Что означает слово лекция
ЛЕКЦИЯ
Смотреть что такое «ЛЕКЦИЯ» в других словарях:
ЛЕКЦИЯ — (лат. lectio чтение, от legere читать). Чтение профессора с кафедры, преподавание, урок, учебный час. Лекции публичные, т. е. предназначенные для всех желающих. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio чтение), форма изложения знаний через связную, б. или м. длительную речь лектора (в прежнее время читавшуюся по готовому тексту). Лекционная форма обучения преобладала в русской дореволюционной высшей школе. С начала 20 века Л.… … Большая медицинская энциклопедия
ЛЕКЦИЯ — ЛЕКЦИЯ, лекции, жен. (лат. lectio). 1. Учебное занятие в высшем учебном заведении, состоящее в устном изложении предмета преподавателем. Читать лекции. Посещать лекции. Двухчасовая лекция. 2. Публичное чтение на какую нибудь тему. Цикл лекций о… … Толковый словарь Ушакова
лекция — доклад, телелекция, занятие, выступление Словарь русских синонимов. лекция сущ., кол во синонимов: 6 • аудиолекция (1) • … Словарь синонимов
Лекция — является одним из видов учебных занятий, направленных, прежде всего, на теоретическую подготовку слушателей. Ее цель дать систематизированные основы знаний по учебной дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.… … Официальная терминология
ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio чтение) систематическое устное изложение учебного материала, какого либо вопроса, научной, политической темы … Большой Энциклопедический словарь
ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio – чтение). Вид монологической речи, устное изложение темы учебного предмета или проблемы. Л. является одной из основных форм распространения знаний. Восприятие Л. слушателями, особенно недостаточно владеющими иностранным языком,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЛЕКЦИЯ — (от лат. lēctio чтение) систематическое устное изложение учебного материала, какой л. темы. Л. традиционна для высшей школы. На основе Л. формируются курсы по многим учебным предметам. Широко используется в обучении по охране труда. Восприятие Л … Российская энциклопедия по охране труда
лекция — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN lecturelect … Справочник технического переводчика
Лекция — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Лекция
Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Термин «лекция» имеет несколько значений:
1. мн.ч. Отпечатанный курс публичных чтений, а также записи по какому-либо предмету преподавания.
2. Устное изложение предмета преподавателем, а также публичное чтение на какую-либо тему.
3. Разновидность учебного занятия, состоящее в устном изложении предмета преподавателем.
В третьем значении термин «лекция» употребляется в следующем контексте:
Во втором значении лекция может рассматриваться методом обучения, относящимся к словесным методам обучения и может применяться в разных системах обучения, например в классно-урочной системе обучения в старших классах средней школы.
В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала.
Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться.
Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Материал лекции закрепляется на семинарах.
Содержание
Дидактические и воспитательные цели лекции
Преимущества
Недостатки
Структура лекции в ВУЗе
Учебная лекция в вузе должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.
Количество вопросов в лекции — как правило, от двух до четырёх. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно большие компоненты нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность её частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.
Работа после лекции
Педагогическое мастерство, как и знания, складывается из мелких крупинок ежедневного опыта. Важно не растерять эти крупицы, зафиксировать, учесть и сделать их своим достоянием. Прочитав лекцию, преподаватель сам хорошо видит и чувствует её сильные и слабые стороны: об этом он судит прежде всего по тому, как её приняла аудитория. Он помнит, какие её части и разделы слушались с интересом, в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало примеров или они были не совсем удачными. Рекомендуется все эти замечания сразу же записать и в дальнейшем использовать при работе над курсом.
Значение слова «лекция»
1. Устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении, а также публичное чтение на какую-л. тему. Слушать лекции. Цикл лекций по русской литературе. □ — Я прочел там [в Москве] в одном из музеев пять публичных лекций. Чехов, Пассажир 1-го класса. || Учебное занятие в высшем учебном заведении, 174 состоящее в таком изложении предмета преподавателем. Посещать лекции.
[От лат. lectio — чтение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Термин «лекция» имеет несколько значений:
мн.ч. Отпечатанный курс публичных чтений, а также записи по какому-либо предмету преподавания.
Устное изложение предмета преподавателем, а также публичное чтение на какую-либо тему.
Разновидность учебного занятия, состоящего в устном изложении предмета преподавателем.
В третьем значении термин «лекция» употребляется в следующем контексте:
это разновидность групповых учебных занятий в типологии учебных занятий М. А. Мкртчяна;
элемент лекционно-семинарской системы обучения, практикуемой преимущественно в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения).
Во втором значении лекция может рассматриваться методом обучения, относящимся к словесным методам обучения и может применяться в разных системах обучения, например, в классно-урочной системе обучения в старших классах средней школы.
В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала.
Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться.
Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Материал лекции закрепляется на семинарах.
ЛЕ’КЦИЯ, и, ж. [латин. lectio]. 1. Учебное занятие в высшем учебном заведении,
состоящее в устном изложении предмета преподавателем.
Читать лекции. Посещать лекции. Двухчасовая л. 2. Публичное чтение на какую-н. тему. Цикл лекций о Пушкине в лектории. 3. только мн. Отпечатанный курс чтений по какому-н. предмету преподавания в высшей школе. Лекции по политической экономии. Литографированные лекции. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ле́кция
1. сравнительно продолжительное устное изложение какой-либо темы, раздела учебной дисциплины, а также письменная запись такого изложения
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дог — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова лекция
Словарь Ушакова
л е кция, лекции, жен. (лат. lectio).
1. Учебное занятие в высшем учебном заведении, состоящее в устном изложении предмета преподавателем. Читать лекции. Посещать лекции. Двухчасовая лекция.
2. Публичное чтение на какую-нибудь тему. Цикл лекций о Пушкине в лектории.
Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник
(лат. lectio — чтение) — цельнооформленное речевое произведение публичной адресованное™ на научные темы, обладающее устойчивыми, повторяющимися и воспроизводимыми признаками, общезначимыми для носителей языка. Основное социальное назначение Л. — служить проводником информации — позволяет ей выполнять главную функцию языкового общения — информативную. Большинство исследователей рассматривает Л. как один из жанров устной научной речи. В зависимости от уровня информативности коллективного адресата различают Л. собственно-научные, учебные и научно-популярные, адресованные соответственно специалистам, учащимся и неспециалистам. Специфика аудитории определяет и степень популярности изложения информации. В процессе Л. отправитель и коллективный получатель речи вступают в контактное (визуальное), непосредованное (без участия посредника), публичное общение, в котором лектор выполняет роль коммуникативного лидера в силу своего социального и коммуникативного статуса. Для Л. характерно стремление к непринужденности общения, облегчающей взаимопонимание участников речевого акта.
Экстралингвистическая заданность жанра предопределяет лингвистическую природу Л. Интеллектуализированный характер содержания, публичный характер протекания речевого акта, коммуникативная интенция, односторонняя направленность речи от адресата к адресату определяют ее по преимуществу монологический характер.
Л. — развернутый подготовленный монолог, при котором смены речевых ролей, как правило, не происходит. Монологическая речь, однако, в некоторых случаях может переходить в скрытую форму диалогической речи, что обусловлено необходимостью установления контакта с аудиторией.
Наиболее важным жанрообразующим фактором является устная форма реализации текста Л. Линейно разворачиваясь в физическом времени, она создается в момент произнесения, это речь звучащая, необратимая, допускающая вследствие этого правку по ходу выступления, словесную импровизацию. Нормативными для лекционной речи считаются явления, возникающие при спонтанной реализации замысла вербальными средствами (самокоррекция, ассоциативные отступления, намеренные повторы, заполнение пауз средствами, лишенными информативной значимости, и др.), обеспечивающие непрерывность речевого акта и придающие речи, наряду с ритмико-динамическим членением речевого потока, рассчитанным на устное восприятие, живой разговорный интонационный рисунок. Фактор устности объясняет значительную опору говорящего на паралингвистические средства (интонация, мимическое и пантомимическое сопровождение речи). Устная форма презентации в комбинации с другими языковыми и внеязыковыми факторами определяет состав языковых средств в Л.: общелитературных, стилевых и специфических для данной речи. Чертой Л., отличающей ее от других жанров устной научной речи (например, доклада), является сознательная установка на использование говорящим средств диалогизации, социативных (контактоустанавлива-ющих) средств, средств привлечения и поддержания внимания, средств популяризации. Лектор прибегает к тем средствам литературного языка, которые способны адекватно реализовать его коммуникативное намерение. Устная публичная речь (и ее частный жанр — Л.), лишь в последние годы став объектом анализа лингвистов, нуждается в дальнейшем исследовании.
Лит.: Современная русская научная речь / Под ред. О.А. Лаптевой. — Красноярск, 1985.
Педагогический терминологический словарь
систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Традиционна для высшей школы, где на её основе формируются учебные курсы. В средней общеобразовательной и средней профессиональной школе Л. обычно дополняет специфические для них формы и методы обучения. Широко применяется в современных гимназиях, лицеях, колледжах и др. Виды Л.: вводная, обзорная, проблемная, Л.-информация, Л.-конференция, Л.-консультация и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 132)
Историко-этимологический словарь латинских заимствований
1) Устное изложение предмета преподавателем в учебном заведении, а также публичное чтение на какую-л. тему; учебное занятие в высшем учебном заведении, состоящее в таком изложении предмета преподавателем;
2) мн.ч. отпечатанный курс публичных чтений, а также записи по какому-л. предмету преподавания.
► лат. lectio «1) чтение; чтение вслух; 2) мн.ч. тексты, комментарии к текстам». Заимств. из укр. лекция, польск. lekcja, нем. Lektion «лекция, урок» (Бирж., 375).
Употребляется с ХVII в. в значении «чтение, урок», впервые фиксируется в Лекс. Берын. (Бирж., 375). Значение «отпечатанный курс лекций» впервые отмечается в Сл.Ушак. (II, 44).
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ЛЕКЦИЯ, и, ж. Устное изложение учебного предмета или какойн. темы, а также запись этого изложения. Читать лекции. Цикл лекций. Конспект лекций. Тетрадь с лекциями по физике. Целую лекцию прочитал по поводу моего поведения (перен.: длинную нотацию).
| прил. лекционный, ая, ое.