Что означает слово очеса в молитве
Значение слова «очеса»
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фейерверкер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «очеса»
Предложения со словом «очёс»
Цитаты из русской классики со словом «очеса»
Сочетаемость слова «очёс»
Понятия, связанные со словом «очеса»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «очёс»
Не ходите вслед похоти очёс своих и не раслабляйтеся сердцем своим.
Земля на ристалище посыпалась толстым слоем песка или покрывалась перемешанными с соломой очёсами, образуя смягчающую поверхность в случае падения всадников.
Вставленные в зазор пряди пакли, куски войлока или очёсы уплотняют деревянной или металлической конопаткой.
Синонимы к слову «очеса»
Сочетаемость слова «очёс»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
ОЧЕСА
Смотреть что такое «ОЧЕСА» в других словарях:
очеса — ОЧЕСА, очес. см. око. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
очеса́ть — очесать, очешу, очешешь … Русское словесное ударение
очеса — сущ., кол во синонимов: 1 • очи (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
очеса́ть — очешу, очешешь; прич. страд. прош. очёсанный, сан, а, о; сов., перех. (несов. очесывать). 1. Очистить чесанием. Очесать лен. Очесать хлопок. Очесать шерсть. 2. Чесанием пригладить, сделать более ровным. Очесать стог … Малый академический словарь
очеса — очес а, оч ес (устар. книжн. к очи) … Русский орфографический словарь
очеса — очи, глаза … Cловарь архаизмов русского языка
очеса — очи … Църковнославянски речник
очесать — очесать, очешу, очешем, очешешь, очешете, очешет, очешут, очеша, очесал, очесала, очесало, очесали, очеши, очешите, очесавший, очесавшая, очесавшее, очесавшие, очесавшего, очесавшей, очесавшего, очесавших, очесавшему, очесавшей, очесавшему,… … Формы слов
Очесать — сов. перех. см. очёсывать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
очесать — чешу, чешешь; очёсанный; сан, а, о; св. что. 1. Очистить чесанием. О. лён, хлопок, шерсть. 2. Чесанием пригладить, сделать более ровным. О. стог. ◁ Очёсывать, аю, аешь; нсв. Очёсываться, ается; страд. Очёсывание, я; ср. Очёска, и; ж. Разг … Энциклопедический словарь
Значение слова очеса
Очеса в словаре кроссвордиста
очеса
Очёса Очёса — река на границе Белоруссии и России, правый приток Ипути (бассейн Днепра). Длина 31 км.
очес`а, оч`ес (устар. книжн. к `очи)
Словарь русского языка Лопатина
Толковый словарь русского языка Ушакова
очеса, очес (устар. книжн. к очи)
Полный орфографический словарь русского языка
ИКОС 1 Ангелом во плоти в рождестве твоем явилася еси на земли, аще и без телесных очес узрелася еси от всех, но Господь, умудрящий слепцы и праведных любящий, просвети духовные очеса твоя, да явишися предвидящая будущая, яко настоящая и от всяких многообразных болезней страждущих исцеляющая.
«На государственные дела, – писал он, – подобает мысленные очеса устремлять беспорочным и избранным людям к расширению государства со всех сторон, а это есть дело одного Посольского приказа».
Для разума человека, писал он, «отнюдь не будет величайшим таинством уставить очеса в небеса, воздеть вверх руки, направить в храм стопы, навострить уши так, чтобы больше было слышно…» Бруно стоит за научное познание, в котором инициатива принадлежит разуму человека, «интеллекту и интеллектуальной воле», прославляет «усердие и исследовательскую мысль человека».
Сообразно с сим и на Соборе, состоявшемся в Москве 1667 года, на коем кроме Московского, присутствовали Патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, положено: «еже призрети оком благоразсмотрения на писание честных и Святых икон и на иконописатели, да оныя лепо, честно, со достойным украшением искусным разсмотром художества пишемы будут, воеже бы всякаго возраста верным, благовейная очеса си на ня возводящим к сокрушению сердца, ко слезам покаяния, к любви Божий и Святых его угодников, и подражанию житию их Богоугодному возбуждатися, и предстояще им мнети бы на небеси стояти себе пред лицы самых первообразных»15.
Сообразно с сим и на Соборе, состоявшемся в Москве 1667 года, на коем кроме Московского, присутствовали Патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, положено: «еже призрети оком благоразсмотрения на писание честных и Святых икон и на иконописатели, да оныя лепо, честно, со достойным украшением искусным разсмотром художества пишемы будут, воеже бы всякаго возраста верным, благовейная очеса си на ня возводящим к сокрушению сердца, ко слезам покаяния, к любви Божий и Святых его угодников, и подражанию житию их Богоугодному возбуждатися, и предстояще им мнети бы на небеси стояти себе пред лицы самых первообразных»[15].
Что означает в молитве слово очеса
Что означает в молитве слово очеса
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Во имя — именем, в честь, славу. Аминь — истина, правда, истинно так.
Эта молитва называется начальною, потому что мы произносим ее прежде всех молитв, в начале молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем.
Перевод: Именем Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)
Перевод: Боже, будь милостив ко мне, грешному.
Это молитва мытаря (сборщика податей в древности), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Вот как это описано в Евангелии:
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 9—14).
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Помилуй нас — будь милостив к нам, прости нас. Иисус — Спаситель. Христос — Помазанник. Он назван так потому, что в полной мере имел те дары Святого Духа, которые в Ветхом Завете через помазание получали цари, пророки и первосвященники. Молитв ради — ради молитв или по молитвам.
Перевод: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Слава — хвала. В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его. Ее можно сказать короче: Слава Богу. Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милости к нам.
Перевод: Хвала Тебе, Боже наш, хвала Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Перевод: Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
Научиться понимать молитвы — 6-ая молитва Макария Великого
Тя благословим, вышний Боже и Господи милости, творящаго присно с нами великая же и неизследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа, подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея и ослабление трудов многотрудныя плоти. Благодарим Тя, якo не погубил еси нас со беззаконьми нашими, но человеколюбствовал еси обычно, и в нечаянии лежащия ны воздвигл еси, во еже славословити державу Твою. Темже молим безмерную Твою благость, просвети наша мысли, очеса, и ум наш от тяжкаго сна лености возстави; отверзи наша уста, и исполни я Твоего хваления, яко да возможем непоколеблемо пети же и исповедатися Тебе, во всех, и от всех славимому Богу, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тя благословим — Тебя восхваляем (слово благословити означает в церковнославянском языке, вслед за греческим, не только привычное нам священническое или родительское благословение, но вообще благое слово — хвалу).
Неизследованная — непостижимое (напомним — это говорилось в примечании к молитве «Царю Небесный»,— что в церковнославянском языке в обобщенном значении существительного употребляются прилагательные среднего рода множественного числа: великая и неизследованная, славная и ужасная, ихже несть числа — великое и непостижимое, славное и ужасное без числа).
Обычно — как всегда, как Ты постоянно делаешь.
В не чаянии лежащия ны — нас, спящих (во сне не осознававших окружающей действительности).
Во еже — чтобы (обратите внимание: вот для чего, зачем пробудил нас Господь от сна!).
Держава — сила, власть, подвластная область (то есть — и весь мир Божий).
Исполни я — наполни их.
Обратите внимание на сходство этой молитвы с утренней молитвой ко Пресвятой Троице. Можно сравнить эти две молитвы. Заметьте, что молитва ко Пресвятой Троице построена в единственном числе (обращена к Богу от «я»), а молитва святителя Василия Великого — во множественном (от «мы»). В молитвенном правиле мудро чередуются молитвы с «я, меня» — таковы, например, все молитвы преподобного Макария Великого, — и молитвы во множественном числе («мы, нас»), пример чего подает прежде всего молитва Господня. Это приучает христианина постоянно молиться за ближних. Церковь и весь мир Божий и в то же время никогда не молиться отвлеченно, «вообще» — не забывать об отчаянном состоянии собственной души.
Что означает в молитве слово очеса
Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.
Перевод: Господи Вседержитель, Боже сил бесплотных и всякой плоти, на высотах небесных живущий и озирающий долы земные, наблюдающий сердца и помыслы и ясно ведающий тайны человеческие, Безначальный и Вечный Свет, Который не имеет изменений в силе и не оставляет затененного места на Своем пути. Ты Сам, Бессмертный Царь, приими моления наши, которые мы в настоящее время, надеясь на обилие сострадания Твоего, приносим Тебе из нечистых уст; и прости нам прегрешения наши, совершенные нами делом, словом и мыслью, сознательно или несознательно, и очисти нас от всякой нечистоты плоти и духа. И дай нам с бодрствующим сердцем и трезвенною мыслью прожить всю ночь здешней земной жизни, в ожидании наступления светлого и славного дня второго пришествия Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда общий Судия придет со славою воздать каждому по делам его. Да найдет Он нас не лежащими и сонными, но бодрствующими и поднявшимися среди исполнения заповедей Его, и готовыми войти с Ним в радость и Божественный чертог славы Его, где непрестанные голоса торжествующих и невыразимая радость видящих несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты истинный Свет, просвещающий и освящающий весь мир, и Тебя воспевает все творение в веки вечные. Аминь.
Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.
Каждому христианину Бог при крещении дает Ангела хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла. Поэтому мы и должны каждый день просить Ангела, чтобы он сохранил и помиловал нас.
Перевод: Святой Ангел, поставленный хранить мою бедную душу и несчастную жизнь, не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за невоздержание мое; не дай возможности злому демону подчинить меня себе преобладанием этого смертного тела; возьми крепко несчастную и опустившуюся руку мою и выведи меня на путь спасения. О, святой Ангел Божий, хранитель и покровитель бедной моей души и тела, прости мне все, чем я оскорбил тебя во все дни моей жизни, и если я чем согрешил в прошедшую ночь, защити меня в настоящий день; и сохрани меня от всякого искушения вражеского, чтобы мне не прогневать Бога никаким грехом, и молись за меня Господу, чтобы Он утвердил меня в Своем страхе и сделал меня рабом, достойным Своей милости. Аминь.
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего. И погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
Перевод: Пресвятая Владычица моя Богородица, Своими святыми и всесильными молитвами отгони от меня, смиренного и несчастного раба Твоего, уныние, забвение, неразумение, нерадение, удали все скверные, лукавые и хульные помыслы из окаянного моего сердца и помраченного ума моего и погаси пламя моих страстей, ибо я убог и несчастен; избавь меня от многих пагубных воспоминаний и помыслов и освободи меня от всяких злодеяний, ибо Тебя благословляют все роды и Пречистое имя Твое славится в веки вечные. Аминь.
Аз — я; прибегаю — обращаюсь с молитвой. Кроме молитвы Ангелу хранителю мы должны молиться и тому святому, именем которого мы названы, потому что он также молится всегда о нас Богу. Каждому христианину при святом крещении, дается святой в помощники и покровители святой Церковью. Он заботится о нас и сохраняет нас от всех бед и несчастий, которые встречаются нам на земле.
Перевод: Моли Бога о мне, святой (или святая) (имя), потому что я усердно к тебе прибегаю, к моему помощнику и молитвеннику о душе моей.
Иоакимо — Анновский храм Можайска
Официальный приходской сайт
Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах
В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.
В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.
«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:») — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
В н и м а н и е! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.(Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
«Аллилуиа» (Трижды) — Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
«Трисвятое по Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Сокращение «Приидите, поклонимся… » следует читать:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.(Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).
Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
ТОЛКОВАНИЕ НА МОЛИТВУ «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ»
Многие знают молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!» и ее короткую форму «Господи, помилуй!». Но не все получают милость, произнося ее. А почему? Да потому что на самом деле не понимают, что именно они просят у Бога. Если кто повторяет ее просто по привычке, то едва ли милость Божия коснется его.
В чем же суть Божьей милости? Господь сотворил человека свободным и разумным, дав ему свободу выбора. Бог не хочет властвовать над человеком, совершать что-либо против его воли. А господствует и защищает Он только тех, кто сам этого желает. Адам нарушил заповедь и вкусил запретный плод древа познания добра и зла. Он сделал свой выбор и остался без Бога, который предоставил ему возможность жить и поступать по своей воле, не желая нарушать его свободу. Под свободой надо понимать, что человек сам решает, хочет ли он быть с Богом, быть соединенным в любви со своим Творцом или нет. Таким образом, Господь, будучи Господом и Создателем всех живых существ, видимых и невидимых, после грехопадения перестал быть Господом для людей, которые от Него отделились. Человек выбрал зло и во зле и остался. Дьявол прельстил его в Эдеме и продолжает прельщать его на протяжении всей жизни.
И если в таком падшем состоянии человек хочет освободиться от рабства греха и соединится с Господом в любви неслитно и нераздельно, оставив прежний образ жизни, то он взывает «Господи, помилуй!». И Бог дарует ему милость, так как будучи многомилостивым, Он сжалился над людьми и дал им путь ко спасению. Путь этот – Иисус Христос, Который вочеловечился и пострадал на кресте, пролив Свою святую кровь за грехи человечества, за освобождение людей от греха, чтобы дьявол не имел больше над ними власти.
Бог дал человеку все необходимое, чтобы снова быть нераздельно с Ним:
Евангелие – в нем написано, как угождать и служить Богу.
Крещение – через него человек возрождается и омывается от грехов.
Святое Причастие – дает небесное питание и благодать.
Господь никого не принуждает идти этим спасительный путем, а дает возможность сделать свой выбор – либо быть с Богом, либо оставаться под игом греха. Поэтому одни спасаются, выбирая путь спасения, а другие погибают.
Если после крещения, после принятия воли Божьей, христианин, под влиянием мира и плоти, вновь начинает грешить и тем самым отдаляться от Господа, ему вновь и вновь нужна помощь Божья в освобождении от рабства греху. Вновь нужна милость и благодать Божья, которая вернет ему свободу. Если христианин понял, что отдалился от Бога и молит Его «Господи, помилуй!», он получит, что просит, и дальше сможет жить угодно Богу, соблюдая Его заповеди. Поступая так, человек дойдет до спасения. Те же, кто молится Иисусовой молитвой без должного понимания, без желания освободиться от греха и снова прилепиться к Богу, – не получат милости.
Святитель Симеон Солунский приводит следующие примеры для понимания сути Иисусовой молитвы. Представим себе бедного и нищего человека, который пришел к богатому и просит у него милостыню, взывая: «Помилуй меня! Пожалей меня и помоги устроить свою жизнь». Теперь представим должника, который не имеет средств, чтобы выплатить долг. Он идет к тому, у кого одалживал, и пытается упросить простить долг, взывая: «Помилуй меня! Сжалься над моей бедностью и прости мне долг». Представим себе и третьего человека, который провинился перед другим и желает получить его прощение. Он идет к тому, против кого согрешил, и просит: «Помилуй меня! Прости за то, в чем я виновен пред тобой». Все эти три человека знают, о чем они просят и для чего просят. И они получат то, что просят.
А теперь представим себе грешника, который и беден духовно, и должен перед Богом, и оскорблял Его многократно. И просит он как будто у Бога: «Помилуй меня!». При этом сам и не знает, что просит и для чего, не понимает, в чем состоит эта милость, которую просит, а просто по привычке повторяет: «Господи, помилуй!». Получит ли такой человек милость Бога? Скорее всего, нет. Он ведь даже не сможет понять, получил ли он то, что просил.
Раскрывая суть Иисусовой молитвы, святой отец говорит, что молясь, мы должны непрестанно просить у Бога следующего: «Помилуй меня! Прояви Свою милость ко мне грешному и опять прими меня в Свою благодать; дай мне дух силы, чтобы противостоять искушениям и грешным моим привычкам; дай мне мудрости, чтоб исправиться; дай мне дух страха, чтоб я боялся грешить и исполнял заповеди Твои; дай мне дух любви, чтобы я любил Тебя и более не отдалялся от Тебя; дай мне дух мира, чтобы я умиротворился и мысли мои упорядочились; дай мне дух чистоты, который сохранит меня чистым от всякого осквернения; дай мне дух кротости, чтобы быть спокойным и нераздражительным в общении с людьми и не гневаться; дай мне дух смирения, чтобы я не был высокомерным и гордым».
Если кто молится именно так, осознавая, что нуждается в просимом, то наверняка получит милость от Бога. А если какой христианин молится Иисусовой молитвой лишь по привычке, не вдумываясь в ее смысл и без цели, то такой и не получит милости. Ведь каждый из нас и так уже получил много милостей от Бога, за которые стоит благодарить. Бог наделил человека высшим достоинством – создал его по Своему образу и даровал власть господствовать над тварным миром (Быт. 1:26-29). Созданный по образу Божию, человек может беседовать с Богом. Кроме того, мы получили милость Божию, когда крестились и воссоединились с Богом, став православными христианами. Получаем милость мы всякий раз, когда причащаемся пречистых тайн, получая прощение грехов.
Поэтому если мы будем взывать «Господи, помилуй!», помня, что уже получили от Бога, и понимая, что за милость мы просим у Него, то получим благодать и спасемся.
Истолкование молитвы – Господи помилуй!
Блаженнейший Симеон Архиепископ Солунский
Непонятные слова молитвы. Часть 1
Дайте, пожалуйста, ответ мне или просто переведите места в молитвах утреннего правила. Нигде не могу найти. 1. У Него же несть пременения, или преложения осенение; 2. аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче. 3. не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя.
Николай, все эти выражения невозможно понять в отрыве от текста всей молитвы, в отрыве от предшествующих слов. Автор молитвы говорит нам, что Бог есть безначальный и вечный Свет, который не имеет изменений в силе и не оставляет затемненного места на Своем пути. Эти слова показывают отличие света материального от Света божественного
Пременение и преложение осенение – это переводы греческих слов на славянский язык. Так, первое слово означает, что материальный свет имеет периодические изменения. Мы знаем, что свет бывает утренний, дневной, вечерний, т.е. разной силы, а божественный Свет всегда один и тот же, не имеющий разницы в силе. Он даже называется в иных молитвах Светом невечерним, Светом тихим.
Второе словосочетание говорит о том, что видимый свет, освещая предметы, всегда дает тень, преломляется при освещении, а Свет божественный не дает тени, но одинаково всех освещает и просвещает.
Приведенные вами слова …аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче… и …не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя… относятся к одной молитве, так что объяснять их должно в соответствии со всем ее текстом.
В этой молитве из утреннего правила, обращенной ко Господу, говорится о том, что Христос спасает нас по Своей благодати, а не по нашими делами или, как сказано, от дел. Таких дел у нас просто нет, и не может быть, ведь все то хорошее, что делаем, имеем от Бога. Таким образом, своих хороших дел Господь у человека не может обрести, или, иными словами, найти.
Если же допустить то, что Господь спасает нас по нашим делам, которые Он же и дал нам, а не даром и не по благодати, то станем еще большими должниками ему, и будет долг наш паче, т.е. еще больше. Потому что хотим расплатиться с Богом тем, что принадлежит Ему, и получить взамен еще большее.
Просим же Его в молитве вменить нам в праведность лишь веру, а не дела. Веру в то, что Христос наш Бог и Создатель.
IV Слово в молитве
42. Слово и в наших устах является уже творческим, образуя членораздельные звуки; со словом выходит живой дух человека, не отделяющийся от мысли и слова. Видите, слово по природе своей даже в нас творительно. От чего же мы маловерны бываем и недоверчивы к творческой силе слова, например, в молитве, что она — это словесное служение — низведет к нам непременно милость Владыки? — Так слово беспрестанно творит плоть: членораздельные звуки, и письмена, или книги наши, не плоть ли, в которую облеклось слово? А мы так к этому прислушались и присмотрелись, что нам кажется это совершенно не заслуживающим особенного внимания. Не только природа Божества, но, по дару Его, и природа сотворенных тварей одушевленных — творительна под Божиим руководством: раститеся и множитеся (Быт. 1, 28). Души живых тварей растят себе тела при Божием руководстве (паук, пчела, червь). Так, человеки данною им от Бога силою доселе растут и множатся на земле; так, люди и животные творят себе все необходимое для жизни, особенно человек — это изобретательнейшее существо, которое изумляет своим бесконечным творчеством во всех родах искусства. Так как Слово — Творец вездесущ, то везде, хотя не в бесконечность, и творения Его раскинуты, и везде Он созидает и, если нужно, претворяет.
43. Слово Бога все равно, что Сам Бог. Потому несомненно веруй всякому слову Господа; слово Бога — дело; и твое слово должно быть делом; потому, давши слово, непременно его исполни; потому и на молитве слова наши должны быть делом и истиною, а не ложью, не притворством, не лестью. Так и во всей жизни.
44. На молитве всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут, несомненно могут быть делом. Не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк. 1, 37). А прилепляйся Господеви, един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17). Значит, и твое слово не изнеможет. Вся возможна верующему (Мр. 9, 23). Береги слово: драгоценно слово. За всякое слово праздное люди ответят в день судный (Мф. 12, 36).
45. Молясь, крепко внимай словам молитвы, чувствуй их сердцем. Не отвлекай от них ума ни в какие помышления. Молясь по время Богослужения, совершения таинств и молитвословий при разных случаях, твердо положись на самые слова церковных молитв, веруя, что ни одно слово не положено напрасно, каждое имеет силу свою, что в каждом слове Сам Господь триипостасный, везде сый и вся исполняяй; думай: я ничто, все делает Господь. Еще думай: я говорю — Бог-Слово во мне говорит. Мне не о чем пещись. Всю печаль вашу, сказано, возверзите на Него, яко Той печется о вас (1 Петр. 5. 7).
46. Как в Боге Отец, Сын и Святой Дух нераздельны, так и о молитве и в жизни нашей мысль, слово и дело должны быть также нераздельны. Просишь ли чего у Бога, веруй, что будет, сделается по твоему прошению, как Богу будет угодно; читаешь слово Божие — веруй, что все, что в нем говорится, было, есть и будет, и сделалось, делается и сделается. Так и говори, так читай, так молись. Великая вещь слово! Великая вещь душа мыслящая, говорящая и действующая, образ и подобие Троицы всемогущей! Человек! Познай себя. кто ты, и веди себя сообразно со своим достоинством.
47. Когда усомнишься в совершимости или исполнении слова молитвенного, помяни, что природа слова — совершимость, действенность, и что Дух Святый, научающий нас молиться о чесом либо, якоже подобает (ср. Римл. 8. 26) есть и называется Сам Совершитель. Он то и совершает нашу молитву (совершаемая Духом). Помяни, что слово есть сила, не изнеможет, сказано, у Бога всяк глагол (Лук. 1, 37). Глагол Господень не возвращается к нему тощ (Исаии. 55, 11), но подобно дождю или свету, поит землю сердец наших и дает семя исполнения сеющему. И о людях говорят: у него необыкновенная сила слова. Видишь, слово есть сила, дух, жизнь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
48. Бог есть Дух, простое Существо. А дух чем проявляет себя? Мыслию, словом и делом. Поэтому Бог, как простое Существо, не состоит из ряда или множества мыслей, или из множества слов, или творений, но Он весь в одной простой мысли — Бог-Троица, или в одном простом слове — Троица, или в трех Лицах, соединенных воедино. Но Он же весь и во всем сущем, все проходит, все наполняет Собою. Например, вы читаете молитву, и Он весь в каждом слове, как Святой Огонь, проникает каждое слово — каждый сам это может испытать, если будет молиться искренне, усердно, с верою и любовию. Но, особенно, Он весь в принадлежащих Ему именах: Отец, Сын и Святой Дух или — Троица, или Господь, Господи Боже; Господь Саваоф; Господи Иисусе Христе, сыне Божий; Душе Святый: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… и прочих именах Своих. Ангелы и святые так же в своих именах близки к нам, как близки имена их и вера наша в них — к сердцу нашему; ибо они не иное что, как дыхания Божии и суть един дух с Господом.
49. Каждое слово Св. Писания, каждое слово Божественной Литургии, утрени и вечерни, каждое слово священнотаинственных молитв и молитвословий имеет в себе соответствующую ему и в нем заключающуюся силу, подобно знамению честного и животворящего креста. Такая благодать присуща каждому церковному слову, ради обитающего в Церкви ипостасного, вочеловечившегося Божия Слова, которое есть Глава Церкви. Да и всякое истинное доброе слово имеет соответствующую ему силу, ради всенаполняющего простого Божия Слова. С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какою верою! Ибо Слово есть Сам Зиждитель — Бог и Словом от небытия в бытие все приведено.
50. Словесное существо! Помни, что ты имеешь начало от слова Всетворца и в соединении (через веру) с зиждительным Словом, посредством веры, сам можешь быть зиждителем вещественным и духовным. Веруй, что при вере твоей в зиждительное Слово Отчее и твое слово не возвратится к тебе никогда напрасным, бессильным (когда, напр., ты молишься Благодетелю — Богу по руководству Церкви святой или по наставлению Господа), но принесет тебе благопотребный дар; верь, что при вере в зиждительное Слово, ты не будешь без успеха поучать народ во храме при Богослужении, при совершении таинств в домах; не будет безуспешно твое слово в училище, но созиждет умы и сердца внимающих тебе.
51. Веруй твердо в осуществимость всякого слова, особенно произнесенного во время молитвы, памятуя, что виновник слова есть Бог-Слово, что Сам Бог наш, в Троице покланяемый, выражается тремя словами или именами: Отец, Слово и Святой Дух; что всякому слову соответствует бытие, или всякое слово может быть бытием и делом. Благоговейно обращайся со словом и дорожи им. Помни, что как ипостасное Слово Божие — Сын Божий, всегда соединен со Отцом и Духом Святым, так и в слове Святого Писания, или в молитве, или в Писаниях богомудрых отцов участвует по Своему вездесущию Отец, как верховный Разум, творческое Его Слово и Совершитель Дух Святой. Потому никакое слово не праздно, но имеет или должно иметь в себе свою силу, и горе празднословящим, ибо они дадут ответ за празднословие. Яко не изнеможет у Бога всяк глагол (Лук. 1, 37), это вообще свойство слова — сила и совершенность его. Таким оно должно быть в устах человека.
Словарь наиболее употребительных славянских слов и выражений, встречающихся в молитвах
Словарь наиболее употребительных славянских слов и выражений, встречающихся в молитвах
Адам воззвася — Адам был вызван из ада.
Ад пленися — ад был пленен.
Блаже (звательный падеж) — благой, милосердный.
Взбранной воеводе… восписуем — мы поем хвалебную песнь Военачальнице всех небесных сил.
В воню благоухания духовного — подобно благоухающему дыму фимиама, знаменующего духовное благоухание жертвы Христовой. Винный — виновный.
Владычный — начальствующий, всемогущий.
Во еже пети Тя — чтобы Тебя воспевать.
Всесожжигаемая — жертвы за грех, приносившиеся в Храме Иерусалимском и полностью сжигаемые на алтаре.
Вся елика — все, что.
Выну — всегда, непрестанно.
Горе имеем сердца — вознесем сердца к горнему миру и Богу.
Двери, двери, премудростию вонмем — начинается великое таинство, будем внимательны к Божией Премудрости, откроем двери ума и сердца.
Девственная похвала — слава.
Звездам служащий звездой учахуся— звездам (в смысле Богу, вышним) служившие волхвы были научены звездой.
Идеже несть — там, где нет.
Идеже присещает — там, где пребывает.
Иже херувимы тайно образующе — мы, которые таинственно изображаем херувимов.
Ижденут — изжить, выгнать, устранить.
Исполним молитву — совершим.
Иссоп — трава (кропило), которой окроплялся исцелившийся от проказы.
(В) книзе животной — в числе спасенных.
Клятва потребися — была уничтожена.
Крамола змиина — борьба дьявола против Бога.
Купно (вкупе) — вместе.
Милость мира, жертву хваления — дар мира, примирения с Богом;
мы приносим жертву благодарности, славословия Богу.
Мирная благая — блага этого мира (в отличие от премирная — для будущей жизни).
Миром Господу помолимся — единодушно.
Молитва Господня — Отче наш.
Мытарь — сборщик податей, грешник.
Нечаяние — отчаяние, неожиданность; в нечаянии — в бесчувственности.
Непреобориму адовы враты — врата — символ крепости, власти над городом; ад (зло) не может одолеть Церкви.
Обстояниях — в трудных обстоятельствах.
Осанна — спаси, сохрани или слава (в вышних — на небе).
Память смертную — о смерти.
Пет быти — быть воспеваем.
Подвизаться — устремляться, спешить.
Предображать — заранее изображать.
Презирати — не взирать на грех, прощать.
Премудры ловцы явлей — со делавший мудрыми простых рыбаков.
Призирати — обращать взор, замечать.
Прежде век сый Бог наш — который прежде веков есть наш Бог.
Причастие — участие, соединение.
Причет церковный — священнослужители.
Промысленник — Промыслитель — Бог, заботящийся о спасении и вечном счастии людей.
Прости приимше — с чистой душой и должным вниманием причастившись.
Пришедше на запад солнца — дожив до заката солнца.
Рай словесный — духовный, одушевленный.
Свет разума — свет богопознания.
Семя тли — зародыш греха, ведущего к тлению (смерти).
Сион — гора, на которой находится Иерусалимский храм. Сокровище благих — источник всего доброго Святой Дух. Спрославляемый — прославляемый наравне.
Станем добре — будем стоять благоговейно.
Сущий — действительный, истинный.
Творче (звательный падеж) — Творец, Бог.
Троическое поклонение — поклонение Пресв. Троице.
Уловлей (вселенную) — просветивший…
Утреневати — делать что-нибудь утром, рано встать.
Утроба — чрево, сердце, тайники сердечные.
Учини я — сделай их.
Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми — сонм ангелов невидимо сопровождает Сына Божия и поет Ему хвалу, как римские войска высоко подымали императора на щите, поддерживаемом копьями во время его триумфа (дориносима — носима на копьях).
Шатание — превозношение, гордость, неистовство.