Что означает слово хорезм
Значение слова «Хорезм»
Хорезм
1. древний регион Средней Азии с центром в низовьях Амударьи ◆ Область Сугуд в бассейне рр. Зеравшан и Кашкадарья входила в состав Персии, составляя вместе с Парфией, Хорезмом и Ареей ее сатрапию, которая ежегодно вносила в казну 300 талантов. О.М. Луговой, «Правители Востока», 2007 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заронить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словом «хорезм»
Отправить комментарий
Предложения со словом «хорезм»
Индоиранское «хорезм» – первая страна зороастризма.
Даже само название «Хорезм» в переводе с иранского означало «солнечная земля».
Хорезм – колыбель древнейшей культуры – открывает перед ним новые высоты в познании тайн природы.
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Хорезм
Полезное
Смотреть что такое «Хорезм» в других словарях:
Хорезм — 1920 … Википедия
Хорезм — древнее и средневековое государство в низовьях реки Амударья (современные области Туркменской ССР, Узбекской ССР, территории Каракалпакской АССР). Античная историческая традиция причисляет хорезмийцев к племенам круга саков. Полагают, что … Художественная энциклопедия
ХОРЕЗМ — древнее государство Ср. Азии с центром в низовьях Амударьи область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли, высокой культуры. Возникло в 7 6 вв. до н. э. Земли Хорезма подвергались завоеваниям. 4 6 вв. начало складывания… … Большой Энциклопедический словарь
хорезм — сущ., кол во синонимов: 1 • государство (36) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Хорезм — Куня Ургенч, Ургенч Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
Хорезмі — прізвище … Орфографічний словник української мови
Хорезм — историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о X. встречаются в Бехистунской надписи (См. Бехистунская надпись) Дария I и «Авесте» (См. Авеста); многие исследователи, кроме того,… … Большая советская энциклопедия
Хорезм — Государство Кангюй некоторые исследователи отождествляют с Хорезмом, Эта точка зрения возникла потому, что китайские источники вплоть до раннего средневековья не знают Хорезма, известного из древнеперсидских и античных источников. Возможно, что… … Всемирная история. Энциклопедия
ХОРЕЗМ — древнее гос во в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о X. встречаются в Бехистунской надписи Дария и Авесте ((Яшт X. 14); многие исследователи, кроме того, отождествляют с X. авестийскую Арьянам вайчах первую зороастрийскую страну). В… … Советская историческая энциклопедия
Хорезм — (Kharismia) Монгольское завоевание Средней Азии Этот город, столица Хорезмского государства (в совр. Узбекистане), был осажден монголами во главе с тремя сыновьями Чингисхана летом 1220. Его жители оборонялись с чрезвычайным упорством в течение… … Энциклопедия битв мировой истории
Значение слова хорезм
хорезм в словаре кроссвордиста
хорезм
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Большая Советская Энциклопедия
Живопись и скульптура Х. развивались в синтезе с архитектурой, были проникнуты идеями прославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти (Топрак-Кала, глиняные раскрашенные статуи и барельефы, многоцветные росписи минеральными красками). Уникальны керамические оссуарии в виде статуй (5 в. до н. э. ≈ первые вв. н. э.; см. илл.) ≈ условно-обобщённые образы умерших. Широко распространены терракотовые статуэтки: богини плодородия, изображенной в традиции переднеазиатской коропластики, фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в «скифской» одежде. В 4≈3 вв. до н. э. изготовлялись керамические фляги с барельефами мифологического содержания.
В искусстве Х. после арабского завоевания постепенно стали преобладать черты, общие для стран Халифата (см. Арабская культура ). Наряду с пахсой, сырцом и деревом (каркасные постройки) стали применять обожжённый кирпич (в монументальном строительстве). Средневековые зодчие Х. разработали оригинальные шатрово-купольные конструкции (мавзолеи 12 в. в Ургенче древнем), использовали в архитектурном декоре узорную кладку из кирпича, резную терракоту, ганч. Высокими художественными достоинствами отличается поливная керамика Х.
Лит.: Бартольд В. В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч., т. 1, М., 1963; его же, Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в., там же, т. 3, М., 1965; Якубовский А. Ю., Развалины Ургенча, «Известия Государственной академии истории материальной культуры», 1930, т. 6, в. 2; Толстой С. П., Древний Хорезм, М., 1948; его же. По следам древнехорезмийской цивилизации, М., 1948; его же, По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, т. 1≈10, М., 1952≈77; Материалы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, в. 1≈10, М., 1959≈1975; Неразик Е. Е., Сельские поселения афригидского Хорезма, М., 1966; Лившиц В. А., Хорезмийский календарь и эры Древнего Хорезма, в сборнике: Палестинский сборник, в. 21 (84), Л., 1970; Пьянков И. В., Хорасмии Гекатея Милетского, «Вестник древней истории», 1972, ╧ 2.
Древние страны. Хорезм
Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII—VII веков до нашей эры. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой — «низкая земля». С.П. Толстов считал что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам. (Срав.осет. хори зæнхæ — земля солнца) Около VIII—VII вв. до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII—VI вв. до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.
Цивилизация Хорезма возникла приблизительно в середине 2 тысячелетия до нашей эры. Это произошло позднее рождения древнего Египта и Вавилона, но в очень похожих природных условиях. Питающаяся горными ледниками Памира, великая река Амударья тогда, как и сегодня, несла свои воды за тысячу километров, чтобы в низовьях образовать плодородный оазис у окраин пустыни Кызылкум. Связанное с речными паводками сезонное орошение, богатое рыбой и дичью побережье Аральского моря и бескрайние пастбища сделали эту землю колыбелью уникальной культуры, оставившей после себя грандиозные памятники — затерянные города и исполинские крепости.
Хорезм — страна городов
Только в Элликкалинском районе современного Каракалпакстана сосредоточено более двух сотен городищ, самые знаменитые из которых, например, Топрак-кала или Аяз-кала, по сложности сооружения и масштабам постройки почти не уступают египетским пирамидам. Всего на территории, некогда занимаемой древним Хорезмом, древних крепостей — около тысячи. Большинство из них еще мало изучено, поскольку находятся они в стороне от проезжих дорог, среди непроходимых барханов и солончаков, в руслах давно пересохших рек.
В середине VI в. до н. э. Хорезм становится частью империи Ахеменидов. Видимо, он был завоеван Киром. Кир назначил своего сына Таноксиарка наместником Хорезма, Бактрии и Парфии. Хорезм упоминается в Бехистунской надписи Дария I. Геродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 г. до н. э. на Грецию. Хорезмийцы принимали участие в строительстве столицы Ахеменидской империи — Персеполь. Воины-хорезмийцы служили в ахеменидской армии в разных частях империи. Один из них, по имени Даргоман, упоминается в Верхнем Египте. На Бехистунской скале сохранились изображения древних хорезмийцев.
Еще до походов Александра Македонского в Среднюю Азию Хорезм обрел независимость от Ахеменидов. В V в. до н. э. на основе арамейского письма была разработана хорезмийская письменность. На месте древнего городища Топрак-кала археологи обнаружили остатки архива документов на хорезмийском языке. Хорезмийское письмо использовалось до VIII века. Основной религией древних хорезмийцев был зороастризм. При археологических исследованиях памятников древнего Хорезма были найдены оссуарии — глиняные ящики для захоронения костей умерших людей.
В результате завоевательных походов Александра Македонского государство Ахеменидов было уничтожено. В 328 году до н. э. правитель Хорезма Фарасман отправил к Александру послов во главе со своим сыном Фратаферном. Александру было предложено совершить совместный поход в Закавказье, но у царя Македонии были иные планы и он отказался.
Исследования руин
В ходе исследований для поисков погребенных под песком крепостных стен и древних оросительных каналов еще советским археологам была предоставлена даже военная авиация, в результате чего в Кызылкуме были обнаружены целые «страны» из связанных между собой укрепленных сооружений.
Первая загадка, с которой столкнулись исследователи, заключалась в том, что крупные поселения древнего Хорезма обнаружились вдали от плодородной поймы Амударьи, в которой уже с 5 века до нашей эры существовала развитая сеть ирригационных сооружений. Но земледельческий оазис граничил с владениями кочевых племен, с которыми в мирные времена шел интенсивный обмен зерна и ремесленных изделий на мясо и шерсть. Однако для поддержания мира от тех же кочевников нужно было охранять границы.
Непокорное русло Амударьи нередко меняющееся и в наши дни, в прошлом было знаменито катастрофическими наводнениями. Поэтому древние хорезмийцы возводили свои города не на берегу реки, а на пустынных возвышенностях, защищая неприступными стенами дворцы правителей, воинские казармы, храмы поклонения огню и солнцу и кварталы ремесленников.
Топрак-кала или Земляной город
В 1938 году известный советский археолог С.П.Толстов при проведении разведочных работ в пятидесяти километрах от правого берега Амударьи обнаружил развалины древнего города площадью более 17 гектаров (500 на 350 метров), окруженные крепостными стенами высотою до 20 метров и толщиной до 12 метров. Так была открыта Топрак-Кала или Земляной город, считающийся столицей династии, правившей Хорезмом в 2-3 веках нашей эры.
Население Топрак-калы, по мнению ученых, достигало тогда 2,5-3 тысяч человек, не считая женщин и детей. В укрепленном сторожевыми башнями царском дворце археологи раскопали «Зал царей» — династическое святилище с 23 массивными фигурами из глины, «Тронный Зал», «Зал побед», «Зал оленей», «Зал танцующих масок» и «Комнату червонных дам» с женскими барельефами, напоминающими карты Таро.
«Зал темнокожих воинов» представляет собой особую загадку, поскольку, по реконструкциям академика М.М.Герасимова, хорезмийцы относились к явно европеоидному типу людей, были светлоглазыми блондинами с тонкими чертами лица, хотя со смуглой или бронзовой кожей.
Рядом с крепостью, в те времена окруженной плодоносящими виноградниками и возделанными полями, располагалась загородная резиденция и охотничий парк за квадратной оградой. Подобные парки у азиатских вельмож назывались «парадайза». Роскошный отдых в цветущих садах с прохладными источниками и экзотической дичью, которой некуда бежать от охотников, был напрямую связан с представлением о парадизе — рае, который богоподобные правители обустраивали для себя уже в земной жизни.
К несчастью, большинство материальных находок Топрак-Калы не пережили новейшего времени. В разгар исследований С.П.Толстова грянула Вторая мировая война, и ученый ушел на фронт добровольцем, возобновив раскопки лишь в 50-е годы. До сих пор среди местных жителей бытует легенда о несметных сокровищах, будто бы найденных Толстовым, но в первые дни войны в спешке перепрятанных где-то неподалеку по приказу советского руководства.
На самом деле ценнейшие из находок — скульптуры и фрески — сильно пострадали от дождей и перепадов температур, поскольку большинство из них были выполнены из того же материала, что и сами величественные сооружения — из обычной глины.
В отличие от египетских пирамид и дворцов Вавилона замки древнего Хорезма строились без применения камня, так как в окрестностях не было известняка и гранита, а древесина тугайных зарослей не подходила для производства бревен и досок. Но хорезмийцы, по-видимому, обладали какими-то уникальными строительными секретами, позволявшими возводить очень прочные сооружения из сырцовых кирпичей и глины. Мелкие камни, подобранные в пустыне, служили лишь укрепляющей прослойкой в кладке, а речной песок, впитывающий дождевую воду, обеспечивал сухость внутренних помещений.
Топрак-кала была сложена из миллионов крупных кирпичных блоков размером 40х40х12 сантиметров. Для их изготовления и доставки на место строительства была задействована вся государственная машина. Изучив своеобразные «товарные знаки» на каждой партии кирпичей, археологи пришли к выводу, что в те времена государство Хорезма включало в себя не меньше 15 провинций с населением приблизительно 30-50 тысяч человек в каждой.
Вычисления помогли понять и то, почему исполинский замок, простоявший почти 2000 лет, был покинут его жителями всего через двести лет после постройки. Первоначально считалось, что местность могла обезлюдеть из-за того, что очередной поворот русла Амударьи оставил без воды оросительные каналы, самый крупный из которых отходил от речных берегов на 70 километров. Но теперь ученые склоняются к тому, что Топрак-Кала могла быть была заброшена по чисто политическим причинам. В 305 году основатель новой династии Африг перенес резиденцию в Кас на территории современного города Бируни, наверное, не захотев жить в тени славы своих предшественников.
Крепость Кызыл-Кала или Красная крепость
На десять веков пережила Топрак-калу соседняя крепость Кызыл-Кала, поначалу служившая лишь дополнительным укреплением. Несмотря на сравнительно небольшие размеры (65х65 метров), эта крепость имела двойные стены толщиной 8 метров каждая, чтобы стенобитные орудия не смогли открыть врагам доступ во внутренние помещения. Благодаря такой оборонительной мощи Кызыл-Кала прослужила защите границ Хорезма вплоть до нашествия орд Чингисхана в 13 веке.
Местные жители верят, что Кызыл-Калу и Топрак-Калу до сих пор связывает многокилометровый подземный ход, в котором обитают злые духи пустыни, бродят души предков и спрятаны несметные богатства.
Крепость на ветру Аяз-Кала
Настоящим чудом света можно назвать городище Аяз-Кала или Крепость на ветру, расположенную в 20 километрах к северо-востоку от Топрак-Калы, между движущимися песками Кызылкума и отрогами священных гор Султан Увайс.
Обширное городище на плоской возвышенности, возникшее, возможно, еще в 4 веке до нашей эры, спустя пять веков, во времена Кушанской империи, было укреплено удивительным замком на вершине крутого холма высотой 60 метров, преодолеть подъем на который пешему человеку трудно даже налегке.
Стены Аяз-Калы обращены к четырем сторонам света, а единственный вход, предваренный хитроумным лабиринтом, устроен с юга, чтобы господствующий в этих краях южный ветер сам выдувал из города пыль и мусор.
Легенда косвенно подтверждает, что новые крепости и дворцы в древнем Хорезме во времена его расцвета при очередной смене правящих династий сооружались с исключительной легкостью.
С вершины Аяз-калы открывается вид на одноименное озеро Аязколь, вода в котором настолько соленая, что и летом кажется покрытой ледяной коркой. На севере едва заметен у горизонта силуэт следующего замка Кырккыз-Кала, где археологи нашли удивительное захоронение по обряду древних огнепоклонников — очищенные солнцем и хищными птицами части человеческого скелета были помещены в керамический кувшин — хум в форме женской головы.
Священные горы Султан Увайс
К северо-западу от крепостей Аяз-Кала и Топрак-Кала тянется невысокая гряда гор Султан Увайс, знаменитая абсолютно черной окраской породы. Эти горы, единственные во всем Хорезме, считаются священными. Некогда на их склонах существовало святилище Анахиты — богини воды и плодородия. До наших дней сохранился лишь пруд со священными рыбами, которых до сих пор, если они гибнут от пересыхания родника во время засухи, хоронят с плачем, завернув, как людей, в белые саваны.
Ислам, утвердившийся в низовьях Амударьи в средние века, чтобы преодолеть древние языческие культы, распространил в этих местах культ Ваиса аль Карани — йеменского пастуха, ставшего одним из первых последователей пророка Мухаммеда. Ему посвящен мазар в урочище Султан Баба, который ежегодно посещают тысячи паломников, считающих, что Султан Увайс жил и погиб за веру на земле Хорезма.
Но в соседстве с народными поверьями культ мусульманского святого, занесенный с юга Аравийского полуострова, приобрел здесь своеобразные черты. Так у казахов и туркмен его считают покровителем верблюдов. А в засушливых местах Хорезма он, как некогда Анахита, считается покровителем дождя и подземных источников.
Согласно другому мифу, узнав, что в сраженье с неверными пророк Мухаммед потерял зуб, Увайс выбил себе все 32 зуба и обратил их в камни, которыми побил полчища врагов веры. Из этих камней и возникли священные горы.
Народные предания, сложившиеся спустя века после первого расцвета цивилизации Хорезма, отражают исконную веру хорезмийцев в особую, данную свыше, благодать, которой наделена их земля. Почти через тысячу лет после того как опустели засыпанные песком древние крепости на правом берегу Амударьи, Хорезм пережил новый расцвет. Государство Хорезмшахов, утвердившееся в средневековье на правом берегу реки, в Гургандже и Хиве, распространило свое влияние от Памира и Тянь-Шаня до Персидского залива и междуречья Тигра и Евфрата, уступив только натиску моголов.
Цивилизации древнего Египта и Вавилона были мало известны европейцам до сенсационных открытий, сделанных археологами в 19 веке. Историю древнего Хорезма ученые начали изучать лишь в середине прошлого века, и до сих пор она скрывает множество удивительных тайн.
Что такое Хорезм? Значение слова horezm, исторический словарь
Хорезм
1. Хорезм – древнее государство Средней Азии с центром в низовьях Амударьи – область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли, высокой культуры. Возникло в VII–VI вв. до н. э. Земли X. подвергались завоеваниям. IV–VI вв. – начало складывания раннефеодальных отношений. В 712 г. X. завоевали арабские феодалы. С 1220 г. в составе Монгольской империи, затем улус Джучи. С XVI в. большая часть территории X. была включена в Хивинское ханство.
2. Хорезм – Государство Кангюй некоторые исследователи отождествляют с Хорезмом, Эта точка зрения возникла потому, что китайские источники вплоть до раннего средневековья не знают Хорезма, известного из древнеперсидских и античных источников. Возможно, что «Кангюй» китайских хроник — это название племэн, кочевавших к северо-востоку от Хорезма. С конца IV по II в. до н. э. в Хорезме на смену старым сельским поселениям появляются укреплённые дома-массивы. Это связано с началом преобладания земледелия над скотоводством и с расширением ирригационной системы. Наряду с такими поселениями появляются и «города», представляющие собой скопления домов-массивов, защищённых общей стеной. Таковы, например, городища Джанбас-кала и Базар-кала. Получает значительное развитие ремесло, растёт торговля, и усиливаются экономические связи Хорезма с другими странами. В этот период происходят значительные изменения в военной организации и тактике хорезмийцев. Преобладающим родом войска в Хорезме была конница. До конца IV в. до н. э. она состояла из тяжеловооружённых всадников, частично копейщиков, частично лучников. Эта армия, успешно отражавшая набеги иррегулярной конницы кочевников, оказалась недостаточно эффективной, когда на границах Хорезма появилась македонская армия, сомкнутый строй которой — македонскую фалангу — не могла преодолеть даже тяжеловооружённая конница массагетов. В связи с этим существовавшие в Хорезме до того раздельно два типа катафрактариев (тяжеловооружённых всадников) сливаются: они становятся конницей, вооружённой одновременно и для дальнего и для ближнего боя. Тактика этой конницы состояла в том, чтобы сперва расстроить сомкнутый строй пехоты противника градом стрел, а затем довершить её поражение рукопашным боем. После македонского завоевания Средней Азии Хорезм остался здесь единственным независимым государством. В нём искали опоры освободительные движения, происходившие в среднеазиатских сатрапиях царства Селевкидов. Так, в период отпадения Парфии на Хорезм ориентировались Аршакиды. Ещё в первой половине II в. до н. э. начинается наступление Хорезма на эллинистическую Бактрию. Около 170 г. до н. э. Хорезм завоёвывает Согдиану, а несколько позже — не входивший в состав Бактрии Чач, иначе Шаш (Ташкентский оазис). Во второй половине II в. Хорезмийское государство граничило на юге с Парфией и Тохаристаном, на юго-востоке — с Ферганой, на востоке — с кочевьями усуней. На севере и на западе жили различные кочевые племена, частично зависимые от Хорезма. После падения Греко-Бактрийского царства хорезмийские цари склонны были считать себя наследниками эллинистических царей Бактрии. Так, они начинают чеканить монету по образцу монет Эвкратида и с его именем. Наиболее ранними хорезмийскими монетами считаются две серебряные монеты безымённого хорезмийского царя конца I в. до н. э. Монеты снабжены титулатурой Эвкратида и характерной тамгой, подтверждающей их хорезмийское происхождение. О социальном строе Хорезма в этот период (II в. до н. э.— I в. н. э.) известно пока немного. Кочевые племена, зависимые от Хорезма, находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. В их быту имелись некоторые пережитки матриархата. Содержимое курганов свидетельствует о наличии в их среде имущественного неравенства. Значительное развитие керамического производства говорит о том что некоторые из этих племён вели полуоседлый образ жизни. Для оседлого населения Хорезма были, повидимому, характерны раннерабовладельческие отношения. Наиболее распространённым в Хорезме видом религии в этот период были ранние формы зороастризма. В городах имелся так называемый «дом огня», являвшийся центром зороас трийского культа. С зороастризмом переплетались и более близкие крестьянству архаические культы богини плодородия и вод Ардвисуры-Анахиты и её спутника— умирающего и воскресающего бога растительности Сиявуша. Среди кочевого населения были распространены характерные почти для всех центральноазиатских кочевников культы неба и небесных светил, а также культ предков.