Что означает слово мавлид

Что мы должны знать о Мавлиде?

Что означает слово мавлид

Мавлид – выражение радости по случаю прихода лучшего из людей – посланника Всевышнего (с.а.с.) (Фото: shutterstock.com)..

Мавлид от А до Я

Что же такое Мавлид? Как отметил Мубараков, это выражение радости по случаю прихода лучшего из людей, посланника Всевышнего (с.а.с.).

«Это наше выражение любви по отношению к нему, по отношению к такому человеку, который никогда не обманет, не предаст ожиданий. Любовь к Пророку (с.а.с.) всегда совершенствует человека. Каждый, кто любит пророка Мухаммада (с.а.с.), никогда не будет страдать, будет только становиться лучше, совершенствоваться», – уверен хазрат.

Во время Мавлида можно и нужно собираться вместе, рассказывать о Пророке (с.а.с.), читать Священный Коран и хадисы, посвящённые Мухаммаду (с.а.с.), раздавать угощения. То есть любой узаконенный шариатом способ является дозволенным и желательным.

Что означает слово мавлид

Во время Мавлида можно и нужно собираться вместе (Фото: shutterstock.com).

Что же касается допустимости празднования Мавлида, то, по словам казыя Казани, с точки зрения шариата, это узаконенное действие.

«Напомню, что празднование Мавлида – это выражение радости по случаю прихода Пророка (с.а.с.). Есть огромное количество косвенных далилей (доводов). Так, к примеру, в одном из аятов Всевышний Создатель, описывая Мухаммада (с.а.с.), говорит:

«Мы тебя ниспослали в этот мир как милость для миров» (Аль-Анбийа, 107).

По причине Его милости мы и выражаем радость, потому что Мухаммад (с.а.с.) – милость для миров. И речь идёт не о человеческом качестве, милость – это сама суть Посланника (с.а.с.)».

«Изучение человека, которого ты любишь, – выражение любви»

Сегодня, когда молодёжь и ещё совсем юные мусульмане пристально следят за жизнью различных творческих людей, спортсменов, деятелей сцены, особенно остро встаёт вопрос изучения жизнеописания Пророка (с.а.с.).

«Мы должны понимать, что изучение человека, которого ты любишь, его жизнь, есть выражение любви. Недаром учёные сказали, что, если человек любит кого-либо, то он упоминает его достаточно часто. Изучая сиру, мы также упоминаем посланника Аллаха (с.а.с.). Изучать жизнь пророка Мухаммада (с.а.с.), его биографию для нас очень важно.

Мы часто наблюдаем, что многие люди, к сожалению, в том числе и мусульмане, вдохновляются спортсменами, звёздами эстрады, кем угодно, но только не посланником Аллаха (с.а.с.)», – рассуждает Булат хазрат Мубараков.

Что означает слово мавлид

Булат хазрат Мубараков.

Для таких людей примером является не наш Пророк (с.а.с.), а какой-то артист, звезда, о которой они знают всё. Отсюда возникает риторический вопрос – о какой любви может идти речь в таком случае?

По словам казыя Казани, вся жизнь посланника Аллаха (с.а.с.) наполнена милостью. Он являет собой пример для нас в любой жизненно ситуации: как относится ко Всевышнему, к близким, к своим последователям, к своим братьям по вере. Любое событие из его жизни – это пример милости Посланника (с.а.с.) для мусульман.

«Любое благодеяние – сунна Посланника (с.а.с.)»

Как же мусульманин должен проводить месяц Раби-уль-авваль, месяц, в который родился достопочтимый пророк Мухаммад (с.а.с.)? Совершать как можно больше благодеяний, стараться походить на Посланника (с.а.с.), ведь любое благое дело – сунна Пророка (с.а.с.).

«Также я бы ещё посоветовал воссоздавать образ посланника (с.а.с.), размышлять над ним. Если мы зададимся вопросом, кем является человек, то обнаружим, что с психологической точки зрения человек является тем, к кому его сердце привязано, о ком он размышляет.

Посмотрите на субкультуры или почитателей различных звёзд. Они стараются походить на своих кумиров. Для нас вот таким человек, к которому стоит привязать своё сердце, должен быть только Пророк (с.а.с.). Если ты размышляешь об этом человеке, то ты обязательно станешь похожим на него и внутренне, и внешне», – уверен Мубараков.

Что означает слово мавлид

«Мы должны говорить о том, как Пророк (с.а.с.) важен для нас».

Как приобщить детей к культуре ислама?

Приобщать к исламской культуре, в том числе к празднованию Мавлида, маленьких мусульман нужно с малых лет. В этом уверен наш собеседник Булат хазрат Мубараков. По его словам, когда наступает стадия взросления ребёнка, то он должен расставить приоритеты в пользу традиционных ценностей.

«Достоверно известно, что Пророк (с.а.с.) является сутью этих традиционных ценностей для человека. Если человек следует за Мухаммадом (с.а.с.), сделал свой выбор, знает, за кем следует, то никто не сможет исказить природу человека, никакой информационный шлак не сможет повлиять», – уверен спикер.

А как быть с культивируемым мнением о том, что Мавлид – это нововведение, которое распространяется в социальных сетях и менеджерах аккурат перед днём рождения пророка Мухаммада (с.а.с.)? Посланник Аллаха (с.а.с.) упоминал свой день рождения, когда говорил о посте в понедельник: «Это тот день, в который я родился».

«Если учесть тот факт, что Пророк (с.а.с.) напрямую никогда не приказывал праздновать Мавлид, шариат не отрицает это действие. Отсутствие приказа в отношении его не предполагает руководство к действию. Некоторые люди считают это нововведением (бида). Но бида возникает в том случае, если человек пытается исказить или аннулировать какую-либо сунну. В данном случае речь об аннуляции не идёт. Это не является бида», – уверен Мубараков.

Как отвечать людям, которые отрицают важность Мавлида?

«Мы должны говорить о том, какой Пророк (с.а.с.) важный для нас человек. Для человека, который любит Посланника (с.а.с.), факт самого выражения радости по случаю прихода Пророка (с.а.с.) в этот мир, является очевидным. Мы обособили этот месяц, месяц рождения. Но радоваться нужно не только в это время, но круглый год. Каждый человек должен себя спросить: насколько он скучает по Посланнику (с.а.с.), как часто его вспоминает, насколько Мухаммад (с.а.с.) является для него примером. Если чувство скучания есть, то никаких вопросов не останется», – резюмировал Мубараков.

Что означает слово мавлид

«Любовь к Пророку (с.а.с.) уберегает от отклонений»

На сегодняшний день существует множество практик, которые способствуют тому, чтобы любовь к посланнику (с.а.с.) закрепилась в человеческом сердце. Мавлид – одна из таких практик. Мы, мусульмане, должны помнить о том, что для нас герой – посланника Аллаха (с.а.с.).

«Традиционные ценности не меняются. Это то, с чем пришёл Мухаммад (с.а.с.), с чем приходили другие пророки (а.с.), это то, что содержится в тексте Священного Корана. Коран никогда не поменяется. Будут сохранены не только буквы, слова, но и смыслы, которые всегда актуальны. Точно также актуален для нас Пророк (с.а.с.) и те традиционные ценности, которые он принёс для человека.

То, с чем пришёл Мухаммад (с.а.с.), – всегда актуально для человека. То, что было в его эпоху ложью, всегда будет ложью, а истина всегда останется истиной. Следование за ним очень важно для нас», – уверяет Булат хазрат Мубараков.

Сейчас мы живём в мире со множеством источников информации, когда сложно не заблудиться во всём этом информационном шлаке. Как это влияет на память, к чему приводит – отдельный разговор. Но, по словам Мубаракова, именно любовь к пророку Мухаммаду (с.а.с), упоминание Посланника (с.а.с.), введение этого в ежедневную практику уберегает человека от различных отклонений.

Что означает слово мавлид

Любовь к пророку Мухаммаду (с.а.с) уберегает человека от различных отклонений.

Почему есть те, кто выступает против празднования Мавлида?

Казалось бы, всё предельно чётко и понятно. Но почему же есть те, кто сопротивляется и выступает против?

«Это указывает на единственный факт – любовь к Посланнику (с.а.с.) вышла из сердца. Для того, чтобы быть идейным человеком, надо, чтобы была эта любовь. Любовь к Посланнику (с.а.с.) помогает человеку совершать какие-то действия в ту или иную сторону», – объясняет Булат хазрат.

Что же может помочь в такой ситуации? Изучение религии, её основ, как появлялись различные науки, понимание того, что религия не является эмоциональным порывом, что религия – это целая доктрина, которая состоит из огромного количества наук, у которой есть своя методология. Только в том случае, когда придёт это понимание, то уйдёт невежество, исчезнет необходимость доказывать что-либо кому-либо, уверен хазрат.

«К этому вопросу надо подходить комплексно. Любое деяние на этом пути, будь то программа какая-то, либо образование в исламском вузе, или проповедь, изучение религии Всевышнего, – всё это является причиной ухода невежества и неправильного понимания религии.

Пока что, к сожалению, многие мусульмане находятся в темноте невежества и не совсем понимают, в какую сторону двигаться. Здесь помогут только знания», – резюмировал Мубараков.

Источник

Что такое мавлид и какова цель его проведения?

Что означает слово мавлид

Вот и наступил долгожданный месяц Рабби-уль-авваль. Месяц, в котором мы, мусульмане восхваляем нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Читаем священный Коран, говорим и рассказываем родным, близким и друзьям о жизни нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Воздаём хвалу Всевышнему, Творцу миров, за то, что мы являемся уммой нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

С самого начала этого месяца мусульмане всего мира проводят торжественные мероприятия, в которых возвеличивают Пророка (мир ему и благословение) под названием «мавлид». Какова цель проведения мавлидов? С этим вопросом я обратилась к теологу Мухаммаду Муслимову:

— Мухаммад, скажите, пожалуйста, что такое мавлид и какова цель его проведения?

— Основная цель проведения мавлида – расширение знаний о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение), которые способствуют усилению любви верующих к нашему Пророку (мир ему и благословение), а следование за ним приводит к любви Всевышнего Аллаха к нам. И ещё –выразить бесконечную благодарность Всевышнему за то, что мы являемся последователями нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и являемся его (мир ему и благословение) уммой. Привить и усилить любовь собравшихся к Пророку (мир ему и благословение) помогают рассказы о его жизни, о тех трудностях, которые пришлось испытать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), чтобы распространить и донести до нас истинный Ислам, для того, чтобы мы ценили свою религию.

— Расскажите о способах проведения мавлидов, есть ли какие- либо специальные требования к проведению мавлида?

— При проведении мавлидов не обязательно, чтобы раздавались подарки, приглашалось много гостей, накрывали большие роскошные столы – это все не является условием, а всего лишь дополнением к мавлиду.

Также существуют этикет проведения мавлида. Проводя мавлид, следует обратить внимание, что его организаторы должны не только заниматься подготовкой и подачей угощения и подарков, но они тоже должны извлечь для себя пользу от проведённого мавлида – слушать этот мавлид, брать из него уроки, узнавать как можно больше о жизни нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Также особое внимание должно уделяться соблюдению этики, чтобы мужчины и женщины сидели в разных помещениях, чтобы внимательно слушали, чтобы женщины не появлялись там, где мужчины, поскольку на мавлид приходят и посторонние мужчины, чтоб полностью аврат женщины был закрыт. И еда должна быть приготовлена с омовением.

— Как вы уже сказали, мавлид нужно проводить исходя из своих возможностей. Но, несмотря на своё положение, люди тратят огромные деньги, накрывают столы по-царски, по окончании раздают подарки, и всему этому уделяется больше внимания, чем самому мавлиду.

— Мавлид не должен превращаться в соревнование, у кого лучше накрыт стол, у кого больше подарков, у кого красивее и вкуснее еда и т.д. Поэтому нужно сделать мавлид, исходя только из своих материальных возможностей и приглашая такое количество гостей, которые для тебя не будет обременительным.

Мавлид – добровольное дело, но, если у человека есть желание и возможность накрыть большой стол, пригласить много гостей, раздавать подарки – это его право, при условии, что это не должно быть обременительным для него. Если же, не имея денег, человек берет в долг, накрывает столы, покупает подарки, приглашает на мавлид, можно быть уверенным, что он делает это ради своего тщеславия, а не ради Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), лишь бы люди восхищались «Какой у него был хороший мавлид, сколько людей к нему приходило, какие подарки он дал!» Если в душе у верующего искренность, то он сделает мавлид, исходя из своих возможностей, так как основная цель мавлида, как мы уже сказали, рассказ о жизни Пророка (мир ему и благословение) и восхваление его.

Спасибо за предоставленную информацию.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Беседовала: Гуля Джамалова

Источник

48-й урок.Мавлид, его польза и достоинства

Как известно, целью человеческой жизни на этом свете является познание нашего Создателя.Его невозможно постичь без познания и любви к благородному Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), ибо он является образцом для подражания для всего человечества, и даже для ангелов и джиннов. А чтобы познать Пророка (мир ему и благословение), необходимо иметь о нем истинные знания и изучать его жизнь и деятельность. Именно ради этого мусульмане, любящие и чтящие Пророка (мир ему и благословение), стараются чаще проводить благочестивые мавлиды.
Мавлидами называются собрания (маджлисы) мусульман, проводимые ими для совместного богослужения: для изучения жизни и деятельности Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), выражения радости по поводу его рождения, его восхваления, изучения его чудес и высочайших нравственных качеств, с целью подражания ему, а также для изучения Ислама в целом. Воистину, чтение, слушание, изложение чудесных событий, связанных с его жизнью и пророческой миссией, является одним из лучших видов богослужения. Пророк (мир ему и благословение)и сам любил проводить подобное служение. Такие стихотворные и прочие повествования о нем также называются мавлидами.
Во времена Пророка (мир ему и благословение)сподвижники были вместе с ним и хорошо знали его, все время думали об Аллахе и о Пророке (мир ему и благословение), везде и всегда рассказывали о нем, поэтому не было необходимости устраивать специальные собрания, где рассказывают о Пророке (мир ему и благословение)и его достоинствах. И в эпоху последующих после сподвижников трех поколений, когда в памяти мусульман еще были живы свидетельства сподвижников, людей, видевших и знавших Пророка (мир ему и благословение), также не было острой нужды в маджлисах. Заметим, что тогда вместо термина «мавлид» употреблялось слово «сира» (во мн. ч. – «сияр»), что означает «жизнеописание Пророка». Однако позже, чтобы люди не забывали о Пророке (мир ему и благословение), благочестивые ученые-богословы рекомендовали временами устраивать специальные собрания мусульман. И для этой цели большие книги, посвященные жизнеописанию (сира) Пророка (мир ему и благословение), ученые сократили и назвали мавлидами. С этого времени и повелась традиция проводить благочестивые мавлиды.
Любое собрание мусульман, призывающее людей к добру, сплачивающее их на правильном пути и наставляющее их на то, в чем есть польза для их религии и мирской жизни, является мавлидом. Потому что оно способствует осуществлению цели от самого рождения Пророка (мир ему и благословение)– спасению человечества. Так пишет выдающийся современный ученый Саудовской Аравии, имам Мухаммад бин ‘Алавий.
День, в котором родился Пророк (мир ему и благословение), является одним из самых дорогих дней года и приходится на 12-е число месяца раби‘уль-авваль. Несомненно, тем, кто искренне радуется рождению Пророка (мир ему и благословение), прощаются грехи. Конечно же, этот день и этот месяц стоит выделить проведением мавлида, хотя мусульмане должны постоянно вспоминать о своем Пророке (мир ему и благословение)и изучать его жизнь и деятельность. Поэтому не следует ограничиваться проведением мавлида только раз в году, необходимо приобретать как можно больше знаний о нем. Особенно желательным является проведение мавлидов в случаях, когда Всевышний одаривает нас какими-либо благами: при женитьбе, рождении ребенка, при завершении строительства нового жилья и праздновании новоселья, получении прибыли от какого-либо дела, совершении хаджа и т.п., выражая тем самым благодарность Ему.
Безусловно, сама форма проведения мавлида должна содержать только благое, т.е. люди должны собираться с целью поминать Всевышнего Аллаха, вспоминать и выражать радость по случаю рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), радость милости Всевышнего, сделавшего нас из общины Мухаммада (мир ему и благословение), благословлять его и совершать другие добрые деяния, которыми мусульманам необходимо заниматься при каждом удобном случае, особенно в месяце рождения Пророка (мир ему и благословение).
Собрания для исполнения мавлидов – это величайший способ призыва к Аллаху I. Более того, ученым и призывающим на путь Всевышнего необходимо постоянно напоминать людям о благом нраве Пророка (мир ему и благословение), поклонении и других сферах его жизни.

Вопросы для самопроверки:

Задание:
Запомните высказывания выдающихся людей о пользе проведения мавлида.

[1] Эти высказывания взяты из книги «Ан-ни‘мат аль кубра ‘аль алям» стр 5.Шейх уль Ислама Ибн Хаджара Хайтами

[2] Из книги «Хави ли аль фатава» Хафиза Суюти

Что означает слово мавлид

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Мавлид. За и против | АУДИО И ВИДЕО

Что означает слово мавлид

Мавлид. За и против

Что такое мавлид? Имеет ли он историческую и каноническую обоснованность, в чём его польза для мусульман?

Мнений и доводов много, но вот там ли ищут истину те, кто приводит аргументы против?

Попробуем разобраться, найти зерно истины.

«Мавлид – это новшество, которого не было во времена сахабов» – весомый аргумент, который пытаются подтвердить хадисами Пророка ﷺ :

«Каждое нововведение – заблуждение» (Абу Давуд, Тирмизи).

«Любое дело, в котором нет на него нашего веления, – отвергнуто» (Муслим).

Но что можно считать новшеством или нововведением?

Доводы, приведённые в нужном для автора контексте, формируют у людей, не имеющих исламских знаний, односложное представление об определении того, что считать новшеством. И, как правило, оно мало отвечает реальности.

Приведём некоторые факты из жизни сподвижников и их понимание действий, не совершённых Пророком ﷺ (новшества).

Добавление к «Лаббайку»

Вот что говорят учёные о данном случае.

Внедрение двух ракаатов перед казнью

Второй случай приведён в достоверных сборниках хадисов из жизни пленённого сподвижника по имени Хаббаб. Когда многобожники вели его на казнь, он попросил дать ему возможность совершить молитву перед смертью. Выполнив намаз в два ракаата, он сказал: «Если бы вы не подумали, что я испугался, то продлил бы молитву, не ограничиваясь двумя ракаатами». После чего его казнили (аль-Бухари).

Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в книге «Фатх уль-Бари» прокомментировал данный хадис: «Хаббаб был первым, кто проложил хорошую сунну совершения перед смертью двух ракаатов для всех пленных мусульман, приговорённых к казни».

Мы видим, что не было конкретного указания Пророка ﷺ на совершение данного намаза перед казнью. А Хаббаб (да будет доволен им Аллах) первым совершил двухракаатный намаз в такой ситуации, что было подтверждено исламским учёным-богословом и историком Ибн Хаджаром аль-Аскалани.

То есть, несмотря на то, что имеется немало хадисов о молитве вообще, нет указаний Пророка ﷺ на необходимость совершения молитвы перед казнью.

Добавление восхваления в намазе

Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в комментарии отметил: «Этот хадис привели в качестве дозволения внедрения в намазе не переданного от Пророка зикра, если не противоречит переданному» («Фатх уль-Бари»).

Второй азан во время пятничного намаза

Ещё один интересный факт. Третий халиф Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) на пятничной молитве добавил второй азан из-за нужды в этом, как сказано во многих достоверных источниках.

Да, во времена Пророка ﷺ был установлен один азан, и добавление второго можно было бы счесть нововведением, если бы.

Добавление к азану

Объединение стихов Корана в одну книгу

Многие сподвижники знали Коран наизусть, а записи и отдельные отрывки Корана были зафиксированы на камнях, шкурках и дощечках. После одного из больших сражений Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) пожаловался халифу Абу Бакру ибн Сиддику (да будет доволен им Аллах) на гибель в битве многих хафизов и посоветовал собрать тексты Корана в одну книгу.

Ответ Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) Умару (да будет доволен им Аллах) требует особого внимания, он сказал: «Как я сделаю то, что Пророк не сделал?»

Именно такова история создания Корана в том виде, в котором он дошёл до нас.

Невольно возникает вопрос: разве каждое новое действие попадает под определение «новшество»?

Сделав что-то, не известное ранее, не попали ли они под хадис «Каждое нововведение – заблуждение»?

Возможно, мы не всегда правильно понимаем смысл слова «нововведение», что за ним стоит, для чего нужно то или иное действие.

Мнения учёных

Вот что говорят авторитетные учёные ахлю-сунны валь джамаа, комментируя хадис о новшествах.

Имам Навави аш-Шафии (631–649 х.) по поводу вышеприведённого хадиса сказал: «Этот хадис содержит общее понимание и указывает на нововведения, на которые в основе Шариата нет доводов и ранее они не совершались. Учёные разделили нововведения на обязательные, желательные, дозволенные, нежелательные, запретные» («Шарх сахих иль-Муслим»).

Хафиз ибн Раджаб Ханбали (736–795 х.) в толковании этого хадиса сказал: «Смысл этого хадиса – новшество, у которого нет основы в Шариате, а если основа есть, то даже нововведением в Шариате не называют, так его называют только в арабском языке» («Шарх сахих аль-Бухари»).

Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) сказал: «Цель слов “Каждое новшество – это заблуждение” – то, что появилось в религии без общего или частного довода после жизни Пророка , и если нововведение содержит благое, то это желательное нововведение…» (толкование достоверных хадисов аль-Бухари «Фатх уль-Бари», том 4, стр. 298).

Например, есть общее указание Пророка ﷺ на зикр «поминайте Аллаха…», на дуа, садака, и каждый в любое ему угодное время и место может поминать Аллаха, так как Пророк ﷺ не ограничил определённым временем и местом.

Нам приходится приводить глубокие и сложные правила учёных Ислама для того, чтобы незнающий не делал ошибок в понятии «новшество», вычитав хадис, и не обвинял неуместно в заблуждении.

Аль-Байхаки (384–458 х.) передаёт от имама Шафии, что он сказал: «Нововведения бывают двух видов. Противоречащие Корану, Сунне и иджме (единогласие учёных) – это порицаемые нововведения. Хорошие нововведения, не противоречащие вышеприведённому, являются одобряемыми» («Манакибу Шафии»).

То есть и имам Шафии, и Байхаки поясняют принцип разделения понятия «нововведение».

Что такое хорошо, а что такое плохо

Пророк Мухаммад ﷺ указал на особые поклонения, определив конкретное время, место, ракааты и т. д. Утренняя молитва установлена Пророком ﷺ в конкретное время – с рассвета до восхода солнца – в два ракаата. Но предположим, по какой-то причине вы решили добавить ещё один ракаат, оправдывая поступок поклонением Всевышнему. А кто-то по тем же причинам решит изменить время молитвы, число земных поклонов, а то и вовсе совершить намаз на русском языке – вот эти действия противоречат Сунне Пророка ﷺ и являются запрещённым новшеством.

Но если вы, руководствуясь общим велением читать зикр, салават без обозначения времени и места, сами определите для себя и время, и место, например – «после каждого намаза буду читать один джуз», то это не является новшеством.

На этот счёт есть чёткое правило учёных-богословов: «То, без чего невозможно исполнение обязательного, тоже становится обязательным».

Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 х.): «Сошлись во мнениях учёные о дозволенности хорошего новшества, и есть надежда на получение вознаграждения человеку, выполняющему это дело с благой целью. Это всё новое, соответствующее правилам Шариата и не противоречащее нормам. Это как постройка минаретов, медресе – из того полезного, чего не было в первые годы Ислама, это всё соответствует нашей религии» («Фатх уль-Мубин»).

Приведу имена некоторых известных учёных, которые подразделяют понятие «новшество»: ибн Хазм (456 х.), аль-Газали (505 х.), ибн Асир (637 х.), аль-Мунзири (656 х.), аль-Иззу ибну Салам (660 х.), Заркаши (794 х.).

Плюс ко всем учёным даже ибн Таймия разделял понятие «новшество».

Ибн Таймия в книге «Дару таарузиль акли ва накли» сказал: «Воистину, то, что противоречит религиозным основам, по единогласию мусульман, – это новшество, а то, в чём нет расхождений с основами религии, то это новшеством не называют». То есть он подтвердил довод имама Шафии о том, что новшество бывает двух видов…

Часто в качестве довода оппоненты приводят изречение одного из авторитетных имамов мазхабов – имама Малика (93–179 х.), сказавшего: «Кто привносит в Ислам нововведение, относясь к нему как к благу, тот заявляет, что Мухаммад не оправдал доверия, не передал Послание так, как Аллах говорит: ‘‘Сегодня я завершил для вас вашу религию’’» («Аль-Итисам»).

Отчасти подтверждает слова имама Шафии и имам Малик, а также учёные маликитского мазхаба.

Имам аль-Карафи Малики (684 х.) сказал: «…истина, что новшество – пяти видов (обязательное, запретное, желательное, нежелательное, дозволенное)» (Аль-Фурук).

Имам ибну Абдиль Бар Малики (368–463 х.), хафиз, мухаддис, сказал: «Что касается слов Умара (да будет доволен им Аллах) “Как же прекрасно это новшество!”, то на языке арабов это означает внедрение того, чего не было ранее. Всё, что появилось в религии и противоречит установленной прежде сунне, является новшеством, в чём нет пользы, и необходимо порицать и сторониться этого пути. А что касается новшества, которое не противоречит основам Шариата и Сунны, то это хорошее новшество, как сказал Умар, потому что его основа берётся из Сунны».

Быть или не быть

А теперь допустим, что мавлид является новшеством. Учёные о нём высказывались следующим образом.

Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 х.) передаёт: «Основа проведения мавлида является нововведением, не практиковавшимся во времена праведных предков (саляфу салих) в трёх столетиях, но вместе с этим он заключает в себе много достоинств. Следовательно, если при его проведении остерегаться всего запретного, то следует относиться к нему как к благому новшеству. В противном же случае мавлид порицается.

Я нашёл достоверную основу для проведения мавлида в двух сахихах (аль-Бухари и Муслима). Этот хадис рассказывает, что, когда Пророк ﷺ прибыл в Медину, он увидел, как иудеи постятся в 10-й день Ашуры, и спросил их, почему они это делают. Они ответили: «Это день, когда Аллах погубил (утопил) Фараона и спас Мусу (мир ему). Мы постимся, выражая благодарность нашему Создателю». Из этого извлекают пользу, выражая благодарность Аллаху за то, что с кем-то что-то произошло в определённый день, например получение благодати или отвод беды, и повторяется в этот день каждый год.

Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974): «Большинство мавлидов и поминаний Аллаха, которые проводятся нами, содержат в себе благо, такое как милостыня, благословление Пророка и его восхваление…» («Аль-Фатава аль-Хадисия»).

Имам ибну Абидин Ханафи: «Знай, что из новшеств есть похвальные – такие как исполнение мавлида в месяц рождения Пророка . Собираться для прослушивания историй Обладателя муджизатов (чудес) – одно из больших приближений к Господу, из-за того что в этом месте Его много прославляют».

Мнения современных учёных

Сегодня масштабы проведения мавлидов велики, и отчасти это подтверждает одобрительное мнение исламских учёных. В России большая часть мусульман придерживается ханафитского учения, на Кавказе – шафиитского. Но мавлиды проводятся практически в каждом уголке России.

Вот как комментирует вопрос допустимости проведения мавлидов Муфтий Республики Татарстан Камиль-хазрат Самигуллин: «Посланник Аллаха – венец человеческого рода. Он лучший из людей и океан милости и доброты. Он тот, чья жизнь является примером для всех людей. Никакое сравнение не может охватить его и дать полного представления о нём. Как бескрайнее море невозможно уместить в стакане воды, так и невозможно описать словами его благородные качества, слова и поступки. Пророк Мухаммад – человек, сопричастностью к которому мы гордимся!

Аллах в Достопочтимом Коране сказал (смысл): «Пусть они выражают радость в честь благости и милости Всевышнего Аллаха вам» (сура «Йунус», аят 58).

Иными словами, Всевышний повелел нам радоваться милости, а Пророк Мухаммад ﷺ – наибольшая милость, ибо Создатель также сказал (смысл): «Мы послали тебя (о Мухаммад ) лишь как милость для всех миров» (сура «Аль-Анбийа», аят 107).

Но было бы глупо утверждать, что мавлид проводится только в России. Не раз российские паломники в Мекке имели честь присутствовать на мавлидах, проводимых учёными маликитского мазхаба, последователями имама Малики Алави, автора многих трудов в поддержку мавлида.

Кстати, не могу не привести забавный казус. Некоторые российские студенты, что прошли обучение в Сирии у доктора шариатских наук Мустафы Диб аль-Буга, на родине, будучи приверженцами одного из нетрадиционных течений, выступают противниками мавлида, обвиняя в заблуждении. Но при этом сам Мустафа Диб аль-Буга в качестве почётного гостя не раз принимал участие в республиканском мавлиде в ночь рождения Пророка ﷺ в месяце Раби уль-Авваль.

В беседе с нашим корреспондентом Мустафа Диб аль-Буга прокомментировал вопрос, является ли мавлид допустимым:

То, что мавлид проводится в определённый день, можно считать нововведением?

Но если Пророк и его сподвижники не совершали мавлида, указывает ли это на его запрет?

Детали

Чтобы лучше понимать, в чём же благо мавлида, попробуем разобраться, как он проходит и есть ли в нём основа.

Мавлид состоит из шести частей.

Перваячтение Корана.

Пророк ﷺ сказал: «Читайте Коран, воистину он явится заступником за вас в Судный день» (Муслим).

Втораячтение салавата, рассказа о жизни Пророка .

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка . О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно» (сура «Аль-Азхаб», аят 56).

В хадисе сказано: «Наиболее близки ко мне по степени те из вас, которые больше благословляют меня» (Тирмизи).

Третьязикр.

Всевышний в Коране говорит (смысл): «О уверовавшие, поминайте Аллаха частым поминанием» (сура «Аль-Ахзаб», аят 41).

Пророк ﷺ сказал: «Пусть твой язык не перестаёт быть влажным от поминания Аллаха» (Тирмизи, ибн Маджах).

(Смысл): «Разве не поминанием Аллаха обретают покой сердца уверовавших?» (сура «ар-Раъд», аят 28)

Пророк ﷺ сказал: «Кто бы ни упомянул Аллаха, его окружат ангелы и покроет милость Аллаха, и снизойдёт на него спокойствие, и упомянет его Аллах среди тех, кто возле Него» (Муслим, Тирмизи).

Некоторые считают, что собираться для коллективного исполнения зикра нельзя, мол, нет в Исламе для этого основы.

Но в хадисах есть ответ и на эти сомнения.

Бухари приводит от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Громкий зикр, когда люди завершали обязательную молитву, имел место во времена жизни Пророка . По нему ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) узнавал о том, что намаз завершился и люди расходятся из мечети» (Бухари).

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Если будете проходить мимо райских садов, то заходите туда и наслаждайтесь в них!» Его спросили: «Что это за райские сады?» Пророк ﷺ ответил: «Группы (собравшихся) для поминания Аллаха» (ат-Тирмизи).

А это уже прямое подтверждение резонности коллективного совершения зикра.

Четвёртаядуа (мольба).

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Вы просите Меня – и Я отвечу на ваши мольбы» (сура «Гафир», аят 60).

Пятаяобъединение.

В Коране сказано (смысл): «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (сура «Алю Имран, аят 103).

Шестаяподарки.

Пророк ﷺ сказал: «Дарите подарки, поскольку это увеличивает любовь друг к другу» (Муслим).

На все эти желательные действия было прямое указание. Считающий недопустимым объединять в одном месте все эти похвальные поступки должен привести довод на запрет объединения.

Примечание

«Имам Шафии порицал называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате, даже если саляфы-салихуны (праведные предки первых трёх веков после смерти Пророка ﷺ ) не совершали этого, ибо они могли не соблюдать это действие по каким-то причинам, или в их время лучше было оставить его, или они упустили знания об этом действии» («Манакибу Шафии»).

Ибну Таймия сказал: «…что касается возвеличивания мавлида и празднования этого дня, то некоторые люди делают это, и им будет огромное вознаграждение за благородное намерение и за возвеличивание Посланника Аллаха ﷺ » («Иктизау ас-сиратиль мустаким»).

Имам Захаби (673–748 х.) отмечает, что султан Музаффар любил раздавать милостыню, построил медресе, приюты для бедных и больных, дома для сирот и бездомных, и он сам посещал больных, справляясь о здоровье каждого. И не допускал он, чтобы какое-либо порицаемое действие проникло в его земли. Что касается празднуемого им мавлида, то его великолепие и масштаб сложно описать словами. Далее Захаби в подробностях рассказывает про мавлид, говорит, что за книгу о нём Музаффар подарил Ибн Дихье тысячу динаров («Сияр»).

Противники мавлидов часто ссылаются на учёных, чьи мнения мы сейчас привели. Но, как оказалось, они вовсе не являются противниками мавлидов и не считают их нововведением.

Двойные стандарты

Ежегодно в университете Ибн Сауда в Эр-Рияде в годовщину смерти Ибн Абд уль-Ваххаба проходит торжественное мероприятие, на котором звучат речи, восхваляющие этого человека, вспоминаются его деяния. А разве это правильно?

Вот что по данному факту говорит в одном из своих выступлений исламский богослов, доктор философии Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути:

И что за шариатское правило (каида), установившее, что это – новшество, а то – не новшество? Дело ясное, мы им не запрещаем этого, но только по той причине, что знаем о дозволенности подобных мероприятий…

Заключение

У нас не было цели и умысла оскорбить или разоблачить кого-либо, важно только одно – прийти к общему согласию и пониманию сути вопроса.

Мы привели доводы многих учёных только с одной целью – говорить о мавлиде как о новшестве, запретном для мусульман, нельзя, это неправда.

А если есть ещё в вашей душе сомнения, не пора ли просто всё оставить на Аллаха, не высказываться по этому поводу. Возможно, порицание этого действия может коснуться аятов и хадисов, ради которых люди собрались на мавлид. Помните – каждый выбрал в этой жизни свой путь, свою профессию: продавец – торгует, механик – ремонтирует, строитель – строит, а религиозные знания оставьте тем, кто посвятил наукам долгие годы, не берите на себя непосильную ношу.

В хадисе сказано: «Когда придёт время, в котором важные дела станут поручать недостойным людям, то ожидай наступления Судного часа» (аль-Бухари).

Абдулла Магомедов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *