Что означает слово ноктюрн в музыке
Значение слова «ноктюрн»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, Маленькая ночная серенада Моцарта).
В основе ноктюрна лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.
Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, являлся Джон Филд. Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов.
Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Он написал 21 такую пьесу. В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur, Op. 9 № 2) заметно влияние Филда; позднее композитор начал усложнять гармонию, и даже использовать более свободную форму.
Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь — время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 — лирический ноктюрн). Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы — Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковский и другие композиторы.
Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются Три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены») Клода Дебюсси.
В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke, более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.
НОКТЮ’РН, а, м. [фр. nocturne, букв. ночной] (муз.). Род небольшого лирического музыкального произведения. Н. Шопена. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? Мквскй.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Ноктюрн
Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера. Французское слово nocturne в этом значении впервые применил Джон Филд в 1810-х годах, хотя итальянский термин notturno существовал ещё в XVIII веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.
Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся на рассвете (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, Маленькая ночная серенада Моцарта).
В основе ноктюрна лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.
Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, являлся Джон Филд. Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов.
Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Он написал 21 такую пьесу. В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur, Op. 9 №2) заметно влияние Филда; позднее композитор начал усложнять гармонию, и даже использовать более свободную форму.
Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь — время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 — лирический ноктюрн). Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы — Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковский и другие композиторы.
Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются Три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены») Клода Дебюсси.
В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke, более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.
НОКТЮРН
Полезное
Смотреть что такое «НОКТЮРН» в других словарях:
НОКТЮРН — НОКТЮРН, ноктюрна, муж. (франц. nocturne, букв. ночной) (муз.). Род небольшого лирического музыкального произведения. Ноктюрн Шопена. «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Маяковский. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
ноктюрн — См … Словарь синонимов
ноктюрн — а, м. nocturne adj., < ит. nocturno ночной. 1. Небольшое лирическое музыкальное произведение. БАС 1. Жюли играла Борису на арфе самые печальные ноктюрны. Толст. Война и мир. Добряк слыхал в Москве Фильда и думал, что в музыке только и бывают… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
НОКТЮРН — (франц. nocturne от лат. nocturnus ночной), в 18 и нач. 19 вв. многочастное инструментальное музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно… … Большой Энциклопедический словарь
НОКТЮРН — НОКТЮРН, а, муж. Небольшое лирическое, преимущ. фортепьянное музыкальное произведение. | прил. ноктюрновый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
НОКТЮРН — «НОКТЮРН», СССР, РИЖСКАЯ киностудия, 1966, ч/б, 88 мин. Военный фильм, трагическая мелодрама. По одноименному рассказу Жана Гривы. Француженка Иветта и латыш Жорж познакомились в годы гражданской войны в Испании, где они сражались на стороне… … Энциклопедия кино
Ноктюрн — (Notturno, Nottorno, итал.) ночная музыка, род серенады,предназначенной для исполнения в тишине ночи; характер спокойный,нежный. Пишется в колонном складе и преимущественно в размере 8/8.Художественную обработку Н. получил у Фильда, Шопена и др.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Ноктюрн — (фр. nocturne, букв. – ночной) – в XVIII – нач. XIX вв. многочастное инструментально музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполняющееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; с XIX в. небольшая… … Энциклопедия культурологии
Ноктюрн — (французское nocturne, от латинского nocturnus – ночной), в 18 – начале 19 вв. инструментальное произведение, близкое кассации, серенаде, исполнявшееся на открытом воздухе в вечернее или ночное время (Й. Гайдн, В.А. Моцарт). В 19 – 20 вв.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Ноктюрн — У этого термина существуют и другие значения, см. Ноктюрн (значения). Ноктюрн (от фр. nocturne «ночной») распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже вокальных) лирического,… … Википедия
НОКТЮРН
ноктюрн м. 1) Небольшое лирическое музыкальное произведение. 2) Художественное произведение, изображающее ночь, ночные сцены, настроения.
НОКТЮРН (франц. nocturne, букв.- ночной), обозначение, применявшееся к различного рода муз. произведениям. В 18 и нач. 19 вв. это чаще всего род дивертисмента, близкое к кассации и инструментальной серенаде многочастное сочинение, б. ч. для духовых или для струнных и духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время (образцы у В. А. Моцарта и И. Гайдна). Дж. Филд положил начало Н. как небольшой одночастной напевной лирической фп. пьесе мечтательного или элегич. характера. 21 Н. для фп. написан Ф. Шопеном; его Н., отличающиеся глубиной и богатством содержания, представляют собой кульминацию в развитии данного жанра. Н. создавались также Р. Шуманом, И. Гуммелем, К. Дебюсси, М. Регером, П. Хиндемитом. В рус. музыке образцы Н. имеются у М. И. Глинки (Н. для арфы, для фп., для голоса и фп.), А. П. Бородина (Н. во 2-м струнном квартете), А. Н. Скрябина и др.
Лит.: Кузнецов К. А., Исторические формы ноктюрна, «Искусство», 1925, № 2.
Ноктюрн (Notturno, Nottorno, итал.) — ночная музыка, род серенады, предназначенной для исполнения в тишине ночи; характер спокойный, нежный. Пишется в колонном складе и преимущественно в размере 6 /8. Художественную обработку Н. получил у Фильда, Шопена и др. Во Франции существуют двухголосные вокальные Н. Н. С.
Литература : Кузнецов К. А., Исторические формы ноктюрна, «Искусство», 1925, No 2; Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962.
М. И. Глинка, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, А. Н. Скрябин обращались к Н., развивая фильдовско-шопеновские традиции. Н. из раннего фп. цикла «Афоризмы» Д. Д. Шостаковича разрушает романтические штампы жанра.
Ноктюрн
Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, «Маленькая ночная серенада» Моцарта).
В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются подобные сочинения и для других инструментов, а также для ансамблей и оркестров.
Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, был Джон Филд. Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов.
Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Он написал 21 такую пьесу. В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur, Op. 9 № 2) заметно влияние Филда; позднее композитор начал усложнять гармонию и даже использовать более свободную форму.
Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь — время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Роберт Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 — лирический ноктюрн).
Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы — Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковский и другие композиторы.
Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены») Клода Дебюсси.
В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke, более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.