Что означает слово намаз
Значение слова намаз
Словарь Ушакова
нам а з, намаза, муж. (перс.). Мусульманская молитва, совершаемая в определенное время дня. Утренний намаз. Вечерний намаз.
Толковый словарь русского языка ХХI века
Молитва у мусульман, совершаемая пять раз в день.
Є перс. namas ‘просьба, мольба’..- Слово зафиксировано во многих лексикографических справочниках, в том числе в «Словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка» Чудинова А.Н., 1910.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Мусульманский религиозный обряд, включающий ритуальное омовение, установленные телодвижения, молитву.
* ► Он разостлал бурку и совершил намаз. // Лев Толстой. Хаджи-Мурат //* *
Ислам. Энциклопедический словарь
Татарские мужские имена. Словарь значений
Намаз (обязательная молитва у мусульман, совершаемая пять раз в день).
Тюркизмы в русском языке
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
НАМАЗ, а, м. У мусульман: ежедневная пятикратная (в определённое время) молитва из стихов Корана. Совершать н. Утренний, вечерний н.
Словарь Ефремовой
м.
Мусульманская молитва из стихов Корана, сопровождающаяся установленными
телодвижениями и ритуальным омовением.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— мусульманская повседневная молитва, состоящая из определенных формул и соответствующих обстоятельствам сур Корана. Она сопровождается определенными, чередующимися телодвижениями, например преклонением, падением ниц, приложением рук к ушам, глядением назад через плечи и т. п. Каждый отдельный цикл формул и телодвижений называется «ракат» (круг); каждая молитва должна состоять не менее чем из двух ракатов. Сунниты совершают молитву 5 раз в сутки; шииты же лишь 3 раза: утром, в полдень и вечером. См. А. Мюллер, «История ислама» (СПб., 1895, т. I, стр. 216—219, с рис.), где сведения сообщены по Лэну («Manners and customs of the modern Egyptians», Л., 1871). Лицом молящийся обращен к кибле (см.).
Ислам — это вторая в мире религия по числу последователей. Приверженцами ислама являются 1,8 млрд человек в 28 странах мира. В этой религии много различных правил и традиций, в том числе и молитв. В этой статье мы поговорим о намазе — одном из самых главных ритуалов ислама.
Что такое намаз? Элементы намаза
Намаз — это мусульманская молитва, основой которой является ракаат — набор определенных движений, поз и слов. Все элементы ракаата должны выполняться в определенном порядке, а сама молитва произносится исключительно на арабском языке.
Намаз включает в себя цикл, в который входит пять молитв, необходимых к выполнению в течение дня. Ежедневно мусульмане выполняют следующие молитвы: «фаджр» (утренняя), «зухр» (полуденная), «аср» (предвечерняя), «магриб» (вечерняя), «иша» (ночная).
Также есть шестая молитва под названием «витр», она считается дополнительной. Молитва полудня иногда объединяется с предвечерней молитвой, а вечерняя — с ночной, но только в некоторых случаях.
В момент восхода и заката, а также в полдень молиться строго запрещается. Также в любое время мусульманин может обратиться к Богу с помощью «дуа» — молитвы, которую можно произносить в любое время и в любом месте.
Намаз можно выполнять как одному, так и в группе людей. Для этого в мечетях (мусульманских церквях) есть все условия для молитвы. Обряд намаза дает послабления больным людям, а также людям с ограниченными возможностями, разрешая выполнять молитву лежа или мысленно.
Что нужно для намаза? Подготовка к намазу
Место для выполнения намаза — «тахара» — ритуально должно быть чистым. Мусульмане расстилают специальный коврик для молитвы — «саджжаду».
Женщины совершают намаз отдельно от мужчин, а при коллективной молитве — сзади них. Во время намаза нужно соблюдать несколько важных правил: нельзя употреблять пищу и напитки, запрещается смеяться и разговаривать. Категорически запрещено молиться в состоянии опьянения или затуманенного сознания.
Существует несколько важных требований для совершения обряда намаза. Среди них можно выделить следующие:
Процесс намаза. Как совершают намаз?
Цикл определенных поз и движений (ракаат), сопровождаемых произнесением молитв, — это основа намаза, как было сказано выше. В процессе намаза нельзя менять местами элементы ракаата, иначе молитва не будет считаться действительной. Как проходит намаз?
Намаз – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово намаз? Пытаешься разобраться, что такое намаз? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «намаз» в словарях русского языка
Намаз это:
Нама́з или саля́т — каноническая молитва, один из пяти столпов ислама. Молитвы первых мусульман состояли в совместном громком произнесении формул единобожия (шахада) и возвеличения Аллаха (зикр).
Намаз
м.Мусульманская ежедневная пятикратная — в разное время дня — молитва из стихов Корана, которой предшествует ритуальное омовение.
Намаз
( араб. ) мусульманский религиозный обряд — ежедневное пятикратное богослужение, чтение отрывков из корана, восхваляющих Бога; каждой молитве предшествует омовение.
Намаз
м. Мусульманская молитва из стихов Корана, сопровождающаяся установленными телодвижениями и ритуальным омовением.
Намаз
муж. мусульманская урочная молитва. На закате солнца татары отправляют свой намаз. Намазный, к намазу относящ.
Намаз
[ар.]мусульманский религиозный обряд — ежедневное пятикратное богослужение, чтение отрывков из корана, восхваляющих бога; каждой молитве предшествует омовение.
Намаз
Намаз
В исламе: ежедневная пятикратная молитва из стихов Корана Совершать н. Утренний, вечерний н.
Намаз
Намаз
намаз м. Мусульманская молитва из стихов Корана, сопровождающаяся установленными телодвижениями и ритуальным омовением.
Намаз
намаза, м. (перс.). Мусульманская молитва, совершаемая в определенное время дня. Утренний намаз. Вечерний намаз.
Намаз
Намаз
Намаз
молитва у мусульман, состоящая из стихов Корана, совершаемая в определённое время дня и сопровождающая установленными телодвижениями и ритуальным омовением
Где и как употребляется слово «намаз»?
Кроме значения слова «намаз» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «намаз».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «намаз» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «намаз»
НАМАЗ
намаз
нама́з
«магометанская молитва при заходе солнца», кавк. (Л. Толстой), др.-русск. маназъ, Афан. Никит. 17, намазъ, там же, 18. Через тур., крым.-тат., балкар., уйг., казах. nаmаz – то же (Радлов 3, 663; Прёле, KSz 15, 244) или прямо из нов.-перс. namāz «молитва», авест. nǝmah-, др.-инд. námas- «поклонение»; см. Хорн, Npers. Еt. 233; Бартоломэ 1070; Крелиц 42; Локоч 125.
Смотреть что такое НАМАЗ в других словарях:
НАМАЗ
мусульманская повседневная молитва, состоящая из определенных формул и соответствующих обстоятельствам сур Корана. Она сопровождается определенными, че. смотреть
НАМАЗ
(тур. namaz, от перс. немаз, буквально — молитва; араб. салат) один из главных обрядов Ислама; см. Салат.
НАМАЗ
намаз м. Мусульманская молитва из стихов Корана, сопровождающаяся установленными телодвижениями и ритуальным омовением.
НАМАЗ
намаз м. рел.(Mohammedan) prayer
НАМАЗ
НАМАЗ
Намаз — мусульманская повседневная молитва, состоящая из определенных формул и соответствующих обстоятельствам сур Корана. Она сопровождается определенными, чередующимися телодвижениями, например преклонением, падением ниц, приложением рук к ушам, глядением назад через плечи и т. п. Каждый отдельный цикл формул и телодвижений называется «ракат» (круг); каждая молитва должна состоять не менее чем из двух ракатов. Сунниты совершают молитву 5 раз в сутки; шииты же лишь 3 раза: утром, в полдень и вечером. См. А. Мюллер, «История ислама» (СПб., 1895, т. I, стр. 216—219, с рис.), где сведения сообщены по Лэну («Manners and customs of the modern Egyptians», Л., 1871). Лицом молящийся обращен к кибле (см.). А. Е. К.
НАМАЗ
НАМАЗ
1. рел. намаз (совершаемые пять раз в день уставные обязательные молитвы у мусульман на арабском языке; в старом быту, когда часы были очень редки, по этим молитвам часто определялось время); беш убак намаз пять уставных молитв: 1) багымдат (совершается перед восходом солнца, но не при восходе), 2) бешим (когда солнце от зенита склонится к западу), 3) дигер или намаздигер или намазгер (перед заходом, но не во время захода солнца), 4) шам (вскоре после захода солнца), 5) куптан (перед сном); беш убакыт намазды билбеген 1) тот, кто не совершает пятикратной молитвы; 2) перен. то же, что бейнамаз; жума намаз пятничная молитва; намаз окусовершать намаз; намазды окуп көрдүм жумушу жоктун иши экен шутл. я пробовал совершать намаз оказывается, (это) занятие бездельника; намаз окут- 1) заставить совершить намаз; 2) перен. проучить, отчитать кого-л.; намазыңды окутту он тебя здорово проучил; намазга жык- 1) руководить первым в жизни мусульманина совершением намаза (указывая, что и как следует делать); 2) (о предстоятеле на намазе) давать знак начать намаз; приступить к совершению намаза; намазга жыгылвозвр. от намазга жык-; жай намаз (или жайнамаз) молитвенный коврик (кусок материи или вывернутая наизнанку чистая верхняя одежда, подстилаемые под ноги во время намаза, совершаемого не в мечети); 2. молитва (в эпосе иногда так называется и немусульманская молитва); кайраттанып Жолой дөө, калмакча намаз окунуп, карк алтын сүрөт буту бар фольк. расхрабрившись, великан Джолой совершил молитву по-калмыкски, (а) у него есть божок из чистого золота. смотреть
НАМАЗ
НАМА́З, у, ч.Мусульманська щоденна п’ятикратна в різний час дня молитва з віршів Корану, яку проводять після ритуального обмивання.Тут саме мулли заспі. смотреть
НАМАЗ
а рел. молитва, намаз (совеpшаемые пять pаз в день уставные молитвы у мусульман); ақшам намазы молитва после захода солнца (см. намазшам);- бесін намазы полуденная молитва;- бес уақыт намаз пять уставных молитв;- дәретсіз намаз жоқ без омовения нельзя совершать намаз;- екінді намазы молитва перед заходам солнца (см. намаздігер);- жаназа намаз заупокойная молитва (пеpед погpебением); құтпан намазы молитва перед сном;- жұма намазы пятничная молитва (дополнительная к уставным); нәпіл намазы пропущенная молитва;- таң намазы утренняя молитва (см. бамдау);- намазы қаза болу уст. пропустить время молитвы;- намаз оқу совершать намаз (читать молитву);намаз шарты тазалық чистота-условие намаза;-намазға ұйығандай тыңдау слушать очень внимательно, серьезно (как намаз);аюға намаз үйреткен таяқ, молдаға намаз үйреткен тамақ медведя молитве палка научила, муллу-ненасытная глотка. смотреть
НАМАЗ
-а, м. Мусульманский религиозный обряд, состоящий из молитвы, сопровождаемый установленными телодвижениями, и из ритуального омовения, предшествующего. смотреть
НАМАЗ
1) Орфографическая запись слова: намаз2) Ударение в слове: нам`аз3) Деление слова на слоги (перенос слова): намаз4) Фонетическая транскрипция слова нам. смотреть
НАМАЗ
НАМАЗ Намаз (обязательная молитва у мусульман, совершаемая пять раз в день). Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов.. Сино. смотреть
НАМАЗ
НАМАЗ
(перс. молитва, по-арабски салат) обязат. ежедневная пятикратная молитва в исламе, включающая чтение «Фати-хи» и отрывков из др. сур Корана, произнесение точно установленных молитв, формул, сопровождаемые поклонами, вставанием на колени, простиранием ниц, сидением на полу с поджатыми ногами и т. д. Н. разрешается совершать в любом чистом месте, став на молитв, коврик, циновку или расстеленную верхнюю одежду. По пятницам шариат рекомендует совершать Н. в мечети. смотреть
НАМАЗ
м.namaz m (prière composée de vers du Coran chez les musulmans)утренний намаз — namaz du matinсовершать намаз — faire le namazСинонимы: молитва, салат. смотреть
НАМАЗ
обязательная ежедневная пятикратная молитва в исламе, включающая чтение афатихи» и отрывков из других сур Корана, произнесение точно установленных молитвенных формул, сопровождаемые поклонами, вставанием на колени, простиранием ниц, сидением на попу с поджатыми ногами. Н. разрешается совершать в любом чистом месте, став на молитвенный коврик, циновку или расстеленную верхнюю одежду. По пятницам шариат рекомендует совершать Н. в мечети. смотреть
НАМАЗ
НАМАЗ, а, м.Мусульманская молитва.Намаз или моления, состоятся из нѣколиких поклонов, колѣнопреклонении, чела к земли приложении, востании, и молитв. К. смотреть
НАМАЗ
«магометанская молитва при заходе солнца», кавк. (Л. Толстой), др.-русск. маназъ, Афан. Никит. 17, намазъ, там же, 18. Через тур., крым.-тат., балкар., уйг., казах. nаmаz – то же (Радлов 3, 663; Преле, KSz 15, 244) или прямо из нов.-перс. namaz «молитва», авест. nmah-, др.-инд. namas- «поклонение»; см. Хорн, Npers. Еt. 233; Бартоломэ 1070; Крелиц 42; Локоч 125. смотреть
НАМАЗ
НАМАЗ
м, мус. namazсоверша́ть нама́з — namaz kılmakСинонимы: молитва, салат
НАМАЗ
м. namaz m (prière composée de vers du Coran chez les musulmans) утренний намаз — namaz du matin совершать намаз — faire le namaz
НАМАЗ
НАМАЗ
НАМАЗ
(2 м); мн. нама/зы, Р. нама/зовСинонимы: молитва, салат
НАМАЗ
-у, ч. Мусульманський релігійний обряд, за якого молитва супроводжується певними установленими рухами і ритуальним обмиванням.
НАМАЗ
НАМАЗ
сущ намаз, богослужение (обязательная молитва у мусульман, совершаемая пять раз в сутки)
НАМАЗ
намаз; ч. (перс., молитва) п’ятикратна щоденна молитва у мусульман; один з головних обрядів ісламу, при якому молитва супроводжується установленими рухами і ритуальними обмиваннями. смотреть
НАМАЗ
Что такое намаз?
Со времени, когда я впервые совершил намаз, меня стали интересовать вопросы его происхождения и предназначения. По прошествии с того момента трех десятков лет и накопив за это время разнородной информации, так или иначе касающиеся этих вопросов, попробуем скомпоновать ее в общую панораму истории о намазе. Прежде чем начать говорить о намазе и его предназначении, стоит начать с самого слова «намаз».
История его происхождения уходит вглубь человеческой истории на десятки и сотни тысяч лет. Да именно с той далекой эпохи и начались формироваться вопросы, на которые мы пытаемся ответить из поколения в поколение. Сам намаз и его толкование с точки зрения исламской теологии не вызывают много вопросов и на них есть ответы как в Коране так и многочисленных комментариях к нему. Но вот ответы на вопросы касающиеся происхождения слова «намаз», позволяют видеть нечто больше, подобно тому, как мы видим объект, сквозь увеличительное стекло.
Но прежде чем как мы это скажем, отправимся туда, куда отправлялись все пророки человечества за откровениями от Всевышнего. Этим местом являются вершины гор, которые и по сей день влекут человека. Тот, кто хоть раз в своей жизни восходил на гору и смог наблюдать панораму горизонтального круга, никогда в своей жизни не забудет те чувства, которые низошли на него после трудного, опасного и изнурительного подъема. И как же тут не упасть на колени и не восхвалить Творца за то, что Он наградил его великолепием взгляда на окружающий мир и чувствами, которые заставляют радоваться сердцу и трепетать.
С тех пор когда человек впервые поднялся на вершину горы, туда где обитают чудесные чувства, где сердце наполняется жизненной силой, где душа обретает удовлетворение, где сознание расширяет свои горизонты, он решил увековечить это святое место, место встречи с Богом. И воздвиг на вершине той горы храм, каждый раз когда посещая его, приносил Господу дары в благодарность за чудесные чувства.
Наступил ледниковый период и испытание для человека. Путь к храму души стал затруднен, но человек все же обращал свой взгляд к вершине горы и просил Творца дать ему огонь и тепло. И Творец дал человеку огонь и тепло, прямо с вершины горы. И потекло тепло по склонам священной горы, прогоняя напрочь холод, сковавший сердца людей.
Теперь, как мы и говорили, посмотрим на эту картину с точки зрения этимологии слова «намаз». Обычно это слово толкуют с персидского, как «молитвенное место». В таком варианте оно распространено и в тюркоязычной среде. В нахском языке это слово произносится как «ламаз», которое мы этимологизируем как «лам» (гора) и «зе» (смотреть, наблюдать). Выражение «ламзе ваг1ан», сегодня можно интерпретировать как «пошел на молитву», но в дословном переводе будет «на гору смотреть, наблюдать пошел».
От сюда мы можем сделать предварительный вывод, что слово «намаз» имеет корни в нахском языке. Это подтверждает и слово из грузинского языка «ламази» (красиво), которое как мы видим тоже вошло в грузинский язык из нахского языка. В русском языке мы обнаруживаем устаревшее слово «лямзить» (красть), которое подтверждается греческой легендой о краже Прометеем огня с горы Олимп и передаче его людям. Более детальный подход к этимологии слова из нахского языка «лам», показывает, что оно состоит из слова «ла» (земля) и «ма» (божество, величие).
Слово «лам» (гора) имеет и производное «лами» (лестница). Если мы обратим внимание на конструкцию согласных в слове «земля», то видим тоже прочтение что и в слове «ламаз», только в обратном порядке.
Слово «лам», мы видим в слове «Иерусалим» (ивр. Ерушалим).
Здесь стоит акцентировать наше внимание и на ивритское слово «шалом» (мир, приветствие). Оказывается, у этого слова есть «родственники», один из которых русское «шлем». Какое же родство между ними? Это родство покажут слова из нахского языка «ша» (лед) и «лам» (гора). И вот, глядя на вершину умиротворившегося, успокоившегося вулкана, мы видим развитие семантики слов «ша» и «лом». В арабском языке развилась семантика от нахского «са» (свет, дух, мое) и «лам», от которого идет всем известное приветствие «салам», и от которого, и образовалось слово Ислам.
Историко-сравнительное языкознание и этимология нахского языка позволяет видеть историю человечества, несколько с иной точки зрения. Так выясняется, что фоносемантика слов «пирамида» и «Прометей» имеют общие корни и ведут нас именно к вулкану. Это становиться ясно этимологизируя слово из нахского языка «пхьармат» (Прометей), которое состоит из слов «пхьар» (мастер) и «мат» (место). Дело в том, что слово «пхьар» (мастер), восходит к слову «пхьуьра» (вечер, время разжигания огня), а оно в свою очередь, имеет звукоподражательную основу от звуков раздувания огня. Эта же звукоподражательная основа и в слове fier (огонь) из романо-германских языков. От сюда и слово ferum (железо), и не исключено, что и слово «фараон» имеет ту же основу. Слово «пхьуьра», стало основой для ивритского слова «пурим», тюркского «байрам», и русского (славянского) «пир».
Если арабское слово «салат» (ритуал Богослужения), которое является эквивалентом слова «намаз», сопоставим со словом «салют», то это нам даст образ извергающегося вулкана. Этот же образ мы видим и в турецком слове, титуле «султан». («султаном» называют перо украшающий тюрбан)
И так, что же дают нам эти этимологии?
Эти этимологии дают нам понять, что Египетские, Мексиканские, Боснийские, Китайские пирамиды, на самом деле есть ни что иное как памятники вулкану. Эти этимологии дают нам понять, что все рукотворные холмы и башни со святилищами и жертвенниками на их вершинах, возведенные человеком в разное время и разных уголках света, есть памятники вулкану. Эти этимологии нам дают возможность понять, что горы и вулканы, стали предтечей формирования социальной лестницы и религиозного сознания.
Краткий экскурс в историю нахского языка позволил нам ответить на вопрос о происхождении слова «намаз» и теперь нам предстоит понять саму суть, одного из пяти столпов религии Ислам. История появления этого столпа известна и нет смысла повторять ее. Но стоит заметить, что храмовая гора в Иерусалиме стала той «базой», с которой последний пророк вознесся на небеса и получил откровения об этом ритуале богослужения.
Для начала сравним наше тело с автомашиной. Завод-изготовитель автомашины, разработав и сконструировав его узлы и агрегаты, выпустив авто с конвейера, приложил к ней для водителя, инструкцию по профилактике и тех.обслуживанию. Согласно этой инструкции водитель обязан соблюдать все нормы эксплуатирования, тестирования, профилактики и обслуживания автомобиля. В случае если владелец машины придерживается всех норм прописанных в инструкции, завод-изготовитель гарантирует ему определенный срок эксплуатации. Производитель в этой инструкции предлагает:
— Использовать горюче-смазочные материалы предусмотренные заводом- изготовителем автомобиля.
— Соблюдать температурный режим работы двигателя и нагрузку.
— Соблюдать общую нагрузку на автомобиль
— Соблюдать скоростной режим как по гладкой дороге так и бездорожью.
— Следить за соответствующим давлением в шинах
— Следить за датчиками контролирующие норму работы всех систем.
— Своевременно проводить ТО.
— Содержать автомобиль в целом в чистоте
— Предохранять автомобиль от ударов, столкновений и т.д
Как мы и говорили, если владелец машины будет придерживаться этих основных норм, то и производитель гарантирует обещеный срок эксплуатации машины.
Теперь, представим что наша душа это водитель нашего тела, а инструкцией к тестированию, профилактике и «тех. обслуживанию», является ежедневный пятикратный «намаз», ниспосланный нам Создателем.
В частности в этой «инструкция» предписывается:
1. Содержать в чистоте намерение и помыслы
2. Содержать тело и одеяние в чистоте.
3. Следить за нормой объема грудной клетки
4. Следить за нормой объема брюшной полости
5. Следить за концентрацией взгляда
6. Следить за тоном речи.
7. Совершать 17 поясных поклона
8. Совершать 34 земных поклона.
9. Своевременно выполнять ежедневные инструкции (намазы)
Что мы имеем в результате сравнения машины с телом человека? Это сравнение показывает нам, что если мы будем придерживаться всех норм «инструкций», наша душа будет иметь надежное транспортное средство, как залог для последующей жизни.
Рассмотрев данную точку зрения мы перейдем к следующей, которая позволит увидеть предписание с практической стороны. Для этого нам понадобятся знания о строении нашего тела.
Если человек вкусил горький продукт, то вкусовые рецепторы дают сигнал к мозгу, а он команду к мышцам гортани и она перекрывается, не давая недозволенному продукту проникнуть в организм. Человеческое тело снабжено пятью анализирующими устройствами (чувствами), позволяющее анализировать контакты с внешней средой.
Все эти врожденные контролирующие системы человеческого тела имеют одно единственное предназначение, защиту.
Представьте человека, не имеющего никаких чувств. Если он слеп, то провалится в пропасть, Если глух, то не услышит приближение зверя. Если не имеет вкуса, очень быстро отравится. Если нет обоняния, задохнется в дыму. Если нет осязания, сгорит заживо или замерзнет. Как видим, Творец предусмотрел для человека все, но помимо этого Он дал ему еще интеллект, чтобы он различал добро и зло. Ну а чувства сострадания и милосердия, нельзя ни с чем сравнить. По видимому, эти чувства являются функциональными особенностями души, и присущи только ей. Для распознания дозволенного и не дозволенного и записи всех деяний человека,
Творец наделил человеческое тело свидетелями, прикрепленные к развилке сонной артерии. Это так называемые каротидные клубочки известные сегодня анатомической науке. В самолетах, это так называемые бортовые самописцы. В религиозных источниках, это ангелы сидящие на плечах у человека. Читаем о Них в Коране: «И всякому человеку Мы прикрепили птицу к его шее и выведем для него книгу в день воскресения, которую он встретит разверстой: «Прочти твою книгу! Довольно для тебя в самом себе счётчика!» (сура 17, аяты 13, 14).
«Мы сотворили уже человека и знаем, что нашёптывает ему душа; и Мы ближе к нему, чем шейная артерия. Вот принимают два приёмщика, справа и слева сидя. Не произнесёт он и единого слова, иначе как у него готовый надсмотрщик» (сура 50, аяты 16-18).
Из общих характеристик человеческого тела и рукотворной машины, пожалуй следует выделить их общую черту. Как и машина, человеческое тело подвержено старению и выходу из строя, к концу определенного срока и задача «тех. документации», максимально продлить срок службы.
Как и для машины, для человека прописано время для тестирования тела и профилактики, В Коране об этом говориться следующее: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время». (4:103)
Полевые наблюдения позволяет констатировать факт, что время совершения намаза, при нормальном количестве жидкости в организме, совпадает со временем позывов мочевыводящего пути.
Системы тестирования и профилактики тела, четко прослеживаются при чтении суры «фатихьа» (открывающая). В частности, время позволяет читать эту суру на одном выдохе, хоть это и не обязательное условие. Сделав полный вдох, перед ее чтением, позволяет тестировать и контролировать, как и объем легких, так и объем брюшной полости. Если, к примеру, Вы переели, то Вам трудно будет сделать полный вдох и тем более с легкостью прочитать эту суру. Тем более трудно будет ее закончить по правилам чтения, когда последние слова произносятся протяжно, как бы на самом конце выдоха. Обычно, при правильном чтении суры «фатихьа», в части ее завершения, подтягиваются и напрягаются брюшные мышцы живота. Эти тесты и профилактика мышц грудной клетки и полости живота, при чтении молитвы, дают человеку возможность содержать пропорции грудной клетки талии в эстетических нормах.
Очень часто среди практикующих намаз, возникает вопрос о поднятии рук перед чтением суры «фатихьа» и касанием фаланги большого пальца, мочек ушей. По этому поводу существуют комментарии авторитетных, мусульманских ученных, но интуиция подсказывает, что у этого действия должна быть и польза для тела. Так оно и выходит. Перед чтением суры Вы поднимаете руки на уровне головы и фалангами пальцев касаетесь мочек ушей. Сделанный Вами глубокий вдох заставляет ваше тело выпрямиться в осанке, а касание мочек ушей, дополнительно выпрямляет шейный отдел позвоночника, как бы подтягивая его вверх. Таким образом, Вы стоите перед Творцом как солдат перед командиром, но скромно опушенной головой, устремив свой взор в точку челобитья.
В итоге, за день мы получаем 17 таких упражнений. И вот мы задаем вопрос: Если человек, ежедневно по 17 раз, на протяжении всей жизни, будет выпрямлять и растягивать свой позвоночник, расширять свою грудную клетку, стягивать и напрягать мышцы живота, будет ли его тело в неформенном состоянии? Физиологи утверждают, что если придерживаться этих простых норм тестирования и профилактики, тело человека на протяжении всей его жизни, будет в нормальном физиологическом и эстетическом состоянии.
После чтения сура «фатихьа», молящийся, идет в так называемый поясной наклон и фиксирует свое тело в этом положении на 5-7 секунд, после чего вновь выпрямляется.
В итоге это действие он повторяет 17 раз в день. Что же происходит с телом в результате этих телодвижений? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо ответить на вопрос, который задает Создатель в Коране. «А кому Мы даем долголетие, то искривляем его в сложении. Разве ж они не уразумеют»? (36-68)
Так что же они или мы должны уразуметь? Мусульманские комментаторы по поводу этого аята дают некое философское объяснение, связанное с неизбежностью старения и искривления. Но если мы зададим этот вопрос из Корана физиологам, то они ответят:
«человеческое тело принимает искривленную форму к старости из-за ослабления и отрафирования мышечной системы тела (скелета) и чтобы предотвратить искривление необходимо ежедневно проводить растяжку и зарядку мышц.
Что происходит с определенными мышцами тела при поясном поклоне? Если тело наклонить вперед на 90 градусов, так чтобы спина была ровной и, не опираясь на колени, а, только приложив ладони рук к чашкам колен, то все мышцы, начиная от макушки головы до пяток, будут растянуты. Особенно мышцы задней части ног.
В христианской молитвенной практике тоже существуют поясные поклоны, в которых молящийся, обязан в поклоне, рукой коснуться пола
Проведенные наблюдения показываю, что из десяти мусульман совершающих поясной поклон, девять делают его без пользы. Среди христиан же практически не встречаем тех, кто в поклоне рукой дотягивается и касается пола. Кто-то скажет: «не важно, телодвижение, важно намерение и искренность». Тогда зададим встречный вопрос: нуждается ли Создатель в наших молитвах? Нет, не нуждается. Не нуждается и наш конструктор автомобиля ни в действиях владельца автомобиля ни в его намерениях. Сам владелец является нуждающимся и в своих намерениях и в своих действиях, ведь автомобиль должен обслуживать не конструктора, а владельца автомобиля.
Другое дело если владелец автомобиля будет выполнять все предписания конструктора, и через сто лет владелец представит конструктору автомобиль в целости и сохранности, то конструктор будет доволен, что владелец-водитель так бережно относился к его созданию.
Возможно, он подарит ему новый автомобиль.
Немного отступив от обсуждения темы, вновь рассмотрим поклон, но на сей раз земной.
Это действие челобитья имеет немаловажное профилактическое действие для всего тела в целом. Во-первых, молящийся ежедневно идя в земной поклон, максимально сгибает и разгибает ступни, от которых зависит его походка и стойкость. Во-вторых, тренирует и усиливает мышцы пальцев ног, от которых зависит равновесие в положении сидя на корточках. Усиливает мышцы сгибания разгибания ног.
Что это дает человеку? Для примера представим себе, что молящийся выбрал для себя условие, при котором он без усилия на руки идет на земной поклон (не опираясь на руки, а лишь слегка поддерживая тело) и также без усилий на руки, из положения сидя, встает и выпрямляется в осанке. В этом случае вся нагрузка ложится на мышцы ног, которые приобретают дополнительную силу. И так каждый день, и так на протяжении всей жизни. Вы встречали пожилого человека, который смог бы без помощи рук совершить земной поклон и встать как пятнадцатилетний юноша?
При соблюдении этого правила или нормы, как утверждают физиологи, человек способен с легкость управлять своим телом на протяжении всей жизни. Земной поклон дает еще одно очень важное профилактическое действие. Дело в том, что когда человек находится положении челобитья, усиливается давление на капилляры и сосуды головного мозга. При этом, сосуды и капилляры расширяются и более интенсивно питают мозг кровью, одновременно смывая с них (со стенок капилляров и протоков) холестериновые бляшки.
Стоит ли комментировать и перечислять все положительные моменты от телесной чистоты головного мозга? Думаю, не стоит. Скажем лишь, что закупорка капилляра или протока головного мозга, является причиной инсульта и как следствие этого, паралича.
Так же не стоит комментировать о роли головного мозга для тела в целом, от которого зависят все органы и системы.
В мозге человека есть некая система, которая требует определенных усилий для очищения. Это мысленная система, работающая даже во время сна. Любая мысль человека, обязательно сопровождается картинкой. О чем бы или о ком бы ни подумал человек, какое бы он слово ни сказал, в его памяти всплывают образы его мысли. Только мысль о Боге не может сопровождаться картинками и видениями, так как человек ни когда Его не видел и память человека о Нем, следовательно, пуста.
Теперь проведем эксперимент.
Сделав ритуальное омовение перед намазом и намерение совершить молитву ради Творца, приступим к совершению намаза с чтением определенных молитв. Практически до окончания намаза мы должны быть сосредоточены только на мысли о Боге. Но в нашей молитве мы почему-то моментами думаем не о Том, о Ком намеревались думать. В наше сознание то и дело лезут посторонние мысли. Перед нашим взором появляются картинки того, о чем мы думаем в этот момент. Как только, мы приходим в себя и вспоминаем, что стоим перед Всевышним и дали слово думать только о Нем, картинки наших посторонних мыслей исчезают.. Тут начинает мучить угрызение совести за нарушенное слово данное Творцу.
И так каждый раз, намаз за намазом, на протяжении всей жизни. Это борьба с самим собой, борьба с собственной гордыней, лицемерием и невежеством. Это путь к милости Всевышнего, через осознание своей слабости и беспомощности. Это путь к очищению совести и укреплению чувства искренности. Если человек хоть раз в своей жизни совершит намаз без изъяна, то ему обещана великая награда от Творца. Как здесь не вспомнить и этимологию слова «намаз» и путь восхождения на вершину горы.