Что означает слово карикатура
Значение слова «карикатура»
2. перен. Смешное, убогое подобие кого-, чего-л. Но наше северное лето, Карикатура 34 южных зим, Мелькнет и нет. Пушкин, Евгений Онегин.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением неприятных, ужасных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями;
жанр изобразительного искусства (обычно графики, но не обязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.
Близко с термином «карикатура» связаны такие понятия как лубок, шарж, гротеск.
Современная карикатура — это, как правило, сатирический или юмористический рисунок, изоанекдот. По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая и т. д. Жанр карикатуры развивается во всём мире.
«Большая энциклопедия карикатуры» даёт определение понятию «современная карикатура»:
по форме — линейная или контурная, насыщенная — штриховая, чёрно-белая или цветная, карикатура в единичном изображении или в многочисленных сюжетах (комикс, strip-cartoon),
по содержанию — юмор (funny cartoon), сатира, шарж, чёрный юмор, карикатура как искусство или станковая карикатура (fine art cartoon), философская карикатура, странные предметы, и т. д.
по технике и жанру исполнения — графика, иллюстрация, коллаж, монтаж, фотография, плакат, живопись, реклама, анимация, скульптура и объёмные изображения, архитектура, инсталляция, перформанс, актинг,
по области применения — различные виды полиграфической продукции (журнальная и книжная иллюстрация, календари, буклеты, почтовые марки и открытки, наклейки, печати, и т. д.), реклама, анимация, и т. д.
В настоящее время международное признанное название caricature относится только к шаржам, утрированным портретам. А русское понятие карикатура описывается в мировой практике другим словом — cartoon.
КАРИКАТУ’РА, ы, ж. [ит. caricatura]. 1. Рисунок, изображающий кого-что-н. в заведомо искаженном виде ради достижения комического эффекта. || Литературно-художественное произведение с теми же признаками. Салтыков-Щедрин писал карикатуры на современников. 2. Смешное подобие кого-чего-н., неудачное, слабое подражание. Наше северное лето — к. южных зим. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
карикату́ра
1. рисунок, изображающий кого-что-нибудь в заведомо искажённом виде ради достижения комического эффекта ◆ Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идёт Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: «влюблённый антропос». Выражение схвачено, понимаете ли, удивительно. Чехов, «Человек в футляре», 1898 г.
2. литературно-художественное произведение с теми же признаками [1] ◆ Салтыков-Щедрин писал карикатуры на современников.
3. смешное подобие кого-чего-нибудь, неудачное, слабое подражание ◆ Но наше северное лето, // Карикатура южных зим, // Мелькнёт и нет: известно это, // Хоть мы признаться не хотим. Пушкин, «Евгений Онегин», 1826 г. ◆ Поверьте мне, я знаю это дело: отвратительная пьеса, грязная, грязная пьеса! Нет ни одного лица истинного, всё — карикатуры! Гоголь, «Театральный разъезд», 1842 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова марганцевый (прилагательное):
КАРИКАТУРА
Смотреть что такое «КАРИКАТУРА» в других словарях:
Карикатура — (итал. caricatura, от caricare нагружать, преувеличивать). Русская карикатура времён Первой мировой войны Сатирическое или … Википедия
Карикатура — (итал. caricatura, от caricare нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувели чения и подчёркивания отрицательных сторон… … Художественная энциклопедия
Карикатура — (от итальянского caricare нагружать) изображение какого либо явления в смешном, нелепом виде путем намеренного искажения воспроизводимого материала, подчеркнутого нарушения привычных соотношений. Особенно резкую К. называют иногда шаржем (от того … Литературная энциклопедия
КАРИКАТУРА — (итал. caricatura, от carica обременение). 1) изображение кого или чего либо в смешном виде на рисунке. 2) смешное подражание. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАРИКАТУРА 1) представление кого или… … Словарь иностранных слов русского языка
карикатура — ы, ж. caricature f. <, ит. caricatura. 1. устар. Уродливый или причудливо, смешно одетый человек. Каррикатура за каррикатурою приходила в трактир, и всякая каррикатура требовала пива и трубки. 1789. Карамзин ПРП 25. < Лисицына Мария… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
карикатура — См. преувеличение … Словарь синонимов
Карикатура — (рисунокъ, изображающій что либо въ извращенномъ, смѣшномъ видѣ иноск. извращеніе). Ср. Перспективы бредовъ до такой степени растяжимы, что никакая карикатура не въ силахъ намѣтить (ихъ) границу. Салтыковъ. Пестрыя письма. 7. Ср. Теперь заранѣ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Карикатура — КАРИКАТУРА. Термин, применяющийся главным образом к определенной области изобразительных искусств, но в известном смысле может быть введен и как литературное понятие. Сущность литературной карикатуры заключается в преувеличенно утрированном… … Словарь литературных терминов
карикатура — КАРИКАТУРА, гротеск, пародия, шарж … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
КАРИКАТУРА
Смотреть что такое «КАРИКАТУРА» в других словарях:
Карикатура — (итал. caricatura, от caricare нагружать, преувеличивать). Русская карикатура времён Первой мировой войны Сатирическое или … Википедия
Карикатура — (итал. caricatura, от caricare нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувели чения и подчёркивания отрицательных сторон… … Художественная энциклопедия
Карикатура — (от итальянского caricare нагружать) изображение какого либо явления в смешном, нелепом виде путем намеренного искажения воспроизводимого материала, подчеркнутого нарушения привычных соотношений. Особенно резкую К. называют иногда шаржем (от того … Литературная энциклопедия
КАРИКАТУРА — (итал. caricatura, от carica обременение). 1) изображение кого или чего либо в смешном виде на рисунке. 2) смешное подражание. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАРИКАТУРА 1) представление кого или… … Словарь иностранных слов русского языка
карикатура — ы, ж. caricature f. <, ит. caricatura. 1. устар. Уродливый или причудливо, смешно одетый человек. Каррикатура за каррикатурою приходила в трактир, и всякая каррикатура требовала пива и трубки. 1789. Карамзин ПРП 25. < Лисицына Мария… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
карикатура — См. преувеличение … Словарь синонимов
Карикатура — (рисунокъ, изображающій что либо въ извращенномъ, смѣшномъ видѣ иноск. извращеніе). Ср. Перспективы бредовъ до такой степени растяжимы, что никакая карикатура не въ силахъ намѣтить (ихъ) границу. Салтыковъ. Пестрыя письма. 7. Ср. Теперь заранѣ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Карикатура — КАРИКАТУРА. Термин, применяющийся главным образом к определенной области изобразительных искусств, но в известном смысле может быть введен и как литературное понятие. Сущность литературной карикатуры заключается в преувеличенно утрированном… … Словарь литературных терминов
КАРИКАТУРА — КАРИКАТУРА, карикатуры, жен. (итал. caricatura). 1. Рисунок, изображающий кого что нибудь в заведомо искаженном виде ради достижения комического эффекта. || Литературно художественное произведение с теми же признаками. Салтыков Щедрин писал… … Толковый словарь Ушакова
карикатура — КАРИКАТУРА, гротеск, пародия, шарж … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Значение слова карикатура
Словарь Ушакова
карикат у ра, карикатуры, жен. (итал. caricatura).
1. Рисунок, изображающий кого-что-нибудь в заведомо искаженном виде ради достижения комического эффекта.
| Литературно-художественное произведение с теми же признаками. Салтыков-Щедрин писал карикатуры на современников.
Этимологический Словарь Русского Языка
Существительное было заимствовано русским языком из французского в третьей четверти XVIII в. Производные от этого слова появились в русском языке позднее.
Карикатурой называют рисунок, который изображает что-либо, кого-либо в смешной форме.
Производные: карикатурный, карикатурист, карикатурить.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(от итал. caricare — перегружать) — произведение искусства или отдельный художественный образ, в которых комический эффект создается соединением реального и фантастического, преувеличением и заострением характерных черт, не-ожиданными сопоставлениями и уподоблениями.
Рб: Художественный образ
Эст: Сатира, Условность в искусстве, Юмор
Жанр: памфлет, фельетон
Пример: людоедка Эллочка («Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова).
* «В литературе сатирические карикатурные образы наиболее четко выступают в таких жанрах, как сатирический роман, памфлет и фельетон» (Краткий словарь по эстетике). *
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Рисунок, изображающий кого-, что-н. в подчёркнуто смешном виде.
2. перен. Смешное, жалкое подобие кого-, чего-н., неудачное подражание чему-н.
* Но наше северное лето, карикатура южных зим (А. Пушкин). *
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
КАРИКАТУРА, ы, ж.
1. Рисунок, комически или сатирически изображающий кого-чтон. Злая к. К. на бюрократов.
2. перен. Смешное, жалкое подобие чегон. Эта картинак. на искусство.
| прил. карикатурный, ая, ое.
Карикатура
Статья посвящена понятию № 2.
Близко с термином «Карикатура» связаны такие понятия как лубок, шарж, гротеск.
Современная карикатура — это, как правило, сатирический или юмористический рисунок, изоанекдот. По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая и т. д. Жанр карикатуры развивается во всем мире.
Большая Энциклопедия Карикатуры дает определение понятию «современная карикатура»:
В настоящее время международное признанное название caricature относится только к шаржам, утрированным портретам. А русское понятие карикатура описывается в мировой практике другим словом — cartoon. [1]
Известные отечественные художники-карикатуристы:
80-е гг. А.Меринов, А.Бильжо, А.Сергеев cartoonbank.ru/brand/11/, братья Лемеховы, Г.Светозаров, В.Степанов cartoonbank.ru/brand/29/, В.Земцов, С. Айнутдинов, И.Варченко, В.Дружинин, И.Анчуков cartoonbank.ru/brand/26/ http://www.anchukov.ru/index.html и http://анчуков.рф
90-2000 гг. Н. Кращин, С.Елкин cartoonbank.ru/brand/21/, А.Попов cartoonbank.ru/brand/9/, С.Дергачев cartoonbank.ru/brand/18/, В.Мисюк, М.Серебряков, Д.Полухин
Современные художники, работающие в жанре «шаржа»: И.Макаров, В.Мочалов, В.Балабас, К.Куксо, братья Ивановы В. и М.http: //www.2ivanova.ru/cite/celebre.html
Содержание
В России
Карикатура — один из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок.
Хотя карикатура существует с древних времен, однако карикатура как искусство появилась не сразу.
В XIX веке
В России карикатура получила особое признание с 19 столетия.
Развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой. Поначалу в газетах появлялись статьи с сатирическими рисунками на те или иные события с пояснительным текстом. Постепенно, с течением времени, стали публиковаться рисунки и без сопроводительного и объясняющего текста, сюжет рисунка был понятен и без слов. Но царская цензурная охранительная система внимательно следила за политическим аспектом их и не допускала никакой свободы в оскорблении властьимущих. Однако развитие жанра уже невозможно было остановить. Безымянные карикатуры передавались друг другу, а иногда особо едкие и перерисовывались.
Но и официальная карикатура развивалась. Постепенно сатирические рисунки стали занимать все больше газетной территории. Сатирические и юмористические отделы открывались в серьёзных общественных периодических изданиях, например, в журнале «Сын Отечества» (с 1812 до 1852 гг.), где обязательно какое-то место отводилось рисункам. Стали появляться отдельные рисованые издания. Направленность их часто ограничивалась окружающей бытовой обстановкой и избегала политической тематики. Осмеянию в первую очередь предавали мелких чиновников-казнокрадов, торговцев или артистов неудачно исполненных ролей. В качестве сюжета также использовались не проверенные сплетни, которых всегда бывало в избытке в столичном обществе. Известно, что именно таким образом, сомнительного вкуса карикатурами, доводили до отчаяния великую драматическую актрису Варвару Асенкову (1817—1841) её завистницы по сцене [3] :
Сейчас, уже в наше время, по воспоминаниям современников, досконально известно, что все это были досужие вымыслы, разжигаемые интригами и специально проплаченные, сейчас уже известно, и кто за ними стоял, но в то время несправедливые сатирические удары воспринимались публикой доверчиво и довели Варвару Асенкову до ранней смерти. Об этом писали Каратыгин (П. Каратыгин, Записки, новое издание по рукописи под ред. Б. Казанского, тт. 1—2, Л., 1929—1930) и Панаева (А.Панаева. Воспоминания. — М.: «Захаров», 2002. — 448 с. — ISBN 5-8159-0198-9). Карикатура таким образом могла стать и средством достижения чьих-то корыстных и завистливых целей. Цензура жестко следила за непоявлением сатиры на царствующих особ, а в оскорблениях в адрес бессильной актрисы не усматривала нарушений.
Но все более накаляемая в Российской империи общественная обстановка заставила непритязательные юмористические издания заинтересоваться политическими аспектами российской жизни.
Из книги: Карина Грет (KARINE GRETH) «LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS», 2002—2003 Перевод с французского представлен под адресу: http://www.cartoonblues.com/forum/viewtopic.php?f=3&t=4049):
«Первая предреволюционная карикатура относится к 1900 году. На рисунке в виде социальной пирамиды изображается трудное положение рабочих и безземельных крестьян того времени. С революцией 1905 года свобода слова достигает своего пика, что позволило журналистам и издателям той поры публиковать рисунки, минуя контроль цензуры. К сожалению, эта свобода продолжалась недолго. Однако это был первый шаг к беспрепятственному распространению информации. В 1905 году народ смог наблюдать настоящий всплеск в карикатуре достойной своего имени».
В это время особо проявились художники: Сергей Чехонин (1878, с. Лыкошино, ныне Калининской области — 23.2.1936, Лёррах) и Валентин Серов.
С 1908 по 1914 годы в Петербурге издавался журнал «Сатирикон» — там публиковалось много карикатур, в том числе и политических. В 1913—1918 гг. выходил журнал «Новый Сатирикон», издававшийся частью авторов старой редакции. После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции, оставшиеся — разошлись по советским изданиям, однако рамки карикатурных тем советской карикатуры сделались узкими.
В Одессе живут, как в раю. Бандитизм на одесских улицах. Карикатура 1917 года
Одесский налётчик, «добывающий» драгоценные камни. Карикатура 1918 года
В СССР
В СССР официальная карикатура служила политическим целям: борьбе с внешним врагом — капитализмом и с внутренними отдельными моральными недостатками общества строителей социализма, высмеивая тунеядство, пьянство, прогулы и тому подобное. Но наравне с официальной карикатурой всегда существовала подпольная, высмеивающая властные структуры, что не могла делать официальная.
Из книги: Карина Грет (Karine Greth) «Le dessin de caricature en Russe comme miroir des représentations», 2002—2003 Перевод представлен под адресу: http://www.cartoonblues.com/forum/viewtopic.php?f=3&t=4049):
«В Советском Союзе существовало разделение карикатуры на жанры — шарж, политика, злоба дня, портрет, хотя сама карикатура не была официально признана. Борис Ефимов, один из протогонистов карикатуры, полагал, что всякая карикатура в СССР была политической, а потому подразделялась лишь на две категории — для внутреннего употребления и международного».
Карикатура в СССР, таким образом, была в первую очередь плакатная. Ещё в годы Гражданской войны Моор зарекомендовал себя в плакатной карикатуре, в частности, широко известна его работа Ты записался добровольцем?, а также серия карикатур, направленных на врагов Советской власти и чуждые советскому духу явления: Белое движение, Антанта, религия, публиковавшиеся в открывшемся новом советском журнале «Безбожник у станка».
Широко известны карикатурные агитплакаты первых лет советской эпохи в 1919—1921 гг. «Окна РОСТА», в работе над которыми участвовали: М. М. Черемных В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев, Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков, Б. Е. Ефимов, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Кукрыниксы.
Плакатность особо выросла во время Великой Отечественной войны, когда карикатура стала в какой-то степени орудием борьбы и средством патриотического поднятия духа. Известен плакат Моора начала войны «Все на Г» (Гитлер, Гиммлер, Геринг, Геббельс и русская буква Г с известным русским масштабным словом широкого смысла на эту букву и графической игрой в четыре эти буквы, сложившиеся в фашистский знак).
Необходимо также отметить работы в этой области Кукрыниксов. Кукрыниксы представляли собой творческий коллектив, возникший в начале 1920-х годов из трех хадожников-графиков и живописцев: Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991), Порфирий Никитич Крылов (1902—1990) и Николай Александрович Соколов (1903—2000). Их темой было гротескное злободневное освещение внутренней и международной жизни с позиций советского человека. Они являлись также авторами выполненных в форме карикатур иллюстраций и серии агитационных политических плакатов. Кукрыниксы стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев» [12] ). Все трое за свои достижения получили звания, стали действительными членами АХ СССР, народными художниками СССР (1958), Героями Социалистического Труда.
Через много лет, уже после завершения советской эпохи, с разоблачительными статьями против ещё одного очень известного художника того же плакатного жанра Бориса Ефимова не раз выступал художник следующего поколения Михаил Златковский: «Что за времена такие на дворе, когда „палач от карикатуры“ раз за разом, ничтоже сумняшися, испрашивает себе награду ещё и ещё за свои неправедные дела?!» [13] [14] Дальше идут обвинения в адрес Бориса Ефимова во всех тяжких грехах. Личность старейшего карикатуриста, прожившего более 100 лет, безусловно, требует непростого отношения и многого осмысления, но это человек, сумевший вырваться из своего прошлого и понять и принять новую волну карикатуры следующего поколения, разительно отличавшуюся от привычных понятий первой половины ХХ века. (А причиной пафоса Златковского стал тот факт, что Ефимов назвал самым лучшим отечественным карикатуристом не Златковского, а Пескова — что широко известно, но не зафиксировано, поскольку Интернета в то время ещё не было.) (в подтверждение этого: http://www.youtube.com/watch?v=46faB63HYAA Златковский рассказывает о «плохих художниках-двоечниках» Пескове и Бахчаняне, которые на самом деле выдающиеся мастера)
Время Хрущевской оттепели открыло новые возможности для расширения сферы деятельности официальной советской карикатуры, но все это с окончанием Хрущевской оттепели закончилось так же быстро, как и началось. Тем не менее, какое-то движение в разнообразии все-таки наметилось. Внутренней политической карикатуры официально не было, а единственная область советской жизни, которая подвергалась осмеянию — сфера обслуживания.
Однако 1 января 1967 года по решению ЦК КПСС «Литературная газета» приобрела новый формат, главным редактором был назначен Александр Чаковский, и появился юмористический раздел «Клуб 12 стульев», который возглавили Виктор Веселовский и Илья Суслов.
Из книги: Карина Грет (KARINE GRETH) «LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS», 2002—2003:
«В этой обстановке, происходит и маленькая революция в мире советской прессы: в январе 1967 года на 16 странице „Литературной Газеты“ создается новая рубрика — „12 стульев“. Этот клуб имел огромное значение для карикатуры, так как предлагал новые и смелые для того времени темы. В первом январском номере за 1967 год на знаменитой шестнадцатой полосе можно было прочесть: „Мы хотим разнообразить репертуар нашего клуба, а потому мы предлагаем вам публиковать вещи не только смешные, но и иронично-умные. Участник клуба 12 стульев должен принадлежать к одной из двух категорий — либо быть членом союза писателей (художников) либо не быть членом ни того ни другого. Все другие кандидатуры даже не рассматриваются“. С этого момента редакции „Литературки“ разрешается публиковать тексты и рисунки намного более колкие, чем когда-либо раньше. Самое поразительное в этой истории — что такое разрешение было дано лишь одному изданию, так как газета была адресована к интеллигенции, а руководство страны начало понимать необходимость отдушины для этой категории читателей».(http://www.cartoonblues.com/forum/viewtopic.php?f=3&t=4049&sid=a2f9f40c059c0839b2fd276f9d8a2007&start=15)
Вдова одного из самых крупных карикатуристов новой волны Виталия Пескова вспоминала в мемуарной книге-альбоме («Виталию от Ирины. Памяти художника Виталия Пескова», Mir Collection NY, 2007, ISBN 1-893552-50-0; cокращенный вариант книги и ещё рисунки см.здесь), написанной в форме письма умершему мужу: «Когда в „Литературной газете“ появилась твоя картинка с изображением стаи птиц, летящей в клетках (моя любимая картинка, ты повторил этот рисунок для меня. Нарисовал на темной бумаге — другой не было. Вернее, немножко было — её тебе для работы доставал в специальном магазине старейший карикатурист Борис Ефимов — но не тратить же её на нас!), совсем высокое начальство позвонило меньшему и по телефону изрекло: баланс надо соблюдать! Если публикуете такое, то рядом должно быть и другое, балансирующее…» [17]
Карина Грет (KARINE GRETH. «LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS», 2002—2003) заключает рассказ об эпохе советской карикатуры:
«Итак, с 1968 по 1988 гг. клуб „12 стульев“ был единственным местом, где можно было найти настоящую карикатуру. Неформальные клубы образуются с начала 70-ых годов: карикатуристы новой волны часто собираются на квартирах, чтобы поделиться новыми идеями, показать свои работы, пообщаться и даже попытаться организовать тайные выставки». [18]
Неофициальная карикатура, как и любое другое проявление инакомыслия, в СССР незамедлительно каралась. Одним из таких неформальных карикатуристов являлся Вячеслав Сысоев (1937, Москва — 2006, Берлин), участвовавший в неофициальных, неразрешенных цензурой выставках и активно публиковавшийся на Западе, в результате чего арестованный, как значилось в документах, за «распространение порнографии».
Выставки
Одними из первых в СССР выставок художников-карикатуристов стали проходившие в Воронеже в 1986-1989 годах I, II и III Всесоюзные выставки карикатуры. Организатором выставок являлся созданный Воронежским карикатуристом Иваном Анчуковым http://www.anchukov.ru Клуб карикатуристов «ШЕДЕВР». В выставках принимали участие художники-карикатуристы из Алма-Аты, Бахчисарая, Бендер, Брно (ЧССР), Вильнюса, Владивостока, Волжского, Воронежа, Днепродзержинска, Днепропетровска, Донецка, Дубны, Еревана, Железноводска, Запорожья, Ивантеевки, Казани, Калининграда, Каунаса, Киева, Кишинева, Краснодара, Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), Минска, Москвы, Новосибирска, Омска, Перми, Петрозаводска, Риги, Ростова-на Дону, Рыбницы, Самарканда, Свердловска (ныне Екатеринбург), Солнечегорска, Ставрополя, Таллинна, Уфы, Фрунзе (ныне Бешкек), Харькова, Челябинска, Черновцов, Шауляя. Всего более 200 художников-карикатуристов. По итогам выставок выпускались каталоги с карикатурами участников.
В Российской Федерации
С окончанием советской власти и цензуры границы карикатурных тем были упразднены. Любые темы были открыты. Сразу же самое большое распространение получила политические карикатура. Карикатуры на политических советских и российских деятелей, заполонили все газеты и журналы. Особо много карикатуристами использовался образ Жириновского. Появились новые темы для карикатур: олигархи, криминал во власти, коррупция, новый взгляд на политическую борьбу, новые социальные проблемы.
Музеи карикатуры и юмора
В Воронеже ко Дню города открылся музей юмора
В начале сентября 2011 года в ТЦ «Аксиома» открылся первый в Воронеже музей юмора «Весёлая лестница». Его создателем стал известный карикатурист Иван Анчуков. Помимо постоянной экспозиции в музее работает гостевая стенка, где размещаются работы молодых карикатуристов. В дальнейшем Иван Анчуков планирует открыть школу карикатуры. Посетители могут посмотреть архивные юмористические коллажи, плакаты, оригинальные дорожные знаки, образцы рекламы с юморным уклоном, майки с весёлыми рисунками, а ещё авторские плакаты. Автор экспозиции сделал уникальную шахматную доску размером 1,5 на 1,5 метра с юмористическими рисунками на тему шахмат. Вместе с карикатуристом над выставкой работает юморист Виталий Будённый. В настоящее время он прорабатывает идею доски почёта. Идея создания музея юмора возникла у Ивана Анчукова после того, как в Воронеже заговорили о развитии туризма. По его мнению, наш город может заменить Одессу как центр юмора. Воплощая свою задумку, он опирался на опыт клуба карикатуристов «Шедевр», который он организовал в конце 80-х годов. (Информация с http://news.moe-online.ru)
Европа
В 2005—2006 г. карикатуры на Мухаммеда, напечатанные в одной из датских газет стали причиной карикатурного скандала.
См. также
Примечания
Приведенные цитаты из книги Карины Грет — это её докторская диссертация в университете Бордо,2003 г., консультантами для которой были М.Златковский и И. Богорад. Многие материалы для диссертации взяты из книги М.Златковского «История российской карикатуры» и исследований В. Богорада. К сожалению, окончательный текст на французском был недоступен консультантам. Поэтому в работе есть немало неточностей и неверных выводов.
Приведенная классификация современной карикатуры принадлежит М.Златковскому. Книга «История мировой карикатуры»