Что означает слово легенда 3 класс литературное чтение
Легенда – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово легенда? Пытаешься разобраться, что такое легенда? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «легенда» в словарях русского языка
Легенда это:
Леге́нда (от ср.- «чтение», «читаемое») — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора.
Легенда
2.Инструментальная пьеса повествовательного характера, часто воплощающая музыкальными средствами какое-либо народное предание. II ж.То, что кажется невероятным; вымысел, выдумка. III ж.Вымышленные биографические сведения о разведчике-нелегале, способствующие успешному выполнению задания. IV ж.Пояснительный текст и совокупность условных знаков к плану, рисунку, карте и т.п. V ж.Надпись на монете.
Легенда
( лат. legenda то, что должно быть прочитано)
1) первонач. — жизнеописание святого; впоследствии — предание, необыкновенная и недостоверная история, обычно связанная с каким-л. местом;
2) вымысел, выдумка, нечто невероятное;
3) вымышленная биография разведчика;
4) надпись на монете, медали и т. п.;
5) совокупность условных знаков и пояснений к какой-л, карте, раскрывающих её содержание,
Легенда
ж.
1) а) Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания). б) Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице.
2) Инструментальная пьеса повествовательного характера, часто воплощающая музыкальными средствами какое-л. народное предание.
3) То, что кажется невероятным; вымысел, выдумка.
4) Вымышленная с целью конспирации биография разведчика.
5) перен. Надпись на монете.
6) перен. Пояснительный текст и совокупность условных знаков к плану, рисунку, карте и т.п.
Легенда
Легенда
1. первонач. — жизнеописание святого; впоследствии — предание, необыкновенная и недостоверная история, обычно связанная с каким-л. местом;
2. вымысел, выдумка, нечто невероятное;
3. вымышленная биография разведчика;
4. надпись на монете, медали и т. п.;
5. совокупность условных знаков и пояснений к какой-л, карте, раскрывающих ее содержание,
Легенда
Легенда
Легенда
Легенда
легенда ж.
1) а) Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания). б) Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице.
2) Инструментальная пьеса повествовательного характера, часто воплощающая музыкальными средствами какое-л. народное предание.
3) То, что кажется невероятным; вымысел, выдумка.
4) Вымышленная с целью конспирации биография разведчика.
5) перен. Надпись на монете.
6) перен. Пояснительный текст и совокупность условных знаков к плану, рисунку, карте и т.п.
Легенда
легенды, ж. (латин. legenda – то, что надо читать) (книжн.).
1. Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания. || Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-н. событии. Легенды старого замка. Средневековые легенды.
2. Вымысел, выдумка; то, что кажется невероятным. Это – легенда, не заслуживающая доверия. Про него ходили целые легенды.
3. Надпись на монете (спец.).
4. Пояснительный текст к плану, рисунку, карте и т. п. (спец.).
Легенда
Легенда
— здесь: надпись на монете, медали.
Легенда
Легенда
основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т. п., часто с фантастическими элементами в сюжете вымышленный, приукрашенный рассказ о ком-либо, чём-либо инструментальное произведение, выражающее музыкальными средствами какое-либо народное предание вымышленные биографические сведения о разведчике-нелегале, служащие прикрытием его деятельности тот, кто прославился на каком-либо поприще, превосходит других в каком-либо отношении
Легенда
совокупность пояснительных надписей и условных знаков к плану, рисунку, карте и т. п. надпись на монете
Где и как употребляется слово «легенда»?
Кроме значения слова «легенда» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «легенда».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «легенда» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «легенда»
И одновременно древние легенды гласили, что мальчики гораздо более уязвимы, чем девочки.
Семейная легенда гласила, что её судьба, равно как и наша, зависела от талантов отца.
Литературное чтение. 3 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс
Урок 62. Г.Б. Остер «Как получаются легенды»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Мифы – это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.
Главная мысль, или идея, произведения – это то, что хотел автор показать этим произведением, донести до читателя, ради чего текст написан.
Юмор – изображение героев в смешном виде.
В основе юмористических рассказов может лежать забавная ситуация, в которую неожиданно попадают герои.
Произведения о добре и зле, юмористические произведения, легенды, мифы, юмор, рассказы для детей, повесть, герои, характеры, литературное произведение.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем:
Основное содержание урока
Рассказ «Как получаются легенды?» открывает повесть Григория Остера «Легенды и мифы Лаврового переулка».
Про то, что случается часто, пишут учебники, а про то, что то ли было, то ли нет, рассказывают легенды и мифы. В каждой стране, в каждом городе, даже в каждом дворе рассказывают свои мифы и легенды. А перед тобой, уважаемый читатель, лежат легенды, которые рассказывают друг другу в Лавровом переулке.
Наверняка и в твоей семье есть свои мифы и легенды. Очень часто родители выдумывают их, чтобы объяснить маленьким детям, как правильно себя вести. Но теперь вы уже учитесь в 3 классе и не верите во всякие выдумки!
Но почитать и послушать как родители и писатели их рассказывают – любите, а иногда и придумываете сами.
Просто есть такое, что бывает часто, и про это знают все, а есть случаи, про которые трудно сказать, были они или нет. Может, и были, только очень давно или очень редко. Про то, что случается часто, пишут учебники, а про то, что то ли было, то ли нет, рассказывают легенды и мифы.
Вот, например, легенда из Лаврового переулка про мальчика, который никогда не умывался.
Ему говорили: «Посмотри на себя! На кого ты похож?»
А он отвечал: «На дедушку и немножко на тётю Раю, которая живёт в Одессе».
В конце концов он стал такой грязный, что однажды мама не узнала его и не пустила домой. Несчастному ребёнку пришлось уйти в лес, и всю дальнейшую жизнь он прожил там, сидя на дереве.
Эта легенда показалась тебе смешной?
Есть другая история про девочку, которая очень плохо ела и совсем не пила молока. Эта девочка стала такая худенькая и лёгонькая, что однажды её унёс ветер. И обратно не принёс. Говорят, она до сих пор где-то летит вверх ногами.
Ты ведь каждый день хорошо завтракаешь? Ты же не хочешь, чтобы ветер унёс и тебя?
А ещё рассказывают про мальчика, который не умел сам одеваться. Не умел и не хотел учиться. Этот мальчик потом вырос и пошёл служить в армию солдатом. Но одеваться он так и не научился, и в армии каждое утро его одевал лейтенант. А потом он сам стал лейтенантом и его каждое утро одевал майор. А когда он стал майором, его приходил одевать генерал.
Но однажды генерал забыл его одеть, и майору пришлось идти на военный парад, завернувшись в простыню. Завёрнутый в простыню майор шёл впереди солдат, а солдаты не могли идти, потому что падали от смеха.
Эта легенда рассказывает о том, как важно быть самостоятельным и всегда учиться новому, чтобы не отставать от сверстников.
Вот такие удивительные мифы и легенды рассказывают родители своим детям в Лавровом переулке. Конечно, эти легенды являются выдумкой, и тебя никогда не унесет ветер, и мама тебя всегда узнает. Но они, в юмористической форме, учат тебя, как нужно правильно поступать.
Разбор типового тренировочного задания
Подстановка элементов в пропуски в тексте
Прочитайте текст и заполните пропуски.
А ещё рассказывают про мальчика, который не умел сам _________. Не умел и не хотел __________. Этот мальчик потом вырос и пошёл служить в армию солдатом. Но одеваться он так и не научился, и в армии каждое утро его одевал __________. А потом он сам стал лейтенантом и его каждое утро одевал майор. А когда он стал майором, его приходил одевать генерал.
Но однажды генерал ________ его одеть, и майору пришлось идти на военный парад, завернувшись в _____. Завёрнутый в простыню майор шёл впереди солдат, а солдаты не могли идти, потому что падали от _____.
Разбор типового контрольного задания
Вычеркните одно лишнее слово из каждого ряда.
Конспект урока по литературному чтению на тему»«Г.Б.Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды родного края» 3 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мичуринская средняя школа»
Белогорского района Республики Крым
Конспект урока (ФК ГОС)
Предмет: литературное чтение
«Г.Б.Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды родного края».
учитель начальных классов
Якупова Арзы Умеровна
Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды родного края.
Тип урока : урок открытия новых знаний.
Цель урока : изучение творчества Г.Б. Остера на примере его произведения «Как получаются легенды», формирование интереса к чтению произведений Г.Б.Остера, к истории родного края.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «миф», «легенда», с произведением Г. Остера «Как получаются легенды», с легендами родного края; заинтересовать ребят к чтению книги Г.Б. Остера «Легенды и мифы Лаврового переулка»
Развивающие: развивать речь учащихся, воображение, умение работать над содержанием текста; работать в паре и самостоятельно; обогащать жизненный опыт при решении практических задач по рефлексии своей деятельности.
Воспитательные: воспитание культуры поведения учащихся; желание посмотреть на себя со стороны и поработать над своими недостатками, стремление составлять собственные легенды.
Планируемые результаты (УУД) :
• Предметные: знать значения понятий миф, легенда, познакомиться с произведением Г.Остера «Как получаются легенды», с легендами родного края. Определять особенности легенд. Учиться сочинять легенды.
• Метапредметные. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Оценивать результаты своей деятельности; определять правильность выполненного задания.
• Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; анализировать, сравнивать ситуации, представленные в произведении; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
• Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное; сотрудничать в совместном решении проблемы.
• Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Информационный материал : учебник, часть 2, стр. 184-186; книги Остера Г.Б. «Вредные советы», «Легенды и мифы Лаврового переулка» и другие (по выбору учащихся), легенды Крыма.
Демонстрационный материал: гербарий лаврового листа.
Интерактивный материал: презентация к уроку, видеоматериал по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
– Прозвенел заливистый звонок, начинаем чтения урок!
«Самооценка-разогрев» (реакция на утверждения с помощью жеста).
• Если вы согласны, что читая, человек узнаёт много нового, то кивните головой.
• Если вы согласны, что книга – лучший друг, то похлопайте руками.(два)
• Если вы уже настроены на работу и готовы выполнять задания, то улыбнитесь.
II. Актуализация знаний и постановка проблемных вопросов.
— С каким писателем вы познакомились на прошлом уроке?
— С каким произведением Остера вы уже знакомы? (Г.Остер «Вредные советы»).
— Почему Г.Остер писал вредные, а не полезные советы?
( Учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые делают всё наоборот. Им дают полезный совет :
— Так чему же учит это произведение Г.Остера? ( Быть воспитанными )
2) Постановка проблемных вопросов.
-Ребята, вы помните, что Григорий Бенционович жил в Одессе.
Он часто прохаживался по старинным переулкам, слушал, как шелестят листья лаврового дерева, и вдыхал их аромат.
— Перед вами листья лаврового дерева. Вдохните их аромат.
— А как вы думаете, растет ли у нас в Крыму лавровое дерево?
— Кто из вас видел, как оно выглядит?
-Да, ребята, действительно в Крыму растет лавровое дерево. Его можно встретить на юге Крыма. Слайд (3)
-Может вы знаете, где используют листья этого дерева?(В приготовлении блюд, как специю; и в медицине).
Давайте откроем тетради и запишем число и тему нашего урока.
IY. Совместное открытие знаний.
-Мы так много сегодня произнесли слово «легенда», а что же это такое?(ответы детей)
— Сейчас я вам расскажу легенду о происхождении лаврового дерева. Слушайте и думайте, что же означает слово «легенда»?
2) Словарная работа. Работа над смысловым значением слов мифы и легенды с использованием толкового словаря Ожегова
-Итак, нам нужно узнать что такое легенды и мифы. Где можно найти данную информацию?
— Посмотрите в толковом словаре Ожегова (Дети читают вслух, потом возникает слайд )
(Слайд 7)
легенды – 1.Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии,
2.(перен.) Вымысел, нечто невероятное.
мифы – 1. Древнее народные сказания о легендарных героях, богах, о происхождении природных явлений;
2. (перен.) О недостоверном рассказе, выдумке;
(На доске вывешиваются плакаты : легенда это предание о каком-то историческом событии; неправдоподобное сообщение).
Запишем в тетради: что такое легенда и что такое миф.
-Как вы думаете, для чего нам нужны легенды и мифы?
YI. Изучение нового материала
1) Первичное знакомство с произведением Г.Б. Остера «Как получаются легенды».
-Сейчас предлагаю вам внимательно посмотреть и послушать чтение произведения Г.Остера «Как получаются легенды». Слушаем внимательно.
– Понравились ли вам легенды из Лаврового переулка? Обоснуйте своё мнение.
— А можно ли сказать, что это произведение чему- то нас учит?
2). Работа в парах. Самостоятельная работа
1. Прочитайте текст самостоятельно. Придумайте и задайте вопросы, чтобы ответы на них можно было найти в тексте.( Дети читают самостоятельно, затем работают в парах).
— Какие вопросы вы приготовили? Задайте друг другу вопросы по тексту и ответьте на них.
1. Легенды о родном крае.
История крымской земли насчитывает тысячелетия. Одни народы приходили в этот благодатный край, другие исчезали, города меняли названия и население, менялся язык, на котором разговаривали люди. Восстановить, как всё было на самом деле очень трудно, а зачастую и невозможно. Мифы и легенды очень распространены в Крыму, ведь каждая скала, каждый камешек и каждая песчинка Крыма имеет длительную историю, рассказанную и пересказанную много раз разными людьми и разными народами. Порой это совершенно неправдоподобные сказки, которые вызывают у современного человека только лёгкую улыбку, а порой они так похожи на правду, что готов поверить в рассказанную легенду как в истину. Прикоснёмся же и мы к Крымским легендам и крымским мифам, сколько бы лет им не было, кто бы их не сочинил, и какими бы фантастичными, или, наоборот, достоверными они не казались.
Крымских легенд очень много. Вот названия самых красивых легенд:
Легенда о Медведь горе.
Легенда о Долине привидений у горы Демерджи.
Легенда о Кара-Даге.
Легенда о Бахчисарайском фонтане.
Легенда о русалке в Мисхоре.
Легенда о Девичьей башне в Судаке.
-Легенд много и послушать все мы за один урок не успеем, я хочу познакомить вас с одной из самых красивых легенд Крыма, которая называется «Медведь гора».
— Вот такая вот замечательная легенда.
— Что было в легенде самым интересным?
— А теперь давайте немного поиграем, и поработаем в группах.
2. Работа в группах. Собрать легенду.
Детям раздать текст легенды, разрезанный по частям. Их задача: правильно по смыслу собрать текст и прочитать его.( Легенда Мисхорская русалка).
YIII. Подведение итогов урока.
— Ребята, мы со всеми справились поставленными задачами?
— С каким произведением Г.Остера мы познакомились сегодня?
— Как вы поняли значение слов «Легенда» и «миф»?
— С какими легендами Крыма вы познакомились?
— Кому понравился урок, кто понял, о чём сегодня рассказывалось, поднимите зелёную карточку « Я всё понял (а)»
— Кому не понравился урок, кто испытал сложности, поднимите синюю карточку с надписью «Дополнительно подойду к учителю».
Прочитать и пересказать любую легенду Крыма. ( попробовать самому придумать легенду).
Значение слова легенда
Словарь Ушакова
1. Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания.
| Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-нибудь событии. Легенды старого замка. Средневековые легенды.
3. Надпись на монете (спец.).
4. Пояснительный текст к плану, рисунку, карте и т.п. (спец.).
Современный экономический словарь. 1999
здесь: надпись на монете, медали.
Словарь Военных Терминов
краткое текстовое пояснение к графическому документу. Пишется на полях схемы, кроки, топографической карты илн прилагается к боевым графическим документам в виде пояснительной записки. Включает сведения, которые нельзя выразить графически, и условные знаки, применённые в документе.
Этимологический Словарь Русского Языка
Латинское – lego (читаю).
В русском языке слово известно с первой половины XIX в. Чуть позже появилось производное прилагательное «легендарный». В словаре производное прилагательное встречается с 1845 г.
В современном русском языке слово «легенда» означает: «опоэтизированное устное народное предание о каком-либо историческом или вымышленном событии или случае, которое может содержать изрядную долю фантастики, вымысла, мистики».
Слово ведет свое происхождение из латинского языка. Первоначально – от слова lego. Затем слово преобразуется в legendus, т.е. «подлежащий прочтению».
Культурология. Словарь-справочник
(лат. legenda, букв. – то, что следует прочесть) – народное сказание о каком-либо историческом событии; в христианстве – рассказ о жизни и деяниях какого-либо святого.
Контрразведывательный словарь
специально подготовленные разведкой или контрразведкой внешне правдоподобные сведения, предназначенные для введения противника в заблуждение. Легенда широко применяются в разведывательной и контрразведывательной деятельности, особенно для маскировки разведчиков и агентов и их действий при выполнении заданий, а также для зашифровки оборонных объектов.
Агенты и разведчики, засылаемые в разведываемую страну, обычно снабжаются легендой прикрытия, называемой также защитной легендой, легендой-биографией. Этой легендой они пользуются, чтобы объяснить обстоятельства и цели прибытия в страну, причины нахождения в определенном районе, мотивы тех или иных поступков и т. д. и тем самым скрыть принадлежность к разведке и оправдать свои разведывательные действия. Иногда агент или разведчик снабжается не одной, а несколькими легендами или различными вариантами одной и той же легенды. Сотрудники контрразведки часто пользуются легендой при вступлении в контакт с иностранцами, при вводе агентов в разработку или выводе из нее, при зашифровке особо важных объектов, при ведении оперативных игр с противником и т. п.
Легенда может быть основной и запасной. На основную легенду оперативный работник (агент) опирается при выполнении заданий, a запасную, иногда называемую «легендой в легенде», использует в случае раскрытия основной легенды и при других чрезвычайных обстоятельствах.
Закрепление легенды, то есть подтверждение ее правдоподобности, достигается путем включения в нее правдивых сведений, снабжения агента или разведчика соответствующими документами и предметами экипировки, а также посредством специально проводимых дезинформационных мероприятий, преследующих цель довести до сведения противника данные, которые бы подтверждали легенду.
Уязвимость легендой, то есть объективная возможность ее раскрытия в процессе проверки, зависит от наличия в ней вымышленных сведений, противоречащих истинному положению вещей, ее «отставания» от действительности (из-за невозможности при насыщении легенды правдивыми сведениями учесть все изменения обстановки), а так же от ошибок, допущенных при ее составлении, закреплении и использовании. В целях уменьшения уязвимости легенды она по возможности насыщается фактами, которые трудно или невозможно проверить.
Справочный Коммерческий Словарь (1926)
делаемая на ободке монеты надпись, обозначающая содержание в ней благородного металла.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(от лат. legenda — то, что следует прочесть) — 1) прозаический жанр фольклора; вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся, однако, рассказчиком и слушателем как достоверный; 2) всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на достоверность.
Рб: роды и жанры литературы
Род: жанры фольклора
Эст: фантастическое в литературе
* «До создания или усвоения письменности все народы создавали словесные произведения устно, хранили их в своей коллективной памяти и распространяли в устной передаче. Так возникли у них разного рода сказки, легенды, песни, пословицы и т.п.» (Г.Н. Поспелов).
В России было создано много антикрепостнических легендо народных заступниках, а также о видных исторических деятелях. Сюжет легенды об атамане Кудеяре был использован Некрасовым в поэме Кому на Руси жить хорошо (А.Ф. Головенченко). *
Словарь экономических терминов
надпись на монете, медали.
Словарь музыкальных терминов
(от лат. legenda — то, что нужно прочесть) — музыкальная пьеса повествовательно-фантастического, драматического характера, родственная балладе. Сюжет легенды, как правило, связан с народными или религиозными преданиями. Существуют вокальные (сольные или хоровые) и инструментальные (скрипичные, фортепианные и др.) легенды. Примеры легенд — у Г. Венявского (для скрипки с оркестром), Ф. Листа и др.
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Источники:
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Сказание о каком-н. историческом или вымышленном лице, событии, названии; миф, предание.
* Легенды Древней Греции. *
Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
краткая пояснительная записка со сведениями, которые нельзя изобразить графически на карте или схеме. Л. может даваться в виде текстовых и графических пояснений, раскрывающих содержание карты. Обычно Л. помещается на полях или в углу карты (схемы).
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG legend)
сказание, имеющее религиозную значимость, но могущее обладать и сомнительной исторической достоверностью.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ЛЕГЕНДА, ы, ж.
1. Поэтическое предание о какомн. историческом событии. Средневековые легенды.
2. перен. О героических событиях прошлого (книжн.). Человек из легенды (человек со славным прошлым). Живая л. ( о человеке с героическим славным прошлым).
3. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Л. резидента.
4. Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме (спец.).
| прил. легендарный, ая, ое (к 1 знач.). Л. жанр.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
А. Кирпичников.
Легенда (музык.) — музыкальное сочинение на текст легендарного содержания, различных размеров. Лист написал Л. о св. Елисавете для соло, хора и оркестра, равную по объему оратории; небольшие инструментальные пьесы носят тоже название Л., напр. Л. для скрипки Венявского.