70-79.
Патогенез
В основе патологии лежит органическое повреждение головного мозга, которое происходит по разным причинам. Важное звено патогенеза — перивентрикулярная лейкомаляция (поражение белого вещества полушарий мозга). Данная патология нарушает процесс созревания мозга. В течение периода онтогенеза, когда мозг ребенка развивается, различные неблагоприятные факторы вызывают повреждение мозга. Большая часть случаев олигофрении связана с поражением мозга во внутриутробном периоде. Головной мозг может повреждаться на разных стадиях формирования.
Внутриутробные аномалии делятся на:
К концу беременности в ответ на действие неблагоприятных факторов возникают местные реакции мозга: появляются воспалительные процессы, местные некрозы и рубцовые изменения. При наследственных заболеваниях и внутриутробных инфекциях поражение мозга прогрессирует и после рождения. Позднее образование лейкомаляционных очагов (в первый месяц жизни ребенка) отмечается при инфекционных процессах.
Классификация умственной отсталости
В дефектологии применяется классификация, по которой выделяются основные формы:
В МКБ-10 умственная отсталость подразделяется в зависимости от степени дефицита интеллекта:
В отечественной литературе по привычке выделяют три степени олигофрении (иногда их неправильно называют стадии):
Данная классификация удобна на практике и наиболее распространена, поскольку степени умственной отсталости и их характеристика важны для постановки диагноза, решения вопроса о форме обучения и назначения инвалидности больному.
Умственная отсталость легкой степени (или дебильность)
Окончательный диагноз дебильности ставится в 6-8 лет. Дебильность у ребенка становится заметной в раннем возрасте: он позже начинает держать голову, переворачиваться, а его движения часто заторможены. С возрастом отставание в психическом и физическом развитии становится все более заметным. Дебилизм — это психическое заболевание, для которого характерно:
Стадия дебильности характеризуется тем, что больные обучаемы (им подходит адаптированная программа школы). Если у ребенка олигофрения в степени дебильности он обладает неплохой механической памятью, способен приобрести навыки чтения, письма и несложного счета. При правильном обучении, проведении психолого-педагогической коррекции и отсутствии серьезных расстройств подростки овладевают неквалифицированной профессией, приспосабливаются к жизни и могут жить самостоятельно, вести обычный образ жизни. Среди таких детей могут быть художники и музыканты.
Какой уровень iq соответствует легкой умственной отсталости? Диагноз дебилизм устанавливается, если коэффициент умственного развития колеблется от 50 до 69 (по Векслеру). В России коэффициент умственного развития несколько завышен по сравнению со стандартами и при этой степени он колеблется от 60 до 79. Инвалидность при легкой умственной отсталости назначается в случае, если:
В этих случаях устанавливается III группа инвалидности.
Умеренная умственная отсталость (легкая имбецильность)
Возраст, в котором устанавливается окончательный диагноз легкой имбецильности — 3-5 лет. Что означает термин «имбецил»? Википедия дает следующее значение слова имбецил — это человек, у которого отмечается средняя степень слабоумия и IQ колеблется в пределах 35-49 баллов. Умеренная умственная отсталость характеризуется тем, что больные овладевают речью, но запас слов небольшой, а речь неграмотная. Они накапливают запас сведений, поскольку механическая память неплохо развита. Дети эгоцентричны и постоянно требуют к себе внимания, активно радуются, если их хвалят и обижаются, если их ругают. Адаптированные образовательные программы дают возможность приобрести основные навыки и овладеть простым трудом. К самостоятельной жизни имбецил не приспособлен — ему нужна опека. В зрелом возрасте его развитие соответствует возрасту 6-9 лет.
Умственная отсталость тяжелая (или выраженная имбецильность)
В этой стадии ребенок не способен усвоить даже простые школьные знания, а также бытовые навыки. Такие дети освобождаются от обучения и на протяжении жизни нуждаются в уходе. У больных отмечаются значительные расстройства движений, что еще больше затрудняет самую простую адаптацию к социуму. Коэффициент умственного развития колеблется от 20 до 34 баллов (по Векслеру), а в России принят коэффициент 30-44. В зрелом возрасте развитие больных соответствует развитию 3-5 летнего ребенка.
Глубокая умственная отсталость (идиотия)
Википедия отмечает, что это тяжёлая форма олигофрении, характеризующаяся полным отсутствием мышления и речи. Больные могут произносить только нечленораздельные звуки, а также не понимают речи, обращённой к ним, воспринимая только интонацию. Глубокая УО проявляется резким снижением реакции больного на все окружающее — они или не реагируют на происходящее, или показывают неадекватные реакции. Больные предоставлены сами себе — некоторые неподвижно лежат, а другие бесцельно ползают и хватают предметы.
Уровень IQ меньше 20 баллов, и в зрелом возрасте их развитие ниже развития трехлетнего ребенка. В результате таких нарушений отмечается резкое ограничение самообслуживания или его отсутствие, поэтому больные нуждаются в постоянной опеке.
В ранее существовавшей классификации выделялась пограничная умственная отсталость — очень легкие нарушения интеллекта. Пограничная УО занимает ступеньку между нормальным развитием и олигофренией. Отличие пограничной недостаточности от олигофрении — наличие у ребенка абстрактного мышления.
Коэффициент интеллекта 70-89 баллов. При пограничной интеллектуальной отсталости выделяют несколько вариантов:
По другой классификации (клинико-физиологическая) умственная отсталость подразделяется на формы:
Кроме этого, некоторые авторы выделяют виды олигофрении в зависимости от этиологии:
Причины умственной отсталости
Этиология этого состояния включает три группы причин:
Если рассматривать наследственные олигофрении, то они связаны с генными или хромосомными заболеваниями и дефектами метаболизма. Нужно отметить, что с генетическими причинами связано 25-50% тяжелой интеллектуальной недостаточности. К генетическим олигофрениям относят:
Патологию внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии) вызывают различные неблагоприятные факторы, воздействующие во время беременности. Это могут быть внутриутробные инфекции (краснуха, тяжелый грипп, паротит, сифилис, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, листериоз), интоксикации (алкогольная, наркотическая), а также гемолитическая болезнь плода. При алкоголизме матери развивается алкогольный синдром плода, при котором умственная отсталость сочетается с соматическими нарушениями и пороками (микроцефалия, аномалии лица и черепа, пороки внутренних органов). Гемолитическая болезнь плода (синоним эритробластоз плода) связана с резус-конфликтом, который вызывает гемолиз эритроцитов у плода и высокий уровень билирубина. Одним из последствий гемолитической болезни плода является формирование умственной отсталости различной степени.
Причиной умственной отсталости является также родовая травма или асфиксия в родах. Механическое повреждение черепа при родах приводит к кровоизлияниям в мозг и повреждениям его. Последствием родовых травм является снижение интеллекта, неврологические расстройства, эпилепсия, гидроцефалия. Кислородное голодание при асфиксии влечет глубокие нарушения метаболизма в головном мозге. Черепно-мозговые травмы и нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит), которые перенес ребенок в раннем детстве, также являются причиной формирования умственной отсталости, неврологических расстройств и эпилепсии.
Как причина олигофрении рассматривается йоддефицит. Вследствие низкого содержания йода в отдельных местностях и отсутствии коррекции его дефицита во время беременности, у детей развивается врожденный гипотиреоз и гипотиреоидная олигофрения (кретинизм). Также встречается спорадический кретинизм, который наблюдается в любой местности и связан с дефектом синтеза гормона щитовидной железы тиреоидина. Степень проявления кретинизма зависит от степени недостатка тиреоидина. Во многих случаях причины умственной отсталости достоверно установить невозможно — это недифференцированные формы.
Симптомы умственной отсталости
Олигофреническое слабоумие развивается в раннем возрасте, тем не менее, умственная отсталость наиболее часто выявляется в младшем школьном возрасте. Характерные признаки умственной отсталости:
Речь больных имеет характерные признаки — это односложность и маловыразительность, неправильное произношение звуков, неправильное употребление слов по смыслу и неграмотное построение фраз. Олигофрен отличается медлительностью, бедностью жестикуляции и мимики, неловкостью движений, без эмоциональностью. Больные дети имеют низкий рост и у них часто встречаются отклонения: неправильная форма ушей, приплюснутый нос, неправильный рост зубов, высокое нёбо, низкий рост волос, широко расставленные или скошенные глаза. При выраженной степени отсталости выявляются также пороки развития (порок сердца, глухота, наличие дополнительных пальцев, укорочение рук и ног).
Симптомы умственной отсталости у детей зависят от степени ее выраженности.
Легкая степень — дебильность
Симптомы дебильности включают:
При этом дебилы имеют нормальное развитие речи (особенно развита обиходная речь) и адекватное поведение. Они способны к обучению по специальным программам, но инициатива и самостоятельность в обучении отсутствуют. Дети медлительны и инертны, но эмоции и воля у них больше развиты, чем при других степенях отсталости. В процессе развития подростки заканчивают профессиональные училища, овладевают несложными видами труда, работают и адаптируются к социальной жизни. Тем более, что с годами отставание меньше выражено. Характерологические особенности различны — есть торпидные типы (заторможенные, апатичные, вялые) и эретичные (раздражительные, возбудимые и злобные).
Умеренная умственная отсталость (легкая и средняя имбецильность)
В играх дети примитивны и совершают однотипные действия, эмоции однообразны, а психические процессы инертны. У некоторых имеется возможность обучения чтению. Взрослые больные с этой степенью отсталости могут себя обслуживать, убирать, стирать, мыть посуду. Они выполняют простейший труд в лечебно-трудовых мастерских путем слепого подражания другим. Могут говорить простые фразы и поддержать элементарную беседу короткими ответами. К хорошо знакомым условиям неплохо приспосабливаются, но в измененной обстановке им трудно. Их личность развита, они адекватно реагируют на похвалу и одобрение. В обычной жизни нуждаются в постоянном контроле и уходе, нетрудоспособны.
Тяжелая умственная отсталость (тяжелая имбецильность)
Выражены нарушения речи, словарный запас 10-20 слов. Часто бывают нарушения походки и неврологические расстройства. Абстрактное мышление у больных отсутствует, обучение невозможно. Они овладевают только самыми простыми навыками самообслуживания. Нуждаются в постоянном обслуживании.
Глубокая умственная отсталость
Характерно полное отсутствие мышления. При идиотии больной не узнает близких людей и не понимает речь. У него отсутствуют представления о пространстве, о горячем или остром, в связи с этим часто получает травмы и ожоги. Большинство больных не могут самостоятельно умыться, одеться и поесть. Речь чаще всего не сформирована (издают отдельные звуки) или в запасе несколько простых слов. Из-за того, что у больных недоразвита двигательная функция, они стоят и не ходят (могут передвигаться ползком). Одни больные отличаются малоподвижностью, а другие склонны к двигательному возбуждению — выполняют стереотипные раскачивания телом, хлопают в ладоши или размахивают руками. Периодически могут быть проявления агрессии или аутоагрессии (кусают, царапают или бьют окружающих и себя). Нуждаются в постоянном уходе и их жизнь заключается в выполнении жизненных потребностей.
В большинстве случаев симптомы олигофрении у детей стабильны и не прогрессируют, но под влиянием различных факторов может быть как положительная, так и отрицательная динамика. Если при легкой и умеренной интеллектуальной недостаточности активно проводится коррекционная работа, больные способны к труду. Отрицательная динамика бывает при наслоении других повреждающих факторов (прием алкоголя, черепно-мозговые травмы, нейроинфекция) или во время возрастных кризов (2-3 года, 7-8 лет, гормональная перестройка 12-15 лет).
Фенилпировиноградная олигофрения
Дети с фенилкетонурией рождаются полноценным в функциональном отношении головным мозгом.
Биохимические нарушения в организме развиваются после рождения и к 4-5 месяцам отмечается прогрессирующее отставание в развитии. Чувствительность ткани головного мозга к влиянию фенилаланина и его продуктов очень высокая в раннем возрасте, а когда процесс миелинизации завершается, повышение уровня фенилаланина не оказывает повреждающего воздействия на мозг.
Клиническая картина включает:
У больных отмечаются дефекты пигментации — светлая кожа без пигмента, светлые волосы, голубые глаз. Моча больных затхлая с «мышиным» запахом.
Синдром Ретта у детей
Первые признаки заболевания проявляются от 6 месяцев до 1,5 лет. В первой стадии заболевания (стагнация) отмечается замедление развития ребенка, роста головы, мышечная гипотония и потеря интереса к окружающему и играм. Период регресса развития начинается в 1,5-3 года. В этот период за несколько недель малыши утрачивают все приобретенные двигательные навыки, и он перестает говорить. У половины детей отмечаются расстройства дыхания (апноэ — остановки дыхания) и появляются судороги. Ребенок перестает контактировать с окружающими, что расценивается как аутизм. На этой стадии заболевание развивается очень быстро и часто ставится неправильный диагноз «энцефалит». После стадии регресса наступает стадия неврологических расстройств и прогрессирующей умственной недостаточности. Этот период включает дошкольный и ранний школьный возраст.
Кроме глубокой интеллектуальной недостаточности отмечаются судороги, гиперкинезы, дистония мышц и нарушается координация движений. К десяти годам заболевание переходит в четвертую стадию, которая характеризуется прогрессированием нарушений движения. Больные обездвижены, усиливается спастичность и атрофия мышц, развиваются ортопедические деформации. У некоторых развивается кахексия. В этом состоянии больные пребывают много лет.
Факоматоз у детей
Факоматозы — это большая группа заболеваний, которые проявляются поражением кожи, нервной системы и внутренних органов. Типичным является полиморфизм кожных проявлений. Чаще всего в раннем детстве появляются кожные симптомы, а позднее присоединяются неврологические.
Кожные проявления появляются в первые недели жизни. Как указывалось, элементы сыпи разнообразны, имеют разный цвет, размер, единичные или множественные, чаще асимметричные.
Типичными являются пигментные пятна коричневого цвета, шагреневая кожа, узелки, папилломы, участки депигментации, нейрофибромы и гемангиомы. В ткани мозга и оболочках появляются полости, узелки, атрофия, нейрофибромы, участки демиелинизации, а также врожденные сосудистые аномалии. В клинике присутствует судорожный синдром, задержка нервно-психического развития и умственная отсталость. Степень умственной отсталости пропорциональна частоте приступов эпилепсии.
Анализы и диагностика умственной отсталости
Психологическое и педагогическое обследование. Для обследования используется стандартизованный тест на умственную отсталость. Это не один тест, а серия постепенно усложняющихся заданий, которые нужно выполнить на время. Обследование занимает 1-2,5 часа. По результатам судят об умственных способностях обследуемого. У детей с 3 лет используют шкалу Стэнфорд-Бине, а 5-15 лет применяют шкалу Векслера. После обследования психолог дает рекомендации и указывает как нужно развивать ребенка чтобы скорректировать пробелы. При необходимости результаты по тесту Векслера уточняют дополнительными исследованиями. Не стоит самостоятельно проходить тест на дебильность онлайн и интерпретировать его. Если этот вопрос вас интересует нужно обратиться к специалисту, занимающемуся этим вопросом.
Чтобы не ошибиться и не присвоить ребенку клеймо олигофрена на всю жизнь для установления правильного диагноза важно наблюдение в динамике и проведение нескольких психологических обследований. Важна дифференциальная диагностика умственной отсталости от сходных состояний. Так, неуспеваемость ребенка ставит под сомнение уровень его интеллекта. И грубой ошибкой является отождествление неуспеваемости и умственной отсталости. Неуспеваемость детей связана с:
Олигофрению нужно дифференцировать с задержкой психического развития. Дети с таким диагнозом имеют живую психику, интерес к окружающему, более высоким уровнем логических процессов и большей фантазией, проявляют инициативность в игре, быстро перестраиваются при выполнении заданий.
Лечение умственной отсталости
Умственная отсталость у детей требует особого подхода к обучению. Согласно Конституции и закону об образовании на обучение имеют право все, несмотря на диагноз. Для умственно отсталых созданы специальные школы и детские дома, а также специальная система обучения. Ребенок перед зачислением в дошкольное учреждение или школу осматривается психолого-медико-педагогической комиссией. По результатам обследования на ребенка заполняется карта обследования дефектологом, в которой указывается понимание им речи, умение вступать в контакт, моторные и сенсорные навыки, мышление и дается заключение о возможности/необходимости образования в спецшколе. Легкая форма отсталости поддается коррекции, такие дети обучаемы и посещают специализированную школу. Задача обучения — научить их чтению, счету, письму, а также привить трудовые навыки.
Если у ребенка умеренная УО, то он не всегда может обучаться, но имеет потенциал развития. Ребенок при систематических занятиях может овладеть простой речью и элементарным трудом. Если у детей тяжелая УО, они не посещают школу, поскольку их возможности обучения минимальные. Однако им необходима помощь для того, чтобы овладеть элементарной речью и способностью к труду. При глубокой УО ребёнок нуждается в специализированном уходе. Дефектолог должен постоянно работать с ним и адаптировать к окружающей действительности.
Основную роль в компенсации интеллектуальной отсталости играет:
В учебный план обязательно включается коррекционная программа, которая проводится индивидуально или в небольших группах. Коррекционные занятия проводят нейропсихолог, логопед и невролог. Они направлены на дефекты больных, которые можно скорректировать или хотя бы скомпенсировать Основные ее направления коррекционных занятий:
В процессе обучения используются коррекционные упражнения имеют разную направленность:
Как правило, больные дети инертны, пассивны и не желают активно действовать, поэтому необходимы приемы, которые заинтересовывают их. В работе с такими детьми применяется игра, как метод обучения. Коррекционные игры разнообразны, соответствуют возрасту и уровню развития ребенка. Любая игра должна быть продумана и подготовлена. Специалисты имеют каталоги игр для разных уроков (письма и речи, для математики, уроков окружающего мира).
У лиц с умственной отсталостью плохо развита ручная умелость. Даже у школьников обнаруживается крайняя неумелость, поскольку пальцы их вялые и не удерживают мелкие предметы. Особенности ручной умелости у больных детей заключаются в том, что у них плохо развита кинестическая чувствительность, которая дает ощущения о предмете (его вес, размер, форма). Из-за этого страдают движения при сложных заданиях, где нужно рассчитывать мышечные усилия и управлять ими. Из-за недоразвития моторики (прежде всего точных движений пальцами) умственно отсталые дети до школы не умеют рисовать. Поэтому в работе с ними уделяется большое значение развитию мелкой моторики.
Как основа для обучения используется адаптированная программа Баряевой Л.Б., которая разработана для учащихся всех классов и детей не только с умеренной интеллектуальной отсталостью, но и тяжелой. Программа для детей с глубокой умственной отсталостью имеет другую направленность — прежде всего для них важно развитие речи. Детей учат понимать речь и выполнять указания. Для этих детей, в зависимости от класса, программа включает следующие учебные предметы:
На каждый предмет составляется конспект урока, примерный вариант которого можно найти в интернете. Автором разработано и выпущено много пособий для коррекционно-педагогической работы. Эффективным способом, который удовлетворяет потребность ребенка, не умеющего говорить, в общении являются пиктограммы. Это символические изображения, которые замещают слова. Пиктограммы на голубом фоне изображают предметы, а на красном фоне — действия, которые наиболее часто встречаются в окружении ребенка. Учитель показывает ребенку пиктограммы, а он сопоставляет их с реальным предметом или действием. С помощью пиктограмм можно конструировать фразы: учитель произносит фразу, а ребенок должен выбрать пиктограммы так, чтобы получилась произнесенная фраза. Существует несколько серий комплектов пиктограмм по темам: ребенок и мир животных, ребенок в школе, ребенок и игры, и прочее.
Пиктограммы дают возможность общаться дома, в школе или детском саду. У детей с нарушением интеллекта наблюдаются различные формы нарушения речи: дислалия, дисфония, заикание, дислексия, дизартрия, ринолалия, дисграфия. Отмечается системное недоразвитие речи при умственной отсталости, то есть речь страдает как функциональная система. Расстройства речи характеризуются стойкостью, трудно устраняются и сохраняются до старшего возраста. Системное недоразвитие речи бывает разной степени, что отражается в логопедическом заключении.
При легкой степени:
При тяжелой степени:
Логопедическое обследование школьников — необходимая и важная составляющая работы логопеда. Для этого применяются различные методики, которые позволяет получить представление о нарушениях речи и разработать программу коррекционной работы. Логопедическая программа направлена на коррекцию не только речевых нарушений, но и письма и чтения.
Медикаментозное лечение умственной отсталости
Медикаментозное лечение при данном заболевании недостаточно эффективно, тем не менее часто имеется необходимость назначения симптоматического лечения, которое включает:
Ноотропы активируют интеллектуальные функции и повышают способность к обучению. Длительность их назначения зависит от диагноза. Часто применяется форма прием «трапеция»: вначале лечения доза увеличивается, потом остается на одном уровне, а к окончанию курса снижается. Препараты ноотропного действия принимают утром и днем. Между курсами делают перерывы. Среди большого количества препаратов в педиатрии чаще всего применяется гопантеновая кислота (Пантогам) и пиритинол (Энербол, Энцефабол, Пиридитол). Энцефабол выпускается в таблетках и суспензии, которая удобна для приема у новорожденных и маленьких детей. Энцефабол нормализует психическую и двигательную активность, повышая метаболизм в нейронах ЦНС.
Препарат улучшает внимание, познавательные функции, память, эмоциональную сферу и умственную работоспособность.
Специфическое лечение умственной отсталости у детей проводится при врожденном токсоплазмозе, фенилкетонурии и кретинизме. Оно дает хорошие результаты, если начато рано. При фенилкетонурии для предотвращения психических расстройств с первого месяца жизни и до 12 лет применяют диеты с ограничением/исключением фенилаланина, а дефицит белков восполняют смесями аминокислот, не содержащих фенилаланина. Лечение токсоплазмоза должно быть начато в родильном доме при подтверждении у матери токсоплазмоза и клинических проявлений у новорожденного. Назначаются пириметамин с сульфадоксином и фолиевая кислота. Препаратами второй линии являются Спирамицин, Клиндамицин, Ко-тримоксазол. Лечение кретинизма заключается в приеме L-тироксина (гормона щитовидной железы, уровень которого при данном заболевании снижен). Если лечение начато в первый месяц, то ребенок развивается нормально. Если лечение назначено позже, то имеется риск умственной отсталости.