Что означает слово маис на языке североамериканского индейского племени ирокезов
Цивилизации североамериканских индейцев
История народов американского континента до их встречи с европейцами в XVI в. развивалась самостоятельно и почти без взаимодействия с историей народов других континентов. Письменные памятники древней Америки очень скудны, а имеющиеся ещё не прочитаны. Поэтому историю американских народов приходится восстанавливать главным образом по археологическим и этнографическим данным, а также по устной традиции, записанной в период европейской колонизации.
Народы Америки до начала евроопейской колонизации
Ко времени вторжения в Америку европейцев уровень развития её народов был неодинаковым в различных частях континента. Племена большей части Северной и Южной Америки находились на разных ступенях первобытно-общинного строя, а у народов Мексики, Центральной Америки и западной части Южной Америки в это время уже развивались классовые отношения; они создали высокие цивилизации. Именно эти народы прежде всего подверглись завоеванию; испанские завоеватели в XVI в. разрушили их государства и культуру и поработили их.
Первоначальное заселение Америки
Америка была заселена из Северо-Восточной Азии племенами, родственными монголоидам Сибири. По своему антропологическому типу американские индейцы и в ещё большей степени эскимосы, переселившиеся в Америку позже, сходны с населением Северной и Восточной Азии и входят в большую монголоидную расу. Освоение огромных пространств нового материка с чуждыми природными условиями, чуждым растительным и животным миром представляло для переселенцев трудности, преодоление которых потребовало больших усилий и длительного времени.
Переселение могло начаться в конце ледниковой эпохи, когда между Азией и Америкой, очевидно, имелась перемычка суши на месте нынешнего Берингова пролива В послеледниковую эпоху переселение могло продолжаться и морским путём. Судя по геологическим и палеонтологическим данным, заселение Америки произошло за 25—20 тыс. лет до нашего времени. Эскимосы расселились по арктическому побережью в I тысячелетии н. э. или даже позднее.
Переселившиеся отдельными группами племена охотников и рыболовов, материальная культура которых стояла на уровне мезолита, в поисках добычи передвигались, как можно заключить по археологическим памятникам, с севера на юг вдоль тихоокеанского побережья. Сходство некоторых элементов культуры коренного населения Южной Америки с культурой народов Океании дало повод к теории о заселении всего американского материка из Океании. Несомненно, что связи Океании с Южной Америкой в древности имели место и играли известную роль в заселении этой части Америки.
Однако некоторые сходные элементы культуры могли развиваться самостоятельно, не исключена и возможность более поздних заимствований. Например, культура батата распространилась из Южной Америки в Океанию, банан и сахарный тростник были завезены в Америку из Азии.
Этнографические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что передвижения древних индейских племён происходили на обширных пространствах, причём часто племена одних языковых семей оказывались расселёнными между племенами других языковых семей. Основной причиной этих переселений была, очевидно, необходимость увеличения земельной площади при экстенсивном хозяйстве (охота, собирательство). Однако хронология и конкретно-историческая обстановка, в которой происходили эти переселения, остаются пока неосвещёнными.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
К началу XVI в. население Северной Америки состояло из большого числа племён и народностей. По типам хозяйства и историко-этнографической общности они делились на следующие группы: приморские охотники и рыболовы арктической зоны — эскимосы и алеуты; рыболовы и охотники северо-западного побережья; охотники северной полосы нынешней Канады; земледельцы восточной и юго-восточной части Северной Америки; охотники на бизонов — племена прерий; собиратели диких семян, рыболовы и охотники — племена Калифорнии; народы с развитым поливным земледелием юго-запада и юга Северной Америки.
Племена арктического побережья
Большую часть пищи эскимосы ели в сыром виде, что предохраняло их от цинги. Наименование эскимосы происходит от индейского слова «эскимантьик», что означает «поедающие сырое мясо».
Индейцы северо-западного побережья
Типичными для этой группы были тлинкиты. Главным источником их существования была рыбная ловля; рыба лососевых пород составляла их основное питание. Недостаток в растительной пище возмещался сбором диких ягод и плодов, а также водорослей. Для каждого вида рыбы или морских животных существовали особые гарпуны, дротики, копья, сети. Тлинкиты пользовались костяными и каменными шлифованными орудиями. Из металлов им известна была лишь медь, которую они находили в самородном виде; её ковали холодным способом. Чеканные медные плитки служили средством обмена. Гончарство не было известно. Пищу варили в деревянных сосудах, бросая в воду раскалённые камни.
У этого племени не было ни земледелия, ни животноводства. Единственным прирученным животным была собака, которая использовалась на охоте. Интересен способ, которым тлинкиты получали шерсть: они загоняли в огороженные места диких овец и коз, стригли их и снова отпускали на свободу. Из шерсти ткали накидки, позднее из шерстяной ткани стали изготовлять рубашки.
Тлинкиты жиличасть года на берегу океана. Здесь они охотились на морского зверя, главным образом на морскую выдру. Дома возводились из оструганных каменным теслом брёвен, без окон, с дымовым отверстием в крыше и маленькой дверцей. Летом тлинкиты поднимались вверх по течению рек для ловли лосося и собирания плодов в лесах.
Основной общественной единицей северо-западных племён был род. Роды, называвшиеся по именам тотемных животных, объединялись во фратрии. Отдельные племена стояли на разных ступенях перехода от материнского рода к отцовскому; у тлинкитов при рождении ребёнок получал имя материнского рода, но в отрочестве ему давалось второе имя — по отцовскому роду. При заключении брака жених отрабатывал у родителей невесты год или два, затем молодые уходили в род мужа. Особо близкие отношения между дядей с материнской стороны и племянниками, частичное наследование по материнской линии, сравнительно свободное положение женщины — все эти черты говорят о том, что у племён северо-западного побережья сохранялись значительные пережитки матриархата. Существовала домашняя община (барабора), ведшая общее хозяйство. Развитие обмена способствовало накоплению излишков у старейшин и вождей. Частые войны и захват рабов ещё более увеличивали их богатство и власть.
Наличие рабства — характерная черта общественного строя этих племён. Фольклор тлинкитов, как и некоторых других северо-западных племён, рисует картину зачаточной формы рабовладения: рабы находились во владении всей родовой общины, вернее её подразделения, бараборы. Такие рабы — по нескольку человек на барабору — выполняли домашние работы и участвовали в рыбной ловле. Это было патриархальное рабство с коллективным владением рабами-военнопленными; рабский труд не составлял основы производства, а играл подсобную роль в хозяйстве.
Индейцы восточной части Северной Америки
Жилищем прибрежных алгонкинских племён служил вигвам — шалаш из стволов молодых деревьев, кроны которых соединялись вместе. Образованный таким путём куполообразный остов покрывался кусками древесной коры.
У племён восточной части Северной Америки в начале XVI в. господствовал первобытно-общинный строй.
Наиболее типичными для всей группы восточных племён были ирокезы. Образ жизни и общественное устройство ирокезов были описаны во второй половине XIX в. известным американским учёным Льюисом Морганом, реконструировавшим основные черты их строя до колонизации.
Большую роль играла охота на оленя, лося, бобра, выдру, куницу и других лесных зверей. Особенно много добычи получали от загонной охоты. Весной и летом ловили рыбу.
Орудиями ирокезов служили мотыги и топоры из шлифованного камня. Ножи и наконечники стрел и копий изготовлялись из самородной меди. Было развито гончарство, хотя и без гончарного круга. Для изготовления одежды ирокезы обрабатывали шкуры, в особенности оленьи, выделывая замшу.
Жилищем ирокезов были так называемые длинные дома. Основу этих домов составляли вбитые в землю деревянные стойки, к которым при помощи лыковых верёвок привязывали пластины древесной коры. Внутри дома имелся центральный проход около 2 м в ширину; здесь на расстоянии примерно 6 м один от другого были расположены очаги. Над очагами в крыше имелись отверстия для выхода дыма. Вдоль стен шли широкие помосты, отгороженные с обеих сторон простенками. У каждой супружеской пары было отдельное спальное помещение длиной около 4 м, открытое только к очагу. На каждые четыре помещения, расположенные друг против друга попарно, устраивался один очаг, на котором в общем котле варили пищу. Обычно в одном таком доме бывало 5—7 очагов. К дому прилегали также общие кладовые.
«Длинный дом» наглядно показывает характер наиболее мелкой общественной единицы ирокезов — овачиры. Овачира состояла из группы кровных родственников, потомков одной прародительницы. Это была матриархально-родовая община, в которой производство и потребление было коллективным.
Земля — основное средство производства — принадлежала роду в целом, овачиры пользовались отведёнными им участками.
Мужчина, вступавший в брак, переходил жить в дом овачиры жены и участвовал в хозяйственных работах этой общины. Он продолжал в то же время сохранять принадлежность к своей родовой общине, выполняя общественные, религиозные и другие обязанности со своими родичами. Дети принадлежали к овачире и роду матери. Мужчины сообща охотились и ловили рыбу, вырубали лес и расчищали почву, строили дома и ограждали селения от врагов.
Женщины овачиры совместно обрабатывали землю, сеяли и сажали растения, собирали урожай и складывали запасы в общие кладовые. Сельскохозяйственными и домашними работами распоряжалась старейшая женщина, она же распределяла съестные припасы. У ирокезов было широко распространено гостеприимство. В ирокезском селении не могло быть голодных до тех пор, пока хоть в одном доме оставались запасы.
Вся власть внутри овачиры принадлежала женщинам. Главой овачиры была правительница, выбиравшаяся женщинами-матерями. Кроме правительницы, женщины-матери выбирали военного вождя и «старшину для мирного времени». Последнего европейские авторы называли сахемом, хотя «сахем» — слово алгонкинское и ирокезы его не употребляли. Правительницы, сахемы и военные вожди составляли совет племени.
Уже после начала колонизации Америки, но до соприкосновения ирокезов с европейцами, около 1570 г., пять племён ирокезов образовали союз: Лигу ирокезов. Легенда приписывает её организацию мифическому Гайавате. Во главе Лиги стоял совет, который составляли сахемы племён. На совет сходились не только сахемы, но и рядовые члены племени. Если предстояло решить важный вопрос, то собирались полностью племена Лиги.
Старейшины рассаживались у костра, остальные размещались вокруг. В обсуждении могли участвовать все, но окончательное решение принимал совет Лиги; оно должно было быть единогласным. Голосование проходило по племенам; каждое племя, таким образом, имело право вето. Обсуждение проходило в строгом порядке, с большой торжественностью. Лига ирокезов достигла своего расцвета в 70-х годах XVII в.
Лесные охотничьи племена Канады
Индейцы прерий
В прериях жили многочисленные индейские племена. Наиболее типичными их представителями были дакота, команчи, арапахи и чеиены. оти племена оказали особенно упорное сопротивление европейским колонизаторам.
Несмотря на принадлежность к разным языковым семьям, индейцев прерии объединяли общие черты хозяйственной деятельности и культуры.
Основным источником их существования была охота на бизона.
Бизон давал мясо и жир для питания, мех и кожу для одежды и обуви, а также для покрытия шалашей. Индейцы прерий охотились пешими, ( Только во второй половине XVIII в. индейцы приручили лошадь. Завезённые некогда первыми колонистами из Европы, эти животные, частично одичавшие, образовали стада так называемых мустангов. Индейцы ловили и объезжали их.) с собаками, применяя лук и стрелы. Охота была коллективной. Индивидуальная охота запрещалась. Нарушившего запрет жестоко наказывали.
Жилищем большинства племён прерий служила коническая палатка из бизоньих шкур. В лагере, представлявшем собой временное поселение, палатки расставлялись по кругу — так удобнее было отражать внезапные нападения врагов. В центре воздвигалась палатка племенного совета.
Индейцы прерий жили племенами, делившимися на роды. У части племён ко времени прихода европейцев существовала ещё матриархальная организация. У других уже совершился переход к отцовскому роду.
Калифорнийские индейцы
Индейцы Калифорнии представляли собой одну из наиболее отсталых групп коренного населения Северной Америки. Характерной особенностью этой группы была крайняя этническая и языковая дробность; племена Калифорнии принадлежали к нескольким десяткам мелких языковых групп.
У калифорнийцев господствовал первобытно-общинный строй. Племена делились на экзогамные фратрии и роды. Родовая община, как хозяйственный коллектив, владела общей охотничьей территорией и рыболовными угодьями. У калифорнийцев сохранялись значительные элементы материнского рода: большая роль женщины в производстве, материнский счёт родства и т. п.
Индейцы юго-запада Северной Америки
Наиболее типичными для этой группы были племена пуэбло. Данные археологии позволяют проследить историю индейцев пуэбло до первых веков нашей эры. В VIII в. индейцы пуэбло уже занимались земледелием и создали систему искусственного орошения. Они сажали кукурузу, бобы, тыкву и хлопок. У них было развито гончарное дело, но без гончарного круга. Керамика отличалась красотой формы и богатством орнамента. Они употребляли ткацкий станок и изготовляли ткани из хлопкового волокна.
Испанское слово «пуэбло» значит селение, община. Испанские завоеватели назвали так группу индейских племён по поразившим их селениям, представлявшим собой одно общее жилище. Жилище пуэбло состояло из одного строения из сырцового кирпича, внешняя стена которого замыкала всё селение, делая его недоступным для нападения извне. Жилые помещения спускались уступами внутрь огороженного двора, образуя террасы, так что крыша нижнего ряда служила дворовой площадкой для верхнего. Другой тип жилищ пуэбло — вырытые в скалах пещеры, также спускающиеся уступами. В каждом из таких селений жило до тысячи человек.
В середине XVI в., в период вторжения испанских завоевателей, селения пуэбло представляли собой общины, каждая из которых имела свою территорию с орошаемыми землями и охотничьими угодьями. Обрабатываемая земля распределялась между родами. В XVI—XVII вв. все ещё преобладал материнский род. Во главе рода стояла «старейшая мать», которая наряду с военным вождём-мужчиной регулировала внутриродовые взаимоотношения. Домохозяйство велось кровнородственной группой, состоявшей из женщины — главы группы, её холостых и вдовых братьев, её дочерей, а также мужа этой женщины и мужей её дочерей. Домохозяйство пользовалось отведённым ему участком родовой земли, а также зернохранилищем.
Духовная культура индейцев Северной Америки
Господство родовых отношений отразилось и в религии индейцев — в их тотемистических верованиях. Слово «тотем» на языке алгонкинов буквально означало «его род». Тотемом считались животные или растения, по названиям которых именовались роды. Тотемы считались как бы сородичами членов данного рода, имеющими с ними общее происхождение от мифических предков.
Верования индейцев были пронизаны анимистическими представлениями. У более развитых племён существовала богатая мифология; из сонма духов природы были выделены верховные духи, которым приписывалось управление миром и судьбами людей. В культовой практике господствовал шаманизм.
Индейцы хорошо знали звёздное небо, расположение планет и ориентировались по ним в своих путешествиях. Изучив окружающую флору, индейцы не только употребляли дикие растения и плоды в пищу, но и использовали их в качестве лекарств.
Современная американская фармакопея многое заимствовала из народной индейской медицины.
Очень богатым было художественное творчество североамериканских индейцев, в частности их фольклор. В сказках и песнях поэтически изображались природа и жизнь индейцев. Хотя героями этих сказаний часто являлись животные и силы природы, но их жизнь рисовалась по аналогии с человеческим обществом.
Кроме поэтических произведений, у индейцев существовали и исторические предания, которые рассказывались старейшинами на собраниях. У ирокезов, например, при утверждении нового сахема один из старейшин рассказывал собравшимся о событиях прошлого. Во время рассказа он перебирал снизки белых и лиловых бус, выточенных из раковин, скреплённые в виде широких полос или нашитые в виде узора на полосы ткани. Эти полосы, известные европейцам под алгонкинским названием вампум, обычно употреблялись как украшения. Их носили в виде поясов или перевязей через плечо. Но вампум играл также роль мнемонического средства: рассказывая, оратор водил рукой по узору, образуемому бусами, и как бы вспоминал далёкие события. Вампум передавался также через гонцов и послов соседним племенам как знак полномочия, служил своего рода символом доверия и обязательства не нарушать обещания.
Индейцы разработали систему условных знаков, при помощи которых передавали сообщения. Знаками, вырезанными на коре деревьев или составленными из ветвей и камней, индейцы сообщали нужные сведения. На дальнее расстояние сообщения передавали при помощи костров, днём — дымящихся, ночью — горящих ярким пламенем.
Вершиной духовной культуры индейцев Северной Америки была их зачаточная письменность — пиктография, картинное письмо. Дакота составляли летописи или календари, нарисованные на коже; рисунки передавали в хронологическом порядке события, происшедшие в данном году.
Словарь ирокезских слов
Словарь ирокезских слов
Все термины, разговорные слова и обозначения в этом словаре принадлежат могавкам, если не указано иное. Язык могавков преимущественно устный и, будучи таковым, не поддается транслитерации с легкостью. Однако мои транскрипции составлены согласно принципам современной орфографии, основанной на фонетических принципах. Мои фонетические интерпретации в целом соответствуют тем, что были даны в словаре могавкского языка Дэвида Р. Маракля. Однако я использовал более старую и знакомую версию некоторых имен и ключевых терминов, таких как, например, Гайавата и Оренда. Я сохранил древние термины, такие как одиноик, в той форме, в которой они появились в ранних миссионерских историях, или пришли ко мне в сновидениях, или прозвучали из уст ирокезских сновидцев, которые помогали найти мой путь среди древних троп.
Основная форма существительных в ирокезских языках всегда женского рода, что вполне подходит для матриархальных сообществ, которые ведут свое происхождение от женского существа, упавшего с неба. Поэтому; например, в могавкском языке охквари (медведь) буквально означает «она-медведь», для обозначения медведя мужского рода следует добавить р, чтобы получилось рохквари.
К сожалению, ирокезы по большей части известны под именами, данными им их врагами. Это особенно странно по отношению к могавкам, в языке которых не существует звука [м]. Значения этих «иностранных» имен, в настоящее время используемых и среди ирокезов, по крайней мере, тогда, когда они говорят по-английски, отражено в этом словаре наравне с названиями, используемыми самими ирокезами.
Аверьяса. Сердце-душа, или место пребывания желаний сердца.
Айкон. Посланник, который несет сновидения людям от Тароихиавакона.
Аконвара. Маска, человекоподобное существо, вступившее в поединок с Побегом на горе.
Аноки. Выдра, происхождение.
Арендиуанен. «Она обладает силой». Женщина силы, шаман или целитель.
Асквендикс. Сновидчсский талисман. Гуронского происхождения. Старый термин.
Атаэнсик. Праматерь. Гуронское имя для Небесной Женщины, бабушки Близнецов, которая живет на луне.
Атененярхон. Каменный гигант, чудовищное существо с телом, покрытым кремнем, враждебен по отношению к людям.
Атетшентс. «Та, которая видит сны». Шаман, целитель или врачеватель.
Атоннхетс. Душа или жизненная энергия.
Атсинахкон. «Она использует белую энергию». Экзорцист.
Ахшара. Крепежные ремни.
Вакатерионтаре. «Я это знаю».
Ватаеннерас. «Она выпускает стрелы». Ведьма.
Ватерасво. «Оно приносит удачу». Сновидение.
Ваяндот. «Говорит на том же языке». Распространенное произнесение — Вендат, так гуроны называют себя. Оно обозначает тех гуронов, которые отправились на запад после поражения, нанесенного ирокезами в 1649–1650 годах.
Гайавата. Самое известное произнесение имени, которое в одной версии легенды о Гайавате означает Тот, Кто Чистит, а в другой — Тот, Кто Пробужден (то есть Пробужденный). Согласно легенде, Гайавата — это падший человек, чья жизнь меняется, когда он видит сияющее лицо Примирителя на поверхности воды в котле. Сейчас Гайавата (Айоива- та) — это титул вождя могавкского клана Черепахи.
Гурон. Французское имя для серенных ирокезов, которые называли себя Вендат, что в переводе означает «колючая голова».
Ирокез. Долго использовавшийся как имя для Шести племен ирокезской конфедерации, этот термин не является ирокезским, и его этимология непонятна. Он не существует в своей современной форме ни в одном языке американских индейцев. Чамплэйи слышал, как это слово употребляется алгонкинскими индейцами в Сент-Лоренсе в 1603 году, он записал его как ирокез и юрокез. Видимо, это слово произносилось как ир-о-кве и могло происходить от традиционных выкриков на ирокезском совете. См. P. Bakker. A Basque Etymology for the Word ‘Iroquois’ in Man in the Northeast 40, 1990, 89–93
Кайанерекова. Великий Закон ирокезов.
Кайонни. Пояс вампума.
Каконса. Ирокезская маска; часто называется ложным лицом. Изначальное существо-маска было колдуном, возможно, стороной Тавискарона, с которым Таронхиавакон вступил в магический поединок около западной границы мира. Некоторые ранние ирокезские маски представляют умерших шаманов. Другие — духов болезни. К ним относятся как к живым, которых необходимо питать, особенно табаком и кукурузной кашей.
Каната. Деревня. Название Канада буквально означает «деревня [размером со страну]».
Канахкон. Барабан из шкуры оленя.
Каниенкехака. Могавки, или Люди Кремня.
Каренна. «Призыв силы». Песня или заклинание.
Карихвийо. Добрая весть, или хорошее слово.
Кататкенс. «Я смотрю в зеркало» или «Я вижу себя».
Катерасвас. «Я приношу себе удачу» или «Я вижу сны».
Кахасеринес. Непрерывно перемещающийся свет. Могущественное духовное существо, известное в ваяндоте как Белый Лев, которого связывают с кометой, пришествием новой эры, временами изменений и временами огромной опасности и огромных возможностей.
Кахнекова. Океан, в котором Небесная Женщина создает мир.
Кахстова. Ирокезский головной убор с оперением.
Кашатстенхсера. Сила, мощь, здоровье или энергичность, обладание и использование силы.
Каюга. Индейцы, принадлежащие к одному из Шести племен ирокезской конфедерации. Из кайохкхоио, людей Ойоговен. Могавки называют их Людьми Трубки.
Кенракен. «Это белый».
Кенрексакен. Белый Лев.
Керивахонта. «Я предаю материю огню» или «Я вижу как ясновидящий».
Киатат. «Я в чреве своей матери» или «Я похоронен».
Киатонте. «У меня есть тело» или «Я жив».
Кхеноронкхва. «Я хочу твою душу» или «Я люблю тебя».
Могавк. «Людоед». Восточные народ, входивший в Шесть племен ирокезской конфедерации. Слово «могавк» было создано поселенцами Новой Англии из наррагансеттского слова Моховавогс. Могавки называют себя Людьми Кремня или Каниенкехака.
Могикане. Индейцы, восставшие могавки, пытавшиеся захватить долину у верховьев реки Гудзон. Одним из имен, которыми они себя называли, было Маххакунью, «из места прилива», что датские переводчики произносили как ма-ги-кан. Это слово было переведено как «волк» алгонкинцами, потому что звучало для них подобно их названию волка.
Овхара. Полость дерева, тоннель или переход. В моих сновидениях — это дверь между мирами.
Одиннонк. «Тайное желание души». Объект желания, увиденный во сне. Гуронского происхождения. Старое слово.
Онейда. Люди Стоящего Камня. Индейцы, входившие в одно из Шести племен ирокезской конфедерации.
Онекорха. Нить вампума.
Оненкивахи. «На сегодня все», или «До свидания».
Ониконра. Разум, дух (в смысле высшего вечного сознания).
Онквехонве. Настоящие Люди. Первые люди Америки.
Онодага. Люди Холма. Индейцы, бывшие одной из частей Шести племен ирокезской конфедерации. На могавкском они называются Ононтакехака.
Онононра. «Голова духа». Скальп.
Ононхоройя. «Поворот голов». Праздник сновидений. Слово имеет гуронское происхождение и является очень старым. Ключевая часть священных ритуалов Середины зимы, когда люди отгадывают сновидения, в память игры в отгадывание сновидения, принесенной Хозяином Земли в Небесный мир, и исполняют «тайные желания души», открытые в сновидениях.
Орато. Дикая вишня. Орато накаронтоте означает «Дерево [в Небесном мире], похоже на дикую вишню.
Оренда. Жизненная энергия, или магическая сила.
Отеронтонниа. Побег, другое имя Таронхиавакона.
Откон. Дух, обычно зловредный или недобрый. Роткон означает «черный колдун».
Отсиенха. Огонь собрания.
Охвачира. Семья по материнской линии.
Охкиве. Ритуал для танца мертвых, или призраков.
Охсерон. Праздник середины зимы.
Охскенрари. «Опаленные кости». Привязанный к земле призрак. Старое слово.
Оярон. Животное силы, птица или животное, чью форму принимает оборотень.
Раненьес. «Он распространяет себя». Харизматичный человек.
Раниатекова. Великая Черепаха, отец Близнецов.
Ратетшентс. «Тот, кто видит сны». Шаман-мужчина, целитель или доктор.
Ративерас. Громы, элементальные силы, вооруженные молниями, проклятие черных колдунов.
Ротеннот. «Он выражает силу» или «он поет». Старое слово.
Ротинонхсонни. Люди Длинного Дома, Шесть племен ирокезской конфедерации.
Роянер. «Добрый человек». Традиционно вождь ирокезской конфедерации, выбираемый клановыми матерями, чтобы носить рога власти. Ротиянер — множественная форма.
Саковеннакарахтатс. «Он устанавливает слова». Переводчик.
Сенека. Одно из Шести племен ирокезского Союза, хранители западных врат. Этимология слова «сенека» неясна. Сенека называют себя Новатака, Люди Большого Холма. Имя, данное им каюга, означает Люди-Птицы.
Скахнехтати. «Через сосны». Олбани, Ныо-Йорк (не современный Шенек- тади, который, с точки зрения могавков, находится на ближайшей стороне соснового леса).
Сонквиатисон. «Он создает нас». Создатель.
Тавискарон. Темный Близнец. Корень его имени означает «лед» на могавкском; Дж. Н.-Б. Хьюитт предположил, что его имя означает «вдвойне облаченный в лед». В этом аспекте он бог зимы, или ледяной гигант. По его аспект Обманщика, его склонность сотрясать и запутывать все, также отражена в его имени. Так как корень вискар ко всему еще имеет значение «увертливость», я полагаю, что его имя может также означать «в два раза более скользкий, чем лед». Онондага называют его Охаа, а имя, данное ему сенека, — Отаквенда. Я иногда называю его Увертливым Человеком, чтобы показать, что таков его стиль.
Тадодахо. Опутанный. В легенде Тадодахо является колдуном-тираном онондага, чья темная власть пала, когда его разум был очищен Гайаватой и Примирителем. В наши дни Тадодахо — это титул вождя онондага.
Таронхиавакон. Он Держится За Небо Обеими Руками. Поддерживающий Небо, Светлый Близнец. Его также называют Побегом. Он есть воплощение жизненной силы и могущества оплодотворения, зарождения, прорастания и роста. Он создает добро на земле, но его творческие процессы постоянно проверяются и изменяются его Темным Близнецом.
Тускарора. Люди конопли. Индейцы, являющиеся одной из групп, входящих в Шесть племен ирокезского Союза. Они переместились на север с побережья Северной Каролины и были приняты в конфедерацию после ужасающих потерь, понесенных в войнах тускарора 1711–1713 годов. После их принятия Пять племен стали Шестью племенами.
Хауденосони. Люди Длинного Дома, то есть члены Шести племен ирокезского Союза. Этот термин предпочитают ирокезы. Написание соответствует использованному Лыоисом Генри Морганом в его известной книге «Лига Хо-Дс-Но-Сау-Ни, или ирокезов», впервые опубликованная в 1851 году*. Могавкская версия этого имени — Ротинонхсонни.
Хино. Гром, охраняющий от злых духов и змей.
Шонноункоретси. «У него очень длинные волосы». Могавкский шаман, упоминавшийся в описании могавков, составленном отцом Лафито.
Читайте также
СЛОВАРЬ
СЛОВАРЬ Аватар — воплощение Божественного Существа.Адхара — букв. «сосуд», система из пяти элементов или оболочек, которые представляют собой физическое, витальное (жизненно-энергетическое), ментальное (мысленное), супраментальное (сверхмысленное) и духовное существо
Терминологический словарь
* * *Реализация самого себя, своих способностей, устремлений и интересов является нашим главным в жизни проектом. Построение идеального образа развития – собственного непротиворечивого имиджа – как никогда актуально для активной части современного общества. К тому же мы
Словарь
Словарь Авраам — отец Исаака, один из родоначальников еврейского народа, у мусульман считается одним из пророков.Апсары — райские девы, танцовщицы в мире бога Индры; в суфийском понимании «мир Индры» — «мир джиннов».Брахма, или Брама — в индуизме бог, сотворивший
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Важность Важность возникает там, где чему-то придается излишне большое значение. Это избыточный потенциал в чистом виде, при устранении которого равновесные силы формируют проблемы для того, кто этот потенциал создает. Существует два типа
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ БОДХИДХАРМА (ДА МО, ДАРУМА). 28-ой буддийский патриарх. Родом из Южной Индии. Жил примерно в 9 веке нашей эры. Прославился своей эксцентричностью. По собственному почину отправился в Китай и вскоре появился в Шаолиньском монастыре. В монастыре Да Мо провел
Словарь терминов
Словарь терминов Двигаясь далее – от истоков и общих понятий к реалиям повседневного исполнения норм и обычаев благотворительности, – мы подошли к той части статьи, которая посвящена связанным с этим терминам. Исходя из характера материала, эту часть мы решили
Словарь
Словарь
Словарь Есть мало занятий, столь же приятных, как изучение новых слов. С каждым новоприобретенным словом у вас появляется возможность выражать свои мысли изящнее и точнее. Знание правильных названий и терминов стилей и тканей не только позволит вам сказать то, что вы