Что означает слово названному отцу
Что означает слово названному отцу
Полезное
Смотреть что такое «ОТЕЦ» в других словарях:
ОТЕЦ — муж. у кого есть дети; родитель, тятя, тятенька, батюшка, батя, батька, папа, папаша, папенька, папочка, атя. Отец мать, родители. Мне отец мать этого делать не приказывали. Отец родной, кровный; отец по матери, отчим, вотчим; отец названный,… … Толковый словарь Даля
Отец — Человек * Брак * Девушка * Детство * Душа * Жена * Женщина * Зрелость * Мать * Молодость * Муж * Мужчины * Он и Она * Отец * Поколение * Родители * Семья * … Сводная энциклопедия афоризмов
отец — См. благодетель, священник отправиться к отцам, родной отец. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отец благодетель, священник; зачинатель, родоначальник; папа, папаша, батя,… … Словарь синонимов
ОТЕЦ — ОТЕЦ, отца, стар. зв. отче, муж. 1. Мужчина по отношению к своим детям. Родной о. О. семейства (отец как глава семьи). Неродной о. (отчим). Приёмный о. (усыновивший или удочеривший ребёнка, детей). Названый о. (неродной, приёмный). От отца к сыну … Толковый словарь Ожегова
отец — ОТЕЦ, папа, устар. батюшка, устар., ласк. папенька, устар. родимый, устар. родитель, разг. ласк. папочка, разг. сниж. батька, разг. сниж. батя, разг. сниж. папаня, разг. сниж. папаша, разг. сниж. папка, разг. сниж., ласк. тятенька, разг. сниж … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
отец — См. родитель В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов
отец — ОТЕЦ, отца, м. 1. Шутл. обращение сверстников друг к другу. 2. Опытный вор; любой уважаемый человек. 2. Возм. из уг … Словарь русского арго
Отец — У этого термина существуют и другие значения, см. Отец (значения). Отец с ребёнком Отец, разг. папа, батя мужчина по отношению … Википедия
ОТЕЦ — Богоданный отец. Яросл. 1. Крёстный отец. 2. Отчим. ЯОС 2, 6. Крёстный отец. 1. Публ. О главаре мафии. НРЛ 79; Дядечко 2, 164. 2. Жарг. арм. Шутл. Старшина роты. Максимов, 206. /em> Название кинофильма по одноименному роману М. Пьюзо (1969 г.).… … Большой словарь русских поговорок
отец — сущ., м., употр. наиб. часто Морфология: (нет) кого? отца, кому? отцу, (вижу) кого? отца, кем? отцом, о ком? об отце; мн. кто? отцы, (нет) кого? отцов, кому? отцам, (вижу) кого? отцов, кем? отцами, о ком? об отцах 1. Ваш отец это мужчина, от… … Толковый словарь Дмитриева
Названный отец: значение слова. Отец как воспитатель
Оте́ц (в религиозном смысле) — 1) Бог в Его отношении к человеку (Исх.4:22); 2) одно из трех Лиц Пресвятой Троицы; Бог Отец (Ин.3:35); 3) духовный наставник по отношению к духовному чаду; духовни́к; 4) личное обращение к священнослужителю (как правило к священнику или диакону, с добавлением имени); также распространено обращение «батюшка» без добавления имени; 5) дьявол в отношении тех, кто живут по его воле (Ин.8:44).
Традиция называть священника или диакона отцом вполне применима и для тех, кто вне Церкви, ведь если мы говорим «товарищ майор» или «господин президент», мы же вовсе необязательно считаем майора своим товарищем, а президента — своим господином.
Важна ли биология?
Толковые словари твердят, что отец – это мужчина по отношению к своим детям. Однако всегда ли мужчина своим детям является отцом? Поставка биологического материала еще не означает качественного отцовства.
Настоящий отец – это прежде всего близкий человек, старший друг и советчик. Он рядом в любых жизненных ситуациях. Он в любую минуту готов протянуть руку помощи. Поэтому в данном понимании функции папы может выполнять порой старший брат, дедушка, дядя, названный отец. Значение слова «названный» говорит само за себя. Его назвали отцом. Или он сам назвался отцом. Он не является папой генетически, но выполняет важную роль в становлении и развитии семьи. Иногда лучше, чем биологический, любит, заботится, обеспечивает и возглавляет семью названный отец. Значение слова «отец» трактуется, таким образом, весьма широко.
Первый район путешествий
При объяснении учащимся, кого называли «отцом истории», необходимо объяснить, каков вклад этого человека в науку. Геродот не просто фиксировал увиденное и услышанное, но исследовал полученные сведения, подвергал их элементарному критическому анализу. Главным предметом его интересов был Восток. Поэтому вначале он отправился в финикийский город Тир. Так началось его знаменитое путешествие, которое длилось около десяти лет.
Особенно привлекал историка Египет с его давними культурными традициями. Побывав в этой стране, он тщательно изучил историю фараонских династий, пользуясь услугами местных греков-переводчиков и жрецов, которые, как известно, являлись хранителями знаний. Автор собрал много сведений об этой стране, так как пребывал в ней довольно долгое время: известно, что он даже поднялся вверх по Нилу.
Отец по призванию
Каждый из родителей отвечает за определённую область воспитания. Мама – это будни, папа – праздник. Для гармоничного развития ребёнку необходимы и будни, и праздники.
Активное отцовство несёт в себе сильное мужское начало, которое важно для детей обоих полов.
Мужчины предлагают детям своё видение мира, отличное от женского. И кто бы ни взял на себя эту роль – опекун, отец, старший брат — мужское воспитание несёт в себе особый смысл.
Третий район
Греческий «отец истории» также проявил особенный интерес к Балканскому полуострову и греческим городам, расположенным на островах. Он объездил полуостров, описал людей, назвал памятники архитектуры, которые ему пришлось увидеть. Историк интересовался всеми районами Греции, посетил Пелопоннес, был и на севере указанного района.
Не оставил он без внимания и северные части полуострова: Македонию и Фракию. К первой стране автор проявил особенную симпатию: он подробно описал становление местной династии. Уже в 40-х годах 5-го века до н. э. Геродот читал отрывки своей истории в Афинах, за что получил специальную награду.
Папа может всё…
Только мамой он не может быть, поётся в детской песенке. И это сущая правда. Неверно думать, что отец нужен только после пяти лет. Связь с ним зарождается еще в период внутриутробного развития. После рождения малыша папа может делать всё то же самое, что и мама, кроме кормления грудью. Кто сказал, что отец не способен поменять подгузник или покатать коляску в парке? Покачать малыша, почитать книжку, спеть песню? Пусть эта песня будет не маминой колыбельной, а композицией группы «Любэ», но это будет папин уход за малышом, который по мере роста и развития ребёнка превратится в папино воспитание.
Как договориться о крестинах
Кум – это тот, кем приходится отец крестника крестному отцу. И он договаривается со священником о крестинах малыша.
Как это сделать? Приходите в храм, желательно в воскресенье. Отстаиваете службу. Нет времени? Тогда приходите к концу службы. Просите за свечным ящиком позвать батюшку. И говорите, что хотите стать крестным, надо ребенка окрестить.
Все остальное расскажет батюшка: когда приходить на огласительные беседы, как вести себя на крещении, какие молитвы выучить перед крестинами.
«Министерство иностранных дел»
Если представить семью как небольшое государство, то мама – это министерство внутренних дел. Она устанавливает распорядок дня, режим питания и ритуалы вокруг очага.
Папа – это министерство иностранных дел. Он отвечает за связи с окружающим миром, выводит ребёнка в люди, помогает сориентироваться за пределами семейного круга. Во всех делах, направленных на результат, отец — самый главный наставник: значение активного отцовства переоценить невозможно!
Папа даже играет с детьми иначе, чем мама. В игре он старший товарищ, а не родитель, он более активен, сам проникается духом игры. Часто дети, вырастая, помнят некоторые моменты общения с папой больше, чем занятия с мамой. Потому что игры с папой наполнены яркими эмоциями и впечатлениями на долгое время.
Отец способствует более смелому познанию мира, активному психомоторному развитию, он пробуждает креативность и фантазию.
Заблуждения о крестных
Кем приходится крестная мать отцу ребенка? Кумой. Что нужно знать о заблуждениях, так или иначе связанных с кумовьями?
Пример для подражания
Отец, как воспитатель, должен отвечать некоторым условиям и быть образцом для ребёнка. Как известно, существует активное и пассивное воспитание. Первое предполагает совершение действий, второе означает демонстрацию собственного поведения. Пассивное поддерживает активное, дополняет его.
В данном аспекте стать образцом может, естественно, и названный отец. Значение слова «образец» предполагает пример для подражания.
Так, несостоявшимся воспитателем будет тот отец, который, запрещая сыну играть в компьютерные игры, сам в них играет на виду у ребёнка.
Поначалу детям кажется, что папа не может поступать неправильно. Взрослея и видя разницу между словом и делом, ребята разочаровываются, отец теряет авторитет. Доказано, что дети, выросшие без авторитета отца, более склонны к асоциальному поведению, неуважению взрослых, и более того – к правонарушениям и даже преступлениям.
Сыновья быстро перенимают отцовскую модель поведения. У мальчиков, демонстрирующих очень сильную привязанность к отцу, копирование поведения может принимать самые крайние формы. Вплоть до того, что маленькие дети снимают шапку на улице в февральские морозы только потому, что папа без шапки. Наказывать малыша за это означает не признавать за ним права на подражание отцу. Лучше папе надеть шапку.
Дочка не подражает папе, однако на основании папиного поведения составляет мнение о мужчинах в этом мире, складывает образ «правильного» мужчины и пользуется этими наблюдениями потом во взрослой жизни. Если девочку воспитывал достойный отец, её муж обязательно будет чем-то напоминать папу.
Ранняя традиция историографии
Вопрос о том, кого и почему называли «отцом истории» следует рассматривать на вводных уроках, чтобы школьники сразу запомнили, как вообще возникла историческая наука. Здесь следует отметить, что до появления на свет знаменитой книги Геродота в Греции существовала давняя традиция записей событий. Людей, которые занимались фиксацией наиболее значимых происшествий Эллады, называли в древности логографами. Именно их сочинения и повлияли на становление Геродота как первого историка. Сведений о его биографии сохранилось очень мало.
Силовая структура
Если мамино воспитание более эмоционально, направлено на сам процесс, то папино более требовательно, логично и принципиально, направлено на результат.
Папино слово, а иногда даже взгляд дисциплинируют. Папа более строг, потому что меньше подвержен эмоциям. Папа требователен и менее гибок, чем мама. Во многих семьях папа является карающей инстанцией и, как правило, имеет больший авторитет, чем мама. Но мамы не должны обижаться, ведь, имея больший авторитет, отец несёт и большую ответственность. Папа ассоциируется с силой и властью, и именно папа, выводя ребёнка в окружающий мир, призван защитить его от этого самого мира.
Ребёнок, для которого папа – близкий человек, придёт и расскажет о неприятностях и обидчиках. Отец научит победить страх, добиться необходимой физической формы, завязать морской узел или поставить блок от приёма карате. При этом ни в коем случае он не допустит насмешек или унизительных фраз в адрес ребёнка. Насмешки могут быть причиной низкой самооценки, а также отдаления малыша от отца, появления нежелания больше делиться проблемами.
Почему священников называют отцами
Здравствуйте, журнал «Фома». Недавно я зашел в храм. Шла служба, читали, кажется, Евангелие. Читали довольно долго и непонятно, однако я разобрал фразу, которая звучит примерно так: Христос категорически запрещает называть отцами и учителями всех, кроме Бога. У меня это вызвало некоторое недоумение, потому что в церкви священников как раз именно так и называют (отец Сергий, отец Владимир). А один мой друг-христианин говорит, что православие давно уже отошло от заповедей Христа. И как пример, тоже говорит именно об этой практике называть священников отцами. Моя православная бабушка постоянно ходит в церковь, но почему-то только вздыхает, когда я задаю ей этот вопрос. Может быть, на священников это правило все же не распространяется? А если нет, то получается, что я, будучи христианином, не могу называть отцом своего родного папу?
В Евангелии, обращаясь к апостолам, Христос действительно произносит слова: «…Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 8 – 10). Замечательна эта заповедь тем, что она… никогда не исполнялась христианами! С момента возникновения Церкви священников принято именовать «отцами» и «наставниками». За пределами храма, например, в школах, те же христиане, не задумываясь, называли и называют своих преподавателей учителями. И тем более это касается обращения к родному отцу.
Уже апостолы, к которым, собственно, и были обращены слова Христа, не только не запрещали, но первые начали именовать себя отцами, наставниками и учителями. Апостол Павел в послании к коринфским христианам пишет: «…Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15). То есть он называет себя духовным отцом Коринфской Церкви. Апостол Иаков советует: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). И вообще в своих посланиях апостолы очень часто использовали обращение: «дети мои». Так могли обращаться к своим слушателям только те, кого, в свою очередь, называли «отцами».
Как объяснить это противоречие между евангельской цитатой и поведением апостолов? Либо они пошли против заповеди своего Учителя, неправильно поняли и исказили Его учение – либо Иисус, не разрешив христианам именоваться «учителями» и «отцами», все же имел в виду нечто иное, нежели формальный запрет использовать эти слова в обращении к людям.
Если принять первый вариант, мы попадаем в тупик: все Евангелия написаны апостолами. Получается логическое противоречие: если они сами назывались «учителями» и «отцами», то зачем вообще надо было оставлять эту заповедь Христа в Евангелии? Ради обличения самих себя?
Если же мы доверяем ученикам Христа и, в конце концов, просто здравому смыслу, то эту заповедь надо понимать как-то иначе. В таком случае, что же все-таки имел в виду Иисус?
Необходимо прочесть эту фразу в контексте, не вырывая ее из евангельского повествования. Ведь Библия – это не набор цитат, а цельный и связный текст. Слова об отцах и учителях Христос произнес в Иерусалиме за несколько дней до распятия. Тогда в городе было особенно многолюдно, ведь приближался праздник Пасхи. Христос, зная, что с Ним вскоре произойдет, использует это время, чтобы произнести Свои последние проповеди.
Однако и тогдашние религиозные учителя народа – фарисеи и книжники – используют в своих целях людей, пришедших к Иисусу. Считая Христа лжепророком и лжемессией, они при большом количестве свидетелей пытались скомпрометировать Его, уловить на какой-нибудь фразе, что в дальнейшем могло бы послужить поводом к обвинению.
После очередной неудавшейся попытки учителей и отцов израильского народа «уловить Иисуса в слове» Христос обращается к людям с жесткой обличительной речью против их религиозных наставников:
«На Моисеевом седалище[1] сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжкие и неудобоносимые и возлагают их на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища[2] свои и увеличивают воскрилия[3] одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель – Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник – Христос». (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 2 – 10).
Из контекста видно, что речь идет о вещах более важных, нежели словооупотребление. Христос обличает здесь определенное состояние человека, взявшего на себя учительство. Во-первых, израильские учителя сами не следуют тому, чему учат, во-вторых, болеют тщеславием.
Эти евангельские слова относятся, конечно, не только к тем, кого непосредственно обличал Иисус, но и к современным христианам и их наставникам. Во что же может вылиться учительское тщеславие, почему Христос так обличал его? Представьте, например, учителя истории, который на лекциях заявляет: «Я создатель, повелитель и двигатель мировой истории. Все, что я вам рассказываю – я сотворил сам». Наверное, ничего, кроме сожаления, такая личность не вызовет. Ведь все понимают, что преподаватель любой дисциплины всего лишь посредник в передаче знаний, а его учительство – это служение. Будь то история, математика или химия.
Тем более это относится к религиозным наставникам. Их призвание – служение Богу. И человек, который забывает это, по мнению христианства, не может называться учителем. Именно такое учительство и обличил Христос. И в таком значении последователи Христа действительно не могут и не должны называться учителями.
Если же священники учат и проповедуют, не претендуя на исключительность своей миссии, понимая, что учение, которое они проповедуют, не их собственное, и они только ведут ко Христу, то им, как и апостолам, ничто не мешает называться учителями и отцами.
Но если вы вдруг услышите, что некто, пусть даже и священник, называет себя «новым христом», «источником откровения», «основателем третьего завета» – или даже просто заявляет об исключительности своего духовного опыта как единственно верного – к подлинному христианству он не имеет никакого отношения. Очень часто именно такие люди, вырывая заповедь Христа из контекста, толкуют ее как запрет словоупотребления и строго-настрого запрещают именовать себя отцами, наставниками и учителями. Обычно в сектах все называют друг друга «братьями». Что же меняется от этого? Да ничего! Можно выпустить тысячи инструкций, запрещающих слово «отец», но при это стать самым настоящим идолом для своих последователей. При этом скромно именоваться «братом». Но какая разница, кому обманутые люди отдают свои квартиры и рабски, фанатично подчиняются – отцу Х или брату Y?
Тех, кто внес наибольший вклад в развитие христианского вероучения, принято называть отцами и учителями Церкви. Но они никогда не присваивали себе звания спасителей человечества. Апостолы сравнивали себя с земледельцами, работающими на поле, которое принадлежит Богу. Поэтому священники – духовные отцы и учителя, всегда очень боятся стать Отцами и Учителями для своих духовных чад, т. е. вместо Христова учения учить чему-то своему, и вместо того, чтобы вести человека ко Христу, привести к себе.
Значение слова «отец»
5. Прост. Обращение к пожилому мужчине. [Графиня-бабушка:] Что? а? глух, мой отец; достаньте свой рожок. Грибоедов, Горе от ума. [Лютов] заказывал старику лакею: — И дашь ты нам, отец, к водке ветчины вестфальской и луку испанского. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Согласно некоторым антропологам, человек, осознающий, как правило, своё отцовство, отличается этим от животных (тем более высших приматов). Утверждения, согласно которым некоторые племена (в частности, это утверждалось об австралийских аборигенах реки Талли) не представляют, «откуда берутся дети» и/или не осознают отцовства конкретного лица (часто это связывали с предполагаемым институтом группового брака), современной наукой не подтверждаются.
Установление отцовства конкретного лица, неочевидного и связанного с событием зачатия и частной жизнью, является особой правовой проблемой. Известно латинское высказывание: Mater semper certa; pater est quem nuptiae demonstrant ‘Мать всегда точно известна; отец определяется по браку’. Во многих правовых системах рождение ребёнка матерью довершалось особым актом со стороны отца, который признавал его своим (в римском праве — брал с земли на руки, tollere). Кодекс Наполеона ввёл формальную норму, согласно которой отцом ребёнка, рождённого замужней женщиной, считается её муж. В наше время для установления отцовства может привлекаться генетическая экспертиза.
В римском праве (как и во многих традиционных обществах с патриархатом) отец семейства имел преимущественные права по сравнению с членами своей семьи (вплоть до права жизни и смерти) и был посредником между ними и общественными институтами. Термин «отец» из-за этой особой роли исключительно часто используется в религии и идеологии.
Метафора отца как главы семьи и, шире, предка по мужской линии, распространяется на Бога как Творца (теонимы вроде Юпитер со словом «отец», обращение к Богу как отцу — молитва Отче наш), священника как главу общины (авва, патер, батюшка, приставка «отец» к имени) и правителя как главы общества (отец отечества, «отцы города», патернализм, титул Сталина — Отец народов). Страна воспринимается как совокупность владения отцов — предков, отсюда термины отечество, патриотизм.
Имя отца у многих народов входит в состав личного имени, образуя отчество (у древних греков, славян, германцев, восточных народов), в дальнейшем такие отчества могут давать начало фамилиям, которые передаются (чаще всего по мужской линии) в следующие поколения.
ОТЕ’Ц, отца́, м. 1. Мужчина по отношению к своим детям. Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом! Грбдв. Он родился просто, как говорят: ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца. Ггль. || Тот, у кого есть дети. Он уже о. 2. Самец по отношению к своему потомству (преимущ. о племенных, породистых лошадях, собаках и т. п.; спец.). 3. Тот, кто заботится о других: покровитель, благодетель (разг. устар.). Будьте отец и благодетель. А. Острвскй. — Ты отец. До населенья добр и милостив ты был. Нкрсв. || только мн., чего. Руководитель, глава (разг. устар., теперь ирон.). Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Грбдв. Отцы города (шутл. ирон. о гласных городских дум до революции). 4. Основоположник учения, какой-н. отрасли науки, искусства (книжн.). . Нас ковал великий Ленин, наш вождь, наш учитель, наш отец, который не знал и не признавал страха в борьбе. Стлн. Гомер, отец стихов. Бгднвч. Дарвин — о. современного естествознания. || Источник, начало чего-н. (книжн.). Нужда — отец догадки. Пословица. 5. только мн. Предки, предшествующее поколение. — Вот то-то, все вы гордецы. Спросили бы, как делали отцы. Грбдв. «Отцы и дети» (заглавие романа Тургенева). 6. Вежливое обращение к пожилому мужчине (простореч.). Посторонись, о.! 7. Название служителей культа, монахов, также при обращении к ним (церк. и устар.). Благослови меня, честны́й отец. Пшкн. Ведь это ересь, отец игумен? Пшкн. Простившись с игумном и гостями, пошли отцы вон из кельи. Мльнкв-Пчрскй. ◊
путем передачи наследства или по традиции.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
оте́ц
1. родитель, мужчина, имеющий детей, по отношению к своим детям; глава семейства ◆ Что за комиссия, Создатель, // Быть взрослой дочери отцом! А. С. Грибоедов, «Горе от ума», 1825 г. ◆ Под ноги шубу кладут, мать стоит, с булкой или калачом, а отец держит икону, и невеста начинает прощаться: «Простите меня, милые родители, в чужой дом пойти». 〈…〉 Отец брал булку хлеба с солью в солонке и три раза проводил ею над головами молодых со словами: «Вот тебе, сынок Пётр Иванович, наша дочь». 〈…〉 После этого отец вёл в баню молодого. Свадьба тюменских старожилов, «2004» // «Народное творчество» (цитата из НКРЯ)
2. самец, имеющий детёнышей ◆ Главенствующий на данный момент лев в прайде, как правило, отец львят.
4. разг. устар. тот, кто заботится о других (находящихся в зависимости, подчинении): покровитель, благодетель ◆ Полковник наш рождён был хватом: // Слуга царю, отец солдатам… Лермонтов, «Бородино», 1837 г. ◆ Будьте отец и благодетель. А. Н. Островский, «Не в свои сани не садись», 1852 г.
5. мн. ч. предки, предшествующее поколение ◆ Вот то-то, все вы гордецы. // Спросили бы, как делали отцы. Грибоедов, «Горе от ума (1816–1824)», 1825 г. ◆ «Отцы и дети» (заглавие романа Тургенева). (цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.) ◆ Богаты мы, едва из колыбели, // Ошибками отцов и поздним их умом. Лермонтов, «Дума», 1839 г.
6. разг. устар. мн. ч. наиболее почётные и уважаемые лица, стоящие во главе чего-либо
|| шутл., ирон. о гласных городских дум до революции 1917 г.
|| теперь ирон.: руководители, гла́вы, начальство ◆ [Чацкий:] Где, укажите нам, отечества отцы, // Которых мы должны принять за образцы? Грибоедов, «Горе от ума (1816–1824)», 1825 г. ◆ Отцы города. (цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.) ◆ Постояли перед Медным Всадником, пожалели, что некогда отцы города счистили зелень, ― прекрасную чёрно-зелёную патину. К. К. Вагинов, «Козлиная песнь», 1928 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Вкалывающих бок о́ бок почту и цензуру отцы тыловой части навострились устраивать добротно. 〈…〉 Н-ну, друг Артюха! Ну, отцы командиры! Я вам этого не забуду! Виктор Астафьев, «Обертон», 1995–1996 г. (цитата из НКРЯ)
7. основатель, родоначальник (отец-основатель) ◆ Сталин знал, несомненно, что «отцы-основатели» Израиля были, как правило, выходцами из России, связанными с Бундом, с российским социал-демократическим движением. Александр Бовин, «Пять лет среди евреев и мидовцев, или Израиль из окна российского посольства», 1999 г. (цитата из НКРЯ) ◆ «Мудрые отцы-основатели, ― пишет он, ― первым пунктом Американской конституции сделали отделение церкви от государства. Игорь Ефимов, «Суд да дело», 2001 г. // «Звезда» (цитата из НКРЯ)
8. книжн. родоначальник, основоположник учения, какой-либо отрасли науки, искусства
|| книжн. источник, начало чего-либо ◆ Чарльз Дарвин — отец современного естествознания. ◆ Гоголя до́лжно считать отцом русской прозаической литературы, как Пушкина ― отцом русской поэзии. Н. Г. Чернышевский, «Очерки гоголевского периода русской литературы», 1856 г. (цитата из НКРЯ) ◆ … Гомер, образец всех филологов, и Энний, отец латинских поэтов, как об этом свидетельствует Гораций … М. М. Бахтин, «Формы времени и хронотопа в романе», 1937–1938 г. (цитата из НКРЯ) ◆ [На фотографии] был снят во весь рост Николай Егорович Жуковский … — отец русской авиации. А. А. Бек, «Талант», (Жизнь Бережкова) / Части 1–3, 1940–1956 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Отец кибернетики Норберт Винер. Владилен Барашенков, «Верен ли закон Ньютона?», 2003 г. // «Знание — сила» (цитата из НКРЯ) ◆ Отец классификации всего живого шведский натуралист Карл Линней ввёл для каждого организма известную систему двойного латинского названия, в которой картофель ― это Solanum tuberosum, а человек ― Homo sapiens. «Радиоэхо», 12 сентября 2003 г. // «Поиск» (цитата из НКРЯ) ◆ Нужда — отец догадки. Пословица. (цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.)
9. церк. употребляется при названии лиц духовного звания (обычно присоединяется к имени или сану), а также при обращении к ним; поп, батюшка, монах и т. д. ◆ Благослови меня, честны́й отец. Пушкин, «Борис Годунов (1825)», (декабрь 1830 г.) 1831 г. ◆ Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца, с крестом в руках. Пушкин, «Капитанская дочка», 1836 г. ◆ — Кабы я знал, я бы лучше отвёз Анну Павловну в город к отцу протопопу знакомому. А. Ф. Писемский, «Боярщина (1844 г.)», 1858 г. ◆ [Иоанн:] Прости, // Святой отец, что потревожил я // Твоё уединенье и молитвы. А. К. Толстой, «Смерть Иоанна Грозного», 1866 г. (цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС)) ◆ Простившись с игумном и гостями, пошли отцы вон из кельи. П. И. Мельников-Печерский, «В лесах», Книга первая, 1871–1874 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Оте́ц
1. религ. в [[христианство|христианстве]] сокращение от Отец Небесный ◆ Объясняя, кто он такой, что он такое, и во имя чего он учит, и в каком смысле он Христос, избранник, помазанник Божий, и в каком смысле он не Христос, он сказал: я и Отец — одно. Л. Н. Толстой, «Соединение и перевод четырёх Евангелий», 1902 г. // «Толстовский Листок — Запрещённый Толстой» (цитата из НКРЯ)