Что означает слово иерусалим

Иерусалим

Полезное

Смотреть что такое «Иерусалим» в других словарях:

Иерусалим — (араб. Аль Кудс), город в Палестине. Религиозный центр христиан, иудеев и мусульман. По решению ООН (1947) должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. После арабо израильской войны 1947 49 разделён на… … Художественная энциклопедия

ИЕРУСАЛИМ — ИЕРУСАЛИМ, город в Израиле. 544 тыс. жителей. Религиозный ( священный ) центр иудеев, христиан и мусульман. Разнообразная промышленность. Университет. Музеи: национальные Бецалель (художественный), Израиля (искусство и археологические памятники)… … Современная энциклопедия

ИЕРУСАЛИМ — город в Израиле. 544 тыс. жителей (1992). Религиозный ( священный ) центр иудеев, христиан и мусульман. Металлообрабатывающая, радиотехническая, фармацевтическая, текстильная, легкая, пищевая промышленность. Университет. Музеи: Национальный… … Большой Энциклопедический словарь

Иерусалим — а, муж. Стар. форма имени (см. Ерусалим).Отч.: Иерусалимович, Иерусалимовна. Словарь личных имён. Иерусалим а, м. Стар. форма имени Ерусалим (см.). Отч.: Иерусалимович, Иерусалимовна … Словарь личных имен

иерусалим — Сион, дарохранительница Словарь русских синонимов. иерусалим сущ., кол во синонимов: 5 • город (2765) • даром … Словарь синонимов

Иерусалим — столица Государства Израиль. В древности местонахождение Храма и столица (с конца 11 в. до н.э.) Израильско Иудейского царства, в период 928 г. до н.э. 70 г. н.э. Иудейского царства. Крупный религиозный центр, священный город иудеев, христиан и… … Исторический словарь

Иерусалим — (Jerusalem), свящ. город иудеев (иуда изм), христиан (христианство) и мусульман. Первоначально место поселения иебуситов; захвачен царем Давидом ок. 1000 г. до н.э. Храм Соломона, гл. святилище иудеев, уничтоженный Навуходоносором II в 586 г. до… … Всемирная история

Иерусалим — У этого термина существуют и другие значения, см. Иерусалим (значения). Запрос «Аль Кудс» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Иерусалим ивр. ירושלים‎ (Йерушала(й)им) араб. القدس‎‎ (аль К̣удс) … Википедия

ИЕРУСАЛИМ — древний город в Палестине. С 1949 по 1967 был разделен между Израилем (большая часть Нового города), столицей которого он является, и Иорданией (в основном Старый город). В 1967 Израиль оккупировал иорданский сектор и провозгласил Иерусалим… … Энциклопедия Кольера

Источник

Иерусалим

Первонач., возможно, «основание (Божия) Салима»; в Библии толкуется как «основание мира».

I. НАЗВАНИЕ

Во времена Авраама И. назывался Салимом – «мир» ( Быт. 14:18 ; ср. Пс. 75:3 ; Евр. 7:2 ), при этом евр. название города звучит как Йерушалайим. В док-тах Телль-Амарнского архива И. упоминается как Уру-Салим. В ассир. надписях город называется Урусалимму; в греч. текстах встречаются две формы названия: Иерусалем и Гиеросолюма. Арабы в наши дни называют И. Эль-Кудсом – «святой» (см. Ис. 52:1 ; Мф. 4:5 ).

II. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

А. И. расположен на склонах иуд. гор ( Пс. 86:2 ), вост. водораздела, на высоте около 760 м над уровнем моря, прим. в 25 км зап. северного побережья Мертвого моря. Известняковое плато, на котором стоит город, понижается к югу и разделяется проходящим с севера на юг, но в настоящее время почти полностью засыпанным, оврагом (Эль-Вад; у Иосифа Флавия – «долина сыроделов»). Вост. этой «долины сыроделов» расположены холм Офел (720 м) и гора Мориа (744 м), а зап. – Верхний город (772 м). Т.о., на тер. города наблюдается значит. перепад высот. На западе и юге И. отделен от окружающих его гор долиной Енномовой; от располож. на востоке Масличной горы (более 800 м) его отделяет Кедронская долина.

Б. Хотя дороги из И. шли в разных направлениях, основные торговые пути находились в стороне от древнего города. Значение И. как главного города Израиля и Иудеи определяется не его географич. положением, а Божьим избранием: «Мое имя будет там» ( 3Цар. 8:29 ; ср. Пс. 67:17 ; ⇒ Избрание (II,2а) ⇒ Ковчег завета ⇒ Давид ⇒ Храм ⇒ Соломон).

В. Единств. не пересыхавшим источником в окрестностях И. был Гион в Кедронской долине (совр. название – «источник Марии»). От него в город иевусеев был проложен водопровод. Позднее вода из этого источника поступала в Силоамский пруд по наземному водопроводу, а затем – по туннелю, который был вырыт по повелению Езекии. В том месте, где сходятся Енномова и Кедронская долины, находится источник грунтовых вод Рогель, или Драконов источник (совр. название – Бир-Эйюб, «колодец Иова»). Вокруг источника были сделаны многочисл. водосборники, в которые собирали дождевую воду с Масличной горы. Вероятно, еще в дорим. время были построены два водопровода длиной по 12 км, по которым в храм поступала вода из источника в ⇒ Ефаме (1) – из т.наз. прудов Соломона (см. Екк. 2:6 ), располож. юго-зап. Вифлеема.

III. ИСТОРИЯ

А. Древнейший И. известен как город иевусеев – Иевус ( Суд. 19:10 ), или крепость Сион ( 2Цар. 5:7 ). Не смогли изгнать иевусеев из И. сначала иудеяне, поразившие город мечом и предавшие его огню, а затем вениамитяне ( Суд. 1:8.21 ). Город располагался на холме у источника Гион (юго-вост. часть совр. города), его площадь составляла 3 га. В результате археол. раскопок были обнаружены остатки укрепления. После того как Давид завоевал И., он назвал его своим именем ( 2Цар. 5:9 ). Царь восстановил гор. стену ( 2Цар. 5:9 ; 1Пар. 11:8 ; ср. ⇒ Милло). Соломон расширил Иерусалим на север, построив дворец, храм, прилегающие к нему здания (занимавшие площадь в 9 га), а также ⇒ Милло, заполнив пустующие тер. в городе Давида ( 3Цар. 11 – в Синод. пер. – «починивал повреждения»), т.е. застроив пустырь между дворцом и городом Давида у холма ⇒ Офел. кроме того, Соломон еще более укрепил стены города ( 3Цар. 3:1 ; 3Цар. 9:15.24 ).

Б: 1) во времена правления царей площадь И. увеличилась еще на 9 га в сев.-зап. направлении; была построена «вторая часть» И. ( 4Цар. 22:14 ; Соф. 1:10 – в Синод. пер. – «другие ворота»), которая из-за своей формы получила название «ступа» ( Соф. 1:11 ; в Синод. пер. – «нижняя часть города»). Гор. стены и башни были заново укреплены и отремонтированы ( 2Пар. 26:9 ; 2Пар. 27:3 ; 2Пар. 32:5 ; 2Пар. 33:14 ), но вплоть до вавил. ⇒ плена И., вероятно, больше не расширялся;

2) в 925 г. до Р.Х. город был завоеван и разграблен фараоном Сусакимом (Шешонком) ( 3Цар. 14:25.26 ), а ок. 843 г. до Р.Х. – филистимлянами и арабами ( 2Пар. 21:16.17 ). Ок. 800 г. до Р.Х. городу угрожал сир. царь Азаил ( 4Цар. 12:17.18 ). В 792 г. до Р.Х. израил. царь Иоас разрушил стену И. от Ефремовых до Угольных ворот – на четыреста локтей ( 4Цар. 14:13 ). В 701 г. до Р.Х. город безуспешно осаждал Сеннахирим (Синаххериб) ( 4Цар. 18–19 ), а после 648 г. до Р.Х. ассирийцы увели в плен царя Манассию ( 2Пар. 33:11 ). В 609 г. до Р.Х. И. был захвачен фараоном ⇒ Нехао (Нехо) ( 2Пар. 36:3 ). Дважды И. захватывал Навуходоносор (в 605 и 597 гг. до Р.Х.; Дан. 1:1.2 ; 4Цар 24 и след.) и наконец после двух лет осады окончат. разрушил его в 587 г. до Р.Х. ( 4Цар. 25 ); ⇒ Год (II).

В. Восстановление города началось после 538 г. до Р.Х. Ко времени Неемии, который в 445 г. до Р.Х. заново отстроил гор. стены, относится первое описание иерусалимских укреплений. На прилагаемой схеме указаны ворота, существовавшие в то время в И.

Номерами 1–4 обозначены не сохранившиеся (за искл. ворот, позже получивших название «ворота Долины») ко времени Неемии ворота города иевусеев;

5 – Овечьи ( Неем. 3:1 ; Неем. 12:39 ; Ин. 5:2 ), или Вениаминовы, ворота ( Иер. 37:13 ; Иер. 38:7 ; Зах. 14:10 ). Зап. их находились башни Меа и Хананэла ( Неем. 3:1 ; Неем. 12:39 );

6 – Рыбные ворота ( Неем. 3:3 ; Неем. 12:39 ; 2Пар. 33:14 ; Соф. 1:10 ). Вероятно, именно они называются «первыми» в Зах. 14 и «средними» в Иер. 39:3 ;

9 – ворота Долины ( Неем. 2:13 ; Неем. 3:13 ; 2Пар. 26:9 ), которые находились на месте зап. ворот Иевуса. Раскопки свидетельствуют о том, что этими воротами пользовались вплоть до эпохи Маккавеев;

10 – Навозные ворота ( Неем. 2:13 ; Неем. 3:13.14 ; Неем. 12:31 ), называемые также «воротами между двумя стенами» ( 4Цар. 25:4 ) и «воротами Харшиф» («ворота черепков», Иер. 19:2 );

11 – ворота Источника ( Неем. 2:14 ; Неем. 3:15 ; Неем. 12:37 ), рядом с которыми в Кедронской долине находился цар. источник ( Неем. 2:14 ), в наст. времени засыпанный землей;

13 – Конские ворота ( Неем. 3:28 ; 2Пар. 23:15 ; Иер. 31:40 ), внутр. ворота между храмовой площадью и Офелом;

Г. Обнесение крепостной стеной верхнего города следует, вероятно (вопреки данным Иосифа Флавия), отнести к эллинистич. времени. Лишь в это время в других городах Палестины стали появляться кварталы площадью около или более 5 га (Аскалон, Самария), к тому же ни один из найденных на сегодняшний день остатков стены верхнего города не указывает однозначно на более ранний период. О существовании более древнего поселения в верхнем городе данных нет; маловероятным представляется предположение некоторых ученых, что рядом с городом Давида выселенные из него иевусеи основали новое поселение. После того как тер. города увеличилась к юго-зап. на 45 га, И. достиг площади, которая сохранилась до новозаветного времени. После Александра Македонского И. стал типично греческим городом (332 г. до Р.Х.); в ходе войн, которые вели преемники Александра, а также во времена Маккавеев И. нередко переходил из рук в руки, а его укрепления то разрушались, то восстанавливались заново (см. Сир. 50:1–4; III в. до Р.Х.).

Д: 1) в 63 г. до Р.Х. И. был завоеван рим. полководцем Помпеем. В 40 г. до Р.Х. город оказался в руках парфян, после чего в 37 г. до Р.Х. им овладел Ирод Великий. В годы его правления И. пережил новый расцвет. Ирод полностью перестроил ⇒ храм (VI); на месте маккавейской крепости Барис (сев. храма) он построил крепость Антония, а в зап. части И. воздвиг свой дворец. Позднее этот дворец стал резиденцией рим. наместников на время великих иуд. праздников; скорее всего, именно здесь находились претория Пилата и ⇒ Гаввафа. Ирод Антипа жил в И., вероятно, во дворце Хасмонеев, располож. вост. дворца Ирода. (О других примечат. местах И., связанных с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, см. отдельные статьи);

2) последнее расширение И. на 30 (или даже 60) га предпринял Ирод Агриппа I. Он обнес пригород Везефу т.наз. третьей стеной, но вынужден был, под нажимом римлян, остановить строительство. Полагают, что стена находилась на месте совр. сев. стены (построенной в XVI в.) или на месте остатков стены, обнаруж. на 500 м сев. ее. В 70 г. по Р.Х., во время иуд. войны, И. был полностью разрушен; Тит сохранил только часть зап. стены и три мощные башни дворца Ирода в качестве свидетельства своей победы (цвет. вклейки 27; 41; 69). После второго иуд. восстания (132–135 гг. по Р.Х.) император Адриан на развалинах И. основал языч. город, колонию Элиа-Капитолина с храмом Юпитера на храмовой площади. Евреям вплоть до правления Константина было запрещено входить в И. В 638 г. по Р.Х. город был завоеван арабами, которые позднее воздвигли на храмовой площади мечеть Омара. Со времени Адриана древний Сион, город Давида, находится за юж. стеной.

Источник

Иерусалим — город мира. Происхождение названия

Иерусалим (ивр. ‏ יְרוּשָׁלַיִם ‏‎ Йерушала́(й)им ) — официальная столица Израиля, город на Ближнем Востоке. Расположен на плато в Иудейских горах на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 м над уровнем моря; климат средиземноморский, с жарким, сухим летом и мягкой, влажной зимой.
Город является священным для евреев всего мира, трёх крупнейших авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Населён представителями множества национальных, этнических и религиозных деноминаций; численность населения Иерусалима (без пригородов) составляет 865 721 жителей.

Что означает слово иерусалим

13 декабря 1949 года Кнессет провозгласил Иерусалим столицей Государства Израиль; с 1967 года Израиль контролирует всю территорию города. Израильский суверенитет над восточной частью города и статус всего Иерусалима как столицы Израиля не признаны значительной частью международного сообщества, которое относится к Восточному Иерусалиму как к палестинской территории, оккупированной Израилем. Статус Иерусалима остаётся одной из центральных тем мирового сообщества.

Иерусалим является одним из древнейших городов мира: первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э. В XI веке до н. э. город был занят евреями и провозглашён столицей Израильского царства, а с X века до н. э. — Иудейского. После распада Римской империи Иерусалим отошёл к Византии. С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В 1099—1187 и 1229—1244 годах Иерусалим был под властью крестоносцев.

Что означает слово иерусалим

В 1538 году при Сулеймане Великолепном вокруг Иерусалима были построены стены. Сегодня эти стены определяют границы Старого города, который традиционно разделяется на четыре квартала, известные с начала XIX века как Армянский, Христианский, Еврейский и Мусульманский кварталы. В 1981 г. Старый город стал объектом Всемирного наследия, и включён в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Современный Иерусалим разросся далеко за пределы границ Старого города.

Исторически, в основе экономики города лежит его привлекательность для паломников и светских туристов. Однако всё большую роль в экономике Иерусалима играют современные высокотехнологичные предприятия; в 2005 году город признан одним из пяти наиболее динамично развивающихся технологических центров планеты. В Иерусалиме также расположены многие художественные и культурные площадки, в том числе всемирно известный Музей Израиля. Город является государственным телерадиовещательным центром страны. Основанный в 1925 г. Еврейский университет в Иерусалиме входит в первые две сотни учебных заведений мира.

Город впервые упоминается в египетских источниках XIX—XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в Эль-Амарнских письмах XIV в. до н. э. как Урусалим и в анналах Санхерива (конец VIII в. до н. э.) как Урсалимму. Самое раннее внебиблейское ивритское написание слова «Иерусалим» датируется шестым или седьмым веком до н. э. и было обнаружено в 1961 г. в Хурбат-Бейт-Лойя около Бейт-Гуврина. Надпись гласит: «Я есть Яхве, Бог твой, приму Я города Иудеи и избавлю Я Иерусалим» — или, как предлагают другие исследователи: «Яхве есть Бог всей земли. Горы Иудеи принадлежат Ему, Богу Иерусалима».

Этимологически название «Иерусалим» (Ирушалем), согласно различным источникам, происходит от значения «основанный (шумерское йеру — ‘поселение’ / семитское ири, иарах — ‘основывать, закладывать краеугольный камень’) Шалимом (Шалим, или Шулману )».

Что означает слово иерусалим

Таким образом, изначально — в Бронзовом веке — Шалим был Б-гом,-покровителем города. В западносемитской мифологии Шалимму было именем Б-га. В основе этого имени лежит тот же корень С-Л-М, от которого происходит ивритское слово «мир» (шалом, или салам в современном арабском). Таким образом, это название легко стало объектом таких этимологизаций, как «Город мира», «Обиталище мира», «Основанный в безопасности» или, как вариант у некоторых христианских авторов, «Видение Мира».

В Торе принято написание ירושלם (в огласованном варианте — יְרוּשָׁלַםִ), а в арамейских частях Библии принято — ירושלם (огласованный вариант ירְוּשְׁלֵם). Эта форма впервые появляется в Книге Иисуса Навина. В Торе также встречаются названия Шалем (ханаанский Иерусалим до завоевания страны израильтянами), Йевус — по имени народа иевусеев, владевших городом до завоевания Давидом (напр., Судьи 19:10: יְבוּס, הִיא יְרוּשָׁלִָ: «Иевус, он [есть] Иерусалим»), и (мецудат Цион) «Крепость Сиона» — по названию крепости в центре города (название «Сион» изначально относилось к конкретной части города, однако позже стало означать город в целом и символизировать библейскую Землю Израиля). Завоевав Иевус, Давид переименовал его в Город Давида, и в древности город был известен под этим названием.

В мидрашах название обычно связывается со словом שלם (шалем — «цельный»); в раввинистической литературе оно также связывается с ירושה (йеруша — наследие, завещание). Согласно Мидрашу, форма Йерушалем или Йерушалаим также является комбинацией Яхве Йир’э («Бог присмотрит (за ним)» — имя, данное Авраамом месту, в котором он приступил к жертвоприношению своего сына) — и названия города «Шалем».

Окончание -аим указывает на двойственность. Вероятно, название приобрело форму, совпадающую с формой двойственного числа на древнееврейском, по аналогии с названиями других городов Иудеи. Есть также предположение, что название Йерушалаим связано с тем фактом, что город расположен на двух холмах. Однако, произношение последнего слога как -аим представляется позднейшей модификацией, которой во времена Септуагинты ещё не существовало.

Что означает слово иерусалим

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Источник

Значение слова иерусалим

Энциклопедия битв мировой истории

1. Иудейские войны Римской империи

Город был осажден 60-тысячным рим. войском под командованием Тита в марте 70. Его с величайшим героизмом защищали иудеи, предводительствуемые партией зелотов. К исходу шестой недели осады Тит овладел пригородом Иерусалима Безетой, а затем в тяжелых боях захватывал одну позицию за другой, пока 8 сент. сопротивле- 174ние защитников не было окончательно сломлено. Иосиф Флавий сообщает, что во время осады погибли 1 100 000 чел., но это, несомненно, преувеличенная цифра. После захвата города римляне продали в рабство 97 000 чел.

2. Мусульманское вторжение в Сирию

В начале 637 Иерусалим был осажден мусульманами, сначала под командованием Абу Обейды, а затем халифа Омара. После многомесячной обороны, в течение которой и дня не проходило без вылазки или нападения, город в 638 был сдан патриархом Софронием.

3. 1-й крестовый поход

Крестоносцы во главе с Готфридом Бульонским осадили город 7 июня 1099, а 15 июля он был взят штурмом. В течение трех дней город был ареной резни, в которой погибли 70 000 мусульман.

4. Войны между крестоносцами и турками

20 сент. 1187 Святой город был осажден сарацинами во главе с Салахад-дином. После осады, продолжавшейся 14 дней, в течение которых было отбито несколько решительных вылазок, мусульмане ворвались в город, и Гвидо де Лузиньян, последний король Иерусалима, капитулировал. Христианам было дано 40 дней для того, чтобы покинуть город.

6. Арабо-израильские войны

См. Синай, Шестидневная война.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

(основание, или жилище мира) — этот всемирно известный город, древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли, назывался в древности Иевусом (Нав 18:28) по имени родоначальника Иевусеев, Иевуса. Впрочем, думают, что древность его восходит даже ко временам Авраама, предполагая в нем Салим, в котором во времена Авраама царем и первосвященником был Мельхиседек. Иевус был завоеван у Иевусеев Давидом, который сделал его метрополиею своего царства, и построил к с.-з. от старого города крепость, или новый город, названный Иерусалимом. Таким образом Иерусалим сделался столицею Иудеи. Новейшие исследования Палестины, тщательно производимые доселе, пролили много света на г. Иерусалим, равно как и на прочие места, так называемой, Святой Земли. По общему мнению, первое понятие о первобытном положении города, несомненно, сообщается в 22 гл. кн. Бытия, именно: по словам книги, он должен был находиться в земле Мориа, на одной из гор которой Авраам по Божественному повелению готовился некогда принести в жертву сына своего Исаака (2 Пар 3:1). Точное определение положения города Иерусалима никогда не подлежало сомнению. Он лежит в 12-ти часах пути от Средиземного моря и в 8 от Иордана на широкой плоской возвышенности, состоящей более чем из 4 горных вершин и возвышающейся более чем на 2 500 футов над уровнем моря. Долина Иосафатова с потоком Кедрон на в. и долина Гионна ю. и з. служат его границею. Библейская историческая гора Мориа находится в настоящее время на одном общем уровне с прочими частями города и занята мечетью Омаровой, стоящей вероятно на прежнем месте храма Соломонова. Это здание считается настолько священным в глазах турок, что ни одному христианину не дозволяется вступать даже в ограду, окружающую мечеть. Хотя возвышенность горы теперь мало заметна, но высота оной неоспорима. Чтобы приготовить место на г. Мориа для постройки храма, Соломон обнес ее громадною стеною. Местность между горой и стеною представляла обширную площадь удобную для сооружения на ней храма и его огромных притворов. На с.-з. углу означенной площади находилась величественная башня, названная Иродом башнею Антония, в честь Марка Антония. Гора Сион находилась на ю.-в. от г. Мориа; настоящее положение и высота ее вполне соответствует древнейшим повествованиям о сей свящ. горе различных историков. После многократных опустошений, которым подвергался Иерусалим, к сожалению, невозможно с точностью определить границы Сиона. Впрочем, между Сионом и Мориа доселе существует еще значительный подъем почвы, который настолько соответствует восточной стороне Акры по описанию древних историков, что не оставляет никакого сомнения в том, что она составляла некогда часть г. Сиона. Иудеи доселе называют весь этот подъем земли Сионом. Акра (называемая так от греч. слова, значащего высокий) иногда называется также нижним городом, а самая гора Сион верхним, и находясь на с. от означенной горы, отделялась от нее долиной. Город был построен некогда на вершине Акры. После 25 летнего существования город был срыт и гора подведена под общий уровень с близлежащею местностью. Настоящий Иерусалим главным образом расположен на г. Мориа, имеет около 2 1/2 англ. миль в окружности с 20 000 населением. Относительно наружной формы город можно назвать квадратом. Восточная стена тянется прямо во всю свою длину. На с. и ю. сторонах в ней находится по одному изгибу с наружной стороны и один изгиб с западной внутрь. Близ изгиба с западной стороны находятся Яфские ворота, называемые иначе Вифлеемскими. На южной стороне находятся ворота Сионские, называемые иначе Давидовыми. На восточной стороне, близ купели Вифееда, — врата Стефана, именуемые также Овчими и вратами Св. Девы. На западной стороне между Голгофою и Везефою находятся врата Дамасские. Означенные четверо ворот суть главные городские ворота, и они всегда открыты с утра до солнечного заката. Кроме указанных существует еще двое небольших ворот, которые открываются только в известных случаях: одни на ю. стороне, несколько на з. от г. Мориа, так именуемые Навозные, а другие, под названием Иродовых, находятся на з. стороне и ими проходят из Везефы. На в. от Мориа находятся седьмые ворота, или, лучше сказать, место, где они находились в то время, когда Христиане владели городом, потому что в настоящее время они совершенно заложены, — это так называемые Золотые врата. Доселе у магометан господствует предание, что в эти ворота войдет христианский победитель Мусульман. Несомненно, что этими вратами вошел Господь в храм Божий во время торжественного Своего входа в Иерусалим. Кроме означенных, в Свящ. Писании упоминаются еще ворота: Ефремовы, Вениаминовы, Рыбные, Водяные, Конские, Темничные, Железные и некоторые др. Евреи занимают меньшую часть города сравнительно с тем, что занимают турки и арабы. Армяне живут в своем монастыре на Сионской горе и в окрестностях. Греки и католики имеют свои монастыри поблизости с Голгофой, близ которых и находятся их жилища. Турки и арабы занимают Везефу, всю восточную часть города и почти в каждой части города имеют свои разбросанные дома. Евреи живут на пространстве между Сионом и Мориа, занимаемом в настоящее время мечетью Омара, огражденною стенами. Как мы уже заметили выше, ни одному из Христиан не дозволяется входить в эту мечеть под опасением смерти, за исключением разве магометан, хотя означенное запрещение в последнее время не имеет уже такого значения как прежде. В ней и по сторонам оной высятся четыре минарета. У евреев в Иерусалиме находится значительное число синагог и почти все они выстроены в местности ими занимаемой. Храм Гроба Господня стоит близ г. Голгофы, там же и Камень помазания. Это здание, отличающееся своею массивностью и объемом, вмещает в себе придел Распятия, Погребения и Воскресения Господа Иисуса, семь небольших других приделов, монастырь, и различные монастырские пристройки. Греки имеют здесь 12 монастырей и один близ Сионских ворот. Армяне имеют три монастыря на Сионской горе, два в Иерусалиме и третий поменьше вне Сионских врат, на том самом месте, где по преданию стоял дом первосвящ. Каиафы, в котором стоял Господь Иисус на судилище, и на дворе которого ап. Петр отрекся от Него. У коптов, сириян, абиссинцев также находится во владении по небольшому монастырю. Дома в Иерусалиме большею частью каменные, в большинстве, впрочем, они низки, неправильной архитектуры, с плоскими кровлями или террасами. Окна в них небольшие и выходят преимущественно на улицу; они ограждены толстыми железными решетками, а за ними виднеются красивые деревянные решетки, устроенные с целью, чтобы мимо ходящие не могли видеть из-за них женщин. Улицы узки и большею частью неправильны. Садов в городе очень немного. Из особенных достопримечательностей Иерусалима без сомнения первое место занимает Храм св. Гроба, священнейшее здание для всего христианского мира. Он выстроен несколько на з. от улицы ведущей к Дамасским воротам Константином Великим, или, вероятнее, матерью его, Еленою, над Гробом Господним. Храм св. Гроба и разрушали и возобновляли несколько раз, потому-то в настоящем своем виде он принадлежит уже к более позднему времени, за исключением некоторых частей его лицевой стороны, существовавших, быть может, до времен Крестоносцев. Он состоит, так сказать, из неправильной громадной глыбы здания и вмещает в себе все традиционные священные места, соединенные с воспоминаниями о земной жизни, смерти и погребении Спасителя, как-то: Голгофу, Камень помазания и св. Гроб, в котором было положено Тело Иисусово. Голгофа и погребальная пещера находились, по словам Свящ. Писания, вне врат Иерусалима; но, как известно, город был расширен по направлению к оным, и вот они вошли в состав города и помещаются под одной кровлею храма. В том же самом храме показывают кроме сего много других свящ. достопримечательностей, как-то: место погребения Адама, Мельхиседека, гробницы Иосифа и Никодима, место на котором стояла Мария во время помазания Тела Иисусова, и место, где явился Христос по воскресении Марии Магдалине и Богоматери, и где позже, спустя 300 лет, был обретен Животворящий Крест Господень. Храм разделен между лицами различных христианских вероисповеданий (за исключением протестантских), монахи и священники которых живут в соседстве или в самом даже здании храма, для исправления своих дневных и ночных богослужений, впрочем, храм всегда тщательно охраняется мусульманами, которым платится известная плата за посещение и осмотр святынь оного. За сим достойны внимания: монастырь св. Иакова, принадлежащий армянам, одно из обширнейших зданий в Иерусалиме, с прекрасным садом и очень ценною библиотекою. В нем показывают место мученической кончины Иакова, брата Господня, камень, покрывавший дверь св. Гроба и др. Дом св. Марка принадлежит Сирийским Христианам и служит местом пребывания их епископа. Монастырь Константина принадлежит грекам. Абиссинский монастырь — несколько к ю. от храма гроба Господня; в нем показывают масличное дерево, в ветвях которого, по преданию, запутался рогами агнец, принесенный Авраамом в жертву вместо Исаака. Латинский монастырь с 15-ю францисканскими монахами из испанцев, коптский монастырь и некоторые другие. Гробница Давида или Ель-Неби-Дауд находится на южной вершине Сиона, вне городской стены. Она одно из замечательнейших зданий в Иерусалиме. Означенное сооружение над местом погребения царя пророка Давида, как говорят, существовало уже в IV столетии и считалось христианами означенного века за Сионскую горницу, в которой Спаситель совершил Тайную вечерю со Своими учениками, и установил таинство св. Причащения. Ее охраняют с большим тщанием, чем даже самую мечеть Омара. Церковь Христова, принадлежащая английским и прусским протестантам, расположена на Сионской горе, несколько к ю.-в. от Яфских ворот. Есть и другие общественные церковные здания в Иерусалиме, но поименованные нами суть главнейшие. Вообще можно сказать, что настоящий Иерусалим, по различию вероисповеданий, разделяется на четыре квартала: 1) христианский, имеющий своим центром храм Гроба Господня, в котором церковь г. Голгофской, царя Гроба Господня, храм Воскресения и церковь Обретения Креста с множеством различных свящ. достопримечательностей: 2) Армянский квартал, заключающий з. часть Сиона и населенный главным образом армянами, имеющими здесь два монастыря с разными другими достопримечательностями; 3) еврейский квартал, расположенный на в. стороне Сионского холма, с остатком з. стены Соломонова храма, куда обыкновенно собираются евреи в пятницу для молитвы и плача о древнем своем храме, и, наконец, 4) самый большой квартал, магометанский, занимающий две трети города, где главное строение мечеть Омара, главную святыню которой составляет каменная скала, с которой, по мусульманскому поверью, Магомет вознесся на небо. Среди означенного квартала возвышается также большая еврейская синагога, и находятся различные другие достопримечательности, священные в глазах евреев. Скажем в заключение несколько слов и о наших русских постройках в Иерусалиме, занимающих место на Гионской возвышенности на с.-з. стороне Иерусалима, в одной из самых здоровых местностей, и составляющих немалое украшение пустынных окрестностей святого града. Самые постройки здесь следующие: обширный двор и среди его церковь, построенная по образцу одной из древнейших Афонских церквей, в Византийском стиле; госпиталь — огромный двухэтажный дом, большое каменное здание, в центре которого находится домовая церковь Прав. Русской духовной миссии. В верхнем этаже оного находятся квартиры для членов миссии, важных посетителей, библиотека и др., а в нижнем — приют для русских путешественников. Все они тщательно поддерживаются Прав. Палестинским Обществом, состоящим под августейшим покровительством Великого Князя Сергия Александровича. Кроме означенных построек, существуют еще два одноэтажные корпуса, занятые мужским и женским приютами; одно одноэтажное здание с квартирами для консула, секретаря и пр.; еще два домика, из которых в одном помещается драгоман консульства, а в другом квартиры кавасов и привратника; затем здания для чайной, бани и др. Русский храм в Иерусалиме, с его украшениями и величественным, совершающимся в нем богослужением, обращает на себя общее внимание и привлекает тысячи приходящих иноверцев. Размеры нашей Библейской Энциклопедии не дозволяют нам входить в дальнейшие подробности касательно истории Иерусалима, названия оного, местоположения составных частей, окрестностей, его древностей и т. п. Пусть любознательный и благочестивый читатель при помощи Библии и творения Иосифа Флавия сам постарается изучить оные с географическою картою Иерусалима в руках, причем, конечно, он может руководствоваться и наиболее известными русскими и иностранными учеными сочинениями по означенному предмету. Полное описание Иерусалима в настоящем его виде можно найти у Норова, Диксона и проф. Олесницкого.

Энциклопедия иудаизма

С возвращением изгнанников из Вавилона с Эзрой и Нехемьей* город был отсроен заново, восстановлены Храм и стены, и И. вновь стал центром нации вплоть до разрушения Второго Храма. После подавления восстания Бар-Кохбы И. был превращен в развалины, и на месте его был создан римский город Элия Капитолина, куда евреям был запрещен доступ в течение многих поколений.

В течение многих веков прибывали евреи из разных стран диаспоры в И., чтобы жить и умереть в нем. Это движение было постоянным, несмотря на опасности пути и тяжелые условия жизни в разрушенном и заселенном неевреями городе.

Еврейская агада* не могла примириться с разрушением и построила идеальный образ И., «Йерушалаим шел маала» (Небесный И.), ибо «из великой любви к [Иерусалиму] земному создал Он другой, небесный» (Танхума). Реальный, материальный И. не схож с И. будущего мира. «В И. этого мира волен войти каждый. В И. будущего мира могут войти только приглашенные» (ББ 75).

Трубный звук шофара возвестил об освобождении Западной Стены и воссоединении И. в Шестидневной войне 19.7 года.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

башня стада ( Мих.4:8 ),

город великого Царя ( Пс.47:3 ; Мат.5:35 ),

город Господа ( Ис.60:14 ),

город Иудин ( 2Пар.25:28 ; Лук.1:39 ),

город истины ( Зах.8:3 ),

город правды ( Ис.1:26 ),

град Божий ( Пс.45:5 ; Пс.86:3 ),

жительница долины ( Иер.21:13 ),

престол Господа ( Иер.3:17 ),

радость всей земли ( Плач.2:15 ),

скала равнины ( Иер.21:13 ),

совершенство красоты ( Плач.2:15 ),

Иерусалим достался колену Вениаминову, но был расположен на границе с уделом Иудиным и сделался столицей Иудейского царства, объединившего эти два колена, когда остальные десять колен после смерти Соломона отделились.

Иерусалим расположен вокруг и севернее гор Сион (собственно город Давидов) и Мориа, расположенной на северо-восток от Сиона. Эти две горы в древности были соединены мостом и обнесены стенами. В дальнейшем город распространялся еще дальше на север и его стены несколько раз перестраивались. Иерусалим, расположенный на горах, особенно крутых с южной стороны, считался всегда очень надежной крепостью, но в своей истории подвергался многим нашествиям и разграблениям:

Православный энциклопедический словарь

главный город древней Палестины, место освященное жизнью, учением, страданиями, смертью, воскресением и вознесением Иисуса Христа.

Православная энциклопедия

всемирно известный город, главный из городов иудейской Земли Обетованной. В древности назывался Иевусом по имени основоположника рода Иевусеев, затем его завоевал царь Давид и построил на его месте свой город, нареченный Иерусалимом.

Библия: Тематический словарь

ИЕРУСАЛИМ как тема второй Царств:

Б. Важные названия этого города

2Цар 6:12,16; 3Цар 2:10

город великого Царя:

город Божий, жилище Всевышнего:

В. Важные исторические события, связанные с Иерусалимом

Авраам был готов принести в жертву Исаака там:

царь Иерусалима захвачен Иисусом Навином там:

город отдан колену Вениаминову:

завоеван Давидом, стал его столицей:

стал столицей Южного царства:

центр жизни Иудеев после изгнания:

Иисус вошел в него как царь:

Иисус был распят там:

Святой Дух излился там:

Благая Весть распространялась оттуда:

первое совещание церкви было проведено там:

Иисус предсказал его разрушение:

Лк 19:42–44; Лк 21:20-24

Г. Духовное значение Иерусалима

там пребывает имя Бога:

Втор 12:11; 3Цар 14:21

повернувшись лицом в его сторону, молятся Иудеи:

оттуда идет Слово Божие:

Пс 47:1–3,12–14; Пс 98:1,2

оттуда правит Мессия:

место последней исторической битвы:

Зах 14:1–5; Откр 20:7-10

небеса — Новый Иерусалим:

Откр 3:12; Откр 21:2,10-27

Энциклопедический словарь

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Ср. «История св. града И. от времен Апостольских и до наших» (СПб., 1044); «Путешествие игумена Даниила по Святой Земле в начале XII в.» (изд. археогр. комм., под ред. А. С. Норова); «Путь к Синаю», А. В. Елисеева; «Странствование», В. Григоровича-Барского; Chateaubriand, «Itinéraire de Paris à Jerusalem» (1811); Fergusson, «Essay on the ancient topography of Jérusalem» (1847); Baedeker, «Palestma u. Syrien» (1891, 3 изд.); Б. Мансуров, «Православные поклонники в Палестине» (1858); «Путешествие ко св. местам в 1830 г.» (1832); «Путешествие по св. земле в 1835 г.», А. С. Норова; «Путеводитель в св. град И. ко гробу Господню и прочим св. местам Востока, и на Синай», паломника-святогорца И. А. (1885); «Неделя в Палестине», В. Н. Хитрово (2 изд.); «Спутник православного поклонника в св. землю», протоиерея В. Я. Михайловского (вып. 2-й); «Воспоминание о поездке в Константинополь, Каир и И. в 1887 г.», А. Коптева; «Путешествие в Египет и Палестину», Е. Картавцева; «Раскопки на русском месте близ храма Воскресения в Г.», архим. Антонина (1883); Гейки, «Святая земля и Библия» (вып. 5—7); «Православие в св. земле», В. Н. Хитрово; «Сообщения и отчеты Ими. правосл. палестин. общ.» (1882—1 8 94). О патриаршей библ. И. см. Пападопуло-Керамевс.

Л. Вейнберг.

История. Древнейшие дошедшие до нас известия о И. заключаются в письменах, недавно найденных в Эль-Амарне, в среднем Египте, и содержащих в себе, между прочим, письма царя Урсалимму к егип. царю Аменофису III (XIV—XV в. до Р. Х.): И. указывается здесь как резиденция царька, состоявшего под властью Египта. В Библии И. впервые упоминается, под именем Салима, в книге Бытия (XIV, 18), где Мельхиседек называется царем салимским. Имя И. в первый раз встречается в книге Иисуса Навина (X, 1): во главе царей ханаанских, соединившихся против Иисуса Навина, значится Адониседек, царь иерусалимский. При разделе земли Обетованной И. достался колену Вениаминову, но постоянно находился во владении колена Иудина. Окончательно завоеван он был лишь Давидом, который, победив Йевусеев (см. Йевусей), завладел их крепостью. Сионом и стал жить в ней, назвав ее городом Давидовым, а вскоре перенес туда и ковчег завета. В сравнении с нынешним И., город в древнейшее время лежал несколько далее к Ю и занимал значительно меньшее пространство. Он состоял из двух частей — из города в собственном смысле и горной цитадели Сиона. Незащищенная часть И. была расположена по довольно широкому холму, высотой в 768 м, который с СВ примыкает к плоскогорью водораздела, со всех же других сторон окружен долинами, а Сион лежал к В от города, на узком, низком (ныне 690 м), но малодоступном холме. Господствуя над единственным невысыхающим ручьем И., Гионом, и над входом его в Кедронскую долину, Сион представлял собой ключ ко всей местности. Укрепления как Сиона, так и города И., начатые Давидом, были закончены Соломоном, который занял на вост. стороне, к С от Сиона, еще третий холм, построив на нем дворец, государственные здания и храм Иеговы. На этот третий холм (ныне выс. в 744 м) распространяется, в книгах пророков и в псалмах, имя Сиона. Постройки, появившиеся к С от древней Соломоновой стены, на единственной стороне, в которую город мог расширяться, Езекия окружил новой, так назыв. «второю » стеною.

Когда Езекии удалось предотвратить завоевание И. ассирийским царем Сеннахиримом (701 до Р. Х.), это подняло значение И., как священного, недоступного для язычников жилища Иеговы, и содействовало тому, что при религиозных реформах царя Иосии храм иерусалимский признан был единственным настоящим святилищем Иеговы во всем царстве Иудейском. В 597 г. до Р. Х. И. был взят вавилонским царем Навуходоносором. Новая осада, начавшаяся в 588 г., окончилась через 1 1/2 года полным разрушением города, в 586 г. И. вновь стал заселяться в 537 г., когда евреи вернулись из вавилонского плена. Зоровавель (см.) возобновил храм, но царский дворец и правительственные здания не были восстановлены. В 444 г. Неемия (см.), вновь окружил город стеной, придерживаясь вообще направления древней городской стены, а на С — стены Езекии; он же выстроил замок Бира, для защиты храма, к С от него, близ городской стены. О дальнейших судьбах И. под персидским владычеством почти ничего не известно. Посещение И. Александром Македонским в 332 г. не представляется невероятным, но во всяком случае рассказ об этом событии Иосифа Флавия сильно изукрашен. После этого И. находился попеременно под владычеством то Птолемеев, царей египетских, то Селевкидов, властителей Сирии, но в 198 г. до Р. Хр. надолго подпал власти последних. В 170 и 168 гг. Антиох IV и Епифан явился в И. с большим войском, приказал срыть стены, большой жертвенник перед храмом обратить в языческий алтарь и приносить на нем жертвы Зевсу Олимпийскому, древний же город Давидов превратил в сильную крепость и занял сирийским гарнизоном. Но уже в 160 г. Иуда Маккавей вновь овладел И., очистил храм от идолослужения и укрепил холм, на котором храм находился. Симон Маккавей овладел в 142 г. и крепостью сирийцев. Иоанн Гиркан I превратил замок Бира, или Барис, в свой дворец; в верхней части города существовал еще дворец Маккавеев. В 63 г. Помпей занял холм с храмом и подчинил И. римскому владычеству. При Ироде Великом И. снова пришел в цветущее состояние и украсился великолепными зданиями (театр, амфитеатр, может быть и ипподром). В то время И. распадался на верхний город (юго-зап. холм, древнейший И.), нижний город, или Акру (юго-вост. холм, некогда Сион, или город Давидов), храмовый квартал и предместье, к З от храма и к С от верхнего города. В сев.-зап. углу верхнего города Ирод выстроил великолепный дворец, наружные стены и башни которого отчасти сливались с городской стеной. С особым великолепием возобновил он храм, соединив его с западными частями города многочисленными мостами. Перестройка эта началась в 20—19 г. до Р. Х., но была закончена лишь в 62—64 г. по Р. Х. При Архелае возник на С тогдашнего города новый квартал, названный потом новым городом (καινή πόλις — Кенополис). Агриппа I приступил к укреплению города стеной («третья» стена И.), но предприятие это доведено было до конца лишь в начале иудейского восстания, в 66 г. по Р. Х. В эпоху Иродов И., по словам Иосифа Флавия, имел свыше 200000 жит., при окружности в 33 стадии (6,3 км). Во время Иисуса Христа к величайшим достопримечательностям И. и окрестностей его принадлежали: 1) дом судей, или претория (Ев. от Иоан. XVIII, 28), служившая жилищем рим. наместника в И., некогда дворец Ирода, к Ю от нынешней цитадели, и 2) находившийся перед преторией Лифостротон (т. е. каменный помост, Ев. от Иоанна, XIX, 13), по-еврейски Гаввафа, откуда Спаситель начал свой крестный путь. В 70 г. по Р. Х. И. взят был Титом и разрушен до основания; оставлены были только три башни Иродова дворца и часть городской стены, чтобы десятый легион мог там устроить укрепленный лагерь. В 130 р. имп. Адриан, в бытность свою в Сирии, задумал восстановить И. в качестве языческого города и этим вызвал последнее отчаянное восстание евреев против римлян. По подавлении этого восстания, И., под именем Aelia Capitolina, обращен был в рим. колонию; евреям, под страхом смертной казни, запрещен был вход в И., а на месте иудейск. святилища воздвигнут был храм Юпитеру Капитолийскому, со статуей Адриана.

Константин Великий в 326—335 гг. воздвиг на местах распятия и воскресения Спасителя великолепную базилику; И., который, по-видимому, и раньше населен был главным образом христианами, официально признан был христианским городом. Он оставался под властью визант. императоров до 614 г., когда завоеван был персид. царем Хозроем I I. По миру 628 г. император Гераклий вновь приобрел И., но уже в 637 г. халиф Омар подчинил его власти мусульман. И. получил араб. имя эль-Кудс (святилище) или Бэт-эль-Макадис (место святилища), но араб. писатели употребляют и название Аеliа, в форме Илия (Ilija). В 969 г. Аббассиды должны были уступить И. египетск. Фатимидам, а у этих последних он был в 1077 г. отнят Ортокидами, ветвью Сельджуков, которые стали подвергать христианских пилигримов жестоким преследованиям, чем и вызвали крестовые походы. После того, как Фатимиды, в 1098 г., вновь овладели И., он 15 июля 1099 г. завоеван был франц. крестоносцами, под предводительством Готфрида Бульонского (см. соотв. статью), и снова сделался столицей независимого государства, которое, при брате и преемнике Готфрида, Балдуине I, под именем Иерусалимского королевства на короткое время достигло, в середине XII стол., высокой степени процветания. После Балдуина I (1100—1118) в королевстве этом последовательно царствовали: его двоюродный брат Балдуин II (1118—1131), дочь последнего Мелизенда со своим мужем Фулько Анжуйским (1131—1143), их сын Балдуин III (1143—1162), брат последнего Амальрих (1162—1173), сын его Балдуин IV († 1183), племянник последнего Балдуин V и наконец узурпатор Гвидо де Лузиньян, при котором И., в 1187 г., вновь отнят был от христиан египетским султаном Саладином (см. Балдуин и Гвидо). Генрих Шампанский, которому Гвидо в 1193 г. передал кипрскую корону, а также преемники его, Амальрих II и Иоанн Бриеннский, не могли осуществить своих притязаний на И. Это в 1229 г. удалось импер. Фридриху II, который, посредством брака, приобрел право на иерусалимскую корону., но уже в 1244 г. И. вновь овладели мусульмане, и корона иерусалимская осталась лишь почетной регалией некоторых европейских династий. В 138 2 г. И. отнят был у Эйюбидов (из рода Саладина) египетскими мамелюками, а в 1517 г. им овладел халиф османов Селим I. С тех пор И. остается под владычеством Порты, за исключением лишь небольшого промежутка времени с 1833 до 1840 г., когда он находился во власти египетского вице-короля Мегмет-Али. Под турецким владычеством исчезли последние остатки средневекового блеска И. Некоторое возрождение города замечается в текущем столетии, когда в И., с 1820-х гг., появились протестантские миссионеры (германские, английские, американские) и европейские консулы (англ. с 1839 г., прусск. с 1842 г., русский с 1858 г.; еще в 1839 г. К. М. Базили, живший, главным образом, в Бейруте, назначен был консулом в Сирию и Палестину). Русская миссия основана была в И. в 1858 г.; первым ее настоятелем был известный еписк. Порфирий (Успенский). В истории внутренней жизни И. за новейшее время виднейшее место занимают споры из-за святых мест (см.).

Литература : С. Пономарев, «И. и Палестина в русск. литературе, науке, живописи и переводах» (СПб., 1877); de Saulcy, «Les derniers jours de Jérusalem» (Пар., 1864; русск. перевод К. Л. Кустодиева, Будапешт, 1874); Ренан, «Разорение И.», перев. П. Надеждина (М., 1886 — отрывок из его «Origines du Christianisme «); Ю. Виппер, » И. и его окрестности времен Иисуса Христа» (2 изд., M., 1886); von Sybel, «Ueber das Königreichs Jerusalem» («Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft», т. III, Берл., 1845); Tobler, «Denkblätter aus Jerusalem» (2 изд., Сан-Галлен, 1856); Guérin, «Jérusalem» (Пар., 1889); «Regesta regni Hierosolymitiani 1097—1291», изд. R ö hricht’ом (Инсбр., 1893). См. также в издании А. Суворина «Палестина». Добавить свое значение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *