Что означает слово искушение 4 класс
Значение слова «искушение»
2. Соблазн. Вводить в искушение. Впадать в искушение. □ [Пимен:] Не сетуй, брат, что рано грешный свет Покинул ты, что мало искушений Послал тебе всевышний. Верь ты мне: Нас издали пленяет слава, роскошь И женская лукавая любовь. Пушкин, Борис Годунов. Долго противился я искушению прилечь где-нибудь в тени хоть на мгновение. Тургенев, Малиновая вода.
3. Устар. Испытание, искус. Но в искушеньях долгой кары Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Пушкин, Полтава. Но этой веры для немногих Лишь тем доступна благодать, Кто в искушеньях жизни строгих, Как вы, умел, любя, страдать. Тютчев, Чему бы жизнь нас ни учила.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Стечение обстоятельств внутренней и внешней жизни христианина, при которых испытывается устойчивость его веры. Устойчивость проявляется в уверенности в догматах и в соблюдении всех заповедей. Так как для достижения этой устойчивости требуется прилагать весьма значительные усилия, то термин искушение часто используется в смысле страдания, скорби. Последнее словоупотребление получает оправдание ещё и потому, что само колебание в вере ощущается христианином тоже как страдание.
ИСКУШЕ’НИЕ, я, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. искусить-искушать (редко). 2. Соблазн, желание чего-н. запретного, недозволенного. И. было большое. Вводить кого-н. в и. Много было искушений.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
искуше́ние
1. редко действие по значению гл. искушать
2. религ. испытание каким-либо соблазном ◆ Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Евангелие от Марка: синодальный перевод, «1816—1862» ◆ «Искушение» по-славянски значит две вещи: во-первых, то, что мы называем искушением, то есть то, что побеждает нас своим соблазном; и во-вторых, испытание. Антоний (Блум), митрополит Сурожский, «О молитве Господней», 1987 г. ◆ Искушение нас не достиже, учит Павел, точию человеческое; верен же Бог, иже не оставит нас искуситися более, неже можем, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи нам понести. Платон (Левшин), архиепископ Московский и Калужский, «Нравоучение третиенадесять», 1758 г.
3. то же, что соблазн, желание получить или сделать что-либо запретное, предосудительное, недозволенное ◆ Искушение было большое. ◆ Много было искушений. ◆ Человек, который может поздравить себя с первым осторожным шагом, чувствует тем большее искушение сделать второй шаг, совершенно безрассудный. Степняк-Кравчинский, «Андрей Кожухов», 1898 г. ◆ Суетное искушение оказалось настолько сильным, что он, позабыв все правила приличия, зашептал… Еремей Парнов, «Третий глаз Шивы», 1985 г. (цитата из НКРЯ)
ИСКУШЕНИЕ
искушение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: искушать, искусить. 2) Желание чего-л. запретного, недозволенного; соблазн.
искушение
с.
temptation; (соблазн) seduction
вводить в искушение (вн.) — lead* into temptation (d.); (соблазнять) seduce (d.)
поддаваться искушению, впадать в искушение — be tempted; yield to temptation
Искушение (ten tatio) — на языке христианской морали и аскетики означает: 1) внешний повод или вызов (соблазн) согрешить — нарушить данную заповедь, собственный обет, изменить сознанному идеалу, отступить от усвоенных убеждений и принципов; 2) внутреннее влечение и возбуждение, под влиянием порочной наклонности или страсти, поступить таким же образом. По учению христианской аскетики, И. посылаются или попускаются Богом (кн. Бытия XXII, 1, Псал. XXV, 2) для того, чтобы человек опытно убедился в своей нравственной немощи и в необходимости благодати Божией, а также как средство укрепления в добре через свободное, усилием собственной воли, преодоление И. и отвержение предметов соблазна (Иак. I, 12). И. — обычный и неизбежный спутник в нравственной жизни христианина, на какой бы высоте нравственного достоинства он не находился; их не следует ни бояться, ни искать (I Кор. X, 13); убегать от них христианину то же, что воину бежать с поля сражения, но искать их опасно: ап. Петр уверял, что если и все отвергнутся от И. Христа, то он один останется ему верен, а когда представилось ему И. отречься от Христа — отрекся. Учение христианской аскетики об И. вообще, их классификация, психология борьбы с ними и анализ психических процессов под влиянием их — литературная специальность св. Исаака Сирина (см. русский перев. его слов, М., 1854). Свод мнений других св. отцов церкви об этом предмете см. в сочинениях епископа Игнатия Брянчанинова, особенно же в его книге «Отечник». H. Б.
ИСКУШЕ́НИЕ (из-, ье), я, ср.1. Соблазн, прельщение. На меня было нашло искушение в оном утопиться, но тот час я другое наме́рение предвосприял. ЕОЛ 37. Мы бренное сотворение, сосуд скудельный, как возможем остеречься от искушения. Трут. 1769 117. [Анюта:] О! мой милой! ... однако он ут ѣ шится св ѣ дав, сколько я для нево преодол ѣ ла искушений. Левш. Король 44. ◊Ввести во искушение; впасть, упасть, прийти в искушение. Увы! почто я ввел тебя во искушение! Маркиз V 61. Хранитель, Ангел мой! спаси мою жену! Не дай упасть ей в искушенье! Дмтр. II 100. ◊Дьявольское и.Бот. То же, что дриаква. Сл. бот. 135.
2. Испытание, невзгода, несчастье. Что же рещи о смотрении его в великая и тяжкая оная б ѣ дствия, смятения и искуше́ния, егда окончанием и смертию Владимира начало всяких разорений сотворися. Буж. Нотенб. 2. Они, преодол ѣ в наконец многочисленныя искушения рока, в объятиях любви наслаждались всею полнотою земнаго блаженства. Крм. ПЦ 66.
4. Исследование, изучение. Пробы т ѣ х камней и минералей вел ѣ ть прислать в Питербурх для искушения. Слткв Изъявл. 29. Самыя погр ѣ шности предшественников ..
суть уже для нас драгоц ѣ нныя приобр ѣ тения, .. без которых во многих случаях не см ѣ ли бы мы и приступить к искушению природы, не подвергая себя опасности заблуждений. Пнк. 1800 47.
|| Обучение, научение, приобретение мастерства. Ѣ здить на мор ѣ на воинских кораблях для искушения, ибо морское хождение вскор ѣ познать невозможно. ПБП VI 119.
Значение слова искушение
искушение в словаре кроссвордиста
искушение
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
искушения, ср. (книжн.).
Действие по глаг. искусить-искушать (редко).
Соблазн, желание чего-н. запретного, недозволенного. Искушение было большое. Вводить кого-н. в искушение. Много было искушений.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Соблазн, желание чего-н. запретного. Вводить кого-н. в и.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Процесс действия по знач. глаг.: искушать, искусить.
Желание чего-л. запретного, недозволенного; соблазн.
Википедия
Искуше́ние — название нескольких фильмов: * Искушение — Чехословакия, 1957.
Санкт-Петербургский театр танца «Искушение» — современный танцевальный театр, представляющий уникальные для России шоу-спектакли под дождем.
Основан 10 июня 2009 года.
Руководитель — Рустам Надыршин.
Примеры употребления слова искушение в литературе.
Когда лавочник, ввиду удачного года и благоприятных видов на будущее, уступает убеждениям жены и заменяет старую мебель новой, тратя на это более, чем позволяет его доход, и если вместо ожидаемого барыша следующий год приносит уменьшение дохода и он замечает, что его издержки превышают его доходы, он подпадает сильнейшему искушению ввести какой-либо новейший способ фальсификации или какой-нибудь другой предосудительный маневр.
Опасались ввести в искушение властолюбивых правителей, могущих перехватить беловодских посланцев, и не в меру усердное жречество, способное подрезать крылья взыскующим Врат?
Хотя у нас, конечно, было большое искушение попытаться развивать наступление от Бенгази в сторону Триполи и мы еще, возможно, используем значительные силы на этом направлении, однако мы все же сочли своим долгом встать на сторону греков, которые заявили о своей решимости сопротивляться германским захватчикам, даже если им придется сражаться в одиночку.
Помоги мне, Боже, завтра, когда я погружусь в глубины своего сознания, распознать это искушение.
Спустя долгое время Мэгги, не в силах противиться искушению, надела манту на себя, ощутив прохладную весомость серебра, струящегося по спине, по плечам и меж грудей.
Все видения, ужасы, искушения, восторги святого суть известные болезненные состояния, которые в силу вкоренившихся религиозных и психологических заблуждений он только толкует иначе, именно, не как болезни.
В искушениях дело касается господствования добра над злом, или зла над добром.
Фауста в глубокий сон, и все происходящее на сцене, с его демонологической фантастикой, представляет лишь сновидение, предостерегающее героя от грозящих ему искушений и соблазнов.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: iskushenie
Задом наперед читается как: еинешукси
Искушение состоит из 9 букв
Значение слова искушение
Словарь Ушакова
искуш е ние, искушения, ср. (книж.).
1. Действие по гл. искусить-искушать (редк.).
2. Соблазн, желание чего-нибудь запретного, недозволенного. Искушение было большое. Вводить кого-нибудь в искушение. Много было искушений.
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(Мф 6:13). Под искушением в молитве Господней должно разуметь такое стечение обстоятельств, в котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Искушения на людей приходят от плоти, от мира, от других людей или от диавола. В словах молитвы Господней: «…не введи нас во искушение», мы просим, во-первых, о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения; во-вторых, о том, чтобы Он, если нужно нам быть очищенными и испытанными посредством искушения, не предал нас искушению совершенно и не допустил нас до падения.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
искуш’ение — в одних случаях означает испытание ( Быт.22:1 ; 1Кор.10:13 ), в других — побуждение к какому-либо действию ( 2Цар.24:1 ; 1Пар.21:1 ), в третьих — обольщение ( 1Тим.6:9 и др.). Искушение никогда не исходит от Бога ( Иак.1:13 ), но всегда от собственной плоти человека, который нечисто реагирует на воздействия мира или желания своего собственного тела. Человек же часто пытается искушать Господа ( Исх.17:2 ; Исх.77:18 ; Мат.22:18 ; Деян.15:10 ), что запрещено законом ( Втор.6:16 ). Все искушения, которым подвергается человек, можно подразделить на искушения тела, души (ума) и духа. Те же искушения были предложены и Христу в пустыне диаволом, причем в усиленном, сконцентрированном виде ( Мат.4:3 ; Мат.4:6 ; Мат.4:9 ).
Православный энциклопедический словарь
внешний повод (соблазн) или внутренее влечение совершить грех. Бог попускает искушение как испытание. Каждое выдержанное испытание укрепляет христианина и ведет его вперед.
Православная энциклопедия
в молитве Господней («Отче наш») под искушением подразумеваются такие обстоятельства, которые ведут к тяжкому греху или потере веры. Они приходят к людям с разных сторон: из мира, от плоти, окружающих людей или дьявола. Произнося слова молитвы: «Не введи нас во искушение», мы просим Господа не допустить до нас искушения, а если Ему угодно испытать искушением нашу веру, чтобы не допустить нашего совершенного падения.
Библия: Тематический словарь
♦ соблазнять кого-либо грешить против Бога
А. Источник искушения
1. Бог не искушает нас грешить:
2. Сатана искушает нас грешить
3. Различные ситуации искушают нас
♦ желание легкого пути:
Мф 7:13,14; Мф 16:21-23
Б. В борьбе против искушений мы должны знать
♦ о дьявольских замышлениях:
♦ о необходимости остерегаться искушения:
Мф 26:41; Лк 22:40,46; 1Пет 5:8
♦ о Божией помощи в преодолении искушений:
♦ о Христовой помощи в преодолении искушений:
Евр 2:17,18; Евр 4:15,16
♦ о помощи молитвы против искушений:
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG temptation)
Словарь Ожегова
ИСКУШЕНИЕ, я, ср.
2. Соблазн, желание чегон. запретного. Вводить когон. в и.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(ten tatio) — на языке христианской морали и аскетики означает: 1) внешний повод или вызов (соблазн) согрешить — нарушить данную заповедь, собственный обет, изменить сознанному идеалу, отступить от усвоенных убеждений и принципов; 2) внутреннее влечение и возбуждение, под влиянием порочной наклонности или страсти, поступить таким же образом. По учению христианской аскетики, И. посылаются или попускаются Богом (кн. Бытия XXII, 1, Псал. XXV, 2) для того, чтобы человек опытно убедился в своей нравственной немощи и в необходимости благодати Божией, а также как средство укрепления в добре через свободное, усилием собственной воли, преодоление И. и отвержение предметов соблазна (Иак. I, 12). И. — обычный и неизбежный спутник в нравственной жизни христианина, на какой бы высоте нравственного достоинства он не находился; их не следует ни бояться, ни искать (I Кор. X, 13); убегать от них христианину то же, что воину бежать с поля сражения, но искать их опасно: ап. Петр уверял, что если и все отвергнутся от И. Христа, то он один останется ему верен, а когда представилось ему И. отречься от Христа — отрекся. Учение христианской аскетики об И. вообще, их классификация, психология борьбы с ними и анализ психических процессов под влиянием их — литературная специальность св. Исаака Сирина (см. русский перев. его слов, М., 1854). Свод мнений других св. отцов церкви об этом предмете см. в сочинениях епископа Игнатия Брянчанинова, особенно же в его книге «Отечник».
Искушение, соблазн, прелесть
Что означают эти слова?
В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос читателя:
Я начал ходить в церковь не так давно. Много еще вещей непонятных, и я стараюсь сам разобраться. Но есть слова, смысл которых и разницу между ними я, как ни пытался, уловить не могу, хотя слышу их очень часто от священников и других верующих, еще их много в духовной литературе. Это слова искушение, соблазн и прелесть. Помогите, пожалуйста, в них разобраться и понять, какие именно явления в нашей жизни они описывают.
На вопрос читателя отвечает Александр Ткаченко:
Чтобы прийти в нужное тебе место, нужно соблюдать как минимум два условия.
Во-первых, знать ориентиры, по которым можно туда добраться.
Во-вторых, внимательно смотреть под ноги, чтобы не споткнуться о какое-нибудь препятствие и вместо достижения поставленной цели не оказаться в хирургическом отделении с переломом ноги.
Цель христианина — Царствие Божие. Ориентиры, по которым он туда идет, — заповеди Евангелия, не позволяющие сбиться с маршрута. А искушения, соблазны и прелесть — те самые препятствия, которые встречаются на этом пути.
Происхождение многих слов бывает сродни увлекательному приключению, во время которого исходный корень обрастает новыми смыслами, все дальше уходя от первоначального значения. Как это ни странно, предком слова «искушение» является глагол «кусать». Логика развития смыслов здесь примерно следующая. Кусать — значит не только отрывать зубами кусок от целого, но еще и, что называется, попробовать на зуб, проверить, можно ли это разгрызть. Соответственно, слово «искус» означает некое испытание, проверку на прочность или другие важные качества.
Искушение — некий процесс, позволяющий человеку выявить в себе нечто до поры скрытое, как хорошее, так и плохое. Это всего лишь набор обстоятельств, в которых мы оказываемся перед необходимостью выбирать между правдой и ложью, честью и низостью, верностью и изменой.
И в зависимости от того, что мы выбираем, искушение может закончиться как нашим поражением, так и нашей победой. Причем одни и те же обстоятельства могут для кого-то стать искушением, а для кого-то остаться рядовым фактом его повседневной жизни.
Например, человек во время прогулки в парке находит кошелек. В нем — приличная сумма денег и набор визиток с номером телефона хозяина кошелька. Если человек тут же, не задумываясь, звонит по указанному на визитке номеру, сообщает о своей находке и договаривается о времени и месте, чтобы вернуть кошелек, то никакого искушения в этой ситуации для него нет. Он не стоял перед выбором: возвращать найденные деньги или оставить их себе.
А вот другой вариант. Человек нашел кошелек с деньгами и визитками и не может принять решение сразу. С одной стороны, он понимает, что владелец кошелька сейчас страдает от этой потери. А с другой — у него самого дома дочка больная, которую нужно в платную клинику устраивать, просрочка по кредиту, штраф за неоплаченную парковку, жена постоянно пилит из-за маленькой зарплаты… Вот в этом случае ситуация оказывается для него искушением. Она словно бы пробует его на зуб, проверяя, насколько он прочен, готов ли устоять перед внезапной возможностью решить свои проблемы ценой присвоения чужих денег. И если человек устоит, то выйдет из этого искушения с новыми духовными силами, которые он обретет в результате этого опыта. А если не выдержит, искушение окажется для него духовной катастрофой, которую в христианской традиции принято называть грехом.
Поэтому, когда у церковных людей в сложной ситуации вырывается досадливая реплика «Вот искушение-то!», важно понимать, что на самом деле в искушении мы стоим на развилке между возможностью роста и возможностью падения. Искушение — это не только кризис, но еще и потенциальное развитие, приобретение опыта, который потом будет давать знание и силу для преодоления своих слабостей и помощи другим людям.
К слову говоря, слово «искусство» имеет тот же корень, что и «искушение». И стать искусным в борьбе с грехом без опыта прохождения через искушения вряд ли возможно.
Конечно же, специально проверять себя на прочность и ставить себя в ситуацию подобного выбора не стоит. Не случайно в главной молитве христиан «Отче наш» звучит прошение к Богу «…и не введи нас во искушение». Однако и чрезмерный страх перед искушениями тоже не является признаком христианского благочестия. Сам Господь Иисус Христос проходил через различные искушения в Своей земной жизни. Он хорошо знает человеческую слабость, страх, сомнение, и потому всегда готов прийти на помощь к тем, кто Его об этой помощи просит: …Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр 2:18).
Преподобный Ефрем Сирин пишет об этом так: «Ибо в том, что соизволил Сам (претерпеть) страдания и искушения, то есть в чем искушен был по одинаковости природы Своей с нашею, в том Он помогает и тем, которые страдают немощью плоти и подвергаются искушениям, — Он сможет помочь им, как знающий немощь плоти, — именно теперь, после того как восприял плоть».
В отличие от искушения соблазн — это не процесс, а скорее некий предмет, который манит к себе человека в тех случаях, когда ценой приобретения желаемого становится нарушение Божьих заповедей.
Таким предметом может стать богатство, слава, успех у противоположного пола, власть и вообще все что угодно — от игрушечной лошадки до президентского кресла.
Искушение — это процесс, а соблазн — то, чем человек в этом процессе искушается. Так, сатана искушал Иисуса Христа тремя соблазнами — сытостью, славой и властью.
Само слово «соблазн» происходит от устаревшей формы «блазнь». По смыслу это синоним искушения. Однако есть у этого слова и еще одно значение, которое в разговоре о духовной жизни представляется весьма важным. Блазнь — это морок, обман чувств, призрачное явление. Блазнить — чудиться, манить, мерещиться, казаться, морочить, обманывать. Соответственно, соблазн — это кажущееся благо, обман, иллюзия счастья, которая развеется тут же, как только человек нарушит ради него заповедь.
Собственно, грех — это и есть движение души в сторону соблазна, прыжок с обрыва навстречу призраку, сотканному из утреннего тумана.
Если мы попытаемся определить сущность зла, то с удивлением обнаружим, что у него нет сущности, оно лишь паразитирует на добре, искажая его до неузнаваемости. Так, образование ржавчины возможно лишь при наличии железа.
Болезнь возможна лишь при наличии здоровья. А зло паразитирует на здоровых импульсах человеческой природы. Все наши природные влечения полезны, добры и заложены в нас Господом. А грех рождается как не вовремя и невпопад реализованный природный импульс.
Простой пример: человек хочет есть. Простая и вполне естественная потребность. Но можно просто пожарить себе яичницу, а можно отобрать завтрак у первоклассника. Можно взять деньги и пойти в хороший ресторан, а можно пообедать в этом ресторане и сбежать, не заплатив по счету. Можно утолить свой голод, а можно объесться и умереть от заворота кишок. Таким образом, грех рождается не в богоданной природе человека, а в тумане его личного выбора, как неверно выбранное направление действия воли.
Греческое слово «амартиа», означающее «грех», буквально переводится на русский язык как «мимо цели», «промах». Совершая грех, человек нацеливается на что-то, попадает, но потом оказывается, что сама цель изначально была иллюзорной и, кроме вреда, ничего не принесла. Эта ложная цель и есть — соблазн.
Это слово обычно употребляется в положительном смысле, подчеркивая красоту и совершенство чего-либо. «Чистейшей прелести чистейший образец» — так накануне свадьбы восторженно писал Пушкин о знаменитой «Сикстинской Мадонне» Рафаэля, находя в изображении Богоматери черты сходства со своей избранницей Натальей Гончаровой. Более близкий к нам по времени пример — трилогия Толкиена «Властелин колец». Там Горлум тоже с восхищением обращается к случайно попавшему в его руки кольцу всевластия — «моя прелессссть».
Казалось бы, все очевидно: прелесть — это высшая степень изящества, то, что радует глаз и согревает сердце. Но не торопитесь с выводами. По своему происхождению слово «прелесть» — старославянское. А вот корневая основа его «-лесть» заимствована из древнегерманского языка, где слово «lists» значило «козни», «хитрости». Странное дело: прелесть — и вдруг козни! Какая же связь? Но во времена того же Пушкина «прелестный» значило также — «соблазнительный», «прельщающий», а еще столетием раньше «прелестными» назывались, скажем, прокламации бунтовщиков или подкидные письма иностранных агентов, склоняющие к измене.
В православной традиции прелестью называют усвоение человеком лжи, принятой за истину.
В узком смысле это относится к аскетическим упражнениям, когда человек во время молитвы вдруг начинает чувствовать какие-то необычные состояния в теле (тепло в груди, сладость во рту) и принимает их за действие благодати. Сами по себе эти состояния вполне нормальны — движение крови в той или иной части тела или вкус содержащейся в слюне глюкозы мы обычно не ощущаем, потому что не концентрируем на этом внимание. Но бывает и так, что эти физиологические явления человек начинает наполнять духовным смыслом. Например, считает вкус сахара в собственной слюне — божественной сладостью произносимых им молитвословий, а теплоту в груди — стяжанием особой «теплой» молитвы, признаком духовного преуспеяния. Ну а что обычно происходит с духовно преуспевшими людьми? Конечно же, чудеса, недоступные простым смертным. И начинает такой человек чудесить разнообразными способами. Например, стоя на остановке, молитвой вызывать запаздывающий троллейбус. А когда тот наконец покажется из-за поворота, с удовлетворением вздыхать: «Бог меня слышит, моя молитва действенна!» Или же, доведя себя постоянным внутренним напряжением до нервного истощения, начинает плакать по любому поводу и считать эти слезы благодатным даром.
У кого-то может «открыться» дар исцелений: они будут ощущать исходящую из них силу, способную лечить разные болезни. Кто-то может начать «пророчествовать», принимая свой обычный внутренний поток мыслей за некое откровение свыше. А самым «продвинутым» могут даже начать являться «ангелы» или же они начнут слышать их голоса у себя в голове. Финал такого «духовного преуспеяния» может оказаться очень печальным. Дело в том, что на определенном этапе к этому процессу самообмана подключается еще один участник. Тот самый, который предлагал Иисусу броситься вниз с тридцатиметровой высоты крыла Иерусалимского храма. Евангелие говорит, что диавол …повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Лк 4:9–11).
Прелесть — состояние, в котором человек сначала обольщает себя сам мыслями о собственной духовной исключительности. Тем самым он открывает доступ к своей душе для врага человеческого рода. Далее прельщать человека начинает уже дьявол.
В широком смысле прелестью можно считать любое состояние человека, когда он творит грех и идет в погибель, но убежден, будто у него все в порядке. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Неверный учению Христову, последующий своей воле и разуму, подчиняется врагу, и из состояния самообольщения переходит к состоянию бесовской прелести, теряет остаток своей свободы, вступает в полное подчинение диаволу. Состояние людей в бесовской прелести бывает очень разнообразно, соответствуя той страсти, которою человек обольщен и порабощен, соответствуя той степени, в которой человек порабощен страсти. Но все, впавшие в бесовскую прелесть, то есть чрез развитие собственного самообольщения вступившие в общение с диаволом и в порабощение ему, — находятся в прелести, суть храмы и орудия бесов, жертвы вечной смерти, жизни в темницах ада».
Искушение, соблазн, прелесть… Все эти понятия, несмотря на их разнообразие, можно объединить в общую систему, где у каждого из них будет своя роль и функция:
Искушение — это процесс, в котором человек проверяется на духовную прочность.
Соблазн — это предмет искушения, то, что прельщает человека, манит к себе ценой нарушения евангельских заповедей.
Прелесть — это состояние, в котором оказывается человек, не устоявший перед соблазном, но при этом упорно не желающий каяться, объясняющий самому себе и миру, что он все сделал правильно.