Что означает слово коммуникабельный человек
Портрет коммуникабельного человека: причины проблем в общении и решение
Если личность коммуникабельна, то ее услуги и профессиональные достижения будут цениться на рынке труда. Коммуникабельность – приобретаемое качество личности, в отличие от любви просто поговорить или болтливости. Мы подготовили подробную таблицу с признаками и упражнения для развития навыка.
Что такое коммуникабельность простыми словами
Коммуникабельность – это такое качество личности, способность успешно контактировать с окружающими людьми.
Основа успешной коммуникации – доверие.
Значение слова коммуникабельность произошло от латинского communicatio – контакт. Это способность людей устанавливать деловые контакты, связи, отношения (определение из словаря экономических терминов под редакцией Райзберга, Лозовского).
Коммуникабельность и коммуникативность – разница
Коммуникативность и коммуникабельность – это одно целое.
Коммуникативность – это навык, которым обладает каждый коммуникабельный человек. Владение им подразумевает умение правильно передавать свои мысли, чувства эмоции, так, чтобы собеседником это было понято.
Отличие от болтливости
Коммуникабельность включает в себя массу ценных качеств (раскованность умение доносить информацию, понимать других людей, желание помочь собеседнику). Качественная коммуникация — это про помощь, эмпатию, взаимовыгодный обмен временем и ресурсами, искренность.
Болтливость – это просто разговор ради разговора. Информация из человека льется нескончаемым потоком, часто она может быть далека от полезной (сплетни, обсуждение других, нелестные высказывания).
Как инструмент манипуляции
У некоторых людей ярко выражены манипулятивные стороны коммуникабельности:
Кто такой коммуникабельный человек – основные признаки с примерами
Если у индивида много друзей, приятелей и знакомых, это не значит, что он коммуникабельный человек. Коммуникабельностью в человеке считается целый ряд качеств, которые он может вырабатывать самостоятельно.
Качества общительных людей. | Описание. | Пример из жизни. |
Умение выражать и отстаивать свою точку зрения. | Только если человек говорит уверенно, то его слушают, ему верят. Главное – человек сам должен верить в сказанное. | Студентка не слишком хорошо подготовилась к экзамену, но рассказывала материал очень уверенно, произвела на экзаменатора хорошее впечатление и сдала зачет на уровне. |
Способность вызывать у собеседника доверительные чувства. | Излагать информацию нужно максимально достоверно и доказательно. Она реально должна быть основана на том, в чем вы разбираетесь. | Будущий кандидат наук в своей работе опирался на авторитетные источники, приводил статистические данные, подкреплял сказанное примерами. Защита диссертации прошла успешно. |
Умение искать компромиссы с собеседником. | Легко умеет договариваться, идти на компромиссы сохраняет добрые отношения с окружающими. | Руководитель с высокими коммуникативными навыками предотвратил ссору своих подчиненных, предложив им компромиссное решение. |
Высокие адаптационные навыки. | Коммуникабельный человек легко приспосабливается к новым обстоятельствам. | Девушка пошла со своим парнем на свадьбу к его кузену. Там она никого не знала, но быстро перезнакомилась со всеми, участвовала в конкурсах, весело проводила время. |
Готовность выступить перед большой публикой. | Коммуникабельных людей не пугает необходимость выступить перед аудиторией, не вызывает у них нервную дрожь. Один коммуникабельный человек может поддерживать контакт с целой аудиторией. | Молодой преподаватель проводит лекции в формате «круглого стола», задействует всех студентов, а не просто читает материал с листка. |
Отсутствие боязни перед новыми знакомствами. | Вопрос незнакомцу о том, сколько времени или как пройти на вокзал – еще не полноценная коммуникация. Если человек легко и необременительно ведет беседу с незнакомцем, то это – высокая коммуникативность. | К мастеру маникюра пришла новая клиента. Мастер сумела разговорить ее, расположить к себе. Расстались они на хорошей ноте, в приятельских отношениях. |
Контролирование диалога, направление его в нужное русло. | Если разговор теряет суть и течет сам собой, то это – обычная болтовня. Коммуникабельный человек чувствует, когда поднять ту или иную тему, когда нужно сменить вектор беседы. | Талантливый менеджер уговорил клиента использовать новые банковские услуги, но сделал это настолько ненавязчиво, что у клиента осталось ощущение, будто он сам принял решение. |
Умение беседовать с людьми разных возрастных групп. | Коммуникабельному человеку под силу поговорить с пожилым человеком, подростком, маленьким ребенком, глубоким стариком. | Ведущий праздников выстраивает программу таким образом, что веселятся все, и молодежь, и пожилые гости. |
Развитый навык не говорить ничего лишнего. | Не всю информацию окружающим обязательно знать. Кроме того, лишние факты только перегружают общение. Если в разговоре нет ненужных подробностей, это означает, что его ведет коммуникабельный человек. | Сотрудника Иванова в компании очень ценят коллеги, так как с ним всегда легко общаться. Иванов оставляет свои личные проблемы дома, никогда не жалуется коллегам, не сплетничает и не ноет. |
Навык активного слушания. | Коммуникация — это всегда баланс. Нужно не просто говорить, но и слушать, задавать вопросы, уточнять, искренне интересоваться. | Человеку был не особо интересен его собеседник, но все же, он проявил к нему интерес, выслушал его. Общение закончилось на позитивной ноте. |
Широкий кругозор. | Если человек мыслит примитивно и шаблонами, то общение с ним будет скучным и неинтересным. | Девушку, которая много читает и занимается саморазвитием, в компании знают, как интересного собеседника, умеющего поддержать любую тему. |
Владение фигурами речи. | Если человек умеет использовать эпитеты, метафоры, хлесткий юмор и сравнения, то это очень украшает его речь. | У менеджера, который умеет в красках описывать достоинства товаров, выше процент продаж, чем у его коллег. |
Почему важна коммуникабельность – основные функции
Коммуникабельности присущи функциями:
А как вы думаете, зачем люди развивают в себе коммуникабельность? Помогало ли вам когда-либо в жизни это качество? Поделитесь своим опытом в комментариях.
Причины трудностей в общении у женщин и мужчин
Некоммуникабельный человек обычно жалуется на ряд трудностей в общении:
У мужчин коммуникабельность отсутствует по причинам:
Коммуникабельность – что это такое простыми словами: какие навыки включает и как её развить
Неразговорчивым букам в современном мире нет места. Ведь каждый из нас желает построить отношения с приятным в общении и понимающим человеком, а работодатели и вовсе прописывают в числе главных требований к работнику коммуникабельность.
Давайте же разберемся, что это такое и можно ли развить в себе этот навык.
Что такое коммуникабельность
Википедия определяет этот термин, как «общительность, способность к установке связей, совместимость с другими людьми».
Интернет-энциклопедия также отмечает, что развивается этот навык на протяжение всей жизни, а в его формировании главную роль играют родители и учителя.
Именно они должны научить ребенка:
Очевидно, что коммуникабельность – это умение не только способность завести разговор, но и умение поддерживать его, сформировать о себе позитивное мнение и наладить прочные связи с людьми.
Коммуникабельный человек – кто это такой?
Раскованность и умение завести разговор – ключевые навыки. Но их недостаточно для того, чтобы считаться коммуникабельным человеком.
Исходя из трактовки Википедии и ряда учебников психологии, это понятие намного шире и включает в себя целый ряд личностных характеристик:
Ряд этих навыков успешно развивается еще в детстве. Но не стоит строить иллюзий: даже самый талантливый человек не способен знать все и свободно общаться на любые темы. Поэтому, когда ему предстоит встреча с незнакомыми людьми и новой компанией, он старается подготовиться к ней заранее – узнать, какие темы интересны этим людям, и изучить их.
Таким образом, готовность постоянно получать новые знания – также неотъемлемая черта коммуникабельного человека. Возможно, именно поэтому работодатели так жаждут заполучить их в свой коллектив.
Преимущества и недостатки коммуникабельного человека
Мощная харизма и открытая улыбка очаруют, кого угодно. Поэтому коммуникабельному человеку намного легче двигаться по жизни:
Застенчивым и мнительным людям кажется, что он – просто воплощение интеллекта, общительности и харизмы, идеальная личность. Но и у коммуникабельного человека могут быть недостатки. Во многом они зависят от выраженности его черт характера:
При обучении коммуникабельности люди нередко используют широкие жесты и театральную мимику. И на этом этапе они могут получать обратный эффект – отпугивать людей. Имейте это ввиду, если вы намерены наращивать навыки общения.
Типы коммуникабельности
Психологи делят людей на экстравертов и интровертов. Первым легче стать коммуникабельными, поскольку уверенность в себе, жажда общения и харизма заложены в них природой.
Остальные навыки при умелом подходе можно развить. Интровертам же приходится сложнее – им намного интереснее наедине с собой, чем в шумной компании.
Тем не менее, человек – существо социальное, вынужденное контактировать с другими. И оттого, как мы это делаем, выделяют 4 типа коммуникации:
Коммуникабельные люди относятся к 4-ому типу и обязаны уметь подстроиться под три предыдущих.
Интровертный тип
«Обращенные в себя» люди часто застенчивы, мнительны и первыми идут на контакт только в случае острой необходимости. В общении с интровертами категорически нельзя:
Инициативу же в общении придется брать в свои руки – они с легкостью ее вам уступят. Приятным собеседником интроверты сочтут того, кто выражает к ним искренний интерес, подкрепляет его невербальными жестами – взглядом в глаза, киванием, открытой позицией.
Ригидный
Люди этого типа в общении также отдают инициативу в чужие руки. Более того, они настороженно относятся к новому собеседнику. Поэтому с ними нельзя:
Ригидного собеседника стоит слегка «разогреть» – начать с вступления, намеков, а затем перейти к обсуждению дела.
Доминантный
Эта манера общения свойственна руководителям и скандалистом. Говорят они громко, напористо, не обращая внимания на попытки других вставить слово. Инициатива всегда находится в их руках. Единственный способ выстроить с ними эффективную коммуникацию – дать выговориться, сделать паузу и после этого быстро, четко и внятно изложить свои мысли. В этом случае доминантному оратору придется вас выслушать.
Мобильный
Этот тип общения свойственен коммуникабельным людям. Они легко берут инициативу на себя, дают высказаться другим и подстраиваются под собеседника.
Как развить коммуникабельность в себе
Освоить навыки общения и стать обаятельным во взрослом возрасте непросто. Ведь у каждого из нас есть свои комплексы и стереотипы поведения, заложенные в детстве. И с ними придется бороться. Но есть также базовые правила, которые помогут вам стать более приятным собеседником.
Что мешает вам стать коммуникабельным человеком
Интровертивный склад личности – далеко не самое серьезное препятствие к освоению навыков общения. Есть и более значимые:
Любое препятствие преодолимо. Но главное – обретение уверенности в себе. Ведь можно быть приятной пышкой, а не жирной коровой, говорить на французский манер, а не отчаянно картавить. Многое зависит от вашего восприятия и умения преподнести себя.
Золотые правила эффективного общения
Коммуникабельный человек – это харизматичная личность, вызывающая у нас симпатию. Причина этого таится в соблюдении им ряда негласных правил, нарушение которых способно вызвать отторжение даже на подсознательном уровне. А освоить их под силу каждому:
При выполнении этих правил вы наверняка произведете приятное впечатление. Но если вы нарушите запреты, то все старания пойдут прахом. Поэтому поговорим и о них.
5 запретов в общении
Многие люди даже не догадываются, почему впали в немилость знакомых и родственников. Между тем, ответ часто лежит на поверхности – в области ошибок, которые никогда не допустит коммуникабельный человек:
Не допускайте этих ошибок и увидите, как количество желающих общаться с вами резко увеличится.
Упражнения для развития коммуникабельности
Говорить умеют все. Но поддерживать беседу на любую тему и добиваться поставленных задач – единицы. И если вы не в их числе, стоит уделять хотя бы 15-20 минут в день развитию коммуникабельности. Вот несколько простых и эффективных упражнений:
Как развивать коммуникабельность у детей
Родители воспитывают нас наилучшим образом. А потом мы долго прорабатываем последствия воспитания с психологом.
И чтобы вашему ребенку не пришлось обращаться к специалисту для борьбы с застенчивостью и комплексами, следуйте простым правилам развития коммуникабельности:
Коммуникабельность и обаяние – не дар природы, а черты характера, сформировать которые можно в любом возрасте. И если вы желаете их обрести или привить ребенку – начинайте действовать сейчас.
Коммуникабельность
Коммуникабельность – это приобретаемое качество личности, проявляющееся в умении человека максимально качественно и адекватно применять свои способности выстраивания продуктивного взаимодействия. В научной парадигме коммуникабельность качество, показывающее не только способность личности к общению, но также и к поиску совместимости, налаживанию связей с другими людьми. Проявляется она в высокой способности к совместной работе, причём не только в качестве участника, но также руководителя и организатора данного вида деятельности. Это является ключевым моментом в некоторых специфических видах деятельности, ориентированных на клиента или строящихся на коммуникации, но помимо этого коммуникабельность часто становится дополнительным бонусом при любом другом направлении основной работы.
В сфере интимного общения или дружественных связей коммуникабельность подразумевает способность к установлению продуктивного контакта. На примерах жизни это может выражаться, как умение человека длительно поддерживать интересный диалог, способность заинтересовать собеседника, поддержать, а также некоторые элементы эмпатичного понимания окружающих. С негативной точки зрения слово коммуникабельность именно в межличностном взаимодействии может приравниваться к болтливости или назойливости, но эти понятия не отражают всего истинного смысла термина.
Что это значит
Высокая коммуникабельность человека, как и снижение уровня общительности не являются врождёнными качествами личности. Данные параметры формируются индивидуально вследствие воздействия множества факторов, включающих тип нервной системы, особенности построения взаимодействия в родительской семье, тип воспитания, индивидуальные предпочтения человека, интериоризированные из книг и окружающего социума. Накладывает отпечаток на уровень коммуникабельности также группа сверстников и место индивида в ней занимаемой, полученные психотравмы или наоборот истории успеха, комплекса и завышенная самооценка. Насколько видно из факторов, обуславливающих коммуникабельность, это качество не может быть окончательно сформировано к определённому возрасту, но также в принципе не подразумевает окончательной версии развития.
В одних условиях человек может проявлять высокие коммуникативные способности, в то время как, поменяв социальное окружение, или самоощущение этот уровень может падать до критически низких показателей. Осознавание своей социальной роли (присвоена ли она самостоятельно или навязана референтной группой) во многом диктует особенности человеческого поведения, включающего в себя и общение. Так в той среде, где вы предстаёте дочерью, братом, сыном, женой, уровень коммуникабельности может возрастать при условии отсутствия внутрисемейных проблем. Те, кто считает себя руководителем, могут замечать за собой вдохновение и способность договориться с любым исключительно в стенах офиса, при этом теряя данные навыки в банальных бытовых ситуациях.
Считается, что основой коммуникативных навыков является отсутствие предубеждённости относительно других людей, их способов организовывать собственную жизнь, а также взглядов, ценностей и общего мировоззрения. Грубо говоря, чем меньше предварительной оценки имеется при начале диалога, тем больше искреннего интереса, настоящих и естественных вопросов, открытость к восприятию чужого мнения. Противоположностью данного качества является приверженность ярлыкам и понятиям, а также погружение в абсурдную иллюзию относительно того, что если вы с человеком прожили длительное время вместе, то знаете наперёд его реакции. Подобные предвзятые мнения ограничивают общение не только в плане количества сказанных друг другу фраз, но и обедняют его внутренне, лишая наполненности смыслами и возможности развития.
Проявляет себя коммуникабельность всегда в компании, такой человек отличается тем, что интересен для взаимодействия большинству, его жесты и мимика, а также манера подачи информации являются уникальными и интересными. Можно сказать, что обязательно присутствует качество хорошего рассказчика, когда любая история пересказывается живо, а даже скучная информация умело подаётся в интересной трактовке. Тут важно не путать коммуникабельность и такие проявления как болтливость или общительность. В других вариантах человек может продуцировать много слов в единицу времени, но при этом рассказ будет скучным, или же личность может быть удивительным рассказчиком, но все повествования не имеют конечной цели.
Коммуникабельность всегда имеет конкретную цель – переговоры с недовольным клиентом, необходимость убедить оппонента, произвести хорошее впечатление, урегулировать конфликт, склонить людей принять необходимое решение и многое другое.
Тот, у кого коммуникабельность развита высоко, не будет болтать без умолку, поскольку понимает истинное влияние и значение правильно сказанного слова. Обычно у таких людей хорошо поставлена речь и дикция, высокий уровень общей эрудиции, а также внутреннего такта и культуры общения. Главный признак – собеседник получает удовольствие, пользу и хотя бы минимальное собственное развитие или открывает новые пути для реализации действий или новых размышлений.
Плюсы и минусы этого качества
Когда миром правят экстраверты, коммуникабельность признана одним из наиболее желательных качеств. Во многих вакансиях данная черта вписывается в ряд обязательных, при прохождении собеседования и просто написании собственного портрета, упоминание о развитых коммуникационных возможностях всегда даёт человеку преимущества, а в обычной жизни все предпочитают дружить с такими людьми.
Популярность коммуникабельности обусловлена тем, что она несёт много положительных моментов не только сама по себе, но даёт поддержку других смежных и полезных черт. Такой человек всегда более успешен, поскольку может договориться с другими людьми, продвинуть собственные интересы или грамотно выйти из конфликта. Есть навык понимания оппонента, поэтому с таким чаще дружат даже в коллективе, не говоря о неформальном общении – каждый чувствует себя понятым, уникальным, интересным, при этом не задумывается, что это заслуга во многом принадлежит не им.
Данная черта положительно влияет не только на построение отношений, но и на самочувствие самой личности, придавая уверенность и спокойствие. Это возможность первому отреагировать на меняющиеся обстоятельства, погасить конфликт или развернуть ситуацию в выгодную сторону. Уважение среди окружающих также является бонусом – могут приходить за советом или с просьбами поговорить с кем-то, повлиять на чьё-то решение. Обычно помощь в таких вопросах запоминается надолго, а значит, человек не только может сам легко найти помощь, используя свои навыки, но и другие люди сами её предоставят, помня о том, как помогали им.
Коммуникабельность придаёт больше уверенности и активности в жизни, помогает реализовываться, а значит и повышает уровень амбиций. Не каждому хочется иметь у себя подчинённого, делающего больше него и проявляющего себя с качественной стороны. Страх конкуренции, чувство неполноценности рядом с таким человеком может провоцировать немотивированные увольнения или препятствования нормальной деятельности. То же и в отношениях, когда сначала данная черта привлекала, поскольку была направлена на общение с одним, но потом оказывается, что человек так взаимодействует со всеми. В лучшем случае последует ревность и постоянные выяснения отношений на тему, кто же дорог больше, в самом плохо варианте у того, кто общается с коммуникабельным, начинают развиваться тяжёлые комплексы, происходить постоянные травматизации вследствие чего ухудшается состояние человека. Тот, кто обладает повышенной коммуникабельностью, может не понимать, что происходит с ранее хорошим взаимодействием, пытаться спасти отношения, а в итоге развивает собственные комплексы относительно ранее полезного и приятного самопроявления.
Относительно самого человека так же есть негативные последствия повышенной коммуникабельности, сводящиеся к необходимости выбирать тщательно место работы и занимаемую должность. Если это будет деятельность, связанная с цифрами и техникой, то в скором времени либо наступит эмоциональное выгорание, либо природа возьмёт свое и личность начнёт превышать свои полномочия и инструкции. Ещё одним сопроводительным моментом является повышенный артистизм, который так привлекает, когда человек что-то рассказывает, но это может выглядеть чересчур наигранно, что в итоге при тонких и интимных моментах может быть неверно истолковано.
Как развить коммуникабельность
Развитие коммуникабельности является популярной темой среди психологов, коучей и тренеров различных бизнес-направлений, также её элементы могут присутствовать в любой программе личностного роста, т.к. умение общаться является неотъемлемой частью любого развития в социальном мире. Существует также ряд рекомендаций, пользуясь которыми, человек сможет самостоятельно повысить свои риторические, харизматичные и коммуникабельные способности, заодно повысив уровень уверенности в себе.
Первоочерёдным заданием является прекращение избегания всех возможностей общения. Если раньше вы пытались ускользнуть с вечеринки, где не все знакомы или заказать товары в интернете, чтобы не вступать во взаимодействие с консультантами, то сейчас необходимо стараться, как минимум не исключать специально возможности взаимодействия. На первых этапах не стоит напрягаться и самому становиться инициатором общения, достаточно подождать активности, а по мере преодоления неловкости всё больше проявляться.
Перед запланированным общением лучше планировать своё удовольствие от этого времени, чем варианты побега. Даже если вы понимаете, что ничего приятного происходить не будет, и ничего нового вы не услышите, рекомендуется продумать, как можно развернуть разговор. Если это выяснение отношений на работе, то можно начать самому предлагать пути решения и спрашивать начальника о кооперации, тогда варианты угроз и унижений снижаются. Если к вам приходит друг, постоянно рассказывающий одни и те же свои переживания, то сразу берите инициативу в свои руки, начиная собственное повествование или уводя его на сеанс в кино или в парк.
Основы коммуникабельности сводятся к постоянному проявлению активности. Первым здоровайтесь, показывайте человеку, что вы его заметили. Это особенно актуально в больших городах и корпорациях, когда люди исключительно по взгляду пытаются выяснить хотят ли с ними взаимодействовать. Улыбки и приветствия будет достаточно, чтобы начать диалог, а если он не готов к взаимодействию, то вы просто оставите приятное впечатление.
Когда диалог уже завязался, старайтесь избегать формальностей, портящих любое взаимодействие. На стандартный вежливый интерес необходимо ответить чуть больше, чем констатацию, что всё нормально. Так у собеседника появляется, за что зацепиться в продолжение беседы. Кроме того, что сами рассказываете о себе, обязательно запоминайте, что из личных моментов рассказывали вам и при следующей встрече интересуйтесь. Главное, что естественным образом повышает коммуникабельность – искренний интерес к собеседнику. Перестаньте воспринимать даже давних знакомых в привычном ракурсе, задайте им неожиданные вопросы, спросите совета, поделитесь своим мнением.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»