Что означает слово марсель

Значение слова марсель

Словарь Ушакова

м а рсель, марселя, муж. (голланд. marszeil) (мор.). Большой прямой парус, второй снизу, прикрепленный к реям у марса.

Культурология. Словарь-справочник

Габриэль Оноре Марсéль (Marcel) (1889-1973)

Приняв католичество в 1929, М. отрицательно относился к схоластич. метафизике неотомизма, тяготея к августинианству. Онтология М. довольно необычным образом вырастает из контекста критич. анализа совр. об-ва, из протеста против отчужденного, обезличенного существования индивида в об-ве, представляющем собой бюрократич. механизм, с функциональной дробностью, обессмысленностью человеч. труда, как и всех других аспектов человеч. существования индивида. М. определяет «онтологич. потребность» человека как потребность быть, вопреки и независимо от условий такого существования. Конкр. черты реального отчуждения, 20 век с его «технологиями обесчеловечения» — предмет филос. критики М. («Люди против человеческого», 1951; «Человек, ставший проблемой», 1955).

По убеждению М., многие функции философии сегодня берет на себя искусство. Так, интерес к театру, присущий многим экзистенциальным мыслителям, начиная с Кьеркегора, обусловлен самой потребностью философии, поскольку стихия драмы — диалог, речь — это органич. среда интерсубъективности, к-рую нельзя выразить средствами философии, требующей объективации. В совр. эпоху всякая теория угрожает прежде всего интерсубъективности. В сциентифицированной философии стала ничтожной доля мудрости, связанной с проблемами человеч. существования, роль повседневной рефлексии о жизни и смерти. Глубокий метафизич. кризис поразил отношение человека к себе, к собств. существованию, к близким. Проблема общения между людьми — область, где предпочтение должно быть отдано искусству: музыке, живописи — и, в особенности, драматургии.

В работах 50-60-х гг. М. уделяет большое внимание проблеме духовного наследия, отношению к культурному достоянию прошлого как связующему звену истории цивилизации: всему этому огромный ущерб нанесен войной, позже — враждебной культуре фанатизацией массового сознания, усугублением атмосферы нетерпимости в период холодной войны, а также, в 60-е гг., леворадикальным анархизмом и псевдореволюционаризмом, выразившимся прежде всего в нигилистически-разрушит. тенденциях в отношении культурно-истор. ценностей духовного наследия цивилизации. Теор. основой такой позиции М. считает «Историзм» как неизбежно ведущий к релятивизации ценностей реально сложившейся культуры: нравств. и религ. идеалов, эстетич. представлений, памятников. Критика М. истор. сознания во многом близка феноменологич. критике историзма. Хотя М. не испытывал влияния Гуссерля (см. Гуссерль), он разделял многие позиции феноменологии. М. занимал резко отрицат. позицию не только в отношении панлогич. историзма гегелевского типа, но и в отношении философии жизни с присущим, в частности, методологии Дильтея (см. Дильтей) психологизмом, поскольку философия жизни, в свою очередь, опирается в качестве предпосылки на историчность самосознания субъекта. Здесь заключена двойная опасность: релятивизация прошлого совершается в едином русле с обесцениванием будущего. Теории о непрестанной эволюции, изменениях в качестве «естественно-истор. закономерностей» являются осн. причиной утраты об-вом интереса к собств. судьбам.

Для М. реально существующая история есть сфера духовного, культурно-истор. творчества прошлых поколений, бесконечно возникавших творч. возможностей, открытый плюрализм к-рых несовместим с попыткой определения к.-л. истор. закономерностей. Идея единства истор. процесса препятствует всестороннему исследованию этих возможностей; между тем, только это поле культурно-истор. творчества способно действительно обеспечить преемственность цивилизации. Наследие цивилизации — неисчерпаемый выбор постоянно актуализируемых духовных возможностей.

По той же причине М. отвергает герменевтику (см. Герменевтика); роль, к-рая в ней отводится личности, способностям, интуиции исследователя, «истор. чутье» — постулат того же релятивизма, тогда как гл. задача здесь — определить основы безусловной ценности того, что входит в понятие духовного наследия цивилизации. Интроспекция, понимание, «вживание» в качестве методол. посылок — не более чем психологизм, характеризующийся отсутствием общей направленности сознания, а это — главное. Что может дать духовное наследие — определяется в значит. мере позицией сознания, сознат. позицией по отношению к прошлому, интенциональной направленностью сознания субъекта как совладельца истор. наследия.

Преемственность поддерживается не концепциями, не работой историка; отсюда — поиск связей иного порядка, поиск того, что должно способствовать пониманию предшественников в истории, людей людьми любой эпохи: если у Ясперса преемственность скреплена надистор. общностью великих мыслителей, то, по М., человечество с его насильственно, варварски отторгаемым прошлым (как это было во время мировых войн, равно и катаклизмов разных времен) воссоединяют свидетельства, а это прежде всего человеч. жизни: опыт человеч. страданий, свидетельство мученика в пользу попираемой истины не исчезают в водовороте страданий, остаются внятными последующим поколениям.

Важен характер акта, приобщающего к бытию и уже этим связывающего между собой людей любых эпох, — он сказывается в эмоц. воздействии на нас источников, памятников, шедевров мирового искусства, в примере, какой являют собой жизни. Вопрос об «онтологич. потребности» М. связывает с ситуацией все ускоряющегося развития техники и сопряженной с этим очевидной опасностью — истощением смысловых ресурсов существования. Поэтому в философии на первый план должно быть выдвинуто то, что неопровержимо свидетельствует в пользу бытия: проблемы восприятия, осязательности, «вещности» мира, телесности, инкарнированности человека, равно как человеч. открытости, способности к универсальному общению. В передаче опыта «осязательности», «вещности» приоритет должен быть признан за искусством (Клодель, Сезанн); открытость души непревзойденным образом выражена в «Оде к радости» в Девятой симфонии Бетховена.

В 40-60-е гг. М. не раз затрагивал тему «нового орфизма», одухотворенного тонкой, глубокой поэтич. рефлексией Рильке, как мировоззрения, способного помочь европ. мысли; оно может оказать «бальзамическое воздействие» на современника: именно в свете его «исчезнут как предутренний кошмар призраки истории — инквизиторы и технократы». М. посвятил творчеству Рильке большую работу — «Рильке, свидетель духовного» («Rilke, temoin du spirituel», I, II // Homo Viator, 1944). Рильке всегда был особенно близок М., ибо напоминал о творч. миссии человека, заключающейся в видении, сакрализации, сбережении мира, неизбежно уходящего в прошлое, частично уже «незримого», недоступного восприятию, о позиции человека перед исчезающей цивилизацией. Главным для обоих было онтологич. окружение человека, мир природы и «вещей». М. было чрезвычайно близко понятие «образа» у Рильке, необходимость вернуть, «высказать», воплотить вещь вновь, назвать ее в речи. «Образ» — то, что остается от вещей, уносимых ворвавшимся в существование человека вихрем техн. прогресса; «образ» занимает во внутр. мире человека место вещи, не сбереженной развитием новой цивилизации, — если только человек в достаточной мере наделен воображением, питаемым любовью.

В экзистенциальной философии М. (как и в экзистенциализме вообще) под «восприятием» всегда подразумевалось наполнение его глобальным смыслом контакта с миром, co-esse (со-бытии). Отсюда любовь М. к путешествиям. Он особенно подчеркивал роль пейзажа в своей жизни и в философии: пейзаж приобщает к самому сердцу бытия, восприятие ландшафта — невыразимая, неисчерпаемая форма причастности. Гибель природы на наших глазах — мировая трагедия. Для М. природа и гуманизм смыкаются самым тесным образом: их синтез — искусство. В этом вопросе, как и во многих других, М. ссылается на творчество М. Пруста.

Соч.: Journal Metaphysique. P., 1927; Du Refus a 1’invocation. P., 1940; Le Mystere de 1’Etre. T. 1-2. P., 1951; Presence et Immortalite. P., 1959; La Dignite humaine et ses assises existentielles. P., 1964; Essai de philosophie concrete. P., 1967; Быть и иметь. Новочеркасск, 1994; Трагич. мудрость философии. М., 1995.

Лит.: Ricoeur P. Gabriel Marcel et Karl Jaspers. P., 1947; Prini P. Gabriel Marcel et la methodologie de 1’inverifiable. P., 1953; Troisfontaines R. De l’existence a 1’Etre, la philosophie de Gabriel Marcel. 2 vol. Louvain; P., 1968.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник

Значение слова марсель

марсель в словаре кроссвордиста

марсель

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

марселя, м. (гол. marszeil) (мор.). Большой прямой парус второй снизу, прикрепленный к реям у марса.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

м. Прямой четырехугольный парус на мачте, поднимаемый над нижним главным парусом.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

МАРСЕЛЬ (Marseille) город и крупнейший порт Франции, на Средиземном м., близ устья Роны, административный центр департамента Буш-дю-Рон. 1,3 млн. жителей (1990, с пригородами). Международный аэропорт. Крупный портовый комплекс. Грузооборот порта св. 90 млн. т в год. Нефтепереработка, нефтехимия, судои авиастроение. Начальный пункт трансъевропейского нефтепровода на Страсбур и Карлсруэ (ФРГ). Метрополитен. Университет. Музеи: археологический, изящных искусств, Гробе-Лабадье, Кантини, старого Марселя, античной торговли. Основан ок. 600 до н. э. (Массилия).

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «марсель»:

Большая Советская Энциклопедия

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «марсель»:

Википедия

Марсель:

Марса-лисель — дополнительный парус, который ставится сбоку от марселя при лёгких ветрах.

На больших современных парусных судах конструкцией могут быть предусмотрены два марселя — верхний и нижний.

Примеры употребления слова марсель в литературе.

Мы прежде всего рассмотрим произведения таких писателей, как Джеймс Джойс, Марсель Пруст, Федор Сологуб, Андрей Белый, Роберт Музиль, Густав Майринк, Франц Кафка, Томас Манн, Герман Гессе, Альбер Камю, Уильям Фолкнер, Михаил Булгаков, Джон Фаулз, Акутагава Рюноске, Хорхе Луис Борхес, Владимир Набоков Хулио Кортасар, Габриэль Гарсиа Маркес, Ален РобГрийе, Макс Фри, Саша Соколов, Владимир Сорокин, Дмитрий Галковский, Милорад Павич.

А тебе не кажется, что, когда Шариф и его банда поймут, что мы покинули Алжир, они первым делом станут искать нас именно в Марселе?

Итак, три месяца назад, а точнее 27 июня, наш дорогой Донасьен Альфонс Франсуа маркиз де Сад в сопровождении своего слуги Латура отправился в Марсель и утром одного чудесного дня на квартире у некой Мариетты Борелли, на четвертом этаже, собрал четырех девиц.

На рассвете Альфонс уселся в карету, запряженную четверкой лошадей, и отбыл из Марселя в свой замок Лакост.

Подсудимый Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, уличенный в распутстве и подрыве нравственности, получает строжайшее предупреждение и подвергается штрафу в размере пятидесяти ливров, а также лишается права въезда в город Марсель сроком на три года.

Но едва только Марсель сделал несколько шагов, как позади него выросли две громадные тени, два гиганта, носившие столь громкие исторические или, вернее, доисторические, имена: Арминий и Сигимер.

Инна Чурикова Марсель Марсо Ролан Быков Ярвет Даль Евстигнеев Балаганная компания.

Боцман велел матросам убрать брамсель, марсель и топсель, оставив бизань, косой фок и стаксели, которых было достаточно, чтобы преодолеть расстояние, отделявшее нас от суши, за несколько часов.

Не встретив взаимности у Жака, Марсель влюбляется в Даниэля, надоедает ему, посвящает любовные стихи.

Фургончик едет навстречу другим машинам, которые, возвращаясь с пляжей в Марсель, петляют по извилистой дороге впритирку одна к другой.

Парижа до Марселя, Горбачевы смогли оценить не только красоты Франции, но и обращенную к ним доброжелательность людей и непривычную для выходцев из суровой советской реальности непринужденно-раскованную атмосферу.

Встречая их раньше, Марсель не раз спрашивал себя, какую службу могут нести эти краснорожие, бородатые великаны с бычьими шеями, с геркулесовскими мускулами, неизменно одетые в серые казакины.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: marsel’
Задом наперед читается как: ьлесрам
Марсель состоит из 7 букв

Источник

Значение слова «марсель»

Что означает слово марсель

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

МА’РСЕЛЬ, я, м. [гол. marszeil] (мор.). Большой прямой парус, второй снизу, прикрепленный к реям у марса.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ма́рсель

1. морск. прямой четырёхугольный парус на мачте, поднимаемый над нижним главным парусом

Марсе́ль

1. геогр. город на юге Франции ◆ Он капитан, и родина его — Марсель. В. Инбер.

2. одуш. французское мужское имя ◆ И сам Марсель Марсо ей что-то говорил. В. С. Высоцкий

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово марсельПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: простор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «Марсель&raquo

Синонимы к слову «марсель&raquo

Синонимы к слову «Марсель&raquo

Предложения со словом «марсель&raquo

Цитаты из русской классики со словом «марсель»

Сочетаемость слова «марсель&raquo

Понятия, связанные со словом «марсель»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «марсель&raquo

– Поставить марсели! – скомандовал капитан, стараясь перекричать бурю. – Живее! Тонем!

Из трёх мачт две, грот и фок, несли марсели, но брамселей над ними и даже самой брам-стеньги на них не было.

– Наверно, этот корабль должен был бы свернуть свои нижние паруса и зарифить марсели, если бы он находился у подветренного берега и ветер дул в его корму.

Синонимы к слову «марсель&raquo

Синонимы к слову «Марсель&raquo

Ассоциации к слову «Марсель&raquo

Сочетаемость слова «марсель&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Значение слова марсель

Что означает слово марсель

Что означает слово марсель

Что означает слово марсель

Что означает слово марсель

Что означает слово марсель

Марсель в словаре кроссвордиста

марсель

м.Прямой четырехугольный парус на мачте, поднимаемый над нижним главным парусом.

Большой современный толковый словарь русского языка

( гол. marszeil) мор. второй снизу парус трапециевидной формы на судах с прямым парусным вооружением.

Новый словарь иностранных слов

м. Прямой четырехугольный парус на мачте, поднимаемый над нижним главным парусом.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

[гол. marszeil]мор. второй снизу парус трапециевидной формы на судах с прямым парусным вооружением.

Словарь иностранных выражений

Словарь русского языка Лопатина

Современный толковый словарь, БСЭ

марсель м. Прямой четырехугольный парус на мачте, поднимаемый над нижним главным парусом.

Толковый словарь Ефремовой

марселя, м. (гол. marszeil) (мор.). Большой прямой парус, второй снизу, прикрепленный к реям у марса.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Полный орфографический словарь русского языка

город на юге Франции французское мужское имя

Марсель (мужское имя)

прямой четырёхугольный парус на мачте, поднимаемый над нижним главным парусом

Корабль «Европа», подойдя вплоть, привел и положил марсель на стеньгу; но когда следовавший за ним «Евстафий» стал напирать, то «Европа» должен был уступить ему место, наполнил марсель и вышел вперед крайнего, наветренного неприятельского корабля; затем он поворотил на другой галс, спустился и, заняв место позади «Ростислава», вступил опять в самый жаркий бой.

Источник

Марсель – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово марсель? Пытаешься разобраться, что такое марсель? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «марсель» в словарях русского языка

Марсель это:

Марсель

м.Прямой четырехугольный парус на мачте, поднимаемый над нижним главным парусом.

Марсель

( гол. marszeil) мор. второй снизу парус трапециевидной формы на судах с прямым парусным вооружением.

Марсель

м. Прямой четырехугольный парус на мачте, поднимаемый над нижним главным парусом.

Марсель

[гол. marszeil]мор. второй снизу парус трапециевидной формы на судах с прямым парусным вооружением.

Марсель

Марсель

Марсель

марсель м. Прямой четырехугольный парус на мачте, поднимаемый над нижним главным парусом.

Марсель

марселя, м. (гол. marszeil) (мор.). Большой прямой парус, второй снизу, прикрепленный к реям у марса.

Марсель

Марсель

город на юге Франции французское мужское имя

Марсель

Марсель (мужское имя)

Марсель

прямой четырёхугольный парус на мачте, поднимаемый над нижним главным парусом

Где и как употребляется слово «марсель»?

Кроме значения слова «марсель» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «марсель».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «марсель» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «марсель»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *