Что означает слово однкнр
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Основы духовно-нравственной культуры народов России (ранее — Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России [1] — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 1 сентября 2012 года. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.
Содержание
Общая информация
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Цель и задачи курса
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Структура курса
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Учебники
В 2010 году учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса, указанными выше.
Об экспертных заключениях о допустимости использования в школах выпущенных в 2010 году учебных пособий, а также о соответствии этих пособий заявленному культурологическому подходу к изучению основ религиозных культур и светской этики — см. ниже в разделе «Профессиональные рецензии».
Статистика
Доля (общее число) школьников 4-го класса, выбравших к 1 апреля 2010 года курсы «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» [4] :
По данным на февраль 2012 года в результате апробации курса ОРКСЭ в 21 субъекте РФ с 480 тыс. учащимися из 9980 школ было выявлено, что наибольшей популярностью пользуется модуль «Основы светской этики» — 42% школьников, далее идут православие — 30%, основы мировых религиозных культур — 18%, ислам — 9%. Меньше всего оказалось «буддистов» и «иудеев» — по 1%. [5]
Округ | Область | Основы православной культуры | Основы исламской культуры | Основы буддийской культуры | Основы иудейской культуры | Основы мировых религиозных культур | Основы светской этики |
Центральный федеральный округ | Тамбовская область | 55% (4616) | 0,2% (19) | 7% (62) | 37% (3137) | ||
Тверская область | 62,3% (более 6680) | 0,2% (более 20) | 5,9% (более 620) | 31,6% (более 3340) | |||
Костромская область | 75% (более 4080) | 0,2% (примерно 11) | 0,2% (примерно 11) | 8% (436) | 16,8% (915) | ||
Северо-Западный федеральный округ | Вологодская область | 57% (5915) | 0,07% (8) | 0 | 0 | 17% (1756) | 25,4% (2619) |
Калининградская область | 34% (2494) | 8,6% (631) | 57% (более 4180) | ||||
Сибирский федеральный округ | Красноярский край | 19,1% (4804) | 58,2% (14646 человек) | ||||
Новосибирская область | 18,5% (5143) | 67% (18207 человек) | |||||
Томская область | 18,57% [6] | ||||||
Дальневосточный федеральный округ | Еврейская автономная область | 61,26% (1050) | 12,31% (211) | ||||
Камчатский край | 39% (893) | 47% (1070 человек) | |||||
Уральский федеральный округ | Курганская область | 20% (1764) | 60% (5156 человек) | ||||
Свердловская область | 20,6% (7255) [7] | ||||||
Приволжский федеральный округ | Пензенская область | 0% | 62% (6273) | ||||
Удмуртская Республика | 16% (более 2230) | 60% (7248 человек) | |||||
Чувашская Республика | 34,8% (более 3920) | 30,5% (3440 человек) | |||||
Южный федеральный округ | Чечня | 0,36% (73) | |||||
Карачаево-Черкессия | 20% (841) | 22,9% (950 человек) | |||||
Республика Калмыкия | 30% (898) | ||||||
Ставропольский край | более 60% |
Основы православной культуры | Основы исламской культуры | Основы буддийской культуры | Основы иудейской культуры | Основы мировых религиозных культур | Основы светской этики |
80 тыс. (25%) | 40 тыс. | 14 тыс. | 12 тыс. | 58 тыс. | 123 тыс. |
МБОУ гимназия №3
Пролетарск Ростовская область
Минобрнауки России разъяснило особенности обучения в школах основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), а также основам духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)
Обязательное изучение комплексного учебного курса ОРКСЭ установлено начиная с 1 сентября 2012 года (Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 N 84-р).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, размещенная на сайте fgosreestr.ru, содержит три примерных учебных плана, в каждом из которых представлен для обязательного изучения учебный предмет ОРКСЭ (4 класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год).
Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
— занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
— включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
— включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.
Приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 N 69 и от 01.02.2012 N 74 утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
О предмете «ОДНКНР». «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
В 2020-2021 учебном году предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) является обязательной для изучения на уровне основного общего образования в соответствии с п. 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Предметная область ОДНКНР в основной школе является преемственной по отношению к комплексному учебному курсу ОРКСЭ в начальной школе.
Преподавание ОДНКНР так же, как и ОРКСЭ, носит культурологический характер, который предусматривает освоение обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование у них представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, но не предполагает обучение религии. Курс регламентируется статьей 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с этой статьей семья школьника выступает в качестве заказчика и участника образования по изучению духовно-нравственной культуры народов России. Данная статья устанавливает право выбора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) духовно-нравственной воспитательной направленности исключительно родителями (законными представителями) детей, обучающихся в общеобразовательной организации, что в полной мере относится к выбору курсов в рамках предметной области ОДНКНР, особенно, если курсы предполагают изучение религиозных культур. Регламент выбора курса по ОДНКНР, связанного с изучением религиозной культуры, аналогичен регламенту выбору модуля курса ОРКСЭ. Требуется письменное заявление родителей, выбор подтверждается протоколом родительского собрания.
Обеспечение своевременного информирования родителей о преподаваемых в образовательной организации курсах в рамках предметной области ОДНКНР — первоочередное условие эффективного взаимодействия школы с родителями и успешности реализации целей и задач духовно-нравственного образования. Дефицит информации создаёт риски распространения в родительской среде необоснованных опасений. При этом объективная новизна курсов для школы и общества требует не только информирования, но и просвещения, нацеленного на преодоление стереотипов, разъяснение сути предлагаемых нововведений и их значения для воспитания обучающихся. С этой целью образовательная организация может организовать взаимодействие с местной религиозной организацией.
Какие же аспекты обсуждения и изучения предполагает предметная область ОДНКНР?
Знакомство с нравственными ценностями религиозной культуры опирается на конкретные факты. Такими фактами могут быть сюжеты из Священного Писания, истории из источников христианской письменной культуры или современные жизненные истории. Суждения, выраженные в высказываниях авторитетных людей, пословицы и поговорки также могут быть отнесены к фактическому материалу. Многолетний опыт преподавания предметов духовно-нравственного цикла привел к выводу о том, что предлагаемые для изучения факты не должны содержать описаний каких-либо сверхъестественных явлений или чудес, требующих от слушателя веры. Опора на общепризнанную мудрость библейского текста, является ключевым отличием культурологического подхода к изучению религиозной традиции в общеобразовательной школе. Из библейского текста целесообразно выбирать фрагменты, объясняющие все нравственные ценности, но не содержащие при этом сверхъестественных событий, чудес. При использовании фрагмента текста Библии нужно подавать материал, приводя археологические или исторические данные, подтверждающие древность текста. Рассмотрение исторического контекста сюжета в хронологии других древних цивилизаций позволит расширить представление об изучаемом факте.
Наряду с выбором фактов для раскрытия сущности нравственных ценностей в конструировании урока по православной культуре важна постановка проблемы. Связанная с актуальным нравственным развитием учащихся и нацеленная на зону их ближайшего развития, такая проблема помогает определять логику урока. Сюжет, изучаемый на уроке, призван стать материалом для решения учащимися нравственной, исследовательской или логической проблемы.
Традиционно, в силу количественного национального превосходства, в большинстве образовательных организаций края одобрением пользуется изучение христианской культуры.
Предложенная в пособиях по ОДНКНР логика конструирования уроков основана на тезисе о том, что христианская нравственная ценность не тождественна пониманию той же ценности в секулярном мировоззрении. Проведенный анализ содержания общего образования показал, что материалистическая теория зарождения мира представлена как единственно возможная и научная. Современный научный дискурс оперирует разнообразными данными насчет возраста Земли и времени существования человека, являясь в большей степени научной гипотезой, обновляемой с появлением новых научных инструментов и концепций. Полагаем, что в рамках предмета ОДНКНР имеет смысл сопоставить существование научной, философской и религиозной картин мира, охарактеризовав специфику каждой из них в зависимости от объекта, на исследовании которого специализируется каждая из приведенных областей знаний. Научные, философские и религиозные картины мира в разной степени были подвержены изменениям. Самые существенные изменения претерпевали научные картины мира, вплоть до так называемых «революций». Философские картины мира выстраивались в философских школах или отдельными великими авторами и продолжали существовать параллельно, обретая своих последователей. Религиозные картины мира, основанные на богооткровенных положениях или на постулатах основателей, остаются наиболее неизменными на протяжении истории человечества. Представление о существовании различных картин мира и их изменениях в исторической ретроспективе по нашему мнению позволит учащимся сопоставить данные теоретические построения. Знакомство с разнообразием представлений о мире и человеке в мире на материале православной культуры призвано способствовать построению подростком собственной целостной картины мира.
Александр Геннадиевич Мудриченко, главный специалист отдела организационно-методического обеспечения качества оказываемых услуг МКУ КНМЦ
Думаю, что смыслом религиозного просвещения может послужить недоумение, вызванное неприятием такового просвещения. Я уверен, что быть образованным и культурным человеком и ничего не смыслить в основах православия невозможно. Так же, впрочем, как и не знать математику, литературу, географию и иностранный язык в пределах программы седьмого или восьмого классов. Современная жизнь настолько пропитана разного рода религиозностью, что не ориентироваться в ней соизмеримо с неумением отыскать на глобусе Италию или Канаду.
Что такое ОДНКНР?
Минобрнауки России разъяснило особенности обучения в школах основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), а также основам духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)
Обязательное изучение комплексного учебного курса ОРКСЭ установлено начиная с 1 сентября 2012 года (Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 N 84-р).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, размещенная на сайте fgosreestr.ru, содержит три примерных учебных плана, в каждом из которых представлен для обязательного изучения учебный предмет ОРКСЭ (4 класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год).
Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
— занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
— включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
— включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.
Приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 N 69 и от 01.02.2012 N 74 утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Основные задачи и цели предмета ОДНКНР
Вы будете перенаправлены на Автор24
Целевое назначение дисциплины ОДНКНР
ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России) – это учебная дисциплина, входящая в обязательную общеобразовательную программу с 01.09.2015 года и ориентированная на привитие молодежи ценностей общероссийской культуры, формирование представлений об этапах ее исторического развития, формирование основ духовно-нравственного взаимодействия в социальном пространстве, опирающегося на норм и ценности культуры различных народов, населяющих страну.
Данное направление имеет важное воспитательное значение. Включение этой дисциплины в образовательную программу направлено на развитие у подростков основ общей культуры, уважительного отношения к культурам и обычаям различных народов, нравственным ориентирам и ценностям отдельной нации, народности, личности. Кроме того, изучение дисциплины воспитывает моральные основы поведения личности, утверждает ценность отдельного индивида в многонациональном государстве, формирует представление о том общем, что объединяет все народы страны: история становления государства, этапы исторического развития, гражданские ценности, нормы и традиции, история формирования общечеловеческих ценностей и культурного наследия.
Внедрение дисциплины ОДНКНР в образовательную программу школы направлено на достижение следующих целей:
Данная дисциплина предполагает введение дополнительных программ, содержание которых отвечает национальным и культурным особенностям отдельного региона, области, города или поселения. Разработка данных разделов в рамках учебной дисциплины ОДНКНР, нацелено на достижение следующих результатов:
Готовые работы на аналогичную тему
Основные задачи образовательной программы дисциплины ОДНКНР
Целевое назначение образовательной программы дисциплины ОДНКРН достигается посредством решения ряда задач:
Внедрение новой учебной дисциплины направлено на формирование у учащихся нового представления и понимания о сущности национальной культуры страны, культур отдельных народов, ее населяющих и понимании процессов интеграции культур, сущности и необходимости данного явления.
Принцип духовности как основа образовательной программы ОДНКНР
Образовательная программа дисциплины ОДНКРН строится на основе принципа духовности. Он объединяет философские взгляды, научные теории, религию и иные теоретические аспекты при рассмотрении культуры.
Духовность – это свойство личности человека, отражающее единство духовного, человеческого, природного и социального в нем.
Духовность выступает центральным звеном научных, гуманистических и культурных знаний. Она формируется в каждом индивиде в процессе обучения и воспитания.
Содержание образовательной программы дисциплины ОДНКНР включает в себя аспекты доброты, любви, совести, долга, чести. В ней рассматриваются подвиги народов России в разные исторические эпохи. Это реализуется через сказки, изучение народного фольклора, литературного творчества, изобразительного искусства.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 16 09 2021