Что означает слово классицизм в музыке
Формирование классического стиля в музыке.
Классици́зм (classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII-XIX вв.
В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в наличии единого, всеобщего порядка, управляющего ходом вещей в природе и жизни, гармоничности человеческой натуры.
В восемнадцатом столетии начинается новый этап развития общественного сознания – Эпоха Просвещения.
Наступает время идеалистических взглядов Жан-Жака Руссо, призывающего вернуться к природе, к естественной добродетели и свободе. Наряду с природой идеализируется Античность. Античное искусство получает название классического, его признают образцовым, наиболее правдивым, совершенным, гармоничным и, в отличие от Барокко, считают простым и понятным.
Жан-Жак Руссо
На смену пышности и высокопарности барокко, непосредственного предшественника классицизма, пришёл стиль, основанный на простоте и естественности. В основу искусства классицизма положен культ разума – рационализм, стройность и логичность.
Название «классицизм» по происхождению связывают со словом из латинского языка – classicus, что означает – «образцовый». Идеальным образцом для художников этого направления являлась античная эстетика с её стройной логикой и гармонией. В классицизме разум преобладает над чувствами, индивидуализм не приветствуется, а в любом явлении первостепенную важность обретают общие, типологические черты. Каждое произведение искусства должно строиться по строгим канонам. Требованием эпохи классицизма становится уравновешенность пропорций, исключающая всё лишнее, второстепенное.
Классицизму присуще строгое деление на «высокие» и «низкие» жанры.
Классицизм в музыке
Музыка Классицизма чрезвычайно театральна, она как будто копирует искусство театра, подражает ему.
В музыке классического века часто подразумевается сюжет, некое действие, которое развёртывается перед слушателями так же, как действие театральное развёртывается перед зрителями.
Слушателю только остаётся включить воображение и узнать в “музыкальной одежде” персонажей классической комедии или трагедии.
Искусство театра помогает объяснить и большие перемены в исполнении музыки, которые совершились в 18 веке. Раньше, главным местом, где звучала музыка, был храм. Теперь, в 18 веке, музыка звучит в аристократическом салоне, в бальном зале дворянской усадьбы или на городской площади. Слушатель века Просвещения как будто обращается с музыкой “на ты” и не испытывает больше восторг и робость.
Столицей музыкального мира в те времена (вторая половина XVIII – начало XIX вв.) была Вена. Самыми яркими композиторами Классицизма были великие австрийцы – Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен. Их принято считать основоположниками Венской классической школы.
Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков.
Музыкальная культура классицизма, как и литература, а также изобразительное искусство, воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум. Художникам-творцам в их сочинениях присущи логичность мышления, гармония и ясность формы.
Каждый из венских классиков обладал яркой, неповторимой индивидуальностью. Гайдн и Бетховен более тяготели к инструментальной музыке – к сонатам, концертам и симфониям. Моцарт был универсален во всем – он с легкостью творил в любом жанре. Он оказал огромное влияние на развитие оперы, создавая и совершенствуя различные ее типы – от оперы буфф до музыкальной драмы.
В плане предпочтений композиторами тех или иных образных сфер для Гайдна более характерны объективные народно-жанровые зарисовки, пастораль, галантность, Бетховену близка героика и драматизм, а также философичность, ну и, конечно, природа, в небольшой степени и утончённая лирика. Моцарт охватил, пожалуй, все существующие образные сферы.
Но кроме них жили и творили и другие композиторы:
Музыкальные жанры
Музыкальная культура классицизма создает новые жанры инструментальной музыки – соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма, до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений.
В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет.
Опера-сериа и опера-буффа
XVIII век с музыкальной точки зрения характеризовался безраздельным господством итальянской оперы за исключением, может быть, Франции. Практически при всех королевских дворах Европы состояли театральные труппы, в которых играли либо сами итальянцы, либо музыканты и актеры, обучавшиеся в Италии. Развитие жанра опера-сериа (серьезной оперы) состоялось во многом благодаря деятельности Пьетро Метастазио. Находясь на должности придворного поэта у Карла VI Австрийского, он написал множество либретто на тематику античной мифологии. «Метастазианские» либретто использовали многие знаменитые композиторы XVIII века, а сами оперные произведения состояли из трех актов, в них было не более шести персонажей, и практически не использовался хор.
Между тем, во Франции продолжался расцвет лирической трагедии. Хоры, балеты, эффектные театральные постановки этого жанра достигли совершенства в творчестве Жана-Филиппа Рамо. Однако где-то рядом, постепенно, пробивала себе дорогу к музыкальным вершинам более востребованная слушателем, схожая с галантностью классицизма комическая опера-буффа.
Первые оперы-буффа являлись краткими пьесами, которые ставились во время антрактов для развлечения публики, пришедших смотреть серьезную оперу. Но уже к 1750 году комические оперы заняли прочное место на сцене и начали вытеснять серьезную предшественницу. Последняя знаменитая опера-сериа «Милосердие Тита» была написана Моцартом в 1791 году, уже в эпоху классицизма.
Церковная музыка
Более тысячи лет, вплоть до XVII столетия, христианская церковь оставалась главным центром сосредоточения музыкального профессионализма. В XVII-XVIII веках бурное развитие светской музыки, появление симфонии, оперы, сонаты, концерта оказало сильнейшее влияние на церковную музыку. Классицизм привнес драматизацию и симфонизацию церковного жанра, реформа иногда приводила к тому, что произведения, написанные специально для богослужений, переводились в разряд светской музыки.
Музыка классицизма удивительным образом сочетает в себе внешнюю простоту и ясность с глубоким внутренним содержанием, которому не чужды сильные чувства и драматизм. Классицизм является стилем определенной исторической эпохи, причём стиль этот не забыт, а имеет серьёзные связи с музыкой современности (неоклассицизм, полистилистика) и является основой всей академической музыки.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
О музыке эпохи Классицизма и ее великих именах
Термин «классическая» в музыке в основном ипользуется для определения серьезной, художественной музыки, т.е. музыки, которая не является народной, популярной, джазом, роком и т.д. Но также есть и «классический» период в истории музыки, называемый классицизм.
КЛАССИЦИЗМ В МУЗЫКЕ – ВЕНСКИЕ КЛАССИКИ
Гайдн. Симфония №45.
Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет. Система разработанных венской школой форм актуальна до сих пор. Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена.
Моцарт. Фортепианный концерт №13.
Бетховен. Соната №5 для скрипки и фортепиано оп.24
Классическая эпоха была временем, когда композиторы вводили ощущение элегантности в музыку. Эта ясная и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже и в ней можно обнаружить драматическое ядро и трогательные чувства.
Текст из разных источников.
Процитировано 10 раз
Понравилось: 21 пользователям
Между барокко и романтизмом
До середины XVIII века в европейской культуре господствует музыка барокко, которую искусствоведы характеризуют как «высокопарную» и «странную». Название термина происходит от португальского словосочетания perola barroca, обозначающего жемчужину причудливой формы. Мелодии в барочном стиле вычурные и спутанные. Сочинители используют изощрённые музыкальные украшения, которые усложняют исполнение произведений.
Замысловатость барокко сменяется простотой и естественностью классицизма. В переводе с латинского языка classicus означает «образцовый». Основные особенности музыкальной классики — логичность и стройность, рационализм и гармония. Разум побеждает чувства. На первое место выдвигаются типические свойства человеческого характера, отметая в сторону индивидуальность личности.
Эпоха классицизма в музыке начинается с реформы оперного искусства, которую провёл композитор из Баварии Кристоф Глюк, заложив мировоззренческие основы нового направления. Сочинения должны быть правдивы, просты и естественны. Классическая музыка строится по определённым канонам. В структуре произведения необходимы пропорциональность и уравновешенность. Всё второстепенное и лишнее отбрасывается.
Становление классицизма в музыке делится на два этапа, которые проходили под влиянием двух творческих и исполнительских направлений. Искусствоведы именуют их школами — мангеймской и венской.
Композиторы, работавшие в Мангейме, начали использовать в симфонии четырёхчастную структуру. Музыканты стремились избегать монотонного звучания. Большое внимание уделялось выделению мелодических оборотов. Диапазон громкости расширился от максимального фортиссимо (очень громко) до еле слышимого пианиссимо (очень тихо). Яркими представителями мангеймской школы являются Ян Стамиц, Франц Рихтер, Антон Фильс.
Венская школа
Труды немецких музыкантов продолжили композиторы, творившие в Вене. В этот период сочинители окончательно закрепили в симфонии четыре раздела, происходит формирование сонатной формы музыкальных произведений. Камерная музыка обогащается новыми жанрами — струнным квартетом и фортепианным трио. Развивается оперное искусство. Новое лицо обретает церковная музыка.
Главными фигурами венской школы классики являются Гайдн, Моцарт и Бетховен. В их музыке в полной мере проявляются простота и логичность художественной формы. В сочинениях венских классиков переплетаются разум и душа, трагизм и комичность, скрупулёзный расчёт и лёгкость изложения мысли.
Франц Йозеф Гайдн
В детстве Гайдн (1732—1809) служил певчим в венском кафедральном соборе. В храме святого Стефана мальчик научился играть на клавесине и скрипке, начал писать музыку. С 1749 по 1761 год молодой человек перебивается случайными заработками в разных оркестрах. Затем последовала тридцатилетняя служба при дворе Пала Эстерхази. После того как оркестр венгерского князя был распущен, музыкант работает в Англии. Последние годы жизни композитор провёл в Вене.
Гайдн считается родоначальником оркестровой инструментальной музыки. Он создал уравновешенную симфоническую форму. Камерные сочинения пишутся в новой сонатной форме.
Композитор написал почти 1 тыс. произведений во всех современных ему жанрах. Вершинами творчества Йозефа Гайдна считаются оратории «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).
Вольфганг Амадей Моцарт
Шестилетний ребёнок солирует в концертах и пишет серьёзные произведения. Так начинался краткий творческий путь Моцарта (1756—1791). К 16 годам юноша создал 4 оперы, 13 симфоний, 4 церковные мессы, 24 сонаты. Однако талантливый музыкант интересует публику меньше, чем вундеркинд. До 1781 года Вольфганг вынужден выполнять обязанности органиста при архиепископе зальцбургском.
Расцвет талант композитора приходится на последнее десятилетие жизни. Характерной чертой произведений Моцарта является переплетение жанров в одном сочинении. В опере и инструментальном концерте проявляются симфонические элементы, а симфония может зазвучать как камерная музыка.
К шедеврам, которые навсегда легли в музыкальную копилку человечества, относятся симфония № 40 соль минор (1788), опера «Волшебная флейта» (1791). Траурная месса «Реквием» (1791) нередко исполняется во время богослужения в католических кафедральных соборах.
Людвиг ван Бетховен
Отец мечтал, что Людвиг будет виртуозом, и заставлял мальчика репетировать по ночам. Но Бетховен (1770—1827) стал не известным исполнителем, а гениальным сочинителем. В молодости музыкант зарабатывал на жизнь, выступая с концертами, которые привлекали публику непревзойдёнными импровизациями исполнителя. Затем до конца жизни композитор давал уроки игры на фортепиано.
Первые творческие годы посвящены написанию сонат. Бетховен разработал фортепианный стиль, характе́рный для классической камерной музыки. Композитор любит противопоставлять крайние регистры, использует педаль инструмента, отдаёт предпочтение густым аккордовым созвучиям. С началом XIX столетия расцветает талант Бетховена-симфониста.
В масштабных произведениях в полной мере соблюдается концепция, заявленная венской школой классики, — строгая пропорциональность композиции, баланс между многообразием и единичностью мелодических элементов и форм.
По определению музыкальных критиков, лучшими творениями Бетховена считаются цикл из 32 фортепианных сонат (1792—1822), «Торжественная месса» (1824) и симфония № 9 (1824).
Музыкальные жанры классики
Классические мелодии зародились не на пустом месте. Предшествующие музыкальные направления служили фундаментом, на котором выросли музыканты-классики. Однако новаторские формы не вмещались в традиционные рамки. Композиторы венской школы развивают старые и создают новые формы. Список классических жанров:
В основе классической инструментальной музыки лежит сонатная форма. Сонаты исполнялись и ранее, но представители венской школы ломают старые каноны и формируют новые правила. Теперь произведение состоит из трёх частей. В экспозиции, исполняемой в быстром темпе, представляются две темы — главная и второстепенная. В разработке, выдержанной в медленном темпе, темы развиваются и сопоставляются. В репризе повторяется экспозиция, но только темы сближаются изменением тональностей.
Аналогична структура инструментального концерта. Название жанра происходит от латинского concertare, что означает «состязание». В трёхчастном произведении противоборствуют, если можно так сказать, оркестр и солирующий инструмент.
Симфонию как инструментальный жанр развивают композиторы Мангейма. Увеличивается число инструментов в оркестре. Возросшее количество исполнителей потребовало, чтобы музыкантами управлял дирижёр. Симфоническое произведение состоит из четырёх частей и строится по определённым правилам. Принципы построения музыкального материала:
Во второй половине XVIII столетия начинается рассвет камерной музыки. Сонатная форма стала колыбелью струнного квартета и трио. В состав первого включались альт, две скрипки и виолончель. Ансамбль из трёх исполнителей обычно состоял из скрипача, пианиста и виолончелиста.
В эпоху музыкального классицизма утверждается господство оперы. Почти каждый европейский королевский двор содержал оперный театр. Развитие жанра проходило в двух направлениях: опера-сериа и опера-буффа. В первом случае темой избирался один из античных мифов. В основе вторых лежал комедийный бытовой сюжет.
Принципы классики повлияли и на церковную музыку. Светская музыка привносит симфонизацию и драматизм в духовные произведения. Мессы и реквиемы, исполняемые во время богослужений, приобретают характер самостоятельных концертных композиций.
Реферат на тему музыкального классицизма призван сообщить об отличительных чертах направления в искусстве. Иллюстрацией к рассказу послужат фрагменты из произведений, которые создали композиторы венской школы. По сей день сочинения Гайдна, Моцарта и Бетховена остаются непревзойдёнными шедеврами.
Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры
В музыке, как ни в одном другом виде искусства, понятие «классика» имеет неоднозначное наполнение. Всё относительно, и любые вчерашние шлягеры, выдержавшие проверку временем, – будь то шедевры Баха, Моцарта, Шопена, Прокофьева или, допустим, The Beatles – можно отнести к классическим произведениям.
Да простят меня любители старинной музыки за легкомысленное слово «шлягер», но ведь и великие композиторы когда-то писали для своих современников популярную музыку, вовсе не замахиваясь на вечность.
К чему всё это? К тому, что важно разделять широкое понятие классической музыки и классицизм, как направление в музыкальном искусстве.
Эпоха классицизма
Классицизм, сменивший через несколько этапов Эпоху Возрождения, сложился во Франции в конце XVII века, отразив в своём искусстве отчасти серьёзный подъём абсолютной монархии, отчасти смену мировоззрения с религиозного на светское.
В XVIII столетии начался новый виток развития общественного сознания – настала Эпоха Просвещения. На смену пышности и высокопарности барокко, непосредственного предшественника классицизма, пришёл стиль, основанный на простоте и естественности.
Эстетические установки классицизма
Классицизм в музыке – венские классики
Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений.
Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков.
Музыкальная культура классицизма, как и литература, а также изобразительное искусство, воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум. Художникам-творцам в их сочинениях присущи логичность мышления, гармония и ясность формы. Простота и непринуждённость высказывания композиторов-классиков могла бы показаться современному уху банальной (в некоторых случаях, разумеется), если бы музыка их не была столь гениальной.
Каждый из венских классиков обладал яркой, неповторимой индивидуальностью. Гайдн и Бетховен более тяготели к инструментальной музыке – к сонатам, концертам и симфониям. Моцарт был универсален во всем – он с легкостью творил в любом жанре. Он оказал огромное влияние на развитие оперы, создавая и совершенствуя различные ее типы – от оперы буфф до музыкальной драмы.
В плане предпочтений композиторами тех или иных образных сфер для Гайдна более характерны объективные народно-жанровые зарисовки, пастораль, галантность, Бетховену близка героика и драматизм, а также философичность, ну и, конечно, природа, в небольшой степени и утончённая лирика. Моцарт охватил, пожалуй, все существующие образные сферы.
Жанры музыкального классицизма
Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма (4-частный цикл), до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений.
В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет. Система разработанных венской школой форм актуальна до сих пор – современные «навороты» наслаиваются на неё, как на основу.
Кратко остановимся на характерных для классицизма нововведениях.
Сонатная форма
Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна и Моцарта, а Бетховен довел её до совершенства и даже начал ломать строгие каноны жанра.
Классическая сонатная форма основана на противопоставлении 2-х тем (часто контрастных, иногда – конфликтных) – главной и побочной – и их развитии.
Сонатная форма включает в себя 3 главных раздела:
Как правило, в сонатной форме были написаны первые, быстрые части сонатного или симфонического цикла, потому за ними закрепилось название сонатное allegro.
Сонатно-симфонический цикл
По строению, логике следования частей, симфонии и сонаты очень похожи, отсюда общее название их цельной музыкальной формы – сонатно-симфонический цикл.
Классическая симфония почти всегда состоит из 4-х частей:
Концерт
Название концерта, как жанра, произошло от латинского слова concertare – «состязание». Это произведение для оркестра и солирующего инструмента. Инструментальный концерт, созданный в эпоху Возрождения и получивший просто грандиозное развитие в музыкальной культуре барокко, в творчестве венских классиков обрёл сонатно-симфоническую форму.
Струнный квартет
Состав струнного квартета обычно включает две скрипки, альт и виолончель. Форма квартета, аналогичная сонатно-симфоническому циклу, определилась уже у Гайдна. Моцарт и Бетховен также внесли свой огромный вклад и проложили пути для дальнейшего развития этого жанра.
Музыкальная культура классицизма стала своеобразной «колыбелью» для струнного квартета, в последующие времена и до настоящего времени композиторы не перестают писать всё новые и новые произведения в жанре концерта – настолько этот вид произведений оказался востребованным.
Музыка классицизма удивительным образом сочетает в себе внешнюю простоту и ясность с глубоким внутренним содержанием, которому не чужды сильные чувства и драматизм. Классицизм, кроме того, является стилем определенной исторической эпохи, причём стиль этот не забыт, а имеет серьёзные связи с музыкой современности (неоклассицизм, полистилистика).