Что означает слово исраф

Расточительство (исраф) – 1

Расточительство, исраф, чрезмерность — это безрассудная трата того, что можно направить на благие дела. Когда говорят об исрафе, прежде всего приходит на ум расточительство материальное. Это понятие связано с деньгами и имуществом, но не ограничено только ими. Существуют расточительство духовное: переходить границы, установленные Всевышним, не прислушиваться к словам пророков, совершать скверные деяния, тратить жизнь впустую.

Давайте попытаемся разобраться и почитаем Коран. Во многих аятах употребляются слова исраф и мусриф — транжиры. Духовное расточительство намного страшнее материального, поскольку его последствия не ограничены только земным существованием, а распространяются на будущую жизнь.

Поэтому Всевышний Аллах в Коране особо отметил эти грехи. Человек пришёл на землю для того, чтобы совершать деяния, которые зачтутся в будущей жизни. Но из всего земного он сможет взять с собой в могилу только несколько метров ткани. Мирское существование со всеми его возможностями дано Всевышним как некий капитал. Мы используем это богатство, можем совершать поступки ради будущей жизни и таким образом обрести вечное блаженство. В суре «Тауба» говорится как раз об этом: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им рай. И они будут сражаться во имя Аллаха, убивая и погибая, в соответствии с истинными обещаниями от Него [, данными] в Торе, Евангелии и Коране. И кто же надёжнее в Своём обете, чем Аллах? Радуйтесь же сделке, которую вы заключили с Ним, ибо именно это и есть великий успех» (Сура «ат-Тауба», 9 / 111).

Эти испытания готовят препятствия на жизненном пути человека. Земное бытие не похоже на течение полноводной и спокойной реки. Поэтому мы и пробуем на вкус все события, радостные и горькие, узнаём, какого цвета наши часы и минуты. Иногда человек ошибается, используя сокровища своей жизни: неправильно себя ведёт, преступает установленные границы. Это несоответствие люди и называют грехом. Тогда душа чернеет, сердце мутнеет, и человек перестаёт различать доброе и злое.

Есть большие грехи и малые, но известно одно: любой проступок всё равно разрушает духовную жизнь, а мусульманин испытывает огромный убыток на пути в будущую жизнь. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выразил это в хадисе: «Когда человек совершает один грех, то на его сердце появляется чёрное пятно. Когда он раскаивается в содеянном, делает тауба, то эта точка стирается. Если грехов много, то и нравственной черноты становится больше. Затем наступит момент, когда человек не сможет очиститься, и сердце полностью покроется пятнами». О таких людях говорится в аяте: «Так нет же! Деяния их окутали [пеленой] их сердца» (Сура «Мутафиффин», 83 / 14; Ибн Маджа, «Зухд», 29). Поэтому Всевышний Аллах повелевает грешникам обратиться к Нему и очиститься.

Расточительство в вере

Это не означает, что человек во что-то сильно верит и тем самым расходует иман. Наоборот, данную Всевышним потребность и способность он расходует на ширк (упорство в неверии). Мусриф замкнут на своих заблуждениях и глух ко всем советам и предостережениям пророков. В суре «Та Ха» говорится: «Так Мы расплачиваемся с теми, кто излишествовал и не уверовал в знамения Господа своего. А наказание в будущей жизни, конечно, более суровое и долговечное» (Сура «Та Ха», 20 / 127). Чтобы узнать, о ком здесь идёт речь, достаточно посмотреть на содержание двух предыдущих аятов. В них говорится о наказании людям, которые не воспринимали наставления Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «[И он] воскликнет: «Господи! Почему ты воскресил меня слепым? Ведь раньше я был зрячим». [Аллах] скажет: «Подобно тому как ты забыл Мои знамения, которые явились перед тобой, ты тоже будешь предан забвению сегодня»» (Сура «Та Ха», 20 / 125—126). Понятие исраф в этом контексте подразумевает игнорирование посланий Всевышнего.

О мусрифах — расточительствующих сказано в суре «Анбия»: «Потом Мы сдержали данное им обещание, спасли [от бедствий] их и тех, кого захотели, а преступающих [пределы дозволенного] погубили» (Сура «аль-Анбия», 21 / 9). Это люди, которые не следовали за пророками и называли их лжецами. Также в суре «Ясин» упомянуты те, кто не прислушался к посланникам, направляющим на истинный путь: «Они сказали: «Дурное предзнаменование — в вас самих. Неужели, если вас увещевают, [вы будете считать это дурным предзнаменованием]? Тогда вы — люди, преступившие пределы [дозволенного]!»» (Сура «Ясин», 36 / 19). Про них так и говорится: «вы — мусрифы», те, кто тратит впустую возможность обрести истинную веру.

В суре «аз-Зухруф» говорится о Коране как об Откровении Всевышнего и Великой Книге. Эти строки обращены к мушрикам: «Он находится у Нас в «Матери Писания», он — Возвышенный, Мудрый. Неужели Мы станем лишать вас наставлений [Корана] из-за того, что вы — люди, нарушающие дозволенное?» (Сура «аз-Зухруф», 43 / 4—5). Здесь мусрифы — племена, которые не вняли предостережениям Всевышнего и придают Ему сотоварищей.

Расточительство в богослужении

Это не означает, что человек усердствует в поклонениях. Расточительство и богослужении — выполнение предписаний Всевышнего с недостатками или нежеланием. В суре «Ан`ам» говорится: «Он — Тот, кто взрастил сады, в которых растения с подпорками [для них] и без подпорок, — [в них] финиковые пальмы, посевы с разнообразными злаками, оливы, гранатовые деревья, плоды их похожи [на вид] и не похожи [на вкус]. Вкушайте эти плоды, когда [сады] станут плодоносить, и давайте [нуждающимся] должное в день уборки, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих»(Сура «Ан`Ам», 6 / 141). Коран предупреждает: не оставляйте себя в затруднительном положении, когда даёте милостыню бедным. Хотя можно понять эти строки иначе: не расточительствуйте возможностью совершать добро, помогайте нуждающимся. Саид бин Мусейф и Мухаммад бин Кааб растолковывали этот аят следующим образом: не препятствуйте садака, не бунтуйте против Всевышнего (Ибн Кясир, «Тафсир», 2 / 182).

Источник

Исраф или жизнь одним днём

Что означает слово исраф. Смотреть фото Что означает слово исраф. Смотреть картинку Что означает слово исраф. Картинка про Что означает слово исраф. Фото Что означает слово исраф

Совершай добро по отношению к семье и не забывай совершать его по отношению к другим, не то потерпишь убыток в этом мире и лишишься награды в мире вечном. Будь экономным и не будь расточительным. Не будь в имуществе скупым, но и не разбазаривай его. (Лукман Аль-Хаким)

Как известно, время не только лучший «доктор», но ещё и отменный аналитик. К примеру, если ты на что-то подсел и не знаешь, является ли это «что-то» твоей слабостью или просто прихотью, то просто дай себе немного времени. Время даст тебе самую лучшую «статистику» по фактам, и ты сможешь по достоинству оценить что угодно.

Это правило «выжидания» применимо практически ко всему, например, к такому «трендовому» качеству, как исраф. Склонность к расточительству и желание посорить деньгами губили сынов Адама ещё тысячелетия назад, и, учитывая это, я подумал, что не лишним было бы немного раскатать эту тему.

Приводить конкретные примеры я сегодня не буду, а вместо этого постараюсь озвучить основные, на мой взгляд, мотивы, из-за которых человек страдает таким «недугом», как расточительство.

Не могу обещать, что от моих мыслей вы получите эстетическое удовольствие, но то, что от скуки не уснёте, я гарантирую.

1. Причина: зависимость

Да, вы не ослышались, тяга к расточительству зачастую может быть следствием зависимости, сформированной ранее благодаря возможности беззаботно хрустеть купюрами. Людям, привыкшим жить на широкую ногу, реально тяжело (психологически) ограничивать себя в чём бы то ни было и перестроиться на другие цифры.

Особенно это касается тех, кто с детства привык к роскоши и вседозволенности. Причём не важно, образован этот человек или полный неуч. Бывает так, что этой «болезнью» страдают весьма образованные и неглупые люди, что лишний раз доказывает, что помимо УМА у человека есть ещё и ВОЛЯ, которую необходимо постоянно закалять.

Не забывай, что зависимость от расточительства – это та ещё слабость характера. Причём слабость, довольно быстро создающая проблемы. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِنْدَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

«О потомки Адама (люди)! Облекайтесь в свои украшения [надевайте ваши самые красивые и чистые одежды] для каждой мечети [при совершении намаза и тавафа]; ешьте и пейте, но не излишествуйте [не переходите граней, которые установил Аллах] во всём этом, ведь поистине, Он не любит излишествующих – как в еде и питье, так и в другом». (сура Аль-Аʻраф: 31)

2. Адаты

Сегодня адаты (как, впрочем, и всегда) играют едва ли не главную роль в социальной жизни среднестатистического дагестанца. Ради адатов мы готовы совершать необдуманные поступки, суетиться «там-тут» и, конечно же, ТРАТИТЬСЯ.

Возьмём для примера то, что лежит ближе всего – дагестанские свадьбы, ставшие давно уже символом безудержного кутежа и неоправданных расходов.

Кортеж из презентабельных авто, банкетный зал за баснословные суммы и прочие дорогие «фишки» стали для наших земляков чем-то само собой разумеющимся. К примеру, на еду для праздничного дня уходит в среднем 1000 рублей на душу, а это значит, что если вы пригласили порядка 300 человек, то круглая сумма из вашего бюджета уходит только на трапезу.

Прибавим сюда услуги профессионального фотографа (который за «спасибо» к вам не придёт), разнообразные эффекты типа тяжёлого дыма, услуги музыкантов – и вы уже можете смело идти искать клад или бросать монетку на то, какую из почек продать, чтобы покрыть долги. Для нас, к сожалению, процесс по-прежнему важнее, чем сама цель.

Если говорить о свадьбах, то достаточно вспомнить ужасающую статистику по разводам, чтобы понять, что средства не всегда оправдывают цель. Однако многих ли это останавливает? Ну разведётся девушка спустя два месяца после грандиозной вечеринки, и что из этого! Главное, её выдали не хуже, чем остальных…

Примерно так, видимо, мыслят сегодня многие родители, загоняя себя в долговую ямы из-за дьявольских адатов, которые год от года всё обрастают новыми «пунктами». Вообще, пытаться всё и всегда подогнать под принцип «как у всех», когда это явно не соответствует нашей религии – довольно идиотская привычка.

Одно дело – когда это касается Шариата, который уравнивает всех посредством тех или иных запретов и повелений. И совсем непонятно, когда чел настолько отрывается от реальности, что начинает слепо идти на поводу у толпы, которая только и ждёт, чтобы сделать его своим вечным рабом без права голоса.

Подумай над этим, если для тебя ещё важно оставаться самим собой.

3. Понты

Старые добрые понты, как и сотни лет назад, толкают человека на необдуманные траты и сегодня. Однако по сравнению со снобами прошлого современные транжиры достигли уровня 80 lvl, и это, скорее всего, ещё не предел.

Чтобы понять, как связан исраф и пресловутое желание выделиться из толпы, достаточно вспомнить прошлогодний ажиотаж вокруг выхода iPhone Х. Говорили, что люди стояли в очередях за очередным детищем Apple по четверо суток подряд, и подобное наблюдалось во многих городах.

Просто представьте себе это. Деградация поколения в одной картине. Стоимость нового смартфона была для среднего класса реально запредельной, что, тем не менее, не помешало людям со средним уровнем дохода приобрести его (волшебное слово «кредит»).

А в это же самое время на соседних улицах сидели бездомные и бегали дети из неблагополучных семей. А ещё совсем рядом находились бабушки, которые едва сводят концы с концами и… стоп, стоп! Куда тебя понесло, приятель? Какое это имеет отношение к тем, кто пришёл в тот день в магазин, чтобы купить iPhone Х? Правильно, никакого! Именно так зачастую рассуждают те, для кого неважно, какая обстановка вокруг, главное, чтобы им здесь и сейчас было комфортно.

Расточительство формирует такое отношение к жизни достаточно быстро. Ведь если я приобретаю то, что хотел (даже если это не было жизненно важно), то всё сразу «оk», и я спокоен, правильно? Или нет?

Как бы скучно это ни звучало, но разумный человек должен взвешивать каждый свой «финансовый шаг», чтобы не вылететь в трубу и не начать в один прекрасный день обивать пороги благотворительных организаций.

Возможно, время от времени каждого накрывает желание пуститься в загул по дорогим бутикам или автосалонам, но, идя на поводу подобных слабостей, мы предсказуемо окажемся перед разбитым корытом. В общем, как заметил ещё Бенджамин Франклин: «Кто покупает лишнее, в конце концов продаёт необходимое».

Между адекватом и идиотом

Всё вышесказанное вовсе не означает, что мусульманин должен носить лохмотья сорокалетней давности, телефон Nokia (фонарик) из начала нулевых, а из имущества иметь одну дойную козу. Нет, нет и ещё раз нет!

Нам дозволено абсолютно всё в этом мире, за исключением харама. Самое главное – знать, когда и где следует остановиться в своих желаниях. Никто ведь не запрещает мусульманину питаться вкусной и изысканной едой, однако посыпанный золотой стружкой деликатес – явный перебор по каким угодно меркам.

То же самое с одеждой, автомобилями и телефонами. Приобретай всё, что тебе нравится, но знай планку, выше которой прыгать не стоит. Если внимательно оглядеться вокруг, то невозможно не заметить, что в мире слишком много страждущих и тех, кто реально находится на краю.

Однако если каждый из нас будет надеяться, что им поможет «кто-то другой», то добродетель в нашем обществе умрёт намного раньше. Причём насильственной смертью.

Противоядие

Скромная и размеренная жизнь давно уже не расценивается как достойный пример для подражания. Напротив, если ты способен чем-то удивить «толпу» (если, конечно, ты не лузер и успел свои «выпендрёжи» вовремя запостить в Инстаграм), то о тебе скажут уйму лестных слов.

Правда, как скажут, так сразу и забудут. Да, именно так! Или ты думаешь, что те же свадьбы, за которые наши «земляки» отдают не меньше ляма, кто-то вспомнит спустя неделю? Ничего подобного!

Понтами и исрафом никто не выстрелит надолго и далеко. Представь, что тебе каким-то чудом «упала» чёткая «тачила», и ты целый день колесишь на ней по городу. Запомнит ли кто-то тебя? Конечно же, нет! Просто потому, что таких как ты, вагон и малая тележка, а ты – всего лишь один из них.

Из этого следует, что, желая выделиться из категории «обычные люди», ты автоматически попадаешь в категорию «желающих выделиться».

Исрафэто весьма опасная игра, конец которой может быть непредсказуем. Мы не знаем, чем закончится наш следующий день и с чем мы в итоге останемся. Поэтому, вместо того, чтобы подкармливать свой необузданный нафс очередными растратами, вспомни, что вокруг полно тех, кто нуждается ИМЕННО В ТВОЕЙ ПОМОЩИ!

Береги себя, дорогой читатель, и до новых встреч!

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Источник

Что такое исраф?

Вопрос № 217:
«Что является исрафом в отношении имущества?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Есть два термина: «аль-исраф» и «ат-табзир». И более сильное мнение в этих двух терминах состоит в том, что они не являются синонимами в полной мере, потому как исраф — это нечто обобщенное и касается как имущества, так и других сфер жизни человека, в то же как табзир касается только имущества.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

«И не расточительствуй чрезмерно. Воистину расточители — братья шайтанов».
[Сура «аль-Исра», аяты 26-27]

Табзир касается только имущества, а исраф — всего, где человек переходит границы, будь то имущество, или поклонение, или какое-то деяние. Во всем этом человек может проявлять исраф.

И даже в истории Пророка Лута, мир ему, Всевышний Аллах упоминает, как Лут сказал им:

إِنَّكُمْ لَتَأْتُونَ الرِّجَالَ شَهْوَةً مِنْ دُونِ النِّسَاءِ ۚ بَلْ أَنْتُمْ قَوْمٌ مُسْرِفُونَ

«В похотливом вожделении вы приходите к мужчинам вместо женщин. Воистину, вы — народ излишествующий».
[Сура «аль-А’раф», аят 81]

А также Аллах говорит про Фараона:

وَإِنَّ فِرْعَوْنَ لَعَالٍ فِي الْأَرْضِ وَإِنَّهُ لَمِنَ الْمُسْرِفِينَ

«Поистине, Фараон возвеличился на земле и был из числа аль-мусрифин».
[Сура «Юнус», аят 83]

Поэтому слово «исраф» касается всего того, в чем человек переходит границы дозволенного. Даже когда он делает дуа Всевышнему Аллаху, он может делать исраф. Точно так же — во время поклонения, в отношениях с людьми, в имуществе, в приеме пищи.

В данном вопросе, скорее всего, речь идет о табзире, потому что конкретно упоминается имущество. Что касается табзира, то есть расточительства в имуществе, то оно является запретным.

Как определить, является человек расточителем или нет? Здесь все зависит от ситуации, времени, места и от самого человека.

Приведем известную историю ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который прибыл в Шам на осле, и с ним был ‘Абдурахман ибн ‘Ауф, да будет доволен им Аллах. Он был праведным халифом, которому треть мира подчинялась, а приехал в Шам на осле, одетым в халат весь в заплатках. Когда он встретил Му’ауию, да будет доволен им Аллах, а рядом с ним его командиров, то увидел, что они были в роскошных одеждах, на самых дорогих конях, в великолепных доспехах и при лучшем оружии.

Это, разумеется, рассердило Умара, он позвал Му’ауию и спросил: «Что это за одежда?» Му’ауия ответил: «О, повелитель правоверных! Поистине, мы живем на границе с неверными, и они должны видеть, что у нас есть из роскоши, богатства и силы, иначе подумают, что у нас ничего нет, и нападут на нас». Тогда он отпустил его, и ‘Абдурахман ибн ‘Ауф сказал: «О, ‘Умар! Как прекрасно он тебе ответил». На что ‘Умар произнес: «Если бы он сказал мне что-то другое, поистине, я бы наказал его». Известно, что Умар наказывал своих наместников рукой, если видел в этом необходимость.

Из этой истории ученые извлекли вывод, что мусульманам, которые живут среди неверных, с целю возвеличивания Ислама, притягивания людей к этой вере, и чтобы люди смотрели на мусульман с уважением, дозволяется одеваться подобным образом. Однако если они живут в мусульманской среде, то нет необходимости в этом. Пусть человек надевает скромную одежду и пользуется недорогими средствами передвижения, и нет необходимости покупать самое дорогое и бросающееся в глаза.

Это также зависит и от благосостояния. Богатый человек, который выплачивает закят, имеет возможность покупать себе дорогие вещи, дома и машины. Если в обществе, где он находится и ведет какую-то деятельность, принято покупать дорогие часы, значит, и он будет покупать себе дорогие часы, одежду, автомобили. В данном случае это не является исрафом. Все зависит от общества, в котором живет человек.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
15 Раби́ аль-аууаль 1441 г. (12.11.2019)

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Источник

Исраф

Исраф (араб. إسراف) — проявление чрезмерности и незнание меры при пользовании материальными благами, дарованными Всевышним, а также трата их впустую.

Понятие «исраф» может быть применимо к таким важнейшим благам, как время, здоровье и жизнь. Поэтому необходимо проявлять особую бережливость в отношении них, ведь они — ценнейший капитал и богатство каждого человека.

Согласно мнению большинства ученых-богословов, совершать исраф запрещено (харам), на что указывают некоторые аяты Священного Корана, а также изречения пророка Мухаммада.

В некоторых случаях проявление чрезмерности все же допускается. К ним ученые-богословы относят расходование материальных средств на благотворительность и социально важные цели. Однако все же и в этом случае предписано соблюдать определенную меру — не допускается жертвовать всем своим имуществом, оставляя себя и свою семью в нищете.

Кстати, трату даже небольшого количества материальных благ на греховные и неподобающие верующему человеку деяния ученые-богословы также отнесли к понятию «исраф».

Проявление исрафа не допускается в том числе и в делах, связанных с поклонением Всевышнему. Поэтому, например, совершая малое (вуду’) или полное (гусль) омовение, необходимо соблюдать меру в использовании воды, стараясь не расходовать ее в большом количестве.

Также необходимо соблюдать определенную меру в выполнении молитвы (намаза) и при соблюдении поста, не впадая в крайности. Не допускается, например, все ночи проводить, занимаясь совершением [дополнительных] молитв-намазов, или каждый день соблюдать [дополнительный] пост[1].

Дополнительно на тему расточительства советуем почитать статью «Расточительство в Исламе».

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Исраф // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 4. С. 176–194.

Что означает слово исраф. Смотреть фото Что означает слово исраф. Смотреть картинку Что означает слово исраф. Картинка про Что означает слово исраф. Фото Что означает слово исраф

Что означает слово исраф. Смотреть фото Что означает слово исраф. Смотреть картинку Что означает слово исраф. Картинка про Что означает слово исраф. Фото Что означает слово исраф

Мы в социальных сетях:

© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью

Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.

Источник

Расточительство в исламе и его виды

Исраф (расточительство) рассматривается в исламе как один из серьёзных грехов. Его отличительной чертой является то, что оно может быть как материальным, так и духовным, а потому многократно возрастают риски совершения этого греха.

В общественных науках часто можно встретить суждение, что нынешний успех в плане развития технологий и качества жизни Западного мира целиком и полностью покоится на протестантской этике, которая ставит на первый план не накопление ресурсов, а их грамотное распределение и вкладывание их в реально работающие процессы. Социальные проблемы других культур трактуются как результат отсутствия особого предпринимательского духа.

Возможно, в некоторых аспектах это суждение имеет под собой определённое основание, но ислам как система ценностей, взятая в отрыве от человеческой практики, совершенно точно способствует воспитанию того самого предпринимательского этоса, о котором говорят на Западе. Достаточно вспомнить, что мусульмане первых веков были искусными купцами с обширными торговыми связями.

Что такое исраф и табзир?

Бессмысленная трата какого бы то ни было ресурса обозначается в арабской лексике словами «исраф» и «табзир», которые можно перевести на русский язык как «расточительство». Этой теме посвящены как многочисленные аяты Священного Корана, так и изречения Пророка Мухаммада (с.г.в.). Однако сами эти термины в рамках исламского богословия и права имеют свои нюансы.

По мнению большинства учёных, слово «исраф» носит более общий характер в сравнении с «табзиром». Однако существует и мнение, согласно которому термин «табзир» обозначает расходование ресурсов на запретные дела, тогда как слово «исраф» предназначено для характеристики чрезмерных трат в отношении дозволенных вещей. Так или иначе, оба слова встречаются в Откровении, переводятся примерно одинаково, но некоторые их особенности необходимо будет подчеркнуть.

Корень от слова «исраф» лежит в основе аятов, в которых чётко обозначается нелюбовь нашего Господа к расточителям дозволенных ресурсов.

«Он – Тот, Кто создал сады на трельяжах и без трельяжей, финиковые пальмы и злаки с различным вкусом, оливки и гранаты, имеющие сходства и различия. Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки, но не расточительствуйте, ведь Он не любит расточительных» (6:141)

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (7:31)

В аяте, где встречается однокоренное с «табзир» слово, люди, позволяющие себе траты, обозначаются как приспешники Сатаны.

«Воистину, расточители – братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу» (17:27)

Виды расточительства

Расточительство может быть нескольких типов в зависимости от того, какую сферу деятельности человека мы рассматриваем. Индивид может впустую тратить не только какие-то материальные ресурсы (деньги, продукты питания, время и иные ресурсы), но и быть расточителем в области духовного развития. Последнее зачастую характерно и для тех, кто считает себя праведным мусульманином и проявляет излишнее усердие, которое чревато проблемами. Связано это во многом с тем, что сам Всевышний не желает обременения человеку:

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185)

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) часто говорил о необходимости держаться срединного пути в религии и не ударяться в крайности: «Позволяйте себе облегчать и не усложняйте, радуйте других и не смейте вызывать гневное отвращение. Не становитесь причиной отчуждения от вас людей» (хадис от аль-Бухари, Муслима, Ахмада и ан-Насаи).

У духовного расточительства имеется и другой аспект. Речь идёт о том, что рабы Аллаха очень часто тратят своё драгоценное время на совершенно бесполезные занятия, как-то: пустые разговоры, распространение слухов и сплетен, зависание в компьютерных играх и социальных сетях и так далее. Эти и многие другие действия ведут к тому, что человек забывает своё истинное предназначение и отвлекается на совершенно бесполезные вещи.

«Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки»» (14:7)

Об этом же идёт речь в хадисе, содержащем осуждение расточительства в угодных Господу миров делах. Например, однажды Его Заключительный посланник (с.г.в.), увидев, как один из сподвижников тратит много воды для совершения омовения, сказал ему, что так делать нельзя. Когда тот поинтересовался, в чём заключается причина этого, Пророк Мухаммад (с.г.в.) ответил: «Ты должен проявлять бережливость при совершении омовения, если даже окажешься на берегу реки». То есть мусульмане должны проявлять искреннюю благодарность тем благам, которыми Всевышний одаривает их, не злоупотреблять ими и проявлять бережливость.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *