Что означает слово икона

Значение слова икона

Словарь Ушакова

ик о на, иконы, жен. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ.

Этимологический Словарь Русского Языка

Иконой называют изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой (особенно характерно для христианской религии). Слово появилось на Руси в связи с принятием христианства, в конце X в. Источник имеет греческое происхождение. С того времени значение слова не менялось, существительное остается общеупотребительным и по сей день.

Культурология. Словарь-справочник

(греч. eikon – изображение, образ)

в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение.

Архитектурный словарь

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Православие. Словарь-справочник

(греч. «образ», «изображение»)

изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого-либо святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в том числе и иконопись, существовали с первых веков христианства) VII Вселенским Собором (787 г., Никея), согласно догмату которого, «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется личности изображенного на ней».

Православный энциклопедический словарь

Словарь церковных терминов

Русская Философия. Энциклопедия

Л и т.: Философия русского религиозного искусства, XVI–XX вв. Антология. М, 1993; Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М., 1991; Флоренский П. А. Иконостас. М., 1994; Булгаков С. Н. Икона и иконопочитание. Париж, 1931; Успенский Л. А. Богословие иконы православной церкви. Париж, 1989; Бычков В. В. Русская средневековая эстетика, XI–XVI1 века. М., 1992. Он же. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995.

Религии народов современной России

Православная энциклопедия

изображение, образ Иисуса Христа, Божьей Матери, святого мученика либо евангельского события. Почитание икон установлено догматически в VIII веке, хотя иконопись как церковное искусство существовала уже с первых лет христианства. В 787 году от Рождества Христова на заседании VII Вселенского собора был оглашен догмат, согласно которому поклонение иконам и воздаваемая им честь переходит к их первообразу, поэтому поклоняющиеся иконе покланяются и изображенному на ней. В Русской церкви иконы освящают особым чином, который можно найти в требнике.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Значимый образ или образный знак. В этом смысле слово «икона» по значению близко к слову «символ», но содержит более выраженный элемент изобразительности. Символ чаще выступает в роли знака абстрактной идеи; икона – предметов или индивидуумов.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Живописное изображение Христа, Богоматери, какого-н. святого или святых, являющееся предметом религиозного почитания; образ.

* Икона Казанской Богоматери. *

Дизайн. Словарь терминов

ИКОНА (греч. eikon – образ, подобие) – обозначает «священный образ» или «объект поклонения».

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG icon / ikon)

изображение почитаемого лица всегда на плоской или двухмерной поверхности. И. используются для украшения православных церквей. Они должны указывать на вечные тайны Евангелия.

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

| прил. иконный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

ж.
Живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Священного писания и
т.п., являющееся предметом поклонения у верующих; образ.

Источник

Значение слова «икона»

Что означает слово икона

[От греч. ε’ικών — изображение, образ, подобие]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, являющиеся объектом почитания согласно определению Седьмого Вселенского собора:

ИКО’НА, ы, ж. [греч. eikōn, букв. образ, подобие]. Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ико́на

1. религ. церк. в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) — живописное изображение на священную тему ◆ Икона сопровождает своего владельца всюду: в походе, на дороге, на свадьбе, на похоронах, иконы охраняют входы в дома, ворота, улицы, переулки, и всякий, кто желает благополучно пройти охраняемую иконой территорию, должен снять шапку и обратиться к иконе с молитвою. С.А. Еремеева, «Лекции по русскому искусству», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ На простой, из хорошо обработанного дерева подставке в красном углу стояла небольшая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Лев Корнешов, «Газета», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово иконаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ослик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Икона

Что означает слово икона

Икона в православии

В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона — это не только украшение храма и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках».

Христианство зародилось в иудейской среде, где изобразительное искусство было сильно ограничено второй заповедью Декалога, но уже во II в. у христиан появляются символические изображения — на стенах катакомб, на саркофагах, в мелкой пластике и т.д. После Миланского эдикта, даровавшего христианам свободу вероисповедания, начинается строительство храмов, их украшают мозаиками, фресками, иконами. При этом изображениям отводится не только декоративная роль; святые отцы в изображениях ценили, прежде всего, эффективный способ научения вере.

«молчаливая живопись то же что и слово Евангелия для слуха».

«Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому».

Почему для Церкви так важны были иконы, что люди за них отдавали свою жизнь, а порой не щадили и чужую? Это не всегда понятно современному человеку, который привык оценивать изобразительное искусство с эстетической точки зрения, а тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но для иконоборцев и иконопочитателей речь шла о чем-то большем, чем художественное творчество, речь шла об исповедании веры.

Икона — образ

Слово икона, греч. εἰκὼν — образ, св. отцы относили, прежде всего, к изображениям Спасителя, а также к Нему Самому. Так называет Христа и апостол Павел:

«Он (Христос) есть образ (εἰκὼν) Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15).

И это выражает самую суть веры: Бог Слово, в таинственном акте Боговоплощения соединяется с человеческой плотью, Невидимый и Неприступный становится видимым и доступным для человека. Иоанн Богослов свидетельствует:

«Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).

Тайна Боговоплощения — сердцевина христианского откровения — и есть основание для изображения Иисуса Христа, как, впрочем, и всего иконописания.

Что означает слово икона

Владимирская икона Богородицы

Не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. В Оросе Седьмого Собора указано, что творцами иконы являются – отцы, художнику же надлежит исполнение. При этом Орос не ограничивает художников ни в материале (был бы прочным), ни в технике исполнения, ни в стиле, ни в месте расположения икон, единственным условием было то, чтобы изображение не противоречило вероучению Церкви. Для этого и был выработан особый язык, который мы называем каноном. В соборных правилах сказано:

«Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству вместо ветхого агнца, да через то, созерцая Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти и сим образом совершившегося искупления мира».

Икона показывает нам не только образ Бога, но и образ человека. А человек, согласно Св. Писанию, создан по образу Божию (Быт.1:27), а значит, предназначен сиять светом Божьей славы. Каждый из нас — икона, но эта икона нуждается в реставрации, расчистке, укреплении, снятии наносных слоев. И этим мы должны заниматься каждый день своей жизни, пока не будет просвечивать тот образ, что задумал Божественный художник. Глядя на святые иконы, на образы великих подвижников веры, на образы Божьей Матери и Спасителя, мы смотрим на свое будущее, каким оно может стать, если мы действительно облечемся во Христа. Икона — это образ будущего века.

Недостаточно только смотреть на икону, прикладываться к ней, почитать ее, украшать и проч., важно услышать Весть, которую она несет. Икона — это послание к нам, проповедь, призыв. Икону называют окном в невидимый мир, но она и указатель на пути в этот мир. На иконах Богородица Одигитрия указывает на Христа, Которого держит на руках, молитвенные жесты святых устремлены к Господу, Спаситель воздевает благословляющую десницу, — все это для нас знаки на пути в Царство Небесное.

Икона учит нас новому видению, показывает нам иное время, иное пространство, преображенную реальность: свет без тени, день без ночи, жизнь без смерти, любовь без ненависти. Новое небо и новую землю, где Бог все во всем.

«Икона — это воплощенная молитва, — говорит архим. Зинон. — Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».

Иконы в Церкви

В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря. Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов — Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества. В катакомбах, пещерах, усыпальницах мучеников, куда удалялись первые христиане для молитвы, также найдены священные изображения. Изображения эти представляют, большею частью, Спасителя в виде Пастыря, подъявшего на рамена свои заблудшую овцу; Пресвятую Богородицу в венце или осиянии, держащую на руках Предвечного Младенца, также в сияющем венце; двенадцать Апостолов, рождество Спасителя и поклонение Ему волхвов, чудесное насыщение пятью хлебами множество народа, воскресение Лазаря; из ветхозаветной истории — Ноев ковчег с голубицею, жертвоприношение Исаака, Моисея с жезлом и скрижалями, Иону, извергаемого китом, Даниила во рву, трех отроков в пещи.

Что означает слово икона

О наличии икон в первые века христианства говорит свт. Василий Великий: «Приемлю и святых Апостолов, Пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, т.е. по их предстательству, милостив будет мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертание их икон и покланяюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых Апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах». Почитание святых икон было закреплено догматом об иконопочитании VII Вселенского Собора, отвергшего ересь иконоборчества: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие».

Икона в доме

Иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками, или просто являются неким украшением интерьера. Нельзя помещать рядом с иконами плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля,– это не каноническая икона. Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, т.к. фотография – это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон.

Что означает слово икона

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате. Конечно, икона должна быть в столовой или, если семья обедает на кухне, то там, для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Довольно часто такое собирательство становится обычным коллекционированием, где нет речи о молитвенном предназначении иконы, и может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.

Также ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, и не получить от этого ничего. А можно единожды приложиться к чудотворной иконе с глубокой верой и надеждой на помощь Господа, и получить исцеление от телесных и душевных недугов. Также необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей. Прискорбно бывает видеть в домах православных христиан иконы, висящие напротив входной двери с однозначной мотивацией: «Это чтобы от дурных людей и от сглаза оберегали». Икона не является и не может быть таким оберегом. Вообще, обереги – это атрибутика языческих и магических культов. В жизни православного христианина не должно быть ни язычества, ни магизма. А вот над входом по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.

Иконопись

Иногда люди, имеющие сугубо светское художественное образование, выражают желание писать иконы. Конечно, наличие навыков в живописи и определенный опыт в этом деле будут большим подспорьем для будущего иконописца. Но этим вовсе не ограничиваются требования, предъявляемые к иконописцу. Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, …, жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки. Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.

В идеале современный иконописец и желающие стать таковыми должны стремиться к этим требованиям. Но наша жизнь очень далека от идеала и на данный момент к иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, иконописец должен быть человеком благочестивой жизни, действительным, а не номинальным членом Церкви, старательно соблюдающим все установления Святой Православной Церкви. Такие же требования могут быть предъявлены человеку, хотящему вышивать иконы. Необходимо помнить, что написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон тем или иным человеком обязательно должен быть поставлен на рассмотрение его духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.

Что означает слово икона

Подводя итог, хочется вспомнить о тех людях, благодаря которым сегодня им имеем возможность почитать эти священные образа и молиться перед ними. Это святые отцы VII Вселенского Собора, восстановившие иконопочитание и провозгласившие Торжество Православия. Из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. Именно его мы празднуем каждый год в первое воскресение Великого поста. И пусть бушуют вокруг нас океаны страстей, пусть восстают в мире лжехристы и лжепророки, призывающие отказаться от святых икон, пусть сотрясают воздух своей ересью сектантские проповедники, безрезультатно ища оправдания себе в Священном Писании. Мы же, прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора и торжествуя о Святой Православной Вере, ответим всем восстающим против святых икон словами прп. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Если кто возвестит вам не то, что святая Православная Церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия».

Об иконе на «Правмире»:

Фильмы об иконе

Митрополит Иларион. Лекция «Православная икона»

Икона. Виды икон

Источник

Икона

Ико́на (от греч. εἰκών (икон) — изоб­ра­же­ние, образ) – живо­пис­ное изоб­ра­же­ние Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, Ангель­ских Сил, святых, а также свя­щен­ных собы­тий, напи­сан­ное в соот­вет­ствии с цер­ков­ными ико­но­пис­ными кано­нами и освя­щен­ное по цер­ков­ному чину.

Что означает слово икона

Седь­мой Все­лен­ский Собор сле­ду­ю­щим обра­зом сфор­му­ли­ро­вал учение Церкви об ико­но­по­чи­та­нии: «…Чем чаще при помощи икон они (изоб­ра­же­ния) дела­ются пред­ме­том нашего созер­ца­ния, тем более взи­ра­ю­щие на сии иконы побуж­да­ются к вос­по­ми­на­нию о самих пер­во­об­ра­зах и при­об­ре­тают более любви к ним. Чество­вать их лобы­за­нием и почи­та­тель­ным покло­не­нием, не тем истин­ным по вере нашей бого­по­чи­та­нием, кото­рое подо­бает еди­ному Боже­скому есте­ству, но почи­та­нием, фимиа­мом и воз­же­нием свечей, ибо честь, воз­да­ва­е­мая образу, пере­хо­дит к пер­во­об­раз­ному».

Боже­ствен­ная бла­го­дать, дей­ству­ю­щая в изоб­ра­жён­ных на иконах, сопри­частна и их иконам, поэтому так бла­го­го­вейно, так почти­тельно мы отно­симся к этим изоб­ра­же­ниям.

Неко­то­рые иконы имеют особые назва­ния:

Икона – это глу­боко сим­во­ли­че­ское изоб­ра­же­ние. Все харак­тер­ные осо­бен­но­сти ико­но­пис­ного лика, изоб­ра­же­ние жестов и поло­же­ния фигуры имеют духов­ный смысл. Напри­мер, высо­кий лоб озна­чает духов­ную муд­рость и глу­бо­ко­мыс­лие, боль­шие глаза – про­ник­но­ве­ние в Боже­ствен­ные тайны, тонкие губы – аске­тизм, удли­нён­ные пальцы – духов­ное бла­го­род­ство и чистоту дел, наклон головы – вни­ма­ние в своём сердце Божьему гласу, воз­де­я­ние рук – молитву, чуть скло­нён­ная фигура – сми­ре­ние и послу­ша­ние воле Божией.

Что общего и что отлич­ного между иконой и кар­ти­ной?

Икона, как и кар­тина, явля­ется пред­ме­том худо­же­ствен­ного твор­че­ства чело­века. Как и напи­са­ние кар­тины, напи­са­ние иконы тре­бует исполь­зо­ва­ния опре­де­лен­ных худо­же­ствен­ных мето­дов и при­ё­мов, худо­же­ствен­ного мастер­ства.

Между тем, икона отли­ча­ется от кар­тины по суще­ству. Прежде всего нужно отме­тить, что икона пред­став­ляет особую сферу чело­ве­че­ского бытия — духовно-рели­ги­оз­ную, имеет особые функ­ции, особое пред­на­зна­че­ние.

Кар­тина может отоб­ра­жать как дей­стви­тель­ный, так и вымыш­лен­ный, вооб­ра­жа­е­мый мир. Икона же — только дей­стви­тель­ный, однако в отли­чие от кар­тины она являет его не с точки зрения живо­писца, а с опорой на Откро­ве­ние Божье.

Мир, отоб­ра­жа­е­мый на иконе, это не только, и даже не столько мир при­выч­ного для греш­ни­ков зем­ного бытия, сколько мир ино­бы­тия. Пред­став­ляя даже и земной, види­мый, чув­ствен­ный мир, икона обна­ру­жи­вает его таким, каким он видится со сто­роны святых: как объект Божьего Тво­ре­ния и Попе­че­ния; как арена духов­ной борьбы сил Добра и зла. Вместе с тем иконы пред­став­ляют нам и мир горний, и мир доль­ний.

Даже если речь идёт о рели­ги­оз­ных кар­ти­нах, где могут отоб­ра­жаться идеи, при­су­щие Пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии, эти кар­тины, будучи неза­ви­си­мыми от тре­бо­ва­ний цер­ков­ных кано­нов, несут на себе печать инди­ви­ду­а­лизма их авто­ров, след част­ного, субъ­ек­тив­ного миро­ощу­ще­ния и свя­зан­ных с этой част­но­стью автор­ских ошибок, фан­та­зий, меч­та­ний (в данном отно­ше­нии раз­ницу между ико­нами и кар­ти­нами можно сопо­ста­вить с той раз­ни­цей, какая про­сле­жи­ва­ется между цер­ков­ной и вне-цер­ков­ной рели­ги­озно-фило­соф­ской лите­ра­ту­рой).

Цель иконы — спо­соб­ство­вать еди­не­нию чело­века и Бога. Конечно, в какой-то мере кар­тина тоже может слу­жить этой цели, напри­мер, бла­го­творно воз­дей­ствуя на эсте­ти­че­ское и даже рели­ги­оз­ное чув­ство и тем спо­соб­ствуя нрав­ствен­ному пре­об­ра­же­нию лич­но­сти. Однако, это отно­сится далеко не ко всем образ­цам живо­пис­ного искус­ства. Доста­точно часто кар­тины, даже и при­над­ле­жа­щие к обла­сти высо­кого твор­че­ства, воз­буж­дают в чело­веке те чув­ства, с кото­рыми совер­шенно не мирится поня­тие о хри­сти­ан­ской доб­ро­де­тель­но­сти, чистоте.

В отли­чие от картин, отоб­ра­жа­ю­щих дей­стви­тель­ность с той или иной сте­пе­нью кон­крет­но­сти, икона — глу­боко сим­во­лична; причём, как пра­вило, эти сим­волы понятны и доступны всем вни­ма­тель­ным, обра­зо­ван­ным веру­ю­щим. Образы же сим­во­ли­че­ских картин нередко бывают понят­ными только для их авто­ров.

Нако­нец, икона служит окном в горний мир. Бла­го­го­вейно взирая на образ Божий или Его свя­того, отме­чен­ный на иконе, хри­сти­а­нин духовно воз­но­сится к Самому Пер­во­об­разу; молясь перед ликом изоб­ра­жен­ного, он реально соеди­ня­ется духов­ною связью с Самим изоб­ра­жен­ным, Богом или Его святым; а Бог, или Его святой, реально слышит молитву, реально отве­чает на просьбу моля­ще­гося (по мере веры и в меру умест­но­сти).

Кар­тина не имеет такого зна­че­ния и пред­на­зна­че­ния. Более того, ложное кар­тин­ное изоб­ра­же­ние Бога спо­соб­ствует фор­ми­ро­ва­нию у довер­чи­вого зри­теля лож­ного о Нём впе­чат­ле­ния, что может при­ве­сти к созда­нию в душе неко­его вооб­ра­жа­е­мого идола.

Чем икона отли­ча­ется от идола?

Изна­чально чело­век не был неве­ру­ю­щим. До гре­хо­па­де­ния пер­во­здан­ные люди живо ощу­щали при­сут­ствие Бога, пре­бы­вали в обще­нии с Ним. Эти отно­ше­ния были раз­ру­шены в резуль­тате дерз­кого пре­ступ­ле­ния. Первое время знание об Истин­ном Боге, Творце, рас­про­стра­ня­лось между потом­ками от отцов и мате­рей к детям. Посте­пенно истин­ное знание о Боге вытес­ня­лось ложным, обрас­тало мифами и леген­дами.

В конце концов, между наро­дами рас­про­стра­ни­лись извра­щён­ные веро­ва­ния в мест­ных богов. Стре­мясь иметь под рукой ося­за­е­мые образы вымыш­лен­ных божеств, люди стали созда­вать себе куми­ров и идолов. Нередко и сами кумиры «наде­ля­лись» сверхъ­есте­ствен­ными, боже­ствен­ными свой­ствами. Стало быть, идолы появи­лись вслед­ствие неве­де­ния Бога, как один из резуль­та­тов греха.

Идол в пере­воде с гре­че­ского — изоб­ра­же­ние. Это статуя, исту­кан, кото­рому покло­ня­ются как боже­ству. Для языч­ника исту­кан, кото­рому он покло­нялся, был как бы живым, физи­че­ским вопло­ще­нием боже­ства. При­не­сти идолу кро­ва­вую жертву, под­не­сти уго­ще­ние в виде каких-то плодов или цветов зна­чило бук­вально «накор­мить, задоб­рить боже­ство». Язы­че­ское созна­ние вос­при­ни­мало руко­твор­ного идола как визу­а­ли­зи­ро­ван­ное боже­ство, кото­рое мате­ри­а­ли­зо­ва­лось в дереве, металле, мра­море или любом другом мате­ри­але, из кото­рого был сделан исту­кан.

В отли­чие от идолов святые иконы оли­це­тво­ряют не обо­жеств­лен­ную тварь, не вооб­ра­жа­е­мых ложных богов. Они пред­став­ляют образы вопло­тив­ше­гося Еди­ного и Истин­ного Бога, а также образы Его угод­ни­ков, образы види­мого и неви­ди­мого мира, важные собы­тия про­шлого, насто­я­щего, буду­щего.

В отли­чие от идо­ло­по­клон­ни­ков, верив­ших в могу­ще­ство своих идолов, хри­сти­ане, почи­тая иконы и молясь перед ними, не имеют в виду, что молит­вен­ные обра­ще­ния направ­ля­ются к дереву и крас­кам. Пра­во­слав­ные отно­сятся к иконам как к свя­ты­ням, бого­угод­ным сред­ствам, спо­соб­ству­ю­щим еди­не­нию с Гос­по­дом, доб­рыми анге­лами, пра­вед­ни­ками, однако не наде­ляют их Боже­ствен­ными каче­ствами.

При том, что сами по себе идолы не обла­дают ника­кой сверхъ­есте­ствен­ной силой, покло­не­ние им может сопро­вож­даться про­яв­ле­нием поту­сто­рон­них сил. Почему? Идо­ло­по­клон­ство угодно дья­волу; почи­тая идолов и куми­ров, люди всту­пают в обще­ние с демо­нами ( 1Кор.10:19-20 ).

Совсем другое дело — ико­но­по­чи­та­ние. Прак­тика почи­та­ния святых икон угодна Богу. Одно из первых про­об­ра­зо­ва­тель­ных изоб­ра­же­ний Христа было создано по ука­за­нию Божию ещё во вре­мена Вет­хого Завета. Речь — о медном змее: «И сказал Гос­подь Моисею: сделай себе [мед­ного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо чело­века], ужа­лен­ный, взгля­нув на него, оста­нется жив» ( Числ.21:8 ). Медный змей про­об­ра­зо­вал собою Христа, воз­не­сен­ного на Крест, умер­шего и вос­крес­шего, взирая на Кото­рого с верой хри­сти­ане избав­ля­ются от власти диа­вола и греха.

Идолы бес­сильны. А по молит­вам истинно веру­ю­щих, моля­щихся перед ико­нами Бог пре­по­даёт бла­го­дать. Икона помо­гает бого­мольцу воз­вы­ситься духом к тому пер­во­об­разу, чей образ пред­став­лен на ней. Стало быть, взирая на образ, хри­сти­а­нин всту­пает в обще­ние не с изоб­ра­же­нием, а с изоб­ра­жен­ным святым. И несмотря на то, что моля­щийся пред­стоит образу, его молитву дей­стви­тельно, а не мнимо слышит сам пер­во­об­раз. В этой связи икона нередко обо­зна­ча­ется как окно в горний мир.

Покло­не­ние идолам раз­вра­щает нравы людей. Сми­рен­ное же и пока­ян­ное моле­ние перед ико­нами спо­соб­ствует вос­хож­де­нию по лествице духов­ных совер­шенств.

Покло­ня­ю­щи­еся идолам могут быть под­верг­нуты суду Божьей Правды уже в земной жизни, но гораздо страш­нее то, что они ставят себя под угрозу вечной поги­бели ( Втор.27:15 ). Почи­та­ю­щие же святые иконы нередко ста­но­вятся объ­ек­тами Божией мило­сти, Божьих бла­го­сло­ве­ний.

Зачем освя­щать иконы?

Смысл освя­ще­ния икон выра­жен в молитве, кото­рую читает свя­щен­ник при освя­ще­нии иконы: «Воззри на эти иконы, кото­рые рабы Твои в честь и славу Тебя создали, бла­го­слови их и освяти, и подай им силу целеб­ную, все козни диа­воль­ские про­го­ня­ю­щую, и сделай, чтобы все, при­лежно пред ними моля­щи­еся были услы­шаны, и милость Твоего чело­ве­ко­лю­бия обрели, и бла­го­дать полу­чили».

По словам С.В. Алек­се­ева, “освя­ще­ние – это, можно ска­зать, бла­го­сло­ве­ние, кото­рое дает от лица всей Церкви свя­щен­но­слу­жи­тель на исполь­зо­ва­ние пред­мета или изоб­ра­же­ния для Бого­об­ще­ния. При­ме­ни­тельно к святым иконам освя­ще­ние – это также кри­те­рий оценки их бого­слов­ского содер­жа­ния и, соот­вет­ственно, раз­ре­ше­ние на уча­стие в литур­ги­че­ской жизни Церкви. Сомни­тель­ные по содер­жа­нию и тех­нике выпол­не­ния иконы бла­го­сло­ве­ния не полу­чают.

Не будем судить о том, про­ис­хо­дят ли изме­не­ния в физи­че­ской при­роде пред­мета в момент его освя­ще­ния, но с точки зрения нрав­ствен­ной – эти изме­не­ния оче­видны. Меня­ется не только статус пред­мета, но и отно­ше­ние чело­века к нему”.

Кто и когда напи­сал самую первую икону?

Согласно Цер­ков­ному Пре­да­нию, первая икона появи­лась во время земной жизни Спа­си­теля. Это образ, кото­рый мы знаем под назва­нием «Неру­ко­твор­ный Спас». Подроб­ное изло­же­ние про­ис­хож­де­ния Неру­ко­твор­ного Образа нахо­дится в Четьи Минее. Кратко оно сво­дится к сле­ду­ю­щему: Едес­ский царь Авгарь, боль­ной про­ка­зой, послал к Христу своего архи­ва­рия Хан­нана (Ананию) с пись­мом, в кото­ром просил Христа прийти в Едессу и исце­лить его. Ханнан был худож­ни­ком, и Авгарь пору­чил ему, если Спа­си­тель не сможет прийти, напи­сать Его образ и при­не­сти ему. Ханнан застал Христа окру­жен­ным густой толпой, он встал на камень, с кото­рого ему было виднее, и попы­тался изоб­ра­зить Спа­си­теля. Видя, что Ханнан хочет сде­лать Его порт­рет, Хри­стос потре­бо­вал воды, умылся, вытер Свой Лик платом, и на этом плате отпе­ча­тался Его образ. Спа­си­тель пере­дал этот плат Хан­нану с пове­ле­нием отне­сти с ответ­ным пись­мом послав­шему его. В этом письме Хри­стос отка­зы­вался идти в Едессу Сам, говоря, что Ему над­ле­жит испол­нить то, на что Он послан. По испол­не­нию Своего дела Он обещал послать к Авгарю одного из Своих уче­ни­ков. Полу­чив порт­рет, Авгарь исце­лился от глав­ного своего недуга, но его лицо оста­ва­лось еще повре­жден­ным. После Пяти­де­сят­ницы в Едессу пошел святой апо­стол Фаддей, один из 70-ти, закон­чил исце­ле­ние Авгаря и обра­тил его в хри­сти­ан­ство. Авгарь при­кре­пил образ к доске и поме­стил в нише над город­скими воро­тами, убрав оттуда нахо­див­ше­гося там идола.

Когда появи­лись первые руко­пис­ные иконы?

Первые иконы Божией Матери Цер­ков­ное Пре­да­ние отно­сит к свя­тому еван­ге­ли­сту Луке. В насто­я­щее время в Рус­ской Церкви насчи­ты­ва­ется около десяти таких икон. Конечно, все эти иконы при­над­ле­жат еван­ге­ли­сту не в том смысле, что они писаны его рукой. Автор­ство апо­стола Луки нужно пони­мать в том смысле, что иконы эти явля­ются спис­ками (вернее, спис­ками со спис­ков) с икон, писан­ных когда-то еван­ге­ли­стом.

Все ли иконы явля­ются чудо­твор­ными?

Цер­ков­ная исто­рия знает мно­же­ство чудес, про­ис­хо­дя­щих через святые иконы, с глу­бо­кой древ­но­сти и до наших дней. При этом в Церкви суще­ствует мно­же­ство явлен­ных обра­зов (то есть чудесно обре­тен­ных по Про­мыслу Божию), и их явле­ние озна­ме­но­вано чуде­сами. Но грань между чудо­твор­ной и не чудо­твор­ной иконой не без­услов­ная и не прин­ци­пи­аль­ная. Каждая икона бла­го­датна и может стать чудо­твор­ной. Можно даже ска­зать, что всякая икона, перед кото­рой горячо и искренне молятся Богу, святым или бес­плот­ным силам, ста­но­вится для моля­щихся чудо­твор­ной, так как пред данным обра­зом совер­ша­ется чудо пре­об­ра­же­ния души.

Какие иконы кла­дутся в центре храма на аналое?

В центре храма на аналое пола­га­ется икона празд­ника (если в этот день есть какой-либо цер­ков­ный празд­ник) или икона с изоб­ра­же­нием свя­того, память кото­рого празд­ну­ется в этот день. В вос­крес­ный день кладут икону Вос­кре­се­ния Хри­стова, кроме нее может пола­гаться и икона празд­ника или свя­того. В осталь­ные дни на аналое лежит хра­мо­вая икона, то есть икона того празд­ника или свя­того, в честь кото­рого освя­щен глав­ный пре­стол храма.

Почему веру­ю­щие целуют икону?

Лобы­за­ние святых икон и покло­не­ние им сви­де­тель­ствует о любви к изоб­ра­жен­ным на них – к Богу, Божией Матери и святым. Через почи­та­ние святых икон при­вле­ка­ется к чело­веку бла­го­сло­ве­ние Божие и любовь святых угод­ни­ков Божиих.

Как пра­вильно цело­вать иконы?

К иконам сле­дует под­хо­дить, не спеша, мыс­ленно про­из­нося молитву. При­нято дважды пере­кре­ститься с пояс­ным покло­ном, затем при­ло­житься к иконе в знак любви и почи­та­ния изоб­ра­жен­ного на ней. После этого в третий раз пере­кре­ститься, покло­ниться и отойти. У изоб­ра­жен­ного на иконе Спа­си­теля сле­дует цело­вать ноги, бла­го­слов­ля­ю­щую дес­ницу (правую руку), край одежды. У Божией Матери и святых – руку или край одежды, а неру­ко­твор­ный образ Спа­си­теля и главу Иоанна Кре­сти­теля – во власы. Если перед вами икона, кото­рой кроме вас хочет покло­ниться боль­шое коли­че­ство людей, помо­ли­тесь зара­нее, чтобы не задер­жи­вать и не иску­шать других веру­ю­щих.

Для чего зажи­га­ются све­тиль­ники перед ико­нами и совер­ша­ется перед ними каж­де­ние?

Све­тиль­ники сим­во­ли­зи­руют духов­ную радость, теп­лоту веры и горе­ние духа моля­щихся перед ико­нами. Зажи­гать све­тиль­ники перед свя­щен­ными изоб­ра­же­ни­ями и совер­шать перед ними каж­де­ние бла­го­вон­ным фимиа­мом пове­лел Сам Бог про­року Моисею: «И вели сынам Изра­и­ле­вым, чтобы они при­но­сили тебе елей чистый, выби­тый из маслин, для осве­ще­ния, чтобы горел све­тиль­ник во всякое время; в скинии собра­ния вне завесы, кото­рая пред ков­че­гом откро­ве­ния, будет зажи­гать его Аарон и сыно­вья его, от вечера до утра, пред лицем Гос­под­ним. Это устав вечный для поко­ле­ний их от сынов Изра­и­ле­вых» ( Исх.27:20-21 ). За пра­во­слав­ным бого­слу­же­нием воз­жи­га­ются све­тиль­ники в знак радост­ного горе­ния духа перед Богом, и бывает каж­де­ние бла­го­вон­ным лада­ном для напо­ми­на­ния веру­ю­щим, что молитва, как дым кадиль­ный, должна воз­но­ситься вверх к Пре­столу Божию.

Как устро­ить домаш­ний ико­но­стас?

Обя­за­тельно надо иметь дома иконы Спа­си­теля и Божией Матери. Кроме того, суще­ствует много икон угод­ни­ков Божиих. Хорошо иметь в домаш­нем ико­но­стасе иконы святых, имена кото­рых носят члены семьи и тех святых, к небес­ной помощи кото­рых наи­бо­лее часто обра­ща­ются. При­об­ре­тать иконы лучше в пра­во­слав­ном храме или в спе­ци­аль­ных цер­ков­ных мага­зи­нах, где они уже освя­щены. Рас­по­ла­гать иконы в святом углу или домаш­нем ико­но­стасе нужно по прин­ципу иерар­хич­но­сти. Глав­ное место должно быть выде­лено иконам Пре­свя­той Троицы, Гос­пода Иисуса Христа и Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Жела­тельно, чтобы икона Троицы, Христа была не меньше осталь­ных икон. Икона Пре­свя­той Бого­ро­дицы, как пра­вило, ста­вится рядом с изоб­ра­же­нием Спа­си­теля, одес­ную (то есть справа, по правую руку) Его. Осталь­ные иконы рас­по­ла­га­ются по обе сто­роны от них, изоб­ра­жая собор святых вокруг Гос­пода Иисуса Христа. Обя­за­тельно на видном месте должен постав­ляться святой крест, как символ спа­се­ния людей от вечной смерти.

Где устро­ить домаш­ний ико­но­стас?

Для домаш­него ико­но­стаса жела­тельно спе­ци­ально выде­лить часть глав­ной ком­наты (или место в каждой ком­нате), по древ­не­рус­ской тра­ди­ции изби­рался перед­ний угол, то есть при входе в ком­нату перед­ний справа угол, кото­рый часто мог сов­па­дать с восто­ком. В этом так назы­ва­е­мом крас­ном углу и обу­стра­и­ва­ется место исклю­чи­тельно для икон, лампад, святой воды, просфор и других свя­тынь. Можно, если не поз­во­ляют усло­вия, устро­ить место для икон и не в углу ком­наты, глав­ное, создать своего рода домаш­ний ико­но­стас, кото­рый станет удоб­ным местом для личной и семей­ной молитвы. Жела­тельно избе­гать близ­кого сосед­ства с ико­но­ста­сом теле­ви­зора, маг­ни­то­фона и другой быто­вой тех­ники, кото­рая вся служит земным, сию­ми­нут­ным целям. Не стоит рядом со свя­тыми ико­нами ста­вить деко­ра­тив­ные пред­меты свет­ского харак­тера.

Что озна­чают над­писи на иконах, напри­мер, буквы на главе Спа­си­теля?

На иконах име­ются обя­за­тель­ные над­писи. Икона счи­та­ется закон­чен­ной лишь тогда, когда была поиме­но­вана: в духов­ном смысле это озна­чает соеди­не­ние имени и образа. Над­писи на иконах – знаки свя­то­сти, славы и Боже­ствен­ной тайны. Иконы Гос­пода нашего Иисуса Христа всегда имеют венчик или нимб – символ фавор­ского света, свя­то­сти. На нимбе начер­таны три буквы на гре­че­ском языке, кото­рые озна­чают – Сущий (Само­быт­ный – име­ю­щий жизнь, бытие в Самом Себе).

Что делать с иконой, если она пришла в состо­я­ние негод­но­сти и не под­ле­жит рестав­ра­ции?

Такую икону ни в коем случае нельзя просто выбро­сить. Раньше такие иконы пус­кали по тече­нию реки, но сейчас реки полны нечи­стот, поэтому лучше всего отне­сти такую икону в храм и отдать для сжи­га­ния в цер­ков­ной печи. Надо пом­нить, что порча иконы – грех, поэтому выцвет­шие бумаж­ные иконы нельзя сми­нать, раз­ры­вать, раз­ре­зать. Даже к испор­чен­ной иконе сле­дует отно­ситься с бла­го­го­ве­нием.

Каковы основ­ные типы ико­но­гра­фии Спа­си­теля?

Ико­но­гра­фия Гос­пода Иисуса Христа вклю­чает мно­же­ство направ­ле­ний, в том числе, свя­зан­ных с Празд­нич­ным циклом (впро­чем, ико­но­гра­фия Празд­ни­ков обычно рас­смат­ри­ва­ется как само­сто­я­тель­ное направ­ле­ние ико­но­писи).

В каче­стве основ­ных ико­но­гра­фи­че­ских типов Спа­си­теля чаще всего выде­ляют пять: Спас Неру­ко­твор­ный, Гос­подь Все­дер­жи­тель (Пан­то­кра­тор), Спас в силах, Спас Эма­нуил (Емма­нуил), Спас на пре­столе.

Согласно Пре­да­нию Церкви, иконы этого типа вос­про­из­во­дят при­жиз­нен­ный образ Христа, явлен­ный вслед­ствие чуда.

Исто­рия свя­зы­вает это чудо со сле­ду­ю­щими собы­ти­ями. Когда Едес­ский царь Авгарь, стра­дав­ший от неиз­ле­чи­мой болезни (про­казы), узнал про совер­ша­е­мые Хри­стом чудеса, он послал к Нему своего живо­писца, Ананию, с тем, чтобы тот вручил Ему письмо с при­гла­ше­нием посе­тить город Едессу. Выслу­шав Ананию, Хри­стос отка­зал Авгарю в личном посе­ще­нии, однако не отка­зал в Своей мило­сти. Омыв лицо и потре­бо­вав при­не­сти убрус (плат), Хри­стос отёрся. В резуль­тате на ткани платка отпе­чат­лелся Его Боже­ствен­ный лик. Через Ананию плат был пере­дан царю Авгарю, после чего тот был исце­лен.

Уве­ро­вав во Христа, Авгарь обра­тил к истин­ной вере своих под­дан­ных. Согласно его рас­по­ря­же­нию, Неру­ко­твор­ный Образ был раз­ме­щён в нише над город­скими воро­тами; он почи­тался как вели­кая свя­тыня. Когда один из потом­ков Авгаря, впав в грех идо­ло­по­клон­ства, захо­тел снять этот Образ, епи­скоп Едес­ский, по настав­ле­нию свыше, тайно заму­ро­вал нишу, скрыв Образ за гли­ня­ной доской.

Со вре­ме­нем о место­на­хож­де­нии Образа забыли, но когда (около 545 года) Едессу оса­дило войско пер­сид­ского царя Хозроя I, Небес­ная Вла­ды­чица, явив­шись архи­ерею Евла­лию (Евла­вию), ука­зала на Образ и пове­лела извлечь его из город­ской стены. Ниша была вскрыта, и к удив­ле­нию при­сут­ству­ю­щих помимо Неру­ко­твор­ного Образа (на убрусе) был обна­ру­жен ещё один, ана­ло­гич­ный ему, вос­про­из­ве­ден­ный на при­кры­вав­шей его гли­ня­ной доске. По воз­не­се­нии горо­жа­нами молитв к Богу и совер­ше­нии Крест­ного хода (с Неру­ко­твор­ным Обра­зом) вра­же­ское войско отсту­пило, и город был избав­лен от меча и позора.

Иконы «Спас Неру­ко­твор­ный» в разных вари­ан­тах пред­став­ляют лик Гос­пода либо без намёка на плат, либо отоб­ра­жен­ным на плате (убрусе) или на чере­пице (чрепии). Два послед­них вари­анта опре­де­ля­ются как «Спас на убрусе» и «Спас на чрепии» соот­вет­ственно.

На изоб­ра­же­ниях этого ико­но­гра­фи­че­ского типа Гос­подь бывает пред­став­лен фрон­тально: в рост или в форме пояс­ного изоб­ра­же­ния.

Его дес­ница пишется сло­жен­ной в жесте бла­го­сло­ве­ния — в знак бла­го­сло­ве­ния всех людей на избав­ле­ние от греха и стя­жа­ние Цар­ства Небес­ного. В левой руке Иску­пи­теля вос­про­из­во­дится рас­кры­тое или закры­тое Еван­ге­лие, либо свиток. Как Книга, так и свиток ука­зы­вают на Еван­гель­скую про­по­ведь; с другой сто­роны Книга ука­зы­вает на Книгу жизни.

Основ­ная идея сюжета: Гос­подь пред­став­лен в образе Все­мо­гу­щего, Все­власт­ного Царя (Пан­то­кра­тора, Все­дер­жи­теля).

Харак­тер­ной осо­бен­но­стью икон этого плана явля­ется то, что вос­се­да­ю­щий на пре­столе Спа­си­тель изоб­ра­жа­ется на фоне трех особых гео­мет­ри­че­ских фигур: крас­ного ромба (квад­рата), впи­сан­ного в синий овал (круг, эллипс), кото­рый, в свою оче­редь, «нало­жен» на крас­ный четы­рех­уголь­ник, в углах коего, высту­па­ю­щих из-за кон­тура овала, рас­по­ло­жены сим­волы четы­рех Еван­ге­ли­стов, по одному в каждом углу (орёл — знак Иоанна, ангел — Матфея, телец — Луки, Лев — Марка).

Крас­ный ромб, обрам­ля­ю­щий фигуру Спа­си­теля, зна­ме­нует огонь Боже­ства и ука­зы­вает на Боже­ствен­ное досто­ин­ство Мессии; синий овал сим­во­ли­зи­рует Небо, ангель­ский мир, а внеш­ний и самый круп­ный четы­рех­уголь­ник, вклю­ча­ю­щий сим­волы Еван­ге­ли­стов, ука­зы­вает на про­по­ведь Еван­ге­лия по всему миру.

Хри­стос пишется бла­го­слов­ля­ю­щим правой рукой, дер­жа­щим в левой Книгу (символ Бла­го­ве­стия и Книги жизни)

Ико­но­гра­фия этого сюжета отоб­ра­жает эсха­то­ло­ги­че­ский мотив, являя Мессию в вели­чии Небес­ной славы, Таким, Каким Он явится при кон­чине веков, чтобы судить мир.

Отча­сти сюжет заим­ство­ван из виде­ния про­рока Иезе­ки­иля, созер­цав­шего Гос­пода, носи­мого ангель­скими силами, пред­став­лен­ными под обра­зом таин­ствен­ных живот­ных ( Иез.1:4-28 ).

Иконы этого направ­ле­ния пред­став­ляют Христа в образе Отрока или Мла­денца — Эмма­ну­ила, рас­по­ла­га­ю­ще­гося не на руках Своей Матери, но отдельно. Имя Эмма­нуил, озву­чен­ное через про­рока Исаию, озна­чает «С нами Бог» ( Ис.7:14 ).

Ико­но­гра­фией этого вида с особой выра­зи­тель­но­стью отте­ня­ется мысль о цели При­ше­ствия Сына Божьего в мир — Спа­се­нии чело­века, при­зва­нии всех людей в Цар­ство Божье.

Сюжет икон этого типа близок по содер­жа­нию сюже­там изоб­ра­же­ний «Гос­подь Все­дер­жи­тель». Хри­стос пред­стает вели­че­ственно и тор­же­ственно вос­се­да­ю­щим на пре­столе, как Царь Славы, Судья и Пра­ви­тель мира.

Внеш­ним отли­чием явля­ется то, что Еван­ге­лие рас­по­ла­га­ется на колене Христа, и Сам Он изоб­ра­жа­ется в полный рост.

Каковы основ­ные типы ико­но­гра­фии Божьей Матери?

В ико­но­гра­фии Божьей Матери тра­ди­ци­онно выде­ляют сле­ду­ю­щие типы: Оранта, Оди­гит­рия, Елеуса

Оранта — один из наи­бо­лее древ­них обра­зов Божьей Матери. В древ­но­сти изоб­ра­же­ния моля­щейся жены нередко отно­си­лись к хри­сти­а­нам вообще, сим­во­ли­зи­руя порыв души к Богу. Позд­нее этот образ закре­пился в ико­но­гра­фии Бого­ро­дицы.

Будучи Мате­рью Христа по чело­ве­че­скому есте­ству, а также в силу особой свя­то­сти, пра­вед­но­сти, нрав­ствен­ной чистоты Дева Мария имеет осо­бен­ное дерз­но­ве­ние к Богу.

На иконах типа «Оранта» Она бывает пред­став­лена фрон­тально, с воз­де­тыми кверху руками, в знак искрен­ней, напря­жен­ной молитвы, как Заступ­ница и Хода­та­ица перед Гос­по­дом, Небес­ная Вла­ды­чица.

Пояс­ные (а иногда и росто­вые) изоб­ра­же­ния Моля­щейся Бого­ро­дицы с Мла­ден­цем (Отро­ком) Хри­стом, отме­чен­ным в меда­льоне, отно­сятся к типу «Зна­ме­ние».

Слово «зна­ме­ние» сбли­жа­ется по смыслу со словом “чудо”. Ико­но­гра­фия «Зна­ме­ния» с яркой выра­зи­тель­но­стью ука­зы­вает на вели­чай­шее чудо в исто­рии мира — Вопло­ще­ние Сына Божьего ради Спа­се­ния людей.

Иконы, при­над­ле­жа­щие этому типу, являют Бого­ро­дицу с Сыном. Обычно Гос­подь бывает вос­про­из­ве­ден сидя­щим на Её левой руке.

В свою оче­редь в Его левой руке — изоб­ра­жа­ется свиток, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий Еван­гель­скую про­по­ведь. Дес­ница Христа бывает сло­жена в жесте бла­го­сло­ве­ния, в знак того, что Он бла­го­слов­ляет людей идти путём Света, Истины, Жизни.

По сюжету изоб­ра­же­ния Бого­ма­терь ука­зы­вает на Него (сво­бод­ной рукой) как на Путь, Истину, Жизнь ( Ин.14:6 ), под­твер­ждая, что никто не при­хо­дит к Отцу, как только через Него ( Ин.14:6 ).

На иконах этого вида Бого­ро­дица изоб­ра­жа­ется таким обра­зом, что Её щека бывает нежно (с уми­ле­нием) при­жата к Мла­денцу-Христу. Через данную ико­но­гра­фи­че­скую деталь вос­про­из­во­дится идея высо­кой и бес­ко­рыст­ной любви Бого­ма­тери к Сыну, особая духов­ная бли­зость (что также под­чер­ки­ва­ется и сопря­жен­но­стью Их нимбов).

Сын Божий может изоб­ра­жаться сидя­щим как на Её левой, так и на Её правой руке.

В более про­стран­ной интер­пре­та­ции подоб­ного рода иконы ука­зы­вают на еди­не­ние зем­ного и Небес­ного, на бли­зость Христа и Его Церкви, на бли­зость к Богу всякой хри­сти­ан­ской души.

Про­то­и­е­рей Алек­сий Умин­ский:
Почи­та­ние святых икон явля­ется не только эсте­ти­че­ским, но прежде всего почи­та­нием дог­ма­ти­че­ским и суще­ственно важно для осу­ществ­ле­ния нашей веры.
Мы знаем, что в Ветхом завете суще­ство­вало запре­ще­ние изоб­ра­жать всякий образ. И понятно почему: ведь по Своей сущ­но­сти, Бог совер­шенно непо­сти­жим и непо­зна­ваем, и сле­до­ва­тельно не может быть изоб­ра­зим. Бог без­мерно больше всего на свете, И поэтому всякое изоб­ра­же­ние того, кого невоз­можно даже пред­ста­вить, понять и познать, обя­за­тельно будет ложью. А ложный образ – это идо­ло­об­раз, уво­дя­щий от истины. Поэтому в Ветхом завете запре­ща­лось изоб­ра­же­ние Боже­ства.
Почему же ново­за­вет­ный образ суще­ствует и тор­же­ствует? Потому что Бог явился нам во плоти, Сын Божий вопло­тился, стал одним из нас, стал иметь наш лик, наши руки, наши глаза, чело­ве­че­скую душу. Изоб­ра­жая Гос­пода, мы тем самым утвер­ждаем, что Гос­подь воз­вы­сил чело­века, воз­вы­сил каж­дого из нас. Он принял на себя нашу чело­ве­че­скую при­роду абсо­лютно окон­ча­тельно и до конца, и ничто в при­роде не оста­лось не увра­че­ван­ным, не оста­лось не спа­сен­ным. Мы изоб­ра­жаем Лик нашего Спа­си­теля, потому что мы знаем, что этот лик Он оста­вил нам в Своем Еван­ге­лии, этот лик есть образ того, каким должен быть каждый из нас.

митр. Пити­рим (Нечаев):
Икона — это не объект покло­не­ния, это только види­мый знак при­сут­ствия Бога и святых, «кон­такт­ный» пред­мет. Кумир, в отли­чие от иконы, — это то, что под­ме­няет сам объект покло­не­ния.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *