Что означает слово колдуны в преданиях
Значение слова «колдун»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Женщину, занимающуюся колдовством, на Руси во многих местах звали «ведьмой». Согласно судебным документам XV—XVIII веков, во время так называемой «охоты на ведьм», колдунов, как и ведьм, преследовали и казнили, в том числе, сжигали на кострах. Это происходило как в Западной Европе, так и в Русском государстве.
КОЛДУ’Н, а́, м. Человек, занимающийся колдовством, искусный в колдовстве.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Колду́н
колду́н I
1. человек, которому приписывается способность сверхъестественного воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта ◆ Говорили, что он колдун, что может говорить с лошадьми и собаками и что, будучи губернатором Казани, каждое утро для пробуждения совал голову в ведро с рейнским вином, естественно, каждый раз свежим. Ксения Букша, «Эрнст и Анна», 2002 г. (цитата из НКРЯ)
колду́н II
1. маленький жареный пирожок с начинкой из рубленого мяса с жиром и перцем ◆ Драники, колдуны, пироги, расстегаи, картошечка со шкварками — просто, честно и так вкусно, что пальчики оближешь и добавки попросишь.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: приумножиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Колдун
Н аряду с настоящими жрецами у всех славян в древности был распространен еще один вид посредников между народом и богами или демонами, посредников, действовавших без помпы, без храмов и жертвоприношений, но которые тем не менее оказывали значительное влияние на верования народа и па жизненно важные решения как отдельных верующих, так и целых семей и даже больших поселений. Это были колдуны (маги), обычно называвшиеся у древних славян волхвами. Кто же такой колдун на древней Руси?
Помимо этого, колдунов называли по-разному, в зависимости от вида магии, которым они занимались: чародей, ведьмак, ведун, вещий, гадач, баялышк. обасник, сорожец, врач, кудесник, наузиик, кобиик, кузедлик и т. п. (так же названия имелись, разумеется, и в женском роде).
Вера в магию, то есть в силу, которая может заставить духа выполнять волю человека, появляется уже па самой низкой ступени культуры, когда едва ли можно говорить о какой-либо системе религиозных воззрений.
Различные колдуны древних времен упоминаются в древнейших польских и чешских хрониках, а также у древних болгар. Однако наибольшее количество интереснейших сообщений мы имеем по Древней Руси. В русских летописях, относящихся к Х-ХП векам, колдуны — волхвы — упоминаются очень часто, и мы имеем возможность более глубоко познакомиться с их значением и деятельностью. На Руси волхвы играли видную роль в общественной жизни и, в частности, являлись главными представителями лагеря, боровшегося против христианства.
Видя влияние волхвов па народ, церковь со всей силой обрушилась на них, но встретила, особенно в первый период, бурное и радикальное сопротивление волхвов и шедшего за ними народа. Несколько интересных свидетельств этого имеется в Киевской летописи. Большое значение волхвов, обладавших кое-где большей властью, чем князья, подтверждают также и восточные источники.
В церковном уставе Владимира Святого к ведомству духовного суда отнесены: «ветьство, зеленичество, потворы, чародеяния, волхованья». Наказание волхвам и чародеям было сожжение, как сжигались музыкальные инструменты и «черные» (чародейные) книги, так подобной же участи подвергались и колдуны, и чародеи. В 1227 году, по сказанию летописца, в Новгороде «изъжгоша волхвов четыре, творяхуть я (их) потворы деюща, а Бог весть, и сожгоша на Ярославле дворе». По свидетельству Никоновской летописи, волхвы были приведены новгородцами не на княжеский, а на архиепископский двор и там сожжены, несмотря на заступничество бояр.
Из следственных дел XVII столетия видно, что за чародейство и ворожбу наказывали ссылкой в дальние места и заключением в монастырь на покаяние, следовательно, кроме сожжения, употреблялись и другие, легчайшие наказания. Очевидно, при назначении наказания принималась в расчет степень виновности.
А. Афанасьев замечает: «Колдун и колдунья явились существами враждебными тем благотворным жизненным силам, которые прежде охранялись ими, теперь, вследствие отрицательного влияния новых воззрений, они стали вредить. Первоначально мольба (заговор) колдуна и ведьмы, обращенная к светилам, призывала покровительство этих светлых божеств и прогоняла нечистую силу смерти, болезней и бесплодия: так верил язычник. В позднейшую эпоху создалось поверье, что колдуны и ведьмы не только не охраняют здоровья, а напротив, сами насылают на человека болезни, сушат его, напускают на него мару или отводят глаза, так что он видит все в обманчивых образах. По первобытному представлению, колдун и ведьма низводили с неба оплодотворяющий дождь и теплоту, позднее они стали скрадывать и дождь, и росу, и свет, и производить бесплодие, голод, стали вредить своими заговорами земледельческим работам, отнимать у коров молоко и вообще у животных и людей — силу плодородия…
Против колдунов и ведьм стали употреблять силу таинственных трав: крапивы, плакун-травы, чернобобылышка и других, следовательно, народ обратил против них те снадобья, которые самими колдунами и ведьмами употреблялись для своих чар и против нечистой силы».
«При царе Михаиле Феодоровиче была отправлена в Псков грамота с запрещением покупать у литовцев хмель, потому что посланные за рубеж лазутчики объявили, что есть в Литве баба-ведунья и наговаривает она на хмель, вывозимый в русские города, с целью навести через то на Русъ моровое поветрие. В 1625 году велено было выслать в Москву из Верхотурья переселенца Якова, вместе с воровским кореньем, так как во время обыска у него найдено было: трава багрова, три корня, да „комок перхчеват бел», и так как в допросе он сам признался, что эти снадобья дал ему казак Степанко Козьи Ноги».
Призван был в Приказную избу посадской осмотреть коренья, он объявил: «Корешишко де имянуеца девятины, от сердечные скорби держать, а травишко де держать от гнетепши-ные скорби, а лихого де в том ничего нет». Другой подсудимый объявил, что ему положили травы в то время, как он был на кружевном дворе пьяный — в беспамятстве. Обвиненных пытали, а потом били батогами, чтоб впредь неповадно было напиваться до беспамятства и носить при себе коренья, затем они были выпущены из Приказной избы, за расписками.
В 1606 году были поданы две довольно странные жалобы в Перми, по которым велено было произвести следствие, которое, однако, нам неизвестно. Оба челобитчика сделали извет — один на крестьянина, что тот напустил икоту на его жену, а другой на посадского, что напустил икоту на его товарища по торговле».
Как и ведьмы, колдуны бывают «урожденными» (в русской традиции урожденного колдуна называют рожак) и «учеными». Урожденным колдуном становится мальчик, рожденный вне брака в третьем поколении. По другим поверьям, если в семье подряд родится семь мальчиков, то седьмой будет колдуном.
Обученные колдуны получают свою силу от других колдунов или от черта, заключив в ним договор и отрекшись от Бога. Договор обычно заключается ночью на перекрестке или в бане и пишется кровью на коже висельника.
Колдовскому знанию также можно научиться у опытного колдуна. Белорусы об этом рассказывают так: «Жили два соседа. Один был колдуном и жил богато, другой — бедный, никакого колдовства не знал. Вот пришел бедный к богатому соседу и говорит:
— Научи меня колдовству.
— Хорошо. Но сначала пойдем на перекресток.
Пришли они на перекресток, где пустая корчма, колдун и говорит:
— Соколики, соколики, вы тут?
Вошли в корчму, а черти, которых колдун назвал «соколиками», говорят:
— Мы тут. Колдун говорит:
— Надо этого человека колдовству научить. А черти отвечают:
— Пусть он сначала образок с груди снимет.
Понял бедняк, что нечистым путем добыл колдун свое богатство, и убежал».
Без колдуна не обходилась ни одна свадьба. Его приглашали, во-первых, из-за боязни, как бы он не навредил молодым, а во-вторых, в надежде, что он защитит свадьбу от других колдунов.
Колдун, обиженный за то, что его не позвали дружкой, мог испортить свадьбу: остановить свадебный поезд, наслать на молодую кликушество, лишить молодого мужской силы или обернуть свадьбу волками, мог «подшутить»: поссорить жениха и невесту, разогнать гостей, выпрячь коней из свадебного поезда и разогнать их в разные стороны.
Многие былички рассказывают о соперничестве двух колдунов на свадьбе. С целью испортить свадьбу в дом является пришлый, чужой колдун. Пришлый колдун куражится, считая, что никто не сможет ему перечить. И тут колдун, охраняющий молодых, на деле показывает, что он сильнее пришлого, и заставляет того признать свое поражение. Например, сильный колдун может продержать своего соперника неподвижным в течение всего свадебного обеда, заставить стоять на коленях, на одной ноге, без конца подметать пол, при всех снять штаны.
«Вот, говорят, двух колдунов на свадьбу пригласили, а они между собой поссорились. Один знает много, другой говорит:
Один другому говорит:
— Я сейчас устрою над тобой. Ну-ка рюмочку выпей.
Тот не трус, не боится. Выпил — все зубы до единого выпали. Он их положил на стол.
— Ну, — говорит, — теперь ты от меня выпей.
Тот рюмку только выпил, как раз его к окну и к потолку ногами подвесило. Подвесило к потолку ногами, вот он лягается и кричит:
— Мне тяжело, сними меня, я не могу больше. А тот говорит:
— Наперво зубы вставь, а потом сниму я тебя. Тот, подвешенный к потолку, говорит:
Рюмку ему наверх подали, наговорил он какие-то слова и говорит:
— На, пей. Положи туда зубы и пей. Зубы встали на место. Другой говорит:
— Сейчас я тебя сниму.
Тоже рюмку подали, и он очутился за столом».
Колдун не может умереть, не передав своего знания и подвластной ему нечистой силы другому человеку. Если не находится добровольца, готового принять у умирающего его магическую силу, колдун в состоянии агонии пребывает очень долго — иногда до трех лет.
Часто он хитростью пытается передать свое знание ничего не подозревающему человеку, даже ребенку. Он протягивает ему какой-либо предмет и говорит: «Возьми». Если человек примет у колдуна эту вещь или скажет: «Давай», к нему переходит все магическое знание, а колдун получает возможность спокойно умереть.
Смерть и похороны колдуна сопровождаются бурей, вихрем, непогодой — это нечистая сила прилетает за грешной душой.
Если над таким колдуном станут читать Псалтырь, то в полночь он вскакивает и ловит посиневшего от страху чтеца.
Вологодские колдуны перед смертными страданиями успевают дать родным словесное завещание: если умрет в поле — не вносить в избу, умрет в избе — выносить не ногами вперед, по обычаю всех православных, а головой, и у первой реки заблаговременно остановиться, перевернуть в гробу, уложить ничком, подрезать пятки и подколенные жилы.
От смоленских колдунов не требуется и подобных завещаний: все там твердо знают, что необходимо тотчас же, как только зароют могилу колдуна, вбить в нее осиновый кол, чтобы помешать этому покойнику подыматься из гроба, бродить по белому свету и пугать живых людей.
Умирают колдуны непременно очень долго, так как им указано мучиться сверх положенного. Одна орловская колдунья, например, умирала целых шесть дней: к вечеру совсем умрет — затихнет, положат ее на стол, а на утро она опять залезет в подполье и снова жива. Вытащат ее оттуда, а она опять начнет мучиться: корежит ее и ломает, вся она посинеет, высунет раздутый язык наружу и не может спрятать. Дивуется народ, а не догадается снять конек (верх крыши) или хотя бы одну жердочку, чтобы облегчить предсмертные страдания. Все рассказчики, рисующие ужасы предсмертных страданий колдунов, не находят слов для выраженья этих мук. Иные из колдунов доходят до того, что бьются головой об стенку, стараясь расколоть себе череп, рвут себе язык на куски и т. п.
Один из них не велел жене подходить к нему и смотреть на его лицо, а когда она, бабьим обычаем, не послушалась, то после смерти мужа шесть недель лежала неподвижно, как полоумная, и все время смотрела в одну точку.
Самые похороны колдунов — вещь далеко не безопасная и, зарывши их в землю, надо смотреть в оба, чтобы не случилось какой-нибудь беды. Так, на похоронах одного колдуна крестьяне не заметили, как дочь его, слепо повинуясь воле умершего, положила в могилу пучок сжатой ржи. Сейчас же после этого грянул гром, нашла грозовая туча с градом и выбило все полевые посевы. С тех пор каждый год, в день похорон этого колдуна, стало постигать „божье наказание» (и в самом деле, в течение 1883, 1884, и 1885 годов град побивал хлеб лишь в одной этой деревне), так что крестьяне наконец решили миром разрыть могилу, вынуть гнилой сноп и, только тогда успокоились. Выпито на радостях при этом было видимо-невидимо».
Значение слова «колдун»
Что означает слово «колдун»
Словарь Ефремовой
Колдун
Словарь Ушакова
Колдун
колд у н, колдуна, муж. Человек, занимающийся колдовством, искусный в колдовстве.
Словарь Ожегова
КОЛДУН, а, м. Человек, занимающийся колдовством.
| ж. колдунья, и, род. мн. ний.
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Колдун
Источники:
Словарь языческих понятий и богов
Колдун
и Колдунья
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»
Морфологический разбор слова «колдун»
Фонетический разбор слова «колдун»
Значение слова «колдун»
Синонимы «колдун»
Разбор по составу слова «колдун»
Карточка «колдун»
Предложения со словом «колдун»
Словари русского языка
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Словари
Тот, кто владеет колдовством [колдовство I 1.] и занимается им.
КОЛДУ́Н, колдуна, муж. Человек, занимающийся колдовством, искусный в колдовстве.
В мифологических представлениях славян и других народов: человек, наделенный сверхъестественными способностями влиять на жизнь людей и явления природы.
колду́нья, колдовство́, колдовско́й, колдова́ть
Собственно русское слово, являющееся суффиксальным образованием от несохранившегося колдъ.
Считалось, что колдуны наводят порчу на людей и скот, сеют раздоры между людьми, делают заломы в поле, губя урожай, насылают непогоду, мор и т. п. Колдуны могут быть оборотнями и превращать людей в животных. Сверхъестественными способностями колдунов наделяет нечистая сила: они заключают договор с чертом, им служат чертенята, непрестанно требуя для себя работы. Чтобы передохну́ть, колдуны вынуждены давать чертям трудные задачи: вить веревки из песка, собирать развеянную по ветру муку и т. п. С приближением смерти нечистая сила мучит колдунов, не давая им умереть, пока те не передадут своих способностей наследникам. После смерти колдуна в его труп необходимо вбить осиновый кол, чтобы колдун не стал упырем.
Человек, которому приписывается сверхъестественная способность творить чудеса, изменять время и материю без физического воздействия на них, чаще всего действующий во вред людям;
Почти все мельники на Руси, по слухам, были колдунами.
Тот, кто занимается колдовством.
Колдун знает кого, что. Пск. Абсолютно ничего не известно о ком-л., о чём-л. СПП 2001, 45; ПОС 14, 356.
Доза наркотика LSD в виде листочка (напоминающего марку) с различными изображениями, который кладут под язык.
колду́н, колдуны́, колдуна́, колдуно́в, колдуну́, колдуна́м, колдуно́м, колдуна́ми, колдуне́, колдуна́х
сущ., кол-во синонимов: 47
1. волшебник, маг, чародей; чудесник (разг.); магик, чудодей, чаровник, чернокнижник, ведун (устар.)
/ у древних славян: волхв, кудесник
2. перен.: волшебник, маг и волшебник, чудотворец, кудесник
КОЛДУН, волхв, волшебник, кудесник, маг, магик, чаровник, чародей, чернокнижник, устар. ведун, устар., разг. чудесник, устар. чудодей, устар. чудотворец
КОЛДУНЬЯ, ведьма, волшебница, чаровница, чародейка, устар. ведунья
человек, которому приписывается способность сверхъестественного воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта
Говорили, что он колдун, что может говорить с лошадьми и собаками и что, будучи губернатором Казани, каждое утро для пробуждения совал голову в ведро с рейнским вином, естественно, каждый раз свежим.
маленький жареный пирожок с начинкой из рубленого мяса с жиром и перцем
— Несёт богатыря через леса, через моря.
— Специалист в дьявольских ремёслах.
— Его появление на крестьянской свадьбе запечатлел художник-передвижник Максимов.
— Кто такой Кащей Бессмертный?
— Роман Оноре де Бальзака.
— Роман «. и кристалл» Стивена Кинга из цикла «Тёмная башня».
— Сборник рассказов литовского писателя Винцаса Креве.
— Фильм Уильяма Фридкина.
— Один из мишек Гамми.
— Белорусский певец, победитель проекта Первого Канала «Фабрика Звёзд-6».
— Опера русского композитора Евстигнея Фомина «. ворожея и сваха».
— Картина французского художника Поля Гогена «. с Хива-Оа».
— Рассказ российского писателя Михаила Зощенко.
кого, что. Пск. Абсолютно ничего не известно о ком-л., о чём-л. СПП 2001, 45; ПОС 14, 356.
сущ., кол-во синонимов: 3
сущ., кол-во синонимов: 5
сущ., кол-во синонимов: 3
А что такое ворожея? Староста. Колдун! Жид.
Что ж такое колдун и что он делает?
В. Т. Нарежный. Российский Жилблаз, или Похождения князя
Гаврилы Симоновича Чистякова (1814)
1) Древнерусский летописец о деятельности волхвов и кудесников
В древней русской литературе термины колдун и колдунья не фиксируются, наличествуют волхвы и кудесники (предсказатели будущего): «И сказал ему (Олегу) один кудесник… (ПВЛ)». Функции того или иного чародея не определены: «Итак, кто что скажет о творящих волшебным искушением дела? (ПВЛ)».
ПВЛ под 1044 г.: «В тот же год умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и Всеслав, сын его, сел на столе его, мать же родила его от волхвования. Когда мать родила его, на голове его оказалось язвено, и сказали волхвы матери его: «Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти», и носил его на себе Всеслав и до дня последнего своего, оттого и немилостив он был на кровопролитие».
В Повести временных лет (под 1071 г.) отмечается осознание стихийных бедствий как результат мистической деятельности женщин (поздних колдуний и ведьм): «Однажды во время неурожая в Ростовской области явились два волхва из Ярославля, говоря, что «мы знаем, кто урожай держит». И отправились они по Волге и куда ни придут в погост, тут же называли знатных женщин, говоря, что та жито удерживает, а та — мед, а та — рыбу, а та — меха. … и убивали многих женщин, а имущество их забирали себе. …Когда же Янь отправился домой, то на другую же ночь медведь взобрался, загрыз и съел кудесников (повешенных волхвов)».
Другой пассаж Повести… (1071) рассказывает о сношении кудесника с бесами (сверхъестественными силами): «Кудесник же начал вновь призывать бесов. Бесы же, тряся его, поведали то, ради чего пришел новгородец. Затем новгородец стал спрашивать кудесника: «Чего ради бесы боятся того, чей крест на себе мы носим?» Он же сказал: «Это знамение небесного Бога, которого наши боги боятся». Новгородец же сказал: «А каковы боги ваши, где живут?» Кудесник же сказал: «Боги наши живут в безднах. Обличьем они черны, крылаты, имеют хвосты; взбираются же и под небо послушать ваших богов».
«Больше же всего через жен бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями».
«При апостолах ведь был Симон волхв, который заставлял волшебством собак говорить по-человечески и сам оборачивался то старым, то молодым или кого-нибудь превращал в иной образ, в мечтании. Так творили Анний и Мамврий: они волхвованием чудеса творили, противоборствуя Моисею, но вскоре уже ничего не могли сделать, равное ему; так и Куноп напускал наваждение бесовское, будто по водам ходит, и иные наваждения делал, бесом прельщаем, на погибель себе и другим».
В общем, богатая основа для красноречивых русских сказок, былин, а позже для литературных образов в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
2) Существующая этимология
Этимология общая по Максу Фасмеру со вставкой неизвестного автора
3) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1990, вып. 7
Колдование. «Колдование и иное ведовъство». Травник Любеч. 1534.
Колдовати. Колдовать, 1673. Колдовство, «колдовству никакому и людей портить не учивался». XVII в.
Колдун, колдуниха, колдуница, колдунья – вся терминология втор. пол. XVII в.
б) Национальный корпус русского языка
* Приворот (1625-1650, Сборник заговоров): «так бы напали мои слова на сю рабу Б[о]жию имярек, по мне, по рабе Б[о]жии имярек, в ден под с[о]лнцем, в ноч[ь] под м[е]с[я]цом, а избавит[ь] бы ей не мог никакой человек, на земли живущей, ни стар, ни молод, ни мужик, ни женка, ни старец, ни стариц[а], ни колдун, ни ведун».
* А. С. Пушкин. Руслан и Людмила (1817-1820)
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря…
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой.
Там русской дух… там Русью пахнет!
в) Словарь Академии Российской 1789 г.: «Колдунъ. Колдунья. Ворожея, мнимой чародей».
г) С.Б. Веселовский. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974: «Колдунов Андрей, подьячий, 1613 г., Москва».
4) Колдуны в Библии/ст. Ворожба, Некромантия в ЕЭБЕ
«Ворожба, (чародейство, колдовство, волхвование, волшебство). Сущность и история. — В древности языческий мир, в особенности на Востоке, был полон суеверных представлений, среди которых вера в таинственные волшебные силы занимала очень широкое место. Понятие волшебства (чародейства, колдовства) в его многоразличных видах заключается в вере во влияние людей на силы природы и на судьбу отдельных лиц (или народов) путем таинственных средств, в особенности путем магических формул. …
Иудейство очень рано начало борьбу против этого суеверия. Колдовство во всех формах было запрещено даже под угрозой смертной казни (Исход, 22, 17; Левит, 19, 26; Второзаконие, 18, 10—11). … Из первой книги Самуила (28, 8) известно, что «ОБ», означает вызывание мертвых для вопрошения их ; будущем. … Неопределенным является этимологическое и реальное значение слова «ИИДОНИ»; обыкновенно оно упоминается вместе с «ОБ», a o Сауле говорится, что он запретил «ОБ» и «ИИДОНИ» под угрозой смертной казни (I книга Самуила, 28, 9), хотя под влиянием страха сам прибег к их помощи. …
В Талмуде упоминаются различные виды колдовских средств, являющихся не чем иным, как грубыми фокусами. Колдуны или чревовещали брали в рот кость и заставляли ее говорить. …По свидетельству Оригена (Contra Celsum, IV, 33), не только еврейские заклинатели духов называли при заклинаниях имена Авраама, Исаака и Якова, но и языческие волхвы, так как действие этих имен было повсюду известно. Ипполит (Философ., IV, 28) также сообщает, что, по заявлениям кудесников, известные демоны могли изгоняться только путем еврейских заклинаний» … и т.д.
5) Обобщение и вывод
Разумного объяснения (этимологии) «колдовской» терминологии нет, исторические сведения о колдунах и колдуньях в России до середины XVI века отсутствуют. Людей, занимающихся сверхъестественными делами, магией, предсказанием будущего и попутно лекарским ремеслом называли: волхвами, кудесниками, ведунами, ведуньями и ворожеями. Согласно описаниям летописцев они были способны вступать в контакт с «бесами», слышать их «голоса», передавать вопросы людей и получать на них ответы. Со временем «функции» колдунов расширились, обросли легендами и мифами, собственно образ колдуна в народных представлениях сформировался в XVII веке, что вероятно связано с распространением книгопечатания на Руси и расширением доступа к иностранной переводной литературе.
Деятельность «колдунов» можно отнести к древней лечебной практике, низкий уровень знаний о явлениях природы и неспособность людей объяснить физиологические процессы, происходящие во время болезни человека или животного, послужила основанием определять их как результат влияния сверхъестественных сил. Колдун (лекарь) вступает в связь с этими силами, в результате речевого воздействия (заклинание, молитва об изгнании бесов, болезней, бед) и применения освященных лекарств (настойки на травах) – изгоняет их из тела человека; внешне это выглядит как мистическое ритуальное действие.
Итак, мы выделили образ, колдун – человек, слышащий и понимающий голоса сверхъестественных сил и голоса мертвых; термин необходимо должен содержать слово-понятие ГОЛОС.
Медицина в средневековой Руси находилась под контролем Церкви, народные целители могли лечить больных, только получив разрешение от местных церковных властей, иначе их занятие объявлялось колдовским со всеми вытекающими последствиями.
V. Обычай поганьский имате: волхвамъ въру имете и пожагаете огнемъ неповинныя человъки. Гдъ се есть въ Писаньи, еже человъкомъ владъти обильемъ или скудостью? подавати или дождь, или теплоту? О, неразумнии! вся богъ творит, якоже хощет; бъды и скудость посылаеть за гръхи наша и наказая насъ, приводя на покаянье» (Памят. Лит. Древ. Руси. XIII век. М., 1981, с. 440-455).
Целесообразно рассмотреть термин в связи с образами и терминологией сакрального языка иудеохристианства.
6) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – КОЛДУН = КОЛ+ДУН, у нас сразу же выявляется соответствующий функции колдуна термин иврита КОЛ голос, глас.
* русск. КОЛДУН, КОЛДУНЬЯ = КОЛ+ДУН = К.Л. + Д.Н. = ивр. КОЛ голос, слух, молва, весть + ЙИДОНИ колдун, предсказатель будущего, волшебник, целитель, маг.
Транслитерация, создание нового слова-понятия на основе библейских образов и терминов, в другой алфавитной системе (русскими буквами), в результате которой происходили некоторые изменения в огласовках (гласных и в йотированных знаках) при сохранении всех согласных букв.
* См. стронг иврита 6963, КОЛ
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_418.htm
* См. стронг иврита 3049, ЙИДОНИ
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_176.htm
* русск. КОЛДОВСТВО, КОЛДОВАТЬ = КОЛ + Д + ОВ + СТВ + О, КОЛ+Д+ОВ+АТЬ = КОЛ голос, слух, молва, весть + Д связка слова, который + ОВ колдовство, вызывание духа, черная магия, дух умершего + САТА отклоняться (от нормы), сходить с пути, грешник, или СЕТ отступник (еретик).
б) Библейский образ
* Левит 19:31: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых (ОВ), и к волшебникам (ЙИДОНИ) не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш».
* 1-я Царств 28:3: «И умер Самуил, и оплакивали его все Израильтяне и погребли его в Раме, в городе его. Саул же изгнал волшебников и гадателей (ЙИДОНИ) из страны».
* Второзаконие 18:10, 11: «(Не должен находиться у тебя) …обаятель, вызывающий духов (ОВ), волшебник (ЙИДОНИ) и вопрошающий мертвых».
Таким образом, русское слово КОЛ+ДУН составлено из двух корней иврита, историческое и логико-лексическое основание – библейские термины КОЛ голос + ЙИДОНИ (Д.Н.) колдун, волшебник, целитель.
«Колдовская» терминология находится в рамках иудейской доктрины, если ты используешь как основу в организации общества идеологию иудаизма, то должен использовать в мышлении и её терминологию, образы, иначе Бог теряет свой абсолютный авторитет.