Что означает слово кабуки

Значение слова «кабуки»

Что означает слово кабуки

кабу́ки

1. театр. жанр традиционного японского театра

Кабуки

1. мужское имя ◆ Моего друга зовут Кабуки.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово кабукиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: счетоводство — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «кабуки&raquo

Предложения со словом «кабуки&raquo

Сочетаемость слова «кабуки&raquo

Понятия со словом «кабуки»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «кабуки&raquo

Японские обычаи чаруют и завораживают – будь то японский театр кабуки, искусство составления букетов икебана, изящные штрихи иероглифов или же японская кулинария.

Параллельно с традицией кабуки развивалась и традиция японского кукольного театра дзерури.

Возникновение театра кабуки относится к самому началу XVII в.

Синонимы к слову «кабуки&raquo

Сочетаемость слова «кабуки&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Театр кабуки, история возникновения, развитие, наши дни

Что такое театр кабуки?

Кабуки является одним из трех главных классических театров Японии, таких как Но и Бунраку (кукольный театр) и в ноябре 2005 года был признан нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО. В переводе кабуки означает «пение, танец, мастерство». Так же существует еще одно понятие слова кабуки, которое первоначально было образовано от глагола кабуку — нетрадиционный. Изначально это было танцевальное представление с музыкальным сопровождением без какого-либо сюжета, танцы преимущественно носили религиозный характер, со временем концепция кабуки менялась как по форме, так и по содержанию. Театр кабуки это зрелищная форма искусства, она включает в себя замысловатые костюмы, необычный и привлекательный макияж, диковинные парики и самое главное, преувеличенные действия, выполняемые актерами на сцене. В спектаклях используется старинная форма японского языка, который сложно понять даже японцам, поэтому стилизованные отточенные движения актёров служат для передачи смысла, происходящего на сцене.

Учитывая, что театр кабуки многие принципы позаимствовал от кукольного театра бунраку, то и виды постановок здесь те же:

Что означает слово кабуки

История возникновения и развития

Кабуки появился в начале XVII века, вернее в 1603 году, родина театра кабуки Киото. Начало жанру дала Окуни из Идзумо (Идзумо-но-Окуни), год рождения 1571. Окуни была служительницей синтоистского храма Идзумо в префектуре Симанэ. Танец-молитва, который она исполняла во время служения вдохновил её на создание собственного стиля, который включал пение, танец и актерскую игру. Окуни была известна своей красотой и мастерством в танце. Однажды для сбора средств и пожертвований для храма она была направлена в Киото. Именно в это время её выступления привлекли внимание горожан, помимо танцев религиозного характера, Окуни ещё показывала юмористические сценки о встречах любовников. Её мастерство стало собирать большие толпы и когда пришло время возвращаться в храм, Окуни проигнорировала требование настоятелей храма, хотя деньги продолжала посылать. Идзумо-но-Окуни осталась в Киото, собрала вокруг себя женщин, изгоев общества и обучила их танцам. Уже в 1604 году на территории храма Китано была построена сцена для выступления труппы Окуни. Так как в театре были только женщины, то все роли и женские, и мужские исполняли женщины. В репертуаре кабуки в основном были комические сцены из повседневной жизни. Постепенно выступления приобретали всё большую популярность, стали появляться аналогичные труппы в других городах.

Исполнительницы кабуки не отличались скромностью и пользовались большим спросом среди мужского населения, выступления посещали не только простолюдины, но и лица самурайского сословия. Кабуки стал распространенной формой развлечения в районе красных фонарей в Эдо. Здесь всегда можно было встретить известных актеров, услышать новую захватывающую музыку, увидеть последние тенденции моды. Классовые границы стирались на фоне выступлений онно-кабуки, но часто возникали стычки и потасовки, в скандалы были вовлечены в том числе и государственные деятели. Все эти беспорядки привели к тому, что в 1629 году сёгунат запретил онно-кабуки (женское кабуки), предполагается, что помимо скандальной репутации театра сёгунат был обеспокоен тем, что в пьесах освещается жизнь обычных людей.

На смену женскому кабуки пришли юноши, которые быстро освоили мастерство предшественниц и дополнили представления акробатическими трюками, характер представлений изменился и от танцевального направления перешли к драматическому искусству. Но так как нравственная сторона театра кабуки не изменилась, в 1652 году выступление юношей на сцене было запрещено. Учитывая большую популярность театра его нельзя было закрыть и на сцене стали играть зрелые мужчины, появился новый вид кабуки, более утонченного и стилизованного — яро-кабуки (плутовской кабуки). До этого времени театр всё ещё не использовал литературные произведения и был призван показать красоту и мастерство исполнителей. С уходом юных актрис и актеров из кабуки спасти театр мог только сюжет пьесы, поэтому театральное действие быстро стало наполняться литературными произведениями.

До XVIII века театр кабуки процветал, но позднее интерес публики к театру пропал. В период эпохи Мэйдзи (1868—1912гг.) Япония вынуждена была открыться миру, это было время больших перемен во всех сферах жизни Японии, не исключением стал и театр кабуки. С приходом всего европейского ему грозила реальная перспектива разрушения. Морита Канъя, владелец большого театра в Эдо, произвел реконструкцию театра под европейский стиль, призвав на помощь все связи добился того, что императорская чета посетила кабуки, театр в глазах общественности поднялся на ступеньку выше.

В период с 1912 года до второй мировой войны, несмотря на разрушения вследствие сильных землетрясений, кабуки успешно продолжал свою деятельность и даже гастролировал за рубежом.

После войны оккупационные власти признали театр кабуки антидемократическим и поставили ряд жёстких условий для его дальнейшего существования. Большинство пьес было запрещено, новые пьесы были ограничены по количеству и кроме этого должен был представлен перевод на английский язык. Большинство выдающихся актеров кабуки умерли или погибли во время войны. Театр переживал тяжелые времена, несмотря на такое плачевное положение уже с сентябре 1945 труппы начали давать представления. Правительство Японии как могло поддерживало и помогало деятельности традиционных театров.

Кабуки в наши дни

В наши дни кабуки самый востребованный из классических театров Японии, зрители охотно идут на представления. Кроме традиционных мужских трупп после войны появилась женская труппа кабуки Ичикава Кабуки-дза, но достигнуть мастерства, которое оттачивалось актерами мужчинами на протяжении 400 лет женщинам не удалось. Актеры кабуки снимаются в кино и являются частыми гостями в телевизионных передачах.

Внедрение наушников в театре в 1975 году, в том числе с переводом на английский язык в 1982 году позволило поддерживать интерес иностранцев. С 2005 года стали выпускать и продавать кабуки фильмы. Театры активно гастролируют по Азии, Европе и Америке. Основательнице жанра Идзумо-но-Окуни в 2002 году, к 400-летию образования кабуки в Киото был поставлен памятник.

Что означает слово кабуки

Сегодня крупные и известные театры кабуки расположены в таких городах как Токио, Киото, Осака, Фукуока. Архитектура театра это отдельная тема разговора и об этом будет в последующих статьях. Так же очень большая и интересная тема об актерских династиях театра кабуки. В ближайшее время я об этом напишу на страничках своего сайта. До новых встреч.

Источник

Кабуки: от буддистских танцев до корпорации

Что означает слово кабуки

Зарождение кабуки

Кабуки — национальный театр Японии — зародился достаточно давно, ещё в начале XVII века. Хотя его появление изначально было связано с выступлениями на благо храмов, он быстро превратился в народный. Не без помощи частных меценатов.

Кабуки долгое время был синонимом оригинальности, красочности и нескромности. Танцовщиков кабуки можно было увидеть издалека: их отличали волосы, собранные не по традиционным японским канонам, заморские кресты на шее и особый стиль походки. «Модерн» в его прямом понимании.

Положила начало этому виду театра храмовая танцовщица Окуни. Сначала это были просто танцы, самым популярным из которых был нэмбуцу-одори — молитвенная буддистская пляска.

Впоследствии она разнообразила свой репертуар танцами Яякко-одори и Охараги-одори. Для разнообразия, Окуни периодически переодевалась в мужчину и разыгрывала какие-нибудь сцены прямо во время танца.

Что означает слово кабуки

Женщины в театре

Первые представления кабуки исполнялись женщинами. По сути, первые движения в этом направлении стали глотком свободы для них, ведь они в эпоху средневековья были лишены любых человеческих прав.

Но всё хорошее быстро заканчивается. Дамы лёгкого поведения взяли на вооружение театральные представления трупп кабуки и стали заманивать клиентов в том же духе. Власти не стали мириться с таким положением дел и довольно быстро запретили женщинам участие в кабуки.

Этот запрет дал мощный толчок юношескому кабуки. Во время расцвета женского, он находился в тени, но затем развернулся на полную. Он практически ничем не отличался от женского кабуки: молодые юноши вполне себе сходили за женщин в кимоно и с макияжем. И это тоже пришлось не по нраву представителям власти, поэтому юношеский кабуки также был запрещён.

Гонения продолжились и во время существования мужского кабуки. Но силами народа он вернулся на театральные подмостки. Именно такое рвение сделало его настоящим народным театром и позволило дожить до наших дней. Из-за того, что в пьесах всегда делался акцент на чувствительность, театр постоянно подвергался нападкам, но это лишь укрепляло его.

Расцвет народного театра

В период Гэнроку начался масштабный расцвет кабуки. Привилегированные классы теряли власть, на их место приходили средние слои горожан, поддерживая то искусство, которое нравилось им.

В этот же период был создан и манифест независимости драматургов. Теперь пьесы не могли создаваться и меняться актёрами. Они приобрели статус полноценного литературного произведения и оставались статичными.

Появились пьесы о самоубийстве несчастных влюблённых. Японских Ромео и Джульетт восхвалял Тикамацу. Будучи выходцем из самурайской семьи, он романтизировал их печальными, но красивыми стихами, что значительно повлияло и на жизненные ситуации. Самоубийство молодёжи стало настоящей социальной проблемой.

Меняться начало и само актёрское искусство. В театрах Кёто наметился переход от излишней наигранности к реалистическому поведению. Одним из знаменитых актёров, перешедшим на этот стиль игры, стал Саката Тодзюро. У него было достаточно противников среди коллег, у которых он буквально «отбирал» внимание зрителя, а вот критикам он пришёлся по вкусу.

Что означает слово кабуки

Совсем другое развитие шло в Эдо, который слыл городом самураев. Важным артистом там был Итикава Дандзюро. Ему принадлежит зарождение стиля актёрской игры арагото — героико-романтический, формалистский стиль.

Это было то самое время, когда театр кабуки разделился на две ветки и стал развиваться сразу в двух направлениях. Образовались школа Камигата (по версии Кёто и Осаки) и школа Эдо.

Тем не менее школа Камигата так и не превратилась в театр реалистичных драм. Люди, которые платили свои кровные за представления, хотели видеть шоу, как в «весёлых кварталах», а не размышлять над серьёзными постановками.

Упадок и проблемы кабуки

За расцветом неминуемо приходит упадок, так случилось и с театром кабуки. Смена власти, недовольство народа новым правителем и его законами вылилось в бунты, закрытие многих театров, пересмотр социальных ситуаций. Самоубийство влюблённых перестало быть в моде, подвергаясь мыслимым и немыслимым наказаниям и порицаниям.

Театр пришёл в упадок, к актёрам относились, как к низшим слоям. Актёры, которые наследовали ремесло от отца к сыну, попадали буквально в рабскую зависимость от владельцев театров. Кабуки постепенно переходил от жизенно-бытовых сцен к мистическо-фантастическим пьесам.

Развитие кукольного театра нингё дзёрури знатно конкурировал с кабуки, вымещая его со сцены. Однако, это лишь дало новый толчок к развитию. К тому же, у кукольного театра было чему поучиться. Используя его, кабуки обогатился новыми темами для пьес и новыми решениями в оформлении сцен.

Самым распространённым инструментом в этот период стал сямисэн. Повальное увлечение музыкой привнесло в театр кабуки новшество — обстановочные танцевальные пьесы. Кстати, в самом танце должны были участвовать оннагата — исполнители женских ролей. Но Накамура Накадзо нарушил этот принцип, превратив грабителя в опустившегося и возмущённого властью роннина (самурая, оставшегося без господина). Он был единственным, кто решился двигаться в этом направлении. Последователей у него не было.

Что означает слово кабуки

Феодализм сгущает тучи

Тяжесть феодализма в конце XVIII века привела к совсем другому направлению в пьесах кабуки. В Эдо вернулись к реалистичной драматургии Камигата. Только самоубийства влюблённых сменились семейными драмами. Верная жена решает помочь карьере мужа и уходит от него, говоря, что не любит. Муж в страстях убивает супругу. Общественные вкусы сместились в сторону убийств. Но сами пьесы отошли от развлекательного характера, показывая социальную несправедливость, отказ от жизненных целей, отчаяние.

Такая направленность не могла не подорвать идеалы, так долго преследовавшиеся актёрами Эдо. Столкновение Эдо и Кёто с Осакой оказалось не только в искусстве, но и во власти и экономике. Это повлекло определённые последствия: пьесы стали ругательными, а за пределами театра царили шантаж и вымогательство.

Так в пьесе «Токайдо ёцуя-кайдан» Цуруя Намбоку показал жизнь роннина, который зарабатывает на жизнь ремонтом зонтиков. Но он хотел беззаботной жизни, которую ему в условиях феодализма могла дать лишь тропа зла. На которую он и ступил.

Что означает слово кабуки

Реформы, которые проводил сёгун только всё больше погружали общество в упадок и хаос. Здание театра кабуки было решено уничтожить, а представления запретить. Но один из чиновников мудро перенёс театр на окраину города.

В это тяжёлое для общества и культуры время театральные постановки не отличались ни высокими темами, ни особыми техниками. Кабуки всё чаще становился зеркалом народа, пытающегося выжить в смутные времена. Особой популярностью пользовались пьесы Кавата-кэ Мокуами.

Зрителей пытались поразить особой эдоской драматургией, которая всё больше включала в себя разные трюки и неожиданные повороты. Цель представлений — найти истину даже в упадке. Так, например, в пьесе «Сакура Сого» разворачивается крестьянский бунт. Постановка стала результатом поиска свежих веяний, ведь раньше кабуки не отражал деревенскую жизнь.

Веяния эпохи Мэйдзи

После свержения старого правительства и наступление эпохи реформ Мэйдзи театр кабуки не сильно изменился, хотя за актёрами признали социальные права. В театре ставили обычные бытовые драмы, которые никак не могли конкурировать с доведённым до совершенства методом Мокуами и его психологическими вариациями. Писатели и актёры мало понимали в то время проблемы и движения масс, потому что кардинальные перемены в стране делались не руками народа.

Через какое-то время в театре стали пользоваться спросом «пьесы живой истории», в основном, благодаря чиновникам, побывавшим в Европе. Актёр Дандзюро Десятый представлял на сцене тщательно проработанные древние церемонии и играл исключительно утончённо. Народный театр, каким всегда был кабуки, стал переходить в театр для высших классов. Простым людям не нужны были утончённость и история, они хотели весёлых танцев.

Роковой XX век

Пьесы для кабуки стали поступать не только от Мокуами и Каватакэ, но и от других литераторов, которые до этого никак не были связаны с театром. Мэйдзинская версия театра кабуки окончательно исчезла в первое десятилетие XX века. Во всю развернулась борьба между Литературным обществом и Свободным театром.

Постепенно кабуки стал терять свой привычный облик: появились новые актёрские приёмы, которые разбавляли традиции старой школы. Более того, появилась компания «Сётику», которая прибрала к рукам все токийские театры. Кабуки перестал быть народным театром, окончательно став коммерческим.

Япония, долгое время пребывавшая в изоляции от остального мира, открыла для себя много нового, в том числе и в искусстве. XX век для театра кабуки стал роковым, постоянно приходилось бороться с европейскими видами театра: оперетта, массовый театр, кино и т. д. Всё это отодвинуло его на второй план, оставив ему небольшую нишу среди других видов традиционного театра: ноо, бунраку и других.

Что означает слово кабуки

Михай Мункачи. Первая выставка в Петербурге

Источник

Японский театр кабуки

В течение четырех веков театр кабуки не теряет свою популярность. Кабуки сочетает в себе различные жанры музыки и танца, а его отличительной чертой является преувеличенная мимика актеров.

Изначально выступления кабуки проводились на улице, и он стал сенсационным жанром для своего времени. Позже кабуки переместился в так называемые чайные театры в пресловутых кварталах красных фонарей в растущих городах. В период Эдо можно прекрасно проследить в пьесах Кабуки явных эротический репертуар. Также кабуки зачастую перенимал тематику пьес с родственной формы театра — бунраку и с более старой формы театра Но.
Во время золотого века кабуки (18-19 века) чайные театры выросли в размерах, а также стала применяться более сложная техника: вращающиеся сцены, подъемники и многослойные шторы. Таким образом, кабуки стал предлагать красочные панорамы, сценические трюки, изменение формы декораций, чего не было в большинстве форм азиатского театра, в основном сосредоточенных на искусстве актера.

Что означает слово кабуки

История кабуки

Если Кабуки сам по себе можно описать, как «красочный» жанр, это же в равной степени относится к его истории. Длительный процесс эволюции кабуки начался на берегу реки в Киото в 1603 году. Родоначальницей жанра стала Окуни (которая была служительницей храма Идзумо Тайся). Ее ритуальные танцы в высохшем русле реки близ Киото привлекли сотни зрителей. Вскоре Окуни начала использовать в своих выступлениях романтические и светские танцы. Прошло совсем немного времени, как женщина прославилась по всей столице и начала выступать вместе с труппой на сценах Киото.

Ее танцы, возможно, были основаны на более ранних буддийских храмовых танцах, в то время как музыка первоначального варианта кабуки была взята из более древнего театра Но. Однако, в кабуки, в отличие от других форм театра, начал использоваться новый инструмент, трехструнный сямисэн, который вскоре стал очень модным.

Короткие танцевальные номера и сценки, исполняемые труппой Окуни, создавали ощущение эротизма, поскольку актрисы одевали экзотические костюмы, которые частично подражали костюмам португальских миссионеров. Этот первый вариант кабуки, как полагают некоторые исследователи, был связан с проституцией. Поэтому вовсе не удивительно, что он так стал популярен в чайных театрах кварталов. Ведь с помощью нового популярного жанра можно было предоставить клиентам новый вид развлечений, и в то же время рекламировать жриц любви на сцене.
Из-за большой популярности «женского кабуки» и шумихи, который этот жанр создал среди мужской аудитории, чиновники запретили «онна кабуки» в 1629 году. Это привело к созданию другого варианта театра — «вакашу кабуки или «кабуки молодых мужчин». Чайные бордели начали предлагать услуги молодых парней, что обрело популярность среди бисексуальной атмосферы «кварталов для удовольствия» и их особого стиля жизни под названием ukioyo или «изменчивого мира». Парни, исполняющие женские роли, приобрели популярность среди мужской аудитории. Но подобное продлилось недолго. В 1652 году чиновники запретили и этот вид кабуки. Тем не менее, взрослым мужчинам никто не запретил выступать на сцене, что привело к созданию нового вида театра — «яро кабуки», в котором все роли, даже женские, играли взрослые актеры мужского пола.

Что означает слово кабуки

Продолжение традиций

Постепенно в 17 веке кабуки удалось дистанцироваться от проституции, и этот театр начал привлекать серьезных драматургов. Талантливые актеры также внесли существенный вклад в развитие кабуки, создав новые виды ролей, такие как onnagata — женская роль, исполняемая мужчиной, wagoto — роль элегантного мужчина, а позже появилась aragoto — роль брутального сильного мужчины. Каждая из них вдохновила драматургов на создание новых видов драмы.

Кабуки проник буквально в каждую сферу жизни страны. В области Киото и Осаки вдохновением для кабуки стал эротический, гедонистический «изменчивый мир» или ukioyo, который процветал в «районах красных фонарей» больших городов. Этот стиль жизни, с его знаменитыми проститутками и звездными актерами кабуки, часто изображался цветных мозаиках того времени.

В первой половине 18-го века в Эдо, который был резиденцией военного правительства, появился другой яркий стиль кабуки, который довольно быстро распространился. Он был назван aragoto, а на его создание оказал сильное влияние кукольный театр бунраку.

Зачастую у бунраку и кабуки был одинаковый репертуар, к примеру в обеих разновидностях театра использовались пьесы Тикамацу Мондзаэмона (1653-1724), а также многих других знаменитых драматургов. Разновидности ролей и стиль бунраку во многом оказали влияние на актерское мастерство и выражение лиц актеров кабуки.

Что означает слово кабуки

Конец 18-го века и большая часть следующего столетия стали золотым веком театра кабуки. Несколько инновационных драматургов расширили репертуар театра, добавив следующие категории пьес: jidaimono (исторические пьесы), sewamono (отечественные пьесы), kaidanmono (призрачные пьесы), похожие на танцевальные драмы Но, а также shiranamimono (воровские пьесы).
Шло время, и театры кабуки выросли от простых сцен в чайханах и более поздних деревянных конструкций, напоминающих ранние театры Но, до настоящих огромных театров, в которых использовалась более сложная техника. Также появился обычай ставить пьесы кабуки, которые длились целый день. Они состояли из нескольких частей: программу открывала пьеса jidaimono, а заканчивала пьеса sewamono.

К концу золотого периода кабуки было создано большинство из ныне существующих его стилей, с соответствующим репертуаром. Появились целые семейные династии актеров, которые специализировались на определенных стилях и пьесах.
Из всех четырех «классических» форм японского театра только кабуки удалось сохранить свою популярность в период Мэйдзи (1868-1912). Но и кёгэн стали редкостью, в то время как традиции бунраку сохранились в основном в Осаке. Кабуки удалось адаптировать основные темы, тексты и танцы из этих более старых стилей театра.

В 19 веке центром кабуки стал Токио (который ранее назывался Эдо), где к концу века было создано три больших театра кабуки. К сожалению, все они были уничтожены пожарами и взрывами, и только один из них (известный как «Кабуки-дза») был перестроен в 1952 году. В настоящее время Национальный театр Токио также служит в качестве сцены для театра кабуки.
Во время эпохи Мэйдзи, когда модными стали западные формы развлечений, был изобретен новый, более реалистичный тип театра — так называемый «шин кабуки» или «новый кабуки», который тем не менее никогда не приобрел широкой популярности.

С 20-го века до начала 21-го века кабуки не был самой популярной формой традиционного театра Японии. Но это также не был застойный «музейный» жанр. Постепенно он развивался. К примеру, в настоящее время появились различные, зачастую даже противоположные тенденции. Несколько замечательных актеров и драматургов сделали инновационный вклад с целью модернизации кабуки в 20 веке.

Актеры и их типичные роли

Лишь в очень немногих разновидностях театров актеры сыграли одну из самых важных ролей в создании и разработке целой формы искусства, как это произошло в кабуки. Есть несколько категорий ролей с различными суб-категориями. Лишь самые талантливые актеры могут быть настолько универсальными, что они могут исполнять роли разных категорий. Намного чаще встречается, что актер специализируется только на одной из категорий, поскольку подготовка действительно классного актера может длиться в течение всей его жизни.
Рассмотрим основные типы ролей в театре кабуки.

Что означает слово кабуки

Onnagata — женская роль, исполняемая мужчиной. Она может рассматриваться как воплощение стилизованной карикатурной актерской техники кабуки. Практика использования актеров-мужчин в женских ролях восходит к началу 17 века, когда появились вакашу-кабуки или «молодых мужчины кабуки». Когда женщинам запретили выступать на сцене в этом жанре в 1629 году, молодые мальчики заменили их. Когда мальчики-актеры были запрещены в 1652 году, женские роли начали исполнять взрослые мужчины. На протяжении всей истории кабуки актеры onnagata были звездами, которыми особенно восхищались и которые часто диктовали женскую моду.

Что означает слово кабуки

Различные типы постановок

Что означает слово кабуки

Сцены и реквизит

В течение 18 века сцена кабуки, которая ранее была простым деревянным помостом, превратилась в сложное «волшебное построение» с несколькими типами занавеса, лифтами и даже вращающейся сценой.

По своей сложности сцену кабуки можно сравнить разве что со «сценой барокко», которая использовалась в Европе примерно в то же время. Обе сцены были предназначены для исполнения различных танцевальных драматических постановок. Также все оснащение этих обоих типов сцен были направлены на то, чтобы поразить публику. Однако есть существенные различия между западноевропейской сценой барокко и сценой кабуки.

Что означает слово кабуки

Сцена барокко была сделана согласно европейских придворных театральных традиций, поэтому на нее очень сильно повлияли научные открытия эпохи Возрождения. Это привело к созданию довольно высокой и глубокой сцены, на которой было легко создать иллюзию больших расстояний. В театре кабуки, который фактически родился в «увеселительных кварталах» была очень широкая сцена, необычные декорации которой были сделаны в классическом японском стиле живописи.

Что означает слово кабуки

Самые ранние выступления кабуки проводились на временных сценах. Когда этот театр только начал приобретать популярность, его постановки ставились на деревянных конструкциях, похожих на те, которые использовались в театре Но. К концу 17-го века сцена кабуки приобрела одну из современных отличительных черт, которая сохранилась до сих пор — hanamichi или «цветочный путь», который ведет от задней части зала в левом углу до собственно самой сцены. В кабуки в 17-18 веке появились специфические полосатые шторы-занавесы «маку», которые также стали одной из «фишек» кабуки. Подобные занавесы сейчас повсеместно используются во время танцевальных пьес.

Что означает слово кабуки

Сложные системы лифтов и тайников, которые сегодня можно найти на любой профессиональной сцене кабуки, развивались на протяжении веков. Это позволяло актерам появляться и исчезать в мгновение ока. Полноразмерная же вращающаяся сцена, которая была впервые использована в Европе в 1896 году, в кабуки использовалась уже в 1758 году. Иллюзии являются одним из важнейших элементов во многих пьесах кабуки. Одним из самых красивых сценических трюков является «оседлавший небеса» (chunori), в котором актер летит над сценой, или даже над зрительным залом. В некоторых типах современных постановок в полной мере используются подобные сценические трюки.

Актерская техника

Актерская техника кабуки в значительной степени основана на имитации действий и поведения людей во время различных исторических периодов Японии. Жизнь придворных, самураев и даже обычных горожан была ограничена и диктовалась сложными правилами поведения, которые все были отражены на сцене кабуки. Например, разговорный язык и язык тела мужчин и женщин сильно отличались (это частично до сих пор сохранилось в Японии). Преувеличенная мимика стала одним из основных компонентов актерской техники (фури) в кабуки. К примеру, это нашло отражение в отыгрывании ролей персонажей оннагата, преувеличенно крошечные шаги которых стали отображением идеализированной концепции женственности периода Эдо.

Что означает слово кабуки

Что означает слово кабуки

Каждый будущий актер кабуки начинает обучение с раннего детства. Он должен ознакомиться с обширным репертуаром танцев, особенно если собирался специализироваться на ролях оннагата. В большинстве пьес кабуки, которые были взяты из репертуара Но, танец является доминирующим аспектом.
Поскольку кабуки является в значительной степени наследственной профессией, обучение этому искусству производится в рамках семей. Студент может брать отдельные уроки танца и музыки, но основную часть обучения производит мастер одной из сохранившихся семей, которые уже веками занимаются кабуки.

Грим и костюмы

У главных героев кабуки наиболее распространен сугубо белый грим или макияж (кешо). Это цвет чистоты, утонченности и аристократии. Многие из простолюдинов, такие как слуги и крестьяне, использовали более коричневатый макияж, имитируя загар людей, которые много работают на открытом воздухе. Белый макияж в основном наносится после сбривания или замазывания белой пастой бровей (для актеров ролей оннагата наносится красная основа под слоем белого грима). После этого обводятся глаза, красятся губы и высоко на лбу наводятся брови (все это делается черным или красным цветом).

Подобный тип макияжа позволяет преувеличивать и подчеркивать черты лица в соответствии с эстетикой Кабуки. Он также подчеркивает выражение лица, которое очень многое значит в этом японском типе театра, а также позволяет хорошо видеть мимику даже зрителям с задних рядов.

Что означает слово кабуки

Существуют также несколько еще более стилизованных специальных видов макияжа. Наиболее яркий и кричащий из них — кумадори, макияж в стиле, который развился вместе с aragoto (энергичных персонажей мужского пола). В кумадори макияж наносится линиями, которые подчеркивают черты лица актера. Красные линии обычно символизируют хорошего, а синие — злого персонажа.
Актеры кабуки, как правило, сами наносят свой макияж.

Костюмы в кабуки называются ишо. Сразу стоит подчеркнуть то, что репертуар кабуки охватывает многочисленные типы постановок: некоторые из них повествуют о феодальных интригах прошлого (джидамоно), некоторые рассказывают о повседневной жизни в период Эдо (севамоно), а некоторые изображают призраков и сверхъестественных существ. Таким образом в кабуки также используется несколько типов костюмов. Костюмы пьес джидамоно напоминают тяжелые платья старых времен и похожи на костюмы Но. Мужчины часто носят широкие юбки, брюки и вставки-расширители плечей.

Что означает слово кабуки

Реалистичные костюмы периода Эдо используются в пьесах севамоно. Самыми скромными из них являются так называемые «бумажные кимоно», которые указывают на бедность персонажей. Самыми роскошными являются костюмы популярных куртизанок, которые состоят из нескольких слоев кимоно, охваченных тяжелой накидкой. Заниженный воротник задней части кимоно показывает шею, что японцы рассматривают как очень эротическую и пикантную подробность.

Что означает слово кабуки

Костюмы могут иметь скрытый смысл. Их цвет, а особенно вышитые на них детали всегда имеют символическое значение. Просто приподняв подол кимоно или подняв рукав, актер может символизировать различные ситуации. Таким образом, обращение с различными типами костюмов является неотъемлемой частью актерской техники.

Специальные актерские техники и музыка

Боевые сцены в кабуки называются тачимавари. При этом в кабуки, как и в пекинской опере Китая, батальные сцены четко отражают технику боевых искусств. Тем не менее, в кабуки батальные сцены более стилизованные, в отличие от быстрых и очень акробатических боев китайской оперы.

Стили музыки кабуки

Третий тип музыки, Геза, обеспечивается музыкантами, которые сидят скрыто от зрителей в отдельно зале справа от сцены. Основным инструментом в кабуки является трехструнная лютня сямисэн. Однако, оркестр геза использует несколько других инструментов для того, чтобы обеспечить эффект изменения атмосферы и специальные звуковые эффекты, такие как шторм, дождь и т.д. В некоторых пьесах, особенно в танцевальных пьесах из репертуара Но, оркестр и певцы сидят на платформах в задней части сцены.
В кабуки также используются для различных целей два типа деревянных трещоток. С помощью интенсивного крещендо ручных трещоток «ки» объявляют о начале постановок, в то время как трещотки «тсуре» используют для подчеркивания драматических кульминационных моментов. Эти моменты также сопровождаются громкими криками ободрения и удовлетворения «какегое».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *