Что означает слово локомотив
Значение слова «локомотив»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
При этом локомотив сам по себе не предназначен для перевозки пассажиров, груза или выполнения какой-либо иной работы.
ЛОКОМОТИ’В, а, м. [от латин. locus — место и motivus — подвижной] (тех.). Машина, движущаяся по рельсам и передвигающая прицепляемые к ней вагоны с грузами и пассажирами. Локомотивы делятся на паровозы, тепловозы и электровозы. || перен. Движущая сила. Революция — л. истории (афоризм Маркса).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
локомоти́в
1. ж.-д. тяговое транспортное средство, машина (паровоз, тепловоз, электровоз и т. п.), предназначенная для передвижения по рельсам железнодорожных вагонов, поездов ◆ Впереди за рекой пестрела громадная гора, усеянная домами и церквами; у подножия горы около товарных вагонов бегал локомотив… А. П. Чехов, «Степь», 1888 г.
2. перен. движущая сила ◆ Революции — локомотивы истории — говорил Маркс. Ленин, «Две тактики социал-демократии в демократической революции», 1905 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вразвалочку — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ЛОКОМОТИВ
Полезное
Смотреть что такое «ЛОКОМОТИВ» в других словарях:
локомотив — локомотив … Орфографический словарь-справочник
локомотив — мотриса, дизелевоз, тепловоз, электровоз, общество, дрезина, гировоз, турбовоз, паровичок, бронелокомотив, декапода, тягач, паровик, паровоз, толкач, турбовик Словарь русских синонимов. локомотив см. паровоз Словарь синонимов русского языка.… … Словарь синонимов
локомотив — локомотив: Железнодорожный тяговый подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов и отдельных вагонов. [ГОСТ Р 55056 2012, статья 50] Источник: ГОСТ Р 55057 2012: Транспорт железнодорожный. Состав… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЛОКОМОТИВ — ЛОКОМОТИВ, движущаяся сама по себе машина для перевозки грузов и пассажиров. В 1804 г. британский горный инженер Ричард ТРЕВИТИК изобрел первый ПАРОВОЗ для перевозки тяжелого груза, например, железных изделий. Позже в его проект были внесены… … Научно-технический энциклопедический словарь
ЛОКОМОТИВ — ЛОКОМОТИВ, локомотива, муж. (от лат. locus место и motivus подвижной) (тех.). Машина, движущаяся по рельсам и передвигающая прицепляемые к ней вагоны с грузами и пассажирами. Локомотивы делятся на паровозы, тепловозы и электровозы. || перен.… … Толковый словарь Ушакова
ЛОКОМОТИВ — (французское locomotive, буквально относящийся к сдвиганию с места, от латинского loco movere сдвигать с места), паровоз, тепловоз, электровоз, газотурбовоз, моторный вагон и другие тяговые машины, относящиеся к подвижному составу и служащие для… … Современная энциклопедия
ЛОКОМОТИВ — (франц. locomotive от лат. loco moveo сдвигаю с места), тяговая машина для передвижения поездов по рельсам: электровозы (контактные и аккумуляторные), моторные вагоны (электро и дизель поездов), тепловозы, автомотрисы, мотовозы, газотурбовозы,… … Большой Энциклопедический словарь
ЛОКОМОТИВ — добровольное спортивное общество. Было основано в 1936. С 1957 член Международного спортивного союза железнодорожников. Спортсмены Локомотива становились чемпионами Олимпийских св. 50 раз, мира и Европы св. 200 раз (1994) … Большой Энциклопедический словарь
Локомотив — в горном деле (от лат. loco moveo сдвигаю c места * a. locomotive; н. Lokomotive; ф. locomotive; и. locomotora) силовое самоходное тяговое средство шахтного подземного или карьерного рельсового транспорта, служащее для передвижения по… … Геологическая энциклопедия
Значение слова локомотив
Словарь Ушакова
Москва. Энциклопедический справочник
один из ведущих отечественных спортивных клубов. Основан в 1936. Его предшественниками были «Клуб имени Октябрьской революции» («КОР» основан в 1923) и «Казанка» (при паровозном депо Москва-пассажирская Казанской железной дороги, основан в 1931). Наибольших успехов добилась футбольная команда клуба: участница большинства чемпионатов СССР и России, обладательница Кубка СССР (1936, 1957) и России (1995/96, 1996/97, 1999/00, 2000/01). «Домашние» матчи проводит на стадионе «Локомотив» (Большая Черкизовская улица, 125а). Лучшие футболисты и тренеры: В.Б. Бубукин, В.Ф. Ворошилов, В.А. Гранаткин, Ю.П. Сёмин. Среди спортсменов «Локомотива» — многократные чемпионы СССР, мира, Европы и Олимпийских игр: Н.Н. Кудрявцев (конькобежный спорт); Л.А. Полугаевский (шахматы); В.И. Щёголев (международные шашки); В.П. Якушев (хоккей).
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ЛОКОМОТИВ, а, м. Машина (тепловоз, электровоз, паровоз, моторный вагон), движущаяся по рельсам и предназначенная для передвижения поездов.
| прил. локомотивный, ая, ое. Локомотивная бригада.
Словарь Ефремовой
м.
Машина (паровоз, тепловоз, электровоз и т.п.), предназначенная для передвижения
по рельсам железнодорожных вагонов, поездов.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— машина, сама себя передвигающая и при этом могущая тянуть за собою груз. Самая употребительная и наиболее в настоящее время важная из этих машин — паровоз (см.), применяемый на жел. дорогах для тяги поездов. Но в современной технике начинают приобретать значение многие другие типы Л. для передвижения по рельсовым путям, отличающиеся от паровозов принятой конструкции либо тем, что отличительный для последнего котел трубчатой (паровозной) системы заменен в них парообразователем особого рода, либо же совершенным устранением паровой машины, вместо которой употребляются другие генераторы силы. По роду этих генераторов Л. могут быть названы керосиновозами, электровозами и т. д. Паровоз имеет недостатки. Качающиеся части паровой машины производят толчки и удары, делающие ход беспокойным. Вполне устранить эти вредные колебательные движения в механизме паровоза невозможно (см. Паровоз). Вместе со скоростью хода паровоза возрастают поперечные и вертикальные удары, производимые качающимися частями механизма, отчего поезд подвергается опасности схода с рельсов. Электрические Л. не имеют качающихся частей, вследствие чего скорость хода их может быть значительно увеличена. Устранение дыма, уменьшение мертвого веса двигателя, избежание опасности взрывов, упрощение управления и другие улучшения, которые могут быть осуществлены в электрических и др. Л., дают им преимущества над паровозами в некоторых случаях. Некоторые машины особого рода, применяемые для передвижения вагонов, а именно аппараты с мгновенным парообразователем (сист. Серполле), машины, основанные на работе сжатого воздуха (сист. Мекарского, Юза и Ланкастера) и светильного газа (сист. Люрига), составляющие одно целое с передвигаемым ими вагоном, не могут быть отнесены к разряду Л. в тесном смысле и описаны в ст. Малые железные дороги и Электрические железные дороги. К настоящим же Л. принадлежат, кроме паровозов, так назыв. Д. без топок, керосиновые и бензиновые, натровые, аммиачные и электрические. Л. без топки сист. Ламм-Франка назначен для городских трамваев, для подземных железных дорог и вообще для всех тех случаев, когда желательно иметь двигатель, работа которого не сопровождалась бы выделением дыма и выбрасыванием искр и угольков. Роль котла в этом локомотиве исполняет цилиндрический резервуар (фиг. 1 табл. I), наполняемый до 3 /4 объема горячею водою.
1. Локомотив Ламм-Франка (разрез). 2. Электрический локомотив Гейльмана (при снятой будке).
Перед началом работы резервуар приводится в сообщение с постоянным котлом высокого давления до тех пор, пока упругость пара в первом не сравняется с упругостью пара во втором, на что в зависимости от величины котла и абсолютного давления пара требуется от 5 до 15 минут. Заправленный таким образом Л. может работать в течение 5-6 часов. Наружная обшивка резервуара, состоящая из нескольких чередующихся слоев войлока и обшивочного железа, настолько предохраняет его от охлаждения, что упругость пара во время стоянок Л. зимою на открытом воздухе спадает в течение ночи не больше чем на одну атмосферу и заправленный вечером Л. может утром начать работу, не нуждаясь в новой заправке. Отсутствие искр, дыма и бросания воды в трубу во время работы, простота устройства Л., дозволяющая доверить управление им простому рабочему, невозможность образования котельного камня и долговечность сравнительно с паровозом дали возможность этому Л. в некоторых местах вытеснить из употребления обыкновенные небольшие паровозы, употребляемые для маневровой службы в мастерских жел. дор. Они употребляются также для тяги поездов, напр. на трамваях в окрестностях Парижа и на линии между Лиллем и Рубе. Начальная температура воды в резервуаре обыкновенно устанавливается в 200° Ц,, при чем упругость пара достигает 15 атмосфер. По мере расхода пара для работы цилиндров, горячая вода выделяет новые количества пара, причем температура ее постепенно понижается до 135° и упругость выделяющегося пара падает до 3 атмосфер. В этих пределах каждый литр перегретой воды, превращенный в пар, производит в среднем 1500 килограммометров работы, приложенных по ободу колеса. На практике Л. подобного устройства с резервуаром емкостью 2 куб. м может вести на линии протяжением 25 км с общим подъемом 50 м поезд весом 20 тонн. Керосиновые и бензиновые двигатели, по малому объему своему и простоте устройства применяемые с выгодою для самодвижущихся вагонов на некоторых второстепенных железных дорогах (Вена, Палермо, Бремен, Гиннекен в Голландии), употребляются также в виде Л. Машина такого локомотива состоит из вертикального цилиндра, поршень которого всасывает через впускной клапан смесь воздуха и паров (бензина) из особого испарителя и воспламенительной трубки, накаливаемой наружною лампою. Двигатель пускается в ход зажиганием лампы и поворачиванием маховика, на что требуется не более 2-3 минут времени. Остановить машину можно в несколько секунд, закрыв кран регулятора. Керосиновые Л. системы Демлера появились в 1892 г. на выставке в венском Пратере. Двигатель помещен в средней части Л., причем движение осям передается посредством цепи и зубчатых колес. Запас керосина, а также вода для охлаждения в количестве, потребном для работы в течение одного дня, помещаются в резервуарах, устроенных под полами вагонов. Керосиновый Л. в 6 сил весом для ширины пути 60 см в 2400 кгр., а для однометровой колеи — 2550 кгр., может тянуть за собою на горизонтальном пути 14000 кгр. Бензиновый Л. системы Демлера в 10 сил работает при помощи двух цилиндров и может ходить со скоростью до 25 клм. в час. При этом потребляется в час от 4 до 4 1 /2 кгр. бензина. Натровые Л. с парообразователем системы Гонигманна (см.) применяются на горнозаводских жел. д., а в некоторых местах и на жел. д. второстепенного значения. На ширококолейной жел. д. Аахен-Юлих в Германии Л. системы Гонигманна весом в ходу 45 тонн и с поверхностью нагрева котла 85 кв. м с успехом тянул 192 тонны на подъеме в 1:65 с закруглениями до 250 м радиуса, пройдя согласно расписанию 54 км. При этом превращено было в пар 650 л. воды при помощи 5 куб. м концентрированного раствора едкого натра. Такие Л. введены были также в Америке на жел. д. Миннеаполис-Линдаль и Миннетока. Недостаки Л. Гонигманна: значительный вес, дороговизна и недолговечность медного котла и образование твердой массы при охлаждении раствора. Удобства: простота обращения с ним и полная безопасность, а также отсутствие дыма. В настоящее время существует предположение применить Л. Гонигманна на пригородных жел. д. близ Вены.
1. Тележка электрического локомотива. 2. Электрический локомотив Гельмана (наружный вид). 3. Электрический локомотив жел. дор. Балтимора, Огайо.
К прогонам рамы привешены две шестиполюсные динамо-машины, вращающие оси колес посредством надетой на каждую ось железной трубы, составляющей пустотелый вал якоря машины. Л. обшит железом, а будка машиниста снабжена окнами, причем в ней размещены все приборы, необходимые для управления Л., вспомогательные аппараты, имеющиеся на обыкновенных паровозах, и воздушный насос, приводимый в движение динамо-машиною и доставляющий воздух в резервуары пневматических тормозов и в свисток. Замечательным в этих Л. является то обстоятельство, что они разнимаются, т. е. в случае надобности вместо полного Л. можно употреблять для тяги лишь одну из тележек, обладающую половинною силою. Нормальная сила каждого двигателя 360 лош. сил, что составляет вместе 1440 сил. Каждый из них требует при нормальной работе 900 ампер и 300 вольт. Передача тока от линейного провода производится помощью контактного башмачка, прижимаемого к проводу над крышею Л. пружиною (ф. 3, табл. II). Нормальная скорость товарных поездов, следующих с этими Л., назначена в 24 км, но при малом составе поездов скорость может быть доведена до 80 км в час. Полный вес товарного поезда достигает 1 9 00 тон. Для тяги же пассажирских поездов в том же туннеле употребляются более легкие такие же электрические Л. При введении на существующей железной дороге большого протяжения Л. этого рода, заимствующих ток от наружных проводов, пришлось бы сделать значительную единовременную затрату на устройство электрической линии. Расход этот можно избегнуть применением электропарового Л. системы Гейльмана, динамо которого приводятся в движение паровою машиною, помещенною на самом Л. Пользование таким Л. устраняет также опасность, сопряженную с присутствием электрических проводов на железной дороге с значительным движением и большим числом скрещений, стрелок и ответвлений. Опыты, произведенные с электровозом Гейльмана на нескольких франц. железных дор., дали благоприятные результаты. Паровой двигатель Л. Гейльмана (ф. 2, табл. I и II), помещенный на раме, приводит во вращение первичную динамо-машину, которая, в свою очередь, заставляет работать приемочную динамо, обхватывающую ось и заставляющую последнюю вращаться. На первый взгляд может показаться, что это тройное преобразование силы должно повлечь за собою значительную потерю работы, но на деле, как показали опыты, потеря эта вознаграждается с избытком другою очень важною выгодою. Вследствие отсутствия механической связи между паровою машиною и колесами двигатель этот может работать с неизменным расширением. Впуск пара не изменяется, и ему придается такой размер, который соответствует наибольшей утилизации работы пара. В обыкновенных же паровозах для изменения усилия, передаваемого колесам, напр., при трогании с места, на подъемах и пр., изменяют впуск пара, который тогда работает при невыгодных условиях, с большею затратою его на лош. силу. В электровозе Гейльмана движение регулируется изменением числа оборотов динамо сообразно профилю пути и потребной скорости хода, паровая же машина продолжает работать в постоянных, наиболее выгодных для нее условиях. Выгода электропарового Л. приобретает особое значение при большой скорости движения, при которой в обыкновенном паровозе вредные сопротивления от трения, ударов и сотрясений поглощают значительную часть работы, между тем как в электровозе сопротивление езде происходит только от колес и это сопротивление возрастает лишь медленно вместе со скоростью. Многочисленные опыты доказали, что сопротивление движению Л. Гейльмана, выражаемое числом кгр. на тонну веса, составляет около половины сопротивления обыкновенного паровоза. При пробных поездках с поездами скорость движения превосходила на некоторых участках 100 км в час без малейших нарушений спокойного хода. В настоящее время Л. системы Гейльмана применяются в регулярном движении для тяги курьерских поездов на французской Западной ж. д. Серьезное неудобство Л. Гейльмана — это значительный вес. Самые крупные паровозы не тяжелее 9 7-100 тонн, между тем как первый Л., построенный по системе Гейльмана, весит 113 тонн.
ЛОКОМОТИВ
Смотреть что такое «ЛОКОМОТИВ» в других словарях:
локомотив — локомотив … Орфографический словарь-справочник
ЛОКОМОТИВ — (фр., от лат. locus место, и motare двигать). Паровоз или паровая машина с высоким давлением, могущая двигаться без посторонней помощи; возить вагоны по железным рельсам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка
локомотив — мотриса, дизелевоз, тепловоз, электровоз, общество, дрезина, гировоз, турбовоз, паровичок, бронелокомотив, декапода, тягач, паровик, паровоз, толкач, турбовик Словарь русских синонимов. локомотив см. паровоз Словарь синонимов русского языка.… … Словарь синонимов
локомотив — локомотив: Железнодорожный тяговый подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов и отдельных вагонов. [ГОСТ Р 55056 2012, статья 50] Источник: ГОСТ Р 55057 2012: Транспорт железнодорожный. Состав… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЛОКОМОТИВ — ЛОКОМОТИВ, движущаяся сама по себе машина для перевозки грузов и пассажиров. В 1804 г. британский горный инженер Ричард ТРЕВИТИК изобрел первый ПАРОВОЗ для перевозки тяжелого груза, например, железных изделий. Позже в его проект были внесены… … Научно-технический энциклопедический словарь
ЛОКОМОТИВ — ЛОКОМОТИВ, локомотива, муж. (от лат. locus место и motivus подвижной) (тех.). Машина, движущаяся по рельсам и передвигающая прицепляемые к ней вагоны с грузами и пассажирами. Локомотивы делятся на паровозы, тепловозы и электровозы. || перен.… … Толковый словарь Ушакова
ЛОКОМОТИВ — (французское locomotive, буквально относящийся к сдвиганию с места, от латинского loco movere сдвигать с места), паровоз, тепловоз, электровоз, газотурбовоз, моторный вагон и другие тяговые машины, относящиеся к подвижному составу и служащие для… … Современная энциклопедия
ЛОКОМОТИВ — (франц. locomotive от лат. loco moveo сдвигаю с места), тяговая машина для передвижения поездов по рельсам: электровозы (контактные и аккумуляторные), моторные вагоны (электро и дизель поездов), тепловозы, автомотрисы, мотовозы, газотурбовозы,… … Большой Энциклопедический словарь
ЛОКОМОТИВ — добровольное спортивное общество. Было основано в 1936. С 1957 член Международного спортивного союза железнодорожников. Спортсмены Локомотива становились чемпионами Олимпийских св. 50 раз, мира и Европы св. 200 раз (1994) … Большой Энциклопедический словарь
Локомотив — в горном деле (от лат. loco moveo сдвигаю c места * a. locomotive; н. Lokomotive; ф. locomotive; и. locomotora) силовое самоходное тяговое средство шахтного подземного или карьерного рельсового транспорта, служащее для передвижения по… … Геологическая энциклопедия
Локомотив
Содержание
Классификация локомотивов
По типу энергетической установки
По типу энергетической установки локомотивы подразделяют на:
По роду службы
По роду службы локомотивы подразделяют на магистральные и маневровые. Магистральные в свою очередь подразделяются на грузовые и пассажирские.
Грузовые локомотивы
Пассажирские локомотивы
А также и тепловозы двухсекционные: 2ТЭ10Л; 2М62; ТГ102; ТГ16.
Маневровые локомотивы
Для маневровой работы могут использоваться как тепловозы, так и электровозы. Ранее для маневровой работы использовались также паровозы. Используемые в настоящее время в России маневровые локомотивы в основном являются тепловозами.
Для использования на подъездных путях промышленных предприятий применяются маломощные тепловозы, в основном с гидропередачей. Такие тепловозы имеют от двух до четырех осей (реже используются шестиосные) и мощность от 200 до 800 кВт (например тепловоз ТГК2, тепловоз ТГМ23). Высокая мощность тепловоза для такой работы не требуется, так как обычно требуется переставить группу вагонов весом менее 500 тонн. Особо малые промышленные тепловозы называют мотовозами.
Локомотивные депо железных дорог, а также предприятия занятые добычей полезных ископаемых, для маневровой работы используют шести- и восьмиосные тепловозы мощностью от 750 до 2000 кВт. Увеличение числа осей и мощности тепловозов позволяет увеличить вес состава. Для тяжёлой работы в карьерах используют также сплотки локомотивов из двух-четырёх единиц, а также локомотивы с бустерными вагонами, то есть вагонами, имеющими обмоторенные оси.
На ведомственных путях (территория предприятий, портов и складских терминалов) в последнее время и в Европе, и в России начали активно использовать более экономичные и дешевые локомобили, которые представляют собой грузовые транспортные средства, которые могут перемещаться как по дорогам, так и по рельсам.
По ширине колеи
По ширине колеи локомотивы можно разделить на локомотивы с нормальной колеёй и локомотивы для узкоколейных железных дорог. При этом не следует путать собственно российские узкоколейные железные дороги и магистральные железные дороги ряда стран с более узкой шириной колеи, чем на территории бывшего СССР. Широкое распространение на предприятиях имела колея 750 мм. Отдельно следует отметить ж.д. на о. Сахалин шириной 1076 мм, доставшаяся в наследство от японцев.
Локомотивы и моторвагонный подвижной состав (МВПС)
Преимущества локомотивов
Преимущества МВПС
Преимущества и недостатки электрической тяги
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Локомотив» в других словарях:
локомотив — локомотив … Орфографический словарь-справочник
ЛОКОМОТИВ — (фр., от лат. locus место, и motare двигать). Паровоз или паровая машина с высоким давлением, могущая двигаться без посторонней помощи; возить вагоны по железным рельсам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка
локомотив — мотриса, дизелевоз, тепловоз, электровоз, общество, дрезина, гировоз, турбовоз, паровичок, бронелокомотив, декапода, тягач, паровик, паровоз, толкач, турбовик Словарь русских синонимов. локомотив см. паровоз Словарь синонимов русского языка.… … Словарь синонимов
локомотив — локомотив: Железнодорожный тяговый подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов и отдельных вагонов. [ГОСТ Р 55056 2012, статья 50] Источник: ГОСТ Р 55057 2012: Транспорт железнодорожный. Состав… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЛОКОМОТИВ — ЛОКОМОТИВ, движущаяся сама по себе машина для перевозки грузов и пассажиров. В 1804 г. британский горный инженер Ричард ТРЕВИТИК изобрел первый ПАРОВОЗ для перевозки тяжелого груза, например, железных изделий. Позже в его проект были внесены… … Научно-технический энциклопедический словарь
ЛОКОМОТИВ — ЛОКОМОТИВ, локомотива, муж. (от лат. locus место и motivus подвижной) (тех.). Машина, движущаяся по рельсам и передвигающая прицепляемые к ней вагоны с грузами и пассажирами. Локомотивы делятся на паровозы, тепловозы и электровозы. || перен.… … Толковый словарь Ушакова
ЛОКОМОТИВ — (французское locomotive, буквально относящийся к сдвиганию с места, от латинского loco movere сдвигать с места), паровоз, тепловоз, электровоз, газотурбовоз, моторный вагон и другие тяговые машины, относящиеся к подвижному составу и служащие для… … Современная энциклопедия
ЛОКОМОТИВ — (франц. locomotive от лат. loco moveo сдвигаю с места), тяговая машина для передвижения поездов по рельсам: электровозы (контактные и аккумуляторные), моторные вагоны (электро и дизель поездов), тепловозы, автомотрисы, мотовозы, газотурбовозы,… … Большой Энциклопедический словарь
ЛОКОМОТИВ — добровольное спортивное общество. Было основано в 1936. С 1957 член Международного спортивного союза железнодорожников. Спортсмены Локомотива становились чемпионами Олимпийских св. 50 раз, мира и Европы св. 200 раз (1994) … Большой Энциклопедический словарь
Локомотив — в горном деле (от лат. loco moveo сдвигаю c места * a. locomotive; н. Lokomotive; ф. locomotive; и. locomotora) силовое самоходное тяговое средство шахтного подземного или карьерного рельсового транспорта, служащее для передвижения по… … Геологическая энциклопедия