Что означает слово импрессионизм
Значение слова «импрессионизм»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Термин «импрессионизм» возник с лёгкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. Impression, soleil levant). Изначально этот термин носил несколько пренебрежительный характер, указывая на соответствующее отношение к художникам, писавшим в новой «небрежной» манере.
ИМПРЕССИОНИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [фр. impressionisme] (искус.). Направление в искусстве, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
импрессиони́зм
1. искусств. направление в искусстве последней трети XIX — начала XX вв., основанное на стремлении художников отразить реальный мир в его подвижности, изменчивости, передать свои непосредственные, мимолётные впечатления
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сисадмин — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова импрессионизм
Словарь Ушакова
импрессион и зм, импрессионизма, мн. нет, муж. (франц. impressionisme) (иск.). Направление в искусстве, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности.
Культурология. Словарь-справочник
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(от франц. impression — впечатление) — направление и художественный метод в искусстве последней трети XIX—начала XX в. Его представители стремились наиболее точно запечатлеть реальный мир в его изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления о нем. Как о сложившемся методе об импрессионизме принято говорить в основном по отношению к живописи, скульптуре, графике, музыке. В литературе чаще говорят о чертах импрессионистического стиля.
Рб: художественные методы и направления
Род: художественное направление
Перс: И. Анненский, Э. и Ж. Гонкуры, П. Верлен, С. Малларме, К. Гамсун, О. Уайльд, Г. Гауптман
* В литературе черты импрессионизма можно встретить в произведениях писателей разных направлений: и у реалиста, и у натуралиста. Так, в лирике русских поэтов можно встретить отдельные импрессионистские строфы, например, в стихотворении А. Фета Шепот, робкое дыханье. (С. Тураев).
«Поэта-импрессиониста привлекает не столько самый предмет изображения, сколько его, поэта, ощущение данного предмета. Поэтому столь характерен для импрессионистической поэ-зии дух импровизации. Достаточно мгновенного толчка сознания, вызванного мимолетным впечатлением, — и непосредственно, стихийно рождается образ» (Вл. Орлов). *
Эстетика. Энциклопедический словарь
Культурологические основания генезиса импрессионизма многогранны. Одно из них связано с теми изменениями, которые происходили в области художественного воображения. Освобождаясь от плена традиционных представлений, связанных с античными и христианскими мифологемами, художественная фантазия живописцев XIX в. осталась без привычной сюжетной опоры. Это обстоятельство не могло не породить в творческом «я» ощущения небывалой свободы в вопросах поиска новой тематики и привлечения новых выразительных средств.
Утрата доверия к старым формам классического искусства, ко всей системе классической нормативности сопровождалась утратой доверия как к природно-телесному облику вещей, так и к собственным органам восприятия. Потребовалось привлечение аналитических ресурсов рефлексии, чтобы разобраться, действительно ли окружающий мир, природа, повседневная, визуально воспринимаемая реальность таковы, какими они кажутся. Одним из первых свидетельств проникновения этих миросозерцательных коллизий в художественное сознание следует считать новеллу О. Бальзака «Неведомый шедевр» (1832). В этой художественно-философской миниатюре сосредоточено пророчество о том кризисе живописи, из которого родится весь модернизм, от импрессионизма до абстракционизма. Ее герой, художник Френхофер, выступивший против слепого копирования внешних форм и стремящийся изобразить внутреннюю сущность красоты, сздал картину, на которой вместо прекрасной куртизанки Катрин Леско («Прекрасная Нуазеза») была изображена бесформенная туманность. Непрестанно рефлексирующий живописец, постоянно наносивший все новые и новые мазки на старые, в конце концов пришел к тому, что рациональная идея разрушила художественную форму. Однако возникший хаос обладал потенцией к рождению нового космоса. Из беспорядка должен был возникнуть новый художественно-эстетический порядок, чтобы пройти свой этап многосложных эволюций и вновь превратиться в хаос.
В XIX в. не одни импрессионисты тонко чувствовали красоту природы. Интерес к ней проявляли англичане Дж. Констебль и У. Тернер. Прежде их соотечественники- художники как бы не замечали красоты своих собственных ландшафтов, не видели той цветовой гаммы, которая присутствует в лондонских туманах и которую воссоздал Тернер в своих пейзажах. Русские живописцы С. Щедрин и А. Иванов раскрепостили, оживили цветовую гамму, характерную для классических пейзажей. В импрессионистах все эти искания и находки сфокусировались и вынесли художественное сознание на новую творческую траекторию. Природа, явившаяся им на открытом воздухе в раскрепощенной цветовой гамме, предстала такой, как будто художники, а вслед за ними и зрители, сняли с глаз очки с серовато-коричневатыми стеклами. Живой, прекрасный мир природы словно почувствовал, чем для него чревата надвинувшаяся эпоха индустриализации. Предчувствие того, что завтра ее красота померкнет в дымах и ядовитых испарениях, природа решила в последнюю минуту продемонстрировать человеку волшебство неуловимой игры своих красок.
Невозможно не заметить, что на творческих установках импрессионистов сказалось влияние интенсивно развивавшейся в тот период фотографии. Вместе с тем, в учи- тывании ее достижений для них заключалась суть творческой честности, требовавшей изображать мир таким, каков он на самом деле, не сочиняя, не приписывая ему ничего сверх того, что доступно человеческому созерцанию. Для них был неприемлем тот подход, который демонстрировали художники-романтики, обладавшие бурной фантазией и черпавшие из ее глубин самые невообразимые образы и темы.
В музыкальном искусстве импрессионистический подход позволял композитору передавать мимолетные состояния души, тонкие и быстротечные переживания, причудливую игру ассоциаций, разнообразные впечатления, рождаемые в процессе созерцания различных состояний природы и пестрых сценок жизни большого города.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ИМПРЕССИОНИЗМ, а, м. Направление в искусстве конца 19 начала 20 в., стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника.
| прил. импрессионистский, ая, ое и импрессионистический, ая, ое.
Словарь Ефремовой
м.
Направление в искусстве последней трети XIX в.-начала XX в., основанное на
стремлении отразить реальный мир в его подвижности, изменчивости и запечатлеть
собственные ощущения художника, композитора и т.п.
Импрессионизм
Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне.
Содержание
Импрессионизм в живописи
Истоки
В эпоху Возрождения живописцы венецианской школы пытались передать живую реальность, используя яркие краски и промежуточные тона. Их опытами воспользовались испанцы, наиболее отчётливо это выражено у таких художников как Эль Греко, Веласкес и Гойя, чьё творчество впоследствии оказало серьёзное влияние на Мане и Ренуара.
В это же время Рубенс делает тени на своих полотнах цветными, используя прозрачные промежуточные оттенки. По наблюдению Делакруа, Рубенс отображал свет при помощи тонких, изысканных тонов, а тени — более теплыми и насыщенными цветами, передавая эффект светотени. Рубенс не использовал чёрный цвет, что позднее станет одним из основных принципов живописи импрессионистов.
На Эдуара Мане влияние оказал нидерландский художник Франс Халс, писавший резкими мазками и любивший контраст ярких красок и чёрного цвета.
Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы. Во время франко-прусской войны (1870—1871) Клод Моне, Сислей и Писсарро отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов — Констебла, Бонингтона и Тёрнера. Что же касается последнего, то уже в его поздних работах заметно как исчезает связь с реальным изображением мира и уход в индивидуальную передачу впечатлений.
Сильное воздействие оказал Эжен Делакруа, он уже различал локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения, его акварели, написанные в Северной Африке в 1832 году или в Этрета в 1835 году, и особенно картина «Море в Дьеппе» (1835) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов.
Последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. С 1854 года благодаря прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры таких как Утамаро, Хокусай и Хиросиге. Особое, неизвестное доселе в европейском изобразительном искусстве, расположение изображения на листе бумаге — смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу, завоевали расположение импрессионистов и их последователей.
История
Начало поисков импрессионистов относится к 1860 годам, когда молодых художников уже не устраивают средства и цели академизма, вследствие чего каждый из них самостоятельно ищет иные пути развития своего стиля. В 1863 году Эдуард Мане выставляет в «Салоне отверженных» картину «Завтрак на траве» и активно выступает на встречах поэтов и художников в кафе Гербуа, которые посещали все будущие основатели нового течения, благодаря чему стал главным защитником современного искусства.
В 1864 году Эжен Буден приглашает Моне в Онфлёр, где он прожил всю осень, наблюдая как его учитель пишет этюды пастелью и акварелью, а его друг Йонкинд накладывает краску на свои работы вибрирующими мазками. Именно здесь они научили его работать на пленэре и писать светлыми тонами.
В 1871 году во время Франко-прусской войны, Моне и Писсарро уезжают в Лондон, где они знакомятся с творчеством предшественника импрессионизма Уильямом Тёрнером.
Возникновение названия
Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 года в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего — 165 работ. Холст Моне — «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872 году дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в активное употребление.
Название «импрессионизм» достаточно бессодержательное в отличие от названия «Барбизонская школа», где хотя бы есть указание на географическое расположение художественной группы. Ещё меньше ясности с некоторыми художниками, которые формально не входили в круг первых импрессионистов, хотя их технические приемы и средства полностью «импрессионистические» Вистлер,Эдуард Мане, Эжен Буден и т. д.) К тому же технические средства импрессионистов были известны задолго до XIX века и их (частично, ограниченно) использовали ещё Тициан и Веласкес, не порывая с господствующими идеями своей эпохи.
Была еще одна статья (автор Эмиль Кардон) и еще одно название — «Выставка мятежников», абсолютно неодобрительное и осуждающее. Именно оно точно воспроизводило неодобрительное отношение буржуазной публики и критику к художникам (импрессионистам), которое господствовало годами. Импрессионистов сразу обвинили в аморальности, мятежных настроениях, несостоятельности быть добропорядочными. В настоящий момент это вызывает удивление, потому что непонятно, что аморального в пейзажах Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, бытовых сценах Эдгара Дега, натюрмортах Моне и Ренуара.
Прошли десятилетия. И новая генерация художников придет к настоящему развалу форм и обнищанию содержания. Тогда и критика, и публика, увидела в осужденных импрессионистах — реалистов, а немного позже и классиков французского искусства.
Специфика философии импрессионизма
Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого импрессионизм сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения.
Как и искусство ренессанса (Возрождение), импрессионизм строится на особенностях и навыках восприятия перспективы. Вместе с тем ренессансное виденье взрывается доказанной субъективностью и относительностью человеческого восприятия, которое делает цвет и форму автономными составляющими образа. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено.
Преимущества импрессионизма
К преимуществам импрессионизма как течения относится демократизм. По инерции, искусство и в XIX веке считалось монополией аристократов, высших слоев населения. Именно они выступали главными заказчиками на росписи, монументы, именно они — главные покупатели картин и скульптур. Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические страницы современности, позорные стороны войн, бедности, общественных неурядиц осуждались, не одобрялись, не покупались. Критика кощунственной морали общества в картинах Теодора Жерико, Франсуа Милле находила отзыв лишь у сторонников художников и немногих знатоков.
Импрессионисты в этом вопросе занимали достаточно компромиссные, промежуточные позиции. Были отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальному академизму. С другой стороны они пылко желали признания, уважения, даже наград. Показательной является деятельность Эдуара Мане, который годами добивался признания и наград от официального Салона и его администрации.
Вместо этого появилось виденье будничности и современности. Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь — это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Импрессионисты одни из первых стали рисовать на воздухе, не дорабатывая свои работы в мастерской.
Техника
Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий — разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на первичные, или основные и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой:
Таким образом стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом отказа от чёрного.
Затем импрессионисты перестают концентрировать всю работу над полотнами в мастерских, теперь они предпочитают пленэр, где удобней схватить мимолётное впечатление от увиденного, что стало возможным благодаря изобретению стальных туб для краски, которые в отличие от кожаных мешочков можно было закрыть, чтобы краска не высыхала.
Также художники использовали укрывистые краски, которые плохо пропускают свет и непригодны для смешивания поскольку быстро сереют, это позволило им создавать картины не с «внутренним», а «внешним» светом, отражающимся от поверхности. [2]
Технические отличия способствовали достижению иных целей, прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток, наивысшим воплощением стали циклы картин Моне «Стога сена», «Руанский собор» и «Парламент Лондона».
В целом, в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой движения были Эдуар Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо. Однако Мане всегда называл себя «независимым художником» и никогда не участвовал в выставках, а Дега хоть и участвовал, но никогда не писал свои работы на пленэре.
Хронология по художникам
Импрессионисты
Выставки
Адрес: ул. Лепелетье, 11 (Галерея Дюран-Рюэля). Участники: Базиль (посмертно, художник погиб в 1870), Белиар, Бюро, Дебютен, Дега, Кайботт, Кальс, Левер, Легро, Лепик, Милле, Моне, Моризо, Л. Оттен, Писсарро, Ренуар, Руар, Сислей, Тилло, Франсуа
Адрес: ул. Лепелетье, 6. Участники: Гийомен, Дега, Кайботт, Кальс, Кордей, Левер, Лями, Моне, Моризо, Моро, Пьетт, Писсарро, Ренуар, Руар, Сезанн, Сислей, Тилло, Франсуа.
Адрес: авеню Опера, 28. Участники: Бракемон, госпожа Бракемон, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кайботт, Кальс, Кассат, Лебур, Моне, Пьетт, Писсарро, Руар, Сомм, Тилло, Форен.
Адрес: ул. Пирамид, 10. Участники: Бракемон, госпожа Бракемон, Видаль, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кайботт, Кассат, Лебур, Левер, Моризо, Писсарро, Рафаэлли, Руар, Тилло, Форен.
Адрес: бульвар Капуцинок, 35 (ателье фотографа Надара). Участники: Видаль, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кассат, Моризо, Писсарро, Рафаэлли, Руар, Тилло, Форен.
Адрес: Фобург-Сент-Оноре, 251 (У Дюран-Рюэля). Участники: Виньон, Гийомен, Гоген, Кайботт, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуар, Сислей.
Адрес: ул. Лаффитт, 1. Участники: госпожа Бракмон, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кэссет, Моризо, Камиль Писсарро, Люсьен Писсарро, Редон, Руар, Сёра, Синьяк, Тилло, Форен, Шуффенекер.
Импрессионизм в литературе
В литературе импрессионизм не сложился как отдельное направление, но его черты нашли отражение в натурализме и символизме.
Прежде всего характеризуется выражением частного впечатления автора, отказа от объективной картины реальности, изображением каждого мгновения, что должно было повлечь за собой отсутствие сюжета, истории и заменой мысли восприятием, а рассудок — инстинктом. Основные черты импрессионистского стиля сформулировали братья Гонкур в своём произведении «Дневник», где знаменитая фраза «Видеть, чувствовать, выражать — в этом все искусство» стала центральным положением для многих писателей.
В натурализме главным принципом была правдивость, верность натуре, но она подвержена впечатлению, а потому облик реальности зависит от каждой отдельной личности и её темперамента. Наиболее полно это выражено в романах Эмиля Золя, его развернутых описаниях запахов, звуков и зрительных восприятий.
Символизм, наоборот, требовал отказа от материального мира и возвращения к идеальному, однако переход возможен только через мимолётные впечатления, раскрывая в видимых вещах тайную сущность. Яркий пример поэтического импрессионизма — сборник Поля Верлена «Романсы без слов» (1874). В России влияние импрессионизма испытали Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский.
Также эти настроения коснулись драматургии (импрессионистская драма), в пьесы вторгается пассивное восприятие мира, анализ настроений, душевных состояний, цельная композиция распадается на ряд сцен, наполненных лиризмом, а в диалогах концентрируются мимолётные разрозненные впечатления. Драма становится одноактной, рассчитанной на интимные театры. Эти признаки нашли своё полное отражение в творчестве Артура Шницлера.
Импрессионизм в музыке
Музыкальный импрессионизм являлся одним из течений музыкального модерна. Характеризуется передачей мимолётных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов.
Основоположником импрессионизма в музыке является французский композитор Эрик Сати, опубликовавший в 1886 году «Три мелодии», а в 1887 — «Три сарабанды», несущие в себе все главные черты нового стиля. Смелые открытия Эрика Сати пятью и десятью годами позднее были подхвачены и развиты двумя его приятелями, ярчайшими представителями импрессионизма, Клодом Дебюсси и Морисом Равелем.
ИМПРЕССИОНИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «ИМПРЕССИОНИЗМ» в других словарях:
Импрессионизм — ИМПРЕССИОНИЗМ. И. в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности, созерцательности и впечатлительности, применимую в той или иной мере к художественному творчеству во все времена или же периодически, в той или иной форме… … Литературная энциклопедия
Импрессионизм — (франц. impressionnisme, от impression впечатление), направление в искусстве последней трети XIX начала XX вв. Сложилось во французской живописи конца 1860 х начала 70 х гг. Название импрессионизм возникло после выставки 1874, на которой… … Художественная энциклопедия
импрессионизм — а, м. impressionisme m. Доктрина живописцев импрессионистов. Булгаков Худ. энц. Направление в искусстве, ставящее своей целью передачу непосредственных, субъективных впечатлений от действительности. Уш. 1934. Почему, например, у великого… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Импрессионизм — ИМПРЕССИОНИЗМ. Конец 19 века связан с расцветом импрессионизма во всех областях искусства, в особенности, в живописи и в литературе. Самый термин импрессионизм происходит от французского слова impression, что значит впечатление. Под этим… … Словарь литературных терминов
ИМПРЕССИОНИЗМ — (от французского impression впечатление), направление в искусстве последней трети 19 начала 20 вв. Сложилось во французской живописи 1860 х начала 70 х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей). Импрессионизм утверждал… … Современная энциклопедия
ИМПРЕССИОНИЗМ — (от франц. impression впечатление) направление в искусстве последней трети 19 нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные… … Большой Энциклопедический словарь
Импрессионизм — (от франц. impression впечатление) Направление в искусстве, возникшее во Франции в последней трети XIX в. Главные представители И.: Клод Моне, Огюст Ренуар, Камилл Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо, а также примыкавшие к ним Эдуард Манэ,… … Энциклопедия культурологии
ИМПРЕССИОНИЗМ — ИМПРЕССИОНИЗМ, импрессионизма, мн. нет, муж. (франц. impressionisme) (иск.). Направление в искусстве, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
ИМПРЕССИОНИЗМ — ИМПРЕССИОНИЗМ, а, муж. Направление в искусстве конца 19 начала 20 в., стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника. | прил. импрессионистский, ая, ое и импрессионистический, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
импрессионизм — сущ., кол во синонимов: 1 • направление (80) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов