Что означает слово искушение в русском языке

Православная Жизнь

В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос читателя:Я начал ходить в церковь не так давно. Много еще вещей непонятных, и я стараюсь сам разобраться. Но есть слова, смысл которых и разницу между ними я, как ни пытался, уловить не могу, хотя слышу их очень часто от священников и других верующих, еще их много в духовной литературе. Это слова искушение, соблазн и прелесть. Помогите, пожалуйста, в них разобраться и понять, какие именно явления в нашей жизни они описывают.

Андрей, Томск

На вопрос читателя отвечает Александр Ткаченко:

Чтобы прийти в нужное тебе место, нужно соблюдать как минимум два условия.

Во-первых, знать ориентиры, по которым можно туда добраться.

Во-вторых, внимательно смотреть под ноги, чтобы не споткнуться о какое-нибудь препятствие и вместо достижения поставленной цели не оказаться в хирургическом отделении с переломом ноги.

Цель христианина — Царствие Божие. Ориентиры, по которым он туда идет, — заповеди Евангелия, не позволяющие сбиться с маршрута. А искушения, соблазны и прелесть — те самые препятствия, которые встречаются на этом пути.

Происхождение многих слов бывает сродни увлекательному приключению, во время которого исходный корень обрастает новыми смыслами, все дальше уходя от первоначального значения. Как это ни странно, предком слова «искушение» является глагол «кусать». Логика развития смыслов здесь примерно следующая. Кусать — значит не только отрывать зубами кусок от целого, но еще и, что называется, попробовать на зуб, проверить, можно ли это разгрызть. Соответственно, слово «искус» означает некое испытание, проверку на прочность или другие важные качества.

Искушение — некий процесс, позволяющий человеку выявить в себе нечто до поры скрытое, как хорошее, так и плохое. Это всего лишь набор обстоятельств, в которых мы оказываемся перед необходимостью выбирать между правдой и ложью, честью и низостью, верностью и изменой.

И в зависимости от того, что мы выбираем, искушение может закончиться как нашим поражением, так и нашей победой. Причем одни и те же обстоятельства могут для кого-то стать искушением, а для кого-то остаться рядовым фактом его повседневной жизни.

Например, человек во время прогулки в парке находит кошелек. В нем — приличная сумма денег и набор визиток с номером телефона хозяина кошелька. Если человек тут же, не задумываясь, звонит по указанному на визитке номеру, сообщает о своей находке и договаривается о времени и месте, чтобы вернуть кошелек, то никакого искушения в этой ситуации для него нет. Он не стоял перед выбором: возвращать найденные деньги или оставить их себе.

А вот другой вариант. Человек нашел кошелек с деньгами и визитками и не может принять решение сразу. С одной стороны, он понимает, что владелец кошелька сейчас страдает от этой потери. А с другой — у него самого дома дочка больная, которую нужно в платную клинику устраивать, просрочка по кредиту, штраф за неоплаченную парковку, жена постоянно пилит из-за маленькой зарплаты… Вот в этом случае ситуация оказывается для него искушением. Она словно бы пробует его на зуб, проверяя, насколько он прочен, готов ли устоять перед внезапной возможностью решить свои проблемы ценой присвоения чужих денег. И если человек устоит, то выйдет из этого искушения с новыми духовными силами, которые он обретет в результате этого опыта. А если не выдержит, искушение окажется для него духовной катастрофой, которую в христианской традиции принято называть грехом.

Поэтому, когда у церковных людей в сложной ситуации вырывается досадливая реплика «Вот искушение-то!», важно понимать, что на самом деле в искушении мы стоим на развилке между возможностью роста и возможностью падения. Искушение — это не только кризис, но еще и потенциальное развитие, приобретение опыта, который потом будет давать знание и силу для преодоления своих слабостей и помощи другим людям.

К слову говоря, слово «искусство» имеет тот же корень, что и «искушение». И стать искусным в борьбе с грехом без опыта прохождения через искушения вряд ли возможно.

Конечно же, специально проверять себя на прочность и ставить себя в ситуацию подобного выбора не стоит. Не случайно в главной молитве христиан «Отче наш» звучит прошение к Богу «…и не введи нас во искушение». Однако и чрезмерный страх перед искушениями тоже не является признаком христианского благочестия. Сам Господь Иисус Христос проходил через различные искушения в Своей земной жизни. Он хорошо знает человеческую слабость, страх, сомнение, и потому всегда готов прийти на помощь к тем, кто Его об этой помощи просит: …Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр 2:18).

Преподобный Ефрем Сирин пишет об этом так: «Ибо в том, что соизволил Сам (претерпеть) страдания и искушения, то есть в чем искушен был по одинаковости природы Своей с нашею, в том Он помогает и тем, которые страдают немощью плоти и подвергаются искушениям, — Он сможет помочь им, как знающий немощь плоти, — именно теперь, после того как восприял плоть».

В отличие от искушения соблазн — это не процесс, а скорее некий предмет, который манит к себе человека в тех случаях, когда ценой приобретения желаемого становится нарушение Божьих заповедей.

Таким предметом может стать богатство, слава, успех у противоположного пола, власть и вообще все что угодно — от игрушечной лошадки до президентского кресла.

Искушение — это процесс, а соблазн — то, чем человек в этом процессе искушается. Так, сатана искушал Иисуса Христа тремя соблазнами — сытостью, славой и властью.

Само слово «соблазн» происходит от устаревшей формы «блазнь». По смыслу это синоним искушения. Однако есть у этого слова и еще одно значение, которое в разговоре о духовной жизни представляется весьма важным. Блазнь — это морок, обман чувств, призрачное явление. Блазнить — чудиться, манить, мерещиться, казаться, морочить, обманывать. Соответственно,

соблазн — это кажущееся благо, обман, иллюзия счастья, которая развеется тут же, как только человек нарушит ради него заповедь.

Собственно, грех — это и есть движение души в сторону соблазна, прыжок с обрыва навстречу призраку, сотканному из утреннего тумана.

Если мы попытаемся определить сущность зла, то с удивлением обнаружим, что у него нет сущности, оно лишь паразитирует на добре, искажая его до неузнаваемости. Так, образование ржавчины возможно лишь при наличии железа.

Болезнь возможна лишь при наличии здоровья. А зло паразитирует на здоровых импульсах человеческой природы. Все наши природные влечения полезны, добры и заложены в нас Господом. А грех рождается как не вовремя и невпопад реализованный природный импульс.

Простой пример: человек хочет есть. Простая и вполне естественная потребность. Но можно просто пожарить себе яичницу, а можно отобрать завтрак у первоклассника. Можно взять деньги и пойти в хороший ресторан, а можно пообедать в этом ресторане и сбежать, не заплатив по счету. Можно утолить свой голод, а можно объесться и умереть от заворота кишок. Таким образом, грех рождается не в богоданной природе человека, а в тумане его личного выбора, как неверно выбранное направление действия воли.

Греческое слово «амартиа», означающее «грех», буквально переводится на русский язык как «мимо цели», «промах». Совершая грех, человек нацеливается на что-то, попадает, но потом оказывается, что сама цель изначально была иллюзорной и, кроме вреда, ничего не принесла. Эта ложная цель и есть — соблазн.

Это слово обычно употребляется в положительном смысле, подчеркивая красоту и совершенство чего-либо. «Чистейшей прелести чистейший образец» — так накануне свадьбы восторженно писал Пушкин о знаменитой «Сикстинской Мадонне» Рафаэля, находя в изображении Богоматери черты сходства со своей избранницей Натальей Гончаровой. Более близкий к нам по времени пример — трилогия Толкиена «Властелин колец». Там Горлум тоже с восхищением обращается к случайно попавшему в его руки кольцу всевластия — «моя прелессссть».

Казалось бы, все очевидно: прелесть — это высшая степень изящества, то, что радует глаз и согревает сердце. Но не торопитесь с выводами. По своему происхождению слово «прелесть» — старославянское. А вот корневая основа его «-лесть» заимствована из древнегерманского языка, где слово «lists» значило «козни», «хитрости». Странное дело: прелесть — и вдруг козни! Какая же связь? Но во времена того же Пушкина «прелестный» значило также — «соблазнительный», «прельщающий», а еще столетием раньше «прелестными» назывались, скажем, прокламации бунтовщиков или подкидные письма иностранных агентов, склоняющие к измене.

В православной традиции прелестью называют усвоение человеком лжи, принятой за истину.

В узком смысле это относится к аскетическим упражнениям, когда человек во время молитвы вдруг начинает чувствовать какие-то необычные состояния в теле (тепло в груди, сладость во рту) и принимает их за действие благодати. Сами по себе эти состояния вполне нормальны — движение крови в той или иной части тела или вкус содержащейся в слюне глюкозы мы обычно не ощущаем, потому что не концентрируем на этом внимание. Но бывает и так, что эти физиологические явления человек начинает наполнять духовным смыслом. Например, считает вкус сахара в собственной слюне — божественной сладостью произносимых им молитвословий, а теплоту в груди — стяжанием особой «теплой» молитвы, признаком духовного преуспеяния. Ну а что обычно происходит с духовно преуспевшими людьми? Конечно же, чудеса, недоступные простым смертным. И начинает такой человек чудесить разнообразными способами. Например, стоя на остановке, молитвой вызывать запаздывающий троллейбус. А когда тот наконец покажется из-за поворота, с удовлетворением вздыхать: «Бог меня слышит, моя молитва действенна!» Или же, доведя себя постоянным внутренним напряжением до нервного истощения, начинает плакать по любому поводу и считать эти слезы благодатным даром.

У кого-то может «открыться» дар исцелений: они будут ощущать исходящую из них силу, способную лечить разные болезни. Кто-то может начать «пророчествовать», принимая свой обычный внутренний поток мыслей за некое откровение свыше. А самым «продвинутым» могут даже начать являться «ангелы» или же они начнут слышать их голоса у себя в голове. Финал такого «духовного преуспеяния» может оказаться очень печальным. Дело в том, что на определенном этапе к этому процессу самообмана подключается еще один участник. Тот самый, который предлагал Иисусу броситься вниз с тридцатиметровой высоты крыла Иерусалимского храма. Евангелие говорит, что диавол …повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Лк 4:9–11).

Прелесть — состояние, в котором человек сначала обольщает себя сам мыслями о собственной духовной исключительности. Тем самым он открывает доступ к своей душе для врага человеческого рода. Далее прельщать человека начинает уже дьявол.

В широком смысле прелестью можно считать любое состояние человека, когда он творит грех и идет в погибель, но убежден, будто у него все в порядке. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Неверный учению Христову, последующий своей воле и разуму, подчиняется врагу, и из состояния самообольщения переходит к состоянию бесовской прелести, теряет остаток своей свободы, вступает в полное подчинение диаволу. Состояние людей в бесовской прелести бывает очень разнообразно, соответствуя той страсти, которою человек обольщен и порабощен, соответствуя той степени, в которой человек порабощен страсти. Но все, впавшие в бесовскую прелесть, то есть чрез развитие собственного самообольщения вступившие в общение с диаволом и в порабощение ему, — находятся в прелести, суть храмы и орудия бесов, жертвы вечной смерти, жизни в темницах ада».

Искушение, соблазн, прелесть… Все эти понятия, несмотря на их разнообразие, можно объединить в общую систему, где у каждого из них будет своя роль и функция:

Искушение — это процесс, в котором человек проверяется на духовную прочность.

Соблазн — это предмет искушения, то, что прельщает человека, манит к себе ценой нарушения евангельских заповедей.

Прелесть — это состояние, в котором оказывается человек, не устоявший перед соблазном, но при этом упорно не желающий каяться, объясняющий самому себе и миру, что он все сделал правильно.

Александр Ткаченко

Иллюстрации Марии Сосниной

Источник

ИСКУШЕНИЕ

искушение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: искушать, искусить. 2) Желание чего-л. запретного, недозволенного; соблазн.

искушение
с.
temptation; (соблазн) seduction
вводить в искушение (вн.) — lead* into temptation (d.); (соблазнять) seduce (d.)
поддаваться искушению, впадать в искушение — be tempted; yield to temptation

Искушение (ten tatio) — на языке христианской морали и аскетики означает: 1) внешний повод или вызов (соблазн) согрешить — нарушить данную заповедь, собственный обет, изменить сознанному идеалу, отступить от усвоенных убеждений и принципов; 2) внутреннее влечение и возбуждение, под влиянием порочной наклонности или страсти, поступить таким же образом. По учению христианской аскетики, И. посылаются или попускаются Богом (кн. Бытия XXII, 1, Псал. XXV, 2) для того, чтобы человек опытно убедился в своей нравственной немощи и в необходимости благодати Божией, а также как средство укрепления в добре через свободное, усилием собственной воли, преодоление И. и отвержение предметов соблазна (Иак. I, 12). И. — обычный и неизбежный спутник в нравственной жизни христианина, на какой бы высоте нравственного достоинства он не находился; их не следует ни бояться, ни искать (I Кор. X, 13); убегать от них христианину то же, что воину бежать с поля сражения, но искать их опасно: ап. Петр уверял, что если и все отвергнутся от И. Христа, то он один останется ему верен, а когда представилось ему И. отречься от Христа — отрекся. Учение христианской аскетики об И. вообще, их классификация, психология борьбы с ними и анализ психических процессов под влиянием их — литературная специальность св. Исаака Сирина (см. русский перев. его слов, М., 1854). Свод мнений других св. отцов церкви об этом предмете см. в сочинениях епископа Игнатия Брянчанинова, особенно же в его книге «Отечник». H. Б.

ИСКУШЕ́НИЕ (из-, ье), я, ср.1. Соблазн, прельщение. На меня было нашло искушение в оном утопиться, но тот час я другое наме́рение предвосприял. ЕОЛ 37. Мы бренное сотворение, сосуд скудельный, как возможем остеречься от искушения. Трут. 1769 117. [Анюта:] О! мой милой! ... однако он ут ѣ шится св ѣ дав, сколько я для нево преодол ѣ ла искушений. Левш. Король 44. ◊Ввести во искушение; впасть, упасть, прийти в искушение. Увы! почто я ввел тебя во искушение! Маркиз V 61. Хранитель, Ангел мой! спаси мою жену! Не дай упасть ей в искушенье! Дмтр. II 100. ◊Дьявольское и.Бот. То же, что дриаква. Сл. бот. 135.

2. Испытание, невзгода, несчастье. Что же рещи о смотрении его в великая и тяжкая оная б ѣ дствия, смятения и искуше́ния, егда окончанием и смертию Владимира начало всяких разорений сотворися. Буж. Нотенб. 2. Они, преодол ѣ в наконец многочисленныя искушения рока, в объятиях любви наслаждались всею полнотою земнаго блаженства. Крм. ПЦ 66.

4. Исследование, изучение. Пробы т ѣ х камней и минералей вел ѣ ть прислать в Питербурх для искушения. Слткв Изъявл. 29. Самыя погр ѣ шности предшественников ..

суть уже для нас драгоц ѣ нныя приобр ѣ тения, .. без которых во многих случаях не см ѣ ли бы мы и приступить к искушению природы, не подвергая себя опасности заблуждений. Пнк. 1800 47.

|| Обучение, научение, приобретение мастерства. Ѣ здить на мор ѣ на воинских кораблях для искушения, ибо морское хождение вскор ѣ познать невозможно. ПБП VI 119.

Источник

ИСКУШЕНИЕ

Смотреть что такое «ИСКУШЕНИЕ» в других словарях:

искушение — См. испытание, приманка, соблазн вводить в искушение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. искушение испытание, приманка, соблазн; совращение, соблазнение, обольщение, искус… … Словарь синонимов

Искушение Б. — Искушение Б. Жанр фантастика … Википедия

ИСКУШЕНИЕ — ИСКУШЕНИЕ, искушения, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. искусить искушать (редк.). 2. Соблазн, желание чего нибудь запретного, недозволенного. Искушение было большое. Вводить кого нибудь в искушение. Много было искушений. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

ИСКУШЕНИЕ — Я могу устоять против всего, кроме искушения. Оскар Уайльд Единственный способ отделаться от искушения поддаться ему. Оскар Уайльд Есть несколько способов справиться с искушением; самый верный из них трусость. Марк Твен Я никогда не противлюсь… … Сводная энциклопедия афоризмов

ИСКУШЕНИЕ Б. — «ИСКУШЕНИЕ Б.», СССР, ЛАТЕРНА, 1990, цв., 84 мин. Сатирическая фантастика. Писатель Феликс Снегирев становится потенциальным компаньоном владельцев «живой воды», поле действия которой распространяется только на пятерых. Он же шестой, и именно ему … Энциклопедия кино

ИСКУШЕНИЕ — побуждение к нарушению религ., нравственного закона; соблазн. Производное от старослав. глагола (испытать, оценить, попробовать, узнать, соблазнить ЭССЯ. Вып. 9. С. 39 40), к рый восходит к праслав. kusiti, имевшему нейтральное в религ. отношении … Православная энциклопедия

Искушение — У этого термина существуют и другие значения, см. Искушение (значения). Искушение Адама и Евы Искушение (испытание) стечение обстоятельств внутренней и внешней жизни верующего, при которых исп … Википедия

искушение — • большое искушение • непреодолимое искушение • огромное искушение • страшное искушение … Словарь русской идиоматики

Искушение — (лат. – мучение от вкушения) – влечение к какому либо запрещаемому Божиими законами действию, поддавшись которому можно обнаружить в себе скрытые, добрые и злые, свойства, наклонности. Искушение – повод, внешний или внутренний, к нарушению… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

искушение — ▲ побудительный мотив ↑ для (чего), нарушение искушение испытание совести или веры. искус. искуситель. искушать. завлекать. прельщать. соблазн (велик #). соблазнитель. соблазнить. ся. вводить в соблазн [в искушение. в грех]. соблазнительный.… … Идеографический словарь русского языка

Источник

Искушение

Искуше́ние (с цер­ков­но­сла­вян­ского языка пере­во­дится как «испы­та­ние»):
1) соблазн;
2) дей­ствие Божье, направ­лен­ное на испы­та­ние чело­ве­че­ского про­из­во­ле­ния, духовно-нрав­ствен­ного рас­по­ло­же­ния ( Быт.22:1 );
3) внеш­ний повод, про­во­ка­ция падших духов или людей, име­ю­щее целью рас­по­ло­жить чело­века ко греху;
4) дей­ствие чело­века, направ­лен­ное против дру­гого чело­века с целью выка­зать его в невы­год­ном свете ( Мк.10:2 );
5) внут­рен­ний помысл, мысль или жела­ние, под­тал­ки­ва­ю­щие чело­века ко греху;
6) испы­та­ние дол­го­тер­пе­ния Божия со сто­роны чело­века ( Исх.17:2 ).

Что означает слово искушение в русском языке

Если чело­век согре­шает по иску­ше­нии его Богом, то не сле­дует ли из этого, что Бог явля­ется При­чи­ной греха?

Несмотря на то, что Свя­щен­ное Писа­ние содер­жит ука­за­ния на факты иску­ше­ний пра­вед­ни­ков Гос­по­дом, таких, напри­мер, как иску­ше­ние Авра­ама ( Быт.22:1 ), иску­ше­ние всего Изра­иль­ского народа ( Суд.3:1-4 ), Бог нико­гда никого не иску­шал и не иску­шает с той целью, чтобы скло­нить ко греху ( Иак.1:13 ).

Напро­тив, исполь­зуя иску­ше­ние для того, чтобы поста­вить людей перед воз­мож­но­стью или даже необ­хо­ди­мо­стью нрав­ствен­ного выбора, Гос­подь это делает исклю­чи­тельно из сооб­ра­же­ний добра, в част­но­сти для того, чтобы выявить, будут ли они дер­жаться Его путей ( Суд.2:22 ), любят ли они Его от всей души, от всего сердца ( Втор.13:3 ). При этом Бог нико­гда не накла­ды­вает на чело­века бре­мени боль­шего, чем тот сможет выне­сти.

Так, иску­ше­ние Авра­ама обна­ру­жило искрен­ность его веры, жерт­вен­ность, рев­ность о Гос­поде. Вера пат­ри­арха была вме­нена ему в пра­вед­ность ( Гал.3:6 ). Долж­ное, бого­угод­ное отно­ше­ние Авра­аму к иску­ше­нию спо­соб­ство­вало низ­ве­де­нию бла­го­сло­ве­ний не только на него самого, но и на его потом­ков, на его род ( Быт.22:16-18 ).

Однако часто бывает и по-дру­гому. Нередко слу­ча­ется, что люди, иску­ша­е­мые Богом, не желают сле­до­вать Его тре­бо­ва­ниям, дей­ствуют вопреки голосу сове­сти, исполь­зуя предо­став­лен­ную им свыше воз­мож­ность для нрав­ствен­ного выбора не во благо, а на зло.

Так, иску­шая Изра­иль­ский народ ( Суд.3:1-4 ), Гос­подь попу­стил, чтобы на тер­ри­то­рии Обе­то­ван­ной земли вместе с сынами Изра­иля жили и язы­че­ские народы. Такое Боже­ствен­ное опре­де­ле­ние дало народу Завета допол­ни­тель­ную воз­мож­ность про­явить вер­ность Еди­ному Богу, утвер­диться в истин­ной вере, воз­расти в свя­то­сти, доб­ро­де­тели. Кроме того, пример их послу­ша­ния Богу мог бы бла­го­творно ска­заться и на языч­ни­ках.

Вместо этого Изра­иль­тяне укло­ни­лись от веры и сами стали пере­ни­мать язы­че­ские культы, обряды, тра­ди­ции, стро­ить идоль­ские капища, жерт­вен­ники. В силу непо­слу­ша­ния они всё больше и больше отда­ля­лись от Бога, пере­пол­няя чашу Его свя­щен­ного гнева.

Для того, чтобы вра­зу­мить Свой народ, Гос­подь посы­лал к ним судей, про­ро­ков. Но по упрям­ству и жесто­ко­сер­дию этот народ, в основ­ной своей массе, неохотно при­слу­ши­вался к Божьим послан­ни­кам. В резуль­тате, со вре­ме­нем он был раз­де­лен, пленен и рас­сеян.

Боль­шим иску­ше­нием для многих, как это ни странно, стало Бла­го­ве­стие Христа. Ведь и оно тре­бо­вало от чело­века выбора: после­до­вать за Спа­си­те­лем или отверг­нуть Его ( 1Кор.1:23 ). В этом отно­ше­нии Гос­подь ещё во вре­мена Вет­хого Завета был назван, камнем пре­ткно­ве­ния, скалою соблазна и даже петлею и сетью для жите­лей Иеру­са­лима ( Ис.8:14 ).

Что озна­чает в молитве Гос­под­ней «Отче наш» про­ше­ние “и не введи нас во иску­ше­ние”?

Свя­ти­тель Кирилл Иеру­са­лим­ский так отве­чает на этот вопрос: «Неужели Гос­подь научает нас молиться о том, чтобы вовсе не быть иску­ша­е­мыми? Как же ска­зано в другом месте: «кто не был иску­шен, тот мало знает» ( Сир.34:10 ), — и еще: «с вели­кою радо­стью при­ни­майте, братия мои, когда впа­да­ете в раз­лич­ные иску­ше­ния» ( Иак.1:2 ) — Но, может быть, войти в иску­ше­ние зна­чить погряз­нуть в иску­ше­нии? Ибо иску­ше­ние как бы подобно неко­ему потоку, через кото­рый трудно перейти. Посему одни, не погря­зая в иску­ше­ниях, минуют их, как бы сде­лав­шись некими искус­ными плов­цами, и ни мало не увле­ка­ясь ими. А другие не таковы, – входят и погря­зают. Как, напри­мер, Иуда, вошедши в иску­ше­ние среб­ро­лю­бия, не пере­плыл пучины, но погряз и погиб телесно и духовно. Петр же вошел в иску­ше­ние отре­че­ния, но, вошедши не погряз, а муже­ственно пере­плыв пучину, изба­вился от иску­ше­ния. Послу­шай еще, как в другом месте лик дошед­ших до совер­шен­ства святых бла­го­да­рит за избав­ле­ние от иску­ше­ния: «Ты испы­тал нас, Боже, пере­пла­вил нас, как пере­плав­ляют серебро. Ты ввел нас в сеть, поло­жил скорби на хребте нашем, поса­дил чело­века на главу нашу. Мы прошли через огонь и воду, и Ты вывел нас в покой» ( Пс.65:10–12 ). Видишь, с каким дерз­но­ве­нием гово­рят, что пере­шли иску­ше­ния и не изне­могли. Ска­зано: «и Ты вывел нас в покой». Войти же в покой значит изба­виться от иску­ше­ния».

Иску­ше­ние – это пред­ло­же­ние совер­шить грех. Оно может прийти на мыс­лен­ном уровне, в чув­ствен­ной сфере, на вполне мате­ри­аль­ном плане, когда кто-то кон­кретно иску­шает… Но ты можешь совер­шить грех, а можешь его и не совер­шать.
про­то­и­е­рей Игорь Филин

Кто совер­шит дело, угод­ное Богу, того непре­менно постиг­нет иску­ше­ние; ибо вся­кому доб­рому делу или пред­ше­ствует, или после­дует иску­ше­ние, да и то, что дела­ется ради Бога, не может быть твёр­дым, если не будет испы­тано иску­ше­нием.
Как за телами сле­дуют тени, так и за испол­не­нием запо­ве­дей – иску­ше­ния, ибо никто, сказал Вели­кий Анто­ний, не войдет в Цар­ство Небес­ное без иску­ше­ний. Итак, не удив­ляйся, сын мой, что, забо­тясь о спа­се­нии своём, ты встре­ча­ешь иску­ше­ния и скорби. Но терпи без сму­ще­ния и молись, бла­го­даря, что ты, за испол­не­ние запо­веди, спо­доб­ля­ешься быть в иску­ше­нии, для обу­че­ния и испы­та­ния души твоей. Благий Бог да подаст тебе во время иску­ше­ния вни­ма­ние и тер­пе­ние.
прп. авва Доро­фей

Плод иску­ше­ния — само­по­зна­ние: “А вот здесь, ока­зы­ва­ется, я слаб; вот здесь у меня нет сил, здесь я ничего не пони­маю”. И всё это узна­ётся для того, чтобы дея­тельно исправ­ляться.
прот. Андрей Ткачев

По мере воцер­ко­в­ле­ния кажется, что избав­ле­ние от внеш­них обсто­я­тельств сможет корен­ным обра­зом изме­нить жизнь. Увы, на месте одних внеш­них причин неза­мед­ли­тельно появ­ля­ются другие. По мере духов­ного роста при­хо­дит осо­зна­ние, что глав­ные наши враги – внутри нас, это тще­сла­вие, раз­дра­жи­тель­ность, сует­ли­вость, осуж­де­ние и т.п., а внеш­ние труд­но­сти лишь выяв­ляют их.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *