Что означает слово мораль 4 класс этика
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемКсения Шелгунова
Презентация к уроку ОРКСЭ 4 класс «Школа 2100».
Похожие презентации
Презентация 4 класса по предмету «ОРКСЭ» на тему: «Происхождение слов «мораль», «нравственность».». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Гущин Кирилл 4 « А » класс
2 Слова « нравственность », « мораль », « этика » близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.
3 Слово « этика » происходит от греч. ethos нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал « этическими » добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а « этикой » науку об этих качествах.
4 Слово « мораль » латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos ( множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis моральный и moralitas мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.
5 А « нравственность » русское слово, происходящее от корня « нрав ». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами « этика » и « мораль » как их синоним.
6 Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы ( а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту ).
7 Слово « светская » означает « мирская », « гражданская ». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло ; что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим ; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми. Этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше. Религиозная этика обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных, норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.
8 Сообщить человеку нравственные знания и способствовать выработке у него привычки к совершению высоконравственных поступков.
9 Моральные нормы служат для контроля за поведением внутри социальных групп, различных классов и общества в целом. В любом обществе действия и поступки различных людей должны подчиняться строго определенным моральным принципам.
10 Мораль отличается от права тем, что носит именно неписаный характер и ее требования обычно закрепляются в обиходе в виде традиций, обычаев, общепринятых норм и т. д.
11 В этике определены высшие нравственные ценности, которые направляют нравственную жизнь общества и человека жизнь, свобода, патриотизм, социальная справедливость, национальное самосознание, уважение чести и достоинства каждой отдельной личности.
Презентация по ОРКСЭ на тему «Особенности морали» (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
В чём особенности морали? Есть ли единый список моральных правил? Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе? В тех краях, где кошельком Мерят всё на свете, Правда ходит босиком, Катит ложь в карете. Ложь всегда опередит Истину немножко. Но не бойтесь: победит Правда-босоножка. (С.Я. Маршак.)
Мораль – система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей. В чём же особенности морали? Моральные нормы (правила) нигде не записаны. Однако это не значит, что о них нигде нельзя прочитать. Есть труды учёных, литературные произведения и фильмы, герои которых попадают в разные ситуации морального выбора, а также религиозные книги.
Российский Красный Крест — общественная благотворительная организация, которая является участником международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Всю свою деятельность российский Красный Крест направляет на оказание помощи нуждающимся в ней людям.
Отделения Красного Креста есть в каждом регионе нашей страны, сотрудники объединяют вокруг себя неравнодушных людей. В рядах российского Красного Креста действует молодёжное движение, участникам которого от 14 до 25 лет. Основная деятельность молодых активистов направлена на оказание помощи детям из социально незащищённых семей, сиротам, одиноким престарелым людям и ветеранам, беженцам, людям с ограниченными возможностями и лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
Большинство государственных законов, в том числе и главный закон Российского государства, которым является Конституция Российской Федерации основано на моральных нормах.
Кроме этого есть родители и учителя, которые учат своих детей соблюдать моральные нормы (правила).
Моральные нормы не имеют документального оформления т. е. нет списка моральных норм. Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живёт, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого.
Познавая мир и общаясь с другими людьми, человек учится выбирать моральные нормы, следуя которым он сделает жизнь окружающих его людей, а значит и свою жизнь лучше.
В обществе есть другие организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Это прокуратура, суды, полиция. Они следят за тем, чтобы люди не нарушали законы. Если люди будут их нарушать, то жизнь в обществе станет хуже.
В морали ничего подобного нет – ни «моральных организаций», ни особых «моральных стражей», «смотрителей за моралью».
Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание. О хорошем, добром поведении детей заботятся родители и родственники в семье, учителя в школе, друзья. У взрослых – сотрудники – люди, с которыми они работают. И конечно, сам человек.
Как формируются моральные нормы и правила?
Вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Дж. Локк Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес
От каждого человека зависит, каким моральным нормам следует он сам и какова мораль в обществе, в котором он живёт. Если люди будут равнодушными, не будут обращать внимание на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше.
Безнаказанность увеличивает зло в мире. При этом главное – не осудить другого, а помочь ему стать лучше. Тогда и хороших людей станет больше.
враждебность справедливость ложь дружеская помощь
Юридические нормы Моральные нормы Уважение к старшим Законы Помощь слабым Указы президента Перенеси слова или словосочетания в указанные области.
Почему плохо быть равнодушным? Приведите примеры неравнодушного поведения людей в сложных ситуациях.
Использованный материал http://nanopics.ru/view/1838949 кормушки для птиц http://www.bal-con.ru/dossier/d15529.htmlполитика Конституция России http://russian1.peopledaily.com.cn/31516/6250401.html полицейские» http://pinme.ru/u/s79275056070s/razvlecheniya-kino/?page=2 семья http://vladairada.com.ua/search.asp?search=год&n=66 дети идут в школу http://www.isprras.ru/ispr/stranica/tematicheskoe-planirovanie-gruppi-… дети за партой http://senno-school1.belhost.by/obrazovanie/olimpiady/ глобус, книга, дети Картинки на слайдах 4, 7, 8, 9, 17, 18 взяты из диска «Светская этика»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 284316
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по ОРКиСЭ. Светская этика на тему «Мораль и нравственность» (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мораль и нравственность
Кто дал название этики – части философии?
Аристотель Известный ученый и мыслитель, основал свою философскую школу. Аристотель лбил читать лекции, прогуливаясь с учениками по дорогам сада. Его школа поэтому так и называлась: перипатетическая школа (от греческого «перипато» – прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и другими науками: историей, физикой, астрономией, географией.
Этический (обладающий добродетелями): Умеренность; Мужество; Щедрость; Великодушие; Справедливость
Добродетель Положительное свойство характера человека
Добродетельный Высоконравственный человек, проявляющий добродетель, полный добродетели.
Цицерон – основатель понятия «мораль»
Цицерон Древнеримский политик и философ. Изучал философию, риторику и другие науки. Прославился, как блестящий оратор. Умение Цицерона красноречиво говорить, убеждать, «разбивать» в спорах противника, сделало его имя известным далеко за пределами Римского государства. Его изречения и высказывания дошли до наших дней.
Мораль Мораль – моральный Нрав – нравственность, нравственный. Этика=мораль=нравственность
Вопросы: Что значит «быть самим собой»? Что значит «жить в ладу с самим собой»? Что значит «жить для других»? Что значит «мы в ответе за тех, кого приручили»?
Домашнее задание 1. Придумать свои философские вопросы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данная презентация предназначена для учителей начальных классов, преподающих курс ОРКиСЭ. Основы светской этики в 4 классе. Урок 4 по теме: «Мораль и нравственность».
Номер материала: 107237
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок ОРКСЭ с презентацией в 4 классе на тему «Этика – наука о нравственной жизни человека».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЭТИКА – НАУКА О НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Урок ОРКСЭ 4 класс Никитина В.Н.
Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Всё вместе это можно назвать словом «нравы», ОТ которого в русском языке произошло слово «нравственность». Поэтому слова «мораль» И «нравственность» являются синонимами.
Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она достигается. В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.
Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделавшего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше? На все эти вопросы помогает ответить этика.
Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «гражданская». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим ИЛИ плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми. Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.
В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья – это надежное прибежище. Для того чтобы совершить благородные поступки, необязательно царить над сушей и морем. В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Жить – значит делать вещи, а не приобретать их.
Задание 1 У вас день рождение. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени., стол ещё не накрыт. Ваши действия.
Задание 2 Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание 3 Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
Задание 4 Дополни предложение. Этика – это наука, которая рассматривает отношение между ________ с точки зрения представления о __________ и ___________.
Закончи предложение. Сегодня я узнал.. Было интересно…. Я понял, что….. Я научился…. У меня получилось…. Мне захотелось……
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Основы религиозных культур и светской этики
Курс повышения квалификации
Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе
Тема:Этика – наука о нравственной жизни человека.
Цели:
Оборудование: выставка фотографии, подготовленных детьми по теме домашнего задания, иллюстрации, слайды (по возможности) с изображением знаменитых людей России, пословицы и поговорки о вежливости и доброте, карточки с ситуациями, тетради, учебник ОРКСЭ, цветные карандаши или фломастеры, ручка, простой карандаш.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний по теме «Россия – наша Родина».
Проверка домашнего задания в опорных листах.
III. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.
IV. Изучение нового материала.
В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить.
Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.
Учащимся предлагаются ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков:
Как нужно было поступить в этой ситуации? (Разыграть ситуации в группах и рассмотреть их с точки зрения всех участников ситуации)
Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.
Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.
Откроем учебник на стр.4 и прочитаем что такое ЭТИКА.
Так что же такое Этика?
Кто был основателем этой науки?
Что означает слово «мораль»?
Назовите виды Этики.
Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе.
Откроем опорные листы выполните задания 1 и 2.
Игра.
— Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо – руки вверх)
А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.
Посей поступок – пожнёшь привычку;
Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;
Посей характер – пожнёшь судьбу.
В чём её мудрость? Сложно ответить. Нам поможет притча.
Обратимся к опорным листам задание 3.
V. Закрепление изученного материала.
Проигрывание ситуаций. Работа в группах.
Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.
Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.
Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.
После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.
Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:
— В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?
— Какое поведение вы не одобряете?
VI. Итог урока.
— С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.
— Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?
VII Рефлексия. Закончи предложение.
ОРКСЭ 4 класс «Особенности морали»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок ОРКСЭ в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа»
Тема : «Особенности морали»
1 На примере совместной работы детей, определить какими моральными навыками они воспользовались на данном уроке.
2 Оценить с точки зрения этических норм свою работу.
— на этапе актуализации знаний- (информационные действия) поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах
-дать определение понятию «мораль», найти это определение в толковом словаре
-Обосновывать свое высказывание о литературных произведениях или герое с точки зрения морали
3 Отметить положительную и отрицательную сторону, взять на заметку негативные моменты и нацелить себя на дальнейшее исправление ошибок.
осуществлять взаимный контроль.
4 Через свой жизненный опыт научиться распознавать и создавать моральные и этические нормы общения в коллективе и в дальнейшем закреплять навыки этических норм.
-на всех этапах урока (общеучебные действия) осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
-использовать речь для регуляции своего действия.
5 Формирование коммуникативных умений (организация групповой, парной работы).
— (планирование учебного сотрудничества)
определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
строить монологическое высказывание, строить понятные для партнёра высказывания.
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, аргументировать своё решение
(нравственно этическая сторона)
— уважительное отношение к иному мнению;
-навыки сотрудничества в разных ситуациях.
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
— определять качество и уровень усвоения.
1 Дисциплинарный момент.
-готовность и способность к саморазвитию;
— личная ответственность за общее благополучие на уроке.
— концентрация воли для преодоления интеллектуаль-
ных затруднений и физических препятствий;
— активизация сил и энергии.
На интерактивной доске смотрим презентацию по басням.(репродукции с картин с отрывками из текста)
— Ребята, что вы прослушали?
+Отрывки из басен.( называют авторов и названия, вспоминают из курса литературного чтения)
-Можно ли басню назвать жизненной историей? Почему?
+Басню можно назвать жизненной историей, т.к. она рассказывает о жизненных ситуациях, которые происходили или могут произойти.
— Чему научат нас эти ситуации?
Есть в жизни басня, да не одна,
И в каждой есть залог успеха,
А выступает им … (мораль)
Разгадка «ключ» для человека.
— Что это за «ключ» в басне, который помогает раскрыть смысл басни?
+Этим «ключом» является мораль.
-Напомните, что раскрывает понятие «мораль».
+Мораль – это система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
-Кто определяет систему этих норм?
+Сам человек, сами люди.
-А как им удается это определить, придумать?
+Возможно, это определяется жизненным опытом, пройдя через свои ошибки в поведении и поступках, а также опираясь и на чужие.
-А так ли легко выстроить эту систему норм и ценностей?
+Довольно сложно, нужно уметь договариваться при выборе нужного для людей.
-Хотите попробовать составить сами для себя эту систему, которая помогла бы вам регулировать свое поведение.
— А есть ли какие-либо правила для совместной работы?
+Ребята проговаривают правила.
Правила записаны на доске:
Принимай его точку зрения
Спокойно доказывай свою точку зрения
-Ребята, обратите внимание, нет ли в своде правил тех норм, которые отвечают требованиям культурного человека?
+Есть( выделяют из свода правил слова, подтверждающие нормы морали)
— применение правил и инструкций;
— контролировать процесс и результат деятельности;
+ Ребята высказывают предположение.
Работа по учебнику.
— Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу учебника. Найдите тему, которая поможет дать вам ответ.
+Тема : «Особенности морали»
— Давайте определимся, что нового мы должны узнать на данном уроке, какие поставим перед собой цели?
Узнать об особенностях морали
Составить самим систему норм и ценностей, которая отвечает требованиям морали, опираясь на свой опыт, на опыт родителей, предков, друзей.
Работать дружно, сплоченно, чтобы выйти на результат своего труда.
Использовать знания в своей жизни.
-навыки сотрудничества в различных ситуациях.
-формулировать и удерживать учебную задачу;
— преобразовывать практическую задачу в познавательную.
— самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель., составлять план своей работы.
4 этап – первичное усвоение нового теоретического учебного материала.
Решение учебных задач.
1.Самостоятельная работа в группах.
-Прочитайте текст, выпишите в рабочую тетрадь те особенности морали, которые вы определите при чтении, обсудите выбор, работая в группе.
На доске, после коллективного обсуждения:
Моральные нормы(правила) нигде не записаны, но о них можно прочитать.
Моральные нормы не имеют документального оформления.
Все люди вносят посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.
-Порассуждаем о первой особенности: моральные нормы( правила) нигде не записаны, но о них можно прочитать.
— Где можно прочитать о правилах моральных норм?
+ В пословицах, притчах, сказках, рассказах, баснях. Они составляют моральный опыт каждого народа со своими традициями, обычаями, культурой, религией, те. Опыт всего человечества.
— Почти у всех народов мира в той или иной форме представлено «золотое правило» нравственности:
« Не делай другим того, чего не желаешь себе»
-Вспомним примеры басен, приведенные в начале урока. Какие моральные нормы прослеживаются в моралях этих басен?
+вспоминают морали басен, рассуждают о смысле каждой морали
-Подтверждают ли примеры поведения героев данных произведений это «золотое правило»? Как?
+рассуждают: «Я не желаю, чтобы мне льстили, …»
-Порассуждаем о второй особенности
«Моральные нормы не имеют документального оформления».
— Но как же тогда человеку соблюдать эти правила, ведь каждый из нас может сказать : «А об этом нигде не записано, поэтому, что хочу, то и делаю!»
+Человек должен сам научиться отличать хорошее от плохого, доброе от злого и держать это в сердце.
-Чтобы было не стыдно за свои поступки, чтобы научиться отличать доброе от злого, что в нас есть такого, что помогает нам сделать именно правильный и достойный выбор?
— Как вы понимаете, что такое совесть?
+ Когда становится стыдно за дурные поступки. На душе неспокойно, что-то тянет, тревожит…
-Попробуйте дать сами определение «совести».
Совесть – помощник внутри тебя, дающий совет, как правильно поступить, чтобы не было стыдно самому и плохо другим» ( в тетрадь)
— Если мы совершаем поступок, прислушиваясь к совести, то какой поступок мы совершаем?
— Таким образом, совесть – это и есть наша нравственность, которая помогает нам регулировать наше поведение.
— Послушайте стихотворение, подумайте о смысле, заложенном в строки этого произведения (автор Калинина Т.А., МБОУ СОШ №1 Костромы)
Что измеряет зло, а что добро?
Борьба стихии тьмы и света.
Она напишет где, когда и что
Возьмет медаль со званием «Победа».
Что победит неведомо…Одно
Не будет мыслимо без половины.
Вся жизнь – борьба за то и то,
И мы стоим посередине.
Что перевесит на твоих весах?
Что будет направлять тебя по жизни?
Для этого с тобой всегда она,
Чтоб в равновесии держать две половины.
Она – спасение души.
К ней сам Господь тебя направит непременно.
Есть Совесть – Божий дар судьбы,
Она тебе поможет безвозмездно.
Найти тот выбор между двух огней,
Такой, который направляет к свету,
И этот свет ты должен пронести,
Чтобы над злом ты одержал победу.
-составление плана и последовательности действий;
— предвосхищение результата (поняли сами).
-поиск и выделение необходимой информации из различных источников ;
— подведение информации под правило;
— построение рассуждения: обобщение.
— аргументация своей позиции и её координация с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
-строить монологическое высказывание.
-передача информации устным способом;
— построение рассуждения: обобщение;
-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
-задавать вопросы, обращаться за помощью;
-предлагать помощь и сотрудничество.
-предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
— в нашей жизни есть понятия, которые отображают в отдельном слове оттенки добра и зла. Дополните антонимами (могут воспользоваться словарями), соотнесите их с нравственной и безнравственной стороной человека. Если хотите, добавьте свои антонимы в таблицу.(карточки выдаются группам).
(Д-добро,З – зло, обводят нужный выбор буквы)
Таблица моральных и аморальных понятий.
— Проверим, какие качества человека вы отнесли к добру.
— Что помогло вам заполнить таблицу?
+ жизненный опыт, прочитанные рассказы, сказки, басни, когда сравнивали поступки героев.
— можно ли ваш выбор отнести к моральным нормам? Почему?
-предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
— осуществлять взаимный контроль.
— давайте попробуем составить список норм морали
+дети называют, опираясь на предыдущую работу.
— порассуждаем о третьей особенности
«Все люди вносят посильный вклад в поддержании морали и в моральное воспитание»
— Как вы понимаете эту особенность морали? Дайте свой ответ цитированием текста.
+ «о хорошем, добром поведении детей заботятся родители и родственники в семье, учителя в школе, друзья. У взрослых – сотрудники, люди с которыми они работают.»
— это и есть регулятор наших поступков.
Мораль – страж снаружи (правила, нормы поведения).
+ «И конечно, сам человек. Это значит, что от каждого человека в значительной степени зависит, каким моральным нормам следует он сам…»
— Это и есть регулятор наших поступков. Нравственность – страж внутри(совесть), ответственность перед самим собой.
— Люди выбирают, как им поступить, ориентируясь на общечеловеческие ценности. А что такое ценность с точки зрения морали?
+ То что мы ценим, любим, бережем.
-Перечислите эти ценности.
+ Жизнь, свобода сострадание, семья, друзья, люди, человек, труд, здоровье, просвещение, духовность, целеустремленность, воля, справедливость, мудрость, смелость, любовь, правдивость, искренность, верность, преданность. доброта, доверие, вера, скромность, смирение, дарить духовное богатство с другим, дарить свет людям, чтобы о тебе помнили.
— поработайте самостоятельно. Составьте нормы моральных отношений к родным, другу, себе.
На индивидуальных листах (приблизительная работа)
-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении орфографических задач.