Что означает слово мокша
Значение слова мокша
Словарь Ушакова
м о кша, мокши, мн. нет, жен. Одна из двух больших групп, на которые делится мордовская народность, срн. ерзя.
Словарь-Энциклопедия по Буддизму и Тибету
(санскр.) — освобождение от круговорота рождений и смерти, синоним нирваны. Как термин М. чаше употребляется в джайнизме, чем в буддизме.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
1. и, собир., ж., ед. мокша, и, м. и ж. Этническая группа мордва, составляющая коренное население южной и западной части Мордовии.
2. неизм. Относящийся к мокше, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к территории их проживания, её внутреннему устройству; такой, как у мокши.
| прил. также мокшанский, ая, ое (к 1 знач.).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(санскр. Moksha — освобождение, искупление) — у индийских брахманов погружение в верховном божестве, слияние с ним; высшее блаженство, достижимое для человеческой души. Только те могут надеяться достичь его, кто приобрел полное знание природы божества, души и разума путем размышления, опыта, покаяния, следования наставлениям учителей (гуру) или уничтожил все свои страсти и освободил свою душу от всех земных желаний путем суровых аскетических упражнений.
Мокша — “мокрые” племена Мордовии
Современные этнографы считают народ мокша и их соседей, эрзян, двумя группами одного народа — мордвы. Несмотря на это, сами представители этносов не поддерживают эту идею, ведь в их культуре и даже истории немало различий. Мокша имеют с эрзянами ряд общих предков, проживают в непосредственной близости от их земель, но многие ритуалы, духовные особенности народов заметно различаются друг от друга.
Более того, генетические исследования также показали, что это два отдельных народа, которые не стоит рассматривать в едином контексте мордвы. Мокшане бережно хранят память о прошлом, свою богатую историю, о которой и пойдёт речь. Что же значит название народности? Как складывалась судьба мокшанского этноса?
Название мокшан
В топонимическом словаре Евгения Поспелова отмечается, что язык прародителей народности имел немало общего с балтийскими наречиями. Более того, название реки Мокша имеет очевидную связь с индоевропейским словом “мекша”, значившего “пролившийся, мокрый”.
Существуют гипотезы о том, что название мокшан могло происходить от ныне вымершего финно-угорского языка. Кроме того, ряд исследователей склоняется, что корни слова “мокша” следует искать в санскрите, где оно имело значение “освобождённый”. Возможно, предки мокшан считали себя освобождённым и свободолюбивым народом.
Елизавета Аркадьевна Куликова (жена художника Ивана Семеновича Куликова) в костюме мордвы-мокши, 1900-е
Фото сделано во Владимирской губернии, Муромского уезда
Источник: Муромский историко-художественный музей
Происхождение народа мокша
Впервые о заметных различиях между мокшанами и эрзянами в научной среде заговорил Пётр Симон Паллас. Он отметил внешние особенности, указав, что среди мокшан больше темноглазых и темноволосых людей, а вот эрзя отличались светлыми волосами и глазами.
В прошлых веках немало историков поддержали гипотезу о родстве мокшан и андрофагов, древние племена Восточной Европы. Впрочем, современные исследователи подвергли предположение жесткой критике, указав на ряд серьёзных ошибок и неточностей.
Семья мокшан, Краснослободский уезд, Пензенская губерния
Вот только к единому мнению учёные так и не пришли. Одни считают, что мокша и эрзя некогда были едины с финно-угорскими народностями, однако впоследствии разделились на две ветви. В трудах академика Петра Кёппена среднее течение Волги и бассейн Оки отмечены как исконные земли финских народов, что подтверждает предположение о родстве с мокшанами.
А вот российский историк В. Н. Татищев придерживался иных взглядов: он отмечал, что мокша — потомки одного из сарматских племён. Подобную гипотезу высказал и филолог А. Шаронов, что не исключал иранское происхождение народа мокша. Особенно это заметно в его языке, где имеется значительная часть иранских заимствований.
Из глубин истории
Одно из первых упоминаний о мокшанах встречается в записях иранского учёного Рашида ад-Дина. Он указывает, что в сентябре 1236 года монгольские завоеватели объявили войну народам, на земли которых пришли — мокшанам, эрзянам, буртасам.
В 1237 году мокша потерпели поражение у Чёрного леса неподалёку от границ Рязанского княжества. Местный народ и монголы заключили союз, согласно которого мокшанский царь Пуреш должен был возглавить свой отряд и присоединиться к завоевателям в продвижении на западные земли. В 1241 году монгольские отряды уже перешли через Карпаты. Известно, что мокша участвовали в походе, а также находились в войске монголов при взятии Люблина и Завихоста.
Выступления в военном походе на стороне монголов не уберегли мокшан от больших потерь. Царь Пуреш вынужден был вести переговоры с немцами, пытаясь выйти из-под власти Батыя.
Гийом де Рубрик в своих работах пишет:
“Именно Татары вели их (мокшан) вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар…”
Узнав об этом, монгольские воины перебили ночью многих спящих мокшан, в том числе и царя, продемонстрировав, что служение врагу никогда не гарантирует безопасности. Возвратившаяся на родину часть мокшанского отряда сообщила о произошедшем дочери царя, Нарчатке. Царевна руководила войском, ударив монголов с тыла.
Художник А. Ежов «Монгольское нашествие на Русь»
Мокша и русские
В дальнейшем мокшане, уже в составе Темниковского войска, участвовали в захвате Казани, организованном Иваном Грозным. Этот же период ознаменовался христианизацией мордовских земель.
Многие мокшанские князья сменили веру, что помогло им укрепить своё положение. Однако среди народа мокша и эрзя было немало тех, кто не захотел отвергать религию предков. Большинство таких людей ушло в северные леса, отдалённые регионы Мордовии.
Взаимодействие русских и мокшан происходило достаточно сложно. Об этом свидетельствовали многочисленные бунты, что вспыхивали в мордовских землях. Многие мокшане присоединились к восстанию Емельяна Пугачёва во второй половине XVII века. Несмотря на все протесты, происходило постепенное обрусение народа.
Девушка и молодуха (молодая замужняя женщина) в традиционных праздничных костюмах, Пензенская губерния, 1927 год
Источник: Кунсткамера
Многие национальные обычаи, старинные традиции навсегда ушли в прошлое. Даже в народном костюме мокша, в отличие от эрзянского, проявилось влияние русской культуры. Тем не менее, говорить об исчезнувшем культурном наследии не приходится.
Мокша — древний народ с богатой историей. Мы пока не можем наверняка сказать, как происходило его формирование: был ли он отделён от одного этноса мордвы или же изначально являлся самобытной этнической группой. Несмотря на это, нельзя не восхищаться мужеством и стойкостью предков современных мокшан, которым довелось воевать с сильнейшими народами мира, смиряться перед натиском врага и снова оказывать отчаянное сопротивление.
Значение слова «мокша»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Мокша — философское понятие в индуизме и джайнизме.
Мокша — река в Европейской части России, правый приток Оки.
Мокша — финно-угорский народ в России.
Мокша — посёлок в Торбеевском районе Мордовии.
Мокша — село в Большеглушицком районе Самарской области.
Мокша — деревня в Атнинском районе Татарстана.
Мокша — литературно-художественный и общественно-политический журнал на мокшанском языке.
МО’КША, и, мн. нет, ж. Одна из двух больших групп, на к-рые делится мордовская народность, ср. ерзя.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Мокша
1. река в России, правый приток Оки ◆ Мокша — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.
мо́кша
2. финно-угорский народ в России
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова бугай (существительное):
Синонимы к слову «мокша»
Синонимы к слову «Мокша»
Предложения со словом «мокша»
Цитаты из русской классики со словом «мокша»
Сочетаемость слова «мокша»
Понятия, связанные со словом «мокша»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «мокша»
На этом пути, даже если человек не верит в бога, он имеет возможность достичь мокши, то есть того же, чего достигает верующий с помощью молитв, – полного освобождения от уз и влияния плотской оболочки.
На этой стадии брахман проводил время в размышлениях и молитвах, достигая состояния мокши – полного освобождения от бесконечного цикла перерождения.
Одни называют его небесами, другие употребляют слово мокша, но это всегда будущее.
Словарь йоги. Мокша
У м человека так устроен, что, совершая какую-либо деятельность, он желает видеть перед собой конечную цель, которую нужно достичь. Духовное развитие не исключение. Если изучить внимательно наиболее распространённые религии, каждая из них предлагает какой-то логический финал духовного пути: некое подобие рая, где всё хорошо, нет никаких страданий. Однако рай – это прерогатива авраамических религий. Что касается дхармических религий, там больше речь идёт о некоем «освобождении».
Термин «мокша» в переводе с санскрита так и переводится – «освобождение». В ведической философии считается, что Мокша – это одна из целей жизни Дживы – индивидуальной души каждого живого существа, и весь длительный процесс смены тел в процессе реинкарнации способствует накоплению опыта и последующему воплощению в теле человека, и именно такое воплощение считается наиболее благоприятным (а то и вовсе единственно возможным) для достижения Мокши.
В зависимости от той или иной школы рассматриваются разные пути достижения Мокши, а также и разные трактовки этого понятия. Наиболее принципиальные различия наблюдаются между двумя философскими школами – двайта-веданты и адвайта-веданты.
В двайта-веданте Бог рассматривается как личность и утверждается, что хоть индивидуальная душа и высшая душа могут обрести связь, полное слияние между ними невозможно, так как присутствуют различия. То есть, в отличие от философии адвайта-веданты, отрицается тождественность индивидуальной души и высшей. Так двайта-веданта считает, что наиболее короткий путь к Мокше – освобождению из круговорота перерождений – это бхакти-йога – йога преданного служения Богу.
Школа двайта-веданты предлагает развитие Премы – чистой любви к Богу – и совершенствование в Бхакти – преданном служении. Согласно утверждениям двайта-веданты, лишь выстраивание любовных отношений с Богом и чистое, преданное служение позволяют достичь Мокши и, что немаловажно, более не возвращаться в материальный мир. Другие же пути к Мокше считаются более трудными и не гарантируют того, что Джива снова не попадёт в материальный мир.
В этой традиции Мокша рассматривается не как полное растворение в высшем сознании, а как достижение некоей обители в духовном мире, где душа наслаждается отношениями с Богом. Наиболее точный рецепт достижения Мокши в контексте бхакти-йоги отражён в стихе 55, 11-й главы Бхагавад-гиты, где главными условиями Освобождения являются чистое преданное служение, посвящение своего труда Богу, осознание того, что Бог является высшей целью жизни, а также дружеское отношение ко всем живым существам.
Школа адвайта-веданты, основной концепцией которой является тождество индивидуальной и высшей души, предлагает три остальных пути йоги: карма-йога – благие поступки без привязанности к результату, джняна-йога – путь философского познания реальности – и раджа-йога – познание Бога путём медитации. В зависимости от различных направлений адвайта-веданты может предлагаться либо один из этих путей, либо одновременная практика всех трёх: служение, философское постижение и медитация.
Проще говоря, основное различие во взглядах на Освобождение между этими двумя направлениями – это восприятие Бога как личности либо же познание безличностного аспекта Бога, и это уже порождает разницу между предлагаемыми путями и методами достижения Мокши, а также самой трактовки данного понятия. Помимо понимания Мокши как достижения Освобождения после смерти, существует также и процесс познания своего истинного «Я» и избавление от Эго. Тот, кто осознал себя вечной душой, прекратив процесс отождествления себя с телом, называется Дживанмуктой – «вживе освободившимся». Данное понятие наиболее распространено среди последователей Шанкары – направления адвайта-веданты.
Несколько схожей с понятием Мокши можно считать концепцию Нирваны. Наиболее точным будет сравнение с таким понятием, как Маха-пари-нирвана, то есть состояние, в котором достигается освобождение от круговорота перерождений. Что же касается концепции Нирваны, под данным понятием иногда подразумевается просто освобождение от желаний и привязанностей, что не совсем отражает концепцию понятия Мокша.
В Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы Будда развенчал «миф» о Нирване как о конечной цели. Он привёл сравнение с призрачным городом. Притча гласит, что есть некий проводник, который ведёт людей через пустыню и, видя, что те устали и стали роптать, своими мистическими силами создал «призрачный город» и сказал людям, что те достигли цели. Когда же путники отдохнули, проводник сказал людям, что это иллюзия, но цель близка. Так Будда пояснил, почему более сорока лет проповедовал о Нирване и лишь в своей последней проповеди рассказал о пути бодхисаттвы, цель которого – освободить всех живых существ из Сансары, а Нирвана воспринимается лишь как временный отдых.
Таким образом, буддизм даёт уникальный в своём роде взгляд на концепцию Мокши, где труд ради освобождения всех живых существ объявляется более приоритетной задачей, чем личное освобождение. В этом принципиальное различие между буддизмом и иными дхармическими религиями в вопросе понимания Освобождения.
Подводя итог, можно сказать, что в большинстве философских школ Мокша рассматривается как освобождение из круговорота перерождений. Принципиальные отличия существуют лишь в методах достижения этого состояния и трактовках того, что происходит с душой после Освобождения.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.
Мокша
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология [ править ]
Определение и значения [ править ]
जाति नीति कुल गोत्र दूरगं
नाम रूप गुण दोष वर्जितम् |
देश काल विषया तिवर्ति यद् ब्रह्म
तत्त्वमसि भाव यात्मनि || २५४ ||
За пределами касты, вероисповедания, семьи или происхождения,
То, что не имеет имени и формы, вне заслуг и недостатков,
То, что находится за пределами пространства, времени и объектов чувств,
Ты есть то, Сам Бог; Размышляйте об этом внутри себя. || Стих 254 ||
Эсхатологический смысл [ править ]
Эпистемологический и психологический смысл [ править ]
Ученые дают различные объяснения значения мокши в эпистемологическом и психологическом смыслах. Например, Дойче видит мокшу как трансцендентное сознание, совершенное состояние бытия, самореализации, свободы и «осознания всей вселенной как Самости». [20]
Как состояние совершенства [ править ]
Вызов Нагарджуны [ править ]
Вызов Ади Шанкары [ править ]
Вызов вайшнавов [ править ]
История [ править ]
Именно через меня сам Творец получил освобождающее знание,
я существую, сознание, блаженство, вечную свободу: незапятнанную, безграничную, бесконечную.
Мое совершенное сознание освещает твой мир, как прекрасное лицо в грязном зеркале,
Видя это отражение, я желаю себе тебя, индивидуальной души, как если бы я мог быть конечным!
Эволюция концепции [ править ]
अर्थस्य निश्चयो दृष्टो विचारेण हितोक्तितः |
न स्नानेन न दानेन प्राणायमशतेन वा || १३ ||
Истина
познается путем размышлений, рассуждений и инструкций учителей. Не путем омовения, не путем пожертвований или выполнения сотен упражнений по контролю дыхания. || Стих 13 ||
Синонимы [ править ]
तस्य हेतुरविद्या,
तदभावात्संयोगाभावो हानं तद् दृशेः कैवल्यम् |
После растворения авидьи (невежества)
следует прекращение общения с материальным миром,
это путь к Кайвальям.
Индуизм [ править ]
Самкхья, Йога и мокша [ править ]
Веданта и мокша [ править ]
Мокша в этой жизни [ править ]
Когда Дживанмукта умирает, он достигает Парамукти и становится Парамуктой. Дживанмукта переживает просветление и освобождение при жизни, а также после смерти, то есть после того, как стал парамуктой, тогда как Видехмукта переживает просветление и освобождение только после смерти.
Дада Бхагван показал:
Мокша в балийском индуизме [ править ]
Буддизм [ править ]
Джайнизм [ править ]
Сикхизм [ править ]
Сикхизм рекомендует Наам Симран как путь к мукти, то есть медитации и повторению Наама (имен Бога). [132] [133]