Что означает слово кибла у мусульман
Кибла – ориентир мусульман
История и понятие Киблы
Во время выполнения религиозных ритуалов большое значение имеет то, в какую сторону лицом обращён человек. Сторона, в которую человеку желательно повернуться, а иногда и обязательно, в Исламе называют Киблой. В сторону Киблы мы обязаны направляться во время совершения молитвы-намаза. С самого начала появления религии Аллаха людям было предписано совершать поклонение Ему (ибада), направившись лицом и грудью в сторону чего-либо, которого Аллах особо возвеличил. Исходя из этого, мы должны знать, что Кибла всегда была неотъемлемой частью религии Аллаха, ниспосланной человечеству. По предписанию и велению Аллаха Кибла может меняться, и она менялась в истории человечества.
Когда был сотворён первый человек и пророк Адам (мир ему), Аллах велел ангелам поклоняться, обратившись в его сторону, что указывало на особую почётность пророка Адама перед остальными творениями.
Потом, после переселения Адама (мир ему) и Хавы на землю ангелы по велению Аллаха из райских драгоценных камней построили Каабу, которая и стала Киблой верующих того времени.
Далее, в определённый период времени Киблой была мечеть аль-Акса в Иерусалиме. Туда же направлялись мусульмане до переселения в Медину и в некоторый промежуток времени после переселения.
А через некоторое время после переселения Пророка (мир ему и благословение) в Медину (хиджра) по велению Аллаха Киблой стала Свящённая мечеть города Мекки, а точнее Кааба, которая и будет ею до конца света.
Ценность и значение Киблы
Всевышний в Коране говорит:
Смысл: «Обращай лицо к Запретной мечети, и где бы вы ни оказались, обращайте лица к ней».
Также аль-Бухари и Муслим передали хадис:
«Когда ты встанешь на намаз, соверши омовение, потом повернись в сторону Киблы, т.е., Каабы и вступай намаз».
Согласно религии, ниспосланной Аллахом, за предписания Аллаха, выполненные, обратившись в сторону Киблы, предназначено особое воздаяние. Но, как известно, это касается тех предписаний Ислама, для которых Кибла является только желательной.
Современными научными исследователями тоже установлено, что ритуалы, совершённые с обращением в сторону Киблы и наоборот, имеют разное воздействие на душу и сердце человека.
Пророк Мухммад (мир ему и благословение) всё время старался и, по возможности, всё хорошее делал, обратившись в сторону Киблы. А для уммы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) обязательным является совершение намазов – одних из самых ценных видов поклонения, будь этот намаз обязательным или желательным, обратившись в сторону Киблы. Очень желательным является совершение и других видов поклонения как, например чтение Корана, поминание и восхваление Аллаха, выполнение заданий шейха (вирдов), чтение религиозных книг и т.д., направляясь в сторону Кибла. Также сунной является ложиться спать на правом боку, повернувшись в сторону Киблы.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
История Киблы: от сотворения до наших дней
История Киблы. (Источник фото: freepik.com)
Кибла – это направление, в сторону которого мусульмане молятся пять раз дней, обращаясь ко Всевышнему, вознося ежедневные мольбы. Кибла расположена напротив Запретной мечети в Мекке, Саудовская Аравия.
В центре Иерусалима находится Аль-Харам аш-Шариф, который занимает более тридцати пяти акров земли, изобилует садами и прекрасными по красоте и мастерству архитекторов куполами. Мечеть Аль-Акса расположена на самой южной стороне, а знаменитый Купол скалы находится аккурат посередине. Всё это пространство более известно в народе как «Баит-уль-Макдис» и охватывает почти 1/6 часть окружённого стенами города Иерусалима.
В первые годы пророчества Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) возносил свои молитвы, обращаясь лицом к Байтул-Макдису, который был первой киблой для мусульман того времени. Так оставалось и после переселения Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) в Медину.
Стоит отметить, что в то время кибла Байтул-Макдиса была общей для мусульман и евреев, что не могло не вызвать недовольств. Всевышний Аллах сказал в Благородном Коране:
«Глупцы спросят [удивляясь тому, что мусульмане во время намаза стали обращаться в сторону Каабы вместо мечети аль-Акса]: «Что заставило их отвернуться от кыблы, к которой они поворачивались прежде?». Ответь [им, о Мухаммад]: «Восток и запад принадлежат Аллаху [и только Он решает, в каком направлении совершать намаз]. Наставляет, кого пожелает, на прямой путь [Ислама]» («Аль-Бакара» 142 аят).
После неутихающих насмешек и унизительных разговоров Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) обратился с мольбой ко Всевышнему. Аллах никогда не оставляет своих верующих, и вскоре после этого Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) был ниспослан аят:
«[О Пророк!] Мы видим, как ты обращаешь лицо к небу [в ожидании прихода откровения об изменении направления намаза на Каабу], и Мы обязательно обратим тебя к кыбле, которой ты будешь доволен. Обрати же лицо [во время намаза] в сторону мечети аль-Харам. [О верующие!] И где бы вы ни были, [во время намаза] обращайте лица в ее сторону. Поистине, те, кому дана Книга [из иудеев и христиан], знают, что [изменение кыблы] это – истина от их Господа [ибо они знали, что Посланник Аллаха [да благословит его Аллах и да приветствует] – это пророк, о котором говорилось в их книгах, и что он не станет приказывать что-то неправильное]. И от Аллаха не скрыто ничего из того, что они делают» (сура «Аль-Бакара» 144 аят).
Этот аят чётко говорит нам о том, что смена киблы представляла собой испытание, главная цель которого состояла в том, чтобы отличить истинно верующих от неверующих, чья вера не была искренней. Создатель хотел, чтобы пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) смог распознать истинных мусульман. Это подтверждается в следующем аяте Корана:
«[О мусульмане!] И также Мы сделали вас умеренной общиной, чтобы вы стали свидетелями для всего человечества, а Посланник бы свидетельствовал о вас самих. Мы назначили кыблу, к которой ты [о Мухаммад] поворачивался [ранее, а затем поменяли это направление], только для того, чтобы отличить тех, кто следует за Посланником, от тех, кто поворачивается вспять [отступая от веры]. Это [смена кыблы] оказалось [очень] сложным для всех, кроме тех, кого Аллах наставил [наделив их пониманием мудрости Своих повелений]. Аллах не обесценит вашу веру [а именно те намазы, которые вы совершали в направлении прежней кыблы]. Поистине, Аллах Снисходителен [и не даст пропасть вознаграждению Своих рабов] и Милующий [верующих]» («Аль-Бакара» 143 аят).
Ещё одной причиной переноса киблы стал тот факт, что сама Кааба была возведена пророком Ибрагимом (мир ему). Кааба была провозглашена киблой, что было принято арабским обществом и, возможно, подтолкнуло к принятию ислама.
Однажды во время одного из молитвенных собраний, возглавляемых пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего), Аллах послал Ангела Джабраила, чтобы сообщить Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) о переносе киблы от Байтул-Макдиса до Запретной мечети в Мекке, Саудовская Аравия.
После завершения двух ракаатов, Джабраил передал божественное повеление Аллаха Пророку (мир ему и благословение Всевышнего). Ангел взял за руку Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) и медленно развернул в направлении Каабы. Свой намаз посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) завершал уже в направлении новой киблы.
Интересно отметить, что мечеть, где произошёл этот инцидент, известна как «Масджид-э-дул Киблатайн» или «Масджид аль-Киблатайн», что в переводе на русский означает «Мечеть с двумя Киблами». Это одна из старейших и самых известных мечетей за всю историю ислама. Существует она и по сей день в Медине, расположившись всего в паре километров от мечети Аль-Набави. В этой мечети было 2 михраба, один из которых обращён к «Байтул-Макдису», а другой – к «Масджид аль-Харам».
Определение киблы – направления на Каабу
Всевышний Аллах сказал:
Смысл: «Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заветной мечети Мекки (Масджид аль-Харам). Где бы вы ни оказались, обращайте ваши лица в её сторону» (сура «аль-Бакара», 2:150).
Намаз необходимо совершить, повернувшись в сторону священной Каабы, которая находится в Заповедной мечети в городе Мекке. Все мусульмане во время исполнения намазов и некоторых других обрядов поклонения обращают свои лица именно в сторону Каабы. Направление на Каабу из любой точки Земного шара в Исламе имеет название Кибла. Ясно, что все эти направления сходятся над Каабой, подобно тому, как меридианы сходятся над полюсом.
В первые годы распространения Ислама Киблой являлся масджид аль-Акса (Кудс), находящийся в городе Иерусалиме. Изменение Киблы с Кудса на Мекку произошло спустя семнадцать месяцев после хиджры, в месяце Шабан 2 года хиджры, в соответствии со следующим кораническим откровением:
Смысл: «Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону Запретной мечети. И где бы вы ни были, обращайте свои лица в ее сторону» (сура 2 «аль-Бакара», аят 144).
Каждая мечеть ориентирована и распланирована так, что все молящиеся обращены в сторону Каабы. На первых порах строительства мечетей к обеспечению Киблы приглашались звездочёты; позже и в настоящее время с этой задачей стали справляться архитекторы и др., правильно определяющие направление к Каабе.
В пределах небольшой площади, достаточно удалённой от Каабы (на территории России это может быть любой населённый пункт), расхождение направлений киблы мало, что позволяет распространять Киблу от мечети на ближайшие молитвенные комнаты и на прочие места для намаза методом параллельного переноса. В сложных случаях, а также в полевых условиях могут быть применены способы ориентирования по Солнцу или по компасу.
В настоящее время разработаны также много компьютерных программ, позволяющие определить киблу.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Кааба
Кааба в Мекке или аль-Кааба – так называется главная святыня мусульманского мира. Именно в сторону нее все молящиеся мусульмане обращаются во время совершения намаза, это называется обратиться в направлении киблы.
Также к Священной Каабе каждый год мусульмане всего мира совершают паломничество в рамках Хаджа, и это паломничество является важной частью мусульманского ритуала.
В мусульманском мире считают, что Камень Каабы на земле воплощает находящуюся на небесах ал-Каабу.
Кааба располагается в самом центре ал-Масджид ал-Харам, Запретной Мечети, которая является главной мечетью Саудовский Аравии.
Внешний вид
Кааба в Мекке – это здание из камня, которое достигает пятнадцати метров в высоту и имеет основание 12 метров на 10 метров, своими углами Кааба указывает в стороны света.
Каждый угол священной Каабы имеет свое название:
Сверху Каабу покрывает черное полотно или кисва, представляющее собой сшитые вместе полотнища черного цвета. На данном полотне вышиты аяты Священной книги Коран, которые располагаются по бордюру, а также вышиты внутри медальонов. Это аяты Священной Книги Коран, которые имеют отношение к вопросам Хаджа и самой Каабы.
В северо-восточной стене здания расположена дверь, которую также скрывает покрывало. Эта дверь расположена высоко над землей на высоте около двух метров. Для того, чтобы попасть внутрь для очищения Каабы или во время ее посещения, к данной двери приставляют специальную лестницу.
Кааба внутри
Внутри Каабы расположены три колонны, также внутри размещено много светильников и ламп, которые украшены росписью эмалью. Внутри Каабы хранят дарственные свитки Священной Книги Коран.
Между местом, где располагается черный камень Каабы, и дверью есть часть стены, которая носит название «ал-мультазам». Возле этой части стены мусульмане произносят молитву, от Пророка ﷺ передаются слабые хадисы, что в этом месте (между дверью и камнем) он ﷺ прикоснулся к Каабе грудью, лицом и руками и делал дуа. То же самое достоверно передается от некоторых сподвижников, поэтому можно так делать. Можно говорить любое дуа, хотя от сподвижников передается конкретное дуа.
Северо-западная стена имеет водосток, который выступает с крыши и отделан позолотой. Этот сток для воды носит название «мизаб ар-рахма» или «ал-мизаб».
Кибла – это та часть Каабы, которая расположена между ал-мизрабом и западным углом здания Каабы.
Ал-хатим – это полукруглая стенка, расположенная у северо-восточной стены Каабы, с помощью ал-хатим отгораживается хиджр Исмаил или ал-хиджр, так называют то место, в которое не заходят паломники, когда обходят Каабу семь раз, совершая таваф во время хаджа. Во времена Ибрахима ал-хиджр являлось частью самой Каабы.
Вокруг Каабы
На видео выше можно увидеть прямую трансляцию в онлайн режиме Каабы.
Вокруг Каабы вымощена дорожка, и по этой дорожке паломники ритуально обходят святилище – этот ритуальный обход носит название «таваф».
Практически напротив того места, где расположен «черный камень», располагается Замзам – священный источник.
Когда Пророк Мухаммад ﷺ был молод, внутри здания ал-Каабы в Мекке стоял идол божества по имени Хубала, который являлся покровителем Мекки. Вокруг Каабы в то время находились триста шестьдесят идолов разных божеств, которых почитали в Аравии в разных ее районах и землях. Стены Каабы изнутри были покрыты, как сказано в легенде, изображениями персонажей из Евангелия и Библии.
Тайна «черного камня Каабы»
Напротив «места Ибрахима» в углу Каабы заложен черный камень «Хаджар аль-Асвад». «Черный камень» является ничем иным, как белым яхонтом, который был принесен на землю из Рая, когда Бог даровал его пророку Адаму. Но камень стал черным из-за людских пороков и грехов.
Поклоняются ли мусульмане черному камню или Каабе?
Ответ на этот вопрос очевиден: мусульмане не поклоняются ни черному камню, ни Каабе. Черный камень служит лишь откуда должен начинаться обход (таваф) вокруг Священного Дома для обрядов хаджа. Также Кааба указывает мусульманам в какую сторону нужно повернуться для совершения намаза.
История создания
Неизвестно, когда точно была возведена Кааба, и существует несколько разных точек зрения, по одной из таких точек зрения заслуга в строительстве Каабы принадлежит Пророку Адаму, который был первым человеком на Земле и создателем Каабы.
По этой версии, первое здание над этим камнем построил сам пророк Адам, по разным источникам, это было некое сооружение или палатка. Но самый первый вариант ал-Каабы был возведен его сыном Сифом или Шисом.
Далее Кааба подверглась разрушению, и только после того, как сын Ибрахима Исмаил поселился в Мекке, Ибрагим получил от Всевышнего Аллаха повеление восстановить основание, на котором стояла Кааба.
В достоверном хадисе сказано, что сын пророка Ибрахима приносил ему камни, а сам Ибрахим строил стены, и в самом конце строительства сын Ибрахима поднял камень, чтобы отец смог встать на него и закончить строительство, и в этом камне отпечатались следы пророка Ибрахима.
Значение
Мекканские суры Священной книги Коран упоминают, что Всевышний Аллах является Господином аль-Каабы, которую называют «ал-байт ал-мамур» или «ал-байт». В Священной Книге Коран верующих называют «народом Каабы» или «ахл ал-байт», а саму Каабу называют «древним Домом» или «ал-байт ал-атик».
Кааба приобрела для ислама еще большее значение, когда в Медине объявили Каабу киблой, то есть тем направлением, куда должны обращаться молящиеся во время совершения намаза, хотя до того момента молящиеся верующие должны были обращаться лицом в направлении Иерусалима.
Именно Каабе принадлежит заслуга в становлении ислама как религии самостоятельной и отдельной, имеющий аравийские корни.
Очищение от идолов
Перед Пророком Мухаммадом ﷺ встала задача очистить Каабу от идолов и освободить от неверующих. После того, как в 628 году в аль-Худайбии был заключен договор между мекканцами и мусульманами, последним было дано право совершать к Каабе паломничество. Во главе с Пророком Мухаммадом ﷺ мусульманами было совершено малое паломничество, которое состоялось в 629 году, и уже в 630 году мусульмане заняли Мекку, и тогда они уничтожили всех идолов, которые стояли снаружи Каабы. Также были уничтожены росписи на стенах.
Сподвижник Посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр в 630 году совершил первый за всю историю ислама полноценный мусульманский хадж, и в связи с таким событием было ниспослано откровение Пророку ﷺ, которое установило правила совершения хаджа. Также в данном откровении было объявлено о том, что с многобожниками произошел полный разрыв. В этом откровении был введен запрет на то, чтобы язычники принимали участие в хадже. Посланник Аллаха ﷺ также совершит паломничество в 631 году, и это паломничество стало последним для него.
Реконструкции
Реконструкции вокруг здания Каабы велись как при жизни Пророка Мухаммада ﷺ, так и на протяжении последующей истории ислама территория вокруг Каабы реконструировалась и расширялась мечеть у Кааабы.
Каабу перестраивали по разным версиям от пяти до двенадцати раз за все время ее существования: причинами ее разрушения были и пожары, и потопы, и военные действия. Заботились о Каабе по очереди те племена, которые проживали в Мекке. За время своего существования Кааба неоднократно приходила в ветхое состояние и подвергалась разрушениям со стороны паводковых вод.
Реконструкция при курайшитах
В самом начале шестого века племя курайшитов, из которого происходил сам Посланник Аллаха ﷺ, осуществили ремонт Каабы. Руководил ремонтными работами мастер из Византии, который оказался в Мекке случайно, попав в кораблекрушение в Красном море.
Существует хадис, который рассказывает, что Посланник Аллаха ﷺ в возрасте двадцати пяти лет принимал участие в работах по ремонту Каабы. Во времена Пророка Мухаммеда ﷺ, еще до начала его пророческой миссии, была совершена самая известная из реконструкций Каабы, и именно Пророк Мухаммед ﷺ, приняв правильное решение, сумел спасти от кровопролития арабские племена. Когда разразился спор о том, кому после реконструкции вставлять «черный камень» в стену Каабы, было принято решение, что это должен сделать Мухаммед ﷺ, однако спор не утихал, поскольку теперь старейшины решили выяснять, кому принадлежит право нести этот камень к Каабе. И тогда Пророк Мухаммед ﷺ предложил неожиданное решение: он предложил положить камень на плащ, а старейшинам нести его вместе, взявшись за концы плаща.
Реконструкция храма при Пророке Мухаммеде ﷺ известна еще и тем, что при этой реконструкции форма Каабы, которая до этого момента была прямоугольной, изменилась на квадратную форму. Примечателен также тот факт, что курайшиты не соглашались использовать для оплаты работ по реконструкции и материалов для храма деньги, которые были заработаны нечестным путем, то есть путем азартных игр или грабежей, а также путем проституции и ростовщичества. Однако в процессе сбора средств было установлено, что люди настолько стали грешными и погрязли в стяжательстве, что нужной суммы не получается собрать только «чистыми» деньгами. В результате нехватки средств здание святыни и было укорочено, поэтому оно и приобрело квадратную форму. После этого попытки вернуть Каабе прямоугольную форму предпринимались не раз, но в итоге здание осталось кубическим.
Реконструкция после эры Пророка ﷺ – Абдулла ибн аз-Зубайр
В тридцатые годы седьмого века, когда во главе халифата находился халиф Умар, были уничтожены дома, которые находились рядом с Каабой, и вместо них в этом месте построили мечеть, которая получила название Запретная мечеть или ал-Масджид ал-Харам.
После того, как в 683 году Мекка была обстреляна войсками Омейядов, воевавших против Абдуллаха ибн аз-Зубайра, который объявил себя халифом, Абдуллах заявил, что продолжит замысел Посланника Аллаха ﷺ и выполнит его, сделает перестройку Каабы, чтобы вернуть святыне ее древний вид, который храм имел еще при Ибрахиме. Тогда здание Каабы расширили, а также включили в ее состав аль-хиджр.
После того, как в 693 году был разгромлен Ибн аз-Зубайр, святыня снова вернула себе тот вид, который был у нее прежде и который сохраняется до сих пор.
Исторические события, связанные с Каабой
Когда Мекку в 929 году захватили карматы, представлявшие крупное религиозно-политическое учение в халифате конца девятого начала десятого веков в период правления Аббасидов, они забрали с собой «черный камень», и только спустя двадцать лет удалось вернуть «черный камень» на его законное место.
С течением времени территория вокруг храма застраивалась самыми разными сооружениями, в число которых входили и кафедры основных мазхабов ислама. Эти кафедры были убраны, когда саудовские правители в пятидесятых-шестидесятых годах проводили крупный ремонт храма.
Правила посещения Каабы
Поскольку количество паломников огромное, а здание храма очень маленькое, посещение самого храма невозможно, поэтому войти и находиться внутри Каабы может быть разрешено только особым людям, но и для них двери Каабы открываются только два раза в год. Эти люди могут изнутри увидеть святыню только во время церемоний омовения, проходящих перед хаджем и перед началом священного месяца Рамадан. Совершающие хадж паломники могут прикоснуться к святыне, но посещение храма возможно только для мусульман, а представителям других религий невозможно попасть в эти святые места.
Будет ли разрушена когда-нибудь Кааба?
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Определение киблы – направления на Каабу
Всевышний Аллах сказал:
Смысл: «Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заветной мечети Мекки (Масджид аль-Харам). Где бы вы ни оказались, обращайте ваши лица в её сторону» (сура «аль-Бакара», 2:150).
Намаз необходимо совершить, повернувшись в сторону священной Каабы, которая находится в Заповедной мечети в городе Мекке. Все мусульмане во время исполнения намазов и некоторых других обрядов поклонения обращают свои лица именно в сторону Каабы. Направление на Каабу из любой точки Земного шара в Исламе имеет название Кибла. Ясно, что все эти направления сходятся над Каабой, подобно тому, как меридианы сходятся над полюсом.
В первые годы распространения Ислама Киблой являлся масджид аль-Акса (Кудс), находящийся в городе Иерусалиме. Изменение Киблы с Кудса на Мекку произошло спустя семнадцать месяцев после хиджры, в месяце Шабан 2 года хиджры, в соответствии со следующим кораническим откровением:
Смысл: «Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону Запретной мечети. И где бы вы ни были, обращайте свои лица в ее сторону» (сура 2 «аль-Бакара», аят 144).
Каждая мечеть ориентирована и распланирована так, что все молящиеся обращены в сторону Каабы. На первых порах строительства мечетей к обеспечению Киблы приглашались звездочёты; позже и в настоящее время с этой задачей стали справляться архитекторы и др., правильно определяющие направление к Каабе.
В пределах небольшой площади, достаточно удалённой от Каабы (на территории России это может быть любой населённый пункт), расхождение направлений киблы мало, что позволяет распространять Киблу от мечети на ближайшие молитвенные комнаты и на прочие места для намаза методом параллельного переноса. В сложных случаях, а также в полевых условиях могут быть применены способы ориентирования по Солнцу или по компасу.
В настоящее время разработаны также много компьютерных программ, позволяющие определить киблу.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.