Что означает слово кряшен

Как самостоятельный народ кряшены сохранятся только в лоне православия

Что означает слово кряшен

О том, как сегодня происходит воцерковление этого народа, какое место православие занимает в его повседневной жизни, национальной культуре и самосознании, что могло стать причиной поджогов, в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал настоятель Никольской церкви в деревне Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана, редактор интернет-портала «Кряшенская духовная миссия» священник Димитрий Сизов.

— Отец Димитрий, что сегодня представляют собой кряшены как этнос?

— Кряшен в России, по оценкам экспертов, насчитывается 300 тысяч человек, из которых большая часть проживает на территории Татарстана (порядка 250 тысяч человек). Есть места компактного проживания в Удмуртии, Башкирии и Челябинской области (кряшены-нагайбаки). После переписи 1926 года нашему народу не позволяли во время последующих переписей называть себя кряшенами, разрешая записываться только татарами. Последние две постсоветские переписи позволяли нам себя идентифицировать как кряшен, но была установка записываться только татарами, чтобы не раскалывать, как считают местные националисты в Татарстане, «единую татарскую нацию», и поэтому, если верить переписи 2010 года, нас всего 32 тысячи человек, что вызывает улыбку у всех от недоумения.

— Какое место религия занимала в кряшенском национальном движении?

— До революции огромную роль в деле религиозного просвещения кряшен играл Николай Иванович Ильминский (1822-1891), которого историки называют «апостолом кряшен», поскольку именно им началась подготовка православного духовенства среди кряшен, разработана практика богослужения на церковнокряшенском языке, создана для кряшен письменность, по всему Поволжью заработала национальная система религиозного образования через сеть школ Общества святителя Гурия, а его время и последующие годы вплоть до революции исследователи считают «золотым веком» истории кряшен. Именно в это время сформировалась кряшенская интеллигенция, которая подготавливалась именно в религиозных учебных заведениях. Такие национальные титаны из кряшен, как педагог Василий Тимофей (1836-1895) и поэт Яков Емельянов (1849-1893) были православными священниками.

1917 год, как и для многих народов нашей страны, перечеркнул историческое развитие кряшен в лоне православия. «Система Ильминского», как и его собственное имя, были охаяны. До сих пор выражение «православный миссионер» в Татарстане имеет негативный оттенок, хотя кряшены между словами «миссионер» и «просветитель» ставят знак равенства. Несмотря на некоторое заигрывание с кряшенами в 1920-е годы, поддержку большевиками их национальных чаяний в виде возможности самоопределяться как отдельному народу, что и показала перепись 1926 года, когда кряшенами себя идентифицировали 110 тысяч человек, в дальнейшем началось сворачивание кряшенского национального движения с последующим тотальным гонением на православие. При этом для кряшен это обернулось «слиянием» их с татарами-мусульманами. С этого времени и порой до сегодняшнего дня нас ошибочно причисляют к субэтносу татарского народа, именуют крещеными татарами.

— Как происходил процесс религиозного возрождения у кряшен в постсоветской России?

— 23 декабря 1989 года в Казани был открыт кряшенский приход. Возглавил его отец Павел Павлов, до сегодняшнего дня возглавляющий его и являющийся благочинным кряшенских приходов Татарстанской митрополии Русской православной церкви. В 1995 году кряшенам передали Тихвинскую церковь, где и располагается кряшенский приход (до этого он находился в Никольком соборе). Постепенно стали открываться приходы в кряшенских населенных пунктах на селе, кряшены стали поступать в Казанскую духовную семинарию, начал формироваться слой кряшенского духовенства. Сегодня в Татарстане служат священниками 20 этнических кряшен, однако только шесть из них ведут службу на церковнокряшенском языке: это приходы в Казани, деревнях Кряш-Серда (Пестречинский район), Мелекес (Тукаевский район), Ляки (Сармановский район), Чура (Кукморский район), Аты (Нижнекамский район).

— А что сегодня представляет собой православная духовная миссия среди кряшен?

— Какие трудности Вы видите в работе по воцерковлению кряшен?

— Во-первых, это отсутствие централизации у этой деятельности в ее координации с властями, обычно совершенно индифферентно относящиеся к этому. Во-вторых, работа эта ведется в большинстве своем за счет голого энтузиазма самих кряшенских священников при отсутствии элементарного финансирования (даже на поездки по деревням мы, в массе своей деревенские кряшенские священники, тратим средства своих приходов). И, наконец, в-третьих, это нехватка кадров кряшенского духовенства, отсутствие его целенаправленной подготовки. Например, сейчас в Казанской семинарии учится на заочном отделении один кряшен, который станет в будущем седьмым кряшенским священником. В 2014 году поступит на очное отделение в семинарии на первый курс один кряшен. Можно к этому добавить дефицит религиозной литературы на церковнокряшенском языке для широких масс населения.

— Изучается ли прошлое православной миссии среди кряшен и современное ее положение?

— К счастью, да. Это делают и сами кряшены, и их общественные организации. Например, у нас есть Совет ветеранов кряшенского движения Казани, который регулярно издает книги, его деятели выступают с докладами на научных конференциях. В этом же направлении работает Казанская духовная семинария, ректор которой митрополит Татарстанский и Казанский Анастасий поддерживает изучение православного наследия кряшен и других народов Поволжья. Отдельного упоминания заслуживает Российский институт стратегических исследований, который большое внимание уделяет проведению научных конференций по истории и современному положению кряшен и роли православия в их жизни, бережно изучает и популяризирует опыт Николая Ильминского, разоблачая сохранившиеся стереотипные негативные мифы о нем, столь живучие до сих пор. Кряшены все это видят, благодарят и ценят такую научно-исследовательскую работу.

— Последние события в Татарстане с поджогами церквей, в том числе и в кряшенских деревнях, вызвали волнения среди кряшенской общественности.

— Для всех нас, кряшен, это национальная трагедия. Мы очень переживаем: женщины, дети и старики плачут, люди отчаиваются. Сначала 17 ноября подожгли в кряшенском селе Ленино Новошешминского района Татарстана храм Великомученика Дмитрия Солунского и храм в честь новомучеников и исповедников Российских в Чистополе, затем 29 ноября сожгли храм Рождества пророка Иоанна Предтечи в селе Албай Мамадышского района и храм Живоначальной Троицы в селе Крещеные Казыли Рыбно-Слободского района, причем приходы последних двух храмов из-за отсутствия своего священника я духовно окормлял. 1 ноября в селе Ленино сожгли часовню на роднике. А до этого часовни горели 13 сентября в селе Ивановка Лениногорского района и 14 ноября в селе Соколка Бугульминского района.

Абсолютная уверенность у населения, что это дело рук ваххабитов. Правоохранительные органы в лице республиканской прокуратуры назвали эти поджоги терактом. Эксперты, анализирующие ситуацию в этнорелигиозной сфере Татарстана, фиксируют, что в ряде районов к православным священникам приходят подозрительные агитаторы из числа фундаменталистов и предлагают принять ислам. Священники об этом молчат, потому что боятся быть обвиненными в разжигании религиозной вражды, хотя некоторым из них уже поджигали дома, а наши церкви сжигают.

Я знаю, что очень многим не нравится, что сейчас идет процесс воцерковления кряшен, и не нравится то, что кряшены себя идентифицирует как самостоятельный православный народ, целиком и полностью преданный России. Ведь благодаря православию идет консолидация кряшен, а это кому-то очень не нравится. Если у кряшен будет свой высокостатусный религиозный деятель, то православная миссия среди кряшен только усилится, потянется молодежь в храмы, станет больше православного духовенства из числа кряшен, столь необходимого нам. И это не только мнение кряшенской общественности, в этом убеждены и эксперты из серьезных федеральных аналитических учреждений.

Кряшены свое настоящее и будущее видят только в православии. Секулярная этническая идентичность по всем оценкам уступает место религиозной этнической идентичности: кряшен значит православный. Я сам вижу, как идет процесс воцерковления кряшен, и надеюсь, что это движение снизу будет поддержано не только Церковью, но и светскими властями.

Источник

Кряшены

Кря́шены (тат. керәшеннәр от рус. кряшен ; кряшены, тат. керәшен татарлары, keräşen tatarları ) — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие, живут в основном в Татарстане, Башкортостане, небольшие группы в Удмуртии и в Челябинской области.

В настоящее время нет единого мнения о статусе кряшен: в советские времена официально считались частью татарского народа; в то же время заметная часть кряшенской интеллигенции отстаивает мнение о кряшенах как отдельном народе.

Содержание

Происхождение кряшен

Что означает слово кряшен

Что означает слово кряшен

Что означает слово кряшен

Численность и размещение

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в России насчитывалось 24668 кряшен. Большинство из них (18760 чел.) проживали в Республике Татарстан. Значительные группы кряшен проживают также в Республике Башкортостан (4510 чел.) и Удмуртской Республике (650 чел.).

Таблица 1. Численность кряшен в Республике Татарстан по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.

Город/районЧисленность, чел.Доля во всем населении города/района, %
г. Казань с подчинёнными населёнными пунктами21230,2
г. Азнакаево40,0
г. Альметьевск с подчинёнными населёнными пунктами1850,1
г. Бавлы10,0
г. Бугульма80,0
г. Буинск30,0
г. Елабуга11971,7
г. Заинск с подчинёнными населёнными пунктами910,2
г. Зеленодольск260,0
г. Лениногорск20,0
г. Набережные Челны34390,8
г. Нижнекамск32771,5
г. Нурлат
г. Чистополь2580,4
Агрызский район80,0
Азнакаевский район10,0
Аксубаевский район
Актанышский район
Алекеевский район470,2
Алькеевский район
Альметьевский район5231,4
Апастовский район
Арский район70,0
Атнинский район60,0
Бавлинский район
Балтасинский район1610,5
Бугульминский район
Буинский район
Верхнеуслонекий район160,1
Высокогорский район170,0
Дрожжановский район
Елабужский район2622,4
Заинский район860,5
Зеленодольский район430,1
Кайбицкий район50,0
Камско-Устьинский район20,0
Кукморский район10872,0
Лаишевский район210,1
Лениногорский район1110,5
Мамадышский район18913,9
Менделеевский район6522,1
Мензелинский район560,2
Муслюмовский район30,0
Нижнекамский район9542,5
Новошешминский район60,0
Нурлатский район690,2
Пестречинский район2831,0
Рыбно-Слободский район1130,4
Сабинский район260,1
Сармановский район3430,9
Спасский район10,0
Тетюшский район
Тукаевский район6582,2
Тюлячинский район150,1
Черемшанский район
Чистопольский район1510,7
Ютазинский район120,1

В Республике Башкортостан кряшены компактно проживают в Бакалинском районе [17] в сёлах Старые Маты и Новые Маты, Новоиликово, Умирово, Новые Балыклы, Бузюрово, Утарово, Курчеево, Старое Азмеево, Старые Шарашли и др. По результатам переписи 2002 года, всего в Башкортостане проживают 4510 кряшен; по неофициальным данным — более 10 тысяч. [18]

Антропологические типы кряшен

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп кряшен.

ПризнакиКряшены Елабужского районаКряшены Чистопольского района
Число случаев103121
Рост166,7165,0
Продольный диаметр головы189,8189,7
Поперечный диаметр головы155,5152,9
Высотный диаметр127,3126,9
Головной указатель81,980,7
Высотно-продольный указатель67,367,2
Морфологическая высота лица124,9127,6
Скуловой диаметр141,7141,4
Морфологический лицевой указатель88,090,3
Носовой указатель66,265,0
Цвет волос (% чёрных-27, 4-5)45,462,0
Цвет глаз (% тёмных и смеш. 1-8 по Бунаку)70,976,0
Горизонтальный профиль % плоских1,02,5
Средний балл (1-3)2,322,22
Эпикантус(% наличия)1,00
Складка века61,051,8
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2)54,943,0
Средний балл (1-5)2,252,57
Высота переносья Средний балл(1-3)2,242,34
Общий профиль спинки носа % вогнутых15,58,3
% выпуклых13,624,8
Положение кончика носа % приподнятых18,430,5
% опущенных18,426,5
Таблица 2. Антропологические типы кряшен, по Т. А. Трофимовой

Группы населенияСветлые европеоидныеПонтийскиеСублапоноидныеМонголоидные
N %N%N%N%
Кряшены Елабужского района Татарии2452,2 %12,2 %1737,0 %48,7 %
Кряшены Чистопольского района Татарии1534,9 %1227,9 %1330,2 %37,0 %
Все3943,8 %1314,6 %3033,7 %77,9 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип — характеризуется мезокефалией, тёмной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип — характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей — строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других — сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) — характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощённости. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) — характеризуется брахикефалией, тёмными оттенками волос и глаз, широким и уплощённым лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний. [20]

Язык и алфавит

В языке кряшен выделяется четыре говора:

Кряшены пользуются алфавитом Н. И. Ильминского, который отличается от современного татарского алфавита. Этот алфавит разрабатывался начиная с 1862 года и окончательно оформился к 1874 году. По сравнению с русским алфавитом, алфавит Ильминского имел четыре дополнительных буквы необходимых для передачи звуков татарского языка. Официальные государственные инстанции алфавит не утверждали. Считалось, что печать литературы ведётся на «крещёно-татарском наречии русскими буквами». В 1930 году, после введения яналифа, использование алфавита Ильинского было прекращено на несколько десятилетий. Возобновлено использование в начале 90-х годов XX века, когда на нём начали издаваться богослужебные книги и издания кряшенских общественных организаций.

Печать и литература

Газеты

Журналы

Художественная литература

Наиболее известным кряшенским поэтом XIX века является Яков Емельянов, получивший в народе прозвище «певец Яков». Пробовать перо начал ещё в период обучения в Казанской центральной крещёно-татарской школе. Поэт подготовил два поэтических сборника, которые были изданы под общим названием «Стихи на крещёно-татарском языке. Дьякон Я. Емельянов стихлары» в 1879 году. Также известны такие кряшенские писатели, как Давид Григорьев (Саврушевский), Дарҗия Аппакова, Н. Филиппов, А. Григорьев, В. Чернов, Гаврила Беляев.

Самоидентификация и современное положение

Существуют различные взгляды на кряшен; традиционным является мнение, что кряшены являются своеобразной частью татарского народа, её отстаивал Глухов-Ногайбек.

… «Старокряшены же, прожившие в христианстве целый ряд поколений, так и остались в нём, создав как бы особую народность с татарским языком, но со своеобразной культурой.

Вопрос о том, были ли старокряшены крещены из ислама, ещё достаточно спорный. Наблюдая их современный быт и даже язык, можно со значительной долей вероятности сказать, что эти татары или вовсе не были мусульманами или находились в исламе так мало, что он не проник в их быт. Язык кряшен лингвисты считают более чистым, чем татарский, засорённый колоссальным количеством варваризмов: арабского, персидского и русского происхождения… Кряшены сохранили свой древний быт почти целиком и могут до известной степени служить живым остатком того быта, который имели татарские массы до русского завоевания»…

— Воробьёв Н. И. «Кряшены и татары», Казань, 1929 года

Сторонники того, что кряшены являются отдельным от татар народом считают также, что с того времени быт татар-мусульман под влиянием и по требованию ислама, менялся, по мере проникновения последнего в массы. Помимо языка и быта кряшены и в этническом отношении сохранили свои первоначальные древние качества в то время, как современные татары в этом смысле во многом, по их мнению, являются отатарившимися другими народностями, как чуваши, марийцы, удмурты и пр., перешедших в ислам.

Для того, чтобы убедиться в том, что современные татары и кряшены представляют родственные, но разные народности, пожалуй, даже не требуется исторических исследований, а достаточно, например, в той же Татарской Республике посетить татарскую, а также кряшенскую деревни и присмотреться к жизни в той и другой.

— И. Г. Максимов «Кряшены», 1967

Православный священник из кряшен Павел Павлов находит саму идею «возвращения» в ислам оскорбительной: «За минувшие пять лет было множество призывов в прессе, чтобы мы вернулись в лоно ислама, что нас простят. Это действует, капля за каплей — соседи начинают поговаривать: „Почему вы ходите в церковь? Пойдем с нами в мечеть“. Но если мы православные, за что нам извиняться?» [29]

Известные представители кряшен

Что означает слово кряшен

Культура

Этнографы отмечают, что по особенностям языка и традиционной культуры можно выделить пять этнографических групп кряшен:

Одним из лидеров Этнографического общества кряшен был писатель и историк Максим Глухов-Ногайбек

Источник

Кряшены — крещёные татары

Кряшены — этноконфессиональная группа, входящая в состав татар уральского, волжского регионов. Другое название — крещеные татары, татарлар. Народность начала формироваться в 16-17 веках в процессе христианизации татар Поволжья. В составе кряшен присутствовали представители разных этнических групп, среди которых можно выделить следующие элементы:

Все они были поделены на несколько различных этнографических групп кряшен:

Последние в 2002 году выделились в отдельную национальность. Официально наука рассматривает кряшен как часть татар. Большинство представителей народности считает себя отдельным народом.

Что означает слово кряшен

Где живут

Народ населяет территории Татарстана, в небольшом количестве проживают в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской, Кировской, Самарской областях.

Численность

Во время проведения Всесоюзной переписи населения в 1926 году кряшены числились в «Перечне народностей» как «указанный неточно» народ. Всего их было зафиксировано 101 400 человек. Во время переписи 2002 года народ получил статус «субэтническая группа татар». Всероссийская перепись, проведенная в 2010 году, указала, что на территории Российской Федерации проживает 34 822 кряшена, включая нагайбаков — 45 422.

История

В соответствии с традиционной версией, на происхождение кряшен оказали заметное влияние тюркские, финно-угорские компоненты. Решающее влияние на формирование народа как отдельной общности оказал процесс христианизации татарского народа Поволжья, происходящий с середины 16 по 17 век, и христианизация нерусских народов Поволжья в начале 18 века. В итоге было образовано 5 этнографических групп кряшенов, которые имели специфические отличия.

У народа в процессе формирования появились свои говоры татарского языка, из которых выделяют 4 основных:

Основным отличием всех говоров является сохранение старотатарских архаичных слов, небольшое количество фарсизмов, арабизмов.

В царское время народ использовал алфавит Н. Ильминского, который отличался от современного татарского. Разрабатываться он начал с 1862 года, окончательно был сформирован к 1874. В отличие от русского, в нем было 4 дополнительные буквы, которые нужны для передачи звуков татарского языка. Официально алфавит не был утвержден. В 1930 году, после введения нового тюркского алфавита яналифа, использование алфавита Ильминского было прекращено до 90-х годов 20 века. На нем начали издавать богослужебные книги, литературу общественных кряшенских организаций. В светской жизни сохранилось использование татарского стандартного алфавита. Практически все кряшены являются двуязычными, владеют русским языком.

Религия

После процесса христианизации у кряшен долгое время не было священников, которые могли на их родном языке объяснить народу основы христианской веры. Отсутствовали понятные переводы Евангелия. В результате подобной религиозной изолированности, кряшены начали развиваться в этой сфере самостоятельно. Они частично заимствовали исламские обычаи, присутствовали домонотеистические религиозные воззрения. Благодаря переводчику Николаю Ильминскому, жизнь народа стала постепенно приближаться к жизни православных христиан. Он перевел на язык крещеных татар богослужения, Святое Писание, организовал для них школы, создал кряшенский алфавит, воспитал большое количество представителей кряшенской интеллигенции.

В 1930-х годах 20 века советская власть начала политику укрупнения этносов, объединив кряшен с казанскими татарами. В результате народ лишился автономии, культурные, учебные заведения кряшен начали закрываться. По причине насаждения атеизма, многие лишились возможности исповедовать православие. Сегодня у народа есть священники, церкви.

Молькеевские кряшены помнят о том, что их предки были мусульманского происхождения. В деревнях есть мусульманские кладбища, эти могилы были основным объектом культа. Самая популярная могила Ходжи Хасана, расположенная в селе Хозесаново, могила Мяльки бабая в Молькеево. Вместе с приезжими мусульманами кряшены посещают их во время жертвоприношений, молений, прибегают к помощи мулл.

Что означает слово кряшен

Внешность

Одежда

Мужчины носили рубаху-косоворотку, которую подпоясывали узорным поясом из шерсти (азяр). Женщины носили вязаный головной убор белого цвета из хлопчатобумажной ткани (ак калфак), замужние надевали убор (суряке), поверх которого повязывали платок. Старшие женщины носили повязку в виде тюрбана, елабужские кряшенки — монетную повязку. Женщины использовали много украшений из монет, перевязь через плечо (девет), браслеты, накосники, шейные украшения (челбыры). Мужчины носили войлочные шляпы серого цвета, летом — русскую фуражку. Зимняя верхняя одежда кряшен — тулуп, шуба, азям. Из обуви носили лапти, суконные чулки, редко носили онучи. Позже в эксплуатации кряшен появились русские сапоги, женские туфли. Всю одежду кряшены шили, украшали сами, редко прибегали к покупке фабричных тканей, которыми в основном, отделывали женские платья.

Жизнь

Основным занятием кряшен издавна было животноводство, пашенное земледелие, выращивали коноплю, лен, из которых изготавливали ткани, одежду.

Жилище

Кряшены строили жилища в один или два этажа, с сенями (ой алды) и избой (ой), трехкамерные избы с печью. Планировка жилища северно-среднерусского типа. У входа ставилась печь, был красный угол «кояш почмак», где размещались иконы, религиозные книги. У передней стены дома располагалось почетное место (тур), спали на нарах (сэке). Особенностью кряшенской избы была лавка, расположенная вдоль боковой стены, полати над дверью. Наличники, углы дома, ворота украшали рельефной резьбой зооморфного, геометрического типа.

Культура

Устное творчество кряшен включает различные жанры, основное место в фольклоре занимают семейные, календарные обрядовые песни. Сохранились архаичные обрядовые напевы к Масленице, Святкам, Троице, Петрову дню, другим праздникам. Формульные напевы календарных песен кряшены исполняют многоголосно. Во время хороводов весенне-летнего периода, которые проводились каждый вечер от Троицы до Петрова дня, пели хороводные песни.

Семейно-обрядовый фольклор включает:

Песни кряшенов лирические, протяжные, с припевами. Стиль обрядовых напевов схож с традиционным напевом низовых чувашей, южных удмуртов, восточных мари. Исполняет народ и татарские песни, современные, традиционные. С 2001 года в селе Зюри Мамадышского района Республики Татарстан проводится республиканский праздник традиционной культуры кряшен «Питрау кэн».

Традиции

У кряшен древние обряды сохранились дольше, чем у остальных групп татар. Существовали жертвоприношения духам-покровителям (киреметям). На Святки «Нардуган» проводились подворные обходы ряженых, молодежные игры, гадания. На Масленицу (Май бяйряме) устраивали катание на санях с гор, на второй день Пасхи — обряды общетатарского Сабантуя, угощение кашей (бярмянчек боткасы), подворный сбор крашеных яиц, состязания на майдане (сурян). На Троицу «Тройча», «Тручин», «Япрак бяйряме» или Петров день «Питрау» устраивали поминки, обряды Джиена, гостевания, молодежные игры. С Пасхи до Петрова дня молодежь устраивала хороводы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *