Что означает слово хождение в литературе

Значение слова «хождение»

Что означает слово хождение в литературе

1. Действие по глаг. ходить (во 2 и 3 знач.). Хождение по городу. Хождение под парусами.— Сами вы вашим беспрерывным маханием рук и хождением на цыпочках еще больше тоску нагоняете. Достоевский, Идиот. Я у себя в Мелихове. 1/100 часть своего времени отдаю перу и бумаге, а 99/100 разным ненужным делам, вроде хождения за грибами. Чехов, Письмо В. А. Гольцеву, 15 июня 1893.

2. Устар. Странствие, паломничество. — На Святых горах купец один — знаменитый путешественник, описывающий хождения свои по святым местам в духовных журналах, — проповедовал народу страннему смирение, терпение и кротость. М. Горький, Исповедь. || Один из жанров древнерусской литературы, представляющий собой описание путешествий. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ХОЖДЕ’НИЕ, я, ср. 1. только ед. Действие по глаг. ходить в 1, 6, 7, 11, 12 и 17 знач. Х. по комнате. Х. на лекции. Х. в халате и туфлях. Занимался хождением по делам тяжебным. Тургенев. Х. в народ (см. итти). По образу пешего хождения (см. образ 1 ). 2. Название древнерусских описаний путешествий (лит.). Х. Афанасия Никитина в Индию.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

хожде́ние

1. действие по значению гл. ходить ◆ Ибо званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание. Н. В. Гоголь, «Размышления о Божественной Литургии», 1847 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Все эти важные обязанности пепиньерки нарушаются разными мелочными развлечениями, установленными в заведении постоянно, как-то: дежурством, хождением в классы, смотрением за девицами, усмирением возникающих между ними бунтов и т. п. И. А. Гончаров, «Пепиньерка», 1842 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Когда мы устанавливали мебель, то утомились от непривычного хождения по громадным комнатам. М. П. Чехов, «Антон Чехов на каникулах», 1904–1929 г. (цитата из НКРЯ)

2. фин. обращение (денег, ценных бумаг и т. п.)

4. устар. ухаживание за кем-либо ◆ Сию теорию посвящаю я вам, самоотверженные врачи, жертвующие временем вашим печальному занятию лечения и хождения за страждущими душевными болезнями. А. И. Герцен, «Доктор Крупов», 1846 г. ◆ Знаю, что живешь в деревне, озабочена хождением за двумя семействами и без меня имеешь много хлопот, но и я прошу немногого, четверть, много получасу в месяц или два. А. О. Корнилович, «Жозефине Осиповне Корнилович», 1832 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Женщина же урод не имеет никакой цены, если только за ней нет какого-нибудь особенного таланта, который нужен и в Англии. Одно преподавание языка или хождение за ребенком там не важность: остается уехать в Россию. И. А. Гончаров, «Фрегат «Паллада»», 1855 г.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово хождение в литературеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: тактика — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

«хождения»

Смотреть что такое «»хождения»» в других словарях:

ХОЖДЕНИЯ — жанр древнерусской литературы, произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Старшее из древнерусских хождений игумена Даниила в нач. 12 в.; жанр подвергся коренному переосмыслению в сочинении… … Большой Энциклопедический словарь

ХОЖДЕНИЯ — «ХОЖДЕНИЯ», жанр древнерусской литературы, произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Старшее из древнерусских «хождений» игумена Даниила в нач. 12 в.; жанр подвергся коренному переосмыслению в … Энциклопедический словарь

Хождения — жанр описания путешествий на Христ. Восток (Палестину, Афон, Константинополь). Путешественники назывались пилигримами, паломниками, каликами перехожими. Гл. цель таких путешествий поклонение христианским святыням. Самое раннее из известных рус. Х … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

«хождения» — жанр древнерусской литературы, произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Старшее из древнерусских «хождений» игумена Даниила в начале XII в.; жанр подвергся коренному переосмыслению в… … Энциклопедический словарь

Хождения — Хожение жанр средневековой русской литературы, форма путевых записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель. Другие названия жанра «путник», «странник», «паломник», «скаска», «посольство».… … Википедия

по способу(образу) пешего хождения — Две ляжки в пристяжне, сам в корню (едет на своей родной паре). Квис нон клячам габет пехотаре дебет (семинарск.) quis non клячам habet пехотаре debet кто не имеет клячи, пехтурой должен (отправляться) Ср. Лошадка нон эст, пеши ходаре дебет (то… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

по образу пешего хождения — Пехтура, пехондрасом, по образу пешего хождения. В рассказах И. С. Генслера явственно проступают черты того патриархально провинциального стиля, который так широко распространился в русской художественной прозе под влиянием Гоголя. Так же, как… … История слов

По образу пешего хождения — ОБРАЗ 1, а, мн. ы, ов, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

По способу пешего хождения. — По способу пешего хождения. См. ПУТЬ ДОРОГА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

по образу пешего хождения — нареч, кол во синонимов: 13 • на одиннадцатом номере (13) • на своих двоих (14) • … Словарь синонимов

Источник

Хождения

В ранний период существования жанра хожения в первую очередь писались паломниками, посетившими те или иные святые места — например, в Палестине или Константинополе. В дальнейшем, к XV в., жанр теряет свой религиозный оттенок; в частности, среди поздних хожений выделяется «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, описавшего впечатления от похода на восток с торговыми целями.

Хожения являются ярким отражением русского средневекового мировоззрения; в них сочетаются политические, нравственные, художественные интересы и идеи их авторов.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Сино́псис Ки́евский («Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа») — компилятивный обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй половине XVII столетия и изданный впервые в 1674 году в типографии Киево-Печерской лавры, в последний раз в Киеве в 1861 году. Автором предположительно являлся архимандрит лавры Иннокентий Гизель. В XVIII веке «Синопсис» был самым распространённым историческим сочинением в России. Традиционно считается одной из важных вех в формировании концепции.

«Вертогрáд многоцвéтный» — поэтический сборник Симеона Полоцкого, над которым автор работал в 1676—1680 годы. Включает в себя несколько тысяч стихотворных текстов, написанных силлабическим стихом. Является памятником русской литературы второй половины XVII века и одним из наиболее изученных текстов Симеона.

Троепе́рстное сложе́ние; Троепе́рстное кре́стное зна́мение — принятое в современном (со средних веков) православии (и некоторых иных древних восточных церквях) сложение пальцев правой руки при совершении крестного знамении или благословении (мирянином).

«Поуче́ние» («Э́ктезис» или «Э́кфезис») Ага́пита (др.-греч. Έκθεσις κεφαλαίων παραινετικῶν — «изложение глав убеждающих») — одно из византийских «Зерцал» (наставлений правителю), переводы которого получили широкое распространение в Западной Европе, Древней Руси и у южных славян. Адресованное императору Юстиниану I сочинение включает основные представления об идеальном христианском императоре, изложенное чеканными формулировками изысканным языком. Оно было наиболее популярным в Средние века учебником.

Источник

Хождения

Хо́жение — жанр средневековой русской литературы, форма путевых записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель. Другие названия жанра — «путник», «странник», «паломник», «скаска», «посольство». Также распространён не совсем правильный вариант названия — «хождение».

В ранний период существования жанра хожения в первую очередь писались паломниками, посетившими те или иные святые места — например, в Палестине или Константинополе. В дальнейшем, к XV в., жанр теряет свой религиозный оттенок; в частности, среди поздних хожений выделяется «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, описавшего впечатления от похода на восток с торговыми целями.

Хожения являются ярким отражением русского средневекового мировоззрения; в них сочетаются политические, нравственные, художественные интересы и идеи их авторов.

Образцы жанра

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Хождения» в других словарях:

ХОЖДЕНИЯ — жанр древнерусской литературы, произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Старшее из древнерусских хождений игумена Даниила в нач. 12 в.; жанр подвергся коренному переосмыслению в сочинении… … Большой Энциклопедический словарь

ХОЖДЕНИЯ — «ХОЖДЕНИЯ», жанр древнерусской литературы, произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Старшее из древнерусских «хождений» игумена Даниила в нач. 12 в.; жанр подвергся коренному переосмыслению в … Энциклопедический словарь

Хождения — жанр описания путешествий на Христ. Восток (Палестину, Афон, Константинополь). Путешественники назывались пилигримами, паломниками, каликами перехожими. Гл. цель таких путешествий поклонение христианским святыням. Самое раннее из известных рус. Х … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

«хождения» — жанр литературы Древней Руси; как правило, записки о путешествии к Святым местам или на церковные соборы. Известно более 70 произведений этого жанра: около 50 оригинальных и около 20 переводных. К числу наиболее популярных хождений относится… … Литературная энциклопедия

«хождения» — жанр древнерусской литературы, произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Старшее из древнерусских «хождений» игумена Даниила в начале XII в.; жанр подвергся коренному переосмыслению в… … Энциклопедический словарь

по способу(образу) пешего хождения — Две ляжки в пристяжне, сам в корню (едет на своей родной паре). Квис нон клячам габет пехотаре дебет (семинарск.) quis non клячам habet пехотаре debet кто не имеет клячи, пехтурой должен (отправляться) Ср. Лошадка нон эст, пеши ходаре дебет (то… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

по образу пешего хождения — Пехтура, пехондрасом, по образу пешего хождения. В рассказах И. С. Генслера явственно проступают черты того патриархально провинциального стиля, который так широко распространился в русской художественной прозе под влиянием Гоголя. Так же, как… … История слов

По образу пешего хождения — ОБРАЗ 1, а, мн. ы, ов, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

По способу пешего хождения. — По способу пешего хождения. См. ПУТЬ ДОРОГА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

по образу пешего хождения — нареч, кол во синонимов: 13 • на одиннадцатом номере (13) • на своих двоих (14) • … Словарь синонимов

Источник

Хождения

ХОЖДЕНИЯ – жанр древнерусской литературы. X. назывались произведения, в которых описывались путешествия-паломничества в Палестину, Византию, страны Востока. Главной целью паломников было поклонение христианским святыням в Вифлееме, Иерусалиме, Константинополе и в других восточнохристианских центрах. X. совершались как официальными представителями русской церкви, так и по собственной инициативе или обету паломников (их называли «калинами перехожими»). Они жаждали увидеть место рождения Иисуса Христа, описанные в Евангелиях холмы, сады, здания, колодцы и т. д., пройти «крестный путь» Христа до Голгофы, посетить храм Гроба Господня. Подобные X. совершались на протяжении всего средневековья; некоторые из путников сочетали благочестивые цели С. торговыми и дипломатическими интересами. Известно более семидесяти произведений, написанных в жанре X., они составляли заметную часть в круге чтения Древней Руси. Среди X. известны так называемые «путники» – краткие указатели маршрутов, содержавшие только перечень пунктов, через которые пролегал путь паломника из Руси в Святую землю. Пример такого «путника» – «Сказание Епифания мниха о пути к Иерусалиму»: «От великаго Новограда до Великих Лук 300 верьст, от Лук до Полоцка 180. от Царя-града Евксеньским (Черным) морем. и всего от великаго Новограда до Иерусалима 3420 верьст. Аминь». Но чаще всего X. содержали не только описание маршрута, но и сведения географического и этнографического характера, а самое главное – личные впечатления паломников от увиденного (описания соборов, их росписи и утвари, богослужения и т. д.) и пересказ сюжетов Священного писания или апокрифических легенд, соотносимых С. посещенными паломником достопримечательностями.

Наиболее известны и распространены в древнерусской книжности были X. Даниила игумена(нач. XII в.), Антония Новгородского (его мирское имя – Добрыня Ядрейкович; нач. XIII в.), Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина (XIV в.), иеродиакона Зосимы (XV в.), купца Василия Познякова, Трифона Коробейникова (XVI в.), монахов Арсения Суханова, Ионы Маленького (XVII в.), Ивана Лукьянова (1702 г.) и некоторых др.

Авторы X. нередко проявляют книжную образованность, начитанность в Священном писании, агиографии, исторических повестях. Некоторые X. представляют ценность как исторические источники: так, Антоний Новгородский описал Царьград до его разграбления в 1204 г. крестоносцами; Зосима, Стефан Новгородец и анонимный автор видели и описали конную статую византийского императора Юстиниана в Константинополе незадолго до ее гибели и т. д.

В жанре X. написано и сочинение Афанасия Никитина, но оно существенно отличается от других X., как отличается сама судьба тверского купца, по роковому стечению обстоятельств оказавшегося в далекой стране, чуждой по языку, обычаям и вероисповеданию.

В XVI и XVII вв. в России учащаются посольства и иные дипломатические миссии в европейские страны. Создается особый жанр «отписок», «статейных списков» – отчетов о поездках в Англию, Францию, Испанию, Китай и др. страны. Эти «отписки», как правило, излагаются деловым языком и редко наделены литературно-художественными достоинствами.

Изд.: Хождение игумена Даниила / Подг. текста, перевод и комм. Г. М. Прохорова // ПЛДР: XII век. – М., 1978. – С. 24–115, 627–645; Прокофьев Н. И. Хождение Игнатия Смольнянина // Литература Древней Руси: Сб. научных статей. – М., 1978. – Вып. 2. – С. 123–149; «Хождение» Стефана Новгородца / Подг. текста, перевод и комм. Л. А. Дмитриева // ПЛДР: XIV – середина XV века. – М., 1981. – С. 28–41, 529–531; Книга хожений. Записки русских путешественников XI – XV вв. / Сост., подг. текста, перевод, вступит ст и комм. Н. И. Прокофьева. – М., 1984; Записки русских путешественников XVI – XVII вв. / Сост., подг. текстов, комм. Н. И. Прокофьева и Т. И. Алехиной. – М., 1988 (обе книги в серии «Сокровища древнерусской литературы»).

Лит.: Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы XIV века. – Л., 1934; Адрианова-Перетц В. П. Путешествия // История русской литературы. – М.; Л., 1941. – Т. 1. – С. 365–374; Данилов В. В. О жанровых особенностях древнерусских хождений // ТОДРЛ. – 1962. – Т. 18. – С. 21–37; Прокофьев Н. И. 1) «Хождения» как жанр в древнерусской литературе // Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. № 288: Вопросы русской литературы. – М., 1968. – С. 3–24; 2) Русские хождения XII – XV вв. // Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. № 363: Литература Древней Руси и XVIII века. – М., 1970. – С. 3–264; Белоброва О. А. 1) Черты жанра «хождений» в некоторых древнерусских письменных памятниках XVII века // ТОДРЛ. – 1972. – Т. 27. – С. 257–272; 2) Антоний // Словарь книжников. – Вып. 1. – С. 39–40; 3) Агрефений; Александр; Варсонофий; Василий (гость); Зосима; Игнатий (Смольнянин); Коробейников Трифон // Словарь книжников.– Вып. 2, ч. 1.– С. 7–8, 20, 109, 116–117, 363–364, 395–397, 490–491; 4) Позняков Василий // Словарь книжников. – Вып. 2, ч. 2. – С. 296–297; 5) Василий Гагара; Иона Маленький; Котов Федот Афанасьевич. // ТОДРЛ. – 1990. – Т. 44. – С. 61, 131–132, 150; Дмитриев Л. А. Стефан Новгородец // Словарь книжников. – Вып. 1. – С. 447–448; Творогов О. В. Даниил // Там же. – С. 109–112; Прохоров Г. М. Епифаний // Словарь книжников. – Вып. 2, ч. 1. – С. 210; Понырко Н. В. Иоанн Лукьянов // ТОДРЛ. – 1990. – Т. 44. – С. 126–127.

Белоброва О. Л. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *