Что означает слово манкурт
Манкурты нашего времени
Манкурты нашего времени борются с российской агрессией на Украине, в Прибалтике и в Грузии. Да и в России таких полно. Кто они, что не знают или не хотят знать, что мы все, люди всех национальностей победили фашизм в Великой отечественной войне. Они не хотят знать, что солдаты всех национальностей умирали в одних окопах и вместе шли под пули с криками «За Родину»! Напротив, это они называют это российской пропагандой.
Трудно пережить чувства, которые охватывают при посещении Мамаева кургана. Там в пантеоне фамилии пятидесяти тысяч бойцов, погибших но отстоявших узкую полоску берега Волги. Эти люди, были чьими-то сыновьями, мужьями и отцами, но погибли за то, чтобы жили мы. Среди них фамилии солдат всех национальностей. А солдат после переправы через Волгу, жил только один день. Но это был день бессмертия. Они отдали свои жизни за то, чтобы никогда не было фашизма. Так думали мы. Но, оказалось, что мы ошибались.
Появились современные манкурты, которые этих погибших героев, которые не смогли стать учеными, конструкторами, поэтами или художниками называют «колорадами».
Сегодня никто, наверно, из украинцев не ездит в город на Волге, для того, чтобы постоять в пантеоне. Но захоронения людей погибших в войну, есть в каждом украинском селе. Фамилиями погибших героев были названы улицы украинских городов.
Но нет, многие украинцы этого не помнят или не хотят знать. Наоборот, они вспоминают о предателях, убивавших освободителей украинских городов от фашистов.
Как из человека сделать манкурта? Сегодня это понятно. Нужно, чтобы он забыл историю своих предков и свой язык. Не случайно в Прибалтике и на Украине запрещено преподавание в школах русского языка, а в учебниках истории не пишут, что все мы потомки князей Владимира и Ярослава Мудрого.
Вот так дегенераты, оказавшиеся у власти, производят интеллектуальную кастрацию своей молодёжи. А выращенные ими манкурты убивают ватников в Донбассе.
Но думаю, что это не навсегда. Не все на Украине манкурты. Народ когда-нибудь прозреет и поймёт, что его используют. Люди поймут, что именно фашиствующие политики довели их до нищеты. Да и сегодня многие понимают, что им нужны не патроны и снаряды, а нормальные работа и нормальная жизнь.
Манкурт
(значение) — человек, который не знает и не ценит родной культуры, истории, традиций.
Слово из романа «Буранный полустанок, или И дольше века длится день. » (1980 г.) советского киргизского писателя Чингиза Торекуловича Айтматова (1928 – 2008).
Манкуртом называли человека, которого враждебное племя ребенком похищало у родителей и лишало памяти, превращая его в послушного исполнителя чужой воли. В одном из эпизодов романа описывается, как один из манкуртов убивает свою мать, не понимая, что он делает.
«Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного Я, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения. Только манкурт мог выдерживать в одиночестве бесконечную глушь и безлюдье сарозеков, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде. Он один на таком удалении заменял множество работников. Надо было всего-то снабжать его пищей — и тогда он бессменно пребывал при деле зимой и летом, не тяготясь одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в степи, он ничего не требовал. »
Манкурт
Смотреть что такое «Манкурт» в других словарях:
МАНКУРТ — МАНКУРТ, Турция Ливия, Туркменфильм, 1990, цв., 86 мин. Легенда. По мотивам романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день». В ролях: Тарик Тарджан, Мая Гозель Аймедова (см. АЙМЕДОВА Маягозель), Йылмаз Дуру, Ходжадурды Нарлиев (см. НАРЛИЕВ… … Энциклопедия кино
манкурт — сущ., кол во синонимов: 2 • беспамятный (23) • раб (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
манкурт — (неправильно манкрут) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Манкурт — Манкурт, согласно роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»), это взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни.… … Википедия
манкурт — м. Тот, кто забыл свое прошлое, отказался от своих национальных обычаев, традиций, ценностей, потерял нравственные ориентиры. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
манкурт — манк урт, а … Русский орфографический словарь
манкурт — а, ч. Про людину, що забула минуле, відмовилася від національних традицій, втратила моральні орієнтири, цінності … Український тлумачний словник
манкурт — а; м. Публиц. О человеке, забывшем прошлое, отказавшемся от национальных традиций, обычаев, потерявшем нравственные ориентиры, ценности. ● По наименованию персонажей романа Ч.Айтматова Буранный полустанок … Энциклопедический словарь
манкурт — а; м.; публиц. О человеке, забывшем прошлое, отказавшемся от национальных традиций, обычаев, потерявшем нравственные ориентиры, ценности. По наименованию персонажей романа Ч.Айтматова Буранный полустанок … Словарь многих выражений
манкурт — іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови
Что означает слово «манкурт»?
Так делали из людей манкуртов
Происхождением понятие «манкурт» обязано роману казахстанского писателя Ч. Айтматова «Буранный полустанок»
«Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного «Я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение»
Слово «Манкурт» придумано писателем, но, возможно, восходит к тюрскому munqul «неразумный, глупый, лишённый рассудка»
Как делали из людей манкуртов
В Степях пленнику обривали голову и надевали на неё шири — кусок шкуры с выйной части только что убитого верблюда, связывали руки и ноги и надевали на шею колодку, чтобы он не мог коснуться головой земли; и оставляли в пустыне на несколько дней. На палящем солнце шири съёживалась, сдавливая голову, волосы врастали в кожу, причиняя невыносимые страдания, усиливаемые жаждой. Через какое-то время жертва либо гибла, либо теряла память о прошедшей жизни и становилась идеальным рабом
Использование слова в литературе
— «Когда я вступила с ними в полемику, то на меня обрушился мат, пересыпанный оскорблениями, ― манкурт, беззубая сволочь!» (Татьяна Юрьева «Дневник культурной девушки»)
— «Весьма нужным словом манкурт обогатил русский язык другой наш выдающийся современник Ч. Т. Айтматов, назвав так человека, который после мощного внешнего воздействия на свою психику забыл о своём прошлом и о прошлом своих предков, став одновременно покорным рабом своего хозяина» (Игорь Милославский «Великий, могучий русский язык»)
— «А что, нельзя?! — Да нет, я так… — Я манкурт. Зомби. Господи! — возопил Костя, вздевая к небу сжатые кулаки. — За что?! Ну за каким дьяволом мне нужно помнить, что «Детройт Ред Уингз» вышли в финал Кубка Стенли в девяносто восьмом году…» ( Олег Дивов «Закон фронтира»)
Раб, не помнящий родства. О судьбе таких несчастных мучеников написал известный Киргизский писатель Чингиз Айтматов в романе «И дольше века длится день».
Когда-то постоянно враждовавшие между собой кочевники-азиаты жестоко обращались с пленниками, но особо чудовищная участь ждала тех, кому предстояло стать манкуртами. Память рабов уничтожалась страшной пыткой. На их тщательно бритые головы надевалась шири — кусок толстой верблюжьей шкуры только что забитого матерого верблюда. Шкура своей мездрой, как пластырь, прилипала к обритой голове, словно резиновая купальная шапочка. Рабов связывали, надевали на шеи колодки, чтобы голова не касалась земли, и бросали на несколько дней на солнцепеке. Шкура усыхала, сжималась, сдавливала голову и причиняла рабам нечеловеческие муки. Отраставшие жесткие волосы азиатов упирались в окаменевшую шкуру, загибались и снова врастали в кожу головы, причиняя несчастным еще более жуткие страдания.
Из пяти-шести пленников выживал один, но он напрочь терял память и становился бессловесным получеловеком, рабом, готовым сутками напролет пасти скот, беспрекословно выполнять любую грязную работу и, кроме еды, ничего не требовать от хозяина взамен. Манкурт, как собака, был предан хозяину и один заменял десяток других работников.
Конечно, это не совсем так, но почему-то сохранился он в памяти навсегда, и, когда перечитываю Айтматова, сразу вспоминаю этого доброго и несчастного юношу. Каждый понимает счастье по-своему, во всяком случае, при общении с ним что-то не заметил я, чтобы парень был удручен своим положением в семье, возможно, просто не осознавал всю трагичность ситуации, однако мне его жалко до сих пор.
«Манкурт» часто видел меня с ружьем и однажды сказал, что в песках, недалеко от нас, есть озеро, где водится много уток. Не может быть, говорю, откуда в песках озеро? На ломаном русском абориген утверждал, что до озера даже пешком можно дойти. Покажешь? — спрашиваю. Жаксы (хорошо) — отвечает.
Утром в выходной день мы отправились. Идем через барханы час, другой, а озера все нет. Скоро ли озеро, спрашиваю. Скоро, скоро, сапсем скоро — был ответ.
Еще через час у меня осталось полфляжки воды. Жары уже не было, октябрь, но пить все равно хотелось. Удивило, что парень совсем не пил и воду с собой даже не брал. Терпение мое лопнуло. Пошли обратно, говорю, жаман (плохо), дорогу-то назад найдешь? Может, ты адасып кетты? (заблудился). Жок (нет), говорит.
Уходили мы утром к озеру почти на север, перпендикулярно к железной дороге, и даже без компаса к ней все равно бы вышли, я особо не переживал, хотя ориентироваться в песках бывает очень тяжело, а в пасмурные дни почти невозможно. К примеру, в Южном Прибалхашье гряды барханов тянутся в основном с юго-востока на северо-запад, но это все равно ненадежный ориентир, однажды я там заблудился и ушел в сторону от лагеря за десяток километров, уже под конец дня повезло — спасла случайная машина строителей колодцев для чабанов. Вода у них оказалась, и вкус той воды помню даже сейчас.
Люди на том водоеме если и бывали, то совсем редко, проводник и сам там побывал лишь однажды, ошибся он всего-то на километр, а в результате мы в тот злополучный день прошагали мимо озера.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов