Что означает слово хохол в отношении к народу
Хохлятство — это внутреннее состояние или внешняя маска?
Вы никогда не задумывались, почему украинцев называют хохлами? Кто-то использует это название как шутливое прозвище, не вкладывая в него никакого негативного смысла. Для кого-то это – крайне оскорбительное обращение, выставляющее (по мнению оскорбленного лица) в невыгодном свете украинца. Откуда же взялось это обращение и при чем здесь «хохол»? Вам интересно? Давайте погружаться в историю.
О чем толкуют словари
«Толковый словарь живого великорусского языка» Даля толкует лексему «хохол» как «украинец, малоросс».
«Толковый словарь русского языка» Ушакова указывает на шовинистский характер этого обозначения, вкладываемый в него великороссами. Далее следует указание, что понятие «хохол» может иметь шутливое, бранное, разговорное значение и является дореволюционным.
В «Словаре современного русского литературного языка» (издания 1965 года) указывается на то, что это название первоначально имело оскорбительный для украинцев смысл, а со временем стало восприниматься как шуточное или запанибратское.
Словарь Ожегова ставит знак равенства между понятиями «хохол» и «украинец».
Зарождение «хохлятства»
Признаки запорожского сечевика
Оселедец, роскошные усы и золотая серьга в ухе – обязательные приметы запорожского сечевика. Откуда пошла такая традиция, остается только гадать. У историков есть мнение, что выбритый череп с оставленной на нем длинной прядью в давние времена свидетельствовал о принадлежности человека к очень знатному и высокому роду.
Именно так выглядел новгородский (впоследствии великий князь киевский) князь Святослав Игоревич, живший в X веке. Возможно, что сечевикам было известно о том, как выглядели великие полководцы древней Руси, и они просто переняли эту традицию.
Есть еще одна интересная гипотеза необходимости оселедца. Считалось, что запорожцы, пролившие немало крови в боях, накопили столько грехов, что искупить их молитвами было немыслимо, а вечное горение в адском пламени не представлялось им заманчивой перспективой.
Поэтому среди них было распространено стойкое убеждение, что Господь мог помиловать бойца, особо заслужившего его милость, вытащив своего избранника из адского пламени именно за этот самый чуб.
Ввиду особой миссии, возложенной на оселедец, за ним тщательно ухаживали: смазывали салом и нередко завивали, раскалив гвоздь на пламени костра. Носить его следовало так, чтобы он осенял левую сторону лица и тем самым стряхивал с левого плеча всякую нечисть, имеющую обыкновение садиться на него и подбивать человека на деяния, направленные против бога.
Оселедец носили только зрелые, заслуженные казаки (молодых казаков стригли «под макитру»; право носить чуб надо было заслужить).
Оселедец был главной отличительной чертой, выделявшей запорожцев среди прочих людей и позволявшей им узнавать друг друга повсюду (особенно лазутчикам, находящимся в тылу врага).
Оселедец был не только неотъемлемой чертой облика запорожца, но и являл собой знак стойкости их веры. Именно поэтому у казаков, попавших во вражеский плен, первым делом отрубали их пышный чуб, пытаясь пошатнуть эту стойкость: ведь Господу не за что уже было вытащить казака из геенны огненной.
Не стоит пренебрегать и гигиеническим смыслом подобной прически у казаков, ведших кочевой образ жизни. Во время походов отсутствие волос на голове предотвращало возможность размножения паразитов (полностью же сбрить все волосы с головы им не позволяли религиозные убеждения).
«Хохлатыми» запорожцев прозвали петербуржцы, изумленные необычностью внешнего вида делегации, прибывшей в тогдашнюю столицу российской империи по приглашению самого Петра I. Изначально прозвище звучало как «хохлатые люди» (люди, носящие на голове «хохлы»). Позже оно сократилось до одного слова и прочно закрепилось за всеми представителями украинского народа.
Этимология слова «оселедец»
А не хотелось ли вам узнать, почему казачий чуб назвали оселедцем? Существует также несколько версий:
«Оселедцем» украинцы называют селедку. Скорее всего, длинный чуб запорожцев получил свое название по аналогии с вытянутой формой ее тела.
Изначально прядь волос, оставляемая в самом центре головы, называлась «осередец» и лишь впоследствии трансформировалась в современный «оселедец».
Слово «оселедец» имеет какое-то отношение к салу (или смальцу), которым запорожцы умащивали свои роскошные чубы.
Превращение в «хохлов»
В крымскотатарском (крымском) языке есть слова «хо» («сын») и «хол» («солнце»). Возможно, именно сочетание этих слов и образовало прозвище, данное украинцам.
Не менее достойна внимания гипотеза, выдвинутая в ходе этимологического исследования этого слова. Было высказано предположение, что словосочетание «хал-гол», существующее в монгольском языке, появилось еще со времен татаро-монгольского нашествия. На русский язык оно переводится как «сине-желтый» и вызывает ассоциацию с цветами флага Галицко-Волынского княжества, которые впоследствии позаимствовали запорожские сечевики для своих боевых знамен. Выбор цветов для государственного стяга был не случаен, поскольку у древних славян они символизировали две важнейшие стихии: воду и огонь.
Коренные жители Сибири «величали» хохлами украинцев (а также потомков запорожцев), белорусов и даже русских, в массовом порядке переселявшихся в этот регион с начала 80-х годов XIX века из теплых, но скудных крестьянскими наделами краев. Сибирь привлекала их отсутствием помещичьих усадеб и огромными пространствами нераспаханных земель.
Хохлами называют православных христиан (как украинцев, так и русских) старообрядцы, относящие себя к группе липован, проживающие в небольшом украинском городе Вилково Одесской области.
Гипотез происхождения прозвища «хохол», как оказалось, не так уж и мало. Наиболее вероятной представляется все-таки самая первая, связанная с особенностями внешнего облика запорожских сечевиков.
Современное отношение к прозвищу
Термин «хохол», указывающий на принадлежность к украинскому народу и не несущий никакого подтекста, в просторечии является синонимом слова «украинец». Но это только в просторечии.
Любопытно, что отношение к слову «хохол» в разных частях Украины совершенно разное. На западе Украины прозвище «хохол» считается крайне оскорбительным; жители Восточной Украины никогда не реагировали на это слово подобным образом и до сих пор воспринимают совершенно спокойно.
Но в ряде случаев «хохол» может действительно нести оскорбительное, унижающее национальное достоинство украинцев, значение. Иногда можно услышать, что Украину называют «Хохляндией», «Хохлостаном», а жителей этой страны представляют в утрированном виде, неотделимом от вышитых сорочек, шаровар «шириной с Черное море», длиннейшими висячими усами и залихватски закрученным оселедцем на темени.
Конечно же, никакого отношения к реальной действительности все эти высказывания и характеристики не имеют, и заниматься распространением подобных анекдотов, равно как и давать нелестные оценки целому народу, могут лишь люди политически ограниченные и невежественные.
Хохол (национальное прозвище)
Содержание
Этимология
Использование в русском языке
Прозвище широко используется в русском языке, это нашло отражение в географических названиях, например, Хохловская площадь и Хохловский переулок в Москве, где расположен храм Троицы живоначальной «в Хохлах» [1], названы так по жителям Украины, заселявшим эту местность с XVII века [7] ; Хохольского района Воронежской области. В фамилиях — Хохловы.
Слово «хохол» (в отношении канцлера Российской империи князя Безбородко) использовал в своей поэзии Пушкин:
На площади, у городского колодца, богиней стояла рослая хохлушка в подкованных башмаках на босу ногу; у нее были карие глаза и та ясность широкого чела, которая присуща хохлушкам и полькам.
Одна хата хохлацкая чего стоила — ее белизна, ее гладкая, ровная, очеретёная крыша. Как богато казалось в этой хате внутреннее убранство по сравнению с неряшливым убожеством суходольских изб!
— Эй, хохол! Дорогу давай! На казачьей земле живешь, сволочуга, да ишо дорогу уступать не хочешь?
Географические и исторические названия, связанные с термином «хохол»
Наличие нескольких географических и исторических названий, имеющие в названии «хохол» противоречит версии об первоначально оскорбительном значении слова.
В Москве
Хохол (ЭСБЕ)
Хохол — селение Воронежской губернии, Нижнедевицкого уезда, в 30 верстах от уездного города, при речках X. и Девице. Жителей 8910. Существует с XVII в.
Хохольский и Хохольский район Воронежской области
Объяснение происхождения названия дается на сайте геральдика.ру
Районный центр — село Хохол возникло в 1665 году, и свое название получило от реки Хохол. По преданию первые поселенцы построили свои дома у дуба, имевшего развесистую крону, похожий на птичий хохол. Согласно другой версии, термин «Хохол» пошел от кочевников и означает «сине-желтый». Обе версии возникновения села нашли свое отражение на флаге Хохольского муниципального района. Голубой цвет — символ чести, славы, преданности, истины, красоты природы, добродетели и чистого неба. Жёлтый цвет (золото) — символ прочности, величия, урожая, изобилия, разума, великодушия.
Хохол-Тростянка
См. также
Источники
Расовые, этнические, религиозные, региональные и социальные прозвища
с Россией
славяне |
---|
мир
Полезное
Смотреть что такое «Хохол (национальное прозвище)» в других словарях:
Национальное прозвище — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устана … Википедия
Хохлы (национальное прозвище) — Хохол (жен. хохлушка, хохлячка) прозвище украинцев. Впервые термин зафиксирован в словаре «Триязычный лексикон» Поликарпова в 1704 году [1]. Значение «украинец, малоросс» для термина «хохол» также записано в «Толковом словаре» Даля [2]. «Словарь… … Википедия
Киви (национальное прозвище) — У этого термина существуют и другие значения, см. Киви. Киви (англ. Kiwi) национальное прозвище новозеландцев и часто используемое самоназвание жителей Новой Зеландии. Прозвище начало формироваться в годы Первой мировой войны в… … Википедия
Весси (национальное прозвище) — Весси (ед.ч. так же, от нем. Westen запад). Так называли жителей Западного Берлина до объединения ФРГ и ГДР. В наши дни так иногда называют жителей западной части Германии. Данное прозвище носит часто негативный характер. См. также Осси… … Википедия
Москали (национальное прозвище) — Москаль в украинском, польском, белорусском языках прозвище, употребляемое по отношению к русским, русскоязычным и россиянам. Также в русском языке прозвище москвичей. Содержание 1 Этимология и история употребления 2 … Википедия
Кацапы (национальное прозвище) — Кацап унизительное прозвище русских, употребляемое украинцами, поляками, словаками, белорусами. Употребляется также русскими из южных регионов России в отношении выходцев из центральных и северных областей. Содержание 1 Этимология 2… … Википедия
Бульбаши (национальное прозвище) — Бульбаш (множественное число бульбаши) прозвище белорусов, происходящее от белорусского слова бульба, картофель. По сведениям газеты «АиФ в Белоруссии», республика входит в десятку мировых лидеров по производству картофеля, а по выращиванию… … Википедия
Бош (национальное прозвище) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бош … Википедия
Хачи (национальное прозвище) — Хачи, Хачики оскорбительное прозвище армян[1], иногда всех представителей народов Кавказа.[2] В русском языке первоначально распространилась форма «хачик», произошедшая от распространённого армянского именем Хачик (уменьшительное от «Хачатур»… … Википедия
Чурки (национальное прозвище) — Чурки унизительное прозвище представителей народов Средней Азии (происходит от Туркестан Чуркестан)[1] в современном русском языке.[1] Содержание 1 Употребление 1.1 Примеры употребления … Википедия
Что на самом деле означает слово «хохол»
Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.
Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.
«Хохол» или «оселедец»?
Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».
Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.
Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.
Происхождение оселедца
В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».
Значение этой прически для казаков
Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.
Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.
Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.
Хохол (прозвище)
По определению Толкового словаря русского языка Ожегова, «Хохлы (устар. и разг.) — то же, что украинцы». [6]
Содержание
Происхождение слова
В Киевской Руси такой чуб мог означать принадлежность к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности князя Святослава Игоревича, указывающее, что он носил оселедец [10] : «Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода».
Использование в русском языке
Слово «хохол» (в отношении канцлера Российской империи князя Безбородко) использовали в своей поэзии Державин и Пушкин:
..В князья не прыгал из хохлов..
На площади, у городского колодца, богиней стояла рослая хохлушка в подкованных башмаках на босу ногу; у нее были карие глаза и та ясность широкого чела, которая присуща хохлушкам и полькам.
П. М. Бицилли (1879—1953) писал в 1930 году, рассматривая украинцев как часть русских:
Есть люди, придающие значение тому, что великоросс зовет малоросса «хохлом», а малоросс великоросса «кацапом» или «москалем», и тому подобным мелочам. Я пойду дальше и признаю, что антагонизм между Севером и Югом в России несомненно есть. Это общий факт. Он существует и в Германии, и во Франции, и в Италии, и в Испании, и в Американской республике. Но этот факт — не одно и то же, что антагонизм национальный, и не о нем, поэтому, идет сейчас речь.
Одна хата хохлацкая чего стоила — ее белизна, ее гладкая, ровная, очеретёная крыша. Как богато казалось в этой хате внутреннее убранство по сравнению с неряшливым убожеством суходольских изб!
— Эй, хохол! Дорогу давай! На казачьей земле живешь, сволочуга, да ишо дорогу уступать не хочешь?
Географические и исторические названия, связанные с термином «хохол»
В Москве
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Хохол (прозвище)» в других словарях:
Хохол — Хохол: Хохол (хохолок) торчащий клок волос или перьев (в лобной части головы). См. Чуб. Хохол (прозвище) прозвище украинцев Хохол (село) село в Воронежской области, административный центр Хохольского сельского поселения Хохол… … Википедия
Хохол (национальное прозвище) — Хохол (жен. хохлушка, хохлячка) прозвище украинцев. Впервые термин зафиксирован в словаре «Триязычный лексикон» Поликарпова в 1704 году [1]. Значение «украинец, малоросс» для термина «хохол» также записано в «Толковом словаре» Даля [2]. «Словарь… … Википедия
Хохол (сленг) — Хохол (жен. хохлушка, хохлячка) прозвище украинцев. Впервые термин зафиксирован в словаре «Триязычный лексикон» Поликарпова в 1704 году [1]. Значение «украинец, малоросс» для термина «хохол» также записано в «Толковом словаре» Даля [2]. «Словарь… … Википедия
Хохлы (национальное прозвище) — Хохол (жен. хохлушка, хохлячка) прозвище украинцев. Впервые термин зафиксирован в словаре «Триязычный лексикон» Поликарпова в 1704 году [1]. Значение «украинец, малоросс» для термина «хохол» также записано в «Толковом словаре» Даля [2]. «Словарь… … Википедия
Москали (национальное прозвище) — Москаль в украинском, польском, белорусском языках прозвище, употребляемое по отношению к русским, русскоязычным и россиянам. Также в русском языке прозвище москвичей. Содержание 1 Этимология и история употребления 2 … Википедия
Национальное прозвище — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устана … Википедия
Киви (национальное прозвище) — У этого термина существуют и другие значения, см. Киви. Киви (англ. Kiwi) национальное прозвище новозеландцев и часто используемое самоназвание жителей Новой Зеландии. Прозвище начало формироваться в годы Первой мировой войны в… … Википедия
Кацапы (национальное прозвище) — Кацап унизительное прозвище русских, употребляемое украинцами, поляками, словаками, белорусами. Употребляется также русскими из южных регионов России в отношении выходцев из центральных и северных областей. Содержание 1 Этимология 2… … Википедия
Гук (прозвище) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гук. Гук (англ. Gook) разговорное слово, означающее грязь, дорожное месиво, вязкая жидкость или еда; месиво, размазня; (презрительно) болван; деревенщина; подонок … … Википедия
Бульбаши (национальное прозвище) — Бульбаш (множественное число бульбаши) прозвище белорусов, происходящее от белорусского слова бульба, картофель. По сведениям газеты «АиФ в Белоруссии», республика входит в десятку мировых лидеров по производству картофеля, а по выращиванию… … Википедия
Кто такие хохлы?
Тарас Григорьевич Шевченко умер в Петербурге 26 февраля 1861 года. За неделю до этого Император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Документы обнародовали 5 марта, и ему не удалось стать свидетелем отмены порядка, который он так ненавидел.
За очень короткую жизнь – всего 47 лет ему удалось стать не только великим поэтом и художником, но и великим первопроходцем.
Первым из подданных Российской империи он освободился от рабства только лишь благодаря своему таланту.
Первым сыном крепостных крестьян он ворвался в литературу России, еще в ту пору, когда сочинительство было уделом представителей дворянского сословия.
Первым из отечественных литераторов он создал ярчайший художественный образ современного ему режима, став эстетическим выразителем всех неправедностей и злоупотреблений крепостного права.
Первым он открыто объявил преступной Кавказскую войну.
Первым доказал, что его народ имеет право на литературный язык, а, значит, и на самоопределение.
Первым, не получив систематического образования, стал академиком.
И спустя полтора века он не порос библиотечной пылью, а остался живым человеком, которого слепо любят и люто ненавидят, с которым спорят, спорят, спорят и наяву, и даже во сне…
«Хохол останется хохлом
Хоть ты пусти ЕГО в Европу
Где надо действовать умом,
И потому-то на Руси
Завещано, аж Мономахом:
«Связаться Боже упаси!
Коварен жид, хотя и слеп ;
«Хохлы» Т.Г.Шевченко 1851г.
Много споров вокруг этого стихотворения. Иные начисто отрицают авторство великого поэта, иные наоборот, почуяв возможность возвеличить себя над хохлом, в порыве «ВЕЛИКОРУССКОГО» самолюбования, с пеной у рта доказывают о принадлежности этих строк автору. Есть и третьи, и их имя «легион». Примерно как в известном рассказе:
— Я свинарка Пелагея Катеринчук, ни хрена не читала роман профессора Живаго, но гневно выступаю против… и прочее.
Судя по всему Шевченко делает разницу между хохлами и малороссами, как тогда именовали официально украинцев.
Кстати такую же тенденцию можно заметить и у других великих того времени. Для Гоголя, малоросс ассоциируется с Украиной, а вот хохол, живет на Украине, да только он не малоросс, а именно хохол.
Хохол глупее вороны, а хитрее черта. Хохол не соврет, да и правды не скажет. И по воду хохол, и по мякину хохол! Хохлацкий цеп на все стороны бьет (хохлы молотят через руку).
А еще существует нечеса, космач, мазница, хохлик. Эти слова синонимы хохлу. И означают они черта!
В Воронежской области есть село Хохол, которое является центром Хохольского района.
И опять людская память, сохранившаяся в названиях старой Москвы, делает четкое разделение: дьяк Украинцев, Малоросская улица, Украинская площадь. И в то же время существует полицмейстер Хохловцев? Похоже, что до революции, люди знали различие между хохлами и украинцыми. Причем одних они так называли в обиду, а других в шутку. \
Так, кто же ты такой, хохол?
Хохол (жен. хохлушка) — этнофолизм, уничижительное иногда шутливое прозвище украинцев. Вот так трактует Википендия. Маловато! Ну что же, порыщем по словарям!
Впервые зафиксировано в словаре «Триязычный лексикон» Поликарпова в 1704 году. Значение «украинец, малоросс» для термина «хохол» также записано в «Толковом словаре» Даля.
«Словарь современного русского литературного языка», изданный в 1965 году, утверждает, что хохол — «название украинца, первоначально уничижительное, затем шутливое, фамильярное».
По определению словаря Ушакова (1935—1940) — «в устах шовинистов — великоросов — украинец» с указанием, что слово является дореволюционным, разговорным, шутливым, бранным.
По определению Толкового словаря русского языка Ожегова, «Хохлы (устар. и разг.) — то же, что украинцы».
В XIX веке в Сибири хохлами могли называть не только украинцев, но и белорусов, и русских переселенцев из южных районов европейской части России. Некоторые же группы украинских переселенцев нередко использовали в это время, традиционно считавшееся оскорбительным слово «хохол» в качестве этнонима — самоназвания, указывающего на отличие от великороссов. В частности этнографами зафиксировано несколько легенд на Слобожанщине, в Харьковской губернии, Купянском районе, о сотворении «хохлов» и «москалей» апостолами Петром и Павлом.
Предлагаю читателю вспомнить, что происходило в то время, когда слово хохол появилось впервые в словаре Поликарпова в 1704 году. Должна, же быть, хоть какая ни будь, историческая зацепка?! А вот и она! Переяславская рада! Присоединение Украины к Руси.
То есть на Руси слово хохол появляется в момент присоединения Украины? А почему раньше хохлами не звали? Ведь насолили эти народы России, мама не горюй. Один Кремль чего стоит, да Сагайдачного походы на Русь! А Дорошенко? Значит, слово пришло на Русь с Украины? И русские только переняли его?
Я нашел ответ на все эти вопросы и рекомендую почитать мои миниатюры «Кем командовал гетман Богдан?» и «Вернемся к нашим баранам».
Ну а вкратце все было так:
Я еще вернусь к нему, а пока продолжим о запорожцах. Гетман Богдан Хмельницкий. Никогда не был Гетманом Запорожским, хотя бы потому, что Запорожская Сечь была отдельным государством и никогда не подчинялась Речи Посполитой. Да, сотник Богдан бывал на Запорожье и даже ходил в походы с казаками-запорожцами, но никогда не занимал высокого положения на Сечи. Гетман Зиновий-Богдан командовал РЕЕСТРОВЫМ КАЗАЧЕСТВОМ, созданным королями Речи Посполитой, как раз для защиты от запорожцев и выполнения полицейских функций в той части страны, где проживали этнические малороссы и литвины. О Западной Украине речи вообще не ведется, такого понятия не существует до 1939 года, воссоединения Западной и Восточной Украины Сталиным. Звпадно-Украинская республика ЗУНР, созданная после революции 1917 и Западная Украина вещи совершенно разные, не только территориально, но и по своему этническому содержанию. Ранее территории эти именовались Галицией.
Кроме запорожцев и реестровых казаков польского короля, на территории было еще одно казачье войско. Оно существует до 18 века и имеет свое четкое название «черкассы». Это потомки племен черных клобуков, родственные молдаванам. Причина их исчезновения во многом не понятна, но мне кажется, что их просто переписали в реестровое казачество.
Итак в Украине того времени, существовали три сословия:
Трудовой народ или холопы
Реестровые кОзаки, которых с присоединением Украины к России начнут звать Войском Запорожским
Черкассы – казаки порубежные с Османской Портой
На границе Украины стояли кАзаки Запорожской Сечи, не имевшей ни малейшего отношения к Украине или Польши, в состав которой она входила.
Именно по прическе того времени и определяли принадлежность людей к тому или иному слою. Купец стригся в скобку, мастеровой носил длинные волосы с обручем на голове, холоп стригся под горшок (кузнеца Вакулу вспомните), запорожцы носили, как и их предки – бродники вьющийся локон именуемый оселедцем и т.д.
Посмотрите на портрет Богдана Хмельницкого. Что у него на голове? Точно не оселедец! На голове его ХОХОЛ – остриженная кругом голова с клоком волос от темени до лба. Этакий чуб, похожий на современный ирокез. Именно так и повелел стричься своим реестровым кОзакам король Речи Посполитой. Вот их то и называло население хохлами. Реестровых не любили на Украине, потому, что они выполняли и функции полиции, отбирали оброк у крестьян, и наказывали особенно ретивых. Мало того, реестровые воевали в составе польского войска. Жили они по месту дислокации своих полков, по сотням и являлись украинскими панами, на которых работали украинские селяне. Барщина господа! Так продолжалось до того времени, пока у сотника Хмельницкого, польский шляхтич не отобрал жену. Вот тогда то и началось его противостояние с Польшей, переросшей в народное восстание, которое частично поддержали Запорожские казаки. Прозванные хохлами реестровые кОзаки и были теми первыми хохлами, которым это прозвище давалось в обиду. А теперь прочитайте приведенные стихи крепостного мужика Шевченко, опираясь на только, что полученные знания. Ну как, понятно про кого писал Тарас, который как известно был из холопов? Да конечно про потомков реестрового казачества, ставшего позже малоросской мелкотравчатой шляхтой. Это Екатерина возведет их в ранг малороссого дворянства. Все эти помещики, описанные Гоголем в Малороссии и есть потомки реестровых казаков гетмана Богдана. Тарас пишет о своих единоплеменниках «выбившихся» в люди.
Кстати, реестровые кОзаки отличались и одеянием. То, как изображается, украинский реестровый кОзак выдумка позднего времени. Это в большинстве своем изображены запорожцы, а вот природный реестровый кОзак одевался в форму очень похожую на польского жовнежа (солдата). В написанных мною миниатюрах, названных в этой работе, есть портрет такого кОзака. Конечно, когда во время восстания Хмельницкого, польская корона перестала финансировать реестровое казачество, все эти условности с одеждой отошли в сторону. Да и не реестровые казаки свершили восстание. Несомненно, они были костяком бунтарей, но победы гетмана Богдана дались в основном силами посполитой голоты (бедноты), которую и призывал Хмельницкий под свои хоругви, обещая посполитым волю и всеобщее казачество «как на Сечи».
Читатель видно заметил, что говоря о реестровом казачестве, я пишу кОзаки. Именно так, они и записаны в универсале польского круля, дабы сделать различие между ними и запорожцами. Это уже значительно позже, благодаря таким историкам, как Яворницкий, сольются в единую реку три разных народа и посполитые крестьяне, которые составляли основную часть населения Украины, объявят всему миру, что они «кОзацкого роду» (слова из гимна Украины), сами не понимая, что называют себя хохлами, угнетателями их предков.
Однозначно, что в современной Украине сложился украинский этнос. Две трети народу страны считают себя украинцами и это очень здорово! Однако идя по пути создания здорового этноса, нельзя писать историю под вымышленные события и личности, потому, что в самый тяжелый момент своей истории, народ, опирается именно на свои исторические корни, ища там ответы на важные для него вопросы. Так вот у истории совет получить можно, а у мифологии нет. Украинцам есть чем гордиться и без придуманных легенд о своей древности. Наверное нужно знать правду о своей истории, а не опираться на мнения человека служившего » и нашим и вашим».
Прятал Димка Яворивский свои хохляцкие корни. Ой, прятал! Ведь именно с его подачи слово «ХОХОЛ» становится тем по смыслу, которым мы понимаем по сей день. Так, что многим в Украине можно вздохнуть спокойно:
Ну и напоследок скажу такую вещь. В описанных названиях улиц Москвы разобраться можно еще проще, чем с запорожцами. Просто во времена императора Павла, в Москву на постоянную дислокацию прибыл Нежинский рейтарский полк, коий и состоял из хохлов, потомков реестровых козаков польского короля. Поставлен же на жительство был сей полк, как раз в те места Москвы, про которые я и рассказывал.