Люмьер — Луи Жан (1864-1948) — французский изобретатель. в 1895 при участиибрата Огюста (1862-1954) создал аппарат для съемки и проецирования»движущихся фотографий» — первый пригодный к практическому использованиюкиноаппарат, получивший название кинематографа.
Определение слова «Люмьер» по БСЭ:
Люмьер (Lumiere) Луи Жан (5.10.1864, Безансон, — 6.6.1948, Бандоль), изобретатель кинематографа, пионер французского кинопроизводства и кинорежиссуры. Член Парижской АН (1919). Окончил промышленную школу, был фотографом, работал на фабрике фотоматериалов, принадлежавшей отцу. В 1895 Л. изобрёл киноаппарат для съёмки и проекции «движущихся фотографий», пригодный для коммерческого использования. Аппарат был запатентован и получил название кинематографа. Первый публичный платный сеанс состоялся 28 декабря 1895 в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов в Париже. Первые кинопрограммы Л. демонстрировали сценки, снятые на натуре: «Выход рабочих с фабрики Люмьера», «Прибытие поезда», «Завтрак ребёнка», «Политый поливальщик» и другие. С 1898 Л. занимался только производством киноаппаратуры, несколько лет спустя Л. продал патенты, но продолжал свои опыты в области объёмного и цветного кино. Во Франции существует ежегодная премия имени Луи Люмьера за документальный фильм. Огюст Л. (20.10.1862, Безансон, — 10.4.1954, Лион), брат Луи Жана, принимал активное участие в его работе по изобретению кинематографа.
Люмьер — Люмьер, Луи Жан Луи Люмьер Louis Jean Lumière Имя при рождении: Луи Жан Люмьер Дата рождения: 5 октября 1864 … Википедия
ЛЮМЬЕР — (Lumiere) Луи Жан (1864 1948), французский изобретатель. В 1895 совместно с братом Огюстом (1862 1954) создал аппарат для съемки и проецирования на экран движущихся фотографий первый практически пригодный киноаппарат (получил название… … Современная энциклопедия
люмьер — * lumières pl. Просвещение. Эту подготовку <народа> он определял разно: то как известный уровень образованности, les lumières, то как vertu; разумел же он <Кривцов> одно и то же, именно привычку к выдержке, к дисциплине. Соврем. 1912… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Люмьер Л. — Луи Люмьер Louis Jean Lumière Имя при рождении: Луи Жан Люмьер Дата рождения: 5 октября 1864 Место … Википедия
Люмьер Л. Ж. — Луи Люмьер Louis Jean Lumière Имя при рождении: Луи Жан Люмьер Дата рождения: 5 октября 1864 Место … Википедия
Люмьер и компания — Lumière et compagnie … Википедия
ЛЮМЬЕР (братья) — ЛЮМЬЕР (Lumiere) братья Огюст (19. 10. 1862 10. 04. 1954) и Луи (05. 10. 1864 06. 06. 1948), изобретатели кинематографа и постановщики первых в мире фильмов. Собственно изобретателем кинематографа (название тоже принадлежит братьям Люмьер и… … Энциклопедия кино
ЛЮМЬЕР (братья) — ЛЮМЬЕР (Lumiere), братья: Огюст (19 октября 1862, Безансон, Франция 10 апреля 1954, Лион) и Луи (5 октября 1864, Безансон 6 июня 1948, Бандоль), изобретатели кинематографа и постановщики первых в мире фильмов. Сыновья художника, увлекавшегося… … Энциклопедический словарь
ЛЮМЬЕР Луи Жан — (1864 1948) французский изобретатель; в 1895 при участии брата Огюста (1862 1954) создал аппарат для съемки и проецирования движущихся фотографий первый пригодный к практическому использованию киноаппарат, получивший название кинематографа … Большой Энциклопедический словарь
Французский изобретатель кинематографа. Член Парижской академии наук. Родоначальник французской киноиндустрии и кинорежиссуры. Сконструировал киноаппарат для съемки и проекции движущихся фотографий.
Луи Жан Люмьер родился 5 октября 1864 года в городе Безансоне, Франция. Мальчик вырос в семье художника, увлекавшегося фотографией. Вместе со своим братом Огюстом, Луи Жан вошел в историю как изобретатель кинематографа, родоначальник французской киноиндустрии и кинорежиссуры. Между собой братья поделили обязанности таким образом, что Огюст Люмьер исполнял в основном роль организатора и менеджера, а Луи больше занимался технической стороной кинематографа и изобретательством. И это распределение не случайно: Луи склонен к технике, окончив промышленную школу. Сначала занимался фотографией и работал на фабрике фотоматериалов, принадлежавшей отцу.
В 1895 году Люмьер изобрел киноаппарат для съемки и проекции «движущихся фотографий», пригодный для коммерческого использования. Аппарат запатентовали и вскоре он получил название «кинематограф». Прибор представлял собой весьма глубокое усовершенствование предыдущего эдисоновского «кинетографа».
Первое кинематографическое представление в собственном смысле этого слова организовано в Париже 28 декабря 1895 года в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок. На первых сеансах братья Люмьер демонстрировали сценки, в основном снятые на натуре: «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты», «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», «Завтрак младенца», «Вылавливание красных рыбок», «Вольтижировка», комедийный скетч «Политый поливальщик».
В виду этого можно говорить, что кроме технического изобретения, братьям Люмьер принадлежит и инициатива регулярного выпуска фильмов. В общей сложности ими снято около пятидесяти коротких лент на разные темы. Создавая свои киноленты, Луи Жан и Огюст Люмьер придумали множество приемов киносъемки. А киносеансы братьев сопровождала музыка саксофона или пианино.
Весной 1896 года братья Люмьер демонстрировали свой кинематографический фильм на Парижской выставке и признаны изобретателями кинематографа. После этого братья совершили мировое турне со своим изобретением, посетив Лондон, Нью-Йорк, Бомбей. А кинематограф очень быстро распространился по Европе.
С 1898 года Луи Жан Люмьер занимался только производством киноаппаратуры и фотопленки. Несколько лет спустя продал патенты, но продолжал свои опыты в области объемного и цветного кино, пока в 1903 году не запатентовали способ получения цветной фотографии, получивший название «автохром».
В 1919 году Луи Люмьер избран членом Французской академии наук. В 1946 году изобретатель передал Французской синематеке все фильмы, снятых им вместе с братом.
Умер Луи Жан Люмьер 6 июня 1948 года в французском городе Бандоль. Во Франции существует ежегодная премия имени Луи Люмьера за лучший документальный фильм.
Награды Луи Жана Люмьера
Медаль Эллиота Крессона (1909) Большая золотая медаль SEP (1924)
Луи́ Жа́н Люмье́р (фр. Louis Jean Lumière ; 5 октября 1864, Безансон — 6 июня 1948, Бандоль) — изобретатель кинематографа, родоначальник французской киноиндустрии и кинорежиссуры (совместно со своим братом Огюстом), член Парижской академии наук (с 1919 года). В то время как Огюст Люмьер исполнял в основном роль организатора и менеджера, Луи больше занимался технической стороной кинематографа и изобретательством.
Содержание
Биография
Окончил промышленную школу, был фотографом, работал на фабрике фотоматериалов, принадлежавшей отцу. В 1895 Луи Жан Люмьер изобрёл киноаппарат для съёмки и проекции «движущихся фотографий», пригодный для коммерческого использования. Аппарат был запатентован и получил название «кинематограф», прибор представлял собой усовершенствование эдисоновского «кинетографа». Первый публичный платный сеанс состоялся 28 декабря 1895 в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже. На первых сеансах братья Люмьер демонстрировали сценки, в основном снятые на натуре: «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты», «Завтрак младенца», «Вылавливание красных рыбок», «Вольтижировка», постановочный комедийный скетч «Политый поливальщик» и другие. В 1896 году братья совершили мировое турне со своим изобретением, посетив Лондон, Нью-Йорк, Бомбей.
С 1898 Люмьер занимался только производством киноаппаратуры, несколько лет спустя он продал патенты, но продолжал свои опыты в области объёмного и цветного кино. Во Франции существует ежегодная премия имени Луи Люмьера за лучший документальный фильм.
В 1903 году братьями Люмьер был запатентован способ получения цветной фотографии, получивший название «автохром» (фр. Autochrome Lumière ).
Фильмография
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Люмьер» в других словарях:
ЛЮМЬЕР — (Lumiere) Луи Жан (1864 1948), французский изобретатель. В 1895 совместно с братом Огюстом (1862 1954) создал аппарат для съемки и проецирования на экран движущихся фотографий первый практически пригодный киноаппарат (получил название… … Современная энциклопедия
люмьер — * lumières pl. Просвещение. Эту подготовку <народа> он определял разно: то как известный уровень образованности, les lumières, то как vertu; разумел же он <Кривцов> одно и то же, именно привычку к выдержке, к дисциплине. Соврем. 1912… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Люмьер Л. — Луи Люмьер Louis Jean Lumière Имя при рождении: Луи Жан Люмьер Дата рождения: 5 октября 1864 Место … Википедия
Люмьер Л. Ж. — Луи Люмьер Louis Jean Lumière Имя при рождении: Луи Жан Люмьер Дата рождения: 5 октября 1864 Место … Википедия
Люмьер — (Lumiere) Луи Жан (5.10.1864, Безансон, 6.6.1948, Бандоль), изобретатель кинематографа, пионер французского кинопроизводства и кинорежиссуры. Член Парижской АН (1919). Окончил промышленную школу, был фотографом, работал на фабрике… … Большая советская энциклопедия
Люмьер и компания — Lumière et compagnie … Википедия
ЛЮМЬЕР (братья) — ЛЮМЬЕР (Lumiere) братья Огюст (19. 10. 1862 10. 04. 1954) и Луи (05. 10. 1864 06. 06. 1948), изобретатели кинематографа и постановщики первых в мире фильмов. Собственно изобретателем кинематографа (название тоже принадлежит братьям Люмьер и… … Энциклопедия кино
ЛЮМЬЕР (братья) — ЛЮМЬЕР (Lumiere), братья: Огюст (19 октября 1862, Безансон, Франция 10 апреля 1954, Лион) и Луи (5 октября 1864, Безансон 6 июня 1948, Бандоль), изобретатели кинематографа и постановщики первых в мире фильмов. Сыновья художника, увлекавшегося… … Энциклопедический словарь
ЛЮМЬЕР Луи Жан — (1864 1948) французский изобретатель; в 1895 при участии брата Огюста (1862 1954) создал аппарат для съемки и проецирования движущихся фотографий первый пригодный к практическому использованию киноаппарат, получивший название кинематографа … Большой Энциклопедический словарь
Кино и реальность: как братья Люмьер впервые стерли эту грань?
На днях исполнилось 152 года с момента рождения одного из братьев Люмьер — Луи Жана Люмьера. Братья Люмьер известны как изобретатели кинематографа и родоначальники французской кинорежиссуры, но на этом список их достижений не заканчивается. Сначала они сделали технологию черно-белой фотографии доступной для любителей, в то время как ее могли себе позволить только профессионалы, а затем повторили успех и с цветной фотографией.
Опыты в области создания движущихся изображений проводились и до первого платного киносеанса, состоявшегося в 1895 году. Однако Люмьеры первыми построили аппарат, позволяющий не только запечатлевать на пленку события продолжительностью чуть более 50 секунд, но и проецировать отснятый материал на экран. Аппарат Люмьеров был легким и удобным, поэтому запатентованное в феврале 1895 году название «кинематограф» открыло целую эру кино в искусстве.
Основы массового кинематографа
Кинетограф — аппарат для записи движущегося изображения на кинопленку
До Люмьера движущиеся картинки показывал фенакистископ Жозефа Плато (1829), зоотроп Уильяма Джорджа Горнера (1833) и зоопраксископ Эдварда Мейбриджа (1879). Быстрее всех в работе продвинулся Томас Эдисон, представивший в 1889–1891 годах кинетограф и кинетоскоп — аппараты для записи и воспроизведения подвижных изображений. Но эта техника обладала большим недостатком — на кинетоскопе только один человек мог смотреть фильм через окуляр, в то время как Луи Жан Люмьер создал аппарат, показывающий фильмы на большом экране.
Изобретательские навыки Луи развивал, обучаясь в промышленной школе, одновременно помогая отцу на фабрике фотоматериалов. В 1895 году Луи изобрел киноаппарат для съемки и проекции «движущихся фотографий», пригодный для коммерческого использования. Затем он запатентовал устройство и назвал его «кинематограф». Прибор представлял собой усовершенствование эдисоновского «кинетографа». Кадровая частота съемки и показа составляла 15 кадров в секунду. При этой частоте продолжительность фильма, помещающегося на стандартную бобину 35-миллиметровой пленки, составляла 40–50 секунд.
Братья Люмьеры — Огюст Луи Мари Николя и Луи Жан начали работать вместе. Пока Луи занимался технической стороной кинематографа и изобретательством, Огюст выполнял функции организатора и менеджера. И уже 28 декабря 1895 года они смогли организовать в подвале «Гран-кафе» первый публичный платный сеанс на бульваре Капуцинок в Париже. Братья показали сценки, в основном снятые на натуре: «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», «Завтрак младенца», «Вылавливание красных рыбок», «Вольтижировка», постановочный комедийный скетч «Политый поливальщик» и другие.
Фильмотека была составлена таким образом, чтобы показать все возможности своего «кинематографа»: домашняя съемка, художественная съемка и репортажная. А некоторые фильмы задумывались как проморолики новой технологии. «Выход рабочих» демонстрировал солидность фабрики Люмьеров, а «Делегаты покидают зал» был отснят накануне показа, и зрители могли узнать себя на экране — так Люмьеры показывали скорость кинопроцесса. Особым достоинством «кинематографа» является съемка не в павильоне, а на улице при дневном свете. Фильм удавалось очень быстро приготовить к просмотру и показать не одному зрителю, а целой аудитории. Технология братьев Люмьер позволила впервые в истории фиксировать на пленке жизнь во всех ее проявлениях.
За вход братья Люмьер брали по одному франку. Выручка от этого сеанса составила 35 франков. Знаменитая лента «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты», вопреки распространенному мнению, не была представлена на сеансе. Ее показ состоялся в январе того же года.
Весной 1896 года братья Люмьер показали свой фильм на Парижской выставке и были признаны изобретателями кинематографа. После этого они отправились в мировое турне, посетив Лондон, Нью-Йорк, Бомбей, способствуя распространению кинематографа по всей Европе.
Вместе с появлением массового кинематографа появился и новый киноязык. Братья Люмьер сняли с плавно движущейся платформы (гондолы) фильм о Венеции. Сейчас такой прием называют «тревелингом». Они сняли первую кинохронику («Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе», 1895) и первое игровое кино («Политый поливальщик», 1895).
Скорость вращения ручки камеры влияла на эффект комизма или драматизма; появились различные способы монтажа, а для того чтобы развеселить публику, ролики показывали задом наперед. Появились первые «парадные» сюжеты — коронации, награждения, официальные приемы, и техника их съемки не сильно отличалась от современного телевидения.
С 1898 года Луи занимался только производством киноаппаратуры и фотопленки, затем продал патенты и продолжил свои опыты в области объемного и цветного кино.
«Автохром» Луи Люмьера
В 1903 году Луи продолжил свои открытия в другой области — фотографии. Ему удалось запатентовать способ получения цветной фотографии — «Автохром», который использовался вплоть до 1935 года. Автохром — первая массовая технология производства цветной фотографии. Автохром состоял из стеклянной пластины, на которую наносился слой лака. Этот слой лака покрывался слоем крахмала, состоящего из микроскопических гранул, окрашенных в красный, зеленый и синий цвета, пространство между гранулами заделывалось черной сажей. Гранулы работали в качестве цветных светофильтров. Затем цветной слой покрывался защитным слоем и черно-белой эмульсией.
Один из первых автохромных снимков
В Автохроме основное изображение было черно-белым, а слой цветных гранул при просмотре на свету превращал черно-белое изображение в цветное. В 1907 году Луи оптимизирует процесс и запустит промышленное производство таких пластин. Каждый день стали выпускать порядка 6000 пластин, позволяя даже любителям делать цветные фотографии простым способом. Компания Луи была одной из крупнейших в Европе производителей фотопринадлежностей до 60-х годов ХХ века.
С точки зрения восприятия, изображения, полученные при помощи технологии Автохром, выглядят как синтез фотографии и живописи, за счет видимых зернышек крахмала. Приближение к живописи заметно из-за статичности картинки, по причине того, что пластина недостаточно чувствительна.
Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота
Один из самых знаменитых кадров в кинематографе
Показ короткометражного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» стал самым феерическим в истории карьеры братьев Люмьер. Он состоялся в январе 1896 года и произвел фурор: зрители в панике разбегались в стороны от движущегося на них с экрана поезда. «Ожившее» изображение поезда застало врасплох психологически неподготовленных зрителей.
Сюжет был обыденным: на экране появлялась остановка поезда у железнодорожной платформы вокзала города Ла-Сьота и вдоль вагонов прогуливались пассажиры. Эффект «реальности» движущегося поезда достигался за счет движения в перспективе, который братья Люмьер показали впервые в истории на плоском экране. Поезд в натуральную величину появлялся издалека, проходил наискось справа налево через весь экран на первый план и уходил за левый край экрана, создавая ощущение пространства. Одним из важнейших выразительных средств этого фильма стал непрерывный переход от общего к среднему и крупному планам при неподвижной камере.
В этом фильме были впервые показаны съемки людей общим, средним и крупным планом. Пассажиры, которых попросили приехать на поезде, были друзьями и родственниками братьев Люмьер. Из-за этого фильм ошибочно называют первым в мире постановочным фильмом. Но его опередил «Политый поливальщик», премьера которого состоялась на 9 дней раньше.
В наше время фильм «Прибытие поезда» вошел в список «Самых страшных сцен кинематографа» по версии сайта Filmsite.org.
Кино и виртуальность
Просматривая кино, мы воспринимаем события на экране предельно реально, но всегда осознаем, что являемся участниками восприятия произведения искусства, а не реального события. Эта грань тем отчетливее проявлялась, чем стремительнее развивалось и распространялось кино. Сейчас сложно себе представить, чтобы движущийся поезд на экране заставил бы нас разбегаться в страхе в стороны, но поезд Люмьеров заставил публику испытать именно это. Тогда поезд воспринимался реально, а не «виртуально». Кино не было массово распространено и у публики не сформировалось устойчивое восприятие фильма, как другой реальности.
Тем, чем был поезд Люмьеров для французской публики девятнадцатого века, для нас является виртуальная реальность. Она создает специфическую среду при помощи компьютерной графики и позволяет участнику быть погруженным в эту среду и действовать в ней.
В отличие от кино, виртуальный мир нацелен не на изображение жизни, а на ее свободное моделирование. Это можно представить в виде серии жизней человека, активно использующего все органы чувств и способы реагирования на внешние раздражители. Он может использовать «переселение душ» и перевоплощаться в кого угодно. Но для такого перевоплощения, как ни странно, очень важно осознание участником своего собственного «Я», чтобы оставалась некая дистанция между «Я» реальным и «Я» виртуальным. Тогда человек получает необходимый ему эстетический опыт от виртуальной реальности.
Заключение
Наверное, каждый, временами, хотел оказаться в атмосфере того или иного фильма, стать не только наблюдателем происходящего, но и активным участником. Создать для себя подходящего персонажа, который, возможно, не был бы похож на реального «Я».
Кино позволило нам создавать и наблюдать другую реальность в режиме настоящего времени, погружаясь в ее восприятие. Виртуальность открыла перед нами совсем другую перспективу — перспективу реализаций наших мечтаний о перевоплощениях и желании оказаться «в другом месте и в другой час». С развитием технологий степень нашего погружения в эту реальность будет неизменно расти.
К точке пересечения кинематографа и виртуальности мы пришли своим путем. В честь 18-летия компании мы запускаем в московском офисе Gear VR-кинотеатр. Виртуальная реальность создана на основе технологии Samsung Gear VR, которая позволяет смотреть видео в формате 3D 360 градусов.
15, 16 и 17 октября Gear VR-кинотеатр будет открыт для всех желающих по предварительной записи. Записывайтесь на сеанс по ссылкам: суббота (день 18-летия Mail.Ru Group), воскресенье, понедельник.
Пока это лишь некоммерческий эксперимент, рассчитанный на короткие пользовательские сессии. Транслировать в кинотеатре мы будем ролик по собственному сценарию. О чем он? Сюрприз! Приготовьтесь к путешествию в город будущего.