Что означает слово мирянами
Мирянин
Содержание
В православии
В православной церкви лица, являющиеся церковнослужителями, считаются клириками (низшие клирики) и, таким образом, как и священнослужители, не являются мирянами.
Миряне имеют право совершать (келейно) все богослужения, изложенные в «Часослове», а также, в случае крайней необходимости, таинство крещения.
В католицизме
В протестантизме
В буддизме
В соответствии с буддийским каноном Типитакой мирянин (упасака) — это человек, не принявший обетов монаха и участвующий в кормлении монахов (подношении пищи).
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Мирянин» в других словарях:
мирянин — начетник, начетчик Словарь русских синонимов. мирянин сущ., кол во синонимов: 5 • белец (1) • крестьян … Словарь синонимов
МИРЯНИН — МИРЯНИН, мирянина, мн. миряне, мирян, муж. (церк.). Лицо, живущее, находящееся в миру (см. мир1 в 7 знач.), в противоп. монаху. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МИРЯНИН — МИРЯНИН, а, мн. яне, ян, муж. (устар.). Человек, живущий в миру 1 (в 6 знач.). | жен. мирянка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
мирянин — мирянин, мн. миряне, род. мирян … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Мирянин — автор брошюр и статей по церковн. вопросам 1906 11 гг. <Венгеров>… Большая биографическая энциклопедия
Мирянин — I м. см. миряне I II м. см. миряне II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
мирянин — мирянин, миряне, мирянина, мирян, мирянину, мирянам, мирянина, мирян, мирянином, мирянами, мирянине, мирянах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
мирянин — в буддизме, как в др. религиях, последователь учения, не являющийся членом монашеской общины. В буддизме имеется ряд общих правил, касающихся отношения М. к религии. Каждый, кто верит в «три сокровища» Будду, дхарму, сангху, уже является… … Буддизм
мирянин — мир янин, а, мн. ч. яне, ян … Русский орфографический словарь
мирянин — (2 м); мн. миря/не, Р. миря/н … Орфографический словарь русского языка
Миряне
Смотреть что такое «Миряне» в других словарях:
миряне — см. люди Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. миряне сущ., кол во синонимов: 2 • … Словарь синонимов
Миряне — в христианстве все лица, не принадлежащие к духовенству. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Миряне — Мирянин (мн. Миряне; греч. λαϊκός) член Церкви Христовой, не состоящий в клире и не давший монашеские обеты. Греческий термин предполагает лиц, только не состоящих в клире. Содержание 1 В православии 2 В католицизме … Википедия
Миряне — верующие православной церкви, не облаченные духовным саном; это основная масса верующих, которые называются паствой, прихожанами. Миряне живут «в миру», т.е. светской жизнью, но будучи верующими людьми, живут и церковной жизнью, стремятся вести… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Миряне — рядовые верующие … Православный энциклопедический словарь
МИРЯНЕ — рядовые верующие (в отличие от клира) в христианстве. Все совр. христ. церкви считают необходимым повышать активность М. в упрочении религ. влияния на различные сферы обществ. жизни. II Ватикан, собор, напр., спец. декретом провозгласил всемерное … Атеистический словарь
Миряне — ♦ (ENG laity) (греч. laikos принадлежащий к народу) название лиц, не носящих духовный сан. В Библии оно относится ко всему народу Божьему (греч. laos народ) … Вестминстерский словарь теологических терминов
Миряне — рядовые верующие в противоположность к монахам и лицам, имеющим священный сан … Православие. Словарь-справочник
Миряне — основная часть верующих, принимающая участие в молитве при совершении богослужений. Они имеют право самостоятельно совершать богослужения, изложенные в часослове, и, страха смертного ради, таинство крещения … Православная энциклопедия
Миряне
Миря́не или ла́ики (греч. λαϊκός «люди») – «те, кто живут в миру», члены Церкви не входящие в состав духовенства и монашества. Раньше мирянами называли тех, кто в мире, т.е. некрещёных.
Разграничение “миря́нин” — “не миря́нин” проходит по двум водоразделам: – месту жизни человека, на что указывает и само слово (в мiру, социуме — или нет), – богослужебным правам человека в храме.
Миря́нин – представитель церковного народа, принимающий молитвенное участие в храмовом богослужении. Кроме миссионерского служения, миряне могут совершать дома все богослужения Суточного цикла, приведённые в Часослове, Молитвослове или ином богослужебном сборнике, опуская священнические возгласы, молитвы и дьяконские ектеньи. В случае крайней необходимости (при отсутствии священнослужителя и смертельной опасности), мирянин может совершить Таинство крещения.
В первые века христианства права мирян несравнимо превосходили современные, простираясь до избрания не только настоятеля приходского храма, но даже епархиального архиерея.
Каждый, приходящий на Литургию является её совершителем, а служащий священник — предстоятелем. “Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас” ( 1Пет.2:9 ).
Ведают и миряне, что мы не дворяне
В. Даль, пословица
В комментариях к термину общество делят на КЛИР (церковный аппарат, духовенство) и МИРЯН – т.е. людей ведущих светский образ жизни, не посвятивших свою жизнь и деятельность церкви полностью. Под «мирянами» понимают (Православный календарь, Православие. РУ): «часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения. Миряне могут также совершать все богослужения, приведенные в часослове (тексты суточного богослужебного круга) и, в крайнем случае, совершать крещение».
1) История возникновения «мирян»
«В Кесари был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, Благочестивый и Боящийся Бога со всем домом своим и всегда молившийся Богу» (Деяния 10:1,2).
Формирование терминологии (общепонятных культурных символов) на социальном иудехристианском пространстве в Европе было в целом закончено ко времени Реформации (XVI). Общая религиозная лексика имела идеологическое содержание и была связана с прозелитизмом (лат. proselytus обращённый, нашедший своё место); установление определенной религии на территории и обращение язычников в признанную (авторитетную) веру. Как массовое явление прозелитизм зафиксирован в литературных источниках с I в. н.э., ко времени св. Павла в Римской империи существовало огромное количество прозелитов, еще больше было полупрозелитов, их называли – «богобоязненные» из язычников.
Богобоязненные группировались вокруг еврейских общин (синагог), они почитали Писание и соблюдали некоторые Законы, однако их статус не был определен, религиозная организация отсутствовала. Многие из них вели с евреями совместные коммерческие и производственные дела, успешность еврейской торговли, бытовая и духовная жизнь еврейских общин, служили наглядным примером и лучшим доказательством эффективности еврейской религиозной системы.
Произошел «социально-культурный взрыв» (рационально не объяснён до сих пор), в течение века иудеохристианство сумело сплотить вокруг своей религиозной и политико-социальной программы огромные массы людей, в Европе появилась мощная религиозно-политическая партия, изменившая господствующее языческое греко-римское мировоззрение.
«Апостол язычников» возглавил неорганизованную группу иудействующих, дал ей метод освоения еврейского учения, установку на победу (надежду) и ясную цель – спасти человечество (привил дикую маслину к еврейскому корню (К римлянам 11:17)).
Иоанн Златоуст (354-407), константинопольский патриарх в 398 г., произнес в Антиохии восемь антиеврейских речей; утверждал, что евреи ведут активную миссионерскую деятельность по всему миру и соответственно становятся учителями всего мира. Считал, что многие христиане соблюдают еврейскую традицию: почитают субботу и еврейские праздники, совершают паломничество в еврейские святые места (христианская церковь к этому времени только начала создавать свою святую паломническую индустрию) и совершают даже обрезание. Говорил, что по субботам и еврейским праздникам синагоги полны христиан, христиане часто обращаются в еврейский суд и произносят на их заседании еврейскую присягу; его речи позволяют судить о степени влияния евреев на нееврейский мир.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1982
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
* Мирянинъ. Не подобает сих судовъ судити царю и князем и боляром и всим, еже суть миряне, не въступатися в люди церковныа. Княжьи уставы. XV-XII вв.
* Мирский, Мирской. 1. Относящийся к вселенной, миру. XV-XII вв. 2. Земной. «Власти мирские от Бога вчинены суть». Избор. 1073 г. 3. Мирская (сущность). Все земное, мирское. XIII в. 4. Человеческий, относящийся к людям. 1337 г. 5. Принадлежащий мирскому обиходу (не церковный, монашеский), светский. 1074 г. 6. Мирский. Мирянин. 1076. 7. Относящийся к крестьянской, посадской или церковной общине, общинный. 1588 г.: а) Миряне, светские люди. 1074 г. Мирской попъ, приходской священник. XVI в.
б) В Словарях Академии Российской 1789 и 1847 годов термин не комментируется.
в) Викисловарь. Этимологии нет.
Термин связан с процессом христианизации, в ходе которого на отдельных территориях оформились группы богобоязненных и почитающих еврейского Бога, позже эти группы стали ядром народности, а затем народа. Следовательно, термин должен в своей графической и фонетической форме содержать «дух языка» иврит, его идеологическую терминологию, образ.
3) Терминология иврита и библейский образ
а) Богобоязненность в иудейской традиции
Богобоязненность автоматически предполагает отрицание зла, неучастие во зле и несправедливости и направляет человека во всех его делах к поддержанию мира и правды в обществе; в книге «Иов» говорится о главном персонаже: «имя его Иов, и был человек этот не порочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла».
Исследователи Библии пологают, что существовала глубокая связь между богобоязненностью и мудростью; согласно Экклезиасту, высшая обязанность человека заключается в страхе Божием: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди его соблюдай» (12:13). На «Страхе Божьем» собственно и основано такое представление морали как СТЫД, чувство «стыда» появилось у Адама, когда он преисполнился страха перед Богом.
б) Терминология иврита
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – МИРЯНЕ = М+ИР+ЯНЕ. У нас сразу же выявляется «богобоязненный» термин иврита – без огласовок (иврит язык согласных) Й.Р., с огласовками ЙРА страх, богобоязненность.
* русск. М+ИР+ЯНЕ =ивр. МИ от, из, с + И.Р., ЙРА страх, боязнь, почитание, богобоязненность + АНА, ЙААНЕ (ЯНЕ) быть покорным (Богу), терпеть муки, страдать (за неправильные поступки); отвечать (перед Господом), свидетельствовать.
Миряне – люди богобоязненные и почитающие Бога, возложившие на себя ответственность за свои деяния перед Высшим Существом (авторитетом), свидетельствующие Его присутствие в мире.
Понятие «мир» (община, пространство, земля) оформилось из термина «м+ир» как территория, где действуют Законы Бога, где в политическое сознание масс введена устойчивая установка МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ (сожительства). Население умиротворено (психологически привит Страх Божий), все спорные вопросы решаются в гражданских судах, решения которых выполняются, власть и церковь осуществляет контроль над политическими, идеологическими и экономическими сторонами общественной жизни.
в) Библейский образ
* Екклесиаст 7:18: «Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится (ЙРА) Бога, тот избежит всего того».
* Екклесиаст 8:13: «а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет (ЙРА) пред Богом».
* Бытие 42:18: «И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь (ЙРА) Бога», и т.д.
Таким образом, термин М+ИР+ЯНЕ – составное слово из двух коней иврита, означает группу людей богобоязненных, взявших ответственность за свою деятельность, перед Богом (Высшим моральным авторитетом), а соответственно и перед обществом.
МИРЯНЕ
В богослужении М. участвуют своими молитвами. Певчими церковных хоров, как правило, являются также М. В исключительных обстоятельствах (когда, напр., ребенок христ. родителей или взрослый, намеревающийся стать христианином, находится при смерти или когда его жизнь в опасности и рядом нет священника) М. могут и даже обязаны по долгу христ. совести совершить таинство Крещения.
В синодальную эпоху М. избирались старостами церковными, входили в состав приходских попечительских советов, служили чиновниками в духовных консисториях, в Святейшем Синоде. Ключевую в делах церковного управления должность обер-прокурора Святейшего Синода непременно занимал мирянин. В составе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., обладавшего во время его проведения высшей церковной властью, восстановившего Патриаршество и принявшего ряд др. решений эпохального значения, число М. превосходило число клириков, даже если не считать псаломщиков, к-рые также, не будучи клириками, в каноническом отношении являются М.
Древняя Церковь знала и такие служения, к-рые исполнялись женщинами, именовавшимися вдовицами церковными, диакониссами и пресвитериссами, или пресвитериадами. В наше время женщины могут прислуживать в храме, участвовать в управлении приходским хозяйством, но поставление в особый чин для них не существует.
В наст. время должности псаломщиков и пономарей, участвующих в богослужении, занимают также, как правило, М. В синодальную эпоху они принадлежали к духовному сословию, но при этом официально именовались причетниками (см. ст. Причт) и, не имея посвящения (хиротесии), канонически не являлись клириками, а были лишь «причтенными» к клиру лицами, а значит, М. На должность иподиаконов также ныне обыкновенно назначаются М., хотя и существует церковнослужительская степень иподиаконов, к-рые в силу их хиротесии становятся клириками.
В католич. Церкви лат. обряда монахи, а также лица, входящие в институты посвященной жизни, признаются не клириками, но М. Согласно декрету «Lumen gentium», статус монашеской или посвященной жизни «не является промежуточным между состоянием клирика и мирянина: как из тех, так и из других Бог призывает некоторых верных Христу, чтобы они вкушали от этого особого дара в жизни Церкви и, каждый по-своему, приносили пользу ее спасительной миссии» (CVatII. LG. 43). Иными словами, и М. и клирики могут становиться посвященными или монахами, не переставая одновременно принадлежать к своему иерархическому разряду. Это положение отражено в 2 канонах Кодекса канонического права (CIC). Канон 207 гласит: «По Божественному установлению среди верных Христу в Церкви есть священнослужители, в [каноническом] праве называемые также клириками; прочие же именуются мирянами. И в той, и в другой части есть верные Христу, которые вследствие исповедания евангельских советов посредством обетов или других священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и способствуют спасительной миссии Церкви. Хотя их статус и не относится к иерархическому строю Церкви, он, тем не менее, принадлежит ее жизни и святости». В каноне 588 сказано: «Статус посвященной жизни по своей природе не является ни духовным, ни мирским. Институтом клириков называется такой институт, который, ввиду цели или намерения основателя либо в силу законосообразной традиции, управляется клириками, предполагает осуществление священнослужения и признаётся в этом качестве властью Церкви. Институтом же мирян именуется такой институт, который, будучи признан таковым властью Церкви, в силу своей природы, характера и цели имеет собственную задачу, определенную основателем или законосообразной традицией и не предполагающую осуществления священнослужения».
Кодекс канонов Восточных католических Церквей следует иной терминологической традиции, приблизительно совпадающей с бывшей в употреблении в Русской Церкви синодальной эпохи. В нем выделяются 3 статуса: клирики, монашествующие (vita religiosa) и М., к-рые не принадлежат ни к тем, ни к другим: «В данном Кодексе наименование мирян прилагается к верным Христу, собственным и специальным характером (indoles) которых является мирской (saecularis) и которые, живя в миру и участвуя в миссии Церкви, не имеют священного сана и не вступили в монашествующее состояние (statui religioso)» (CCEO. 399).