Что означает слово муж в древней руси

Что означает слово муж в древней руси

Смотреть что такое «муж» в других словарях:

МУЖ — муж. человек рода он, в полных годах, возмужалый; возрастный человек мужского пола, ·противоп. жена, женщина. | Относительно к женщине, жене: супруг, народное, хозяин, образующий с женою чету. Выдти замуж. Быть замужем. Экой мужища у тебя!… … Толковый словарь Даля

Муж — Человек * Брак * Девушка * Детство * Душа * Жена * Женщина * Зрелость * Мать * Молодость * Муж * Мужчины * Он и Она * Отец * Поколение * Родители * Семья * … Сводная энциклопедия афоризмов

МУЖ — МУЖ, мужа, муж. 1. (мн. мужья, мужей, мужьям). Супруг, мужчина, с которым женщина состоит в браке. Мой мужск. Мужья моих дочерей мои зятья. 2. (мн. мужи, мужей, мужам). Мужчина в зрелом возрасте (книжн, устар., поэт.). «Наконец я слышу речь не… … Толковый словарь Ушакова

МУЖ — МУЖ, а, муж. 1. (мн. мужья, мужей, мужьям). Мужчина по отношению к женщине, с к рой он состоит в официальном браке (к своей жене). Дачный м. (перен.: о том, на ком лежит много разных повседневных обязанностей по отношению к семье, живущей на… … Толковый словарь Ожегова

муж — муж, а, твор. п. ем, мн. ч. муж и, ей, ам (мужчины) и мужь я, муж ей, мужь ям (супруги) … Русский орфографический словарь

муж — МУЖ, а, мн мужья, жей,м Мужчина по отношению к женщине, с которой он состоит в браке (к своей жене). Мой муж! повторила она. Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! (П.) … Толковый словарь русских существительных

муж — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) кого? мужа, кому? мужу, (вижу) кого? мужа, кем? мужем, о ком? о муже; мн. кто? мужья и мужи, (нет) кого? мужей, кому? мужьям и мужам, (вижу) кого? мужей, кем? мужьями и мужами, о ком? о мужьях и о… … Толковый словарь Дмитриева

муж — МУЖ, супруг, разг., шутл. благоверный, разг., шутл. половина, разг. сниж. мужик, разг. сниж. супружник, разг. сниж. хозяин … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

муж — муж/, мн. муж/и (мужчины) и мужь/я (супруги) … Морфемно-орфографический словарь

Источник

И бе он яко тела великого мужъ, такъ и разума многа,
и мужъ чистого и воистину святаго жителства, и
Священных Писаний последователь, и ревнитель
по Бозе, и во отрудехъ духовныхъ многъ
Андрей Курбский. История о великом князе Московском (1564-1583)

1) Существующая этимология

Этимологический словарь Макса Фасмера (ст. сокращена)

2) Применение термина в церковно-славянском языке

а) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 113-115; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012017#?page=113

Мужъ (У через УК (оу), форма графики У = евр. АИН); мюжъ (через Юс большой (также оу); человек, свободный, именитый, почтенный.

* В примерах представленных И.И. Срезневским часто применяется форма «моужъ» и сочетания: именитый, почтенный человек, большие мужи, вячшие мужи, лучшии мужи, старейшии мужи, и др. Эти формы очевидно указывают на процесс выделения из княжеской дружины должностных лиц (специалистов): в военном деле (воеводы), дипломатии (послы), административных деятелей, судебных чиновников, а также специалистов в области торгово-экономических отношениях (купцов и налоговиков).

б) См. также Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, с. 300-302 ; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf

в) Национальный корпус русского языка

* Сказание о Довмонте (1325-1350)
Боголюбивый же князь Тимофей не стерп; дождати мужь своихъ болшея рати и выехал с малою дружиною с мужи съ псковичи и с Ываномъ с Дорогомиловичем и сь его дружиною, противо имъ вполчився.
Мужъ мудръ; мудрым и смысльным другъ, а несмысленым; Богъ.

г) Повесть временных лет; http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869

* Под 862 г. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.

* Под 907 г. И да входять в городъ одиными вороты съ цесаревымъ мужемъ, безъ оружья, мужь 50, и да творят куплю.

* Под 912 г. Послал Олег мужей своих заключить мир и ряд между греками и русскими.

3) Обобщение и вывод

а) Лингвисты XIX-XX вв. не смогли связать церковнославянский термин «мужъ» с социальной действительностью средневековых восточноевропейских государств.
Муж в феодальном государстве деятель на каком-либо общественном поприще, чаще всего это общий титул служилого дворянства.

б) Библейский образ (выделение знати)

Числа 1:16: «Это — избранные мужи общества, начальники колен отцов своих, главы тысяч Израилевых».
Числа 11:16: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшены и надзиратели его. ».

Притчи 28:2: «Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна».

Числа 1:5: «И сия имена мужей, иже станут с вами. ».
Притчи 28:2: «За грехи нечестивых судове востають: мужъ же хитрый оугаситъ я»

в) У нас «вырисовывается» образ «мужа», в первую очередь это человек обладающий выдающимися личными качествами и способностями в какой-либо области деятельности или в нескольких смежных областях.

* Мужчин оценивают внешне по физической форме (виду), сильный физически человек всегда имеет преимущество перед физически неразвитым, тщедушим, в силу того, что он может выполнять тяжелую физическую работу лучше и быстрее. В средние века, где каждый мужчина в поселении нес военную обязанность, этот показатель был часто решающим.

* Кроме физических данных для управляющих коллективом людей нужен также и сильный дух (психические качества): быстрый, широкий и глубокий ум, память, способности к обучению. Люди отличаются друг от друга по: направленности (добро, зло), способностям (овладение специальностью), темпераменту (скорость протекания псих. процессов), характеру (дисциплина, решительность, воля).

Мы приходим к выводу, что термин «мужъ» состоящий из 4 знаков, необходимо должен содержать в себе понятие СИЛА. Мужчина по сравнению с другими группами общества: дети, женщины, старики — обладает более высокими физическими и психическими качествами, в связи со своей (природой определенной) деятельностью: война, охота, земледелие, скотоводство, ремесло и т.д.

Итак, мужъ, мужчина = СИЛА.

4) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень — МУЖЪ = М+УЖЪ = М+УЗЪ.

а) Автор нашел ряд логических и лексических соответствий, когда русская быква Ж при транслитерации библейских терминов заменяла в термине букву иврита З (заин).

* ЖЕРЕ+Б+ЕЦ = ивр. ЗЕРА семя, сперма, потомство + Б (связка слова) в, внутри, как, в виде (посредством чего) + ЙАЦА выходить, выбрасывать, производить; рождаться.

* ЖЕР+ЛО = ивр. ЗЕР кайма, венец, ободок + ЛОА глотка, пасть, кратер (вулкана), дуло, сопло, жерло, воронка, кромка отверстия колодца. Жерло – выходящая на поверхность часть кратера, воронки, кайма воронки, кратера.

* ЖУТЬ = ивр. Ж(З)У+ТЬ = ЗУ+ТЬ = ивр. ЗУА дрожать, быть в ужасе, устрашать; потеть, вызывать потение; т.е. видимые глазом признаки страха, ужаса.

Мы помним, что в древних текстах в слове «мУжъ» написание русской буквы У- УК (ОУ) = еврейской букве АИН (А, О, У, Е).

МУЖЪ = М+УЖЪ = М + УЗЪ = ивр. М от, из, из-за + АЗ (аин, заин) сила, сильный, жестокий, грозный, дерзкий, наглый, грубый, свирепый; т. е. СИЛЬНЫЙ (главная характеристика мужчины).
Формы
ОЗ сила, крепость, величие, слава.
АЗАЗ быть сильным, преобладать, не покорятся.

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.;
См. стронг иврита АЗ; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/5794.html

* Пояснение транслитерации. См. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный
Буква Аин (0 звука);, произносимое как придыхание, среднее между spiritus asper и lenis, в русской транскрипции ничем не отмечается, а потому имеются формы: Овадия или Авдия, Еглом, Ог, Илий, Имануил.
** Произношение еврейской буквы АИН утеряно, озвучивался знак огласовки — А,О, У, Е. На русский язык в слове «мУжъ» буква Аин была передана как У.

в) Библейский образ

Судей: И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане: что слаще меда, и что сильнее (АЗ) льва».

Исаиа 19:4: «И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый (АЗ) царь будет господствовать над ними, говорит Господь, Господь Саваоф».

Таким образом, используя библейскую терминологию и образы, а также пояснения исследователей по транслитерации еврейских библейских терминов на русский язык, мы нашли содержание необъясненного церковнославянского термина МУЖЪ = быть сильным.

Источник

Что означает слово муж в древней руси

Смотреть что такое «мужи» в других словарях:

МУЖИ — свободные общинники воины, участники народных собраний у восточных славян. В Киевском государстве княжеские мужи дружинники, управляющие хозяйством, судьи; приближенные князя (бояре) … Большой Энциклопедический словарь

МУЖИ — МУЖИ, свободные общинники воины, участники народных собраний у восточных славян. В Древнерусском государстве княжеские М. дружинники, управлявшие хозяйством, судьи; приближённые князя (бояре). Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Мужи — Село Мужи Страна РоссияРоссия Субъект федерации … Википедия

Мужи — (стар.). Все население Руси первых веков нашей истории распадалось на М. и холопов, а М. еще на две группы: княжих М. (состоявших на службе у князя) или дружину и людей (см.). В удельный период словом М. иногда означали и все население города;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

мужи́к — а, м. 1. устар. Крестьянин. Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди. Н. Некрасов, Размышления у парадного подъезда. В овчинных тулупах, в коломенских шапках, С обозом и с правой и с левой руки, В лаптях и онучах, в больших… … Малый академический словарь

Мужи — Мужи, село в Ямало Ненецком автономном округе, центр Шурышкарского района, в 100 км (воздушным путём) к юго западу от Салехарда. Расположено на р. Малая Обь (бассейн Оби), в 276 км к югу от железнодорожной станции Лабытнанги. Население около… … Словарь «География России»

Мужи-Юш-Ов-Соим — Характеристика Длина 12 км Бассейн Карское море Водоток Устье Сыня · Местоположение 162 км по левому берегу Расположе … Википедия

Мужи апостольские — Апостольские мужи (греч. Αποστολικοί Πατέρες апостольские отцы) современники и сотрудники апостолов, непосредственные их ученики. Сочинения апостольских мужей показывают отношение раннехристианской церкви к иудаизму и язычеству, содержат сведения … Википедия

МУЖИ ВЕЛИКОГО СОБОРА — или ВЕЛИКОЙ СИНАГОГИ (евр. аншей кнессет ха–гдола), коллегия ветхозав. учителей *иудейства, существовавшая согласно *Талмуду во *ВТОРОГО ХРАМА ПЕРИОД (Авот 1,1–2). М.В.с. считались преемниками *пророков, им приписывались 3 изречения: «будьте… … Библиологический словарь

мужи́цкий — ая, ое. устар. и прост. прил. к мужик (в 1 и 2 знач.). Компания охотников ночевала в мужицкой избе на свежем сене. Чехов, Зиночка. Я был мужицкий сын, чувствовал себя мужиком, знал твердо, что предстоит жить и работать в деревне. Арамилев, В… … Малый академический словарь

Источник

Что означает слово муж в древней руси

Древнерусское сло­во «мо­ужь» про­ис­хо­дит из пра­сла­вян­ско­го *mọžь и род­ст­вен­но ста­ро­сла­вян­ско­му мо­ужь («муж, муж­чи­на, суп­руг»).

В ис­то­рио­гра­фии XX века су­ще­ст­во­ва­ла точ­ка зре­ния, со­глас­но ко­то­рой Мужи в Древ­ней Ру­си на­зы­ва­ли ис­клю­чи­тель­но пред­ста­ви­те­лей со­ци­аль­ной эли­ты или да­же толь­ко дру­жин­ни­ков (Б.Д. Гре­ков, С.В. Юш­ков, К. Цер­нак и другие). Од­на­ко сло­во «Мужи» ча­ще все­го не но­си­ло тер­ми­но­ло­гического ха­рак­те­ра и обо­зна­ча­ло про­сто лю­дей муж­ско­го по­ла, муж­чин вне за­ви­си­мо­сти от их со­ци­аль­но­го ста­ту­са. Об этом сви­де­тель­ст­ву­ет, в ча­ст­но­сти, то, что в ис­точ­ни­ках это на­име­но­ва­ние ис­поль­зу­ет­ся как по от­но­ше­нию к знат­ным лю­дям, так и по от­но­ше­нию к ря­до­во­му на­се­ле­нию.

Од­но­вре­мен­но упот­реб­ле­ние сло­ва «Мужи» мог­ло иметь со­ци­аль­ное зна­че­ние. Сло­во «Мужи» в со­че­та­нии с эпи­те­том обыч­но упот­реб­ля­лось для ха­рак­те­ри­сти­ки пред­ста­ви­те­лей эли­ты. В на­чаль­ном ле­то­пи­са­нии «на­ро­чи­ты­ми» и «луч­ши­ми» Мужами на­зва­на знать древ­лян. Впро­чем, пер­вое оп­ре­де­ле­ние, по всей ви­ди­мо­сти, но­сит литературный ха­рак­тер и пред­став­ля­ет со­бой пе­ре­вод греческих эпи­те­тов, ча­ще все­го ἐπίσημος («вы­даю­щий­ся, за­ме­ча­тель­ный, вид­ный»).

Сло­во­со­че­та­ния «вячь­шии (боль­шии, до­б­рии, стар¬ишии и тому подобные) мо­ужи», как пра­ви­ло, в Древ­ней Ру­си при­ме­ня­лись для ха­рак­те­ри­сти­ки при­ви­ле­ги­рованной час­ти сво­бод­но­го на­се­ле­ния, пре­ж­де все­го бо­яр. В пре­да­нии о юно­ше-ко­же­мя­ке (в «По­вес­ти вре­мен­ных лет» 992 года) рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, как ки­ев­ский князь Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич «ство­рил» со­вер­шив­ше­го под­виг в вой­не с пе­че­не­га­ми ге­роя и его от­ца «ве­ли­ки­ми» Мужами, то есть, ве­ро­ят­но, сде­лал их свои­ми при­бли­жён­ны­ми, вклю­чил в дру­жи­ну.

В Ска­за­нии о чу­де­сах свя­тых Ро­ма­на и Да­ви­да (хри­сти­ан­ские име­на свя­тых кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба) го­во­рит­ся о том, что в 1113 году по­сле смер­ти ки­ев­ско­го князя Свя­то­пол­ка Изя­сла­ви­ча в Ки­ев при­гла­ша­ли Вла­ди­ми­ра Все­во­ло­до­ви­ча Мо­но­ма­ха «вси лю­дие, па­че же боль­шии и на­ро­чи­тии» Мужи (под ни­ми по­ни­ма­ет­ся эли­тар­ная ка­те­го­рия на­се­ле­ния Кие­ва, оп­ре­де­ляв­шая по­зи­цию ос­таль­ных ки­ев­лян).

Источник

Термины свойственного родства. ЖЕНИХ. МУЖ

Что означает слово муж в древней руси

Академик Олег Николаевич Трубачев — «История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя». Глава II. ТЕРМИНЫ СВОЙСТВЕННОГО РОДСТВА.

ЖЕНИХ

Ст.-слав., др.-русск. женихъ ‘sponsus, νυμφίος’, русск. жених, диал. ‘женатый мужчина’, польск. диал. zenich ‘oblubieniec’, ‘narzeczony’, восточноляшск. диал. zynich, сербск. женик ‘der Bräutigam, sponsus’. Все эти формы говорят об о.-слав. zenixъ (сербская форма, видимо, — аналогического происхождения). В слав. zeniхъ мы имеем дело не с балто-славянским суффиксом *-is- (слав. *-ix-), первоначальным суффиксом принадлежности и происхождения, ср. русск. богачиха и под. Скорее всего, слав. zeniхъ образовано прибавлением славянского суффикса −хь (zeni-хъ) к глагольной основе zeni-ti, т. е. zeniхъ— отглагольное имя деятеля и в этом смысле его нельзя непосредственно соотносить со слав. zena ‘жена’. Прекрасную аналогию славянскому слову видим в греч. μνηοτήρ ‘жених’ — к μνάομαι ‘свататься’, которое в свою очередь происходит от *μνά −mij-. Другая точка зрения может быть признана общепринятой. Так, А. Мейе, В. Вондрак, Р. Траутман, в последнее время Ю. Покорный и Ф. Мецгер единогласно видят в слав. mọzь образование с суффиксом −g-.

Не возражая в принципе против мысли Вайана о возможности редкого развития g- перед u-, в ряде вопросов с ним можно не согласиться. Прежде всего невероятен вин. п. ед. ч. *manui(n) от −u-основы *manu-, и.-е. *manu, ср. u-основу ст. — слав, сынъ, вин. п. ед.ч. сынъ vira> др.-русск. вира выглядит искусственным. Достаточно сказать, что свободное словосочетание этого типа предполагает скорее полнозначность всех его компонентов и тем более объекта *vira (ср. к тому же актуальность соответствующего обычая — штрафа — даже в течение первых веков письменного периода истории Киевской Руси). А в таком случае отсутствие всех других падежных форм, кроме род. п. ед. ч. *vira, выглядело бы очень странно. Точно так же у нас нет оснований видеть в *vira несогласованное определение, предпосланное определяемому, вроде тех, которые широко употребляют литовский и латышский языки.

Напротив, если мы обратимся к другому объяснению, мимоходом упомянутому Вайаном, — vira производное от *virъ, — процесс забвения *virъ в славянском получит весьма естественное толкование: в итоге длительной борьбы за роль общего термина ‘муж, мужчинав славянском победило *mọzь, более удобное в силу одинаково легкого употребления в обоих важных значениях, в то время как более узкий семантически термин *virь ‘взрослый мужчина’ был рано вытеснен, не найдя поддержки в древнем (и поэтому давно деэтимологизировавшемся) −ā-производном *vir-ā: др.-русск. вира.

Мысль о более позднем развитии значения и.-е. *vīros ‘муж’, осуществлявшемся собственно уже в отдельных ветвях индоевропейского, подтверждается этимологией. Балтийский развил значение *biras ‘муж’, видимо, самостоятельно, отдельно от славянского, в котором употребление *virъ могло рано ограничиваться предположенным образом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *