Что означает слово куряне

Значение слова «курянин»

Что означает слово куряне

куря́нин

1. житель или уроженец Курска ◆ Сейчас в фондах музея хранится более 170 тысяч предметов, большая часть из которых―это дары курян и гостей Курска. ВОСКРЕСНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП, 2005.01.30 г. // «РИА Новости» (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово курянеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: массажный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «курянин&raquo

Предложения со словом «курянин&raquo

Цитаты из русской классики со словом «курянин»

Понятия, связанные со словом «курянин»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «курянин&raquo

Помощь вряд ли придёт, видели же, как избивали волынские и галицкие полки, как бежали половцы, легли под стрелами татар куряне, лужская дружина…

Каждый видит, что себя не берегут, стараются так, что невольно скажешь: не зря их куряне избрали, они – достойны.

Она была тесно связана с успехами новой труппы, которой куряне неизменно оказывали тёплый, радушный приём.

Синонимы к слову «курянин&raquo

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Откуда пошли куряне

При обсуждении возраста древнего Курска и времени его основания по-прежнему выдвигаются разные версии. Редакция «ДДД» решила пойти еще дальше, вернее, глубже, в пучину веков. Помогла нам в этом интересная и полузабытая публикация 45-летней давности в книге «Курск: очерки истории города». Она вышла в Центрально-Черноземном издательстве в 1975 году. Авторами статьи «Курск – древний русский город» были старший научный сотрудник Курского краеведческого музея Владимир Самсонов и старший преподаватель Курского государственного пединститута Юрий Александров-Липкинг. Пускай с того времени археологи раскрыли чуть больше загадок, тем не менее предлагаем читателям краткую версию того, что происходило на территории нашего региона с незапамятных времен.

Что означает слово куряне

От тундры до тайги: первые люди во времена палеолита

В низовьях Тускари и Кура, где расположен Курск, люди живут уже много тысяч лет. Самые ранние следы древних обитателей наших мест обнаружены в районе улиц Полевой и Котлякова, где в 1960-х была открыта стоянка верхнего палеолита – древнекаменного века.

Она относится она к 18–15-му тысячелетиям до нашей эры, то есть люди жили здесь около 20 тысяч лет тому назад. Раскопки проводила экспедиция Курского пединститута и областного краеведческого музея под руководством доктора исторических наук профессора П. И. Борисковского.

В то время льды покрывали всю северную половину Восточной Европы, заходя кое-где и в пределы нашей области. Основная часть ее территории представляла собой тогда суровую стылую тундру, болотистую и безлесную. Первые обитатели нашего края ходили в звериных шкурах, жили в землянках, главным их занятием была охота на мамонтов, а основной пищей – мясо мамонта.

Не исключено, что на территории, где находится Курск, люди жили и раньше, в нижнем палеолите, но следы этого еще не обнаружены.

Неолитические стоянки, относящиеся к 5–3-му тысячелетиям до нашей эры, в черте города известны в нескольких местах: у Кировского моста через реку Тускарь, у Киевского железнодорожного моста, в Рыжкове, в районе Первой Промышленной улицы. Известна также неолитическая стоянка под Курском – у реки Сейм напротив села Лебяжьего.

К началу неолита льды в Европе растаяли, установился сравнительно теплый климат. Большую часть территории нынешней Курской области покрыли леса, которые перемежали «степные» водоразделы, они были богаты диким зверьем, птицей и пчелами, а реки – рыбой. Животный мир уже был подобен современному. Люди неолита тоже занимались охотой. Большое значение имела и рыбная ловля, поэтому селились исключительно вдоль рек.

Продолжалась жизнь в наших местах и в последующую эпоху – бронзовом веке (конец 3-го – начало 1-го тысячелетий до н. э.), когда стоянки также жались к рекам. Их следы отмечены у Кировского моста, близ дрожжевого и кожевенного заводов. На территории основной, верхней части города находились погребальные курганы бронзового века. Об этом говорят многочисленные (свыше десятка) случаи находок на территории Курска каменных сверленых и шлифованных топоров, типичных для эпохи бронзы. Особенно интересен топор, найденный при рытье канавы на Красной площади, недалеко от кинотеатра «Октябрь» (ныне Знаменский собор): фигурный, художественно обработанный. Он, как и другие находки, хранится в краеведческом музее.

Больше всего топоров бронзового века было найдено возле кожзавода, где, вероятно, находилась значительная курганная группа, позднее уничтоженная застройкой: при захоронении топоры обычно клали рядом с покойным. До войны на Красной площади на месте, где находится почтамт, во время земляных работ было обнаружено непотревоженное захоронение бронзового века. На глубине около двух метров нашли скелеты мужчины и женщины, лежавшие рядом. Кости были окрашены в ярко-красный цвет. Возле них находились глиняные сосуды с заупокойной пищей. По описаниям очевидцев, погребение относилось к так называемой срубной культуре бронзового века – 2-я половина 2-го тысячелетия до нашей эры.

Главными занятиями курян оставались охота и рыбная ловля, но уже развивались скотоводство и первобытное земледелие. Поселки бронзового века были недолговечны, их часто переносили с места на место. Укрепленных поселений на территории Курска еще не было.

Что означает слово куряне

Ранний железный век

Следующая археологическая эпоха раннего железа, или ранний железный век, занимает почти все 1-е тысячелетие до нашей эры. Основным промыслом жителей большей части лесостепи становится пашенное земледелие, начинается выплавка железа из болотных руд, появляется немало постоянных укрепленных поселков.

В это время наши места стали особо привлекать людей. Много лесов со зверьем, открытых черноземных участков, месторождений болотных железных руд. А еще – крутые мысы близ устья реки Кур, самой природой предназначенные для постройки укреплений.

В VI–V веках до нашей эры в устье Кура возникает городище – первая Курская крепость. Об этом говорят черепки лепных сосудов 1-й половины 1-го тысячелетия до нашей эры, найденные в районе Дома офицеров и злектроаппаратного завода. В 1967 году фрагменты лепной керамики того времени были собраны на склоне возле «Электроаппарата» краеведом А. А. Орловым.

Первое дославянское городище в устье Кура просуществовало недолго. Уже ко II веку до нашей эры жители ушли со всех древних городищ Посеймья и стали жить ниже, ближе к воде, на более удобных для поселения местах. Однако могли продолжать пользоваться старыми городищами как убежищами в случае опасности.

В 1-й половине 1-го тысячелетия нашей эры в западной и средней частях области проживали племена высокой по тем временам культуры, известные в археологии под именем Черняховской культуры. Кто они были – славяне или нет? Вопрос пока не вполне ясен. Достоверно известно, что их поселения и могильники славян были на берегу Сейма у поселка Моква и села Лебяжьего. Несколько черняховских черепков найдено и в черте города, а славянские украшения VI века – у Кировского моста.

В VI–VII веках славяне городищ не строили и вообще на высоких местах не жили. Только в VIII веке, видимо, из-за резко увеличившейся опасности нападения кочевников-степняков наши предки заняли и заново приспособили к обороне большую часть старых городищ. Снова на мысу при устье Кура появляется крепость, на этот раз уже славянская, русская. Небольшое городище, защищенное рвом и валом, идущими у северо-восточного его края от берега реки Тускари к долине Кура, берега которого при устье были в то время значительно круче. Земляные укрепления были усилены мощной стеной из вековых дубов.

Есть основание полагать, что одновременно с появлением городища в устье Кура возникло и другое – на бугре у нынешней площади Добролюбова, где сейчас Троицкая церковь.

На каждом из городищ находилось по 30–40 хижин-полуземлянок. Неподалеку возникали небольшие неукрепленные селища. Так выглядели все городища нашей лесостепи в VIII–X веках, что подтверждается и раскопками ближнего к Курску Шуклинского городища.

Что означает слово куряне

Славяне-северяне на реке Сейм

Славяне, населявшие во 2-й половине 1-го тысячелетия бассейны рек Десны и Сейма, входили в обширный и многолюдный союз северян или «северских племен». Летописцы иногда кратко называли их «север». Однако название племена получили не от географического севера, а от реки Сев (приток Неруссы, притока Десны), берущей начало на северо-западе области.

Северяне и Северская земля вместе с полянами и землей Полянской являлись основной частью Древней Руси – объединения восточных славян, в середине 1-го тысячелетия существовавшего в Восточной Европе. Находясь на опасной, восточной окраине Руси, «север» систематически подвргались набегам кочевников. В конце IX века, во время борьбы Киева с Новгородом, значительная часть Северской земли, в том числе, видимо, и наше Посеймье, подверглась нападению хазар, и северяне на какое-то время сделались хазарскими данниками.

В 884 году князь Олег, выступая уже во главе Древнерусского государства, объединившего большую часть восточноевропейских славян, громит хазар. С того времени Северская земля снова входит в состав древнерусского Киевского государства.

Растет значение Курска. Стоящий при впадении Тускари в Сейм, он стал важным звеном в цепи укрепленных городов, призванных защищать Русь от набегов кочевых племен. Его значение особенно возросло в связи с появлением в степях у границ Русской земли воинственных печенегов. С конца IX века забота об охране Руси от степняков становится одной из главных постоянных забот киевской великокняжеской власти, потому что без крепкой системы такой обороны Древнерусское государство просто не могло существовать. Кочевники подчас доходили до самого Днепра и стольного Киева.

Великокняжеская власть приняла участие в постройке новых пограничных крепостей и усилении старых. Для постройки крепостей и службы на дальних рубежах собираются лучшие люди со всех земель, находящихся под рукой киевского князя.

В 1036 году печенеги разгромлены Ярославом Мудрым, но вскоре в соседних с Русью степях появился не менее опасный и сильный враг – половцы. Роль оборонительных рубежей стала еще важнее.

Что означает слово куряне

Когда же основали Курск?

Итак, в X веке Курск был уже значительной по тем временам крепостью. Заметно вырос и находящийся близ его стен неукрепленный, точнее, слабоукрепленный поселок – селище.

Нам известна попытка точно указать год основания города Курска. Автор одной из версий, основываясь на высказывании некоего Штакельберга, написавшего в 1858 году «Путеводитель от Курска до Москвы», назвал 990 год. Сам Штакельберг эту дату ничем не подкрепляет, кроме голословной ссылки на неназванных курских «краеведов и историков». С научной точки зрения звучит наивно и совершенно бездоказательно.

Но не в этом дело. Задавшись целью узнать, когда появился Курск, необходимо договориться, что именно мы хотим выяснить. Время возникновения здесь первого, еще дославянского, городища? Время возникновения славянского городища – города в древнем значении этого слова? Но все эти события происходили задолго до 990 года.

Возможен и такой запрос: когда Курск стал городом в современном смысле, то есть из поселка с сельским населением превратился в населенный пункт, где преобладали ремесло и торговля и который имел определенное административное значение?

Один год назвать, конечно, невозможно. Происходило это постепенно, в течение ряда лет. К середине второй половины X века Курск – уже настоящий город. Когда он стал значительным звеном в цепи русских пограничных крепостей-городищ, в нем, естественно, выросла, как мы бы сейчас сказали, оборонная промышленность. Возникла черная металлургия, благо вокруг было много месторождений болотных железных руд, удобных для выплавки металла в примитивных сыродутных домницах способом прямого восстановления железа. Топливо давали дубовые леса, покрывавшие тогда большую часть территории области. Развивалось кузнечное дело, в первую очередь оружейное ремесло. О древней металлургии в нашем городе говорят случайные находки на его территории кусков металлургического шлака, типичного для сыродутной плавки.

О ремеслах в городах славянского пограничья и о многих других сторонах жизни домонгольского Курска рассказывают раскопки, проведенные перед Великой Отечественной войной академиком Б. А. Рыбаковым на городище у села Гочева Беловского района. На месте этого городища в домонгольские времена находился значительный русский город Римов, во многом подобный древнему Курску. Он также возник в VIII–IX веке и в эпоху Киевской Руси являлся одним из важных форпостов на юго-восточных окраинах страны. В XII столетии был разрушен кочевниками и больше не возродился.

В конце IX века у славян появился гончарный круг. До этого они лепили горшки руками. Начали работать гончары-профессионалы, ремесленники, изготовлявшие их на продажу. Изготовленная на кругу славянская гончарная посуда с того времени была и в Курске. При земляных работах в исторической части города неоднократно находили не только черепки, но и целые сосуды. В частности, один такой, громадный, многоведерный, выкопанный на территории Первомайского парка, выставлен для обозрения в областном краеведческом музее.

Развивались и другие ремесла. При разведке у Кировского моста было собрано много черепков гончарной домонгольской посуды, пряслиц-грузиков, надевавшихся на веретено при прядении, металлургического шлама, железных изделий и отходов кузнечного ремесла. Некоторые пряслица изготовлены из розового шифера. Это привозной материал, добывался он лишь в одном месте близ города Овруча на Украине и только до монгольского ига. Находка таких пряслиц – доказательство того, что древнее поселение существовало еще до Батыева нашествия. Изготавливались такие пряслица тоже только профессионалами-ремесленниками. Еще о большем говорят находки у моста множества кусков витых стеклянных браслетов – красных, синих, зеленых и других. Такие браслеты бытовали на Руси тоже только до монголо-татар и лишь в городах. Селянки подобных браслетов не носили. Значит, налицо доказательство, что в Курске было не просто домонгольское поселение, а именно город, а не поселок.

Там же были обнаружены и следы мастерской, где эти браслеты изготавливались, а еще производства характерных для Киевской Руси цилиндрических железных замков. Для археолога это доказательство и сложного специализированного слесарного ремесла, и развития торговли – такими замками запирали лавки, лабазы, амбары с товарами. Значит, уже было имущественное расслоение и люди, скопившие значительные богатства.

Отрывок из Патерика Печерского о Курске

Первое письменное упоминание о Курске находится в так называемом Печерском Патерике (описание жития святых монахов знаменитой Киево-Печерской лавры), а точнее, в «Житии Феодосия Печерского». Упоминание это относится к концу X века. В печати приводились различные ошибочные даты. Действительная дата прибытия Феодосия Печерского в Курск может быть установлена из следующих летописных данных. Умер Феодосий в 1074 году в возрасте 82 лет. В Курск Феодосий, читаем в его «Житии», привезен отцом еще «дошкольником» и здесь же начал обучаться грамоте. Грамоте в Киевской Руси обучали с 6–7 лет. Значит, родился Феодосий в 992 году, а в Курск же приехал не позднее 998-го.

Из текста «Жития» видно, что в начале XI века Курск являлся уже немалым по тем временам городом. В нем были каменные храмы, рынки, хлебопекарни, где хлеб выпекался и для продажи. Были «властелин» – князь или наместник княжий, феодалы, использующие труд подневольных смердов для личных услуг и в сельском хозяйстве.

Неслучайно в Курске издавна получила большое значение торговля. Город лежал на скрещении важных речных путей того времени. Первый вел к Курску от Киева через реки Днепр, Десну, Сейм. Второй шел по Тускари и Снове к Самодуровскому озеру. Сейчас его нет: сплошь заросло мхом, превратилось в торфяник. В том же озере в былые века начиналась река Ока, и, следовательно, открывался один из путей через верховья Волги и освоенные нашими предками волоки к Неве и Балтике. Третий путь шел к верховьям Сейма и оттуда через небольшой волок к Северскому Донцу, дальше к Дону, затем к Азовскому и Черному морям.

Описанные пути, несмотря на их очень скромную по современным понятиям пропускную способность, тогда имели немаловажное значение.

По материалам публикации «Курск – древний русский город» (1975 г.). Авторы: В. И. Самсонов, старший научный сотрудник краеведческого музея, Ю. А. Александров-Липкинг, старший преподаватель Курского государственного пединститута

Источник

По верованиям наших предков Сварог являлся верховным богом славянского пантеона. Он известен в мифологии под многочисленными названиями: Род, Приап, Ваал, Белбог. В качестве бога Дива (Дыя) он упоминается в качестве помощника курян в «Слове о полку Игореве»: «Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудилось, свист звериный поднялся; Див забился, на вершине дерева кличет, велит послушать земле незнаемой». Вероятнее всего общеславянского бога солнца Ра следует также отождествлять со Сварогом. Это вытекает из многочисленных названий Сварога у разных племен, имеющих общий корень Ра: Рарог, Рах, Радегаст (Радгост), Родовон.

Согласно языческой мифологии у Сварога с богиней неба Божуней было три сына – бог земного огня Сварожич и два бога солнца Святовит и Даждьбог. Не опровергая данную мифологическую иерархию, славянские летописи тем самым признают факт происхождения западных славян, почитающих культ Даждьбога и Святовита, как потомков северского племенного союза.

Известно, что у Даждьбога (называемом курянами Богданом) с «летней» женой богиней жизни Живой (Божаной) родились дочь Нива и сыновья Богумир, Водан, Покленц и Перун (!).

Главный бог киевских князей, грозный покровитель войны Перун, «бог-громовержец», согласно религиозным учениям, являлся всего лишь внуком Сварога. В связи с этим киевские князья, правившие от имени Перуна, приходились «внуками» по отношению к курским правителям. Это объясняет непримиримость верховных правителей в отношении свободолюбивых курян и их активную экспансию в Посеймье. Уже в 883-885 годах князь Олег Вещий покорил земли древлян, северян и радимичей, а его потомки предпринимали попытки ликвидировать независимость северских (курских) князей, разорвав со временем племенной союз на несколько частей и присоединив их к Полянской, Черниговской и Тьмутараканской землям. Ни одна из дохристианских «официальных» летописей не упоминает ни самого города Курска, ни каких-либо населенных пунктов в Посеймье. Летописцам было приказано вычеркнуть имена всех без исключений курских князей, являющихся законными претендентами на киевский престол.

Несмотря на политические усилия региональных правителей по поддержанию культа «местных» богов, религиозно-политическое влияние Сварога, как верховного бога, на Руси было подавляющим. Это было ярко продемонстрировано незадолго до принятия славянами христианства. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославович совершил попытку создать в 980 году общегосударственный языческий пантеон. В Киеве «на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы Дажбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши, Хорса и Перуна».

Казалось бы, здесь напрочь отсутствует почитание Сварога – покровителя курян. Налицо полное игнорирование значения северского Посеймья?

Чтобы ответить на вопрос, прежде всего, необходимо задуматься, почему идолов было прославлено только шесть. Реально к 980-х году русских земель было одиннадцать: Полянская, Древлянская, Новгородская, Полоцкая, Дреговичская, Смоленская, Ростовская, Радимичская, Вятичская, Тмутараканская и Волынская. Вместе с Уличской землей (союзницей Древлянского края еще с IX века) вообще 12. По какому принципу киевский князь отбирал верховных покровителей подвластных регионов, почему проигнорировал интересы половины союзных земель?

Дело в том, что Владимир, как потомок варяжской династии, был далек от тонкостей славянской религии, ее культовых особенностей. Верховные языческие жрецы просто посмеялись над стремлениями Владимира вознестись над религией славянских земель. Если учитывать идолы в порядке «старшинства», начиная с фамильного бога Владимира Древлянского – Даждьбога и прочитать начальные буквы их «сферы деятельности»: Солнце, Ветер, Ар (земля), Рукоделие (Ремесло), Огонь и Гром, то получим сочетание СВАРОГ, имя верховного божества, которое в действительности и было прославлено в Шестибожии.

Не варяжско-киевский Перун, ни фамильно-древлянский Даждьбог, не имели такой власти и популярности среди славян как курский Сварог, а, следовательно, мы еще раз находим подтверждение в общерусском признании главенства курян (северян) на Руси.

Многие крупные российские ученые выдвигают гипотезы происхождения русской государственности с территории курского края, а академик Б. Рыбаков в «Рождении Руси» заявляет прямо: «В VI веке нашей эры союз жителей Роси с Полянским Киевом и северянским Посемьем (по реке Сейм) стал ядром зарождающегося государства Русь с центром в Киеве».

Источник

куряне

Смотреть что такое «куряне» в других словарях:

Богданов, Виктор Константинович — Павсекакий Богданов Виктор Константинович Богданов … Википедия

Зорин, Александр Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зорин. Александр Васильевич Зорин Дата рождения: 1967 год(1967) Место рождения: Курск, СССР Страна … Википедия

Нестеров, Фёдор Панфилович — Нестеров, Федор Панфилович Дата рождения: 17 сентября 1877(1877 09 17) Дата смерти: 1966 год(1966) … Википедия

Курск — У этого термина существуют и другие значения, см. Курск (значения). Город Курск … Википедия

Курск — КУРСКЪ (Курьскъ, Курескъ), древне рус. укрѣпл. городъ, нынѣ губернскій, на р. Тускорь, на ж. д. линіяхъ: Москва К. Харьковъ и Воронежъ К. Кіевъ. Основанъ Владиміромъ св. въ 990 г. Въ поученіи Мономаха упоминается, что сюда ходилъ Всеволодъ… … Военная энциклопедия

Курск — название города, др. русск. Курьскъ. От названия реки Кур. Жители называются куряне (Пов. врем. лет, СПИ) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Черниговские князья — О времени основания Чернигова мы нигде не находим известий. В первый раз он упоминается в летописях под 907 м годом, где говорится о мирном договоре Олега с греками и где Чернигов поставлен первым после Киева в числе городов, на которые Олег… … Большая биографическая энциклопедия

Всеволод Святославич — князь курско трубчевский, сын С. Николая Ольговича, князя новгород северского. Летописи отмечают несколько его походов (1169, 1175, 1180 и 1183 гг.). Вместе с братом Игорем он ходил на половцев в 1185 г., и в битве на реке Каяле оба они взяты… … Большая биографическая энциклопедия

Словари биографические — содержат сведения о жизни и деятельности различных лиц, расположенные, как правило, в алфавите имён (но могут иметь расположение систематическое, хронологическое и др.). С. б. чрезвычайно разнообразны. По содержанию они подразделяются на… … Большая советская энциклопедия

Источник

Что означает слово куряне

Что означает слово куряне

Курск – южный край Великороссии. Здесь бывали многие знаменитые люди, и воспоминания они оставили самые разные.

Николай Васильевич Гоголь в 1832 году задержался в Курске на несколько дней: «Не сделавши 100 вёрст, переломал так свой экипаж, что принужден был прожить целую неделю в Курске, в этом скучном и несносном Курске».

Антон Павлович Чехов был в Курске проездом. Один из рассказов посвящён городу Тиму и называется «Самый большой город России»:

«В памяти обывателей города Тима, Курской губернии, хранится следующая, лестная для их самолюбия легенда. Однажды какими-то судьбами нелёгкая занесла в г. Тим английского корреспондента. Попал он в него проездом.

— Это какой город? — спросил он возницу, въезжая на улицу.

— Тим! — отвечал возница, старательно лавируя между глубокими лужами и буераками.

Англичанин в ожидании, пока возница выберется из грязи, прикорнул к облучку и уснул. Проснувшись через час, он увидел большую грязную площадь с лавочками, свиньями и с пожарной каланчой.

— А это какой город? — спросил он.

— Ти… Тим! Да ну же, проклятая! — отвечал возница, соскакивая с телеги и помогая лошадёнке выбраться из ямы.

Корреспондент зевнул, закрыл глаза и опять уснул. Часа через два, разбуженный сильным толчком, он протёр глаза и увидел улицу с белыми домиками. Возница, стоя по колени в грязи, изо всех сил тянул лошадь за узду и бранился.

— А это какой город? — спросил англичанин, глядя на дома.

Остановившись немного погодя в гостинице, корреспондент сел и написал: «В России самый большой город не Москва и не Петербург, а Тим».

Упоминал о Курске и Владимир Владимирович Маяковский. В его послании «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» есть такие строки:

Я не геолог, но я утверждаю, что до нас было под Курском голо.

Обыкновеннейшие почва и подпочва.

Шар земной, а в нём – вода и всяческий пустяк.

Детский писатель Даниил Хармс, который отбывал в Курске ссылку за антисоветскую деятельность в 1931 году, отмечал: «Город, в котором я жил в это время, мне совершенно не нравился. Он стоял на горе, и всюду открывались открыточные виды. Они мне так опротивели, что я даже рад был сидеть дома. Да, собственно говоря, кроме почты, рынка и магазина, мне и ходить-то было некуда…». «Курск – очень неприятный город. Тут, у всех местных жителей я слыву за идиота. На улице мне обязательно говорят что-нибудь вдогонку. Поэтому я, почти всё время сижу у себя в комнате…»

Константин Георгиевич Паустовский писал: «Странный город Курск. Его любят многие, даже никогда в нём не бывавшие. Потому что Курск – это преддверие юга. Когда из пыльных и тяжёлых вагонов скорого поезда Москва – Севастополь открывались на холмах его дома и колокольни, пассажиры знали, что через сутки за окнами вагонов в предутреннем морском тумане розовыми озерами разольётся цветущий миндаль и о близости «полуденной земли» можно будет просто догадаться по яркому свечению горизонта».

В июле 1869 г. Курск восхитил Фёдора Ивановича Тютчева: «Итак, вот ещё одно из тех мест, которое – не будь оно в России – давно служило бы предметом паломничества для туристов. Во-первых, расположено оно великолепно и смутно напоминает окрестности Флоренции, как бы смешно ни показалось».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в одном из очерков упоминает Курскую губернию и характеризует её жителей: «Курский мужик наверное ничего не знает об Орловской губернии; орловский мужик не имеет никаких сведений о Курской губернии. Они не понимают, зачем им нужны эти «другие» губернии, и, следовательно, еще меньше могут интересоваться вопросом об окраинах. Если курскому мужику говорят: «поляк бунтует» или «немец блудит», то в этих словах ему сказывается не вопрос о целости или величии отечества, а вопрос о рекрутчине… Он знает только город Щигры; он слыхал, что по соседству с Щиграми существуют ещё города Фатеж и Короча и что в городе Курске сидит губернатор, который вразумляет бунтующих и только по неизречённому своему милосердию оставляет невинных без взыскания. Всё остальное для него миф».

А. Хроленко

В защиту Даля и курян

Своему знаменитому «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль предпослал обзорную статью «О наречиях русского языка», в которой даны образцы диалектной речи различных регионов России. Однако только характеристику курских говоров Даль дополнил соображениями об этническом типе и особенностях психологии носителей курского диалекта: «Куряне очевидно принадлежат к какому-то особому племени: приземистые и плотные, широколобые, волос темно-русый или рыжий, глаза карие; народ работящий, но вороватый и злобный».

«Особым племенем» назвал курян великий знаток русского языка. У приведенной характеристики, которая нашим землякам не кажется справедливой, имеется глубокий и совсем не уничижительный смысл. Время, место и этническое окружение создают неповторимый физический и психологический облик населения. Истоки аномалии – «особое племя» – в феномене порубежья между Русью и Степью, в котором складывался Курск, курская земля с её насельниками.

Приземистые и плотные, широколобые, с темно-русым или рыжим волосом – подобный этнический тип является результатом многовекового контакта, дружественного через брачные союзы или насильственного во времена частых набегов разноплеменных степняков. «Народ работящий» – ещё бы не стать работящим, раз за разом восстанавливая все порушенное мечом и огнем. «Вороватый и злобный» – финальное словосочетание характеристики. Заменим эти бытовые слова с их отрицательным значением и смыслом на синонимы – и проступят причины появления таких общих психологических черт у жителей порубежной земли. «Злобный» – агрессивный, не дающий спуску обидчику, внутренне настороженный, готовый к отпору. А можно ли быть в ту пору и в том месте другим? Вспомним знаменитый гимн курским воинам в «Слове о полку Игореве»: «А мои-то куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги им знаемы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли навострены; сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю – славы». «Злобность» исторически приобретала и такие формы.

Что касается вороватости, то выдающиеся русские философы, размышлявшие над истоками и особенностями русского национального характера, объяснили эту не только курскую, но общерусскую черту влиянием кочевнической культуры на русскую хлебопашескую. Кочевнический пример обеспечил широту русской культуры, способность к адаптации, стремление к воле и – увы – небрежное отношение к собственности: что сейчас не в руках другого, то твоё.

Характеристика Даля намекает и на то, что куряне – это не случайное скопление людей, собравшихся по каким-то форс-мажорным обстоятельствам. Это единый народ с многовековой совместной жизнью, обеспечивший себе общие и устойчивые, вплоть до физического облика, черты.

Литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *