Что означает слово кванториум что значит
Что такое детский технопарк «Кванториум»?
«Кванториумы» оснащаются современным высокотехнологичным оборудованием, а для работы с детьми привлекаются преподаватели высокого уровня. Обучение детей бесплатно, а финансирование осуществляется за счет федерального и областного бюджетов, с привлечением заинтересованных в будущих специалистах частных и государственных инвесторов.
Модели детских технопарков и их оснащение
Модель «Мини»
«Кванториум» может быть создан уже на основе существующих детских кружков и центров дополнительного образования. Чтобы претендовать на этот статус нужно, чтобы среди них были представлены образовательные направления (квантумы) из списка приоритетных направлений технологического развития Российской Федерации (читать ниже о квантумах), наличие «цеха высоких технологий» (Hi-tech цеха) и набрать в течение года не менее 400 детей, которые будут обучаться за счет бюджетных средств, отдельная площадь под техноцентр — до 500 кв.м.
Модель «Стандарт»
Не менее 5 приоритетных направлений в образовательной программе, отдельная площадь от 500 до 800 кв.м, охват не менее 800 детей в год.
Модель «Максимум»
Оснащение самого высокого уровня. Площадь — более 800 кв.м, свыше 5 приоритетных направлений в образовательной программе, обучение — свыше 1000 детей в год, наличие интерактивного музея науки и зоны коворкинга (пространства для совместной работы) и творческих экспериментов.
Из чего состоит «Кванториум»?
Творческие лаборатории (квантумы)
Творческие лаборатории (квантумы) являются основой всей системы «Кванториума». Занятия в лабораториях направлены не только на приобретение детьми набора знаний по определенным естественно-научным и техническим дисциплинам, но и на развитие определенных качеств и творческого потенциала юных ученых и изобретателей. Будущие ученые и конструкторы учатся изобретательскому мышлению и принципам решения различных задач, приобретают навыки работы над проектами, учатся правильно ставить задачи и решать их, работать в команде.
Робоквантум
На занятиях в этом квантуме дети узнают основы такой современной науки, как робототехника. Спектр применения современных роботов очень широк: от игрушек до сложных производственных систем и космических аппаратов. Занятие робототехникой невозможно и без изучения смежных дисциплин: математики и программирования, конструирования и мехатроники. Ученики «Робоквантума» учатся не просто делать маленькие открытия, но и видеть реальные области их применения (не только сконструировать робота, но сделать его для решения конкретной задачи).
Нейроквантум
Нейротехнологии стоят на стыке многих областей науки: изучения принципов работы человеческого мозга, программирования и робототехники. Нейротехнологии уже помогают множеству людей восстановить утраченные или сильно пострадавшие функции тела после аварий (интеллектуальные протезы и импланты). Контроль состояния человека помогает избежать критических ситуаций во время исполнения ответственной работы, например, управления поездом. Использование технологий для распознавания сигналов коры головного мозга позволяет добиваться управления различными механизмами одной «силой мысли».
Космоквантум
На занятиях в «Космоквантуме» можно построить модель настоящего космического спутника и «вывести его на орбиту», спроектировать лунную станцию или марсоход. Но все это невозможно без изучения таких дисциплин как астрономия, космическая механика, программирование и др. Современные образовательные решения: макеты, имитирующие условия космического пространства, 3D моделирование и пр. делают процесс увлекательным и наглядным.
Автоквантум
От автомоделирования к современному автомобилестроению, от построения дистанционно управляемых моделей машин — к пониманию деталей машин и агрегатов, беспилотному транспорту.
Лазерквантум
Лазерные технологии, хотя и возникли достаточно давно, обладают огромным потенциалом и продолжают находить все новые области применения. Неудивительно, что они выделяются и в Национальной технологической инициативе среди приоритетных областей развития. Занятия в «Лазерквантуме» очень увлекательны для детей. Использование специальных обучающих наборов позволяет наглядно увидеть работу лазерного луча и получить первые практические результаты (например, сделать гравировку или вырезать свою модель из дерева). Кроме того, дети попутно учатся основам работы со специализированным программным обеспечением для лазерной обработки, узнают основы точных наук, получая знания, которые будут им хорошим подспорьем во взрослой жизни, если они изберут этот путь как свою будущую профессиональную деятельность.
VR / AR
Технологии дополнительной и совмещенной реальности перестали быть областью фантастических произведений и все уверенней занимают место в нашей жизни. Без 3D моделирования уже не обойтись в кинематографе, промышленном дизайне, организации различных шоу, архитектуре и строительстве, медицине и других областях современной жизни. Специалисты в этой области будут всегда востребованы. Тем более, если получать эти знания в юном возрасте — это открывает огромные перспективы для творческого поиска и новых изобретений.
Энерджиквантум
Сложно не согласиться с тем, что будущее за альтернативными источниками энергии. И этому будущему уже нужны свои специалисты. Развитие современных транспортных средств, использующих альтернативные виды энергии требует глубоких знаний и новых решений. Химия и физика химических источников тока, электротехника и фотоника, гидродинамика и др. Прикоснуться к этому сложному, но таком перспективному делу, дающему безграничный простор для поиска новых путей и открытий, дети смогут уже на занятиях в «Энерджиквантуме».
IT-квантум
IT-технологии переживают стремительный рост и все шире проникают во все сферы нашей жизни. Современные научно-технические и производственные задачи уже не решить без привлечения высококлассных IT-специалистов. Изучение языков программирования и технологий IoT (интернет вещей) — путевка в будущее для юных программистов.
Наноквантум
Изучение, синтезирование и создание новых материалов. Получение современных высококачественных и конкурентоспособный материалов — одна из задач современных нанотехнологий. Увлекательное погружение в химию и материаловедение, знакомство с существующими наноматериалами и принципами их разработки, существующими запросами современности и развитие собственных исследовательских способностей.
Геоквантум
Основы географии и геодезии, построение карт и 3D-моделей местности, создание виртуальных туров и работа с беспилотными летательными аппаратами — весь этот удивительный мир открывается детям на занятиях в «Геоквантуме». Хорошие специалисты в области геоинформационных систем постоянно требуются для геологоразведки и добычи полезных ископаемых, в градостроительстве и сельском хозяйстве, в обороне, безопасности и других отраслях.
Биоквантум
На занятиях в «Биоквантуме» ребята знакомятся с биологией и микробиологией, физиологией и ботаникой, генетикой. Учатся работать с современными средствами исследования невидимого мира (микроскопами, хроматографами и др.), узнают как выращивать клеточные культуры, как применяются современные биотехнологии для очистки воды, размножения лекарственных растений, для улучшения жизни людей.
Промышленный дизайн
Современный промышленный дизайн позволяет не только создавать красивые и удобные вещи, но и развивает творческое мышление, учит обращаться с современными материалами. Этот квантум предлагает обучение основам рисунка и живописи, компьютерной графики и 3D моделирования, основам материаловедения и составления чертежей.
Аэроквантум
Современное отечественное авиастроение остро нуждается в высокообразованных, увлеченных молодых специалистах. «Аэроквантум» может стать первой ступенькой на этом пути. Начиная с простейших авиационных моделей, дети знакомятся с удивительным и захватывающим миром авиастроения, получая знания по основам аэродинамики, радиоэлектроники и схемотехники, программирования и конструирования. Первые модели беспилотных летательных аппаратов, которые выходят из их рук, уже имеют практическое применение: составление карт местности, поиск пострадавших в зоне чрезвычайных ситуаций, разведка полезных ископаемых и др.
Другие функциональные зоны «Кванториума»
Интерактивный музей науки
Музей науки, который может располагаться на территории комплекса «Кванториума», является хорошим подспорьем в образовательном процессе, позволяет повысить интерес учеников к современной науке, наглядно увидеть практические результаты в исследуемых ими областях. Интерактивные экспонаты разделяются по областям, например: «Физика и природные явления», «Электричество и магнетизм», «Астрономия и астрофизика», «Оптические эффекты» и др.
Hi-tech цех
Является общей технологической площадкой для всех отделений «Кванториума». Здесь установлено высокотехнологичное оборудование для практических занятий и исследований. Как правило, состоит из двух основных частей:
Управляющая часть
Здесь располагаются компьютеры со специальным программным обеспечением, позволяющие спроектировать и задать управляющие программы для 3D принтеров и станков с ЧПУ.
Производственная часть
Размещается оборудование, на котором реализуются проектные работы учеников (3D принтеры, станки с программным управлением и др.).
На территории Hi-tech цеха дети учатся не только основам современных производственных процессов, но и приобретают конкретные практические навыки (от пайки до работы с современными инженерными программами и станками).
Зона коворкинга
Не менее важно, чем приобретение конкретных знаний и умений, научить будущих ученых и инженеров самому подходу к решению задач. Практически любое современное открытие или разработка являются результатом работы многих людей, специалистов из разных областей. Зона коворкинга «Кванториума» как раз и служит такой своего рода площадкой, где ученики обмениваются идеями, учатся работать вместе, находить решения, стоящие на стыке разных областей современной науки.
Кроме непосредственно учебных помещений, в современных кванториумах также оборудуются такие помещения, как:
Детский технопарк «КВАНТОРИУМ»║описание•финансирование•снабжение║АДВЕНТЕР
Образование ушло в отрыв
Раз в три года в разных странах международная Организация экономического сотрудничества и развития проводит тест, который позволяет оценить уровень знаний школьников и, самое важное – умение применять эти знания на практике. Согласно результатам 2015 года Россия по разным показателям занимает с 26-го по 23-е места. Сегодня разрыв между образованием и потребностями реального сектора экономики увеличивается. И если школьная система, призванная давать базовые знания, достаточно инерционна, чтобы быстро реагировать на запросы общества, то на дополнительное образование в этом плане возлагаются большие надежды. Проблема разрыва между качеством образования и насущными потребностями работодателей актуальна уже несколько десятилетий. В начале 2000-х как ответ на запрос возникают новые формы взаимодействия научной среды и индустрии. Крупные компании стали вкладывать ресурсы в корпоративные образовательные проекты. Особенно нехватка профильных кадров ощущалась в IT-индустрии, поэтому именно этот сектор первым откликнулся на веяние времени. Яркими примерами стали проекты в сфере образования таких компаний, как «Яндекс», ABBYY, «Лаборатория Касперского», 1С, Cisco, Group. Опыт оказался успешным.
Видео
Детский технопарк Мосгормаш
Кванториум на территории технопарка «Мосгормаш» стал первым в столице. Он открылся примерно полгода назад, в июне 2016-го. Занятия здесь проходят по трём направлениям: робототехнике, космонавтике, геоинформатике. Дети учатся в группах по 12–14 человек два раза в неделю по два часа.
Занятия по геоинформатике проводят преподаватели Московского государственного университета геодезии и картографии, по космонавтике — Московского политехнического университета. А сотрудники Московского технологического института ведут робототехнику.
Ежегодно в детском технопарке будут обучаться более 450 детей. Помимо постоянных занятий, здесь будут проводить выездные уроки образовательных учреждений, совместные программы с колледжами. Кроме того, около 2500 детей в год будут участвовать в активностях выходного дня — различных ознакомительных мероприятиях.
На площадке детского технопарка работают филиал детского города мастеров «Мастерславль», лекторий, коворкинг, центр молодёжного инновационного творчества «Куб».
Региональная поддержка
В каждом регионе «Кванториум» заручается поддержкой местных промышленных предприятий. Партнеры не только помогают создать инфраструктуру технопарка, но и курируют научную деятельность детей, организуют экскурсии, предлагают реальные проекты для разработки.
Большинство предприятий-партнеров проекта входят в Госкорпорацию Ростех. Так, например, участники детского технопарка в Калининградской области сотрудничают с Калининградским янтарным комбинатом и занимаются вопросами автоматизации процессов производства янтаря в регионе. Тульский «Кванториум» стал частью креативного индустриального кластера, созданного на базе завода – производителя микрофонов «Октава» Госкорпорации Ростех. Рыбинская двигателестроительная компания «Сатурн» поддерживает местный технопарк, создавая технологические кейсы для юных изобретателей. Сотрудники холдинга «КАМАЗ» вошли в наблюдательный совет одного из первых «Кванториумов» в Набережных Челнах. В Удмуртии детские технопарки создаются с участием концерна «Калашников».
Что такое детский технопарк
Формат технопарка с современным оборудованием, возможностью совместной работы над проектами и научной поддержкой резидентов перешел в сферу дополнительного образования для детей. По образу взрослых технопарков в России появилось множество образовательных площадок, где занимаются, в первую очередь, подростки. Обучение и проектная работа в детских технопарках построена по направлениям, самые популярные из которых — это IT, биологические и инженерные специальности. В технопарке дети осваивают hard и soft skills, ведут проектную работу и выступают в конкурсах и научно-технических олимпиадах. Родители могут найти как платные, так и бесплатные технопарки, которые финансируются из бюджета. Найти подборку московских технопарков можно, например, на странице портала iMoscow «Навигатор по инновационной столице».
Отложенный трудовой договор
Основная задача распределённой системы детского технопарка — профориентирование старшеклассников и, как результат, подготовка высокотехнологичных кадров для промышленной, научно-технической и инновационной отраслей города. Этим целям служит и система отложенных трудовых договоров, запущенная в Москве в сентябре этого года.
Отложенный трудовой договор, то есть трудовой договор с отложенной датой начала работы, позволяет работодателю заключить контракт с молодым специалистом, обучающимся по востребованной в компании специальности. Таким образом, работодатель берёт на себя обязательство принять на работу специалиста после того, как он получит образование, не позднее двух месяцев после окончания вуза или колледжа.
Система отложенных трудовых договоров позволяет предприятиям города готовить кадры с учётом конкретных требований и особенностей компании. А для школьников и студентов это гарантия трудоустройства.
На сегодняшний день отложенные трудовые контракты подписали 30 московских старшеклассников.
Московские кванториумы, или Как растят новое поколение профессионалов
Роботы, нанотехнологии, беспилотники — сегодня этими разработками занимаются не только инженеры на производствах, но и московские школьники в кванториумах. Кванториум — это площадка на территории технопарка, оснащённая высокотехнологичным оборудованием. Дети занимаются по учебным программам, которые разработаны совместно с партнёрами — высокотехнологичными предприятиями столицы. Среди тематических программ — робототехника, авиация, космонавтика, геоинформатика, нанотехнологии, промышленный дизайн, энергетика.
В столице работает два кванториума — на территории технопарка «Мосгормаш» и технополиса «Москва». В 2017 году планируется запустить ещё 10 таких площадок в различных округах Москвы.
Как работают детские технопарки
Благодаря кванториумам столичные школьники знакомятся с современными техническими профессиями и учатся работать на высокотехнологичном оборудовании.
Занятия проходят дважды в неделю по два часа. Их посещают школьники в возрасте от 14 лет. Дети осваивают самые востребованные на сегодняшний день направления: робототехнику, космонавтику, геоинформатику, авиацию, промышленный дизайн, энергетику, нанотехнологии.
Соответствующие лаборатории курируют ведущие вузы Москвы. В том числе Московский политехнический университет, МГТУ имени Н.Э. Баумана, Московский государственный университет геодезии и картографии.
Распределённая модель
В Москве создаётся распределённая система детского технопарка. Она включает в себя не только образовательные учреждения города — школы с инженерными и медицинскими классами, колледжи, вузы с центрами технологической поддержки образования, но и инновационную и промышленную инфраструктуру — высокотехнологичные предприятия, технополисы, центры молодёжного информационного творчества.
Детский технопарк «Мосгормаш»
Кванториум на территории технопарка «Мосгормаш» стал первым в столице. Он открылся примерно полгода назад, в июне 2016-го. Занятия здесь проходят по трём направлениям: робототехнике, космонавтике, геоинформатике. Дети учатся в группах по 12–14 человек два раза в неделю по два часа.
Занятия по геоинформатике проводят преподаватели Московского государственного университета геодезии и картографии, по космонавтике — Московского политехнического университета. А сотрудники Московского технологического института ведут робототехнику.
Ежегодно в детском технопарке будут обучаться более 450 детей. Помимо постоянных занятий, здесь будут проводить выездные уроки образовательных учреждений, совместные программы с колледжами. Кроме того, около 2500 детей в год будут участвовать в активностях выходного дня — различных ознакомительных мероприятиях.
На площадке детского технопарка работают филиал детского города мастеров «Мастерславль», лекторий, коворкинг, центр молодёжного инновационного творчества «Куб».
Кванториум технополиса «Москва»
Второй детский технопарк работает с сентября этого года на территории технополиса «Москва». Он занимает площадь более тысячи квадратных метров. Здесь есть учебные классы, мастерские и лаборатории, мультимедийный лекторий, зона для общения и отдыха, а также спортивный блок. Большую часть территории занимает хай-тек-цех — цех высоких технологий с мастерскими для практических занятий, оснащёнными новейшим оборудованием.
В детском технопарке проходят занятия по пяти направлениям: нанотехнологиям, робототехнике, энергетике, авиации, промышленному дизайну. Так, программа «Нанотехнологии» изучает материалы на микро- и наноуровнях. Посетители курса «Авиация» учатся проектировать и собирать беспилотные летательные аппараты (коптеры). На робототехнике ребята конструируют и программируют робототехнические устройства. Участники программы «Промышленный дизайн» занимаются проектированием различных технологичных изделий — от станка до автомобиля. Также дети создают инновационные продукты и определяют ниши для них. Направление «энергетика» изучает альтернативную энергетику и принципы создания современных транспортных средств на её основе.
Ежегодно занятия по программе в кванториуме будут доступны для 450 человек, выездные уроки смогут посещать 300 человек. Ещё по 200 школьников займутся проектной деятельностью и пройдут совместные программы с колледжами. Таким образом, каждый год с учетом активностей выходного дня обучение в технопарке смогут проходить более 3,5 тысячи детей.
Отложенный трудовой договор
Основная задача распределённой системы детского технопарка — профориентирование старшеклассников и, как результат, подготовка высокотехнологичных кадров для промышленной, научно-технической и инновационной отраслей города. Этим целям служит и система отложенных трудовых договоров, запущенная в Москве в сентябре этого года.
Отложенный трудовой договор, то есть трудовой договор с отложенной датой начала работы, позволяет работодателю заключить контракт с молодым специалистом, обучающимся по востребованной в компании специальности. Таким образом, работодатель берёт на себя обязательство принять на работу специалиста после того, как он получит образование, не позднее двух месяцев после окончания вуза или колледжа.
Система отложенных трудовых договоров позволяет предприятиям города готовить кадры с учётом конкретных требований и особенностей компании. А для школьников и студентов это гарантия трудоустройства.
На сегодняшний день отложенные трудовые контракты подписали 30 московских старшеклассников.
Леонид Алехин: «И что такое наноквант?! По-русски можете сказать?!»
Как создание в Нижнекамске детского технопарка решит кадровую проблему местных предприятий? Такой вопрос подняли накануне их руководители, которых настоятельно убеждали «сдать деньги» на строительство «Кванториума». Дошло до вполне справедливых упреков в «низкопоклонничестве перед Западом»: почему все уперлись в непонятные зарубежные названия — «кванты», «нано». О том, «нуно» ли Нижнекамску «нано» и во сколько обойдется бюджету это удовольствие, узнавала корреспондент «БИЗНЕС Online».
Энгель Фаттахов: «Дайте нам деньги, и все! В Челнах и Альметьевске не было проблем, а в Нижнекамске обсуждаем вопрос, где найти 38 миллионов» Фото: e-nkama.ru
УСПЕТЬ ОСВОИТЬ ДЕНЬГИ
Помимо помощника президента РТ Рината Сабирова накануне в Нижнекамск на совещание с руководителями промышленных предприятий высадился целый десант во главе с министром образования и науки республики Энгелем Фаттаховым. Вместе с его заместителем Ларисой Сулимой прибыли начальник отдела корпоративного управления минпромторга РТ Андрей Федоров и два проректора КНИТУ — Илнур Абдуллин и Любовь Овсиенко. Вопрос на повестке дня стоял острый: до конца года осталось совсем ничего, а средства на строительно-монтажные работы детского технопарка в Нижнекамске до сих пор не найдены.
Совещание Фаттахов начал с короткого предисловия о том, что в рамках федеральной программы Татарстану выделяются 47 млн. рублей на создание трех детских технопарков «Кванториум». «В прошлом году мы впервые совместно с КАМАЗом открыли первый технопарк в Набережных Челнах, — напомнил он. — Второй запланирован в Нижнекамске, третий — в Альметьевске. На той неделе я побывал там, совместно с „Татнефтью“ очень быстрыми темпами идет и капремонт, и подготовка объекта, и закупка оборудования. Нужно освоить средства до конца этого года».
Сулима кратко проинформировала участников совещания, на каком этапе находится создание нижнекамского центра. Но для начала остановилась на сути детских технопарков: «Это новая модель дополнительного образования детей, та связка, о которой мы всегда мечтали, это связь профессиональных учреждений и работодателей. Причем предусматривается участие предприятий не только как инвесторов, но и в сопровождении образовательных программ, поскольку они часто жалуются, что мы учим, а потом на производстве людей приходится переучивать». Предполагается, что вузом-партнером нижнекамского «Кванториума» выступит КНИТУ (в Альметьевске эту роль взяли на себя Государственный нефтяной институт и КНИТУ-КАИ).
Муниципалитет тоже внес свой вклад. Правда, выражается он в «квадратах», а не в чистых рублях и заключается в безвозмездном предоставлении находящейся в муниципальной собственности площади для центра — 800 кв. м инжинирингового центра и помещений в центре детского (юношеского) технического творчества на 6,7 млн. рублей.
Отметим, что основная цель парка — мотивировать молодое поколение к выбору востребованных на предприятиях рабочих профессий и технических специальностей. Схема примерно такая: школа — детский технопарк — ресурсный центр, а там уже рукой подать и до самих предприятий, на которые многие мечтают устроиться.
Основная цель технопарка — мотивировать молодое поколение к выбору востребованных на предприятиях рабочих профессий и технических специальностей Фото: mon.tatarstan.ru
Из 14 направлений «Кванториума» для Нижнекамска выбрали 6. Отказавшись, например, от космоквантума, аэроквантума и биоквантума, расходы на другие «кванты» распределили так (в порядке убывания): робоквант — исследовательская деятельность и разработка проектов для внедрения в производство — 16,8 млн. рублей; наноквант — постановка демонстрационных экспериментов, лабораторных и исследовательских работ — 13,3 млн.; энерджиквант — изучение основных направлений альтернативной энергетики, практических навыков в этих областях, реализация задач по энергоэффективности — 1,7 млн.; геоквант — изучение основ картографии, геодезии, спутниковой навигации, аэрокосмического мониторинга посредством разработки собственных проектов — 1,5 млн.; нейроквант — задание необходимой теоретической базы в области нейротехнологий и нейробиологии, формирование навыков нейроуправления максимального уровня сложности — 658 тыс.; промышленный дизайн — овладение компетенциями по макетированию, дизайн-проектированию, развитие трехмерного инженерного мышления — 458 тыс. рублей.
Плюс расходы на мебель — 2,3 млн., 7 млн. — 3D- и IT-оборудование, программное обеспечение.
Ежегодные затраты на содержание кванториума — 21,8 млн. рублей вместе с коммунальными платежами. Большая часть — 14,3 млн. — заработная плата с начислениями, плюс 1,4 млн. рублей на прочие выплаты, включая командировочные. В центре должны заниматься порядка 1000 школьников.
Леонид Алехин (справа): «Как я могу доказывать Маганову то, что я сам не понимаю?» Фото: e-nkama.ru
«ЧТО МЫ УПЕРЛИСЬ В ЗАРУБЕЖНЫЕ НАЗВАНИЯ — «НАНО», «КВАНТЫ»?»
«Мы согласовали с федеральным оператором перечень оборудования, подобрали кадры, которые должны были пройти анкетирование и соответствовать требованиям федерального оператора, — вернулась к главному вопросу Сулима. — Они должны на следующей неделе отправиться на стажировку на 11 дней в Москву. У нас очень короткий срок на освоение субсидий». Более конкретно о проблемах высказался заместитель руководителя НМР по социальным вопросам Айдар Фаретдинов: «Что на сегодня не удалось выполнить? Не определены источники софинансирования проекта — это строительно-монтажные работы и текущее финансирование на 2017 год. Не начаты ремонтные работы в помещении центра, открытие которых запланировано централизованно по всей России на 10 декабря. Не поступили средства на закупку оборудования. Сложность в том, что все будет проходить через аукцион и 42,5 миллиона рублей должны быть освоены до конца нынешнего года». Фаретдинов кинул многозначительный взгляд на генералов промпредприятий. Промышленников представляли гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин, гендиректор ПАО «Нижнекамскнефтехим» Азат Бикмурзин, гендиректор АО «ТАНЕКО» Леонид Алехин, заместитель гендиректора ООО «УК «Татнефть» Александр Махотин и замгендиректора ОАО «ТАИФ-НК» Алла Евстафьева.
Главная проблема, как выяснилось, в одном из условий развития детских технопарков. Оно предполагает ежегодное софинансирование от промпредприятий. В данном случае это в первую очередь расходы на строительно-монтажные работы. Письма на имя гендиректоров АО «ТАИФ» Альберта Шигабутдинова и АО «Татнефть» Наиля Маганова о рассмотрении возможности участия в проекте уже направлены. Общая сметная стоимость — 38,8 млн. рублей. Пока что из обещанных денег детский технопарк может рассчитывать только на обещанные КНИТУ 15 миллионов.
«За месяц нельзя все сделать, хотя подрядчики есть, — констатировал мэр Нижнекамска Айдар Метшин. — Необходимо софинансирование, тем более оно предусмотрено условиями конкурса. Наверное, промышленным предприятиям не совсем понятно, почему они. Эти дети завтра будут специалистами на ваших промышленных предприятиях. И не просто так президент страны обратил внимание на необходимость инновационного развития детского творчества, которое мы потеряли и которое нам необходимо реанимировать, но уже на новых условиях. Поэтому все то, что мы сегодня обсуждаем, это прямым образом касается и наших промышленных предприятий. И наше обращение, которое мы сделали около трех месяцев назад, „Татнефть“ положительно рассмотрела, но пока не утвержден механизм. По ТАИФу реакции нет».
Айдар Метшин (слева): «Наверное, промышленным предприятиям не совсем понятно, почему они. Эти дети завтра будут специалистами на ваших промышленных предприятиях»
Фото: e-nkama.ru
Глава города попросил содействия министерства, иначе «наступит 10 декабря, и мы будем там, где были». «Инициатива должна исходить от промышленных предприятий, это те специалисты, в которых они нуждаются», — продолжал «давить» на промышленников Метшин. Тут ему на помощь пришел Фаттахов: дескать, в Челнах полностью этот вопрос контролирует и берет на себя содержательную часть КАМАЗ. И в Альметьевске вопрос решается.
«Что из этого необходимо нам? Кто-то может мне показать? — вступил в разговор Алехин, недоуменно пожимая плечами. — И я не могу показать это руководителям. Мы подготовим здесь людей, и никто здесь не останется, все уедут. И что такое наноквант?!» Специалисты, как могли, объяснили, что в это направление заложены химические технологии. Однако ответ Алехина не устроил: «Так разъясните, пожалуйста! Что мы уперлись в зарубежные названия — „нано“, „кванты“? По-русски можете сказать?! Это химическое направление, его будут изучать, именно оно вам нужно! Как я могу доказывать Маганову то, что я сам не понимаю?» «Маганов прекрасно все понимает, он знает, как это строится в Альметьевске, — закипая, парировал Фаттахов. — Договоритесь с ними. Дайте нам деньги, и все! В Челнах и Альметьевске не было проблем, а в Нижнекамске обсуждаем вопрос, где найти 38 миллионов. Надо начинать!»
В итоге сраженные министерским натиском промышленники, похоже, сдали свои позиции. Яруллин предложил в итоге не распыляться по направлениям «Кванториума», пересмотреть их и выбрать для Нижнекамска два-три, чтобы по максимуму вложить запланированные деньги именно куда нужно. К примеру, научить детей 3D-проектированию. А Махотин высказался за то, чтобы согласовать перечень оборудования и «подогнать его» под химическую промышленность, тем более что заявка только сделана и изменить список еще не поздно. В этом месяце в «Нижнекамскнефтехиме» и «Татнефти» пройдут советы директоров, где, возможно, и будет принято решение о выделении финансов на детский технический центр.
Рустам Минниханов на открытии челнинского «Кванториума» Фото: mon.tatarstan.ru
СУБСИДИИ — НА КВЕСТЫ, ГРАНТЫ — НА МАСТЕР-КЛАССЫ
Челнинский «Кванториум» представляет из себя что-то вроде Дома юного техника, только реализованного на новой технологической платформе. Дети, имеющие склонность к инженерии и техническому творчеству, с помощью наставников проектируют беспилотные и управляемые на расстоянии транспортные средства. Теоретическая база включает в себя физические и математические основы фотоники, электротехники, электроники и космонавтики, азы лазерных и нейротехнологий. В год планируется обучать более 400 детей по 8 направлениям: автоквантум, космоквантум, авиаквантум, нейроквантум, геоквантум, электроника, нанолазер и робоквантум. К примеру, воспитанники геоквантума учатся на российском программном обеспечении, у которого точность выше, чем у Google. Причем из каждого снимка учатся выводить как можно больше информации. К имеющимся 8 направлениям за текущий год прибавилось еще несколько. Например, 3D-моделирование (создание прототипов устройств, моделей, работа с 3D-графикой и анимация конструкторских решений) и майнкрафт (обучение программированию Java путем написания модификации к Minecraft).
В целом итоги работы детского технопарка весьма осязаемы. За этот год воспитанникам «Кванториума» удалось добиться побед на всевозможных соревнованиях. К примеру, в мае в рамках российского этапа Junior Skills команда челнинского технопарка завоевала золотую медаль в нейропилотировании, а команда по робототехнике заняла 1-е место в соревнованиях на всероссийском робототехническом фестивале «ДЕТалька» в Санкт-Петербурге. В августе победители этого фестиваля ездили на международные юношеские летние соревнования по робототехнике в Южную Корею, где трое воспитанников завоевали медаль высшей пробы за проект «Роботизированная станция техосмотра для грузовых автомобилей». Также в числе наград слушателей «Кванториума» 2-е место в состязании «Траектория — скорость» в республиканском этапе всероссийской робототехнической олимпиады 2016 года.
В октябре подвели итоги всероссийского конкурса проектов ШУСТРИК. В номинации «Проекты на свободную тему» стали победителями два воспитанника детского технопарка, представившие на суд жюри радиоуправляемую модель заднеприводного багги. В рамках 22-й международной конференции ESRI в Москве подвели итоги конкурса «Галерея карт». Детский технопарк получил сразу три диплома в номинациях: «Лучший проект, подготовленный школьниками». Работы воспитанников «Кванториума» по темам «Зоны времени, затрачиваемого по пути на работу сотрудниками КАМАЗа» и «Приграничные дилерские точки КАМАЗа» вошли в тройку общего голосования, опередив многие университетские работы.
Сейчас в будущем технопарке идут ремонтные работы Фото: e-nkama.ru